ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!

Данченко Юлия Павловна

Всем родителям хочется, чтобы ребёнок говорил чисто, правильно и выразительно. Именно развитая речь со всеми её компонентами является одним из важнейших показателей готовности ребёнка к школьному обучению, индикатором его коммуникативных возможностей. Но, к сожалению очень часто у детей бывает "каша во рту". В этом случае на помощь ребёнку и семье приходит - ЛОГОПЕД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhnenie_dlya_rastyazheniya_podyazychnoy_svyazki.docx521.56 КБ

Предварительный просмотр:

 Часто родители спрашивают о том, достаточной ли длины подъязычная связка (уздечка) у их ребенка, не нужна ли операция для её подрезания. 03494406.jpg

   Действительно, у разных людей подъязычная связка может быть разной длины. Если у ребенка   очень   короткая    уздечка    языка, он  не  сможет   произносить   шипящие звуки: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] и звук [Р].  Но на самом деле такая анатомическая особенность встречается весьма редко.

   Если ребенок может высунуть изо рта язык и при этом его кончик не раздваивается в форме двух полукруглых лепестков из-за того, что снизу его тянет подъязычная связка, если он может облизать блюдце, поцокать языком, то у него совершенно точно не будет препятствий для постановки вышеперечисленных звуков, требующих подъема языка к небу.

   И еще один важный показатель: у ребенка 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть не менее 8 мм.

   Даже если уздечка несколько укорочена (равна 8 мм), то лучше ее растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции  на уздечке останется рубец, который также будет сокращать ее подвижность. Кроме того, прооперированный ребенок еще долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

   Далее проводятся упражнения для постепенного растяжения подъязычной связки, необходимые для тех детей, у которых она имеет небольшую длину.

МалярC:\Users\Админ\Desktop\2012-02 (фев)\сканирование0009.jpg

(динамическое артикуляционное упражнение)

   Предложите ребёнку языком, как «кисточкой», покрасить в «доме» - ротике потолок. Для этого надо открыть рот и широким кончиком  языка погладить нёбо, делая движения вперёд-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно). Движения выполнять под счёт: «Раз-два, раз-два».

БарабанZ6395

(динамическое артикуляционно-голосовое упражнение)

Покажите ребенку, как можно изобразить барабан, отбивая дробь с помощью языка. Для этого надо открыть рот, слегка улыбнуться и напряженным кончиком  языка постучать по альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо, на одном дыхании, произнося звуки «Д-Д-Д». Сначала стучать следует медленно, а затем увеличьте темп. Посоревнуйтесь, чей барабан дольше стучит. Попросить ребенка повторить. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не закрывал рот. Если это происходит, то между зубами в одном из уголков рта надо вставить ручку зубной щетки или кончик указательного пальца ребенка.

Лошадка (динамическое артикуляционное упражнение)

Попросите ребенка изобразить, как скачет лошадка. Для этого надо приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому небу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала следует цокать в медленном темпе, а затем постепенно увеличивать его. Следите, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Грибок

(статическое артикуляционное упражнение)

Предложите ребенку грибок с помощью языка. Для этого надо широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к небу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5-10с. Язык будет напоминать шапку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Затем, «отклеить» язык и закрыть рот. Повторить упражнение 2-3 раза.

Гармошка

(динамическое артикуляционное упражнение)C:\Users\Админ\Desktop\2012-02 (фев)\сканирование0015.jpg

Покажите ребенку, как можно изобразить с помощью языка гармошку. Для этого надо присосать широкий кончик языка к небу, как в упражнении «Грибок», а затем, не отклеивая язык, открыть и закрыть рот. Подъязычная связка (уздечка) будет выполнять роль гармошки, которая то растягивается на всю длину, то потом сжимается. Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два», в спокойном темпе, 6-10 раз.

Язычок, тянись, тянись и до носа дотянись!

Покажите ребенку, как язычком можно тянуться к носу. Для этого надо улыбнуться, открыть рот, поднять широкий кончик языка к носу, а потом опустить его к верхней губе. Предложите ребенку повторить это упражнение. Следите за тем, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

Упражнения должны проводиться ежедневно, два раза в день!

Упражнения, направленные на поднятие языка наверх.

Лакание (имитация лакания, как кошки лакают молочко).

Слизывание. Тарелка десертная смазывается чем- то сладким. Ребенок слизывает кончиком языка. При необходимости голова ребенка фиксируется.

Открыть рот, потянуть кончик языка до носа.

Грибок. Присасывание языка всей массой  к твердому небу с хорошим натяжением подъязычной связки.

Гармошка. Делается грибок, при такой ширине рта, при которой ребенок может ее сделать. Логопед (мама, бабушка) рукой растягивает подбородок вверх, вниз.

Маляр. Рот открыт. Кончик языка проглаживает твердое небо, начиная от верхних резцов в глубь ротовой полости до места перехода твердого неба в мягкое.

Качели. Поднятие и опускание языка то за верхние резцы, то за нижние.

Источники:

htt://www.e1.ru

htt://www.kak znat.ru

htt://fitnessplus.ru

htt://www.babyblog.ru

htt://www.minibanda.ru