Дополнительная образовательная программа

Пунейко Леся Николаевна

В стране занимательной матиматики 3-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Администрация города Мегиона

Департамент образования администрации города Мегиона

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №10 «Золотая рыбка» (МАДОУ «ДС №10 «Золотая рыбка»)

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

МАДОУ «ДС №10 «Золотая рыбка»

протокол от __________________№______

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом № ______ от _____2025 г.

МАДОУ «ДС №10 «Золотая рыбка»

Директор _____________Н.В. Качур

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

"В стране занимательной математики"

Срок реализации –1 год

Автор - составитель: учитель-дефектолог

Пунейко Л.Н.    

г. Мегион, 2025-2026 уч. г.

г. Мегион  

2025                                                                                                                                                                              

1.Паспорт программы

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 «Золотая рыбка»

(МАДОУ «ДС №10 «Золотая рыбка»)

_____________________________________________________________________________

ул. Садовая, 5, город Мегион, ХМАО – Югра, Тюменская область, 628680

Телефон/факс: (34643) 3-32-97 E-mail: ds_zolotaya_ribka@bk.ru

https://zolotaya-ribka.tvoysadik.ru/

ИНН 8605014726        КПП 860501001

_____________________________________________________________________________________________

Пояснительная записка

к дополнительной образовательной программе

по ФЭМП

 «Развивайка»

для детей дошкольного возраста

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»»

Паспорт программы

Название программы

"В стране занимательной математики"

Направленность программы

Познавательной  направленности

Составитель Программы

Пунейко Леся Николаевна, учитель-дефектолог

Основания для разработки программы

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст.7598; 2019, № 30, ст.4134), пунктом 1 и подпунктом 4.2.5 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст.5343);

Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения»;

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Целевые группы

Обучающиеся дошкольного возраста с 6 до7 лет.

Цель программы

формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; развитие интереса детей к математике в процессе ознакомления с количеством и счетом, изменением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Задачи программы

Обучающие задачи:

Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Развитие мотивации учения.

Развивающие задачи:

Развитие мелкой моторики  и зрительно-двигательной координации.

Развитие  произвольности психических процессов.

Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.

Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.

Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.

Воспитательные задачи:

Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Организация образовательного процесса

Срок реализации программы –1 год.

Количество занятий – 2 раза в неделю.

Общее количество занятий в год – 96 занятий

Продолжительность занятий – 25-30 минут.

Срок освоения программы: 12 месяцев.

Форма занятий – подгрупповая.

Ожидаемые результаты

к концу учебного года ребенок должен уметь:

выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей; объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым. Находить части целого и целое по известным частям. Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами; считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными. Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10. Называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа; определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий; соотносить цифру с количеством предметов.

Измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.

Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус, пирамиду и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. В простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из этих частей.

Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).

Называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

Содержание

1. 1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

1.2 Цели и задачи реализации программы. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

1.3. Характеристика особенностей развития детей. Возрастные

особенности развития детей 6-7 лет.

1.4. Планируемые результаты реализации рабочей программы.

2. Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности с дошкольниками.

2.2. Перспективное планирование образовательной деятельности.

2.3 Мониторинг результатов реализации программы.

2.4. Взаимодействие с родителями.

3. Организационный раздел

3.1 Материально - техническое обеспечение реализации программы. 

3.2. Список литературы.

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.

На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Рабочая программа « Развивайка» для детей старшего дошкольного возраста 

«Математическое развитие», составленное на основе программ и пособий: Л.Г.Петерсон, Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька. Практический курс математики для дошкольников».

Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.

В связи с этим в данной программе работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:

- Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

-  Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);

- Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

- При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

- У детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности).

- Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).

          Ведущей идеей направления программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности.

        

1.2 Цели и задачи реализации программы. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

Цель программы: формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; развитие интереса детей к математике в процессе ознакомления с количеством и счетом, изменением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

 Задачи:

Обучающие задачи:

Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Развитие мотивации учения.

Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.

Развивающие задачи:

Развитие мелкой моторики  и зрительно-двигательной координации.

Развитие  произвольности психических процессов.

Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.

Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.

Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.

Воспитательные задачи:

Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

1.3. Характеристика особенностей развития детей. Возрастные

особенности развития детей 6-7 лет.

В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. 

1. Социальное развитие: умеют общаться со сверстниками и взрослыми; • знают основные правила общения; хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче; тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

2. Организация деятельности: способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи; могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут; способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности; способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней; способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.

 3. Речевое развитие: способны правильно произносить все звуки родного языка и к простейшему звуковому анализу слов; обладают хорошим словарным запасом; грамматически правильно строят предложения; умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать; свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль; способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно; способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

 4. Интеллектуальное развитие: способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей; проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию; имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

5. Развитие внимания: способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.

6. Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2); преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии; дети способны к произвольному запоминанию; умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения; способны овладеть приемами логического запоминания; не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой.

