В помощь ученикам

Олейник Людмила Владимировна

Предварительный просмотр:

6-7 классы

Алгоритм «Синтаксический и пунктуационный разборы предложения»



Предварительный просмотр:

Правописание гласных в личных окончаниях глаголов и суффиксах причастий

Выбор гласной зависит от СПРЯЖЕНИЯ

Выбор гласной зависит от ИНФИНИТИВА

Выбор гласной зависит от БУКВЫ,               стоящей ПЕРЕД СУФФИКСОМ

Спря-жение

Безударные личные

окончания глаголов

Суффиксы причастий                  -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-                     -ем-/-ом-, -им-

Гласная перед                             -л-, -в-/-вши-, -вш-                 такая же, как перед  -ть               

Гласные а/я,и                    перед нн                                      в суффиксах причастий

Гласные е-и                                                               в суффиксах причастий                                       -ем-, -им-

1

Е,У/Ю

щебеч/ешь                                                         (от щебетать  – 1 спр.)                                       колыш/ут                               (от колыхать – 1 спр.) та/ют                                      (от  таять – 1 спр.)                                              мел/ют   !                                (от молоть – 1 спр.)

щебеч/ущ/ий                                                        (от щебетать  – 1 спр.)                                       колыш/ущ/ий                               (от колыхать – 1 спр.) та/ющ/ий                                      (от  таять – 1 спр.)                                              мел/ющ/ий   !                                (от молоть – 1 спр.)

засе/я/ть  =                    засе/я (гл. прош. вр.)                        засе/я  (дееприч.)                                      засе/я/вши (дееприч.)                        засе/я/вш/ий (прич.)     

накле/и/ть  =                    накле/и (гл. прош. вр.)                        накле/и  (дееприч.)                                      накле/и/вши  (дееприч.)                        накле/и/вш/ий (прич.)     

ЗАПОМНИ ГЛАГОЛЫ НА  -ЯТЬ!                                                           веять, сеять, таять, хаять, реять, лаять, блеять, чуять, чаять, баять, лелеять, затеять, кашлять, кланяться, маяться, надеяться, отчаяться  и т.д.     

НО  клеИть           

А/Я

пиши, если прич.  образовано                                                                               от гл. на -АТЬ/-ЯТЬ

разве/я/нн/ый                            разве/я                                           (от развеять)

услыш/а/нный                   услыш/а                                       (от услышать)

Е

Обычно пишется                   после  гласной:

изуча/ем/ый                                  осужда/ем/ый

Кроме:                           кле/им/ый                        

2

И,А/Я

дыш/ат                                 (от дышать – 2 спр.)                                      хвал/ят                                    (от хвалить – 2 спр.) кле/ишь    !                                                               (от клеить – 2 спр.)            

дыш/ащ/ий                                 (от дышать – 2 спр.)                                      хвал/ящ/ий                                    (от хвалить – 2 спр.) кле/ящ /ий   !                                                               (от клеить – 2 спр.)            

Е

       

пиши, если  прич. образовано                                                                                   от других гл. 

увид/енн/ый                   (от увидеть)

накле/енн/ый                              (от наклеить)

вынес/енн/ый                            (от вынести)                             

И

               

Обычно пишется                       после согласной:  

движ/им/ый                                  слыш/им/ый

Кроме:                                           колебл/ем/ый                        незыбл/ем/ый                неотъемл/ем/ый                неприемл/ем/ый

СПРЯЖЕНИЕ глагола определяется по ИНФИНИТИВУ                    

1

все ОСТАЛЬНЫЕ

                      2

1.все на -ИТЬ (кроме брить, стелить)                                 2.4 на -АТЬ (гнать, держать, дышать, слышать)                            3.7 на -ЕТЬ (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть)



Предварительный просмотр:

Правописание приставок, ъ и ь, гласных ы-и после приставок

Правописание приставок

Правописание Ъ и Ь

Правописание Ы-И                         после приставок

неизменяемые

на З-С

пре-, при-

в- (во-), взо-, вы -, до-, за-, изо-, ко-, меж-, на-, над-, (надо-), наи-,                                        об-(обо-), от- (ото-),   по-, па-, поза-, про-, пра-, под- (подо-),  пред- (предо-), пере-,  разо-, с- (со-), сверх-,                                                      су-, у-

Пишутся одинаково, независимо от произношения.            

