Проектная деятельность с дошкольниками

Полюх Нина Владимировна

Развиваем любознательность, инициативность, самостоятельность

Краткосрочный проект в  старшей группе

«Загадочная планета Земля. Планета в опасности».

 

 

 

 


 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в  старшей группе

«Загадочная планета Земля. Планета в опасности».

Автор проекта: воспитатель Полюх Нина Владимировна

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: воспитатель, дети 5-6 лет, родители, педагоги

Место реализации: МБДОУ г. Иркутска детский сад №127 «Берёзка»

Сроки реализации: 1.09. – 31.10.

 Объект исследования: вода, земля, воздух, огонь.

Цель проекта:

- Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами наблюдения и экспериментально-исследовательской деятельности.

- Развитие наблюдательности, умения анализировать, сравнивать  и обобщать;

- Формирование  умений  видеть проблему и самостоятельно находить пути ее решения.

- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

- Подведение детей к пониманию того, что человек является частью живой природы.

Задачи проекта:

- Дать расширенное представление о природных явлениях окружающего мира.

- Расширить представление детей о физических свойствах окружающего мира.

- Познакомить со  свойствами различных веществ. ( прозрачность, твердость, сыпучесть, мягкость, растворимость и т.д.)

- Развивать представление детей о факторах окружающей среды .

- Расширить представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

 - Формировать у детей умения и навыки взаимодействия с природными       объектами.

       - Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

       - Воспитывать любознательность, активность.

        - Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для     возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для  пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

       - Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы

          для решения познавательных задач;

       - Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать

          предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту

          проверку и делать адекватные выводы.

        - Формировать знания о профессиях.

        - Воспитывать заботливое, бережное и осознанное отношение к природе.

        - Формировать знания о взаимосвязи «человек-природа».

Принципы построения проекта:

- Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.

- Принцип последовательности.

- Принцип наглядности.

- Принцип системности.

- Принцип сотрудничества и сотворчества.

- Принцип учета возрастных особенностей детей.

Ожидаемые результаты проектной деятельности:

Дети:

- У детей появляется расширенное представление об окружающем его мире, о роли природных стихий в жизни человека.

- На основе приобретенных знаний формирование у старших дошкольников таких качеств, как реалистичное понимание явлений природы, любознательность, умение и стремление наблюдать, мыслить логически, бережно и внимательно относиться ко всему живому.

- Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

- Пополнение словарного запаса новыми понятиями, активизация речи детей.

- Формирование навыков проведения опытов и соблюдение правил безопасности.

- Применение полученных знаний для безопасности жизнедеятельности.

- Формирование знаний о влиянии  и последствиях деятельности человека в природе.

Родители:

- Активные и заинтересованные участники проекта и педагогического процесса в ДОО;

- Ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Воспитатель:

-повышает профессиональный уровень.

Актуальность проекта:

Дошкольный возраст-это возраст, когда каждый ребенок исследователь и экспериментатор. Все новое для него - открытие. Поэтому в как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем, очень важным считаю поддерживать детскую инициативу в процессе познавательного развития.

Познавательно-исследовательская деятельность, эксперименты и опыты, как специально-организованная деятельность способствует созданию реального представления ребенком целостной картины мира, и закладывает в нем основы культурного познания окружающего мира. Дети стремятся к активному взаимодействию с окружающей средой, познают мир через игру, труд, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками, и конечно проявляют живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментам. Немаловажно, что творчество в процессе экспериментирования часто предполагает под собой создание новых проявления способностей ребенка. Непосредственный контакт ребенка с различными материалами, предметами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждает любознательность, желание узнавать еще больше, обогащает новыми яркими образами окружающего мира. В процессе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

 В современном обществе существует мнение, что основной подготовкой детей к школе считается как можно раньше научить их читать, считать, и если получится , писать. Но задача образовательной деятельности детей в детском саду не сводится только к приобретению детьми тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены школьной программой. Очень важно развить у дошкольников внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, формировать умение делать открытия и удивляться им. Исходя из этого, задачей воспитателя является активная помощь в этом. Как  можно привить ребенку любовь к природе и окружающему миру? Очевидно, что путем применения практических навыков и знаний о них.

Хочется отметить значение проекта с элементарными экспериментами. Несомненно, развиваются познавательные интересы  ребенка, однако важным является и тот фактор, что в этот период происходит интеграция всех областей знаний, т.е. через объединение различных областей знаний у ребенка формируется целостное видение картины окружающего мира. Немаловажен тот факт, что участвуя в проектной деятельности, дети объединяются в подгруппы, занимаются коллективно, что в свою очередь развивает коммуникативные и нравственные качества.

