Зуб Александр Иванович

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОВОМОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Памятка изучающему историю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зуб Александр Иванович

Основные концепции исторического развития

Подборка Зуба А. И.

1. Религиозная
Примером может служить христианское учение («Библия», «Закон Божий»).

В развитии общества выделяются три периода:

1) «Эдемский»
Он продолжался от сотворения мира богом до грехопадения. В течение 6 дней бог сотворил мир и человека (Адама), из ребра которого создал женщину (Еву). Бог поселил людей в раю-Эдеме и запретил им вкушать плоды с дерева познания добра и зла, т.к. не хотел, чтобы люди познали добро и зло, а затем Адам, попробовав плоды с дерева жизни, стал бы жить вечно, как бог.

2) «Царство земное»
Этот период продолжается от грехопадения до «конца света». Делится на два этапа:

а) До первого пришествия Иисуса. Змей уговорил женщину попробовать плоды с дерева познания добра и зла; затем Ева дала их попробовать Адаму. Вкусив запретных плодов, люди совершили грехопадение или первородный грех, т.к. ослушались бога. За это они были изгнаны богом из рая-Эдема. Потомки Адама и Евы расселились по Земле. Бог избрал евреев (потомков Иакова-Израиля) и заключил с ними договор (ветхий завет). Он обещал евреям свое покровительство, а те должны были почитать только его и выполнять божьи предписания. Эти предписания (заповеди) были даны через пророка Моисея – не убивать, не красть, не давать ложного свидетельства, не желать жены и имущества ближнего («Десять заповедей», Декалога). Но евреи постоянно нарушали эти заповеди; людей подбивает на это противник бога – Сатана. Бог посылал пророков, которые призывали людей вернутся на истинный путь, но безуспешно.

б) Первое пришествие Иисуса. Бог един в трех лицах: отец, сын, дух святой. Чтобы спасти людей, бог-отец послал Иисуса Христа – своего первородного сына. Святой дух, исходящий от бога-отца, проник в тело девы Марии (невесты плотника Иосифа, происходящего из рода царя Давида); в результате непорочного зачатия родился сын, в котором воплотился («вочеловечился») Иисус. Иисус был богочеловеком, т.е. имел две природы – божественную и человеческую. Иисус призывал людей покаяться и соблюдать божьи заповеди. Через Иисуса бог заключил с людьми новый договор (новый завет): спасутся те, кто поверит, что Иисус – посланник божий (помазанник, по-гречески – Христос), мессия. Иисус был казнен по распоряжению властей, но на третий день воскрес, а на сороковой – живым вознесся на небо, обещав вернуться. Человек имеет греховную природу (склонен нарушать предписания бога), которая является результатом первородного греха Адама и Евы. Собственными силами он не может победить свои греховные побуждения. Только с помощью нисходящей от бога благодати люди смогут их преодолеть и обрести спасение.

3) «Царство божье»
Иисус придет второй раз и победит Антихриста. Наступит «конец света» – померкнет солнце, луна станет как кровь, произойдут разрушения, упадут звезды, погибнут грешники. Воскреснут мертвые и начнется «страшный суд», на котором правосудие будет вершить Иисус Христос. Грешники вместе с Сатаной попадут в «геенну огненную» (озеро кипящей серы), где будут вечно мучиться. Праведники попадут в «царство божье», где станут братьями и сестрами, вечно молодыми и бессмертными. В Средние века считали, что на смену «земным царствам» – Ассирийскому, Персидскому, Греческому и Римскому – придет вечное «царство божье».

2. Формационная теория
Наиболее известные представители Карл Маркс (1818-1883 гг., Германия) и Фридрих Энгельс. Маркс «Критика Готской программы»; Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Общественная формация – это стадия развития общества, для которой характерны определенные технология (производительные силы), базис (производственные отношения) и надстройка (политические, юридические и идеологические отношения, учреждения и организации). Выделяются три общественные формации – первобытный строй, цивилизация и коммунизм. В развитии общества наблюдается прогресс, т.е. движение от низшего к высшему.

1) Первобытный строй.
В первой формации выделяются две эпохи.

а) Дикость.

Это – эпоха формирования человека современного физического типа и становления родового строя. Ее признаки:

Производительные силы. Орудия труда из дерева, кости и камня; использование огня, лука и стрел. Присваивающий характер хозяйства – собирательство, охота, рыболовство. Отсутствие излишков, т.е. прибавочного продукта. Половое разделение труда: мужчины – охота и рыболовство, женщины – домашнее хозяйство.

