5. Обмен опытом работы
-
Скачать:
Предварительный просмотр:
Городское методическое объединение педагогов дошкольных учреждений по реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
Консультация для педагогов на тему:
«Использование бросового материала для развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Подготовил воспитатель
МКДОУ «Детский сад №10»
Скирта А.И.
2023г
г. Зима
Современное общество испытывает потребность в творческих, разносторонне развитых, свободно мыслящих, способных находить выход из сложной ситуации, людях, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способных, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества в целом.
Несомненно, в основе развития творческих способностей лежат знания, умения, навыки, которые являются фундаментом всех форм обучения и образования.
В. А. Сухомлинский отмечал, что «...в душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. Творчество ребенка - не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить»
В своей работе мы педагоги используем широкий спектр форм и методов развития, творческих способностей дошкольников, среди которых изготовление поделок из бросового материала.
Л.В. Куцаковой отмечена большая роль использования бросового материала для развития творческих способностей. Ей отмечено, что в такой работе повышается познавательная активность детей, требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается важность занятий с детьми по изготовлению поделок из бросового материала для умственного, эстетического и творческого развития дошкольников.
В работах В.В.Давыдова, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова установлено, что дошкольники способны в процессе данной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения ㅤ творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Творческие способности детей можно развивать разными способами, в том числе и через конструирование из бросового материала.
Конструирование из бросового материала — это вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона нетрадиционных материалов, позволяющий дать вторую жизнь миру вещей, которые обычно выбрасываются.
Данный вид конструирования может носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок, либо взрослый перед ним.
Основные цели конструирования из бросового материала — это развитие познавательной и исследовательской деятельности, детских творческих, интеллектуальных и художественных способностей.
В выполнении этой работы, как ни в какой другой деятельности сочетаются умственные и волевые усилия. Выполняя различные манипуляции с бросовым материалом, дети познают различные свойства материалов.
Поскольку материал для творчества относится к категории бросового, к нему предъявляются определенные требования, а именно, бросовый материал должен быть:
-безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
- тщательно промытым и высушенным;
- доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т.д.);
- не вызывать чувство брезгливости у детей.
Организовывая работу с детьми необходимо:
− учитывать возрастные особенности детей;
− продумывать тематику занятий с учетом имеющихся умений и навыков детей;
− чередовать время работы с кратковременным отдыхом (физкультминутки, зрительная гимнастика);
− если изготавливаемая поделка требует сложных манипуляций в подготовительной стадии (например, проколоть отверстия шилом), необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнил педагог;
− необходимо располагать детей на рабочем месте с учетом техники безопасности, т.е. так, чтобы они не мешали друг другу и не подвергались риску в процессе работы с проволокой, ножницами;
− работу по изготовлению игрушек, поделок из бросового материала следует начинать с легких конструкций и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам.
В процессе изготовления поделок из бросового материала у детей:
• развивается умение анализировать предметы окружающей действительности;
• формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус;
• формируются ценные качества личности такие как (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.);
• у родителей формируются представления о влиянии ручного труда на развитие творческих способностей у ребенка.
Для успешного осуществления данного вида детской деятельности важно создать необходимые условия.
Первое условие — это создание «Центра удивительных вещей», где хранится разнообразный бросовый материал для изготовления поделок. Такой способ хранения дает детям возможность свободного доступа к материалам, используемым в самостоятельной творческой деятельности.
Второе условие — это организация образовательного процесса:
− совместная образовательная деятельность детей и воспитателя;
− самостоятельная деятельность детей;
− различные формы взаимодействия с родителями.
Третье условие — выбор содержания работы:
− Изготовление поделок из бросового материала.
Изготавливая разнообразные поделки, дети учатся находить применение конкретному бросовому материалу: для игр; для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома; их можно использовать в качестве подарков‐сувениров.
Любая продуктивная деятельность завершается организацией творческих выставок, созданием мини-музея, коллекций и т.д.
Практика показывает, что изготовление поделок и игрушек из бросового материала доставляет детям гораздо большее удовлетворение и радость, чем использование в работе готовых, «покупных» материалов.
Работа с необычными, нетрадиционными материалами в процессе художественного творчества, знакомство с оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Чтобы процесс всестороннего развития ребенка был гармоничным, необходима помощь родителей. С целью вовлечения родителей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, необходимо организовывать совместные выставки поделок, творческих работ.
Таким образом, конструирование из бросового материала вносит свой вклад в гармоничное развитие ребёнка, поэтому необходимо уделять ему должное внимание всегда. Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Практическая часть
А сейчас, коллеги предлагаю вам с помощью игры викторины систематизировать свои знания по художественному конструированию.
(На экране вопрос по теме с предложенными вариантами ответов. Вам нужно выбрать один из них. На экране демонстрируется слайд с правильным ответом.)
Игра – викторина
1. Кто из педагогов отмечал большую роль использования бросового материала для развития творческих способностей?
А) В. А. Сухомлинский
Б) В.В. Давыдова
Г) Л. В. Куцакова
2.К какой образовательной области относиться художественное конструирование?
А) Речевое развитие
Б) Художественно - эстетическое развитие
В) Физическое развитие
3.Конструирование из бросового материала это..?
А) продуктивный вид деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона нетрадиционных материалов, позволяющим дать вторую жизнь миру вещей.
Б) один из видов конструктивно-пластического творчества, в основе которого лежит работа с различными видами бумаги.
В) продуктивный вид деятельности, направленный на создание разных конструкций и моделей из строительного материала.
4. Сколько типов конструирования выделяют?
А) 3
Б) 2
В) 1
5. Определите, что относиться к художественному конструированию?
А) Конструирование из деталей строительного материала
Б) Конструирование из бросового материала
В) Конструирование из деталей конструктора
6. Посмотрите на поделки, представленные на экране, назовите номера поделок, которые относятся к художественному конструированию?
А)1
Б)2
В)3
7. Какие материалы относяться к конструированию из бросового материала?
А) Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.)
Б) Различные конструкторы – деревянные, пластмассовые, металлические, магнитные.
В) Коробки от шампуня, от спичек, печенья и чая, пластиковые бутылки, втулки от туалетной бумаги, одноразовая посуда….
8. Определите, какой вид конструирования может носить как технический, так и художественный характер.
А) Конструирование из строительного материала
Б) Конструирование из конструктора
В) Конструирование из бросового материала
С помощью игры - викторины мы с вами вспомнили и обновили свои знания в области художественного конструирования.
А сейчас я вам предлагаю изготовить цветы с использованием бросового материала (мусорных пакетов).
Для изготовления этих цветов нам понадобятся: пакеты для мусора желтого, сиреневого и зеленого цветов, нитки, ножницы и палочка от шарика, узкий скотч.
Приступим. Я заранее для вас вырезала вот такие полоски сиреневого цвета и желтого чуть поменьше. Чем больше полосок вы вырежете из пакетов, тем пышнее будет цветок, еще понадобится полоска поменьше для серединки цветка.
