ФГОС

Зотова Валентина Ивановна

Федеральный Государственный Образовательный стандарт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon standart.doc145 КБ
Microsoft Office document icon teorija1.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.

  1. Государственный стандарт общего образования и его назначение.

      Государственный стандарт общего образования - это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:

  • равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
  • единства образовательного пространства в Российской Федерации;
  • защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
  •  социальной и профессиональной защищённости педагогических работников;
  • прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
  • единого подхода  для расчёта федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования.

Он также позволяет разграничивать образовательные услуги, финансируемые за счет бюджета и за счет средств потребителя, и  определить  требования во всем образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

       Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой для:

  • разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;
  • объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
  • определения объёма бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
  • установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
  •  установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащённости учебного процесса, оборудования учебных помещений.

        Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

       Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», утверждённой распоряжением Правительства российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.[1]

        Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учётом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он служит средством развития отечественного образования, системного обновления его содержания.

       Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.

      Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, средне (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершённость. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

     Порядок введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Федеральный компонент вводится с 2005/2006 учебного года в IX классах для организации предпрофильной подготовки; с 2006/2007 учебного года в I, V, и X классах. Поэтапный период ввода стандарта завершается в 2010 году. Образовательные учреждения по мере готовности и по решению учредителя имеют право вводить федеральный компонент с 2004/2005 учебного года. Кроме того, уже с 2004 года федеральный компонент становится основой для развития системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, деятельности Федерального экспертного совета, групп по подготовке Единого государственного экзамена, авторов рабочих учебных программ и учебников.

II. Место учебного предмета «Иностранный язык» в федеральном базисном учебном плане.

      Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования  разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума  Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. №1312.

       Федеральный базисный учебный план является неотъемлемой составляющей федерального стандарта и  устанавливает нормативы учебного времени на освоение учебных предметов федерального компонента по ступеням образования, а также объемы регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования и компонент образовательного учреждения.

      В соответствии с федеральным базисным учебным планом иностранный язык входит в образовательную область «Филология» и на его изучение  выделяется:

  • 210 учебных часов (2 часа в неделю со второго по четвертый класс) в начальной школе;
  • 540 учебных часов в основной школе;
  • 210 учебных часов( 3 часа в неделю) в старшей школе на базовом уровне  ;
  • 420 учебных часов (6 часов в неделю) на профильном уровне.

      При этом установлено годовое распределение часов, что даёт возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течении учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

            Федеральный базисный учебный план  вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

 

III. Федеральный компонент образовательного стандарта по иностранному языку.

      Федеральный компонент содержит четыре стандарта по иностранному языку -  для начального общего образования, основного общего образования; для среднего (полного) общего образования на базовом уровне и для среднего (полного) общего образования на профильном уровне[2].

Федеральный компонент образовательного  стандарта  по иностранному языку как учебному предмету включают:

  • Цели изучения иностранного языка;
  • Обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
  • Требования к уровню подготовки выпускников начальной, основной и полной средней школы.

      Цели иностранного языка  направлены:

  • на развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной);
  • развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка;

      Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщённое содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано представить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням общего образования, обеспечивает их преемственность и предоставляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.

       

          Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования.          В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом итогового контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Одним из  примером может служить описание тематического  содержания речи в стандарте основной (неполной школы) в отношении социально-культурной сферы общения: «Социально-культурная сфера – проблемы города и села. Научно-технический прогресс, его перспективы и последствия. Роль молодежи в современном обществе, ее интересы и увлечения. Культурно-исторические особенности своей страны и стран изучаемого языка. Вклад России и стран изучаемого языка в развитие науки и мировой культуры. Великие исторические события прошлого и современности. Проблемы современного общества.» Хотя в основной школе  у учащихся развивают иноязычные умения на материале всех перечисленных выше тем (относящихся к социально-культурной сфере), однако  при проведении итогового контроля иноязычные умения школьников, которые необходимы при  обсуждении тематики, выделенной курсивом (Великие исторические события прошлого и современности. Проблемы современного общества.) не становятся объектом контроля .

         

      Требования к уровню подготовки выпускников – это установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.

