3. Методические материалы

Тимошина Анастасия Дмитриевна

Предварительный просмотр:

 

КОНСПЕКТ
проведения дидактической игры с математическим содержанием
в старшей группе № 11 «Колокольчики»






                                               

2018 г.

Цель: совершенствовать умение  самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.

Правила игры:  
1.При составлении изображений используется весь комплект деталей целиком.
2.Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу.

Игровые действия: подобрать похожую фигуру и сложить картинку в соответствии с образцом.

Оборудования: карточки с заданиями по количеству детей.

                                               

                                                              Ход игры

Ребята, помните мы с вами играли в игру «танграм», а на сегодня я для вас приготовила интересную и более сложную чем «танграм» игру , которая называется «Колумбово яйцо».

А вы знаете как возникла это игра? (нет)

Давайте я вам расскажу. История появления игры Колумбово яйцо — крылатое выражение, обозначающее неожиданно простой выход из затруднительного положения. Когда-то известный мореплаватель Колумб задал загадку одному вельможе, считавшему, что открыть Америку не стоило никакого труда. Он предложил ему вертикально поставить на стол яйцо. Тот долго пробовал, но ничего не вышло. Тогда Колумб ударил концом яйца по столу. Скорлупа смялась, и яйцо осталось стоять вертикально. Так появилось выражение ``Колумбово яйцо``, что означает простое решение сложной задачи.

Сейчас я вам расскажу, как в нее играть. Давайте, посмотрим, что нам понадобится для игры. (открываю конверт, достаю карточки и геометрические фигуры   из конверта и показываю.)

Ребята, посмотрите, перед каждым из вас на столе лежит набор игры «Колумбово яйцо», рассмотрите внимательно детали игры и найдите сходство по форме ее частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями. К примеру фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходство по форме с крыльями птиц (большие по размеру фигуры (треугольники и четырехугольники с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных).

Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (ответы детей). Уточняю у детей. Какое общее название у этих фигур? (геометрические фигуры). Какие геометрические фигуры не имеют углов (круг, овал, цилиндр), у какой фигуры 3 стороны и 3 угла, какая фигура имеет 4 угла и 4 стороны одинаковые по длине (квадрат), а какая фигура имеет 4 угла и 4 стороны разные по длине (прямоугольник). Показываю карточку-задание. Посмотрите, кто изображен на картинке?

Из какой геометрической фигуры состоит туловище зайчика?  Из какой геометрической фигуры состоит уши кошки? На какую геометрическую фигуру похожа голова человека? На какую геометрическую фигуру похожа картинка? После каждого вопроса ответы детей.

После объясняю, что из этих геометрических фигур надо сложить картинку, которая у вас на карточке с заданием. Раздаю конверты, дети достают карточки с заданием и начинают игру.

Задаю вопросы в ходе выполнения задания: какие фигуры ты использовал(а)?

После того как все дети выполнять задание, прохожу и смотрю, если кто-то сделал неправильно, исправляю. Если какой-то ребенок справился с заданием быстро, даю конверт с усложненным заданием.

Итог игры:

В какую игру мы с вами играли? Как она называется?

Что нужно было делать? Какие были правила?

Какие геометрические фигуры повторили, использовались в игре?

Кто быстрее справился с заданием?

Понравилась ли игра?



Предварительный просмотр:

Конспект

Наблюдения за морской свинкой

в старшей группе

2017 г.

Содержание

1 Наблюдение за морской свинкой

2 Наблюдение проводится в первый раз, дети видели морскую свинку на картинках

3 Воспитательные задачи

  •  Дети должны отличать кролика от других животных;
  •  Дать детям представление о внешнем виде кролика (тело покрыто шерстью, на голове - рот, нос, глаза, уши; лапы передние, задние);
  • Дать представление о повадках животного (где живёт, чем питается). Расширять пассивный словарь: шерсть серого цвета, мягкая, тёплая, пушистая; хвост маленький; уши маленькие);
  •  Закрепить знание о питани. Дать новые понятие «заморские» и «грызуны» закрепить его.

