Консультации для родителей

Немерцалова Маргарита Андреевна

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Василий Александрович Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. По данным американских исследователей, такое состояние можно сравнить с переживаниями взрослого человека в ситуации развода. Это нетрудно понять — ведь ломается привычный стереотип жизни, в котором ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно, так как успел к нему приспособиться и уже примерно знал, что за чем в течение дня последует и как это будет происходить.

Второй чрезвычайный психотравмирующий факт — разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые заботились о ребенке с рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому часто примешивается чувство покинутости, брошенности. Чтобы удостовериться, что этого не произошло, дети иногда начинают вести себя недопустимым образом, как, бы проверяя, насколько может разгневаться на него мама, которая не хочет больше его видеть, а заодно и эта новая тетя, с которой его оставляют, и определить, таким образом, добрая она или злая, любит его или нет.

Нужно отметить, что в большинстве случаев ни педагоги, ни родители не отдают себе в полной мере отчета в том, насколько ответствен момент выхода ребенка в детский сад, насколько серьезные, хотя иногда и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь.

Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с «капризами».

К воспитателю ребенок также должен иметь возможность привыкнуть и удостовериться в том, что он готов взять на себя заботу о его благополучии, что на пего «можно положиться». Это требует времени и терпения со стороны взрослого. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога — заслужить доверие ребенка.

Наконец, совершенно непривычно для ребенка и представляет значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди 15—20 сверстников. Ребенок включается в достаточно сложную систему отношений распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования намерений и желаний разных детей. Важно отдавать себе отчет, что даже уровень шума в группе поначалу может быть сильным психотравмирующим фактором.

Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, нужно сделать его постепенным.

I этап. Работа заведующей с родителями

Когда родители в первый раз приходят в детский сад, чтобы оформить документы на своего малыша, сразу же проведите с ними беседу. Обратитесь к ним с просьбой найти возможность начать водить ребенка не с того дня, когда мама должна выйти на работу, а, как минимум, за месяц до этого, чтобы постепенно увеличивать длительность его пребывания в детском саду — от 1,5— 2 часов до полного дня.

Не забывайте, что не только дети, но и многие родители тяжело переживают предстоящую разлуку с ребенком, тревожатся, хорошо ли ему будет в детском саду. У многих родителей есть изначальное предубеждение против дошкольного учреждения. Тревога взрослых неизбежно передается малышу, и эта тревога естественна, она не может рассматриваться как какой-то каприз. Вам надо успокоить родителей, убедить их в том, что рядом с их малышом будут внимательные, добрые, грамотные люди. Расскажите о воспитателях и их помощнике, которые работают в группе, отметьте их достоинства. Затем можно провести "родителей по детскому саду, зайти в группу, познакомить родителей с тем воспитателем, к которому они приведут своего ребенка.

II этап. Работа воспитателя с родителями

Когда родители (желательно мама) ребенка приходит к вам в группу, выйдите к ней навстречу, поздоровайтесь, обращаясь по имени и отчеству, представьтесь. Затем пригласите ее осмотреть группу. Покажите шкафчики, в которых дети хранят свою одежду, расскажите, куда какие вещи они убирают, чтобы мама почувствовала: у вас в группе — порядок, и вы следите за вещами детей. Объясните, что ребенок сам может выбрать из свободных шкафчиков тот, который ему понравится, и принести из дома красивую картинку, чтобы наклеить на шкафчик. Расскажите, какие вещи нужны в качестве сменных.

Затем проведите маму в групповую комнату. Покажите игрушки и пособия. Расскажите, что с детьми будут проводиться занятия, они будут рисовать и лепить, петь и танцевать, слушать сказки, что ребенок, если захочет, может принести из дома любимые игрушки.

Покажите маме спальню, расскажите, что за каждым ребенком закреплена определенная кровать, на которую тоже можно наклеить картинку. Если у мамы будут пожелания, куда лучше положить ее малыша, по возможности выполните ее просьбу. Покажите туалетную комнату, отметьте специально, что у каждого ребенка свое полотенце и свой горшочек, которым пользуется только он.

