Консультация музыкального руководителя

Логинова Ирина Владиславовна

Предварительный просмотр:

Влияние песенного русского фольклора

на развитие игровой деятельности

(консультация)

Фольклор является основой нравственного, эстетического и патриотического воспитания ребенка. Фольклорный материал хорошо воспринимается детьми, его образы доступны, фольклорные интонации вызывают у детей яркий эмоциональный отклик.

Песенный фольклор неразрывно связан с игровой деятельностью детей. Он  приобщает ребенка к миру музыки, помогает овладеть родным для него языком. Использование  песенного фольклора с младшего возраста позволяет развивать певческий голос и слух ребенка.                                  

Использование песенного фольклора нашло свое отражение в детской игровой деятельности. Пение детских фольклорных песенок в сочетании с движениями под музыку песни развивают музыкально – творческие способности ребенка.

Характерные для русских песен движение рук, во время исполнения песенок, позволяет  убрать лишнюю скованность у детей, происходит раскрепощение ребенка, что позволяет ему  свободно чувствовать себя в игре, выполнять соответствующие движения заданного образа.

Смена ритмов, разные по характеру танцы, движение под пение несут в себе  освобождающий, терапевтический заряд огромной силы.

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Игры с пением и движением развивают интерес к пению, память ребенка, развивается чувство ритма, умение правильно передавать мелодию в ходе игровой деятельности.

Посредством народных игр дети учатся общаться, приобщаться к народным традициям, проявлять  взаимовыручку, знакомиться с малыми жанрами народного творчества.

Каждый возраст ребенка связан с определенным кругом игр. В каждой игре выполняется своя песня, игровой припев, основная функция которого заключается в организации и сопровождении игрового действия. Основой таких игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, т.е. в синтезе диалога, музыкального действия , движения, театрализованной игры.

Каждому возрасту ребенка соответствует возрастной подбор народных игр, которые сопровождаются   песенным фольклором.

Многие игры знакомы детям:

«Гончары», «Медведь», «Барашеньки – крутороженьки», «Баба Яга»,

«Молчанка», «У дедушки Трифона», «Ремешок», «Заря-Заряница», «Бай-качи-качи», «Сиди, Яша».

Объединение песни малого фольклорного жанра и игровой деятельности особенно ценно для обучения детей. Каждая игра, сопровождающаяся песней, дает детям определенный творческий игровой настрой, понимание приуроченности данного материала к тому или иному действию.

Знакомя детей с синтезом игровой деятельности и песенного фольклора, мы играем вместе с детьми. От игры со взрослыми к самостоятельной игре – это путь, который должны пройти дети, осваивая в комплексе два вида разной деятельности. В результате этого мы можем дополнять, изменять, смещать акценты  народных игр в соответствии с возрастом детей, задачами музыкального воспитания.

Таким образом, развивая речевую активность с помощью песенного фольклора, дети постоянно приобщаются к музыкальному искусству, формированию новых знаний, умений, навыков. Духовный мир ребенка становится более разнообразным.

Полученные знания способствуют успешному развитию личности в будущем, что позволяет стать ребенку высоконравственным человеком, хранящим историю и духовность своего народа.



Предварительный просмотр:

Детский фольклор в музыкально-эстетическом воспитании ребенка

(консультация)

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов и творческих возможностей ребенка. Детский фольклор - сложная многоликая система произведений, включающая в себя:

  • поэзию «пестования» детей (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки);
  • детский бытовой фольклор (песенки, заклички, дразнилки, сказки, обрядовые произведения);
  • потешный фольклор (словесные игры, скороговорки, загадки, небывальщины);
  • игровой фольклор (ролевые игры с текстом и без, считалки, игры - импровизации и др).

Ребенок в период детства проходит 3 важнейших этапа, названных в возрастной периодизации:

  • младенчество - до 1,5 лет;
  • ранним возрастом -1,5-3 года;

дошкольным возрастом -3-6 лет.

На каждом из этих этапов применяется своя фольклорная основа. К сожалению, на сегодняшний день фольклор мало используется в воспитании детей в семье. Ни одно из современных авторских произведений не может быть так понятно и близко ребенку, как русская народная песня, исполненная матерью. Ведь для малыша в этот период важна эмоциональная близость с родным человеком, чувство защищенности. Народ - педагог, сложивший поэзию пестования, он проявил удивительно глубокое понимание психического развития, проявляющееся в музыкальном восприятии, любви к ритму, активному освоению речи, тяги к активным движениям.

На втором этапе развития ребенка поэзия пестования продолжает радовать малыша и оставаться центральным средством воспитания. Здесь шире используются пестушки, потешки, как материал, стимулирующий развитие движений и словарь детей. К 3 годам малыш осваивает предметное окружение, учится самостоятельно есть и одеваться, использовать в быту ложку и чашку, мыло и гребешок, стремится к активному общению с взрослыми. Эти годы должны дать ребенку эмоциональный опыт и опыт общения с игрушкой. И сегодня игра с куклой любима детьми. Колыбельная песня, потешка, пестушка на этом этапе должны занять в жизни ребенка достойное место.

        Третий этап - важнейший в развитии ребенка. Эти годы должны стать для ребенка «школой практической морали», дающей опыт взаимопомощи и сотрудничества. Решить эту не простую задачу поможет музыкальная игра. Фольклорная основа призвана помочь детям в конструировании новых игр. Заклички, приговорки хорошо использовать в играх календарного типа с подбрасыванием предметов вверх.

 


Песни - дразнилки, хороводные игры способствуют развитию у детей выразительности речи и пластики движений в театрализованных играх. Загадки, небывальщины могут стать неотъемлемой частью игр-фантазий.

Базис личностной культуры формируется у ребенка к 3 годам. Поэтому так важно организовать в этот период встречи ребенка с песней, с книгой и игрой. И от того, будет ли детство наполнено сокровищами русского игрового и литературно-музыкального творчества, зависит многое в дальнейшем развитии маленького человека.

Музыкальная игра формирует черты личности ребенка, влияет на его поведение, воспитывает в малыше чувство дружбы, развивает его умственные и творческие способности. Игра приносит ребенку радость и является неотъемлемой частью его деятельности. В репертуаре музыкальных игр большое место занимают народные игры, игры фольклорного характера, игры под русскую народную музыку.

Знакомя ребенка с самого раннего возраста с русским фольклором, с русской музыкой, мы даем ему представление о своем народе, его истории. Народные игры образны. Они развивают у ребенка ловкость, осторожность. Народные мелодии хороши своей простой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к русской музыке. Игры фольклорного характера строятся на устном народном творчестве. Это сказки, припевки, считалки и хороводные игры. Надо выбирать те игры, которые были бы понятны и близки ребенку.

Сказки - лучший образец народного творчества. В игре они просто незаменимы. Драматизируя сказку, ребенок связывает слово с действием.

Игра - драматизация помогает детям полнее воспринять художественное произведение, развивает у них наблюдательность, воображение, воспитывает вкус к слову, к музыке, любовь к родной природе. Игра - драматизация способствует более глубокому пониманию детьми художественного образа, а отсюда и искренности в игре. В работе с детьми важно использовать русские народные костюмы. Отдельные элементы русских костюмов предлагать детям на музыкальных занятиях и вечерах развлечениях (платочки, косынки, кокошники, ленточки, фартучки и т.д.) Для девочек лучше подходят сарафан и блузка, лента и кокошник. Для мальчиков-рубаха-косоворотка, пояс из тесьмы и короткие шорты. Используя народные костюмы для оформления детской русской пляски, мы тем самым приобщаем детей к русскому народному искусству. Большую пользу приносит детям и выступления взрослых (пляска Д. Мороза под русскую народную мелодию, пляска скоморохов на празднике «Масленица» или «Ярмарка», участие в домашних постановках русских сказок и др.)

Впечатления детей усиливаются, когда они видят по телевидению или на концертных сценах выступление детских и взрослых танцевальных коллективов в русских костюмах.


Это, с одной стороны, вызывает у детей восхищение пластичностью, музыкальностью, красотой и образностью профессионального исполнения русского народного танца, песен, а с другой - порождает у детей желание подражать.

В музыкальном воспитании детей очень хорошо использовать слушание музыки, песен, сказок в аудиозаписи. С большой радостью дети просматривают записи театральных постановок, игр-драматизаций, исполнение мелодий на детских музыкальных инструментах, песни, стихи, инсценировки, в которых сами принимают участие. Для более тесного общения с детьми большое значение имеет совместное исполнение плясок, музыкальных игр, игр - драматизаций, сказок, построенных на фольклорном материале, силу и значение которых трудно переоценить. Народные игры, народная русская музыка должны входить в жизнь детей не от случая к случаю, а быть постоянным спутником семьи.

Примерный материал для разучивания с детьми дома

Потешка «Бычок»:

«Бычок, бычок,

Смоляной бочок.

Бодучие рожки,

Резвые ножки»

Игры: «Сорока - белобока», «У медведя во бору», «Хитрая лиса», ближе познакомит детей с жизнью диких животных, с их особенностями, а образный язык народного слова поможет детям открыть много нового в мире животных.

Например, в праздничные дни Нового года можно познакомить детей с колядками:

«Коляда - моляда,

Отворяй-ка ворота,

Подавай нам пирога,

И кувшин творога.

А не дашь творога,

Мы коровку за рога,

Мы коровку за бока,

Уведем за ворота»

Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию произведения русского фольклора интересно познакомят детей с погодными явлениями и временами года.

Зимой, играя в снежки, можно разучить потешку:

«Мороз, мороз,

Через дуб перерос.

Через дуб перерос,

Бабу снежную принес.

Бабу снежную принес,

Баба, бела - беляком ,

Получай-ка снега ком!»

Многие незнакомые слова заинтересуют детей, помогут правильно ответить на их вопросы, тем самым расширить их кругозор.

Весной хорошо разучить с детьми заклички, например:

«Ау, ау, аукаем,

Весну за-а-укиваем.

Март, март -
Солнцу рад.

Апрель, апрель -
Несет капель.

Май, май,

Ниву засевай»

И о летнем периоде есть много потешек, приговорок, которые знакомят с различными явлениями природы и учат детей бережно относится к природе.

Закличка:

«Приходи, приходи летечко,

Приноси грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Солнышко в окошко»

Потешки:

«Радуга - дуга,

Пролей дождя,- Из ведра лагуна, на леса, на луга»

«Пчелки, пчелки,

В поле летите,

С поля летите,

Медок несите!»

«Божья коровка,

Полети вверх ловко.

Принеси нам с неба,

Меда и хлеба!»

Для знакомства детей с животным миром можно использовать сказки: «Курочка - пеструшечка», «Смоляной бычок», «Лиса и заяц», «Лисичка сестричка и серый волк».



Предварительный просмотр:

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников

(консультация)

Русский народный фольклор - это кладезь народной мудрости!

Пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, заклички, русские народные песни, календарные песни, колыбельные, пестушки, народные танцы и игры – всё это многообразие народного творчества

Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Детские впечатления неизгладимы. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинно искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Именно  фольклор  с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом и развивает его образное мышление. Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

Русский фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, музыкального фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру.

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетается музыкальный ритм и слово. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре и красоте, правде и верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорявляется богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В течение многих веков народные песенки, прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро сопровождают малышей, привлекая их внимание, успокаивают, веселят, поучают и приобщают их к высокой моральной культуре своего народа. Ребенок с раннего возраста активно откликается на фольклор и его роль в воспитании детей трудно переоценить.

С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как

«Пирожки»

«Ладушки»

«Петушок»

«Солнышко»

«Зайка»

«Сорока - ворона» и другие.

Они для детей, в возрасте от двух до трёх лет, просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка.

Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом. Явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств детей.

Важно с первых же занятий научить детей понимать педагога, повторять за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по коленочкам, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста используют такие потешки, в которых упоминаются части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив, дети подражают (показывают ротик, носик, ручки и т. д.)

Есть потешки, которые создают позитивное настроение. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, настраивают на занятие. Эти потешки выполняются стоя, в начале занятия, сопровождаются хлопками в ладоши, прыжками, «пружинкой» по показу взрослого.

Некоторые потешки можно использовать в соответствии со временем года, с природными явлениями: светит ли солнышко или идет дождь, снег.

В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, повороты кистей рук («фонарики», перебежки, «пружинка», прыжки. Некоторые потешки таят в себе рифмованную подсказку к движениям. Их тексты помогают ребенку ярче представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного.

Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

Все эти малые жанры фольклора детьми младших групп только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое отношение.

В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп часто используются другие фольклорные жанры - песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. - все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора.

Дети в детском саду неравнодушно относятся к народной музыке. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью. Она формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь поэтическими оборотами. Например, зимушка – зима, травушка - муравушка, калина – калинА, рассыплюсь яблонькой, Ваня – простота и многое другое. Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание и любовь.

С большим удовольствием дети поют народные песни«На горе-то калина»«Во кузнице»«Как у наших у ворот»«Пошла млада за водой»«Ах вы, сени»«Блины», всевозможные частушки. Эти песни хороши еще и тем, что их можно инсценировать.

На музыкальных занятиях дети знакомятся с движениями русской пляски. Хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, ковырялочка, присядка и другими элементами русской народной пляски. Кроме плясок разучиваются игры с пением, хороводы, потешки с движением, игра в оркестре. Короткий текст потешек, приговорок, закличек легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. Игры и потешки дети переносят в свободные игры, а в дальнейшем они же используются на праздниках. Итогом работы с русским фольклором являются утренники: посиделки, ярмарки, праздник Масленицы.

В заключении можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит.

Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

Произведения устного и музыкального фольклора имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они способствуют развитию образного мышления, обогащают речь дошкольников, развивают музыкальный слух, формируют художественный вкус ребенка, воспитывают любовь к русскому народному творчеству, всесторонне развивают личность ребенка.

Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа, должны наши дети петь русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры - это значит сохранять традиции и обычаи наших предков.



Предварительный просмотр:

Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста

(консультация)

Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача. В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное.

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: “…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности”. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать в раннего детства.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

Русский фольклор – душа русского искусства, русской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.

Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления. Как часто мама пела их нам. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Существует множество различных колыбельных.

Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним, например:

Котик серый, хвостик белый
Приди, котик ночевать,
Мою Ирочку качать,
А уж я к тебе, коту,
За работу заплачу:
Кувшин молока да кусок пирога.

* * *

Ой, баюшки, баюшки,
В огороде заюшки
Травушку щиплют,
Марину забавляют.
И Марина умная
Да очень разумная.
Спи – усни, спи – усни.
Крепкий сон тебя возьми.

* * *

Тише, куры, не шумите
Мово Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Стал уж глазки закрывать.

А вот для того, что бы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки, значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту. Когда малыш просыпается, его гладят по животу и приговаривают:

Потягушеньки, потягушеньки,
Поперёк тостунушеньки.
А в ножки ходунушки,
А в руки хвотунушки,
А в роток говорок,
А в голову разумок.

* * *

Тяги, тяги потягушеньки,
На Катю по растушеньки.
Расти, доченька, здоровая.
Как яблонька садовая!
На кота потягушки,
На дитя порастушки,
А в ручки хватушки,
А в роток говорунок,
А в головку разумок!

Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребёнка:

  • Слушание – восприятие.
  • Пение.
  • Народная хореография.

С русскими народными песнями и мелодиями я начинаю знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д.. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка.

Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: “Из-под дуба”, “Ах вы сени”, “Как у наших у ворот”, “Пойду ль выйду ль я”, “Ах ты берёза”, “Я на горку шла”, “Я рассею своё горе”. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: “Ходит Ваня”, “Заинька”, “Кто у нас хороший” и т.д.

Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам. Умывая малыша напивая ему ласково:

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

***

Чистая водичка
Моет Жене личико,
Настеньке ладошки,
А пальчики Антошке.

Ребёнок с удовольствием выполняет действия. Так же воспитывается чувство доброты, заботы, например: “Кисонька-Мурсонька, где была? … Не ешь одна (оставь ребяткам)”. Очень легко потешкой остановить назревший конфликт, недоразумение:

На улице две курицы
С петухом дерутся.
Две девицы-красавицы
Смотрят и смеются.

Когда дети собираются на улицу:

Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки:
Это – с правой ножки,
Это с левой ножки.
Вот так хорошо.

Во время расчёсывания:

Чешу, чешу волосыньки,
Расчёсываю косоньки,
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса
Расти, коса не путайся…
Дочка, маму слушайся.

В итоге могу сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.