      Требования к уровню подготовки выпускников по иностранному языку:  

  • разработаны в соответствии с обязательным минимумом содержания и  преемственны по ступеням общего образования  и учебным предметам;
  • задаются в деятельностной форме (определяется, что в результате изучения иностранного языка  учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни);
  • служат  основой для разработки контрольно-измерительных материалов для  государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.

      Федеральный компонент образовательного стандарта по иностранному языку позволяет достичь эквивалентность в  уровне языкового образования как в рамках единого российского образовательного пространства, так и общеевропейского.

      К  завершению обучения в основной школе, планируется достижение общеевропейского допорогового уровня(А2), а в  старшей  школе на базовом уровне -   общеевропейского  порогового  уровня  (В1) подготовки по иностранному языку, а на профильном –приближение к пороговому продвинутому уровню (В2).

      Требования служат основой при разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

       Федеральный компонент образовательного стандарта по иностранному языку впервые гарантирует обязательное изучение иностранного языка на всех ступенях средней школы,  вносит существенные  изменения в концепцию обучения с ориентацией на развитие коммуникативной культуры средствами иностранного языка, а также  вносит реальный вклад в гуманизацию и гуманитаризацию школьного образования.

IV. Концептуальные основы образовательного стандарта по иностранному языку.

     Основу разработки федерального стандарта по иностранному языку составляют следующие концептуальные положения.

    1. В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования федеральный компонент стандарта по иностранному языку для всех ступеней обучения нацелен на комплексную реализацию личностно ориентированного, деятельностного,  коммуникативно-когнитивного и социокультурного  подходов  к обучению иностранным языкам. Цели, содержание и планируемые результаты языкового образования представлены в единой системе, в деятельностных терминах с четко выраженной корреляцией между ними. Задаваемое содержание ориентировано на образование, воспитание и развитие личности школьника средствами изучаемого языка.

      Личностный смысл содержания образования, его практическая направленность выражаются в:

  • учете возрастных особенностей школьников на каждой ступени обучения, их интересов, возможностей и потребностей, что проявляется в отборе предметного содержания речи, которое соотносится с реальными проблемами и реальными сферами общения (семейно-бытовой, учебно-трудовой и др.);
  • постановке учащегося в ситуацию выбора при разноуровневом обучении на старшей ступени и включение его в целеполагание , в том числе при выборе уровня обученности, профиля;
  • учете профессиональных устремлений школьников и их потребности в самоопределении за счет введения профильного обучения на старшей ступени;
  • формулировке требований к уровню подготовки учащихся, при которой деятельностная составляющая доминирует над знаниевой.

      2. Деятельностная направленность обучения иностранным языкам отражена в целях обучения и в структуре стандарта:  акцент ставится    на  развитии иноязычной коммуникативной компетенции ученика в единстве всех ее составляющих (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательный компетенции), а  также   в формулировке  требований к уровню подготовки выпускников  средней школы на каждой из ее ступеней.

     Содержание обучения ориентировано на развитие мотивации учеников  к изучению иностранных языков и на  формирование умений во всех видах иноязычной речевой деятельности, развитие общих учебных  умений и навыков, получение учащимися опыта учебной, познавательной, коммуникативной,  практической и творческой деятельности. Впервые в нормативном документе такого уровня определены необходимые умения, которые  должны быть сформированы у школьников в познавательной деятельности, информационно-коммуникативной деятельности и рефлексивной деятельности.

      3.Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.  Диалог культур, как результат социокульной направленности обучения иностранным языкам ориентирует на усиление культуроведческого    аспекта в содержании обучения иностранному языку , приобщая  школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, помогая им лучше осознать  культуру своей собственной страны и развивая у них  умения  ее представлять  средствами иностранного языка. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках  иностранного языка позволяет учащимся сравнивать   особенности образа жизни и стилей жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка,  обычаев и канонов  культуры в этих языковых сообществах. Реализация принципа диалога культур в школе способствует   формированию  у  обучаемых в условиях иноязычного учебного общения таких  необходимых  для межкультурного общения качеств как:

  • культурная непредвзятость, толерантность и социокультурная наблюдательность,
  • готовность к общению и сотрудничеству с людьми в инокультурной среде,
  • речевой и социокультурный такт и вежливость.