 7. Развитие мышления: наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление; доступна логическая форма мышления.

8. Зрительно-пространственное восприятие: способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева); способны определять и различать простые геометрические  фигуры (круг, овал, квадрат, ромб); способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом; способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.

 9. Зрительно-моторные координации: способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого. 

 10. Личностное развитие, самосознание, самооценка: способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками; стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют; самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться; не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).

11. Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности; интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них; проявляют познавательные интересы; устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

12. Произвольность : способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил), способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.

Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты: личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности;

интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.

социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.




1.4. Планируемые результаты реализации рабочей программы.

По направлению "ФЭМП" к концу учебного года ребенок должен уметь:

выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей; объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым. Находить части целого и целое по известным частям. Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами; считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными. Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10. Называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа; определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий; соотносить цифру с количеством предметов.

Измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.

Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус, пирамиду и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. В простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из этих частей.

Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).

Называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

2. Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности с дошкольниками.

 Формой осуществления образовательного процесса является учебная группа, с постоянным составом, составленная по возрастному принципу (дети от 6 до 7 лет).  Набор детей в группы по программе «Развивайка» свободный, единственным условием является соответствующий возраст воспитанников.

Продолжительность НОД:

Периодичность в неделю:

Количество академических часов в неделю:

Количество часов в год:

Математическое развитие

25-30 мин.

2 раза

1 час

36

Итого часов в год:

 

понедельник

вторник

среда

четверг

ФЭМП:

ФЭМП:

Этапы реализации программы:

Рабочая программа "Развивайка" реализуется в четыре этапа:

1 этап: диагностический.

Цель: набор детей в группы, мониторинг проведения НОД ДПО на начало учебного года.

2 этап: адаптационный.

Цель: окончательное формирование состава групп, адаптация детей.

3 этап: развивающий.

Цель: проведение развивающей НОД с детьми.

4 этап: итоговый

Цель: мониторинг проведения НОД ДПО на конец учебного года.

Содержание программы по направлению " ФЭМП"

1. Общие понятия:

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу; совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства; установление равно численности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на… - меньше на…).

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.) Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности. Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и операции над ними.

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав числа первого десятка. Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

2. Пространственно-временные отношения

Примеры отношений: на-над-под, слева-справа-посередине, спереди-сзади, сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, толше-тоньше, раньше-позже, позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

 3. Геометрические фигуры:

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами изменения различных величин.

2.2. Перспективное планирование образовательной деятельности.

3-4 неделя

1-2 неделя

сентябрь

Понятие : слева, справа, вверху, внизу; использование предлогов: над, перед, на, в, под, между.

Число и цифра 1. Первый, последний.

Больше, меньше, столько же. Знаки , =,+,

Число и цифра 2. Пара. Первый, второй.

октябрь

Решение задач, графические диктанты.

Число 3. Состав числа 3. Равенство

Знакомство с фигурами: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Число и цифра 4. Состав числа 4.

ноябрь

Сложение; Решение задач. Логические задания.

Число и цифра 5. Состав числа 5.

Отрезок. Короче. Длиннее, одинаковой длины.

Работа со счёт, палочками .Проверочная работа.

декабрь

Число и цифра 6, Состав числа 6.

Вычитание; Развивающие задания.

Число и цифра 7. Состав числа 7.

Занимательная математика: решение логических заданий

январь

Число и цифра 8. Состав числа 8.

Число и цифра 9. Состав числа 9.

Цифры 0-9; знаки +. =, Графический диктант

Ориентация в пространстве и на плоскости.

февраль

Знакомство с нулём. Математический диктант

Число и цифра 10. Состав числа 10. Понятие десяток 4 неделя 12. Образование чисел второго десятка, знакомство с

Решение примеров, знакомство с ромбом

март

Определение понятий "шире", "уже", "выше", "ниже". Игра "вставь знак"

Найди лишний предмет, цифры 14- 17

Игра "следующий, предыдущий", порядковый счёт до 17 Образование чисел второго десятка, цифры 17-20

апрель

Закрепление пространственных отношений (слева, справа, сверху, снизу.)

Составление геометрич. фигур из счётных палочек, логич. задания

Образование чисел второго десятка; составление примеров.

Счёт парами. Понятие узкий, широкий, высокий, низкий.

май

Игра "Назови соседа",счёт от 1 до 20

Порядковое значение чисел: первый, второй и т. д.(закрепление)

ориентация в пространстве и на плоскости (закрепление)

Итоговое занятие: повторение счёта до 20 в прямом и обратном порядке; повторение цифр; решение логических задач в игре "Найди клад"

2.3 Мониторинг результатов реализации программы.