Затем расскажите о режиме дня, выясните, соблюдается ли он дома и насколько Отличается от принятого в детском саду. Постарайтесь убедить маму, что принятый в детском саду режим желательно соблюдать и в выходные дни.

Присядьте вместе с мамой и расспросите ее, как она настроена, тревожит ли ее что-нибудь в связи с тем, что ее ребенок пойдет в детский сад. Пусть подробно расскажет вам, что ее беспокоит, и вы вместе обсудите, как облегчить период адаптации. Важно, чтобы мама почувствовала: вы выделяете ее малыша из общей массы детей и готовы принимать во внимание особенности его характера.

Договоритесь точно, когда ребенка в первый раз приведут в детский сад (желательно утром, ближе к концу завтрака, накормленного).

Внимание!

Родители надеятся на то, что:

  • Вы будете внимательно прислушиваться к их просьбам и пожеланиям относительно детей;
  • С Вами можно будет посоветоваться о ребенке;
  • Вы будете рассказывать, чем занимаетесь с детьми, как ведет себя их ребенок в группе, что у него хорошо получается;
  • Вы будете ласковы с детьми;
  • Дети всегда будут чистыми, тепло и аккуратно одетыми, сытыми и жизнерадостными.

В общении с родителями и родственниками нужно придерживаться слет дующих правил:

  • в любое время они могут прийти в группу и находиться там столько, сколько

нужным;

  • они могут приводить и забирать ребенка в удобное для них время;
  • воспитатель должен неуклонно выполнять их просьбы относительно питания, сна, одежды ребенка.

Для того чтобы обрести в лице родителей ребенка союзников, нужно учитывать, что общение имеет свои закономерности. Прежде всего следует настроиться на диалог, а не на поучение.

Некоторые советы Дейла Карнеги позволят вам сберечь собственную энергию и душевные силы и сделать общение с родителями приятным и конструктивным.

Итак, помните, что «критика бесполезна потому, что она заставляет человека обороняться и, как правило, стремиться оправдать себя. Критика опасна потому, что она наносит удар по его гордости, задевает чувство собственной значимости и вызывает обиду».

«Знаете ли вы кого-нибудь, кого вам хотелось бы переделать, исправить и усовершенствовать? Прекрасно! Но почему не начать с самого себя? С чисто эгоистической точки зрения это намного полезнее, чем пытаться усовершенствовать других».

«Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу, и люди будут хранить в памяти ваши слова и повторять их через много лет после того, как вы их уже забудете».

«Улыбка... ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче».

III этап. Первые контакты с ребенком

Первая неделя

Вы выходите навстречу маме и малышу, ласково улыбаетесь, здороваетесь, располагаетесь так, чтобы ваши глаза оказались на одном уровне с глазами ребенка. Протяните к нему руки, погладьте его, возьмите за руки, если он охотно идет на физический контакт. Если же ребенок прижимается к маме — не настаивайте. Пусть мама держит ребенка за руку столько, сколько он захочет. Не надо ругать его за то, что он испугался. Постарайтесь его чем-нибудь заинтересовать. В раздевалке покажите шкафчики, расскажите, что у каждого из детей есть свой шкафчик с любимой картинкой, куда они кладут свои вещи. Скажите ребенку, как можно вас называть. Форма обращения может быть разной в зависимости от того, какую считаете приемлемой вы сами. Вполне допустимы и такие варианты, как «баба Таня, тетя Надя, Анна, Ира» и т. п.

Предложите ребенку раздеться на банкетке и пойти посмотреть игрушки. Вводя его в группу, обратитесь к другим детям: «А это к нам пришел... А вот Саша, это Нина, это Олег...» Если малыш сразу побежит к игрушкам, пусть играет. Если же он не отпускает руку мамы, пусть они пройдут в игровой уголок вместе. Через какое-то время вы покажете ребенку, где туалет, предложите воспользоваться им. По мере надобности помогите ему раздеться и одеться.