    Формирование и совершенствование у школьников социокультурной компетенции в основной и старшей школе направлено на :

  • развитие способности ориентироваться  в социокультурных аспектах  жизнедеятельности  людей в  странах изучаемого языка;
  • формирование навыков и умений  искать способы выхода из ситуаций коммуникативного  сбоя из-за социокультурных помех  при  общении;
  • поведенческой адаптации  к общению в иноязычной среде, понимания необходимости следовать  традиционным канонам вежливости в странах изучаемого языка,  проявляя  уважение  к  традициям, ритуалам и стилю жизни представителей другого культурного сообщества;
  • овладение способами представления родной культуры в инокультурной  / иноязычной среде.

     Социокультурное образование средствами иностранного языка в средней школе закладывает основы для:

  • переноса позитивного опыта изучения стран изучаемого языка при последующем самостоятельном изучении других языков и ,соответственно, других культурных сообществ  ;
  • дальнейшего  развития  социокультурной компетенции  в рамках избранного профиля обучения в старшей школе.

       4.Федеральный компонент образовательного стандарта построен с учетом  особенностей иностранного языка как учебного предмета, в число которых входят:

  • межпредметность (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
  • многоуровневость (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой -  умениями в четырех видах речевой деятельности);
  • полифункциональность (иностранный язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в других  областях знания).

      5. Таким образом, воспитательный и развивающий потенциал стандарта реализуется:

  • в целенаправленной постановке задач воспитания и развития личности ученика средствами иностранного языка, его  интеллектуальных и когнитивных способностей,  нравственных качеств;
  • в социокультурной/культуроведческой направленности предметного содержания речи, в нацеленности содержания на развитие позитивных ценностных ориентаций, чувств и эмоций, на развитие творческих способностей и реализацию личностного потенциала ученика;
  • в выделении учебно-познавательной и компенсаторной компетенций в качестве обязательных компонентов целей и содержания образования, в нацеленности на непрерывность языкового образования, в ориентации на развитие рефлексии, потребности в самообразовании.

      6. Увеличение сроков изучения иностранного языка, зафиксированные в стандарте ( а именно со 2-го по 11 класс) и произведенное благодаря этому перераспределение содержания материала  по этапам обучения позволяет осуществить реальную разгрузку школьников, а введение иностранного языка в начальную школу – использовать наиболее благоприятный сензитивный период в развитии детей для начала его изучения, что позволяет рассчитывать на большую результативность в овладении иностранным языком, на большую успешность в развитии и воспитании его средствами.

        Таким образом,  создаются  условия  для  овладения  иностранным языком выпускниками школы на функциональном уровне, в результате  освоенные иноязычные знания и сформированные умения школьников достаточно мобильны для их использования   в реальной  жизни,  для расширения их   возможностей   в социальной, культурной и профессиональной сферах  общения  с представителями других стран, а также            для получения    доступа к иноязычным источникам информации. Это также  позволяет  им  продолжить образование в высшем учебном заведении и/или осуществлять трудовую деятельность с использованием иностранного языка сразу после окончания школы.

     7. В базисном учебном плане  впервые законодательно закреплена возможность изучения второго иностранного языка. Оно может быть начато в основной школе и  продолжено на старшей ступени  за счет школьного компонента базисного  учебного плана. Впервые в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования выделены   базовый и профильный  уровни изучения  иностранного языка на старшей ступени. Это обусловлено учетом реальных условий обучения и функциями учебного предмета в разных типах школ (иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет, иностранный язык как профильный учебный предмет).

Базовый уровень предполагает овладение материалом общекультурной направленности, минимально достаточного для осуществления иноязычного общения в наиболее распространенных ситуациях социально-бытовой и учебно-трудовой сфер общения.

Профильный уровень предусматривает углубленное изучение предмета, использование более широкого понятийного аппарата в целях осуществления иноязычного общения, в том числе и в профессионально ориентированных ситуациях  общения.

      Профильный уровень ориентирует на продолжение образования в выбранной области знания, предусматривает в большей мере автономию/самостоятельность школьников.

     При изучении иностранного языка на профильном уровне осуществляется углубление их   гуманитарно-филологической подготовки, которая может быть расширена или видоизменена за счет элективных курсов.

     8.Межпредметные связи иностранного языка с другими учебными предметами. Входя  вместе с русским языком (русским языком как родным языком и  русским  языком как средством межнационального общения)  входит в общеобразовательную область «Филология», иностранный язык   позволяет усилить общеязыковую подготовку школьников. Более того,  впервые в языковом  образовании достигнута межпредметная соотнесенность в подходах к изучению как родного, так и неродных  языков, включая иностранные.