Производственные отношения. Коллективная собственность на средства производства, совместные труд и потребление. Равноправие полов; отсутствие классов.

Власть. Первоначальные кровно-родственные орды к концу эпохи преобразовались в племена, организованные в материнские роды (кровные родственники по материнской линии).

б) Варварство.

Это – эпоха расцвета и разложения родового строя. Ее признаки:

Производительные силы. Использование металлов – сначала меди и бронзы, а затем – железа. Возникновение производящего хозяйства – животноводства, земледелия, ремесла; появление излишков. Первое общественное разделение труда – выделение пастушества из присваивающего хозяйства. Второе общественное разделение труда – отделение ремесла от земледелия. Возникновение регулярного обмена.

Производственные отношения. Сохраняется коллективная собственность на землю, но возникает частная собственность на скот и продукты труда. Хозяйственными единицами становятся сначала дворовые общины (объединяющие несколько семей), а затем – семьи. Возникают эксплуатация и классы. В семье утверждается господство мужчины: первое классовое угнетение – это порабощение женского пола мужским. Появляются классы рабовладельцев и рабов (из военнопленных), а затем – богатых и бедных среди свободных.

Власть. Материнский род сменяется отцовским (родственники по отцовской линии). Возникает военная демократия, т.е. сосуществование трех властей – военачальника, совета и народного собрания воинов-мужчин. Грабительские войны становятся постоянным и почетным занятием. Родовой строй превращается в организацию для грабежа и угнетения соседей и соплеменников.

На формирование взглядов Маркса и Энгельса на первобытный строй оказала влияние книга Льюиса Генри Моргана (1818-1881 гг., США) «Древнее общество».

2) Цивилизация
На смену первобытному строю приходит цивилизация; ее основные признаки – господство товарного производства и эксплуатации, наличие государства.

а) Товарное производство.

Для него характерны: 1) появление металлических денег, денежного капитала, процента и ростовщичества (предоставление средств под проценты – рост); 2) третье общественное разделение труда – отделение торговли от производства и появление класса купцов; 3) возникновение частной собственности на землю и ипотеки (кредит под залог земли).

б) Эксплуатация.

Энгельс писал: «Основой цивилизации служит эксплуатация одного класса другим. Рабство – первая форма эксплуатации, присущая античному (древнему) миру; за ним следуют: крепостничество в средние века, наемный труд в новое время. Таковы три великие формы порабощения, характерные для трех великих эпох цивилизации.»

в) Государство.

Энгельс писал: «Связующей силой цивилизованного общества служит государство». Его отличия от родовой организации: 1) разделение (организация) населения по территории, а не по кровному родству; 2) учреждение публичной власти (армия, тюрьмы), не связанной непосредственно с вооруженным населением; 3) введение налогов на содержание этой публичной власти; 4) принятие законов, обеспечивающих неприкосновенность чиновников, т.е. превращающих их в силу над обществом.

Причина возникновения государства – классовые противоречия; его задача – «держать в узде противоположность классов». Как правило, государство находится в руках экономически господствующего класса и помогает ему держать в подчинении эксплуатируемых. Энгельс писал: «Античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство – органом дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян, а современное представительное государство есть орудие эксплуатации наемного труда капиталом. В виде исключения встречаются периоды, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам.»

3) Коммунизм
На смену цивилизации придет коммунизм.

а) Признаки коммунизма

Важнейшие из них: 1) более высокое, чем при цивилизации, развитие производительных сил; 2) общественная собственность на средства производства, коллективный труд, плановое хозяйство, безденежный обмен продуктами и услугами; 3) отсутствие классов, эксплуатации и государства, а власть будет организована в виде народного самоуправления.

б) Фазы коммунизма

Выделяются две фазы (этапа): 1) Низшая, когда распределение будет осуществляться по буржуазному принципу – от каждого по способностям каждому по труду, что обусловлено недостаточно высоким уровнем развития производительных сил и сознания населения. 2) Высшая, когда распределение будет осуществляться по коммунистическому принципу – от каждого по способностям каждому по потребностям, т.к. достигнут высокого уровня производительные силы и сознание населения.