Помните: первые контакты с ребенком — контакты помощи и заботы. Он должен понять, что на вас можно положиться, как на маму, что вы готовы помогать ему и защищать его в этом новом для него месте.

Когда дети начинают собираться на прогулку, помогите ребенку застегнуть пуговицы, завязать шапку, если он согласится; если нет — пусть ему поможет мама. Мама может помочь вам одеть и других детей. С прогулки мама забирает ребенка домой. Так проходит вся первая неделя.

Вторая неделя

В течение второй недели воспитатель постепенно начинает принимать все большее участие в одевании, раздевании ребенка, предлагает ему различные игры. Мама может уйти по своим делам спустя 10—15 минут, обязательно четко сказав ребенку, что она придет за ним, как обычно, после прогулки. Малыш остается в группе в течение такого же времени, что и в первую неделю, но без мамы. Если ребенок сам выразит желание пообедать или поспать вместе с другими детьми, адаптационный цикл закончится быстрее. Хорошо, если в течение этой недели ребенок привыкнет к вам настолько, что будет сам идти на руки, на колени, будет принимать вашу ласку.

Третья неделя

Взрослому трудно понять, насколько значим для ребенка переход к новым условиям кормления, новому вкусу того, что ему предлагают за завтраком, обедом. Чтобы дополнительно не травмировать малыша утром, в течение первых двух недель желательно кормить его дома. В течение третьей недели вы постараетесь приучить его есть в детском саду. Никогда и ничем нельзя кормить ребенка насильно! Докармливать можно только в том случае, если ребенок не возражает. Ребенок имеет право не любить то или иное блюдо, оно может показаться ему невкусным.

Желательно, чтобы в первые два-три дня мама приходила за малышом к концу прогулки, помогала ему раздеться, и он обедал в детском саду в ее присутствии. Если он захочет, мама покормит его даже в том случае, если ребенок может, есть сам. В следующий раз предложите ему свою помощь: покажите, что вы готовы покормить его так же спокойно и ласково, как мама, что вы не будете настаивать на том, чтобы он

доел все или ел то, что ему заведомо не нравится. По окончании обеда, если ребенок отказывается ложиться спать, мама забирает его домой. Если ребенок хорошо адаптируется, через два-три дня можно предложить ему остаться и поспать со всеми детьми в группе, выбрать для себя кроватку. Если ребенок отказывается — эта работа переносится на четвертую неделю.

Четвертая неделя

Многие дети любят класть с собой в постель любимую игрушку. Если такая игрушка у ребенка есть, предложите ему принести ее с собой в детский сад. Пока ребенок будет, есть, медвежонок или собачка могут устроиться в кроватке и ждать малыша там. Если ребенок не захочет, можно разрешить ему не спать, сказать, что он только полежит на кровати со своей игрушкой, может тихонько с ней поговорить.

Обязательно нужно посидеть с ребенком, ласково погладить его. Желательно при этом тихо, шепотом говорить что-то ласковое, например: «Сашенькины ручки будут отдыхать, им тепло и хорошо... тепло и спокойно... Они лежат свободно... тепло и свободно... Глазки закрываются, тоже будут отдыхать... и ножки будут отдыхать...» Можно тихонько напеть колыбельную песню. Детей удивительно успокаивает всем известная мелодия песенки «Баю-баюшки-баю, не ложился на краю...» Вы можете просто тихо напевать ее, как бы про себя, без слов.

Работая с детьми этого возраста, выбирая стиль общения с ними, важно помнить следующее: ребенок должен решить для себя, что воспитатель совсем как мама.

Итак, в адаптационный период очень важно:

  • проявить максимум терпимости ко всем просьбам и даже капризам ребенка и заслужить его доверие;
  • сохранять постоянство обстановки в группе и порядка следования равных событий жизни, обозначая переходы от одного события к другому так, чтобы ребенок успевал на него настроиться;
  • найти возможность индивидуального общения с каждым ребенком; не форсировать начало «групповой» жизни;
  • исподволь познакомить детей друг с другом и установить незыблемые правила общежития.

