Подготовка к ВОШ

Фаррахова Альбина Фанильевна

Подготовка к ВОШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл she_vosh_literatura_8_kl.docx33.82 КБ
Файл she_vosh_rya_8kl.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Задания школьного этапа

 Всероссийской олимпиады школьников по литературе

8 класс

1. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Тарханы;

б) Спасское-Лутовиново;

в) Ясная Поляна;

г) Таганрог;

д) Константиново;

е) Михайловское;

ж) Грешнево.

                 

 2.Определите стихотворный размер:

а)                В надежде славы и добра

                   Гляжу вперед я без боязни:

                    Начало славных дней Петра

                    Мрачили мятежи и казни.

                                                      ( А.С. Пушкин)

 б)              Чёрная, потом пропахшая выть!

                  Как мне тебя не ласкать, не любить?

                  Выйду на озеро в синюю гать,

                  К сердцу вечерняя льнёт благодать.

                                                      (С.А.Есенин)

 3. Определите, о каком художественном произведении идет речь.

а) Рассказ человека о том, что он некогда стал свидетелем наказания; увиденное привело к тому, что любовь к родственнице «карателя» «сошла на нет».

б) Повествование о том, как человек из народа не смог справиться со своей привычкой подчиняться вышестоящим и даже в ситуации, выгодной единственно только ему, угождал сразу двум особам генеральского чина.

в) История о поре становления характера, о детстве и о том, с какими событиями связано прекращение данного периода в жизни человека.

г) Рассказ о желании и приобретении определенного предмета одежды одним мелким чиновником (титулярным советником) со странным именем, данным в честь отца.

4.Отберите из представленных произведений только те пять, которые подходят под жанровое определение «поэма». Выпишите их номера. Укажите авторов.

Затем по возможности укажите авторов остальных произведений.

1.«Борис Годунов»

2.«Домик в Коломне»

3.«Ромео и Джульетта»

4.«Вольга и Микула Селянинович»

5.«Снежная королева»

6.«Василий Тёркин»

7.«Светлана»

8.«Песня... про купца Калашникова»

9.«Майская ночь,  или Утопленница»

10.«Левша»

11.«Перчатка»

12.«Медный всадник»

13.«Моцарти Сальери»

14.«Уроки французского»

15.«Мороз, Красный нос»

5. РАБОТА С ТЕКСТОМ

Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы. Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. 

Владимир Осипович Богомолов (1924–2003)

КРУГОМ ЛЮДИ

Она дремлет в электричке, лёжа на лавке и подложив руку под голову. Одета бедно, в порыжелое кургузое пальтишко и тёплые не по сезону коты; на голове  серый обтёрханный платок. Неожиданно подхватывается: «Это ещё не Рамень?» – садится и, увидев, что за окном  дождь, огорчённо, с сердитой озабоченностью восклицает:

–  Вот враг!.. Ну надо же!

–  Грибной дождик –  чем он вам помешал?

Она смотрит недоумённо и, сообразив, что перед ней  горожане, поясняет:

Для хлебов он теперь не нужо́н. Совсем не нужо́н. – И с мягкой укоризной, весело:

–  Чай, хлебом кормимся-то, а не грибами!..

Невысокая, загорелая, морщинистая. Старенькая-старенькая  лет восьмидесяти, но ещё довольно живая. И руки заскорузлые, крепкие. Во рту спереди торчат два жёлтых зуба, тонкие и длинные.

Поправляет платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о себе.

Сама из-под Иркутска. Сын погиб, а дочь умерла, и родных  никого. Ездила в Москву насчет «пензии», причём, как выясняется, и туда и

обратно   без билета.

И ни багажа, ни хотя бы крохотного узелка...

        Как же так,  без билета?  И не ссадили?..  –   удивляются вокруг.  –

  • контроль?.. Контроль-то был?

Два раза приходил. А что контроль?.. – слабо улыбается она. – Контроль тоже ведь люди. Кругом люди!.. – убеждённо и радостно сообщает она и, словно оправдываясь, добавляет: – Я ведь не так, я по делу...

В этом её «Кругом люди столько веры в человека и оптимизма, что всем становится как-то лучше, светлее...