в) Переход к коммунизму

Капиталистическое хозяйство в силу конкуренции и анархии производства, разорения средних слоев и обнищания рабочего класса зайдет в тупик. Однако, непосредственно к коммунизму перейти нельзя; необходим переходный период, в течение которого осуществится социальная революция. Она начнется с завоевания рабочим классом (пролетариатом) политической власти. Рабочий класс разрушит буржуазное государство и создаст свое – диктатуру пролетариата. Сохранение государства необходимо потому, что остаются смешанная экономика (общественное, капиталистическое и мелкое хозяйство) и классы. Его задача – подавление сопротивления эксплуататоров и построение коммунизма. Переходный период завершится тогда, когда общественное хозяйство вытеснит капиталистическое и мелкое, исчезнут классы и государство. Тогда наступит коммунизм.

3. Цивилизационная теория
Наиболее известный представитель Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975 гг., Англия). «Исследование истории», «Цивилизация перед судом истории».

1) Цивилизация как явление
В обществе действует закон «Вызова и Ответа»: люди вынуждены давать «ответ» на «вызов» исторической ситуации, которая включает в себя природные и социальные факторы. «Ответ» вырабатывается руководящим меньшинством. Первоначально существовало примитивное общество, «в котором человечество с момента своего возникновения в оцепенелом состоянии провело несколько сот тысячелетий». Социальные мутации пробуждают людей от «спячки» и приводят их в движение; предпринимаются попытки преодолеть примитивный образ существования. В результате успешных попыток преодоления «примитивности» («ответов» на «вызовы» истории) возникают общества-цивилизации. Они существуют 6 тыс. лет. Все цивилизации имеют свой неповторимый облик. Для каждой из них характерна своя система ценностей, которая определяет повседневную жизнь людей; такой системой ценностей является религия.

2) Фазы существования цивилизации
Большинство цивилизаций проходит пять этапов (фаз) развития.

а) Возникновение и рост.

Цивилизации возникают либо из «примитивного» общества, либо на основе предшествующих цивилизаций (так называемое «удочерение»). Для этих эпох характерна «энергия жизненного порыва». Власть находится в руках меньшинства, обладающего дарованиями и заслугами, и в силу этого – моральным авторитетом в обществе. Это «творческое» меньшинство дает правильные «ответы» на «вызовы» истории, выдвигает новые идеи и претворяет их в жизнь, увлекая за собой большинство.

б) Надлом, упадок, гибель.

Для этих эпох характерно «истощение жизненных сил». Правящее меньшинство утрачивает способность давать верные «ответы» на «вызовы» истории, т.е. происходит надлом. Начинается разрушение (упадок) общества. Оно раскалывается на «непокорный бунтарский субстрат (нижний социальный слой, «внутренний пролетариат») и все менее и менее влиятельное меньшинство». «Процесс разрушения не проходит ровно: он движется прыжками от мятежа к объединению и снова к мятежу». Общество гибнет в результате классовой борьбы (протеста «внутреннего пролетариата») и внешней войны (в том числе и нашествия варваров – «внешнего пролетариата»). Однако, не все цивилизации проходят весь путь от начала и до конца: одни из них погибли, не успев расцвести, а другие остановились в своем развитии («окаменели»).

3) Цивилизации современности
Истории известны 19 цивилизаций: 14 из них угасли (Египетская, Шумеро-Аккадская, Эллинская и др.), а 5 существуют сейчас – Западная (католицизм и протестантизм), Православно-христианская (Россия, коммунизм), Исламская, Индуистская и Дальневосточная. В XVII-XIX вв. Западная цивилизация достигла мирового господства и оказала влияние на четыре других. Вероятно, только Западная цивилизация может избежать гибели. «Что делать, чтобы спастись? В политике – установить конституционную кооперативную систему мирового правительства. В области экономики – найти работающие компромиссы между свободным предпринимательством и социализмом. В области духовной – вернуть светские суперструктуры на религиозное основание».

4. Теория «осевого времени»

Карл Ясперс: 1883 – 1969 гг., Германия. «Истоки истории и ее цель» (1949 г.)

1) Историческая эпоха

История определяется волей Провидения (бога). Выделяются четыре исторические эпохи.

1) «Прометеевская», когда происходило формирование человека – возникли языки, были изобретены орудия и началось использование огня.

2) Время высоких культур Древности в Египте, Междуречье, Индии и Китае. Для первых двух эпох характерно «природное существование», т.е. локальный (местный, ограниченный) характер общения и господство мифологического мировоззрения.