Что нравится детям в воспитателях?

Искренность всех проявлений.

Доброта и отзывчивость к живым существам.

Веселое, доброе настроение и умение создать его у других.

Богатая фантазия и воображение, способность увлеченно играть на равных, придумывать праздники и развлечения.

Красивая одежда и прическа, украшения.

Мелодичный, певучий голос, ласковые обращения, негромкая речь.

Мягкие, ласковые движения.

Умение придумывать и рассказывать истории.



Предварительный просмотр:

Вы любите, чтобы ваш малыш был при вас? Стараетесь сделать так, чтобы ему всегда было хорошо, и предупредить его желания еще до того, как он сам их осознал?

Возможно, что вы проявляете чрезмерную заботу о вашем малыше - иными словами, гиперопекаете его. Но действительно ли это лучшая модель воспитания, которую вы можете предложить своему ребенку?

Иногда вам и самой кажется, что вы чрезмерно заботитесь о своем ненаглядном, и что на самом деле столько внимания ему и не нужно, а может быть, даже вредно. Возможно, что в этом есть доля истины…

Случай из жизни

Леша был у Лидии единственным и долгожданным ребенком. В течение пяти лет она с мужем Сергеем безуспешно пыталась зачать малыша. Наконец, у них это получилось. Роды прошли спокойно, но вскоре малыш стал часто болеть: у него была слабая иммунная система. Из-за этого Леша почти все время был дома, а выходил гулять на улицу только под присмотром мамы и ненадолго.

Когда Лида думала о том, как ее малыш может простудиться, заболеть, у нее все холодело внутри. Поэтому, даже когда Леша пошел в школу, она провожала его от дома до учебы и обратно каждый день вплоть до пятого класса, несмотря на все его бурные протесты. Ребята в школе смеялись над ним. Мало кто хотел дружить с мальчиком, которого «до сих пор» мама водит в школу.

Сергей, муж Лидии, ушел из семьи, когда его сыну было восемь лет. Мама же продолжала водить ребенка в школу, делать уроки вместе с ним (у него одного не получалось) и водить в гости к своим подругам…

Результат такого воспитания не заставил себя ждать. Сейчас Алексею двадцать девять лет, он работает библиотекарем (в армию его не взяли по состоянию здоровья), и пока, мягко говоря, нельзя сказать, чтобы он состоялся в жизни. Почти все свободное время Алексей проводит дома, вместе с матерью, от которой все так же, как и в детстве, зависим. Он не женат, да и вряд ли это случится в ближайшее время.

Конечно, это скорее крайний случай гиперопеки.

Но в любом случае, здесь есть, над, чем задуматься. Лидия чрезмерно заботилась о своем ребенке и воспитывала его, как говорят психологи, в состоянии гиперопеки. Большая часть жизни матери сосредоточилась на ее ребенке… Почему так происходит, что иногда мы так сильно дорожим нашими детьми, что готовы не дать им и шагу ступить без нас? И как можно сделать так, чтобы как-то изменить ситуацию? Попробуем понять, в каких случаях ребенка могут окружать чрезмерной заботой, и что можно сделать для того, чтобы свести ее к минимуму.

Случай первый: у вас поздний и долгожданный ребенок.

Тогда вам, наверное, очень понятны переживания Лидии. Действительно, сложно осуждать мать за то, что она беспокоится о своем ребенке, тем более доставшегося с таким трудом. И нет ничего противоестественного в том, чтобы помочь ему в нашем таком большом и непростом мире. Ваш малыш все делает так неловко. Хочется исправить, все сделать за него…

Что делать?

Не подавляйте его инициативу. Инициатива – это одно из самых важных элементов, из которых у вашего малыша в дальнейшем будет складываться самостоятельность. Ничто никуда не исчезает: если вы своей активностью вольно или невольно заблокируете инициативу ребенка, то рано или поздно малыш найдет другой путь, при помощи которого сможет выразить себя – он станет непослушным, непоседливым, капризным. Нужно же ему куда-то девать свою неуемную энергию! Так или иначе, ребенок все равно будет показывать вам свою независимость.