4 Подготовка воспитателя

  •  Теоретическая – чтение литературы о морских свинках ознакомление с биологической характеристикой животного.
  •  Практическая – объект должен быть не агрессивен и знаком воспитателю

А) Выбор места – групповая комната

Б) Выбора объекта- любой объект должен быть знаком воспитателю иметь хорошее состояние быть не агрессивным

В) Корм приготовить заранее, прикрыть его платком и поставить на стульчик в закрытом виде. Чтобы морская свинка была во время активной, перед занятием ее кормить не следует

Г) Расстановка стульчиков – стульчики расставить полукругом что бы все могли увидеть морскую свинку, и воспитатель при этом положении мог видеть всех детей.

Д) В центре расположен загончик и стульчик для корма

5 Организация и методика проведения наблюдения

Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель вносит в группу корзинку с морской свинкой  накрытую платком.

Приступить к занятию.

Рассадить детей на стулья, которые стоят полукругом, чтобы всем было все видно. Напомнить деткам, чтобы держали спину прямо, а руки поставили на коленки, чтобы они им не мешались.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу про очень интересного животного. Но прежде чем мне его вам показать, я загадаю вам загадку про него, а вы попытайтесь угадать кого я вам принесла.

«И в море не купаются

И нет у них щетинки,

Но все же называются

Они морские ...»

Дети: морские свинки

Воспитатель: Правильно ребята, молодцы!

приношу морсую свинку поглаживя и говорю :

Воспитатель : Ребята, посмотрите какая у нас красивя морская свинка! Посмотрите на нее внимательно и скажите из каких частей тела она состоит?

Дети: голова, туловище, лапки

Воспитатель : Правильно, молодцы! А скажите мне, пожалуйста, что находится на голове у нашей морской свинки?

Дети : глаза, уши, носик, уши

Воспитатель : Првильно, умницы!Обратите внимание какие у нее маленькие уши, но хоть они у нее и маленькие, слышит она оочень хорошо. А глазки на что похожи?

Дети : на бусенки

Воспитатель: да правильно ребята!  Я принесла с собой корм для нашей морской свинки, чтобы мы ее покормили.

Достаю из тарелки, накрытой солфеточкой, морковку и специальный корм, начинаю кормить. Обращаю внимание на зубы морской свинки и спарвшиваю

Воспитатель : Ребята, посмотрите какие длинные и острые зубы у нашей морской свинки,  почему ей нужны такие зубки?

Дети: Для того чтобы грызть мрковку и орехи.

Воспитатель : Правильно! А как называют таких животнх, которые грызут все подрят?

Дети : грызуны

Воспитатель: верно!

Встаю и даю деткам погладить животное, даю понять, что оно безобидное.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, почему морскую свинку зовут «морская свинка?»

Дети : ....

Воспитатель : дело в том, что еще в древние времена эти  животные жили за морем и люди их раньше называли «заморские». А свинкой их азвали потому, что они издают такие звуки как свинка, хрюкают. Так и произошло название «морская свинка».

Давайте теперь посмотрим как ходит наша морская свинка.

Отпускаю ее.

Дети : спокойно

Воспитател : да. Ребята, наша гостья очень устала и хочет домой, давайте попращаемся с ней. (даю погладить ее и отношу в  клетку) Дети, а ы хотели завести такого милого питомца у себя дома?

Дети : дааа

Воспитатель : Как только вы заведете себе этого питомца, то вы должны ухаживать за ней, кормить, чистить клетку и давать любовь, как вам дают ее ваши родители.

В следующий раз я вас познакомлю с другим интересным животным, а теперь поставьте стульчики на места и идите мыть руки.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

организации посева цветов

в старшей группе

Программное содержание :

- закрепить представления о семенах цветов бархатцев

- научить детей аккуратно сеять семена бархатцев в стаканчике с землей

- закрепить знания последовательности во время посева семян

- познакомить детей со способом посева семян ( по одному в лунку )

- воспитывать интерес к жизни растений , любовь и бережное отношение к природе

- воспитывать желание трудиться, аккуратно ухаживать за посевами

- учить доводить начатое дело до конца, воспитывать товарищество.

Словарная работа : бороздка, рассада, бархатцы.

