Раздел 1. Продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Полякова Ирина Васильевна

1.1. Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития обучающихся, с которыми работает педагог-психолог.          

Справка

педагога-психолога о психологической коррекции и развитии обучающихся (2014-2018 уч.гг)

Коррекционно-развивающая работа в МБОУ СОШ № 14 г. Кызыла проводится системно на основе годового плана работы в форме групповых и индивидуальных занятий. Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития обучающихся, с которыми работает педагог-психолог можно определить по итогам работы по данному направлению деятельности. Системно ведется коррекционно-развивающая работа на основе профилактических образовательных программ.

В справке представлены результаты психокоррекционной работы за 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018 уч.гг.

Индивидуальная психокоррекционная работа осуществляется на основе выборки обучающихся «группы риска». Опираясь на результаты проведенных диагностик, а также по запросам родителей, педагогов, шПМПк и администрации школы, проводились занятия с детьми, имеющими трудности в обучении, поведении и адаптации. Проводились индивидуальные развивающие занятия на снятие тревожности, агрессивных тенденций и развитие саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях. В ходе коррекционной работы реализовались следующие программы:

  1.   «Жизненные трудности человека» Расулова О.В, Волгоград, 2009, (сопровождение «группы риска»);
  2. «Внимание: стресс!» Лашина О.Л. Архангельск, 2011 (сопровождение «группы риска» по суицидальному поведению);
  3. «Буквограмма» Шишкова С.Ю., Москва, 2016 (сопровождение детей с РАС и признаками РАС);
  4. «Жизненные трудности человека» Расулова О.В, Волгоград, 2009, (сопровождение «группы риска»);
  5.   «120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П.   М. 2008 (для детей с ОВЗ);

 Таблица 1 отражает количество обучающихся, посещавших занятия индивидуальной психокоррекции. Представим динамику в диаграммах 1 и 2.

Таблица 1. Количество обучающихся по ИПР

Период

Количество обучающихся

На начало периода

На конец периода

Выпущено

2014-2015

9

0

9 (100%)

2015-2016

12

2

8 (67 %)

2016-2017

14

1

13 (93%)

2017-2018

8

0

8 (100 %)

Диаграмма 1.
 

Таким образом, можно проследить положительную динамику в сторону повышения процента выпущенных обучающихся, прошедших индивидуальную коррекционную работу психолога. Результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы положительная динамика у 38 сопровождаемых детей (за отчетный период), получивших психологическую помощь.

Групповая коррекционно-развивающая работа проводится в соответствии с планом работы педагога-психолога. Причем групповая работа носила в большей степени развивающий характер. Коррекционно-развивающая работа состояла из следующих базовых тем.

«Формула успеха» Е.Ю. Шрагина, Москва 2012 (сопровождение выпускников);

«ФГОС. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 4 класс» Языканова Е.В. Москва 2015 (сопровождение обучающихся класса компенсирующего типа);

«Я в мире профессий» Е.Д. Шваб, Волгоград, 2015 (профориентационная работа).

«Тропинка к своему Я» Хухлаева О.В. Москва; 2012 (сопровождение ФГОС)

«Психология и выбор профессии» Резапкина Г.В.

 

Таблица 2. Темы и охват ГКР за 2014-2015 уч.г.

№ п/п

Название программы

Контингент

Охват

Количество часов

1

Программа по формированию  жизнестойкости «Жизненные трудности человека. На пороге взросления»

8 класс

31

10

2

«Формула успеха»

9,11 классы

136

8

3

«Психология и выбор профессии

9 класс

29

34

4

«Тропинка к своему Я»

5 классы

55

68

5

Профилактика эмоционального выгорания

педагоги

42

3

 

Итого:

 

293

123

 

Таблица 3. Темы и охват ГКР за 2015-2016 уч.г.

№ п/п

Название программы

Контингент

Охват

Количество часов

1

Программа по формированию  жизнестойкости «Жизненные трудности человека. На пороге взросления»

7-8 класс

92

5

2

«Формула успеха»

9,11 классы

104

5

3

«Психология и выбор профессии

9 класс

31

34

4

«Тропинка к своему Я»

5,6 классы

105

136

5

Профилактика эмоционального выгорания

педагоги

47

3

6

«Внимание: стресс!»

9 классы

76

3

7

«Я в мире профессий»

8 классы

42

4

 

Итого:

 

497

190


Таблица 4. Темы и охват ГКР за 2016-2017 уч.г.

№ п/п

Название программы

Контингент

Охват

Количество часов

1

Программа по формированию  жизнестойкости «Жизненные трудности человека. На пороге взросления»

7-8 класс

92

9

2

«Формула успеха»

11 классы

63

3

3

«Психология и выбор профессии

9 класс

27

34

4

«Тропинка к своему Я»

5,6,7 классы

267

374

5

Профилактика эмоционального выгорания

педагоги

47

3

6

«Внимание: стресс!»