Но как понять, где еще нужно помочь малышу, а где он сможет справиться самостоятельно? По этому поводу есть одно хорошее правило: все, что ребенок может делать в своем возрасте самостоятельно, он должен делать самостоятельно. Старайтесь придерживаться этого правила, и почти наверняка не ошибетесь.

Случай второй: «болезненный» ребенок.

Иногда, кажется, что такой ребенок начал болеть еще до того, как родился. Простуды следуют одна за другой, ОРЗ плавно сменяет ОРВИ, а кроме этого у него диатез, аллергия и куча других напастей медицинского толка. Ваш доктор знает вашу медицинскую карту наизусть; зимой, осенью и весной ваш малыш не вылезает из кровати – хорошо, если не больничной.

Тут есть из-за чего беспокоиться. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда ваш малыш выходит погулять на улицу, вам хочется самой лишний раз убедиться, не забыли ли вы одеть на него всю необходимую одежду. Хочется гулять, не отпуская от себя дальше, чем на несколько метров, и при этом находиться на свежем воздухе слишком не слишком долго, чтобы не подхватить насморк или еще чего похуже. Как тут не окружить малыша заботой? Понять тонкую грань между «обычной» заботой и гиперопекой иногда очень нелегко…

Что делать?

Если у вашего малыша нет никаких действительно опасных генетических или иммунологических болезней, то, возможно с возрастом и при хорошем лечении его здоровье улучшится. К тому же когда-нибудь он начнет одеваться сам. Приучайте себя к мысли, что по мере того, как он начнет становиться взрослее, он будет сам заботиться о том, чтобы не заболеть.

Кроме того, некоторые психологи считают, что иногда у простудных, аллергических и некоторых других заболеваний есть и психологическая причина. Известная вещь: если ребенок хочет привлечь к себе внимание, а оно ему уделяется гораздо больше, когда он болеет, то он будет заболевать снова и снова. Естественно, совершенно не догадываясь об этом. Поэтому, возможно, стоит подумать о том, чтобы дать ребенку возможность позаниматься с психологом. А в некоторых случаях к этому нужно привлечь и остальных членов семьи - поработать с семейным психотерапевтом. Он поможет вашей семье посмотреть на болезнь малыша с самых разных точек зрения, что, в конечном счете, окажет пользу всем.

Случай третий: обилие родственников.

Ваша мама твердила вам о внуке еще с вашего подросткового возраста, и вот она этого внука дождалась. Причем не только она, но и многочисленные родственники со стороны мужа: их бесконечные визиты и стремление пообщаться с ребенком грозят превратиться в один непрекращающийся поток. А ваш малыш, вместе того чтобы видеть по большей части только ваши с мужем лица, почти 24 часа в сутки наслаждается вниманием кучи людей, каждый их которых готов тут же выполнить любую его прихоть. Конечно, это не очень хорошо.

Что делать? Будем размышлять здраво. Согласитесь, вы и ваш малыш не обязаны отвечать за то, что родителям вашего мужа или вашим нечего делать на пенсии. Общепризнанно, что ребенок должен по возможности воспитываться родителями, а не бабушками и дедушками.

Чтобы оградить ребенка от чрезмерного влияния бабушек и прочих родственников, постарайтесь четко определить время, когда они смогут его видеть, и четко ограничьте эти строки. В случае яростного сопротивления с их стороны можете ссылаться на автора этой статьи, а лучше попробуйте привлечь на свою сторону мужа. Поговорите с ним и объясните, насколько неполезным может оказаться для вашего чада эти бесконечные визиты. В любом случае, постарайтесь донести до своих родственников вашу точку зрения. Хотя надеяться на то, что они ее поймут и поддержат, все-таки не стоит. Ну что вы, не знаете своих родителей?

Случай четвертый: вы воспитываете ребенка одна.