      Наличие межпредметной взаимосвязи в Стандартах по иностранному и русскому языкам позволяет формировать и развивать коммуникативную культуру   на родном и иностранном языках. Родной и иностранный языки расширяют лингвистический кругозор учащихся, способствуют формированию культуры общения, содействуют общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

      Федеральный  компонент образовательного стандарта по иностранному языку  позволяет успешно реализовать межпредметные связи и с другими учебными предметами, чему способствует специфика иностранного языка как учебного предмета: предметное содержание речи может затрагивать любые области знания (гуманитарные, естественнонаучные, прикладные), а иноязычная речь может быть использована в любых сферах деятельности.

      Межпредметное взаимодействие иностранного языка с другими дисциплинами гуманитарного цикла (например,  историей,  литературой) позволяет создавать интегративные иноязычные курсы (например, страноведческие  и культуроведческие курсы), элективные курсы по истории и литературе изучаемых зарубежных стран на профильном уровне в полной средней школе. С помощью  элективных  курсов на этой ступени обучения возможно  межпредметное взаимодействие иностранного языка и с  дисциплинами негуманитарного цикла, исходя из профильного обучения конкретного образовательного учреждения.

9. Совместно с другими предметами изучение иностранного  языка способствует формированию и развитию у школьников в средней школе ключевых  надпредметных компетенций, включающих  образовательную, ценностно-ориентационную, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную ,социально-трудовую а также компетенцию личностного самосовершенствования.

10. Формирование информационной культуры школьников при изучении  иностранного языка. Формирование и развитие информационной культуру средствами иностранного языка предполагает усилить внимание на развитие коммуникативно-когнитивных умений в процессе изучения этого предмета в основной и старшей школе.  Это прежде всего касается    умений :

  • самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) при работе с иноязычными и двуязычными (на профильном уровне) материалами;
  • участвовать  в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
  • осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в иноязычных источниках различного типа;
  • извлекать  необходимую информацию из иноязычных источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
  • переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
  • отделять  основную  информацию от второстепенной;  
  • критического оценивать  достоверность полученной информации;
  • передавать  содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбирать  знаковые системы  адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного) и иллюстрировать с помощью примеров;
  • выбирать  вид чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работать продуктивно и целенаправленно с  текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимать  их специфику; адекватно воспринимать  язык средств массовой информации;
  • создавать  материал для устных презентаций с использованием на старшей ступени обучения мультимедийных технологий.

      Процесс информатизации образования предполагает также широкое использование  информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранных языков в основной и старшей школе для коммуникативно-речевого и когнитивного развития учащихся, развития их творческих возможностей и способностей и создания условий для их самообразования в интересующих областях знания. Виды учебной  работы с иноязычными Интернет-ресурсами должны быть направлены на :

  • приобретение  школьниками реального  опыта межкультурного общения на иностранном языке;
  • обогащение их  гуманитарных  знаний (в частности, об истории и  культуре изучаемых стран) ;
  • развитие  умений ориентироваться в современной иноязычной информационной среде, используя  мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации и создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • осуществляя поиск, систематизацию и обобщение  информации
  • развитие иноязычных умений общаться в виртуальном пространстве.

 

V. Соотношение содержания стандартов и примерных программ

      Примерные программы по иностранным языкам ) для основного общего образования, среднего (полного) общего образования на базовом уровне и среднего (полного) общего образования на профильном уровне составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по темам  с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

      Примерные программы выполняют две основные функции:

       Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

       Организационно-плвнирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, а также учета последних при промежуточной аттестации учащихся.

      Примерные программы являются ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников (а также могут использоваться при тематическом планировании курса учителем). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерные программы содействуют сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

      Примерные федеральные программы        по английскому, немецкому, французскому и испанскому языкам  созданы на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по иностранным языкам и выполняют   информационно-методическую,  организационно-планирующую и  контролирующую функции. Они включают учебные программы для начальной школы, основной и  старшей школ.  Имея в целом единую структуру , они содержат  :

  • пояснительную записку,
  • минимум содержания языкового образования,
  • требования к уровню подготовки учащихся  по окончанию каждой из ступеней средней школы.