А теперь складываем как гармошку. Посередине завязываем можно нитками, а можно, полоской от пакета. Уголки можно чуть-чуть подрезать для красоты. Теперь складываем пополам. И завязываем ниткой. Вот как должно получиться.
Теперь берем от палочки наконечник и привязываем концы крепко-накрепко. Затем берем зеленую полоску от мешка и начинаем заматывать от самого начала, на середине останавливаемся, вставляем в серединке полоску. Это будет листочек, и доматываем до конца. Конец завязываем ниткой. Чтобы пакет не размотался. А теперь раскрываем пакеты, чтобы было пышно. Вот такие красивые пионы у нас с вами получились!
И свое выступление я хочу закончить такими словами:
Фантики, бутылочки,
Разные коробочки.
Газеты и журналы,
От бутылок пробочки.
Колпачки и трубочки,
Всякие заколочки.
Пуговки и ниточки,
Различные поломочки.
Баночки, бобиночки,
Диски, плёнки, тряпочки…
Всё, что нужно выбросить,
Мы положим в шкафчики.
Они немного полежат
И стать поделкой захотят!
А мы фантазию проявим,
Воображать себя заставим.
И этот мусор превратим:
В игрушку, картину и сувенир!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
ИГРОВОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЧАС, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Анна Ивановна Скирта,
воспитатель МКДОУ
«Детский сад №10»,
г. Зима
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка была и остается главной и определяющей. Решается она за счет более широкого включения в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Одной из приоритетных задач работы нашего дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития, формирование у воспитанников культуры здорового и безопасного образа жизни.
Для эффективного решения данной задачи я в своей работе применяю различные формы здоровьесберегающих технологий. Одной из таких форм работы с детьми является игровой оздоровительный час. Эта форма работы доказала свою эффективность, не только потому что полезна, но и потому что интересна и увлекательна для детей. Использование игрового оздоровительного часа в режиме дня способствует обстановки психологического комфорта, обеспечивает условия для развития двигательной активности, формирования культуры движений, повышения жизненного тонуса и укрепления здоровья детей.
Цель игрового оздоровительного часа: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников.
Задачи:
-Охрана и укрепление здоровья дошкольника;
-Совершенствовать адаптационные и функциональные возможности организма;
-Повышение умственной и физической работоспособности;
Игровой оздоровительный час провожу ежедневно после дневного сна, в помещении в холодный период года и на участке – в теплый период года, его длительность составляет в среднем 25 – 30 минут. Осуществляя организацию игрового оздоровительного часа, соблюдаю следующие условия:
-учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья, эмоционального состояния ребенка;
-регулярность проведения такого часа;
-продолжительность и интенсивность процедур увеличивается постепенно;
-повышение двигательной активности в весенне - летний период и ее снижение в осенне - зимний период.
В содержание игрового оздоровительного часа включаю: подвижные игры с оздоравливающим эффектом, дыхательные, пальчиковые и зрительные, артикуляционные гимнастики, гимнастика в постели после сна, ходьба по «дорожкам здоровья», элементы релаксации, игровой самомассаж с предметами и без, логоритмические упражнения, танцевальные этюды. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений использую образно-игровые сюжеты, объединенные одной темой дня. Для этого мной был составлен тематический план, где систематизируется материал по использованию оздоровительных технологий, и определяется, с какой целью они проводятся во время оздоровительно-игрового часа.
Одной из самых интересных форм работы, в рамках оздоровительного часа, которую я применяю, являются упражнения на координационной лестнице.
Координационная лестница – это удобный и компактный тренажер, имитирующий плоскую горизонтальную лестницу для выполнения упражнений на координацию, развитие ловкости, маневренности и выносливости. Занятие на координационной лестнице улучшают, координационные способности детей и общее функциональное состояние организма, развивает скорость, силу и прыгучесть, вестибулярный аппарат, ориентировку в пространстве, формирует правильную осанку, помогают ребенку осознать природу ходьбы, прыжков и бега, дают навыки преодоления препятствий и способов сохранения равновесия, формируют привычку вести здоровый образ жизни и заниматься физической культурой, а также укрепляют дыхательную, сердечно - сосудистую систему и опорно-двигательный аппарат. Перед началом работы выполнения упражнений на координационной лестнице детям проводится инструктаж.
Очень нравиться детям самомассаж. Это отличное средство в оздоровлении и профилактики различных заболеваний у воспитанников, а также самомассаж благотворно влияет на нервную систему ребенка. При проведении самомассажа обучаю детей не надавливать с силой на указанные части тела, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. При выполнении самомассажа, использую ряд приёмов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев.
Для совершенствования двигательных навыков у детей в оздоровительный час включаю подвижные и спортивные игры. Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, способствует формированию устойчивости к простудным заболеваниям, укреплению иммунитета.
Одним из условий успешного формирования основ здорового образ жизни, является работа не только с детьми, но и с их семьями. Основные направления работы с родителями в вопросе сохранения и укрепления здоровья :информирование родителей, консультирование, обучение, совместная деятельность, а также я привлекаю родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление пособий, нестандартного оборудования для занятий в рамках оздоровительно-игрового часа. Для родителей был оформлен стенд с рекомендациями «Оздоровительно - игровой час дома »
В рамках работы родительского открытого университета на заседание клуба под названием «Сундучок здоровья», я представила вниманию родителей практикум «Оздоровительно – игровой час в детском саду и дома». Где участники мероприятия сами на практике выполнили несколько игр и упражнений. По завершению мероприятия родителям были предложены рекомендации, памятки и буклеты по данной теме.
Таким образом, использование игрового оздоровительного часа стимулирует двигательную активность детей, а сам игровой оздоровительный час является эффективной дополнительной формой организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Литература:
1.Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века [Текст]/ Ю. Е.Антонов. - Москва: Аркти , 2001.
2.Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста [Текст] / Л.И. Пензулаева. - Москва: ВЛАДОС, 2004
3.Утробина, К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет [Текст]/ К. Утробина. - Москва: ГНОМ, 2004
Предварительный просмотр:
Мастер – класс на тему «Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников»
Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников
Задачи:
1.Познакомить педагогов с некоторыми формами взаимодействия с семьями воспитанников, которые оказывают необходимую поддержку в развитии ребенка при решении общих задач воспитания.
2.Показать возможности использования технологии «Фасилитации» при взаимодействии с семьями воспитанников
3. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.
Форма проведения: мастер-класс с педагогами.
Оформление и оборудование: мультимедиа, презентация по теме мастер-класса, листы ватмана, ручки, карандаши, наименование столиков, технологические карты на каждый стол.
План проведения:
1. Вступительная часть – объявление темы мастер-класса, цели и задач.
2. Основная часть – введение в тему, презентация «Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников»
3. Практическая часть – в два этапа, демонстрация форм работы с родителями.
4. Рефлексия.