9 классы

103

3

7

«Я в мире профессий»

8 классы

42

4

 

Итого:

 

641

430

 

Таблица 5. Темы и охват ГКР за 2017-2018 уч.г.

№ п/п

Название программы

Контингент

Охват

Количество часов

1

Программа по формированию  жизнестойкости «Жизненные трудности человека. На пороге взросления»

7-8 класс

92

9

2

«Путешествие в мир эмоций» «ФГОС. Развивающие задания. Тесты,игры, упражнения. 4 класс» Языканова Е.В. Москва 2015

4 классы

38

68

3

«Формула успеха»

9, 11 классы

134

5

4

«Тропинка к своему Я»

5,6,7 классы

267

340

5

Профилактика эмоционального выгорания

педагоги

57

3

6

«Внимание: стресс!»

9 классы

102

3

7

«Этика и психология семейной жизни»

10 классы

68

99

 

Итого:

 

759

527

Диаграмма 2.

Таким образом, по диаграмме видно как увеличивается охват групп учащихся групповыми развивающими занятиями.

Оценка эффективности работы показала, что индивидуальные и групповые тренинговые занятия интересны и актуальны для детей. После проведенных мероприятий наблюдались:

- снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности во взаимоотношениях;

- развитие адекватной самооценки;

- повышение позитивной напряженности в системе взаимоотношений ребенка с самим собой, с другими людьми.

Особую группу коррекционных занятий занимали учащиеся с ОВЗ, а также с детьми с РАС и признаками РАС. Занятия посещают дети, имеющие заключения от ПМПК. Занятия проводились по программам:

«Буквограмма» Шишкова С.Ю., Москва, 2016 (сопровождение детей с РАС и признаками РАС, а также ДЦП);

  «120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П.   М. 2008 (для детей с ОВЗ);

«ФГОС. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. » Языканова Е.В. Москва 2015;

 

Выбор программ обусловлен образовательными потребностями детей данной группы, такими как,  развитие когнитивной сферы и произвольной регуляции деятельности. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной групповой форме. Данные занятия проводились с детьми надомного, очно-заочного обучения и для детей с задержкой психического развития.

 

Таблица 6. Общее количество групповых и индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ.

Период

Количество занятий

Охват

Групповых

Индивидуальных

Всего

групп

индв

2015-2016

34

170

204

17

5

2016-2017

34

136

170

17

4

2017-2018

68

170

238

38

5

 

Таблица 7. Динамика устойчивости коррекционно-развивающих занятий.

Виды

Уровни развития

2015-2016

2016-2017

2017-2018

В начале

В конце

В начале

В конце

В начале

В конце

Внимание

высокий

5%

7%

0%

5%

5%

7%

средний

31%

37%

47%

51%

43%

56%

низкий

64%

56%

53%

49%

57%

34%

Память

высокий

0%

0%

0%

0%

0%

0%

средний

24%

34%

27%

38%

37%

43%

низкий

76%

66%

73%

62%

63%

57%

Мышление

высокий

0%

0%

0%

0%

0%

0%

средний

62%

69%

57%

65%

48%

55%

низкий

38%

17%

43%

35%

52%

45%

 

В  таблице представлены результаты работы  за период с 2015 по 2018 учебный год, где можно увидеть улучшение показателей развития познавательной сферы. По таблице также видно, что у детей нет показателей высокого уровня, так как дети имеют тяжелые умственные и эмоциональные нарушения (аутизм, ДЦП, ЧМТ нарушение зрения, органическое поражение головного мозга).

Вывод: в ходе анализа коррекционной и развивающей работы в школе можно сделать вывод о тенденции повышения положительной динамики за отчетный период.

Педагог-психолог Полякова И.В.

 

 


1.2. Проведение индивидуальных консультаций обучающего (рекомендательного) характера детям и педагогам, обратившимся к психологу за психологической помощью

 

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

учащиеся

10

29

41

58

педагоги

28

51

36

46

 

1.3. Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психологического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганда культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, занятия по психологической разгрузке)

 

Уч.год

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

 

1 этап

2 этап

1 этап

2 этап

1 этап

2 этап

1 этап

2 этап

1 этап

Количество классов по скриннинговой диагностике

44

56

16

24

40

52

102

75

65

 

 

1.4. Профилактика девиантного поведения учащихся (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов)

Сопровождение детей группы риска по суицидальному поведению (2015-16)

Кол-во выявленных детей группы суицидального риска

Класс

Проведенная работа по сопровождению

6

1

Индивидуальные карты сопровождения первоклассников.