      В пояснительной  записке   определяются  статуса программы и ее функции,  дается описание  иностранного языка как учебного предмета и его места в базисном учебном плане, характеристика этапа обучения и формулируются  цели обучения иностранному языку в школе в той же форме как в стандарте,описываются общеучебные навыки, умения и способы  деятельности, планируемые результаты обучения иностранному языку на каждой из ступеней .

Содержание языкового образования включает  описание:

  • предметного  содержания речи;
  •  речевых  умений;
  • языковых  знаний и умений,
  •  социокультурных знаний и умений,  

 компенсаторных и учебно-познавательных умений)[3].

В примерной программе конкретизируется каждый из этих компонентов.Кроме того в примерных программах в основной школе выделяются с учетом психологических особенностей школьников два подэтапа:

  • 5-е – 7-е классы

           и

  • 8-е – 9-е классы

Требования к уровню подготовки школьников по окончанию каждой из ступеней  обучению даются в том же виде, как и в стандарте. они определяют:

  • что именно учащиеся должны знать и  понимать в области иностранного языка;
  • что они должны уметь;
  • в каких видах практической деятельности выпускник может и должен уметь  использовать полученные умения и знания.

В примерных программах дается предварительное распределение учебных часов в отношении предметного содержания речи, при этом 10% времени составляет резерв свободного учебного времени, который учитель может использовать по своему усмотрению.  Распределение часов по темам  условно и связано с концентрическим изучением тематики.

        Детализация Стандарта в примерных и авторских  учебных программах  может затрагивать:

  • предметное содержание речи,
  • виды речевой деятельности ,
  • языковые знания и умения,
  • социокультурные знания и умения,
  • компенсаторные, общеучебные и специальные учебные умения.

При разработке учебных программ, учебников, других учебно-методических материалов для изучения иностранного языка в образовательных учреждения  допускается:

  • расширение перечня дидактических единиц в пределах, регламентированных допустимый  аудиторной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюдения преемственности с обязательными минимумами сопредельных ступеней образования;
  • конкретизация и детализация дидактических единиц.[4]
  • определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения учебного материала (в соответсвии с выделенными двумя подэтапами в основной школе).

      VI. Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК. В образовательном процессе общеобразовательными учреждениями могут быть использованы учебные издания, имеющие гриф Минобразования России или органа управления образованием субъекта Российской Федерации. Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, утверждены приказом Минобразования России от 15 января 2004г. № 111.

        С 2006-2007 года должен начаться переход на профильное обучение в старшей школе. Однако, в связи с тем, что создание новой литературы возможно не ранее, чем через 3-4 года на первом этапе введения профильного обучения предлагается разработать методические рекомендации по использованию действующих учебников, которые должны быть подготовлены к 2004-2005 учебному году.

При введении федерального компонента государственного стандарта общего среднего образования  приоритетное положение занимают те концепции/системы  обучения иностранным языкам,  которые реализуются личностно-ориентированный, деятельностный, коммуникативно-когнитивный и социокультурный подходы в обучении иностранным языкам.

Личностно-ориентированный подход вносит существенные изменения в все компоненты системы обучения: цели, содержание, принципы,, технологии обучения и в организацию чебно-воспитательного процесса. Это проявляется в выделении разноуровневых целей на старшей ступени, в деятельностном характере содержания обучения, его культуроведческой направленности,  выделении, наряду с общедидактическими принципами,  таких принципов как:

  • Принцип природосообразности (учета не только типологических особенностей школьников, их возрастных особенностей, но и учет индивидуальных особенностей);
  • Принцип автономии школьников, они выступают в качестве активных субъектов учебной деятельности, увеличивается удельный вес их самостоятельности;
  • Принцип продуктивности обучения – нацеленность на реальные результаты обучения в виде продуктов деятельности – собственно речевых, речевых, включенных в другие виды деятельности (трудовую, эстетическую), а также предусматривают не только приращение знаний, умений и навыков, но и  приращение в духовной сфере школьника;

     В качестве наиболее адекватных технологий обучения выступает «обучение в сотрудничестве»  и «метод проектов». Большое значение придается здоровье-сберегающим технологиям, особенно на начальном этапе , в частности, за счет  смены видов активности:  учебной речевой на учебно-игровую, интеллектуальной и двигательной, требующей физической активности, или  смены видов учебной речевой деятельности с целью предотвращения усталости школьников (говорение сменяется  чтением или письмом и наоборот).      