Ожидаемые результаты: - увеличится число педагогов, желающих использовать в работе с родителями нетрадиционные формы;
- развитие навыков взаимодействия с родителями;
- создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.
- Вступительная часть.
-Доброе утро, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами и надеюсь на наше сотрудничество. Меня зовут Скирта Анна Ивановна, я работаю воспитателем пятый год в детском саду № 14. В своей работе с родителями, используя традиционные формы, такие как родительские собрания, консультации, беседы столкнулась с тем, что родители были не активны на таких встречах и не проявляли заинтересованности в представленном материале. И поэтому я стала искать и изучать нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, включение в общение с родителями современные методы, которые могли бы сохранить интерес родителя, увлечь их, обратить их внимание на важной информации. Что и определило тему моего самообразования «Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников», по которой я работаю в течение пяти лет. (На слайд вынести основоположников, которые занимались вопросом взаимодействия с родителями: Т.В. Кротова, Е.П. Арнаутова, В. Лапицкая, Т.Н. Доронова) Тема нашего мастер-класса «Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников».
Эмоциональный настрой.
«Наша добрая улыбка»
Пусть моя добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех моим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит вам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
II.Основная часть
- Уважаемые коллеги, у вас у многих наверняка есть дети и вы ходили на родительские собрания в детский сад, в какой форме оно у вас проходило? А как вы думаете, какие формы взаимодействия с родителями наиболее эффективны? (На слайд вынести классификацию форм взаимодействия с родителями Кротовой Т.В.)
Работа с родителями у меня построена на основе перспективного плана взаимодействия с семьями воспитанников. В течение учебного мы рассматриваем разные актуальные темы, которые я определяю с помощью анкетирования родителей.
Организуя поисково-исследовательскую деятельность с детьми, возник вопрос, а как же заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через организацию экспериментов. Сегодня на мастер-классе продемонстрирую как можно организовать родительское собрание по данной теме используя технологию фасилитацию и кейс-метод.
III. Практическая часть
Демонстрация форм.
Уважаемые коллеги, а теперь чтоб понять как проходит такое собрание с родителями не теоретически, а практически, попрошу вас стать моими родителями, которые пришли ко мне на собрание.
На одну из родительских встреч, как и сейчас, я пришла не с пустыми руками, а с проблемными ситуациями. Кейс-ситуации. (Картинки на экране)
1 кейс-ситуация: Вы гуляли на участке с ребятами и увидели на крыше песочнице сосульку.
Вопрос: Как вы думаете, что может произойти, если сосульку занести в детский сад? (педагоги высказывают свое мнение)
2 кейс-ситуация. Вы гуляли на улице с ребенком, и ребенок решил попробовать снег на вкус, какой он?
Вопрос: Что может произойти, и к чему может это привести? Как правильно поступить в этой ситуации?
3 кейс- метод. КАРТИНКИ С ЛУЖЕЙ, ЖЕЛЕЗО, БАБОЧКА,
Что вы можете сказать, глядя на данные методы исследования окружающего мира детьми? Правильные ли они? И к чему они могут привести? (педагоги высказывают свое мнение)
Проанализировав данные самостоятельные исследования детьми окружающего мира, мы пришли к выводу, что, действительно, организация процесса экспериментирования является актуальной для развития познавательной активности детей. Чтобы подробно погрузить родителей в тему организации детского экспериментирования в домашних условиях, я использовала технологию фасилитация.
Фасилитация - процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Этим лидером и будет фасилитатор.
Воспитатель выступает в роли фасилитатора, т.е. делает процесс более легким и эффективным, не представляя интересы ни одной из присутствующих сторон.
И сегодня я хочу вас пригласить в «Мировое кафе», это один из методов фасилитиции, чтобы всем вместе обсудить проблему «Организации детского экспериментирования в домашних условиях», и найти способы её решения. Для этого я, как хозяйка кафе, приглашаю вас объединиться за столами Мирового кафе, «сервированные» листом ватмана вместо скатерти, технологическими картами, в которые вы должны будете записать свои мысли, ручками и карандашами вместо столовых приборов. Обратите внимание сзади на спинках стульев, наклеены стикеры, я попрошу пройти к столу с синим шариком тех педагогов у кого, синий стикер, к красным, у кого красные, зеленым, у кого зеленые. (Участники рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по несколько человек за стол).
В каждой группе должен быть выбран «хозяин» стола на ваше усмотрение, остальные участники - это гости. Хозяин стола знакомит гостей с содержанием заданий и вопросами, касающимися общей темы собрания, которые зафиксированы на бумажных стикерах.
В течение 5 минут гости под руководством хозяина стола гости выполняют задание и отвечают на вопросы, фиксируя свои идеи на чистых листах бумаги.
После того, как гости ответили на все вопросы и выполнили задания, по сигналу колокольчика они переходят за следующий стол, где их встречает новый хозяин, и выполняют новые задания, также фиксируя свои идеи и предложения на листах бумаги.
Процедура продолжается до тех пор, пока все гости не обойдут всех хозяев. По окончании всей процедуры, гости возвращаются за свои столы к своему хозяину и сообщают остальным участникам свой результат - свои выводы ОБЩЕЙ работы по теме данного стола для принятия общего решения по общей проблеме собрания. На ваших столах сегодня особенные скатерти (листы ватмана). Мы предлагаем вам результаты обсуждения оформить на них схемами, рисунками или диаграммами.
Знакомство с правилами работы кафе.
Звучит музыка Шопена «Осенний вальс» (Клип.)
- Обратите внимание на правила работы в нашем кафе - «Кофейный этикет». Ознакомьтесь, пожалуйста, с этими правилами.
«Кофейный этикет»
Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном.
Не отсиживайтесь – высказывайте свои мысли, мнения, размышления.
Говорите открыто и от всего сердца.
Слушайте «хозяина стола», чтобы понимать.
Связывайте и соединяйте идеи в одно целое.
Работайте – не сидите на «трибуне».
Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!
Получайте удовольствие!
- Напоминаю, Ваши мысли, идеи, мнения, – это ингредиенты блюд нашего «Мирового кафе». В конце обсуждения мы получим готовые блюда в виде принятых решений! Настало время познакомиться с меню (зачитывается карта меню):
Аперитив «Ассорти – Ребенок познает мир».
Гарнир (стол №1) «Экспериментирование, это хорошо или плохо для ребенка».
(Гостей встречает «хозяин» столика, зачитывает вопрос и приглашает приступить к активному обсуждению.
1 столик
- Приветствую вас, дорогие гости, и приглашаю смело высказываться. Свои мысли мы будем записывать на стикеры и «тарелки». Прошу вас пользоваться фломастерами или маркерами.
1 вопрос: Что такое детское экспериментирование?
2 вопрос: «Экспериментирование, это хорошо или плохо для ребенка». (Обоснуйте свой ответ) (ребенок может получить травмы, развитие любознательности, наблюдательности и т.д)
2 столик
Острое блюдо (стол №2) «Какие познавательные процессы развиваются в ходе экспериментирования?»