Проехать без билета и без денег половину России, более пяти тысяч километров, и точно так же возвращаться  уму непостижимо. Но ей верят. Есть в ней что-то очень хорошее, душевное, мудрое; лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, и столь чистосердечна  вся наружу, – ей просто нельзя не верить.

Кто-то из пассажиров угостил её пирожком, она взяла, с достоинством поблагодарив, и охотно сосёт и жамкает, легонько жамкает своими двумя зубами.

Меж тем за окном после дождя проглянуло солнышко и сверкает ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.

И, оставив пирожок, она, радостная, сияющая, щуря блёклые старческие глаза, смотрит как заворожённая в окно и восторженно произносит:

–  Батюшки, красота-то какая!.. Нет, вы поглядите... (1963)

  1. С помощью каких средств создан портрет героини?

  1. Что можно сказать о внутреннем мире героини? В каких словах он отражён?

  1. Каково авторское отношение к героине?
  2. Можете ли Вы объяснить название рассказа

Ключи

1.С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Тарханы – М.Ю. Лермонтов;

б) Спасское - Лутовиново – И.С. Тургенев;

в) Ясная Поляна – Л.Н. Толстой;

г) Таганрог – А.П. Чехов;

д) Константиново – С.А. Есенин;

е) Михайловское – А.С. Пушкин;

ж) Грешнево – Н.А. Некрасов.                   (7 баллов)

2.  Определите стихотворный размер:

а)  ямб;

б) дактиль.                                      (4 балла)

3. а) Л.Н.Толстой «После бала»;

     б) М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов

прокормил»;

    в) Л.Н.Толстой «Детство»;

    г) Н.В.Гоголь «Шинель»    ( ответ – 1б., макс.- 4балла)

4.  Поэмы: 2, 6, 8, 12, 15.

«Домик в Коломне» (А.С. Пушкин),  «Василий Тёркин» (А.Т. Твардовский),  «Медный всадник» (А.С. Пушкин), «Песня... про купца Калашникова» (М.Ю. Лермонтов),  «Мороз, Красный нос» (Н.А. Некрасов),

За верно определённые номера– по 0,5 балла (всего2,5 балла).

За верно определённых авторов произведений– по 0,5 балла (всего 2,5  балла). 

Остальные произведения:

«Борис Годунов» (А.С. Пушкин),

«Ромео и Джульетта» (В.  Шекспир),

«Вольга и Микула Селянинович » (народная былина),

 «Снежная королева» (Г.Х. Андерсен),

«Светлана» (В.А. Жуковский),

«Моцарт и Сальери» (А.С. Пушкин),

 «Майская ночь,или Утопленница» (Н.В. Гоголь) ,

«Левша» (Н.С. Лесков),

«Перчатка» (Ф. Шиллер, перевод В.А. Жуковского),

 «Уроки французского» (В.Г. Распутин)

 За верно определённых авторов–по 0,5 балла(всего5 баллов).

(макс10 баллов за задание)

5. 

Критерии оценивания

Баллы

Наличие/отсутствие  прямых  связных  ответов  на  вопросы  и

15

наличие/отсутствие ошибок в понимании текста.

Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

Общая логика текста и логичность доказательств.

10

Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

Обращение к тексту для доказательств.

5

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

Наличие/отсутствие стилистических,  речевых и грамматических

5

ошибок.

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок

5

(в пределах изученного по русскому языку материала).

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

Максимальный балл

40

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёх-балльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – « тройке», 10 баллов – « четвёрке» и 15 баллов  «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например,  8баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Максимальный балл за работу 65 баллов



Предварительный просмотр:

Задания школьного этапа

 Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

8 класс

  1. Поставьте ударение в приведённых ниже словах:

 Торты,  каталог, квартал, завидно, мизерный, новорожденный, столяр, щавель, мусоропровод, обеспечение.

2.Укажите род имён существительных:

Тбилиси - ______,   племя - _______, алоэ -________,                                    

брокколи - ______, кенгуру-_________,  салями - ________

пенальти -________ , жюри - ________, плакса - ________ ,  ворота - _______.