 

      В учебно - воспитательном процессе происходят существенные изменение   а именно:

  • стиля общения между учителем и учениками – на смену авторитарного стиля приходит учебное сотрудничество / партнерство;
  •  парные и групповые формы работы доминируют  над фронтальными  формами работы;
  • ученик и учитель в процессе обучения все время ставятся в ситуацию выбора (текстов, упражнений, последовательности работы и др.),  проявляя самостоятельность в выборе того или иного дополнительного материала в соответствии с   потребностями  и  интересами  учащихся, что придает процессу обучения иностранным языкам  личностный смысл;
  • последовательно  развиваются  у школьников  рефлексивные умения  -  умения видеть себя "со стороны", самостоятельно оценивать свои возможности и потребности.

       В условиях формирования единого европейского и мирового пространства, которое сочетается     со    стремлением    наций    сохранить     свою    языковую    и    культурную индивидуальность,  достижение требований  федерального  компонента  государственного образовательного стандарта реально возможно только при всемерной поддержке многоязычного школьного образования. Система школьного образования должна обеспечить учащимся широкий выбор иностранных языков, поддерживать и обеспечивать при наличии условий (обеспеченность педагогическими кадрами, учебниками) изучение вторых иностранных  языков  за  счет регионального  и  школьного  компонента.   Это  расширяет возможности междисциплинарного и межличностного общения российских граждан в современном мире.

При соизучении языков и культур особое внимание следует уделять аутентичности и  ценностной  значимости  иноязычных материалов, используемых на уроках иностранного языка, для формирования у учащихся представлений о современном поликультурном и многоязычном мире,  об общечеловеческих и национальных ценностях, культурном наследии родной и зарубежных стран. Недопустимо использование в учебном процессе иноязычных материалов, которые могут сформировать у школьников искаженные представления об истории и культуре  стран изучаемых языков  и России. Используемый в учебном процессе иноязычный культуроведческий материал должен отвечать  возрастным особенностям, когнитивным и коммуникативным возможностям школьников на каждой ступенни обучения иностранным языкам в средней школе.

Преемственность при изучении иностранного языка в начальной, основной и старшей средней школе  обеспечивается  посредством учета внутрипредметных связей при формировании всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции. В начальной школе создаются  условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; для развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком, формируется элементарная коммуникативная компетенция  (речевая и языковая) и , соответственно, развиваются элементарные коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности ( говорении, аудировании, чтении, письме) а также элементарные лингвистические представления  и  общеучебные  умения.

К моменту  окончания основной  школы  учащиеся достигают  допорогового* (A2) уровня коммуникативного владения иностранным языком  при выполнении основных видов речевой деятельности (говорения, письма, чтения и аудирования), который дает им  возможность  продолжать языковое образования на старшей ступени  в полной средней школе, используя иностранный язык как инструмент общения и познания.  В 8-9 классах учащиеся уже приобрели некоторый опыт выполнения иноязычных проектов, а также других видов работ творческого характера, который позволяет на старшей ступени выполнять иноязычные проекты межпредметной направленности и стимулирует их к интенсивному использованию  иноязычных  Интернет-ресурсов   для социокультурного освоения  современного  мира и социальной адаптации в нем.

В старшей школе осуществляется дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных иноязычных умений во всех видах речевой деятельности, в том числе  и в билингвальных видах речевой деятельности (перевод) на профильном уровне. Степень сформированности речевых, учебно-познавательных и общекультурных  умений у школьников в 10-11  классах создает реальные предпосылки для учета  конкретных  потребностей школьников в   использовании иностранного языка при изучении других школьных предметов, а также в   самообразовательных целях в интересующих их областях знаний и сферах человеческой деятельности (включая и их  профессиональные ориентации и намерения).


[1] С приказами, документами и текстами федеральнального образовательного стандарта и базисным учебным планом можно познакомиться на сайте Минобразования РФ по адресу:www.ed.gov.ru.

[2]  В отношении иностранного языка как учебного предмета в начальной школе см. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования.

[3] На  профильном уровне в старшей школе включены также подразделы «Перевод» и «Филологические знания и умения».