Очень важным считаю то, что климатические условия  и  погодные изменения, связанные со сменой времен года, позволяют реализовать данный проект более масштабно. В процессе реализации проекта мы с детьми сможем проводить наблюдение на улице. В нашем случае процесс осуществления проекта приходится на сентябрь - октябрь.  Дети смогут самостоятельно практическим путем узнавать новое о воде, воздухе, земле и огне, таким образом, удовлетворяя свои познавательные потребности.

В нашей группе создан уголок природы, где все дети имеют возможность наблюдать за растениями, а также применять приобретенные трудовые навыки по уходу за растениями. Каждый год дети имеют возможность самостоятельно высаживать семена, ухаживать за появившимися растениями, наблюдать и делать выводы о взаимосвязи процессов в природе  в проекте « Огород на подоконнике».

Исходя из вышесказанного, хочется сделать вывод, что данный экспериментально-исследовательский проект является необходимым, как один из факторов для познавательного развития дошкольников старшей группы.

Условия реализации проекта:

- подготовить предметно-пространственную развивающую среду в соответствие с тематикой проекта;

-создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;

- поддерживать детскую инициативу;

        - тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

- в ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

- развивать творческое воображение и фантазию детей.

-творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

- привлечение родителей к совместному с детьми поиску картинок, фотографий, загадок и стихов о воде, воздухе, земле и огне.

       Содержание данного проект позволит охватить все направления развития  детей, которые в данном случае называются образовательными областями.  Это пять образовательных областей:

Образовательная область

Способы…

Социально – коммуникативное развитие

Знакомство с правилами безопасности жизнедеятельности, с профессиями, участие в сюжетно-ролевых играх, участие в проведении опытов, проведение дидактических игр.

Познавательное развитие

Беседы и обсуждение, наблюдение, просмотр презентаций и иллюстраций, участие в проведении экспериментов.

Речевое развитие

 Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихов. Знакомство с новой терминологией. Обогащение словаря детей.

Художественное  - эстетическое развитие

Изобразительная деятельность ( лепка, аппликация, рисование, ручной труд, конструирование.

Физическое развитие

 Проведение подвижных игр и физкультминуток.

,

Насыщенность проекта даст возможность детям всесторонне рассмотреть данную проблему. И позволит сформировать у дошкольников знания о природе, окружающем  мире через практические навыки.

Этапы  реализации проекта:

1 Этап. Подготовительный.

- Родительское собрание. Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности. Консультация родителей «Учимся проектировать вместе»

- Оформление уголка для родителей.

       - Разработка перспективного плана работы с детьми.

       - Разработка перспективного плана взаимодействия с родителями.

       - Разработка конспектов НОД с детьми; создание картотеки экспериментов;

-Подбор методической и художественной литературы; подбор презентаций, видео- и мультипликационных фильмов по теме проекта, интернет - ресурсов.

-Подготовка необходимого демонстрационного и раздаточного материала для проведения экспериментов.

- Подборка дидактических и подвижных игр по данной теме.

-Организация предметной развивающей среды в группе.

2 Этап. Основной. (Исследовательский. реализация запланированных мероприятий).

2.1 Ознакомление.

-Беседы, обсуждение, ознакомление. Чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр презентаций, мультфильмов по темам. Знакомство с профессиями, правилами безопасности, гигиеной.

- Наблюдение (на природе и в группе).

- Игровая деятельность (Дидактические и подвижные игры, сюжетно-ролевые)

2.2 Исследовательская экспериментальная деятельность.

- Экспериментирование (в группе и на природе)

-Выявление проблемы

-Самостоятельный поиск детьми  путей решения.

2.3 Творческая деятельность.

-Творческая деятельность (лепка, аппликация, рисование, конструирование, ручной труд).

-Прослушивание музыкальных произведений.

2.4 Взаимодействие  с родителями 

- Наблюдение в природе с детьми.

- Выполнение творческих заданий:

  • изготовление поделок из природного материала.
  • придумывание сказки о природном явлении или стихии.

- Организация экскурсии на природу с детьми.

- Фотовыставка « Мы и природа»

3 Этап. Заключительный (презентационный).

- Фотовыставка.

- Выставка творческой деятельности детей.

- Создание  альбома наблюдений, картотеки экспериментов, картотеки загадок по темам.

- Создание книги сказок.

-Оформление уголка для родителей

- Итоговая презентация продуктов совместной деятельности. Открытое показательное занятие. (Приглашенные: педагоги, родители).

Перспективный план по взаимодействию с родителями.

Цель проведения мероприятий:

- Ознакомить родителей с целью проекта.