«Хозяин» встречает гостей.
-Приветствую вас, дорогие гости. Предыдущие гости этого стола высказали свои мнения, записали их на импровизированной тарелке. Предлагаю вам ознакомиться с тем, что у нас есть по вопросу и дополнить свои высказывания, которые мы будем записывать на «тарелке». Прошу вас пользоваться фломастерами или маркерами.
1 вопрос: «Какую роль играет экспериментирование в развитие ребенка?»
2 вопрос: Какие познавательные процессы развиваются в ходе экспериментирования?» (внимание, память, речь, воображение и т.д)
3 столик
Напиток (стол №3) Коктейль «Организуем эксперименты дома»
1 вопрос: «Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать?» (Обоснуйте свой ответ)
2 вопрос: «Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал дома?» (порассуждайте)
Десерт «Обсуждение».
- Если вам понятна поставленная перед вами задача и проблема, можно приступать к её реализации. Напоминаю, что все ответы и идеи вы фиксируете на бумажных стикерах.
В качестве аперитива я предлагаю вам начать с «Ассорти – Ребенок познает мир». (Передавая мяч, нужно рассказать, какие эксперименты вы проводите дома с ребенком).
Напоминаю, проблема - организация детского экспериментирования в домашних условиях, размышляем 5 минут. Время пошло. (3 раунда, 3 перехода)
Итак, последний переход.
Последнее блюдо: десерт из обсуждений. Предлагаю хозяину каждого стола подвести итоги работы за столами.
Приходим к выводам:
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8. Создавайте ситуацию успешности.
Чего нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Дальше работа с родителями продолжается, родителям готовим брошюрки «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», постер – консультации «Как организовать в домашних условиях детское экспериментирование», фоторепортажи «Опыты дома».
- Рефлексия.
Уважаемые гости, просим вас оставить свое впечатление о проведенном мастер-классе, составить букет настроения, расставив цветы в вазу. В случае если для вас информация полезна и вы возможно внедрите данный опыт в практику - синий цветок;
В случае если информация заинтересовала, но требует дальнейшего рассмотрения и переработки – желтый цветок;
В случае если представленный опыт не составляет для вас практической ценности – красный цветок.
В завершении я бы хотела прочитать вам короткую притчу:
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по реализации образовательной области
«Познавательное развитие» для детей старшей группы комбинированной направленности на тему: «Заколдованный лес»
Цель: создание условий для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством игр со светом.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Продолжать формировать представления детей о зимующих птицах, их особенностях.
-вызывать желание узнавать новые факты из их жизни;
-расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие Птицы».
Коррекционно-воспитательные:
-формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам.
-Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях;
-Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности.
-Вызвать эмоциональную отзывчивость детей к проблемной ситуации, желание прийти на помощь.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, выслушивать друг друга до конца.
- Совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие
- Вызывать полный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.
Словарная работа:
Имена прилагательные (дятел, сова, голубь, воробей, ворона, перья, кормушка);
Имена прилагательные (зимующие);
Глаголы (кормить, ухаживать, заботиться).
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Материал и оборудование: зимнее дерево со снежинками, елочки, фонарики по количеству детей, контейнер 4 штуки со следами птиц, проектор, аудиоколонка, имитация сугроба, силуэты птиц.
Предварительная работа: разучивание стихотворения «Покормите птиц зимой» (А.Яшин), рассматривание птиц на прогулке и на картинках, беседы о зимующих птицах, их характерных особенностях, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций «Следы птиц на снегу», составление описательных рассказов по сюжетным картинам.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Анна Ивановна и сегодня я пришла к вам за помощью, но прежде чем я расскажу, что же случилось, предлагаю поздороваться с гостями, которые пришли сегодня к нам. Подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение и утро было добрым.
Проводится игра – приветствие для создания положительного эмоционального настроя детей на занятие.
Придумано кем-то, просто и мудро при встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро» солнцу и птицам,
«Доброе утро» улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!
-Ребята, я пришла к вам за помощью, на улице стоят морозы и ребята моей группы не смогли сегодня прийти в детский сад, а к нам в группу пришло видео сообщение от сказочных фей с просьбой о помощи. И я решила прийти к вам в детский сад, чтобы мы вместе помогли сказочным феям. Вы согласны ребята, мне помочь и феям?
-Тогда предлагаю посмотреть видео сообщение, присаживайтесь поудобнее на ковер, так чтобы всем было видно экран.
(демонстрируется видео сообщение)
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам, Феи волшебного зимнего леса. В нашем лесу случилась беда, к нам прилетела злая колдунья и заколдовала всех птиц зимнего леса. Все исчезли, все пропали, где найти их мы не знаем. Чтобы попасть к нам в волшебный лес, нужно надеть волшебные колпачки, которые помогут вам не замерзнуть в зимнем лесу и произнести волшебные слова. Волшебные колпачки и слова вы найдете в своем музыкальном зале. Удачи вам, ребята»
-Ребята, скажите, кто к нам обратился за помощью?
-А о чем они нас попросили?
- Как вы думаете, мы сможем помочь Феям?
-Как попасть в сказочный лес?
-Ребята, посмотрите по сторонам, вы видите волшебные колпачки?
-Нашли, надеваем, произносим волшебные слова.
(Появляются волшебные слова на экране, произносим)
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Как снежинки покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес,
Мы попали с вами в лес.
-Вот и оказались мы с вами в волшебном лесу. Ребята, как красиво вокруг.
- Посмотрите, тут что-то лежит под елкой.
-Правильно, книга.
-Как вы думаете, кому она принадлежит?
-Да это книга злой колдуньи.
- Ой, смотрите, а из книги выпала страница. На ней что-то написано.
-Предлагаю поскорее узнать. (послание от колдуньи)
«Для того, чтобы птицы вернулись в волшебный зимний лес Фей, нужно выполнить все мои задания, только тогда мое колдовство отступит»
-Ребята, вы готовы выполнить задания злой колдуньи?
Первое задание от колдуньи:
- В снежинки, я заколдовала птиц. А каких именно, попробуйте узнать.
(д/и «Заколдованные снежинки»)
-Ребята, посмотрите, вы видите снежинки?
(подходят к дереву со снежинками, берут по одной)
-Ребята, подумайте, как мы можем узнать, каких птиц заколдовала колдунья в снежинки.
-А расколдовать эти снежинки мы сможем с помощью волшебных фонариков, которые оставили нам Феи в волшебной рукавице (звучит аудиозапись «Волшебный фонарь»). Дети светят фонариком на снежинку с обратной стороны и называют птицу, которую они увидели на своей снежинке.
-Ребята, назовите, какую птицу вы увидели в своей снежинке?
(полный ответ - На снежинке я увидела свиристель).
- Ребята, а чем птицы похожи между собой?