[4] Примерное расширение содержания обучения  по иностранному языку в начальной, основной и полной средней школе дано  в Примерных федеральных программах по английскому,  немецкому, французскому и испанскому языкам.



Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Парасотченко Татьяна Валериевна,

методист кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», Почётный работник высшего профессионального образования РФ;

Текучёва Елена Николаевна,

методист кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) второго поколения.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года  № 373 (зарегистрирован Минюстом России от 22 декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» новый ФГОС начального общего образования вводится в действие с 1 января 2010 года.

Новый государственный образовательный стандарт начального общего образования разработан в Российской академии образования коллективом российских педагогов-учёных под руководством Кондакова А.М., д.п.н., члена корреспондента РАО, с привлечением опыта работы учреждений образования 14 регионов РФ.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Структура стандартов включает три группы требований:

  • к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

Остановимся на некоторых нормативных документах, сопровождающих ФГОС начального общего образования и обеспечивающих его реализацию.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

Требования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.  

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования

С момента вступления в силу нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стали предъявляться новые требования к структуре основной образовательной программы, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников.

Основная образовательная программа начального общего образования включает в себя следующие разделы:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  • базисный учебный план образовательного учреждения;
  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  • рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов;
  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • программу коррекционной работы;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, должно самостоятельно разработать с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников основную образовательную программу, включающую в себя иные локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определённые уставом образовательного учреждения.

Рассмотрим некоторые разделы основной образовательной программы начального общего образования.

Базисный учебный план образовательного учреждения (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

Отличительной особенностью нового ФГОС является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность», обеспечивающего духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной  деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

За счёт часов данного раздела (до 1350 часов в год) обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на выявление и развитие способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей, решаются проблемы социализации младшего школьника.

В соответствии со Стандартом приоритетными направлениями внеурочной деятельности определены спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, образовательное, патриотическое направления, общественно-полезная и проектная деятельность (таблица 1).

Таблица1

Направление работы

Задачи

Примерные формы и мероприятия

Спортивно-оздоровительное

  • сохранение и укрепление здоровья, улучшения физического развития обучающихся;
  • приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
  • формирова-ние навыков здорового образа жизни.

  • спортивные часы или «Часы здоровья»;
  • соревнования и спартакиады;
  • турниры, конкурсы, товарищеские встречи по спортивным играм;
  • оборонно-спортивные и физкультурно-массовые мероприятия (День защиты детей, День здоровья);
  • занятия в спортивных секциях;
  • походы выходного дня;
  • туризм;
  • конкурсы газет по спортивной тематике;
  • классные часы («Спорт в жизни людей», «Движение есть жизнь», «Вредные привычки», «Режим дня» и др.);
  • беседы (просветительская работа) с родителями и учащимися по профилактике заболеваемости, вредных привычек, пропаганде ЗОЖ и т.д. 

Патриотическое

формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотическо-го сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституцион-ных обязанностей.

  • общешкольные линейки;
  • тематические уроки Мужества («Присягают Родине сыны», «Времен связующая нить», «Поклонимся Великим тем годам» и др.);
  • торжественные собрания;
  • концерты, посвященные великим датам;
  • литературно-музыкальные композиции;
  • встречи с ветеранами;
  • акции «Доброе слово ветеранам»;
  • выставки «Защитникам Отечества посвящается»;
  • викторина «Знатоки ВОВ»;
  • конкурсы:
  • сочинений («Что я знаю о войне» и др.);
  • чтецов («Есть праздник, что всегда с тобой», «Строки, опаленные войной» и др.);
  • военной песни («Этих дней не смолкнет слава», «Эх, дороги …» и др.);
  • экскурсии в историко-художественные музеи, к памятникам и мемориалам, обелискам;
  • пополнение экспозиции уголка боевой славы.

Образовательное

осознание обучающимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутвержде-ния и успешного взаимодействия с окружающим миром

  • интеллектуальные марафоны и викторины;
  • интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции;
  • кружки по интересам в классе и в школе;
  • студии для развития обучающихся школы;
  • творческие конкурсы: на лучший школьный сценарий к празднику, на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку ветеранам войны и труда, победителям различных олимпиад, конференций, конкурсов;
  • создание в классах команд и проведение в масштабах школы состязаний интеллектуалов («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», КВН между командами между командами учителей, школьников и родителей);
  • балы науки и предметные вечера;
  • литературные гостиные и читательские конференции;
  • экскурсии в музеи, галереи, посещение выставок;
  • встречи с талантливыми учеными, музыкантами, композиторами, рационализаторами, с талантливыми сверстниками;
  • часы общения и беседы, обсуждение газетных статей и журналов и т.д.

