Интерактивное взаимодействие ученика и учителя на уроках английского языка

Сергеева Олеся Викторовна

Интерактивные технологии направлены на взаимодействие или диалог с человеком или компьютером. При интерактивном обучение происходит взаимодействие учителя с учеником через диалоговое общение, главными инструментами которого являются лиалоги, полилоги, творчество, мыслительная деятельность, ситуация успеха на уроке, ситуация успеха на урока, рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnoe_vzaimodeystvie.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивное  взаимодействие ученика и учителя

на уроках английского языка

Олеся Викторовна Сергеева,

учитель английского языка МБОУ

 «Средняя общеобразовательная школа № 9»

г.Зимы.

В современном обществе знание и умение говорить на иностранном языке – это даже не дополнительные навыки, которые обычно указывают в резюме, а социальная необходимость. Обучая английскому, китайскому или любому другому языку, мы развиваем коммуникативные способности ребенка, что  положительно сказывается на развитии родной речи и способности  познавать другие науки. Иностранный язык как школьный предмет  в основном направлен на то, чтобы учащиеся могли использовать иноязычную речь в реальной жизни, т.е. осуществлять культурное, профессиональное и личное общение с иностранцами.

Обучая английскому языку в обычной школе, мы не имеем возможности лично пообщаться с носителями языка, поэтому на своих уроках постоянно используем новые образовательные технологии для того, чтобы избежать скучных и монотонных уроков и удовлетворить образовательные запросы и возможности детей. С введением новых образовательных стандартов наиболее распространенными технологиями стали информационно–коммуникационная, проектная, модульная технологии, ТРКМ (технология развития критического мышления), технологии проблемного обучения, деятельностного метода, сотрудничества. И во многих из них  применяются интерактивные методы обучения.

Английское “interact” переводится, как взаимодействовать (“inter” - взаимный, “act” — действовать). Таким образом, интерактивные технологии в обучении английскому языку направлены на взаимодействие или диалог с человеком или компьютером. При интерактивном обучении происходит взаимодействие учителя с учеником через диалоговое общение,  главными инструментами которого являются диалоги, полилоги, творчество, мыслительная деятельность, ситуация успеха на уроке, позитивное оценивание и рефлексия.

Исходя из этого я с полной уверенностью могу сказать, что в нашей  школе широко используется интерактивный подход к обучению иностранному языку. Новые учебники уже содержат интерактивные упражнения и задания. Суть интерактивного обучения состоит в том, что в течение учебного процесса практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Основной задачей для меня как для педагога остается выбор приемов и методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников и реализация их творческого потенциала. На своих уроках я применяю такие интерактивные методы, как групповая работа, игра, проектная работа, проблемный диалог, участие в конкурсах, научно-практических конференциях,  обсуждение аудио- и видеоматериалов, средств массовой информации (зарубежные новости),  цифровые образовательные ресурсы.

При планировании урока я использую технологию деятельностного метода или технологию смыслового чтения, для меня они наиболее актуальны, приемлемы и эффективны. Ход урока выстраивается по следующей схеме:

Технология  деятельностного метода

Технология смыслового чтения

урок открытия нового знания

урок построения системы знаний

урок открытия нового знания

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

+

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения. Постановка учебной задачи, темы урока

+

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения. Постановка учебной задачи, темы урока

3. Проблемное объяснение нового знания. Постановка учебной задачи

+

  1. Работа с текстом до чтения

4. Первичное закрепление во внешней речи

Динамическая пауза                                                          

---

+

  1. Работа с текстом во время чтения

5. Включение нового знания в систему знаний и закрепление

+

  1. Работа с текстом после чтения

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

6. Рефлексия деятельности на уроке

+

  1. Рефлексия деятельности на уроке

7. Итог урока

+

  1. Итог урока

(В начале урока детей нужно замотивировать, затем повторить то, что уже изучали, и определить учебные задачи на новый урок; затем изучить новый материал, при этом учитель только направляет детей и помогает им; и заключительными этапами являются закрепление и рефлексия деятельности на уроке).

Рассмотрим некоторые интерактивные подходы,  которые я применяю на своих уроках наиболее успешно.

Мотивация – важный этап в начале урока, от которого зависит дальнейшее взаимодействие учителя и детей (я ассоциирую этот момент с гитарой – как настроишь струны, так гитара и будет играть). Предлагаю детям не просто поздороваться одной фразой, а спеть песенку “Hello” (вариантов песни у меня 3). Или начать урок со светской беседы (small talk). Младшие школьники ведут беседу в паре либо по кругу (с помощью простых выражений (How are you? Where are you from? What can you do? What do you like to do?). Можно поговорить о погоде как истинные англичане, а в старших классах обсудить последние события в Великобритании или Америке, прочитать новости о королевской семье (не касаясь политики, конечно же).

На этапе актуализации знаний повторяем пройденный материал. Используем прием «Мозговой штурм», где ученики выдают как можно больше информации об определенном месте, отвечая на поставленные вопросы  (What do you see there? Can you name these places? What are these places famous for?). Также хорошо дети работают с приемом «Кластер» или «Гроздь винограда». Эти приемы подходят как для  индивидуальной так и групповой работы учащихся, они позволяют выяснить всё, что знают или думают ученики по теме урока. Прием «Корзина идей» тоже подразумевает сбор информации по заданной теме в условную корзину, которую можно изобразить на доске (на усмотрение учителя).

Я уже говорила, что в условиях обычной школы мы не имеем возможности лично пообщаться с носителями языка, но мы можем их послушать иноязычную речь на аудио- и видеозаписи,  после прослушивания вступить в диалог с автором. В процессе общения ребята выполняют поставленную коммуникативную задачу на данном этапе урока (например, называя достопримечательности Москвы, которые посетила Mrs Lessing, запоминают их сами и  узнают чем они знамениты, развивают языковую и социокультурную компетенции).

Следующий этап - проблемное объяснение нового знания. Начинаем размышлять…  над текстом, в котором пропущены незнакомые грамматические или лексические явления. Дети работают в паре при чтении текста, проверяют задание по шаблону и сами приходят к правилу на основании допущенных ошибок и сделанных выводов. Также можно использовать метод составления «Интеллект карты» по теме, если в начале изучения данной темы дети ее уже начали составлять.

Рефлексия деятельности на уроке возвращает детей к теме урока, где они отвечают на вопросы Чему вы научились? Что было для вас важным? Что осталось неясным? В каком направлении  стоит продвигаться дальше?. Ответы могут быть как устными, так и письменными с использованием приема «Телеграмма» или «Незаконченное предложение».

Из вышесказанного мы видим, что интерактивные технологии предполагают диалоговое общение, которое помогает установить эмоциональный контакт между участниками образовательного процесса; приобретение самостоятельно добытого знания и умения, развитие критического мышления, формирование личностных качеств учащихся. В общем, интерактивный метод можно рассматривать как самый современный и активный метод.