Когда на мужчину или маму надеяться не приходится, остается положиться только на себя. И тогда ребенок становится единственным, кто вас любит и понимает…

Что делать?

Помните, что кроме ребенка, в вашей жизни есть множество других интересных вещей. Это не значит, что вы должны забыть о своем малыше и с головой погрузиться в работу или «веселую» жизнь.

Принято считать, что женщина должна в первую очередь быть хорошей хозяйкой, но ведь и о работе забывать не стоит. Возможно, вы посчитали, что отец вашего ребенка не должен воспитывать его вместе с вами. Хотя с таким решением можно поспорить, по крайней мере, нет сомнений в том, что вы – сильная, волевая женщина, что уже само по себе говорит о многом. Возможно, эта воля достойна и другого применения. Найдите ту работу, которая вам по душе, о которой вы всегда мечтали. И тогда весьма вероятно, что баланс между любимой работой и домом (читай – любимым ребенком) выровняется и станет таким, каким вам бы хотелось.

Случай пятый: напряженные отношения с мужем.

Раньше в ваших отношениях все было просто прекрасно, но шло время, и вы с мужем несколько охладели друг к другу. Потом появился ребенок, и навалившиеся заботы еще больше отдалили вас от супруга. И теперь, когда лучше эти отношения не становится, волей-неволей вы сосредотачиваете на ребенке ту часть вашей любви и внимания, которая, возможно, первоначально предназначалась мужу.

Что делать?

Начните с того, что разберитесь со своими чувствами: чего вы хотите от ваших с мужем отношений? Когда вы определитесь, действовать будет гораздо легче.

Начните сближение первой: сделайте для него что-то очень приятное и неожиданное, но не слишком неожиданное, конечно. Просто так, не ко дню рождения супруга, а единственно по вашему желанию купите ему вещь, которую он давно хотел достать, только руки не доходили – например, коллекционный DVD , за которым он давно гонялся. В ответ на такое действие ему не останется ничего другого, как тоже сделать для вас что-то приятное, например, сводить в тот ресторанчик, куда вы ходили на ваши первые свидания, или погулять в парк, где когда-то давно гуляли, вспомнить то, что было в самом начале.… Все это пойдет вашим взаимоотношениям только на пользу. А там – кто знает, возможно, ваше не всегда осознанное желание быть все время рядом с ребенком постепенно примет естественную форму… И можете не сомневаться, ваш малыш будет вам за это только благодарен.

 



Предварительный просмотр:

Народных игр для детей раннего возраста дома

Ранний возраст является самым ответственным периодом в жизни человека. Здесь формируются основные способности, определяющие дальнейшее его развитие. Ребенок как губка впитывает все впечатления, они определяют его отношение к людям, жизненную активность, доверие к миру, уверенность к себе. И, конечно, эти способности не возникают сами по себе, их становление требует совместной деятельности ребенка и взрослых. В раннем  возрасте ведущей деятельностью является игра, она имеет большое значение для развития детей. Взрослый может научить ребёнка игре, помочь его социализации.  

Народные игры особенно важны в раннем возрасте. Они являются и развлечением, и средством познания мира. Веками выверенные, народные игры помогают усвоить общечеловеческие ценности. У каждого народа есть свои национальные игры, которые имеют свои традиции. Я предлагаю родителям познакомиться с русскими народными играми которым относятся игры-забавы.

Игры-забавы. К этому виду народных игр относятся и потешки, которые можно разыгрывать с использованием театра пальчикового, шумовых инструментов.

На примере:

1.  Топаем – хлопаем

Выполняйте с ребенком соответствующие тексту движения:

 Мы потопаем, как мишка:

 Топ-топ-топ-топ!                   (ритмично стучим двумя палочками об пол)

 Мы похлопаем, как мишка:

 Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!             (ритмично стучим палочкой о палочку)

 Лапы вверх мы поднимаем,

 На другие приседаем.