-Правильно, у всех пицц есть клюв, крылья, голова, туловище, лапки и тело покрыто перьями.
-Скажите, тогда чем отличаются эти птицы друг от друга?
-Ребята, скажите, как можно назвать одним словом этих птиц?
-Почему их называют зимующими птицами?
-Правильно, потому что эти птицы остаются с нами зимовать.
-Ребята, а вы знаете, как нужно заботиться о птицах в холодное время года?
-Правильно, нужно подкармливать и делать кормушки.
-А знаете ли вы чем можно подкармливать птиц зимой?
-Молодцы ребята, справились с первым заданием злой колдуньи.
-Фонарики вернем Феям в волшебную рукавицу.
-Готовы ребята справиться со следующим заданием колдуньи.
Второе задание от колдуньи:
2.«Внимательно рассмотрите тени, узнайте, каких птиц я спрятала в сугробе, и подберите признак»
(д/игра «Чья тень» и «Подбери признак»)
-Ребята, вы готовы выполнить это задание?
-Справиться с этим заданием нам поможет волшебный фонарь Фей.
(включаем фонарь и рассматриваем тень)
-Ребята, тени каких птиц вы увидели. Назовите их.
- А сейчас ребята, я буду вам кидать снежок и называть слово, а вы ответьте на вопрос и бросьте снежок мне обратно.
Проводиться игра «Подбери признак»
Воробей (какой?) серый, маленький.
Дятел (какой?) пестрый, большой.
Сова (какая?) глазастая, пушистая, большая.
Голубь (какой?) серый, большой.
Ворона (какая?) черная, большая.
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая.
Снегирь (какой?) красногрудый.
-Молодцы! С этим заданием колдуньи вы тоже справились.
-Ребята, прежде чем нам выполнить следующее задание колдуньи, предлагаю немного нам отдохнуть и сделать физкультминутку.
Проводиться динамическая пауза «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок, (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо - влево)
И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)
Тири - тири (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень. (прыжки на месте на двух ногах)
-Молодцы ребята! Теперь мы можем с вами перейти следующему заданию.
Третье задание от колдуньи:
- «Много снегу намела, и следы все замела. Угадайте - ка друзья, чьи следы я замела»
(д/и «Угадай след»)
-Ребята, вы готовы выполнить задание колдуньи?
-А помогут нам справиться с этим заданием, волшебные кисточки Фей.
-Нам нужно с помощью кисточки осторожно раскопать следы на тропинках и узнать, кому они принадлежат.
-Как вы думаете, чьи это следы: животных или птиц?
- Как вы думаете, что можно узнать о птице по её следу?
- По следу можно узнать: размер птицы и делала ли она остановки.
-Ребята, а как вы думаете можно ли по следу узнать, как она передвигалась.
-Да, по следу можно узнать, как передвигалась птица шагом или прыжками.
-Ребята, вы большие молодцы, справились со всеми заданиями злой колдуньи и помогли расколдовать птиц.
(на экране появляется заставка видео птицы в зимнем лесу)
-Ну а нам, пора возвращаться в детский сад и для это нужно произнести волшебные слова:
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Как снежинки покружиться,
Чтоб в детском саду нам очутиться.
-Вот мы и вернулись в детский сад. Снимаем волшебные колпачки.
- Ребята скажите, кому мы сегодня помогали?
-А как мы помогали? Что мы делали?
-Вам было трудно выполнять задания?
-Что вы сегодня интересного узнали?
-Феи вам очень благодарны за помощь и хотят вас отблагодарить. Они дарят вам волшебные палочки, чтоб вы могли творить волшебство.
-Предлагаю вам попрощаться с нашими гостями. До свидания!
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по реализации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности «Участие в благотворительной акции».
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
-расширить и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные навыки;
-раскрыть сущность элементарных понятий: деньги, семейный бюджет, покупка, продажа;
-познакомить с новыми понятиями: банкнота, экономия, банковская карта;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
-способствовать развитию внимания, логического мышления, умения делать несложные выводы;
Воспитательные:
-воспитывать у детей умение договариваться, работать в команде;
-воспитывать основы финансовой грамотности;
Оборудование: интерактивная доска, цветные браслеты разных цветов 8 шт., сюжетные и предметные картинки, разрезные картинки 3 штуки; муляжи монет различного номинала, муляж банковской карты, копилка; раздвижная доска 1 шт., картинки-ребусы.
Ход:
Организационный момент:
Воспитатель. -Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте улыбнемся им, чтобы все поняли, что мы очень рады их приходу и им у нас будет интересно. Молодцы, спасибо вам за ваши улыбки. Сегодня утром по телевизору я смотрела новости и, меня заинтересовал один репортаж, который я записала и сейчас вам его покажу. Итак, внимание, смотрим.
Включается видео репортаж «Новости».
Диктор: Здравствуйте ребята, мы волонтеры. Мы предлагаем вам поучаствовать в благотворительной акции. С наступлением зимы и холодов нашим братьям меньшим все труднее выжить в это нелегкое время, птицам трудно добывать себе пропитание, а вы я знаю ребята, что помогаете птицам в детском саду - делаете кормушки и подкармливаете их. Все желающие принять участие в акции для приобретения корма для птиц, могут перечислить различную сумму на счет волонтерского фонда)
(гимнастика для глаз)
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в репортаже?
Дети: Предлагают поучаствовать в акции, чтобы помочь птицам.
Воспитатель: Что вы знаете о зимующих птицах?
Дети: они зимуют с нами, не улетают в теплые края.
Воспитатель: Ребята, хотели бы помочь зимующим птицам?
Дети: хотим.
Воспитатель: Значит, нам нужны деньги. У вас есть?
Дети: нет.
Воспитатель: А где же мы их возьмем?
Дети: их можно заработать.
Основная часть:
(Появляется на экране интерактивной доски «Кошелек»)
Кошелек: здравствуйте ребята, мне очень понравилось, что вы хотите принять участие в благотворительной акции - в сборе средств на приобретение корма, и я готов вам помочь заработать деньги. Предлагаю вам пройти квест. Если вы правильно выполните мои задания я перечислю деньги на счет благотворительного фонда.
Воспитатель: Ребята, что нам предлагает наш друг кошелек?
Дети: нужно пройти квест, выполнить задания и Кошелек перечислит….
Воспитатель: Верно, готовы выполнять задания?
Дети: Да
Первое задание: картинка денег. Монеты и купюры.
Воспитатель: Ребята, что изображено на картинке? Что такое деньги?
Дети: Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят.
Д/И «Вопрос - ответ»
Воспитатель: Как называются деньги в России?
Дети: Рубли и копейки
Воспитатель: На купюру или монету можно купить больше товара?
Дети: На купюру
Воспитатель: Как одним словом можно назвать деньги других стран?
Дети: Валюта.
Воспитатель: Выигрыш, зарплата - это….?
Дети: Доход
Воспитатель: Покупка телевизора, поход магазин - это….