Оборудования и материалы: тарелки с землей, колышки, совочки, стаканчики с водой, семена бархатцев, фартуки, клеенка, тарелка с семенами , тряпочки, иллюстрация.

Предварительная работа : заранее подготовить все материалы и оборудования, расставить столы буквой П.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети сходили в туалет. Одеваем фартуки( помогаю им). Садимся за своими рабочими столами. Ребята, руки лежат как в школе на столах, ноги вместе , спинка прямая. Все материалы и оборудование стоит на столе.

Небольшая беседа. Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие, мы с вами будем сеять семена растений.  А какие вы знаете цветы? ( ответы детей). Молодцы! А хотите узнать какие мы семена будем сеять? (да). Давайте, тогда отгадаем загадку.

Много нежных лепесточков,

У красивеньких цветочков,

Запах ароматный-

Не для всех приятный.

Лепесточек бархатный,

У цветочков –( бархатцев)

Молодцы, ребята ! смотрите какие они красивые( показываю детям на доске картинки с данным цветком).

А давайте сейчас посмотрим семена нашего растения. Какие они? ( продолговатые, тонкие, семечко имеет несколько цветов: черный, желтый и оранжевый).

Правильно. Сегодня мы будем сеять семена бархатцев в коробочки и у нас вырастит рассада бархатцев. Рассада- это росток с листочками. Что такое рассада, Маргарита?(ответ) Молодец! Эту рассаду в конце весны будем высаживать в цветник.

А теперь слушайте внимательно, сейчас я вам расскажу и покажу  как правильно сеять семена. Берем совочки в руки и насыпаем землю в коробочки,  делаем бороздку колышком, бороздка – продольное углубление, повтори, Матвей что такое бороздка?(ответ). Затем берем семена наших бархатцев и  сажаем в бороздку. Берем немножко земли и насыпаем ее в бороздку. После берем стаканчики с водой и льем воду понемногу, не разливая на стол.

Идет закрепление. Спрашиваю у некоторых детей : что мы сейчас начнем  делать? ( сеять семена) . что для этого сначала должны сделать, Тёма? ( насыпаем землю в коробочки, делаем бороздку). Что такое бороздка? ( ответ). А затем берем семена и сажаем в бороздку, после насыпаем землю и поливаем). Что потом у нас вырастит? ( рассада). Что такое рассада?( ответ) Молодцы, ребята!

Теперь можем приступить к работе. Во время работы слежу за правильностью и последовательностью выполнения, по необходимости делаю замечания и показываю на своем образце ( если у них что-то не получится)

Итог

Что мы сегодня делали?

Какие цветы у нас вырастут? Как они называются?

Все молодцы. Все старались, хорошо потрудились, но в следующий раз, старайтесь сохранить свои рабочие места в чистоте, а то не все аккуратно работали. Теперь берем стаканчики в руки и ставим на окошко в поднос наши семена, не забываем их поливать в следующие дни. Запоминайте какие у вас были значки на стаканах. Подойдите ко мне, снимаем фартуки и идем мыть руки с мылом.

 



Предварительный просмотр:

Конспект

 проведения занятия по методике развития речи

на тему «Как Миша варежку потерял»  в подготовительной группе

2018г.

Программное содержание:

Связная речь. Учить дошкольников развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей.

Грамматика. Активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов ; упражнять в правильном изменении по падежам слова варежки.

Звуковая культура речи. Формировать у детей умение различать звуки ш, ж; упражнять в использовании вопросительной и повествовательной интонации.

- ребята, сегодня вы будете придумывать рассказ « как Миша варежку потерял». Я начну его, а вы должны подумать, где и как Миша потерял свою варежку, кто помог найти ее.

Воспитатель читает начало рассказа.

- Прежде чем вы начнёте рассказывать, давайте вспомним некоторые упражнения. Я буду начинать предложения, а вы их заканчивать.

Миша пошёл гулять (Зачем? Почему? Когда?)

Он потерял варежку (Где? Когда? Почему?)

Он нашёл варежку там…

Он нашёл варежку тогда…

Он нашёл варежку потому…

Мише стало радостно оттого…

Мише стало так радостно, что…

Воспитатель следит за смысловой и грамматической правильностью предложений.