Слова с приставкой пра: пра/язык, пра/славяне, пра/родина, пра/матерь,                          

НО про/образ

без-, бес-                                обез-, обес-                                              воз-, вос-                                     вз-, вс-                                           из-, ис-                                          низ-, нис-                                     раз-, рас-                                      роз-, рос-                                 через-, черес-                         чрез-, чрес-

Перед звонким согласным на конце приставки пиши З.        

Перед глухим согласным на конце приставки пиши С.

Запомнить (нет приставки!):    здесь, здешний (не/здешний), здание, здоровье (не/здоровье), здравствуй, здравие, (не видно) ни зги;     сдоба, сдобный

Приставки нез-(нес-) не бывает: не/здоров/ый, не/с/держ/анный

Запомни: нет приставки близ-, это корень: близ/лежащий

В иноязычной приставке дис- перед звон. и глух. согл. пиши С: дис/гармония, дис/комфорт

Пиши при-:                                                   1. приближение приплыть
2. присоединение пришить
3. близость пришкольный
4. неполное действие присесть
5. доведение действия до конца пристрелить             6. действие в своих интересах   присвоить           7. сопутствующее действие припевать                8. неясное значение причудливый

Пиши пре-:                                               1.= очень  премудрый                                            2.= пере-   преступник                               3.неясное значение преследовать

НЕ ПУТАТЬ                        (важен  контекст!):                        пре/ступить закон – при/ступить к занятиям

пре/бывать на вокзале – при/бывать на вокзал

пре/дать друга –  при/дать товарный вид и т.п.

Пиши Ъ:                                               1.после русских и иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную, и перед гласными Е,Ё,Ю,Я  под/ъезд, суб/ъект

2.после двух-, трёх-, четырёх- и перед Е,Ё,Ю,Я трёх/ъярусный

Не пиши Ъ:                                           1.после приставок, оканчивающихся на гласную по/ехать

2.после приставок, оканчивающихся на согласную,  если нет Е,Ё,Ю,Я  под/опытный

Пиши Ь:                                                          1.в корне, после корня и после суффикса перед Е,Ё,Ю,Я,И обезьян/а, лист/ья, зим/ов/ье

2.перед -он в иноязычных словах бульон

Запомнить:                                                     в слове вьётся и однокоренных  -в- - это не приставка, а корень;

в слове по/дьяч/ий приставка по-, а не под-

Пиши Ы:                                            1.после русских приставок, оканчивающихся на согласную (кроме меж-, сверх-)          под/ыграть,                    меж/институтский, сверх/изысканный

Искл.: вз/имать

Пиши И:                                             1.после русских приставок, оканчивающихся на гласную по/играть

2.после иноязычных приставок дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан-                    дез/информация

3.после двух-, трёх-, четырёх- двух/игольный

4.после первого корня в сложносокращённых словах мед/институт



Предварительный просмотр:

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

№ п/п

Часть речи                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Значение, вопросы

Морфологические признаки

Синтаксическая функция

Постоянные

Непостоянные

Сочетаемость

Роль в предложении

1.

Имя существительное

Кто? Ученик

Что? Урок

Обозначает предмет

  1. Собств./нарицат.
  2. Одуш./неодушевл.
  3. Род (муж., ср., жен., общий)
  4. Склонение (1, 2, 3, разноскл., нескл.)
  1. Падеж.
  2. Число.

Сущ. + сущ.

Прил. + сущ.

Прил. + сущ.

Прич. + сущ.

Прич. + сущ.

Глаг. + сущ.

Мама купила в магазине батон из зерна.

Москва – столица России.

2.

Имя прилагательное

Какой? Милый

Обозначает признак предмета.

Чей? Лисий, мамин – обозначает принадлежность предмета

  1. Разряд (качеств., относит., притяж.)
  1. Форма краткая или полная (у качеств.)
  2. Степень сравнения (если есть) (у качеств.)
  3. Число
  4. Род (в ед. числе)
  5. Падеж (кроме крат.ф.)

Прил. + сущ.

Прил. + сущ.

Прил + местоим.

Прил + наречие

Погода ненастная.

Тёплая ночь.

Ученица прилежна.

Байкал глубже Балхаша.

Имя числительное

Сколько? Пять, шесть книг - обозначает число или количество предметов.

Какой? Пятый – обозначает порядок предметов при счёте.

  1. Простое или составное.
  2. Количественное или порядковое.
  3. Разряд колич. числит. (целое, дробное, собират)
  1. Падеж.
  2. Число (если есть).
  3. Род (если есть).