Дети: Расход
Воспитатель: Предлагаю вам подойти к столу. На столе лежат разрезные картинки. Детям нужно собрать пазл и назвать, что они собрали.
Д/и «Все ли можно купить за деньги?»
( дети стоят в кругу, ловят мяч и объясняют, что можно купить за деньги, а что нельзя)
Итог: не все можем купить за деньги, сколько бы их у нас не было
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, сколько мы заработали?
После всех ответов в кошелек «залетает» 1000 рублей.
Воспитатель: Ребята вы готовы выполнять следующее задание?
Дети: да.
Второе задание (семейный бюджет)
Воспитатель: Посмотрите на картинку. Ребята знаете ли вы, что она обозначает?
Дети: Семейный бюджет
Воспитатель: А что такое семейный бюджет?
Дети: Доход всей семьи
Воспитатель: Ребята, а где взрослые берут деньги?
Дети: Взрослые работают и получают зарплату.
Воспитатель: Из чего же складывается семейный бюджет?
Дети: заработная плата мамы и папы, а бабушки и дедушки получают что? (пенсию, за хорошую учебу студенты получают, что стипендию).
(Динамическая пауза)
Воспитатель: А кем бы вы хотели быть когда вырастите? Сейчас я вам дам эту карту…Что это за карта?
Дети: Банковская карта
Воспитатель: Правильно, я даю вам эту карту, а вы, будете передавать карту друг другу и рассказывать, кем вы хотите стать когда вырастите.
(детям передаю банковскую карту, у кого она тот рассказывает)
Дети: Когда я вырасту, я буду…
Воспитатель: Молодцы, все профессии нужны, все профессии важны, а теперь я вам предлагаю отдохнуть
Воспитатель: Молодцы, а сейчас я вам предлагаю поработать подгруппами. Где ваша команда и ваш стол подскажут цвет браслетов. Давайте перейдем к столам. Как видите, на столах лежат картинки, которые помогут вам рассказать, на что же каждая семья тратит свой бюджет.
Д/и «Траты»
(Дети ранее разделены на 3 подгруппы браслетами разного цвета, надетыми на руку. На столах лежат по 3 картинки. Нужно детям рассказать, на что тратим семейный бюджет.
Первый стол
Воспитатель: Расскажите, что у вас на картинке?
Дети: (рассказ по очереди)
1. У нас картинки с обязательными расходами: оплата за свет, газ, воду
2. Покупка продуктов
3. покупка гигиенических товаров
Второй стол
Воспитатель: Расскажите, что у вас на картинке?
Дети: (рассказ по очереди)
1. У нас картинки с расходами, которые планируют: развлечения
2. Покупка одежды, обуви
3. покупка техники, игрушек
Третий стол
Воспитатель: Расскажите, что у вас на картинке?
Дети: (рассказ по очереди)
1. У нас картинки с расходами, которые не планируют: кто-нибудь заболел и нужно покупать лекарства
2. Покупка одежды или обуви, которая порвалась.
3. Ремонт техники,
Итог подводим: деньги тратим на все необходимое и без денег нам не обойтись.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать сколько мы заработали?
После ответов на картинку на экране в кошелек «залетает» еще 1000 рублей.
Игра «Копилка»
Воспитатель: У кого из вас уже есть копилка?
На что можно копить деньги? Сейчас я дам вам каждому по монете, а вы по очереди будете подходить, опускать свою монету в копилку и говорить, на что можно копить.
Дети: Я коплю на…. (отвечают и опускают монету)… на подарок для мамы)
Воспитатель: Молодцы, то есть, люди копят деньги чтобы потратить их на мечту, а мечта у всех своя.
Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь взрослым экономить семейный бюджет?
Дети: (рассуждения детей)
Воспитатель: Молодцы, если все будут знать основные правила экономии, то можно накопить определенную сумму и потратить их на мечту.
Четвертое задание «Покупки»
Воспитатель: Ребята, Что еще кроме денег нужно взять с собой в магазин, чтобы купить все необходимое?
Дети: Список товаров.
Воспитатель: Кошелек нам тоже приготовил список, чтобы посмотреть как мы умеем выбирать нужный нам товар. Но список этот зашифрован, чтобы его разгадать, нужно отгадать ребус.
-Конфета и чашка с чаем (купить конфеты к чаю)
- корзинка с яйцами и стакан молока (купить яиц и молоко)
- хлебница с белым и черным хлебом и тарелка супа (купить хлеб к обеду)
Воспитатель: Молодцы ребята, справились. Ребята, сколько мы с вами заработали?
После ответов на картинку на экране в кошелек «залетает» еще 1000 рублей.
Дети: 3000
(на экране интерактивной доски появляется «Кошелек»)
Кошелек: Молодцы ребята, вы успешно справились с заданиями. Я с удовольствием отправлю в волонтерский фонд, заработанные вами деньги, на корм птицам.
Воспитатель: Спасибо, кошелек. Вы ребята справились со всеми заданиями кошелька.
Воспитатель: Скажите, кому сегодня помогали, кто обратился к нам за помощью? Что мы делали? Что было для вас трудным, а что легким, что понравилось? Как вы считаете, мы справились?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Вопрос-ответ»
«Семейный бюджет»
Игра «Копилка»
Покупки
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по реализации образовательной области
«Физическое развитие» для детей старшей группы на тему: «На помощь принцессе Витаминки».
Цель: создание условий для формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, посредством игр с фонариком и светом.
Задачи:
Обучающие:
-Актуализировать знания детей о правилах и предметах личной гигиены, их назначении.
-Уточнить знания детей о полезных и вредных продуктах, об их значении для здоровья, умении их классифицировать на полезные и вредные продукты.
-Упражнять в умении находить заданные силуэты путем наложения.
-Познакомить с понятием «правильное или здоровое питание»
-Формировать у детей представления о пользе утренней гимнастики в жизни человека.
Развивающие:
-Совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы полным ответом, выслушивать друг друга до конца.
-Развивать зрительное восприятие детей, внимание, логическое мышление.
-Активизировать в речи детей обобщающие понятия: «предметы личной гигиены», «полезные и вредные продукты питания», «правильное или здоровое питание»
Воспитательные:
-Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности.
-Вызвать эмоциональную отзывчивость детей к проблемной ситуации, желание прийти на помощь.
Оборудование:
для детей: видео сообщение, колпачки и фонарики по количеству детей, карточки с изображением коробки для игры «Что в коробке», картинки с изображением продуктов питания, световой куб для динамической паузы «Покажи движение», дорожки для игрового упражнения.
для педагога: Мультимедиа, проектор, аудиоколонка, фонарик, волшебная коробочка, два световых планшета для игры «Чья тень?», следы микроба с заданиями.
Для оформления группы: макеты весенних цветов, ткань для изображения полянки.
Во время занятия используются следующие виды детской деятельности:
коммуникативная (беседа о предметах и правилах личной гигиены, о полезных и вредных продуктах, о правильном питании, о пользе утренней гимнастики, о микробах).