-Привлечь родителей к совместной с  детьми исследовательской деятельности.

-Развивать интерес родителей и формировать активное их участие  в тематических мероприятиях группы.

-Способствовать поддержанию теплых взаимоотношений родителей и детей.

-Оказать теоретическую помощь в интересующих вопросах.

-Обогащение педагогических знаний родителей.

Месяц  

Название мероприятия

Сентябрь1-2 неделя

  • Оформление родительского уголка согласно тематике проекта «Загадочная планета Земля»
  • Родительское собрание на тему « Мы с тобой исследователи!»
  • Консультация для родителей «Эксперимент, как фактор познавательного развития детей старшего дошкольного возраста».
  •    Выставка совместной творческой деятельности

- фотовыставка «Мы и природа»

         - выставка поделок из природного материала

  • Совместно с ребенком придумать сказку о воде.
  • Предложить поискать совместно с детьми стихи, загадки и картинки о воде в любом состоянии.

Сентябрь 3-4 неделя

  • Оформление родительского уголка, как результат совместной творческой деятельности родителей и детей.
  • Консультация родителей» Понаблюдайте вместе с ребенком!»
  • Выставка поделок.
  • Фотовыставка «Я - настоящий исследователь».
  • Консультация                    « Экспериментируем вместе с ребенком!»
  • Совместно с ребенком придумать сказку о воздухе или  ветре.
  • Предложить совместно с детьми поискать стихи, загадки и картинки о воздухе, ветре.

Октябрь 1-2 неделя

  • Консультация «Расскажите детям об огне» (правила пожарной безопасности).
  • Выставка поделок, рисунков, как результат совместной деятельности родителей и детей, на тему «Спички это не игрушки!»
  • Фотовыставка « Лучик солнца в наших руках!»
  • Консультация родителей                « Осенняя пора. Чем заняться осенью с ребенком на улице?»
  • Совместно с ребенком придумать сказку об огне
  • Предложить совместно с  детьми поискать картинки, стихи и загадки об огне.

Октябрь 3-4 неделя.

  • Предложить родителям совместно с ребенком понаблюдать за насекомыми, живущими в земле, за растениями.
  • Совместное выполнение творческого задания – поделки «Земля богатая. Земля кормилица».
  • Совместно с ребенком придать сказку о земле.
  • Предложить совместно с детьми поискать картинки, стихи и загадки о земле.
  • По желанию детей организовать фотовыставку « Сбережем природу вместе!»

Планируемые результаты перспективного плана проекта с элементами экспериментирования «Загадочная планета Земля. Планета в опасности»

Оформление уголка для родителей.

  • ФОТОВЫСТАВКА «МЫ И ПРИРОДА»

  1. Фотовыставка «Мы на природе» (родители, дети).
  2. Фотовыставка «Я вижу воздух» (воспитатели, дети).
  3. Фотовыставка «Лучик солнца в наших руках» (воспитатель, дети, родители).
  4. Фотовыставка «Я – настоящий исследователь» (воспитатели, дети, родители).

  • ВЫСТАВКИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЙ.

  • ВЫСТАВКИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ:

  1. «Вода в природе и в жизни!»
  2. «Спички это не игрушки!»
  3. «Земля богатая, Земля-кормилица!»

  • СОЗДАНИЕ КАРТОТЕКИ ЭКСПЕРИМЕНТОВ (используемых в реализации проекта) «Загадочная планета Земля»:

  1. Картотека экспериментов с водой.
  2. Картотека экспериментов с воздухом.
  3. Картотека экспериментов с огнем.
  4. Картотека экспериментов с землей.

  • СОЗДАНИЕ ДНЕВНИКА НАБЛЮДЕНИЙ.

  • СОЗДАНИЕ СБОРНИКА СКАЗОК О ВОДЕ, ВОЗДУХЕ, ЗЕМЛЕ И ОГНЕ «Загадочная планета Земля»

И в заключении:

«Планета в опасности!»   (Дети об экологической проблеме).

«Мы природе поможем!»   (Решение экологических  проблем глазами наших детей).

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПО ТЕМЕ          « ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ! »



Предварительный просмотр:

Картотека экспериментов с водой

Эксперимент 1 «Какой вода имеет цвет?»

Цель: определить свойства воды: вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы.

Материалы:  емкость с холодной водой, мерные стаканчики, чайник с горячей водой, листочки мяты, ложки, вилки, ножи.

Сроки проведения эксперимента: 30 минут

Опыт:

-Возьмите стаканчик с водой, опустите в воду поочередно предметы. Какой предмет находится в стакане? Как вы догадались, и почему? (В стакан опустили  вилку, нож, ложку.  Их видно, потому что стакан прозрачный и вода прозрачная.)