Числит + числит.

Числит.  + сущ.

Глагол + числит.

Семь плюс семь - четырнадцать.

Входят семь богатырей.

Тетрадь стоит пять рублей.

Купи две ручки.

Пятая парта.

4.

Местоимение

Кто? Что? Указывает на предмет.

Какой? Чей? Указывает на признак предмета.

Сколько? Указывает на количество предметов.

  1. Разряд (личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное).
  2. Лицо (у личных).
  1. Падеж.
  2. Число (если есть).
  3. Род (если есть).

Местоим. + глагол

Сущ. + местоим.

Прил. + местоим.

Я приду к тебе во всякое время.

О чём хочешь спросить?

Который час?

5.

 Глагол

Что делать? Работать.

Что сделать? Сдать.

Обозначает действие предмета.

  1. Вид (соверш./несоверш.).
  2. Возвратность.
  3. Переходность.
  4. Спряжение (I, II, разноспрягаемый)
  1. Наклонение (изъявит., условное, повелит.)
  2. Время (в изъявит. накл.)
  3. Число.
  4. Лицо (в повелит.накл.;

в наст. и будущ.вр. в изъявит. накл.).

  1. Род (в услов.накл.; в прош. вр. в ед.ч. в изъявит.накл.)

Глагол + сущ.

Глагол + мест.

Глагол + наречие

Глагол + дееприч.

Глаг. + инфинитив

Сущ. + инфинитив

Учиться всегда пригодится.

Идём ловить коня.

Все просили её спеть.

Мечтаю о возможности летать.

6.

Причастие

Какой? Что делающий? Что (с)делавший? Плачущий ребёнок, написанная работа, открытое окно. Обозначает признак предмета по действию.

  1. Действительное или страдательное.
  2. Время (настоящее или прошедшее).
  3. Вид (соверш./несоверш.)
  1. Форма краткая или полная (у страдат. прич).
  2. Число.
  3. Падеж (в полной форме).
  4. Род (в ед.ч.)

Сущ. + причастие

Причастие + сущ.

Прич. + местоим.

Прич. + нареч.

Мест. + прич.

Плачущая девочка.

Дома построены.

7.

Деепричастие

Что делая? Улыбаясь.

Что сделав? Посмотрев.

Обозначает добавочное действие при основном.

  1. Вид (соверш./несоверш.).
  2.  Возвратность.
  3. Переходность.
  4. Неизменяемость.

______________

Глагол + дееприч.

Дееприч. + сущ.

Дееприч. + мест.

Дееприч. +наречие

Я встал, наклонясь немного вперёд.

8.

Наречие

Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? Обозначает признак действия – идти вперёд; признак предмета - макароны по-флотски; признак другого признака – очень тёплый

  1. Неизменяемость.
  2. Степень сравнения (если есть).
  3.  Смысловая группа.

______________

Глаг. +наречие

Прич. + наречие

Дееприч. + наречие

Сущ. + наречие

Прил. + наречие

Наречие + наречие

Прерывисто дул ветер.

Люблю макароны по-флотски.

9.

Категория состояния

Обозначает состояние внешней среды – тепло, состояние человека – Мне плохо.

  1. Неизменяемость.
  2. Степень сравнения (если есть).

______________

Кат.сост. + мест.

Кат.сост. + нареч.

Сегодня тепло.

Мне душно.

Сказуемое в односост. безлич. предлож.



Предварительный просмотр:

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

№ п/п

Часть речи

Значение

Морфологические признаки

1.

Предлог

Выражает зависимость сущ., числит. и местоим. от других слов в словосочетании и предложении

Метались по небу

  1. Простой или составной.
  2. Производный или непроизводный.

2.

Союз

Связывает  однородные члены и простые предложения в составе сложного предложения

  1. Сочинительный или подчинительный.
  2.  У сочинит.: соединительный, разделительный или противительный.
  3.  Простой или составной.

[    ], а [    ].

(Если    ), [    ].

[    ], (потому что    ).

3.

Частица

Вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов

  1. Разряд (формообразующая, отрицательная, смысловая).

МЕЖДОМЕТИЕ

Часть речи

Значение

Морфологические признаки

Междометие

Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения

  1.  Побудительные, эмоциональные, этикетные
  2. Производ. или непроизвод.


СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

№ п/п

Часть речи

Значение

Морфологические признаки

1.

Предлог

Выражает зависимость сущ., числит. и местоим. от других слов в словосочетании и предложении

Метались по небу

1. Простой или составной.

2. Производный или непроизводный.

2.

Союз

Связывает  однородные члены и простые предложения в составе сложного предложения

1. Сочинительный или подчинительный.

2.  У сочинит.: соединительный, разделительный или противительный.

3.  Простой или составной.

[    ], а [    ].

(Если    ), [    ].

[    ], (потому что    ).

3.

Частица

Вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов

1. Разряд (формообразующая, отрицательная, смысловая).

МЕЖДОМЕТИЕ

Часть речи

Значение

Морфологические признаки

Междометие

Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения

1. Побудительные, эмоциональные, этикетные  

2. Производ. или непроизвод.



Предварительный просмотр:

Тропы и фигуры речи

Наименование

Толкование

Примеры

Роль в языке

Выразительные средства фонетики

Ассонанс

Повторение в тексте одинаковых или похожих гласных звуков

И веют древними 
поверьями

Ее упругие шелка.

(А.Блок)

 

Подчеркивает звучание отдельных слов, создают определенный звуковой образ. Например, в приведенных строках Блока повтор узкого, закрытого [е] усиливает таинственность, загадочность героини.

Аллитерация

Повторение в тексте (чаще поэтическом) одинаковых согласных звуков

Свищет ветер, серебряный ветер, // В шелковом шелесте снежного шума. (С.Есенин)

В строке Есенина скопление шипящих [ш’], [ж], [ш] передает шум ветра, шелест сухого снега, создает звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит

Выразительные средства словообразования

Паронимы

Однокоренные слова, близкие по звучанию и по значению

Лебеди летят над Лебедянью, // А в Медыни золотится мед. (А.Межиров)

Придают тексту дополнительную выразительность

Парономасы

Разнокорневые созвучные слова, совершенно разные по значению

1) Не глух, а глуп.
2) Дело спорится, что сошьется, то и распорется.
(Пословица)

Создают в тексте комический или юмористический эффект

Тропы (выразительные средства лексики)

Сравнение

Троп, при котором характеристика одного предмета (качества, лица) дается через открытое сопоставление его с другим предметом (веществом, лицом), осуществляемое по их сходству.
Морфологические средства сравнения:
1) при помощи союзов:
как, будто, как будто, словно, точно, похоже;
2) при помощи имени сущ. в т.п. (творительный сравнения);
3) при помощи предлогов 
наподобие, подобно;
4) прилагательное в сравнительной степени;
5) наречие в сравнительной степени;
6) отрицательные сравнения (построены на противопоставлении)

1) И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега. (И.Бунин)
2) Уж озимь яркая блеснула изумрудом.(П.Греков)
3) Дум, подобно белой тройке, // Скачет в облако наверх.(Н.Заболоцкий)
4–5) Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля.(А.Сурков)
6) Не ветер бушует над бором, // Не с гор побежали ручьи, // Мороз-воевода дозором // Обходит владенья свои. (Н.Некрасов)

Придают тексту образность, эмоциональность, выразительность, делают отвлеченные понятия «зримыми» и конкретными, являются средством характеристики предмета (лица).
Сравнения являются средством, способным передавать психологическое состояние человека, давать положительную или отрицательную характеристику лицу, предмету

Метафора

Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов.
Виды метафоры:
1) простая (построена на сближении предметов или явлений по одному какому-либо общему у них признаку); 
2) развернутая (построена на различных ассоциациях по сходству);
3) лексическая (мертвая, окаменелая, стертая) (первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается);

1) Нос корабля; ножка стола; заря жизни; говор волн; закат пылает и др.Утро года(А.Пушкин);
2) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.(М.Горький);
3) Стальное перо; стрелка часов; лист бумаги; дверная ручка;

Одно из самых ярких средств выразительности; действенный и экономный способ выражения образной мысли.
Передают индивидуальность, неповторимость предметов; выявляют глубину и характер ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта автора

Метафора

4) особый изобразительный прием – реализация метафоры (когда в привычный для всех метафорический оборот автор вкладывает не переносный, а буквальный смысл с целью создания неожиданного, чаще комически-гротескного образа)

4) «Разрываюсь на части».
В стихотворении В.Маяковского «Прозаседавшиеся» реализована эта метафора, создает фантастический образ («сидят людей половины» и др.)