3. Вставьте пропущенные буквы.

Х..д..тайство, ш..к..лад,  мо..евельник , ..гр..гат, ин..ц..алы, а..юминий, в..н..грет, к..бура, ж..кет, п..л..садник, п..н..рама, га..ерея, а..л..дисменты, ц..тата, д..р..жер, д..к..рация, р..п..т..ция,  ..р..нж..рея.

4. Недавно в городскую библиотеку поступило 78498 новых книг. Со сколькими  новыми книгами  могут познакомиться читатели библиотеки? Выберите верный ответ.
а) с семьдесят восемь тысяч четыреста девяносто восемью;
б) с семьюдесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
в) с семидесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
г) с семидесяти восьми тысяч четырёхсот девяносто восемью;                             д) с семьюдесятью восемью тысячами четырестами девяностами восемью

5. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Гуманность, дебаты, актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, эпилог, имитация, пролог.

6.    Определите, каким членом предложения является инфинитив.

1) В комнату вошла Марина с приказом спать. 2) Утром спросонок он никак не мог осознать, где находится. 3) Думаю, гражданин, вы войдете в такое положение и наймете его стричь табун. 4) Написать записку по-французски казалось ей неуместным. 5) Он договорился встретиться с братом в полдень.

7. Перечислите пять дней недели по порядку, не используя ни числительных, ни названий дней недели, а используя наречия.

   

8.    Составьте схему предложения, расставьте знаки препинания, дайте его характеристику.

Уже светало и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

9. Составьте  текст-рассуждение (10 – 12 предложений)  на тему «Можно ли использовать в речи жаргонные слова?» Аргументируйте свою позицию.

Ключи:

1. тОрты, КаталОг, квартАл, завИдно, мИзерный, новорождЁнный, столЯр, щавЕль, мусоропровОд, обеспЕчение.

По 0,5 баллов за правильный ответ. Всего: 5 баллов

  1. Тбилиси – мужской, племя – средний, алоэ – средний, брокколи – женский, кенгуру– мужской, салями – женский, пенальти – мужской, жюри – средний, плакса – общий, ворота – не имеет, т.к. не имеет формы ед.ч.

 По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего: 10 баллов

  1. Ходатайство,  шоколад, можжевельник, агрегат, инициалы, алюминий, винегрет, кобура, жакет, палисадник, панорама, галерея, аплодисменты, цитата, дирижер, декорация, репетиция,  оранжерея,

По 0,5 баллов  за каждое верно написанное слово.  Всего:  9 баллов

  1.  Б) с семьюдесятью восемью (восьмью) тысячами четырьмястами девяноста восемью (восьмью).

1 балл за правильный ответ

  1. Гуманность — человечность, дебаты — прения, актуальный – важный; антракт – перерыв; ситуация – обстановка; лозунг – призыв; финал – завершение, конец; эпилог – заключительная часть; имитация – подражание, подделка; пролог – вступительная часть.

     По 1 баллу за каждое слово . Всего: 10 баллов

  1. В комнату вошла Марина с приказом спать (несогласованное определение). 2) Утром спросонок он никак не мог осознать, где находится (часть составного глагольного сказуемого). 3) Думаю, гражданин, вы войдете в такое положение и наймете его стричь табун (обстоятельство цели). 4) Написать записку по-французски казалось ей неуместным (подлежащее). 5) Он договорился встретиться с братом в полдень (косвенное дополнение).

За каждую правильно названную синтаксическую функцию – 1 балл. Всего: 5 баллов

  1. Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Всего: 5 баллов

  1.  Уже светало, и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

[ =], и [- =]. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным союзом.

Первое предложение: простое, односоставное, распространённое, полное.

Второе предложение: простое, двусоставное, распространённое, полное.

      По 1 баллу: а) за схему; б) за общую характеристику предложения;   в) за характеристику каждой части. Всего: 3 балла

  1. При оценке учитывается соответствие текста типу рассуждение – 2 б., объем – 2 б., композиционная стройность и завершенность работы -3 б., грамотность -5 баллов. Всего: 12 баллов

 

Максимальный балл за работу 60 баллов