3) «Осевое время», для которого характерно преодоление мифологического сознания и «пробуждение духа». Люди испытали ужас перед жизнью, т.к. осознали безграничность мира и свою беспомощность. Пробудилось историческое сознание – пришло ощущение прошлого и настоящего; людям кажется, что они живут в период упадка, в «конце истории». Пытаясь найти средства к освобождению и спасению, люди ставили вопросы о смысле жизни и бытия. Появились великие мыслители: в Китае – Конфуций и Лао-цзы, в Индии – Будда, в Иране – Заратуштра, в Палестине – Исаия, в Греции – Гераклит, Платон и др. Возникли мировые религии и философские системы, оказывающие влияние на сознание людей и в наши дни. Произошел поворот «оси» истории.

4) Эпоха науки и техники, которая началась в конце Средневековья и продолжается до наших дней.

История многолинейна. Культуры, не принявшие идей «осевого времени», не достигли «исторического существования» и остались в «природном». Они продолжают «спать» – либо деградируют, либо медленно развиваются.

2) Смысл истории

Существующие религии, между которыми часто возникали раздоры и войны, не могут дать общую для всех веру. Нужна новая, призванная объединить всех людей, открыть смысл и предназначение истории. Это будет философская вера, основанная на знании и размышлении, а не на «откровении» и догматах, как религия. В мировой истории было «два дыхания». Первое – от «Прометеевской эпохи» через высокие культуры Древности к «осевому времени». Второе, которое началось в научно-техническую эпоху и возможно приведет к новому «осевому времени». Идейной силой «второго дыхания» должна стать философская вера.