 

Олицетворение

Разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ; обращение к явлениям природы как к живым и сознательным существам, а также перенос человеческих свойств на животных

Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана.(М.Лермонтов)
Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. (С.Есенин)

Помогает раскрыть наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления

Метонимия

Вид тропа, в котором одно слово или понятие заменяется другими, смежными (на основании внешней или внутренней связи между ними). На переносное значение слова накладывается прямое значение.
Связь может быть:
1) между предметом и материалом, из которого предмет сделан; 
2) между содержимым и содержащим;
3) между действием и орудием этого действия:
4) между автором и его произведением;
5) между местом и людьми, находящимися на этом месте

1) Не то на серебре – на золоте едал.(А.Грибоедов);
2) Я три тарелки съел. (И.Крылов);
3) Его перо любовью дышит.(А.Пушкин);
4) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.(А.Пушкин);
5) Город шумел.(Ю.Олеша)

Как и эпитеты, метонимии обращают внимание читателя на те или иные признаки и качества предметов.
Делают речь выразительной, яркой, динамичной

Синекдоха

Разновидность метонимии: значение с одного предмета или явления переносится на другое по признаку количественного отношения между ними.
Для синекдохи характерно употребление:
1) единственного числа вместо множественного; 
2) множественного числа вместо единственного;

1) И слышно было до рассвета, как ликовал француз.(М.Лермонтов);
2) …что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.(М.Ломоносов);

Делают речь более сжатой и экономной; яркой, выразительной, динамичной

Синекдоха

3) определенного числа вместо неопределенного;
4) видового названия вместо родового;
5) родового названия вместо видового

3) Миллион казацких шапок высыпал на площадь.(Н.Гоголь);
4) …и гордый внук славян. (А.Пушкин);
5) Ну что ж, садись, светило.(В.Маяковский)

 

Эпитет

Художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления.
Могут быть выражены:
1) прилагательными; 
2) прилагательные-эпитеты при субстантивации могут выполнять роль подлежащего, дополнения, обращения; 
3) существительными, играющими роль приложений, сказуемых;
4) наречием, выступающим в роли обстоятельства;
5) деепричастием.
Эпитеты бывают:
– метафорические; 
– метонимические

1) Седое море; пламенная речь;
2) Милая, добрая, старая, нежная, // С грустными думами ты не дружись;
3) Золото, золото сердце народное.
(Н.Некрасов);
4) Листья были напряженно вытянуты по ветру;
5) …как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.
(Ф.Тютчев)
– Ночевала тучка
золотая <…>, по лазури весело играя.(М.Лермонтов);
– Белый запах нарциссов, счастливый, белый весенний запах…

Дают образную характеристику предмета; выступают как средство детализации, типизации и оценки образа

Гипербола

Художественное преувеличение

В сто сорок солнц закат пылал.(В.Маяковский)

Придает речи выразительность; в фольклоре служит средством создания художественного образа

Литота

1. Определение предмета путем отрицания противоположного.
2. Художественное преуменьшение

1) Не дорого ценю я громкие слова, // От коих не одна кружится голова.(А.Пушкин)
2) Мальчик-с-пальчик

Является (как и гипербола) средством идейно-эмоциональной оценки предмета речи

Перифраз

Замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом, в котором указаны существенные признаки подразумеваемого лица или предмета

Лермонтов в стихотворении «На смерть поэта» называет Пушкина «невольник чести», раскрывая тем самым причины его трагической гибели и выражая свое отношение к нему

Способствуют выразительности языка; являются средством связи предложений в тексте; являются средством выражения авторской позиции

Ирония

Вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношение) скрывается насмешка

Откуда, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов)

В этих строках крыловской басни – тонкая насмешка над глупостью осла

Сарказм

Злая, горькая или гневная насмешка

В стихотворении Н.Некрасова «Размышления у парадного подъезда» звучит сарказм

 

Гротеск

Художественный прием, подчеркивающий искажение или смещение норм действительности; основан на совместимости контрастов: реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора

Пример гротеска – образ Органчика из «Истории одного города» М.Салтыкова-Щедрина

Гротескные образы отличаются резкой карикатурностью, преувеличением, контрастностью, они разрушают гармоническое восприятие жизни, вносят тревогу, ожидание нового и т.д.