2. Идет коза рогатая  (двумя палочками показывают рожки)

За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,    
(ритмично стучим двумя палочками об пол)
Глазками хлоп-хлоп,
(ритмично стучим палочкой о палочку)
Кто каши не ест,          
(двумя палочками показывают рожки)
Кто молока не пьет –
Забодает,
Забодает,
Забодает!

3. Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила!
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
»Ты воды не носил,
Ты дров не рубил,
Ты печь не топил,
Ты чашки не мыл!
Кашу сами мы съедим,
А лентяю не дадим!"

4. Ладушки
- Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели!

5. «В этом домике»
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем — семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова — очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата — втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

Сюда же можно отнести и хороводные игры на примере:

1.  Колпачке

 Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки,

Красные сапожки

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Танцуй сколько хочешь.

Выбирай кого захочешь!

2. Карусель

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

К играм-забавам относятся и подвижные игры.

На пример:

1. Ловишки

Участники обращаются к «козлику»:

Козлик серенький,

Хвостик беленький,

Мы тебя напоим,

Мы тебя накормим,

Ты нас не бодай,

А в «Ловишку» поиграй.

После последних слов игроки разбегаются по площадке, а «козлик» пытается кого-нибудь догнать.

2. прятки

Мама склоняется над крохой и прячет за руками свое лицо, приговаривая «Ку-ку, где же мама?». Главное делать это быстро, чтобы малыш не успел испугаться. «Вот мама!» — и мама убирает от своего лица ладошки. 

Малыш научится это повторять и будет сам с большим удовольствием закрывать личико ручками и выглядывать на мамино «ку-ку». Можно при этом использовать различные стишки, прибаутки и песенки. Заодно и память потренируете.

Можно закрывать свое лицо платочком (полотенцем, простыней, тюлью) и прятаться от малыша. Выглядывать из-за платочка со словами «Ку-ку!». Или поднести платочек к личику ребенка со словами: «Где же моя доча, я ее не вижу… Ну куда же ты спряталась, Машенька?» Маленькая Маша в это время будет сидеть, затаив дыхание. Радости ребенка не будет предела, когда мама откроет личико и уберет платочек со словами «Ку-ку!».

Все они ритмичны, в них много веселья, движения, способны заинтересовать малыша.  Включение игровых эпизодов и игр-потешек в ежедневные режимные моменты (умывание, одевание, кормление, приход с прогулки) снимает возможные негативные переживания, способствует установлению доброжелательных отношений ребенка со взрослым. К играм-забавам относятся и имитационные игры, в которых ребенок сам непосредственно может изображать животных, птиц.

На примере:

1.Заинька

1. Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой

Вот так этак, топни ножкой! (2 раза) (дети топают ножкой руки на поясе)

2. Заинька, бей в ладоши, серенький, бей в ладоши!

Вот так этак, бей в ладоши! (2 раза) (дети хлопают в ладоши)

3. Заинька, повернись, серенький, повернись,

Вот так этак повернись (2 раза) (повороты в стороны, руки на поясе)

4. Заинька попляши, серенький попляши!

Вот так этак попляши (2 раза) (дети подпрыгивают на двух ногах кто как может)

5. Заинька поклонись, серенький поклонись

2. Заинька Беленький

-бегать, подпрыгивать на двух ногах;

-игра способствует развитию речи.

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит,

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и убежал.

(Воспитатель хлопает в ладошки и ребята разбегаются).

Народная игра не только вид деятельности, но и средство его умственного, нравственного и физического развития.

В процессе народных игр развиваются все психические процессы на этапе раннего развития ребенка.

Подвижные народные игры активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения. Она развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость. Учит детей действовать в соответствии с правилами, осознано действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представление, развивает мышление, пополняет словарный запас и обогащает речь детей.

Особенности народной подвижной игры заключаются в том, что она доступна детям разного возраста, создаёт условия для самостоятельности и относительной свободы действий, дарит массу положительных эмоций. Грамотное использование русских народных игр в воспитательно – образовательной работе с детьми особенно актуально сегодня.