_____________________________

Зуб Александр

ПАМЯТКА ИЗУЧАЮЩЕМУ ИСТОРИЮ Подборка Зуба А. И. ________________________________________ 1. Марк Аврелий. Назначение человека Марк Аврелий (121-180 гг.) - римский философ и император. «К самому себе» «Жизнь мирская не что иное, как погоня за почестями и наслаждениями; она – подмостки, по которым проходит суетливая толпа. Она (толпа – А.З.) подобна своре собак, грызущихся из-за кости, или рыбам в пруду, хватающим крошки хлеба. Держаться достойно в этой свалке, умея рас-смотреть в ней проявления добра, вот – назначение человека. … Все следует делать, обо всем го-ворить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним». 2. Макиавелли. Условия успеха великих людей Никколо Макиавелли (1469-1527 гг., Флоренция). «Государь» 1) Успех деяний великих людей зависит от следующих условий – судьбы, их доблести и наличия у них силы. «Судьба предоставила им лишь возможность, т.е. обеспечила материалом, который можно было по-разному сформировать: если бы такая возможность не появилась, их доб-лесть пришла бы в упадок, не найдя употребления; если бы они не обладали доблестью, напрасно была бы предоставлена возможность. Моисей не смог бы уговорить народ Израиля следовать за собой, чтобы выйти из плена, если бы не застал его в Египте в порабощении и притеснении у египтян. Ромул не сделался бы царем Рима и не основал бы государство, если бы не был брошен на произвол судьбы и если бы Альба не показалась ему слишком тесной. Кир не добился бы тако-го величия, если бы к тому времени персы не были раздражены владычеством мидян, а мидяне не расслабились и не изнежились бы продолжительным миром. Тезей не проявил бы свою доблесть, если бы не застал афинян живущими изолированно друг от друга. У каждого из этих людей была счастливая возможность, но только их исключительная доблесть помогла им увидеть значение этой возможности, благодаря которой их родина прославилась и стала счастливой». «Нравы людей изменчивы, и если заставить их поверить себе легко, то удержать их в этой вере трудно. Поэтому следует приготовиться к тому, чтобы, когда вера народа истощится, принудить его поверить силой. Если бы Моисей, Кир, Ромул и Тезей были безоружны, они не смогли бы добиться длительного выполнения установленных ими законов». 2) «Из всех животных государь должен подражать двум: льву и лисе. … Лисе в умении об-ходить ловушки и льву - в отпугивании волков …. Мудрый правитель не может и не должен оста-ваться верным своему обещанию, если это наносит вред его интересам. … Люди, будучи плохими, обещанного не выполняют, так что…нужно обращаться с ними также». 3. Юм. О правлении Дэвид Юм (1711-1776 гг., Англия) «О первоначальных принципах правления», «О проис-хождении правления» 1) «Ничто не представляется более удивительным …, чем та легкость, с которой меньшин-ство управляет большинством, и то безоговорочное смирение, с которым люди отказываются от собственных мнений и аффектов в пользу мнений и аффектов своих правителей. Если мы будем исследовать, при помощи каких средств достигается это чудо, то обнаружим, что так как сила все-гда на стороне управляемых, то правители в качестве своей опоры не имеют ничего, кроме мне-ния. Поэтому правление основывается только на мнении; и это правило распространяется как на самые деспотические и диктаторские системы правления, так и на самые свободные и демократи-ческие. Египетский султан или римский император мог понукать своими безответными поддан-ными, как бессловесной скотиной, вопреки их чувствам и склонностям; но они, по крайней мере, должны были руководить своими мамелюками или преторианской гвардией как людьми в соот-ветствии с их мнением». 2) «При всех системах правления имеет место постоянная, открытая или тайная, внутренняя борьба между властью и свободой; и ни одна из них никогда не может добиться абсолютного превосходства в этом соревновании. В силу необходимости следует в значительной мере жертвовать свободой при любой системе правления; однако даже власть, которая ограничивает свободу, не может и, возможно, не должна никогда, ни при каком строе становиться совершенно полной и бесконтрольной». 4. Бентам. Теория пользы (утилитаризм) Иеремия Бентам (1748-1832 гг., Англия). «Принципы законодательства». «Природа подчинила человека власти удовольствия и страдания. Им мы обязаны всеми нашими идеями, ими обусловлены все наши суждения, все наши решения в жизни. Единственная цель человека – искать удовольствие и избегать страданий. Принцип пользы все подчиняет этим двум побуждениям. Понятие пользы выражает свойство или способность какого-нибудь предмета предохранять от зла или доставлять благо. Зло – есть боль, страдание или причина страдания. Ин-дивид не только лучший, но и единственный судья того, что для него удовольствие или страда-ние». Полезность определяется опытом – единственным источником познания (истины). Таким образом, польза – это двигатель, цель, и мера оценки поведения людей. Личная польза или выгода действующего индивида (отдельного человека) является основой социальных отношений. 5. Энгельс. Историческое событие (факт) Фридрих Энгельс (1820–1895 гг., Германия). «Людвиг Фейербах и конец немецкой класси-ческой философии», Письмо Йозефу Блоху, Введение к работе К. Маркса «Гражданская война во Франции». 1) «… в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуман-но или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.» «Мы делаем историю сами … ». «… история дела-ется таким образом, что конечный результат всегда получается от столкновения отдельных воль (т.е. людей – А.З.). Таким образом, имеется бесконечное количество перекрещивающихся сил, и из этого перекрещивания выходит одна равнодействующая – историческое событие. Каждая из этих воль становится тем, что она есть, благодаря массе особых жизненных обстоятельств. Среди них экономические являются, в конечном счете, решающими. Но и политические и т.