Формы и методы контроля данной образовательной программы: наблюдение в ходе занятий, тренинги, тестирование, анализ рабочих тетрадей, проверочные задания, участие в олимпиадах для дошкольников, конкурсах, беседы с родителями и т.п. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме открытого занятия для родителей и педагогов.

Цель диагностики: выявление уровня речевого развития и уровня развития математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-социального поведения.

Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального поведения (модификация варианта Е.Г.Юдиной, Г.Б.Степановой, Е.Н.Денисовой) с использованием метода наблюдения; диагностика сформированности мотивации учения Л.А.Венгера.

По направлению «Математическое развитие»:

  1. Числа и операции над ними.
  1. Пространственно-временные представления.
  2. Геометрические фигуры и величины.

2.4. Взаимодействие с родителями.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей будущих первоклассников и вовлечение в единое образовательное пространство родителей; оказание помощи современной семье в разрешении проблем при подготовки детей к школе; установление доверительных и партнерских отношений.

Задачи: показать актуальность проблемы; применять дифференцированный подход в работе с родителями; привлекать специалистов к педагогическому просвещению родителей; применять эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса

Перспективное тематическое планирование по работе с родителями.

3. Организационный раздел.

3.1 Материально - техническое обеспечение реализации программы

Основной деятельностью детей в предшкольном образовании остается –игровая деятельность, как важнейший фактор развития ребенка, в создании образовательной среды, способствующей социальному, нравственно-эстетическому развитию личности, сохранению детской индивидуальности, развитию способностей и познавательных интересов.

Деятельность ребенка организовывается так, чтобы ее результатом стали вопросы детей, направленные на понимание ими окружающего мира. Появляется переходная форма деятельности – учебно-игровая, для которой характерно то, что она осуществляется под непосредственным руководством взрослого: он задает мотивы, учит ставить задачу, показывает способы ее решения, оценивает результат. Исходя из этого, мы разработали следующую форму организации и проведения предшкольной подготовки кружка "Развивайка" 

Месяц

Тема (раздел)

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический материал,

техническое оснащение

Формы подведения итогов

Октябрь

Числа-цифры

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания  (цифры)

 

Практические:

- выполнение заданий

Помещение группы

(наборное полотно и карточки с цифрами)

фланелеграф;

индивидуальные разрезные наборы цифр;

предметные картинки для составления задач

тетради в клетку; мнемотаблицы;

рабочие листы - прописи цифр;

Проведение открытого занятия

Ноябрь

Числа-цифры

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания  (цифры)

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

Практические:

- выполнение заданий

 

 

Помещение группы

(наборное полотно и карточки с цифрами)

фланелеграф;

индивидуальные разрезные наборы цифр;

предметные картинки для составления задач

тетради в клетку; мнемотаблицы;

Проведение открытого занятия

Декабрь

Арифметичес-кие задачи

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания  (цифры)

  

Практические:

- выполнение заданий

Помещение группы

(наборное полотно и карточки с цифрами)

фланелеграф;

индивидуальные разрезные наборы цифр;

предметные картинки для составления задач

тетради в клетку; мнемотаблицы;

Проведение открытого занятия

мнемотаблицы; рабочие листы- прописи цифр

Январь

Арифметичес-кие задачи

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания  (цифры)

 Практические:

- выполнение заданий

Помещение группы

(наборное полотно и карточки с цифрами)

фланелеграф;

индивидуальные разрезные наборы цифр;

предметные картинки для составления задач

тетради в клетку; мнемотаблицы;

Проведение открытого занятия

Февраль

Арифметичес-кие задачи

 

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания  (цифры)

 

Практические:

- выполнение заданий

Помещение группы

(наборное полотно и карточки с цифрами)

фланелеграф;

индивидуальные разрезные наборы цифр;

предметные картинки для составления задач

тетради в клетку; мнемотаблицы;

Проведение открытого занятия

Апрель

Логические задачи

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания  (цифры)

 

Практические:

- выполнение заданий

Помещение группы

(наборное полотно и карточки с цифрами)

фланелеграф;

индивидуальные разрезные наборы цифр;

предметные картинки для составления задач

тетради в клетку; мнемотаблицы;

Проведение открытого занятия

Май

Логические задачи

 

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

Наглядные методы:

показ способа написания (цифры)

Практические:

- выполнение заданий

Помещение группы

(наборное полотно и карточки с цифрами)

фланелеграф;

индивидуальные разрезные наборы цифр;

предметные картинки для составления задач

тетради в клетку; мнемотаблицы;.

Проведение открытого занятия

3.2. Список литературы.

1. «Развитие математического мышления у детей 5-7лет» Е. В, Колесникова.

2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх. М., 1992.

3. Михайлова 3. А Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.

4. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и детей в ДОУ"

5. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М., 1993.

6. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей 5 – 6 лет. Часть 1. – М.: Ювента, 2009

7. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей 5 – 7 лет. Часть 2. – М.: Ювента, 2009

8. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька... Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2006