Проведение профилактических занятий в рамках сопровождения ФГОС по внеурочной деятельности «Я и общество»

Проведение профилактических занятий в рамках сопровождения ФГОС по внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Программа по формированию  жизнестойкости «Жизненные трудности человека. На пороге взросления»

Психолого-педагогическое сопровождение выпускников. «Внимание: стресс!»,  «Формула успеха»

Консультации для родителей, семинары для педагогов

4

2

1

3

3

5

2

6

4

7

2

8

8

9

3

11


Количество суицидов\попыток суицида

Учебный год

Кол-во

Пол\Возраст\класс

Положение на сегодняшний день

2013-2014

нет

-

-

2014-15

нет

-

-

2015-16

нет

-

-


Сопровождение детей группы риска по суицидальному поведению (2016-17)

Кол-во выявленных детей группы суицидального риска

Класс

Проведенная работа по сопровождению

38

1

Проведение профилактических занятий в рамках сопровождения ФГОС по внеурочной деятельности «Я и общество»

Программа по формированию  жизнестойкости «Жизненные трудности человека. На пороге взросления»

Проведение профилактических занятий в рамках сопровождения ФГОС по внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Психолого-педагогическое сопровождение выпускников«Внимание: стресс!»,  «Формула успеха»

Консультации для родителей

12

2

14

3

10

4

12

5

0

6

9

7

8

8

0

9

2

10

7

11

 

Количество суицидов\попыток суицида

Учебный год

Кол-во

Пол\Возраст\класс

Положение на сегодняшний день

2014-15

нет

-

-

2015-16

нет

-

-

2016-17

нет

-

-


Сопровождение детей группы риска по суицидальному поведению (2017-18)

 

Кол-во выявленных детей группы суицидального риска

Класс

Проведенная работа по сопровождению

0

1

Индивидуальные карты сопровождения первоклассников.

«Сотвори себя!»

Проведение профилактических занятий в рамках сопровождения ФГОС по внеурочной деятельности «Я и общество»

Программа по формированию  жизнестойкости «Жизненные трудности человека. На пороге взросления»

Проведение профилактических занятий в рамках сопровождения ФГОС по внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Психолого-педагогическое сопровождение выпускников. «Внимание: стресс!»,  «Формула успеха»

Консультации для родителей, семинары для педагогов

2

2

4

3

1

5

3

6

1

7

0

8

3

9

2

0

10

11

 

 Количество суицидов\попыток суицида

Учебный год

Кол-во

Пол\Возраст\класс

Положение на сегодняшний день

2014-15

нет

-

-

2015-16

нет

-

-

2016-17

нет

-

-

2017-18

нет

-

-

 

Работа педагога психолога по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних осуществляется в системе. Проводится социально-психологическе тестирование на предмет раннего выявления незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ. За отчетный  период обучающихся с высоким риском склонности к употребления не выявлено. Поэтому профилактическая работа ведется на первичном уровне. Проводятся профилактические занятия на тему "Учимся говорить "нет"!, классные часы о здоровом образе жизни. С обучащимися, выявленными по факту упртебления ПАВ и состоящими На ВШУ проводится индивидуальная коррекционная работа.

Акт

передачи результатов социально-психологического тестирования на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

 

 

2015-2016

 

2016-2017

2017-2018

2018-2019

1

Общее число обучающихся

1319

 

1478

1592

1782

2

 Общее число обучающихся, участвовавших в тестировании:

181

423

344

498

 

в возрасте до 15 лет 

98

232

178

381

 

в возрасте от 15 лет и старше

83

191

166

207

3

Общее число обучающихся, не прошедших тестирование

28

38

160

54

 

 По болезни

8

24

46

12

 

Отказа    

15

0

65

3

 

другие причины

5

14

49

39

4

Общее  число выявленных детей группы риска

0

0

0

0

 

с высоким риском

0

0

0

0

 

со средним риском

12

15

9

68

 

с низким риском 

130

361

294

153

 

Нет риска

139

47

21

95

1.5. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях (наличие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации) (2016-2018)

Название программы

Кол-во часов

Кол-во уч-ся

класс

Результативность в целом по группе

улучшение

Без изменений

Ухудшение

«Жизненные трудности человека» Расулова О.В, Волгоград, 2009

9

92

7-8

10

82

0

«Сотвори себя!» Усачева Н.А. Москва, 2012

4

7

9-е

6

1

0

1.6. Система работы по профилактике правонарушений. 

1.7. Система работы педагога-психолога с родителями воспитанников

 

Консультационная работа

Профилактическая и просветительская работа

 

 

Индивидуальные консультации

Групповые консультации

Выступления на родительских собраниях

Уровень

2014-2015

20

7

6

1

Школьный

Общешкольный

2015-2016

17

9

5

3

1

Школьный

Общешкольный

Общегородской

2016-2017

25

15

9

2

1

 Школьный

Общешкольный

Общегородской

2017-2018

43

8

8

1

Школьный

Общешкольный

2018-2019

24

8

8

Школьный 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagramma.doc236 КБ
Файл diagramma_2.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Диаграмма 2. Результативность индивидуальных коррекционных занятий.



Предварительный просмотр:

 Диаграмма 2. Охват и количество часов групповых развивающих занятий