игровая (дидактические игры: «Что в коробке?», «Угадай, чья тень?», «Полезные и вредные продукты», гимнастика для глаз), двигательная (динамическая пауза «Покажи и движение»)
Методы и приемы используемые:
Наглядные - видео сообщение от принцессы Витаминки, рассматривание картинок и силуэтов с изображениями продуктов питания.
Словесные - беседа, вопросы к детям, поощрение.
Практические – дидактические игры с фонариком и светом: «Что в коробке?», «Угадай чья тень?», «Полезные и вредные продукты», «Покажи и движение», игровое упражнение «Пройти по волшебным дорожкам»
На занятии будут присутствовать – 12 детей.
Предполагаю, что дети, имеют представления о правилах и предметах личной гигиены. Имеют представленияя о полезных и вредных продуктах, об их значении для здоровья, могут их классифицировать на полезные и вредные продукты.
Предполагаю, что при помощи выбранных методов и приемов удастся организовать и заинтересовать детей к деятельности на занятии, решить поставленные задачи. Дети будут активны, проявят интерес к содержанию занятия. Предполагаю, что могут возникнуть трудности в умении находить заданные силуэты предметов.
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята! Меня, зовут Анна Ивановна и сегодня я пришла к вам за помощью, но прежде чем я расскажу, что же случилось предлагаю поздороваться с гостями, которые пришли сегодня к нам. Подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение и утро было добрым.
(Проводится приветствие для создания положительного эмоционального настроя детей на занятие)
- Ребята, сегодня мне на телефон пришло видео сообщение, от принцессы Витаминки из страны Здоровья, с просьбой о помощи. Вы согласны помочь?
-Тогда предлагаю посмотреть видео сообщение, присаживайтесь по удобнее на ковер, так чтобы всем было видно экран.
(демонстрируется видео сообщение)
«Дорогие ребята, пишет вам из волшебной страны Здоровья, принцесса Витаминка. Нашу, чистую страну захватил злой микроб. Он похитил и спрятал моих подружек, Витаминок, а, чтобы их освободить и избавиться от микроба, нужно выполнить все его задания, а помогут вам в этом наши фонарики «помогаторы». Дорогие друзья, поспешите к нам скорее на помощь. Избавьте нас от злого микроба. Попасть в нашу страну вы сможете, пройдя по волшебным дорожкам, которые придадут вам сил, и вы окажитесь на полянке, на которой найдёте фонарики. Удачи вам, ребята! принцесса «Витаминка».)
(Проводиться гимнастика для глаз)
-Ребята, кто обратился к нам за помощью?
- А о чем нас попросила принцесса Витаминка?
- А вы знаете, кто такие микробы?
-Микробы - это очень маленькие живые существа, которые не видны простым глазом человека, чтобы их увидеть, надо смотреть в специальный прибор. Может кто-то знает, как он называется?
Да этот прибор называется «микроскоп».
-Предлагаю всем вместе повторить «микроскоп».
-Кто знает, а какие бывают микробы?
-Микробы бывают разные: полезные и вредные. Полезные микробы, помогают нашему организму быть здоровым, а вредные микробы наносят вред для нашего организма (мы болеем).
-Ребята, сможем ли мы помочь жителям страны Здоровья?
-Тогда подумайте, как мы это сделаем?
-Предлагаю вам отправиться в страну Здоровья.
-Посмотрите перед вами три волшебные дорожки, все они разные между собой, но каждая из дорог приведет вас в страну Здоровья.
Первая дорога - самая легкая, она заряжает наиболее меньшей силой (на полу лежит дорожка со следами)
Вторая дорога труднее - она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно с кочки на кочку (на полу разложены круги кочки), но эта дорога дает больше волшебной силы, чем первая.
Третья дорога - самая трудная, она колючая, болезненная (на полу массажная дорожка с колючками), но зато и силу она дает гораздо больше, чем первые две.
-Предлагаю вам подумать, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, почувствуйте, как ваше тело наполняется волшебной силой.
-Вот мы с вами оказались на полянке в стране Здоровья, а вот и фонарики «помогаторы», о которых говорила принцесса Витаминка.
-Ребята посмотрите тут чей -то след.
-Как вы думаете, кому он принадлежит?
-Ребята, наверно это след злого микроба, на котором он нам и оставил свое задание.
- Ребята, вы готовы выполнять задания от злого микроба?
1 след - задание (д/и «Что в коробке»)
«Мои друзья микробы, спрятали предметы личной гигиены в карточках с изображением коробки. А какие именно, попробуйте узнать и расскажите, для чего они предназначены»
-Ребята, посмотрите вокруг, вы видите такие карточки, на которых изображены коробки?
-Предлагаю подумать, как мы можем узнать, какие предметы спрятали микробы в коробках.
-А помогут нам справиться с этим заданием фонарики «помогаторы», которые принцесса Витаминка оставила для нас.
(звучит аудиозапись Фиксики помогатор»). Дети светят фонариком с обратной стороны картинки и называют предметы личной гигиены, которые они увидят на своей карточке.
-Ребята, назовите какие предметы, вы увидели в своей коробке?
(полный ответ детей)
-В коробке я увидела, зубную щетку. Зубная щетка нужна, для того чтобы чистить зубы.
(спрашиваю каждого ребенка).
-Ребята, а какие вы знаете правила личной гигиены, назовите их.
-Молодцы! Справились с первым заданием злого микроба.
-Ребята, скажите, а вы сегодня делали утром утреннюю гимнастику в детском саду?
-А какую пользу приносит утренняя гимнастика?
(ответы детей - прогоняет сон, укрепляет мышцы, закаляет наше здоровье)
-А сейчас, я вас приглашаю на веселую разминку.
Динамическая пауза со световым кубом.
(Дети бегают под музыку вокруг светового куба, как только музыка остановилась, дети должны повторит движение, которое выпало на световом кубе)
-Молодцы ребята, взбодрились.
-Посмотрите ребята, а вот и второй след микроба, где написано для нас следующее задание.
- Готовы выполнить следующее задание? Тогда слушайте внимательно задание.
2 след (задание №2) «Полезная и вредная еда»
«Мои друзья микробы, перепутали все продукты питания, вредные с полезными. Вам нужно отделить полезные продукты от вредных и правильно соотнести их со своей тенью, наложив цветные картинки на черные, тогда подружки Витаминки вернуться в страну Здоровья»
-Готовы выполнить это задание и помочь Витаминкам вернуться в страну Здоровья?
-Предлагаю вам, выбрать каждому по одной цветной картинке, подумать и определить, этот продукт вреден или полезен для здоровья и соотнести его со своей тенью.
-Ребята, а как вы думайте, что будет, если мы с вами будем питаться только чипсами, пончиками и сладостями? (ответы детей)
-А как сделать так, чтоб этого не произошло? (ответы детей)
-Правильно ребята, нужно употреблять пищу, богатую витаминами и минералами, это называется «правильным» или «здоровым питанием». Правильное питание — это питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья.