п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую». 2) «Первоначально путем простого разделения труда общество создало себе особые органы для защиты своих общих интересов. Но со временем эти органы, и главный из них – государ-ствен- ная власть, служа своим особым интересам, из слуг общества превратились в его повелите-лей. Это имеет место не только в наследственной монархии, но также и в демократической республике». 3) «… чтобы не потерять … своего только что завоеванного господства, рабочий класс должен, с одной стороны, устранить всю старую, до сих пор употреблявшуюся против него, ма-шину угнетения, а с другой стороны, должен обеспечить себя против своих собственных депута-тов и чиновников, объявив их всех, без всякого исключения, сменяемыми в любое время». 6. Острогорский. «Социальное запугивание» в демократии Моисей Острогорский (1854-1919 гг., Россия). «Демократия и организация политических партий». 1) «Политическая функция масс в демократии не заключается в том, чтобы ею управлять; они вероятно никогда не будут на это способны. Если даже облечь их всеми правами народной инициативы, непосредственного законодательства и непосредственного управления, фактически управлять будет всегда небольшое меньшинство. … Но нужно, чтобы правящее меньшинство все-гда находилось под угрозой. Функция масс в демократии заключается не в том, чтобы управлять, а в том, чтобы запугивать управителей. … Что массы в большинстве современных демократий способны серьезно запугивать управителей, это вне всякого сомнения. И именно благодаря этому мог быть осуществлен серьезный прогресс в обществе; плохо ли, хорошо ли, но управители вынуждены считаться с народными нуждами и стремлениями …» 2) «Широко распространенное массовое образование и способность масс к высказыванию своего мнения … необходимы для лучшего запугивания тех, кто управляет от имени народа и спекулирует на недостатке его проницательности. Эти управители будут вести себя иначе, если им придется иметь дело с более образованными избирателями; они их будут больше запугивать. Вот почему вдвойне важно в демократии поднимать интеллектуальный и моральный уровень масс: вместе с ним автоматически поднимается моральный уровень тех, которые призваны стоять выше масс …» 3) «Все политические свободы: свобода печати, право собраний, право ассоциаций и гарантии индивидуальной свободы, на которые опирается всеобщее голосование и которые рассматриваются как гарантии свободы, являются лишь формами или орудиями власти социального запуги-вания, защитой членов государства против злоупотребления силой». 7. Вебер. Виды социальных действий и господство Макс Вебер (1864–1920 гг., Германия). «Основные социологические понятия», «Социоло-гия государства», «Хозяйство и общество». 1) Виды социальных действий Отдельный человек или группа лиц действуют среди других людей и поэтому вынуждены учитывать их ответное поведение. «Социальным действием следует считать такое, которое по своему смыслу отнесено к поведению других». «Социальное действие … может быть: 1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения … других людей и использование этого … для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели; 2) ценностно-рациональным, основанным на вере в … эстетическую, религиозную или любую другую … ценность … поведения …, независимо от того, к чему оно приведет; 3) аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида; 4) традиционным, то есть основанным на длительной привычке». 2) Господство «Государство есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (узаконенное) насилие. Господство предполагает, что одни люди могут навязывать свою волю другим с помощью приказов, имеющих обязательную силу. Оно, как правило, включает три эле-мента: а) «господствующих» – правителей, издающих приказы; б) «подчиненных», обязанных эти приказы выполнять; «штаб управления» (не всегда) – исполнительный аппарат, с помощью кото-рого правители претворяют в жизнь свои приказы. «Любое господство нуждается, с одной сторо-ны, в установке человеческого поведения на подчинение господам, а с другой стороны – в распо-ряжении теми вещами, которые привлекаются для применения физического насилия: личный штаб управления и вещественные средства управления». «Установка человеческого поведения на подчинение господам» или «мотив уступчивости» – это убеждение подвластных в необходимости подчиняться правителям, т.е. легитимация (узаконение). 8. Парето. «Теория элит» Вильфредо Парето (1848-1923 гг., Италия). «Трактат по общей социологии». 1) Парето. Мотивы поведения личности и идеология а) «Остатки». Поведение людей определяется инстинктами, которые называются «остат-ками». Существует шесть групп «остатков». Первая – «инстинкт комбинаций», т.е. стремление к изменениям в свою пользу. Вторая – «постоянство агрегатов», т.е. стремление сохранить выгод-ные для себя уже существующие связи, порядки и учреждения. Третья – «инстинкт общительно-сти», т.е. стремление к общению с другими людьми и достижению общественного признания. Четвертая – «потребность в демонстрации собственных чувств», т.е. стремление открыто вы-разить свое отношение (нейтральное, положительное или отрицательное) к кому-либо или к чему-либо. Пятая – «инстинкт целостности индивида», т.е. стремление обеспечить собственную безо-пасность и неприкосновенность своего имущества. Шестая – «инстинкт сексуальности», который является наиболее глубоким и устойчивым из «остатков». Для каждого человека и народа характерно свое сочетание «остатков». б) «Производные». В основе поведения человека лежат его корыстные интересы, которые определяются «остатками». Однако, люди скрывают свои истинные побуждения с помощью идео-логии (научные теории, догматы религии, социальные учения), которая придает этим корыстным интересам общественно приемлемую форму (например, требование «общего блага» и т.