- У Миши есть варежка, а у Вовы нет таких… (варежек). А теперь вы придумайте предложение так, чтобы мы чётко слышали слово «варежек».(Раньше у Миши не было красивых варежек. Больше Миша не терял своих варежек.)

Физкультминутка:

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)

Воспитатель повторно читает рассказ.

- ребята, придумайте, что произошло дальше и чем все закончилось.

Может быть, Миша будет кататься не на санках, и варежки у него могут быть другие. Расскажите, какой был день, когда Миша собрался гулять. Подумайте, какие  варежки были у Миши, и придумайте интересный конец. Можете использовать предложения, которые вы составляли о Мише и его варежках.

Воспитатель вызывает двоих детей и предлагает им договориться о том, кто будет начинать рассказ, что в нем изменится.

Вызываются три пары детей. Можно предложить одному ребенку самому выбрать себе партнера. Затем педагог оценивает рассказ, обращая внимание на то, как дети договаривались, помогло ли это составить рассказ, интересно ли был придуман конец. Если у кого- то из детей конец рассказа не удался, то воспитатель предлагается другим детям придумать его.

- А сейчас мы разучим новую скороговорку:  На крыше у Шуры жил журавль Жура.

После группового и нескольких индивидуальных повторений воспитатель предлагает одному ребенку спросить: « На крыше у Шуры жил журавль Журы?» , а другому – ответить с повествовательной интонацией. Можно провести такое же упражнение по рядам : дети одного ряда спрашивают, другого – отвечают.

Молодцы ребята, а что мы сегодня с вами делали? А как назывался наш рассказ? Чей рассказ вам больше всего понравился?

Л.Пеньевская

Как Миша варежку потерял

Бабушка связала Мише новые красные варежки.

Миша побежал во двор кататься с горки. Около горы было много ребят, они шумели, смеялись.

Миша взобрался на горку, поставил санки, сел оттолкнулся. Санки быстро покатались. «С дороги!» - крикнул он маленькой девочке, перебегавшей ледяную дорожку, и махнул рукой. Что-то красное мелькнуло в воздухе и упало в снег, а санки умчали Мишу в дальний угол двора.

Нашел ли Миша свою Варежку, что было дальше придумайте сами.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

организации и проведения экскурсии

в старшей группе

                                                       

                                                       

2018

Цель и задачи:

• Формировать обобщённое представление детей о весне, включающие знания об весенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, о состоянии растений весной, об особенностях жизнедеятельности животных и птиц.

• Закрепить знания о зависимости растений, животных от условий внешней среды.

• Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом весны.

• Учить двигаться под музыку, развивать воображение.

• Закрепить знания детей о труде взрослых весной.

• Развивать знания учебной деятельности: умение логически отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль.

• Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

• Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.

• Развивать подвижность.

Виды детской деятельности, используемые на прогулке: дидактическая игра, трудовая деятельность, беседа, игры различной подвижности.

Место проведения: территория ДОУ, участок группы.

Предварительная работа:

наблюдение за работой дворника;

- рассматривание инвентаря для труда, показ способов работы с ним;

- беседа о безопасном поведении на прогулке при работе с инвентарём для труда;

- беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о весне;

- разучивание стихотворений, загадок о весне;

- рассматривание иллюстраций о профессиях.

Ход прогулки

Восп-ль:

Раз, два, три, четыре, пять,

Отправляемся гулять.

Все же знают, что полезно

Свежим воздухом дышать.

Мы гуляем, мы играем

И, конечно, наблюдаем.

Наблюдение

Восп-ль(загадывает детям загадку)

Здравствуйте, ребята!

Ежедневно по утрам

Я вхожу в окошко к вам,

Если солнце за окном,

Значит, я приду к вам в дом.

Вы догадались, кто я?