(повторить вместе с детьми «здоровое питание»)
-Ребята, вы большие молодцы, справились со всеми заданиями злого микроба и помогли Витаминкам вернуться в страну Здоровья.
(на экране появляется заставка видео, где принцесса Витаминкаи и ее подружки благодарят детей)
-Ребята, предлагаю, вам еще раз поиграть с глазками.
(гимнастика для глаз)
-Молодцы ребята, наши глазки отдохнули.
-А сейчас нам пора возвращаться назад в детский сад. Для этого нам нужно пройти по волшебным дорожкам.
-Вот мы и вернулись в детский сад.
- Ребята скажите, кому мы сегодня помогали?
-А как мы помогали? Что мы делали?
-Вам было трудно выполнять задания?
-Что вы сегодня интересного узнали?
-Принцесса Витаминка и ее подружки Витиминки, вам очень благодарны за помощь и хотят вас отблагодарить. Они дарят вам волшебные браслетики «Здоровья».
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зимующие птицы»
Цель: создание условий для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о зимующих птицах, их особенностях, посредством квест-игры.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Продолжать формировать представления детей о зимующих птицах, их особенностях.
-вызывать желание узнавать новые факты из их жизни;
-расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие Птицы».
Коррекционно-воспитательные:
-формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам.
-Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях;
-Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности.
-Вызвать эмоциональную отзывчивость детей к проблемной ситуации, желание прийти на помощь.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, выслушивать друг друга до конца.
- Совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие
- Вызывать полный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.
Словарная работа:
Имена прилагательные (дятел, сова, голубь, воробей, ворона, перья, кормушка)
Имена прилагательные (зимующие)
Глаголы (кормить, ухаживать, заботиться)
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Материал и оборудование: зимнее дерево со снежинками, зимнее дерево с птицами, фонарики по количеству детей, контейнер 4 штуки со следами птиц, проектор, аудиоколонка, имитация сугроба, силуэты птиц, …..
Предварительная работа: разучивание стихотворения «Покормите птиц зимой» (А.Яшин), рассматривание птиц на прогулке и на картинках, беседы о зимующих птицах, их характерных особенностях, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций «Следы птиц на снегу», составление описательных рассказов по сюжетным картинам.
Ход мероприятия:
І. Организационная часть.
- Ребята, посмотрите, сегодня у нас много гостей, предлагаю вам с ними поздороваться, подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение и утро было добрым.
Придумано кем-то, просто и мудро при встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро» солнцу и птицам,
«Доброе утро» улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!
2. Основная часть.
Видеопослание: Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам Феи Зимнего леса. В нашем волшебном зимнем лесу случилась беда, к нам прилетела злая колдунья и всё вокруг заколдовала. И теперь в нашем лесу очень темно, скучно и грустно. А наше дерево фей превратила в сухую ветку, и мы остались без волшебных сил и не можем расколдовать лес. Если вы выполните все задания злой колдуньи, то лес расколдуется и наше дерево фей снова оживет, и волшебство вернется к нам. Мы знаем, что вы очень хорошие и добрые дети, поэтому обратились именно к вам, помогите нам, пожалуйста, ребята»
Воспитатель: Ребята, скажите, кто к нам обратился за помощью? (ответы детей)
Воспитатель: А о чем они нас попросили? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, но для того, чтобы попасть в волшебный лес, нужно произнести волшебные слова: (все вместе)
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Как снежинки покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес, (открываем глаза)
Мы попали с вами в лес.
Воспитатель: Вот и оказались мы с вами в волшебном лесу. А вот и первое задание от колдуньи.
Задание «Заколдованные снежинки»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на дереве снежинки. Я предлагаю вам разгадать, кого же злая колдунья в них заколдовала. А расколдовать эти снежинки мы сможем с помощью волшебных фонариков. (звучит аудиозапись «Волшебный фонарь»). Дети светят фонариком на снежинку с обратной стороны и называют птицу, которую они увидели на своей снежинке.
Воспитатель: Ребята скажите, а какие это птицы?
Дети: зимующие.
Воспитатель: А как заботиться о птицах в холодное время года?
Дети: Кормить, делать кормушки, заботиться.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с первым заданием злой колдуньи, смогли расколдовать птиц. Предлагаю перейти с следующему заданию.
Задание «Сложи птицу!»
На столах лежат детали частей тела птицы, из которых дети собирают птицу.
Воспитатель: Ребята посмотрите, тут, что не так? И здесь злая колдунья наколдовала.
Воспитатель: Какую птицу вы сложили?
Дети: Сороку.
Воспитатель: Из каких частей вы ее составили?
Дети: Туловище, голова, крылья, хвост, лапки.
Воспитатель: Предлагаю вам немного поразмышлять: для чего птице клюв, крылья, лапки, хвост, когти, глаза? (Ответы детей)
Воспитатель: А все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно, птицы отличаются друг от друга размером, окраской, формой частей тела и т. д. Молодцы!
Воспитатель: А сейчас прежде чем мы дальше будем расколдовывать наш лес, я предлагаю сделать физкультминутку.
Физкультминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок, ( кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо - влево)
И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень. (прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь мы можем с вами перейти следующему заданию.
Задание «Кто заколдован в сугробе»
Воспитатель: Ребята посмотрите, злая колдунья заколдовала кого -то в сугроб. Предлагаю вам расколдовать сугроб поскорее и узнать кого же колдунья заколдовала. Дети видят тень птиц и называют их.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием злой колдуньи и спасли птиц! Предлагаю вам еще раз назвать их ( воробей, сова, дятел, ворона, голубь)
Воспитатель: А попробуйте справиться со следующим заданием колдуньи.
Задание «Волшебный ящик»
Воспитатель: Ребята злая колдунья замела все тропинки в лесу, по которым ходили лесные жители.
Воспитатель: Предлагаю вам узнать, чьи следы колдунья замела снегом. ( дети с помощью кисточек раскапывают следы и называют кому они принадлежат).
Воспитатель: вопросы к детям. Чем похожи птицы между собой? Что есть у всех птиц? ( у всех есть клюв, крылья, перья, голова, туловище, лапки)
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, справились со всеми заданиями злой колдуньи и помогли феям расколдовать лес. Ну а нам пора возвращаться в детский сад и для это нужно произнести такие слова:
Раз, два, три (дети кружатся вокруг себя три раза)
Вот и в детский сад пришли!
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята скажите, кому мы сегодня помогали?
Что вам понравилось больше всего?
Что было трудно для вас?
Воспитатель: Феи вам очень благодарны за помощь и хотят вас отблагодарить. Они дарят вам волшебные палочки, чтоб вы могли творить волшебство.
Воспитатель: Предлагаю вам попрощаться с нашими гостями. До свидания!