д.). Эти идеологические явления называются «производными». Юридические «производные», формально обосновывающие справедливость законов, на деле защищают интересы определенных людей; мо-ральные «производные» оправдывают безнравственные цели, а религиозные «производные» скрывают низменные чувства. Во взаимодействии «остатков» и «производных» инстинктам принадлежит решающая роль. Однако, и идеология имеет большое значение как для отдельного человека, так и для общества в целом. Она помогает организовать массы для социальных действий и управлять (ма-нипулировать) людьми. 2) Деление общества В любом обществе люди делятся на две группы – правящий класс и народ. В обществе вы-деляется элита – люди, наделенные «инстинктом властвования» или врожденным умением руко-водить массами. Массы некомпетентны и не способны правильно решать политические пробле-мы, поэтому они не могут быть источником власти. Не все люди, наделенные «инстинктом властвования», занимают руководящие положение. Элитарные личности, входящие в руководящие группы, составляют господствующую элиту. А те элитарные личности, которые в силу социальных причин не вошли в руководящие группы, составляют контрэлиту. 3) Круговорот элит Любой правящий класс, завоевав господство в той или иной сфере общественной жизни, успокаивается на достигнутом. Постепенно он вырождается, т.е. теряет свои первоначальные ка-чества – творческую энергию и твердость. Причиной вырождения является замыкание правящего класса, т.е. стремление сохранить свои привилегии и передать их по наследству. Поэтому в его составе сокращается численность элитарных личностей, т.к. он не обновляется за счет представителей контрэлиты. Вырождение приводит к потере правящим классом контроля над обществом. В свою очередь контрэлита стремится к достижению господства. Правящий класс пытается сохранить свои привилегии и не уступает власть добровольно. Когда контрэлита становится до-статочно сильной, то она при поддержке организуемых ею масс или без них свергает власть преж-ней правящего класса и устанавливает свое господство, т.е. становится господствующей элитой. Это осуществляется посредством переворотов и революций, «которые в целом полезны для обще-ства». Происходит социальная революция или персональное обновление правящего класса. Вскоре начинается процесс замыкания и вырождения нового правящего класса и все повторяется снова. Так осуществляется «круговорот элит», который является движущей силой общественного развития. Если этот «круговорот» не происходит вовремя, то общество погибает либо в результа-те распада, либо потери национальной независимости. 9. Ленин. Организация классовой борьбы Владимир Ленин (1870-1924 гг., Россия). «Между двух битв», «Памяти Коммуны», «Три источника и три составных части марксизма», «Крах II Интернационала», «Письмо к съезду», «Лучше меньше, да лучше» 1) «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в поли-тике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социаль-ными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов. Сторонники реформы и улучшений всегда будут одурачиваемы защитниками старого, пока не поймут, что всякое старое учреждение, как бы дико и гнило оно не казалось, держится силами тех или иных господствующих классов. А чтобы сломить сопротивление этих классов, есть только одно средство: найти в самом окружающем нас обществе, просветить и организовать для борьбы такие силы, которые могут – и по своему положению должны – составить силу, способную смести старое и создать новое». 2) «… революция невозможна без революционной ситуации», когда возникает «кризис верхов» в условиях возрастания активности масс, т.е. когда «низы не хотят, а верхи не могут жить по-старому». «… не из всякой революционной ситуации возникает революция, а лишь из такой ситуации, когда к перечисленным выше переменам присоединяется способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надло-мить) старое правительство, которое никогда, даже в эпоху кризисов, не «упадет», если его не «уронят»». 3) «Что такое конституция? Бумажка, на которой записаны права народа. В чем гарантия действительного признания этих прав? В силе тех классов народа, которые осознали эти права и сумели добиться их» 4) «Для победоносной социальной революции нужна наличность … двух условий: высокое развитие производительных сил и подготовленность пролетариата». «Мы аппарат (управления – А.З.) … взяли старый от царя и от буржуазии». «Они (рабочие – А.З.) хотели бы нам дать лучший аппарат. … Они не могут этого сделать. Они не выработали в себе до сих пор такого развития, той культуры, которая необходима для этого». 10. Лебон. Психология индивида в толпе Гюстав Лебон (1841-1931 гг., Франция). «Психология народов и масс». 1) Особенности психологии индивида в толпе. «Исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной; одинако-вое направление чувств и идей, определяемое внушением; и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи – вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть сам собою и становится автоматом, у которого своей воли не существует. В изолированном положении он, может быть, был бы культурным человеком; в толпе – это варвар, т.е. существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепо-сти, но также к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку». Таким образом, у индивидов в толпе возникает «коллективная душа», обладающая выше перечисленными призна-ками. 2) Причины возникновения в толпе «коллективной души». а) Многочисленность и анонимность толпы. Многочисленность толпы приводит к воз-никновению у индивидов чувства неодолимой силы, а анонимность – к потере чувства ответ-ственности. б) «Зараза». «В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно … в такой степе-ни, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллектив-ному». в) Восприимчивость к внушению. «Индивид, пробыв несколько времени среди действу-ющей толпы, приходит скоро в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизиро-ванного субъекта». 3) Толпа и лидер. Индивиды в толпе превращаются в «послушное стадо», которое не может жить без госпо-дина. У толпы сильна жажда повиноваться и она инстинктивно покоряется лидеру. Однако, толпа ждет и требует от лидера проявления силы, добро считает слабостью. Индивиды в толпе утрачи-вают критичность восприятия и на них не действуют аргументы логики, т.к. они жаждут обмана (иллюзий), а не истины. Поэтому толпа возбуждается чрезмерными раздражителями, т.е. много-кратно повторяемыми яркими образами. Лидер, чтобы управлять толпой, должен либо верить в то, что говорит, либо делать вид, что верит. 11. Михельс. Олигархизация политических партий Роберт Михельс (1876- 1936 гг., Германия). «Социология политических партий в условиях современной демократии». 1) Возникновение профессионального партийного аппарата В демократических партиях все их члены не могут непосредственно и постоянно участво-вать в управлении; необходим профессиональный управленческий аппарат. Поэтому члены демо-кратических партий делятся на: а) руководство, которое непосредственно и постоянно занято управлением; б) партийную массу, привлекаемую к управлению лишь время от времени (собра-ния, выборы). 2) Перерождение партийного руководства Постепенно партийное руководство перерождается. Перерождение имеет следующие про-явления: а) Идеологическое перерождение. Демократические партии создавали революционеры и энтузиасты (бескорыстные люди); им на смену приходят карьеристы и приспособленцы, отказав-шиеся от демократических идеалов. Главными врагами для карьеристов становятся те члены пар-тии, которые сохранили демократические убеждения. б) Нарушение внутрипартийной демократии. Партийные должности являются выбор-ными; поэтому, чтобы сохранить их за собой, руководители-карьеристы идут на нарушение внут-рипартийной демократии. Они объясняют это тем, что партия находится в тяжелом положении, т.е. ведет борьбу с внутренними и внешними врагами. 3) «Железный закон олигархии» Олигархия переводится с греческого как «власть немногих». Перерождение партийного ру-ководства приводит к олигархизации демократических партий, когда управление реально переходит в руки профессиональных партийных работников, а партийная масса отстраняется от управления. Этот процесс получил название «железного закона олигархии», который действует во всех объединениях людей – партиях, профсоюзах, государстве. В будущем социалистическом обществе власть перейдет в руки должностных лиц государства, а рядовые граждане будут отстранены от управления. Однако, этот закон имеет и положительное значение, т.к. к власти приходят профессионалы-управленцы. 12. Сорокин. Социальная стратификация Питирим Сорокин (Россия, США, 1889 – 1968 гг.) «Социальная стратификация и мобиль-ность» 1) «Социальная стратификация — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет.…. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации». 2) «… расслоение существовало повсюду и во все времена. … Не составляют исключения из правила и все современные демократии. … в процветающих демократиях социальная страти-фикация отнюдь не меньше, чем в недемократических обществах. …. Семья, церковь, секта, поли-тическая партия, фракция, деловая организация, шайка разбойников, профсоюз, научное общество — короче говоря, любая организованная социальная группа расслаивается из-за своего постоян-ства и организованности». 3) «Христианство начинало свою историю с попытки создать общество равных, но очень скоро оно уже имело сложную иерархию, а в конце своего пути возвело огромную пирамиду с многочисленными рангами и титулами, начиная со всемогущего папы и кончая находящимся вне закона еретиком. … Провал русского коммунизма — это только еще один дополнительный при-мер в длинном ряду схожих экспериментов, осуществляемых в большем или меньшем масштабе иногда мирно, как во многих религиозных сектах, а иногда насильственно, как в социальных революциях прошлого и настоящего, И если на какой-то миг некоторые формы стратификации разрушаются, то они возникают вновь в старом или модифицированном виде и часто создаются руками самих уравнителей. … Громадное потенциальное стремление к неравенству у многочисленных уравнителей ста-новится сразу заметным, как только они дорываются до власти. В таких случаях они часто демон-стрируют большую жестокость и презрение к массам, чем бывшие короли и правители. Это регу-лярно повторялось в ходе победоносных революций, когда уравнители становились диктаторами. … Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозгла-шавших равенства людей». --- Не отвечайте на это письмо. Оно отправлено с технического адреса портала, с которого рассылаются уведомления о новых записях в гостевой и другие технические сообщения. Чтобы ответить автору комментария ответьте в гостевой. Для этого нажмите ссылку "Ответить" под комментарием. Обратите внимание вот еще на что. Когда сообщение в гостевой оставляет незарегистрированный пользователь, ему выводится сообщение "Ваше сообщение отправлено и будет опубликовано после проверки". Чтобы опубликовать запись, нажмите под комментарием "Опубликовать запись". Сделано это с целью защиты наших пользователей от спама и хулиганских комментариев.

Добавить запись

Защита от спам-роботов