Каламбур

Фигура, основанная на звуковом сходстве слов или сочетаний слов, совершенно различных по значению

Наш медик в рот больным без счету капли льет, // Однако от того ни капли пользы нет.(М.Херасков)

Обычно создает в тексте комический эффект

Фигуры (синтаксические средства 
выразительности)

Инверсия

Нарушение прямого порядка слов.
Правилами грамматики установлен следующий порядок слов (прямой):
для главных членов
1) подлежащее + сказуемое (для текста-повествования); 
2) сказуемое + подлежащее (для текста-описания);
для второстепенных членов 
1) согласованное определение + определяемое слово;
2) обстоятельство образа действия + сказуемое;
3) сказуемое + остальные обстоятельства и дополнение

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.(М.Лермонтов)

Подчеркивает смысловую значимость отдельных слов, придает всей фразе особую интонационную и стилистическую выразительность, усиливает эмоциональную окраску речи. Инверсия также может связывать части текста. В поэтической речи создает напевность, мелодичность

Градация

Фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака

1) То не конский топ, не людская молвь, // Не труба трубача с поля слышится, // А погодушка свищет, гудит, // Свищет, гудит, заливается.(А.Пушкин);

Придает особую выразительность фразе, усиливает смысловое и эмоциональное значение предыдущих слов. Помогает передать чувства героя

 

2) А идти становилось все труднее. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, выло.(А.Пушкин)

 

Антитеза

Художественный прием, в основе которого – резкое противопоставление слов, образов, персонажей, элементов, композиций и т.п.

Они сошлись. Волна и камень, // Стихи и проза, лед и пламень // Не столь различны меж собой.(А.Пушкин)

Сочетание контрастных по смыслу понятий оттеняет их значение и делает речь яркой и образной. Применяется как композиционный прием

Оксюморон

Стилистическая фигура, в которой сочетаются обычно несовместимые понятия, слова со взаимоисключающими значениями

1) Таинственно шумит лесная тишина. (И.Бунин);
2) О, как мучительно тобою счастлив я.(А.Пушкин)

Придает выражению оригинальность и выразительность. 
Сочетание во 2-м предложении слов
мучительно исчастливподчеркивает сложность и многоплановость чувства, соединяющего в себе и муки, и счастье, показывает возможность получения счастья через трудности

Риторический 
вопрос

Фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Он не требует ответа

Что ищет он в стране далекой? // Что кинул он в краю родном?(М.Лермонтов)

Является средством эмоционального воздействия на слушателей, возбуждения их внимания к изображаемому. Усиливает эмоциональный характер высказывания

Риторическое 
восклицание

Фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение

Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться!(И.Крылов)

 

Фигуры (синтаксические средства выразительности)

Риторическое обращение

Фигура, в которой в форме обращения кнеодушевленнымпредметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится

О Волга! После многих
лет
Я вновь принес тебе привет.

(Н.Некрасов)

Служит для усиления эмоционально-эстетического восприятия окружающего.
Передает торжественность, патетичность, приподнятость и другие оттенки настроения; выражает авторское отношение к тому, о чем говорится

Умолчание

Оборот речи, состоящий в том, что предложение (или фраза) остается недосказанным, начатая речь внезапно обрывается.
На письме умолчание обозначается многоточием

Но мне ли, мне ль, любимцу государя… // Но смерть… но власть… но бедствия народны…(А.Пушкин)

Передает состояние предельной взволнованности героя

Эллипсис

Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации

Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки.(А.Н. Толстой)

Придает выражению динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность; придает речи взволнованный характер.
Эллиптическое построение речи отличается большей свежестью

Параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

1) Он над тучами смеется, он от радости рыдает!(М.Горький);
2) Молодым везде у нас дорога, // Старикам везде у нас почет.
(В.Лебедев-Кумач)

Усиливает энергию, силу утверждения мысли. Придает речи ритмичность

Анафора

Повторение одинаковых элементов (сочетаний звуков, морфем, слов, синтаксических конструкций) в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)

1) Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(С.Есенин)
2) ...Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
(М.Лермонтов)

Украшает, усиливает речь, придает тексту яркость, величественность, живость. Усиливает энергию слов, которые несут в тексте основную смысловую нагрузку

Эпифора

Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.)

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?(Н.Гоголь)

Эпифора позволяет выделить слова, которые несут в тексте основную нагрузку



Предварительный просмотр:

C:\Users\USER\Desktop\Егэ\Чередующиеся гласные таблица.jpg