(дети с помощью воспитателя отгадывают загадку)

- Правильно, это весенний Солнечный лучик. Весной солнышко начинает светить чаще и очень ярко, а его солнечные лучики разбегаются по всей земле. Вот и Солнечный лучик, тоже везде бывает, в любой уголок нашего детского сада может заглянуть. То по одному участку пробежит, то по другому. И всегда удивляется, какой красивый у нас детский сад. А особенно весной, когда все расцветает, когда все взрослые и дети выходят на улицу и прибирают территорию детского сада после зимы.

Вставайте за мной паровозиком и поедем в путешествие по территории нашего детского сада (восп-ль включает аудиозапись песни «Паровоз «Букашка»).

Восп-ль: Стоп, остановка. Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный денёк, подойдите ко мне поближе и отгадайте мою загадку:

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня … (Весна)

Восп- ль: Да, это весна. А вы знаете стихотворения о весне? Хотите рассказать их мне? (Дети рассказывают знакомые стихотворения)

Восп-ль: Молодцы, ребята, какие красивые стихи о весне вы рассказали!

Восп-ль: Да, весна - это такое время года, когда вся природа меняется. Меняется и воздух, он становится теплым, приятным. Давайте подышим свежим, весенним воздухом.

Дыхательное упражнение “Запахи природы”

Нужно представить, что вы вдыхаете аромат красивого цветка, который растёт на нашем участке. Нужно сделать шумный вдох носом, и выдохнуть ртом.

Восп-ль: Какие признаки весны вы знаете? (тает снег, солнце поднимается выше, день становится длиннее, прилетают перелётные птицы, люди надевают лёгкую одежду)

Предложить осмотреться.

Посмотрите и скажите, что изменилось вокруг? (снег растаял, земля мокрая, на земле чёрные прошлогодние листья и трава, появляется свежая трава)

Почему это произошло? (солнце поднимается выше, греет землю, стало теплее)

Изменились ли деревья? Как вы думаете, погибают ли деревья зимой?

Какие условия необходимы для роста деревьев? (свет, тепло, влага)

Какие деревья растут на территории детского сада? (берёза, осина, ель, лиственница и т. д.)

Почему про ель и сосну говорят: зимой и летом одним цветом? (у хвойных деревьев вместо листьев хвоя)

Значит, на каких два вида делятся деревья? (хвойные и лиственные)

Что у них общего? (ствол, ветви, корни)

Как мы можем отличить их друг от друга? (по коре, форме листьев)

Какую пользу приносят хвойные и лиственные деревья в народном хозяйстве и в медицине? (для строительства, делают корабли, для изготовления мебели, бумаги, сок, настои и т. д.)

Давайте, ребята, закроем глаза и послушаем, что происходит вокруг.

Кто что услышал?

Каких перелётных птиц вы знаете?

Чем заняты птицы весной(делают гнезда, для того чтобы вывести птенцов, ищут себе пару)

Чтение стихотворения ребёнком:

Весною дел у птиц немало:

Встала птаха поутру,

Целый день она летала

И ловила мошкару.

Сядет с мошкою на ветку,

Тихо пискнет«Я, мол, тут!»

Знает, маленькие детки,

С нетерпеньем маму ждут.

Почему нельзя весной беспокоить птиц?

Раз птицы прилетели, чем же они питаются? (насекомыми, которые прятались в кору деревьев, землю)

Вывод: в природе всё взаимосвязано: стало тепло, земля оттаяла, на деревьях стали набухать почки, появились насекомые, прилетели перелётные птицы.

Восп-ль: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода(ясная, теплая)

Почему? (ярко светит солнце, нет дождя)

Обратите внимание на небо. Какое оно? (чистое, голубое).

Небо сегодня чистое от облаков, красивого голубого цвета.

Вспомните зимнее снежное небо. Какое небо вам нравится больше, почему?

Какой сегодня ветер? (теплый)

А теперь подумайте, каким еще может быть ветер? (Сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, приятный, быстрый, незаметный).

Почему вы так легко одеты? С чем это связано? (на улице стало тепло)

Подвижная игра «Ветер и облака»

Ход игры: Под шум бубна дети изображают ветер (бегают врассыпную по участку). После сигнала «Облака собрались» дети должны встать парами. Игра усложняется; дети собираются по трое, четверо, облачко только девочки, либо только мальчики.


Предварительный просмотр: