Для родителей

Щербакова Виктория Васильевна
Для родителей

 

Буклет "Правовая защита детей"

Буклет "Подготовка детей к школе"

Буклет "Семейные традиции"

Консультация для родителей "Как научить ребёнка читать"

 

ПОЛЕЗНЫЕ ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Самые интересные и популярные сайты для родителей и их детей, которые помогут вам найти ответы на все интересующие вопросы, сделать жизнь интересной и познавательной.

"Дошколёнок"
www.kindereducation.com

Электронный журнал для детей и родителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста, собранные по тематическим разделам: развитие речи, веселый счет, изостудия, психология, игры и конкурсы, будь здоров. На сайте также можно подписаться на рассылку "100 развивающих и обучающих игр для детей".

"Солнышко"
www.solnet.ee

Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Конкурсы и викторины, виртуальная школа для малышей, игры и мультфильмы, методики раннего обучения, консультации детских специалистов, сценарии праздников, родительский опыт, служба рассылки виртуальных открыток.

Дошкольник
doshkolnik.ru

Этот сайт – для семьи, для отцов, матерей и детей. Сайт о том, как воспитывать ребенка, как научиться находить с ним общий язык. Много интересной информации для детей: сказки, стихи, умные задачки, познавательные статьи. На сайте представлена также большая коллекция сценариев – школьных и к различным праздникам.

Детский сад.ру
www.detskiysad.ru

Информационно - обозревательный ресурс, на страницах которого можно найти сведения о физическом развитии детей, об основах детской гигиены, о значении детских игр в воспитательном процессе, о трудовом воспитании ребенка, об организации праздничных утренников в детском саду, о некоторых детских заболеваниях и многом другом.

Лукошко сказок
www.lukoshko.net

Сайт предлагает сказки, стихи и рассказы для детей. Здесь можно найти русские народные сказки и сказки других народов, рассказы о животных, стихи и песни для детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 верных способов испортить детей!

Дети не рождаются с инструкцией по эксплуатации, и идеальных родителей не существует. Ты можешь прочесть множество книг, поговорить со всеми мамами на детской площадке и пройти специальные курсы, но тебе все еще будет казаться, что ты не знаешь, что делать.

Так или иначе, хотела бы ты знать, что следует делать, а чего не следует?

Взгляни на 6 проверенных способов воспитать испорченного ребенка.

1. Всегда уступай

Не имеет значения, чего хочет ребенок, он получает это. Неважно, игрушка ли это, которую он увидел, стоя в очереди в супермаркете, или игровая приставка, которая стоит четверть твоей зарплаты. Давая ему все, что он потребует, ты вырастишь эгоиста.

Многие родители думают, что, отказывая детям в их просьбах, они будут выглядеть врагами своих малышей. Но детям нужно реальное представление о том, как получить желаемое, им необходимо узнать цену деньгам и труду. Хватаясь за бумажник из-за любого нытья, ты создашь впечатление, что деньги и материальные ценности важнее эмоционального и духовного опыта и что нет необходимости работать и зарабатывать, чтобы получить то, чего хочешь.

Как следует поступить: Ограничься одним подарком в месяц, выделив на это определенную сумму денег. Если ребенок хочет больше или чего-то более дорогого, он должен на это заработать (например, выполняя работу по дому) или сэкономить на карманных расходах.

2. Не реагируй на плохое поведение

Твой ребенок капризничает, закатывает истерики или обижает других детей, а ты ничего не предпринимаешь. Многие не хотят выглядеть суровыми мамашами и потому никак не реагируют на плохое поведение детей. Часто родители не знают, как правильно наказывать детей.

Такое воспитание может привести ребенка к серьезным проблемам в будущем, таким как нарушение закона, например. Дети живут согласно границам и правилам взаимодействия с другими людьми, которые им устанавливают родители. Если ты не будешь устанавливать правила, грань между хорошими и плохими поступками становится размытой или может совсем отсутствовать.

Как следует поступить: Разработай четкий и последовательный список санкций за проступки для своих детей. Если они плохо ведут себя в школе или в обществе, лиши их некоторых привилегий, таких как компьютер или десерт. Применяй домашний арест за по-настоящему плохое поведение. Всегда спокойно объясняй, почему то или иное поведение неприемлемо. Не меняй основные формулировки: если раз за разом повторять одно и то же, ребенок рано или поздно все усвоит.

3. Всегда принимай сторону ребенка

Когда учитель или кто-то еще сообщает тебе, что твой ребенок плохо себя ведет, ты не веришь и всегда встаешь на сторону своего ребенка. Мы все хотим верить, что наши дети — сущие ангелочки, но закрывать глаза на их проступки или отрицать их — не выход. Некоторые родители думают, что их дети не могут поступать неправильно, что во всем всегда виноваты какие-нибудь хулиганы. Жизненно необходимо подчеркнуть важную роль учителей, полицейских и прочих взрослых людей. Объясни детям, что они не выше правил и что ошибки влекут последствия.

Как следует поступить: Если учитель или воспитатель твоего ребенка советует принять определенные меры, следуй этому совету до тех пор, пока это безопасно и разумно. Объясни ребенку, почему это произошло. И что ты по-прежнему любишь его, но нужно делать то, что требуется, чтобы вырасти ответственным человеком.

4. Ссорься на глазах у ребенка

Семейные сцены — последнее, что нужно видеть ребенку. Это может сказаться даже на здоровье малыша, психологические проблемы «аукаются» потом всю жизнь различными болезнями.

Дети, ставшие свидетелями семейных скандалов, могут совершать необдуманные поступки, сбегать из дома, искать опасные способы убежать от реальности, такие как наркотики или алкоголь. Кроме того, они усвоят, что разрешать конфликты посредством криков или даже рукоприкладства совершенно нормально.

Как следует поступить: Веди себя сдержанно на глазах у детей. Если уж начали ссориться, постарайся перенести общение в другую комнату или на улицу. Если ребенок уже наблюдал твои конфликты, походи с ним к психологу — найди специалиста. Психотерапевт поможет малышу преодолеть период развода и семейных проблем. Твоя задача — научить детей решать проблемы в отношениях спокойными разговорами.

5. Подавай плохой пример

Влезая без очереди, обманывая, нецензурно выражаясь на глазах у малышей, ты подаешь им плохой пример. Родители — главные учителя для детей, и твои поступки оказывают на них огромное влияние. Ты ошибаешься, если считаешь, что дети не обращают внимания. Они крайне впечатлительны и будут подражать любому поведению, которое видят.

Как следует поступить: Нужно стать хорошим примером для своих детей. Конечно, мы все совершаем ошибки. Нужно объяснить детям, почему то, что ты сделала, было неправильно и что теперь тебе надо сделать, чтобы это исправить.

6. Не уделяй внимания

Работай допоздна, трать время на сериалы, подружек или просто игнорируй своих детей. Детям нужно чувствовать себя любимыми и необходимыми и знать, что они достойны внимания и заботы. Если этим пренебречь, ребенок будет искать утешения в неподходящей компании или страдать от депрессии.

Как следует поступить: Даже если у тебя плотный график работы или тебе время от времени нужно отдыхать от родительских обязанностей, обязательно посвяти детям один день в неделю.



Предварительный просмотр:

27 подсказок любящим родителям

1. Вопрос №1: «Я ращу послушного или успешного?»                      

2. Когда ребёнок вас не слушает, вспоминайте вопрос №1.              

3. Даже самый маленький лучше мамы знает, тепло ему или холодно, хочет он есть или уже нет, нравится ему что-то или не нравится.                                                                                        

4. Дети копируют родителей. Нет смысла ругать за недостатки, которые они взяли у вас.                                                                

5. Почаще предоставляйте ребёнку выбор. Например: что (и сколько) поесть, во что играть, где гулять… Так он учится.              

6. По возможности, не мешайте получать негативный опыт. Пусть ошибается: опыт лучше нудежа.                                                      

7. Лучше страховать ребёнка на опасных «лазилках», чем пугать его возможными опасностями. Вопрос №1, помните?                            

8. Заботьтесь о ребёнке в том, в чём он не может о себе позаботиться, и не отнимайте у него права делать для себя то, что он уже может.                                                                                

9. Лучший способ обучения – делать вместе.                                    

10. Делитесь технологиями: как что делается.                                  

11. Когда ребёнку плохо, его надо не учить, а любить: тёплые объятия и ласковые слова – всё, что нужно.                                    

12. То, что вы сильнее, ещё не значит, что вы всегда правы.            

13. Отличный способ ограничить время за экраном – многочисленный кружки и секции. Самые лучшие и самые интересные.                                                                                    

14. Первый критерий в выборе няни, воспитателя, учителя, тренера – любовь к детям. Только не путайте с «сюсюканьем».                    

15. Карманные деньги лучше не дарить, а выдавать в качестве зарплаты за обязанности и бонусов за достижения.                          

16. Чем больше вы уважаете своего ребёнка, тем больше шансов у него вырасти в уважаемого человека. Вопрос №1.                          

17. К счастью, родители не всегда лажают одновременно. Поэтому тот, кто помнит о вопросе №1, может защитить ребёнка от второго.

18. Вы имеете право чего-то не знать. Вы имеете право ошибаться. Не притворяйтесь непогрешимым – это смешно.                              

19. Если кому-то по должности положено (среди прочего) ругать и наказывать вашего ребёнка, не дублируйте его работу. Но хвалите там, где те недохваливают.                                                              

20. Учите вопросами. Самостоятельно найденный ответ ценнее готовенького.                                                                                  

21. Вы, кстати, тоже человек: не жертвуйте ради ребёнка. Ваша способность отстоять свои интересы и заботиться о себе – прекрасный пример для подражания! Вопрос №1.                            

22. Если ребёнок получает ваше внимание, только болея, он будет делать это чаще. Играйте с ним, когда он здоров!                            

23. «Кнут и пряник» – отличный способ воспитать послушного.        

24. Не заставляйте ребёнка реализовывать ваши мечты – лучше реализуйте их сами. Вам не поздно! Правда-правда! Дети скопируют либо то, либо другое.                                                                      

25. Накосячили? Попросите прощения. У ребёнка. И не превращайте это в очередной сеанс нравоучений.                                                

26. Если обещали наказать за что-то, накажите. Отмена наказания – это обман. А он куда болезненнее, чем то, что вы пообещали сделать.                                                                                          

27. Психотип сильнее воспитания. У кого больше одного ребёнка, тот знает.                                                                                        



Предварительный просмотр:

               

                    КОГДА ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ В ПЕРВЫЙ РАЗ?

    Что является причиной посещения логопеда? Что такое «речь развивается в норме»? Срочно «бежать» к логопеду или подождать?- Это вопросы, которые должен задать себе каждый родитель, имеющий ребенка дошкольника. Ответы на эти вопросы и просты и сложны одновременно. Попробуем разобраться вместе.
    Статистика последних лет показывает печальную картину относительно речевого развития детей – речь начинает развиваться позже. А это ведет к тому что, достигнув школьного возраста, ребенок не освоил устный родной язык в том объеме, который необходим для начала школьного обучения. Поэтому, если ребенку уже три годика, а он не разговаривает, или произносит слоги и отдельные слова, не надо ждать, когда у него появится развернутая речь, необходимо обратиться к логопеду за консультацией.
Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.
    Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики. Кроме того, логопед может подготовить ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.
   

   

 Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если:


В 7 – 8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь – не поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?», не реагирует на своё имя.

В 1 год малыш не произносит 8 – 10 слов типа «кис-кис», «ням».

В 2 года ребёнок не разговаривает.

В 2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).

До 3 лет молчал, а затем стал активно говорить.

К 3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук, тук-тук».

К 3 годам у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает, не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.
После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» – «афон».

К 3-4 годам он не слышит слогов в слове; искажает слово до неузнаваемости; произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком; сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово несколько раз по-разному. Речь ребенка не разборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают. Ребенок многие звуки произносит мягко, как-будто он еще маленький или преобладают твердые звуки, как-будто у него акцент.
При произношении некоторых звуков в речи появляется хлюпающий призвук, воздух идет как-то в вбок; звуки «С», «З», «Ц» произносит как англичанин — между зубами; при произнесении звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки, а звук «Р» произносит как француз. У него красивый грассирующий звук. Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли. Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.

Не стремиться к общению.

Сильная назализация голоса – ребёнок говорит «в нос», гнусаво.

Говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно.

Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.

К 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.

К 5-6 годам нарушена общая структура речи: он не правильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы.

Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий.



Предварительный просмотр:

Помочь трехлетке, научив… помогать!

Примерно в три года наши чада зачастую превращаются в свою противоположность: протестуют, капризничают и своевольничают.  Нет, это временное «воспаление вредности» – не навсегда. Скорее всего,  дети переживают возрастной кризис под условным названием «я сам».

Глядя на «Трилетствующую» икону Богородицы, душевно умиляешься: кажется, что два-три года – это и есть по-настоящему ангельский детский возраст, лишенный подростковой дисгармонии и взрослых противоречий. Да и Церковь в этом возрасте называет детей младенцами и еще не призывает к покаянию.

Однако наши замечательные детки в три года  все-таки  ближе к персонажу О. Генри из рассказа «Вождь краснокожих» – именно в этом возрасте они кажутся порой невыносимыми.

В чем суть кризиса трехлетних? Как нам, взрослым, сохранить душевный и семейный мир и «остаться в живых»?  Очевидно, что надо помочь ребенку перерасти кризис, приучая его самого помогать родителям и  сверстникам. 

Ждём или не ждём?

Конечно, кризиса мы не ждём. Строго говоря, он может и не наступить вовсе или пройти почти незамеченным.

Давайте определимся с возрастными рамками. Психологи  отмечают, что этот кризис вероятен  в  промежутке  от 2,5 до 3,5 лет и старше, но практический опыт тех же психологов, воспитателей и родителей показывает: наши чада развиваются семимильными шагами, границы возраста всё условнее, так что кризисные проявления можно наблюдать и гораздо  раньше.

Теперь к самому понятию кризиса, поскольку для большинства мам и пап это слово звучит пугающе.

В переводе с греческого «кризис» – это решение, переворот, точка невозврата, за которой наступают перемены. И, как правило, в детской душе это перемены  наступают со знаком плюс.

Поэтому  начнем с хорошего – то есть с того, что доброго и полезного приобретается ребенком благодаря кризису.

Кризис трехлеток еще называют кризисом идентичности.

Малыш неожиданно для себя ощущает, что он отдельное существо и  всем своим душевным и физическим миром уникален и неповторим.

К ребенку приходит два очень важных понимания. Первое – я уже не грудной, я больше не часть мамы, и я всё могу сам, и второе – я личность, и есть вещи, которые для меня не приемлемы.  И в этом отмежевании от матери он формирует самооценку.

Итак, если все кризисные перипетии ваше чадо минует благополучно, оно поднимется еще на одну  свою внутреннюю ступенечку самостоятельности  по такой крутой и непростой лесенке взросления. И  результаты  этого подъема  верх  стоят того, чтобы немного потерпеть, потому как такие ценные для души и характера качества  ни за какие средства не приобретешь, ведь это –  воля, автономность и независимость.

Буря и натиск

Насколько  может быть выраженным  кризис трехлеток, во многом зависит от самого ребенка: его характера, эмоционального склада, темперамента. Маленький человечек – изначально, с рождения – личность, поэтому и реакции его могут быть разными и непредсказуемыми. Но стоит помнить – это реакции не на плохую погоду, а на реальные причины, а это, чаще всего, излишнее давление со стороны взрослых.

Не менее важен и  стиль родительского воспитания в семье (при авторитарном «ручном управлении» и при полном попустительстве шансов застрять в кризисе  гораздо больше).  Душевная и физическая связь мамы с ребенком – тоже  важный фактор, ведь, чем она  прочнее, тем легче переживаются любые перемены.

На ум приходят дети в социальных учреждениях, оставшиеся без попечения родителей. Если их оторвали от мамы еще в младенчестве, то сначала они развиваются обычно, но в возрасте от 2 до 3 лет, не имея тесного душевно-телесного контакта с взрослым, могут остановиться или даже  отступить  на несколько шагов  назад в развитии.

Пронизанные неожиданным бунтарским духом изменения в характере и поведении ребенка можно принять за что угодно – начиная с капризов и далеко не заканчивая депрессивным состоянием. Но без паники – давайте наблюдать и разбираться в деталях.

Гасим «негатив»

В ребенке нарастает негативизм по отношению к близким. Почему?

Маленький семейный мирок стал тесен,  а внешний мир вдруг обнаруживает себя с новой стороны – большим, интересным и широко распахнутым для открытий,  и малышу кажется, что  все привычные отношения с родными препятствуют его познанию.

И главный «негатив» обращается, конечно, против мамы, от которой малыш себя раньше не отделял – ни физически, ни эмоционально. Теперь мама стала главной помехой для движения дальше.  И как она не понимает, что он уже не грудной?

Конечно, кроха не осознает своих мотивов – он бессознательно протестует: в адрес такой любимой и необходимой  мамы летят крики и плачи, капризы и обидные  слова,  порой игрушки, а иногда и небезобидные тумаки детским кулачком.

Что делать? Агрессию, конечно, необходимо гасить, а в остальном, что не связано с угрозой и опасностью,  дать  ребенку выпустить пар и не настаивать на своём – советуют психологи. И тем более не обижаться, по-детски переводя стрелки на себя – мол, ребёнок маму с папой «разлюбил», «не ценит».

Кроме того, может проявиться  строптивость – негативная реакция, адресованная не конкретному члену семьи, а миру вообще.

Протест, негодование  и раздражение малыша теперь вызывают привычные вещи и сам уклад жизни, домашние порядки, предметы, любимые раньше занятия. Происходит обесценивание прежде для него ценного, например, игрушек и игр.

Во всём он проявляет неожиданное упрямство и своеволие: не хочет выполнять то, о чем его просят, делает только так, как считает нужным, демонстративно уходит, когда зовут.

Но давайте не путать упрямство с настойчивостью: если ребенок занят очень важным для него делом  (играет, рисует, увлечен) и не спешит идти обедать, то так он проявляет настойчивость – замечательное  качество для его взрослой жизни

Зачастую по отношению к маме и папе он демонстрирует жесткий деспотизм – требует срочного внимания – манипулирует близкими, шантажирует их (купите игрушку – замолчу,  повернитесь сейчас – иначе я вам устрою).

Его  властные требования иногда бывают такими настойчивыми, что это превращает жизнь семьи в настоящий кошмар.

Как себя вести? Прежде всего, избегать лишней прямоты – не спорить, как с взрослым. Малыш не обращает внимания на ваши замечания и просьбы?  Не настаивайте, лучше переключите его на другие дела и занятия.

Устраивает истерику в людном месте? Срочно уведите и лишите его зрительского ажиотажа и упоения публичным успехом, отвлеките птичкой за окном. Переключите его, своим мягким участием к его «бедам»  заодно показав, что привлекать  ваше внимание можно и мирным способом.

Ревнует к другим детям? Покажите на деле, что и он вам бесконечно дорог, но и то, что и другие дети заслуживают внимания и любви.

Итак,  сами храним спокойствие,  даем больше самостоятельности, разумно подходим к запретам, доверяем ребенку выбор. И самое главное – учимся договариваться с ним, уважая его личность.

Главный навык – сопереживать

Итак, протест и полная ломка социальных отношений – это нормально.

Малышу кажется, что он все может сам, отсюда и второе название кризиса – «Я сам».

Его раздирает противоречие  между «я хочу» и «я могу», которое он не в силах разрешить. На самом деле  силенки еще слабые: без взрослых он мало на что способен.

Но  говорить, а тем более настаивать на этом очевидном факте никак нельзя.

Сделаем наоборот – дадим нашим трехлеткам почувствовать, что они  сами по себе кое-что значат и кое-что могут.

Логика кризиса понятна  – малыш растет, растут и его требования к себе и миру, в котором он ищет своё место, и нам надо потихоньку отодвигаться в сторону, давая ему пространство для нового шага. И мы можем это позволить и ему, и самим себе.

Алгоритм несложен:  поделитесь взрослой «властью» над предметами и повседневными делами и активнее привлеките детей к помощи.

Надо понимать – здесь мы решаем не только психологически важные в момент кризиса, но и нравственные, и христианские задачи.

Умением видеть и понимать состояние другого человека, деятельно сопереживать  от природы  наделен не каждый – этому приходится учить. Поэтому маленьким деткам так важны посылы: мама (или бабушка) устала, ей необходима твоя помощь. Папе не обойтись без твоего участия в раскатке обоев.  Кошка очень хочет пообедать, а накормить ее из пакетика можешь только ты.

Задания должны быть несложными, но направленными на конкретное  и деятельное участие в жизни семьи.

Психологи предлагают следующие «рецепты»: 

  • Утром, собираясь в детский сад, позвольте ребенку самому вымыть руки, почистить зубы, прополоскать горло.
  • Поделите на двоих «родительскую работу»: вы надеваете малышу шапочку, а он – скажем, сапожки.
  • Готовя обед, доверьте  ему самое «важное» и неопасное дело  – например, помыть овощи, почистить бананы, открыть баночку, подать полотенце.
  • Накрывая на стол, поручите то, что ребенку приятнее (положить салфетки, поставить цветы и т.д.)
  • Укладывая его спать под чтение сказки на ночь, разрешите малышу вовремя перевернуть страничку. Так он и за текстом научится следить, и в содержание прочитанного лучше вникнет – развитие внимания как дополнительный бонус!
  • Выделите чудо-ящик на кухне для маленьких полезных перекусов. С вашего разрешения малыш может заглянуть туда сам и выбрать себе печенье или сухофрукт, если проголодается
  • Привлекайте своё чадо к участию в уборке. Нравится ему возить за собой пылесос? Пожалуйста. Главное не переборщить с количеством дел  и физической нагрузкой – всё в меру.

Главная задача всех этих маленьких и приятных уступок растущей детской самостоятельности  –  раздвинуть границы возможностей растущего малыша.

Ничего нет хуже родительской позиции обесценивания, когда маленькому  ребенку твердят или всем видом показывают: ты еще маленький, глупенький, ничего не значишь, сиди тихо и молчи.

Усталые мамы зачастую чувствуют ребенка неким своим придатком и не хотят замечать времени, когда ситуация меняется. Это ведет малыша к ощущению себя неполноценным, не значимым, не способным ни на какую деятельность. Не будем перечислять итоги такого воспитательного подхода во взрослом возрасте – они налицо.

И еще о важном. Конечно, детская помощь на деле таковой не является: ощутимо помочь взрослым  наши чада 2-3 лет пока что не могут. Большинство дел  у малышей выходит кривовато: чашки и блюдца бьются, скатерти пачкаются, пылесос оставляет дорожки пыли. Но  ведь для нас главное в этом случае не результат, а сам процесс,  в котором ребенок чувствует себя  очень любимым, востребованным, полезным и… почти большим. Тогда его «Я сам» становится не капризным истерическим выкриком в магазине, а словосочетанием, которое не может не вызывать на лицах мам и пап по-хорошему гордую родительскую улыбку.

«Я сам» – говорит малыш, и мы видим его будущие свершения и открытия, благословляя в путь.

Мария Солунь

https://azbyka.ru/deti/pomoch-trehletke-nauchiv-pomogat


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для малышей

Привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.

Окошко

"Окошко"
широко открыть рот — "жарко"
закрыть рот — "холодно"

Чистим зубки

"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Месим тесто

"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Чашечка

"Чашечка"
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

Дудочка

"Дудочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Заборчик

"Заборчик"
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Маляр

"Маляр"
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

Грибочек

"Грибочек"
улыбнуться
поцокать языком, будто едешь на лошадке
прикососать широкий язык к нёбу

Киска

"Киска"
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы

Поймаем мышку

"Поймаем мышку"
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)

Лошадка

"Лошадка"
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

Пароход гудит

"Пароход гудит"
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

Слоник пьёт

"Слоник пьёт"
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая

Индюки болтают

"Индюки болтают"
языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."

Орешки

"Орешки"
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

Качели

"Качели"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы

Часики

"Часики"
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Блинчик

"Блинчик"
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу

Вкусное варенье

"Вкусное варенье"
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

Шарик

"Шарик"
надуть щёки
сдуть щёки

Гармошка

"Гармошка"
улыбнуться
сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

Барабанщик

"Барабанщик"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

"Парашютик"
на кончик носа положить ватку
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

"Загнать мяч в ворота"
"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)