Общественно-полезная деятельность

воспитание трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии

  • тимуровская деятельность;
  • рейды Айболита и чистоты;
  • поисковая и краеведческая работа;
  • операции «Подарок далеким друзьям», «Подарок ветерану»;
  • акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Наш подарок детскому дому», «Помоги людям старшего возраста»;
  • трудовую акцию или субботник.

Общеобразовательное учреждение может выбрать любое из перечисленных выше направлений или взять другой (собственный) вариант, опираясь на интересы и запросы обучающихся.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования также определяет образовательное учреждение, при необходимости привлекая образовательные учреждения дополнительного образования детей, организации культуры и спорта.

Важной частью основной образовательной программы начального общего образования является Программа формирования универсальных учебных действий (далее УУД). Суть универсальных учебных действий заключается в умении учиться, т.е. способности субъекта к саморазвитию и совершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, авторы рассматривают УУД как обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно действовать при получении образования. УУД носят надпредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, познавательного развития и саморазвития личности, лежат в основе организации и регуляции деятельности обучающегося независимо от её специально-предметного содержания, обеспечивают усвоение учебного содержания и формирование психологических способностей обучающихся.

Содействие образованию ребенка проявляется и в выборе разнообразных способов оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся, разнообразных оценочных шкал и оценочных материалов. Дополняют систему формализованной оценки оценкой аутентичной, фиксирующей индивидуальные достижения учащегося в образовательном процессе. Учитель создает условия для совместной с учащимися деятельности в данном направлении, предлагая к использованию такие технологии учета достижений, которые требуют от учащегося развития навыков самооценки, постановки цели и коррекции процесса учения, а также обеспечивая необходимую поддержку в их реализации. В современных условиях особенно актуальными становятся способы учета достижений, основанные на самооценочных процессах (индивидуальных дневник достижений, портфолио и т.д.).

Альтернативные подходы к оценке достижений обучающихся обусловлены тем, что основанные на них педагогические технологии обладают значительным воспитательным и развивающим, а также, что очень важно, здоровьесберегающим потенциалом, что отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства. Ведь состояние здоровья школьников внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

  • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
  • гарантирующей охрану и укрепление физического,  психологического и социального здоровья обучающихся;
  • комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Реализация современных требований потребует от учителя особого профессионализма: кроме функции координатора, организатора, помощника, консультанта, он должен овладеть командной, совместной, коллективной формой работы; быть союзником психолога, социального педагога и пр.

Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных технологий –  проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий. Указанные технологии не только решают задачи освоения содержания предмета, но и способствуют становлению компетентностей обучающихся: информационной, социальной, личностной, коммуникативной, что в полной мере соответствует задачам развития современного образования в условиях новой социально-образовательной ситуации.

Таким образом, введение в российские школы новых образовательных стандартов требует серьезной подготовки педагогической общественности и осуществления ряда мероприятий:

  • разработка и утверждение основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения;
  • приведение нормативной базы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);
  • приведение в соответствие с требованиями ФГОС начального образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
  • определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
  • разработка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;
  • заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками;
  •  определение оптимальных для реализации модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);
  • разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
  • осуществление повышения квалификации всех учителей начальных классов (возможно  поэтапно  по  мере  введения  ФГОС начального общего образования);
  • обеспечение кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Литература:

  1. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы// Управление начальной школы,  2009. –  № 12. – С. 9.
  2. Новые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования// Управление начальной школы,  2009. –  № 12. – С. 4.
  3. Материалы Всероссийского семинара-совещания «Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2-3 февраля 2010 г.). http://fgos.isiorao.ru/conference/index.php
  4. Материалы сайта Федеральный Государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/
  5. Современные требования к организации образовательного процесса. Методические рекомендации/ Под ред. Н.Н. Ценаревой, Е.В. Губановой. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008. – 220 с.