-Возьмите два стаканчика с водой, посмотрите на нее, понюхайте. Какая в стаканчиках вода? ( прозрачная, без запах.) А теперь потрогайте стаканчики. Что теперь  можно сказать о воде? Какая она? Как вы догадались? ( в одном стаканчике вода холодная, в другом - горячая. Мы определили это на ощупь.)

-Опустите в оба стаканчика два одинаковых предмета (например, ложки). Посчитайте до трех, достаньте предметы и скажите, какими они стали и почему? (Ложки стали мокрыми, потому что мы их вынули из воды. Одна ложка холодная, она была в стакане с холодной водой. Другая горячая, т.к. была в стаканчике с горячей водой.)

-Добавьте в оба стаканчика листочки мяты и размешайте ложечкой. Что произошло с водой, и почему? (Вода в стаканчике с холодной водой стала светло - зеленой, а в стаканчике с горячей водой темно-зеленой. Появился запах мяты. В стаканчике с горячей водой запах сильнее.

Выводы:

-Мы видим опущенные в воду предметы. Вода прозрачная.

-В горячей воде опущенные предметы нагрелись. Вода отдает тепло.

-Пар от горячей воды можно наблюдать, от холодной –нет.

- Горячая вода сильнее передает запах и цвет, в сравнении с холодной.

          Эксперимент 2 «Испарение воды. Опреснение соленой воды».

 Цель: На примере опыта с небольшим количеством воды наглядно продемонстрировать принцип круговорота воды в природе; что вода, которая испарилась - пресная.

Материалы, условия: соль, питьевая вода, тяжелая керамическая чашка или кружка, кастрюля (достаточно большая, чтобы поместить чашку внутри), пластиковая обертка (полиэтилен), небольшие камни, солнце.

Сроки проведения эксперимента: 1 день

Опыт:

  1. Налейте питьевой воды в чашку (примерно треть чашки должна быть заполнена водой).
  2. Смешать часть соли с водой, чтобы вода была соленая.
  3. Вылейте подсоленную воду из чашки в кастрюлю.
  4. Прополощите чашку и высушите ее.
  5. Поместите чашку в центре кастрюли.
  6. Накройте кастрюлю сверху плотно с помощью пластиковой обертки. 
  7. Найдите безопасное и чистое место, где много солнечного света, например, на подоконнике и поставьте туда кастрюлю.
  8. Поместите камень на верхней части пластиковой обертки, прямо над чашкой. Камень должен вызвать пластиковую обертку (полиэтилен) провисать в воздухе над центром чашки. Этот шаг имеет важное  значение, поэтому убедитесь, что Вы все сделали правильно.
  9. Подождите несколько часов.
  10. Вода должна конденсироваться на нижней стороне пластмассовой обертки. Там где у Вас размещен камень, Вы должны увидеть капли воды, медленно  капающие в Вашу чашку. После того, как в чашке накопится немного воды, можно достать чашку из кастрюли.

Результат: Чистая питьевая вода без соли.

Выводы: Пары воды образуются внутри кастрюли, когда солнце греет воду, испаряя ее. Полиэтиленовая пленка действует как теплица. Верхняя часть пластиковой пленки намного холоднее, потому что она в контакте с наружным воздухом. Когда влажный воздух внутри поднимается и касается верхней части пластиковой пленки, конденсируется водяной пар и образует капельки воды на нижней поверхности пленки. С течением времени эти капельки воды вокруг полиэтиленовой пленки растут и собираются у центра пленки. Когда капли объединяются, они падают в чашку. В результате эксперимента  получаем чистую и свежую питьевую воду без соли!

Эксперимент 3 « Как работает фильтр для воды?»

Цель: Ознакомить детей с принципом работы фильтра для очистки воды.

Материалы: Две прозрачные емкости (одна пустая, другая  с водой), краски, кисточка, песок, воронка, бумажные салфетки, марлевая ткань.

Сроки выполнения: 15 минут

Опыт:

В  стакан с водой добавить немного краски.

На втором( пустом) стакане установить воронку, сверху покрыть марлевой тканью и бумажными салфетками.

Медленно переливать окрашенную воду в пустой стакан.

Результат: Чистая прозрачная вода

Выводы:

Все загрязнения застревают в порах ткани , проходя через несколько слоев ткани и бумажных салфеток, тем самым очищая воду.

Эксперимент 4 « Какую воду любят растения?»

Цель: определить влияние тепла и холода на рост растений.

Материалы:  три блюдца, семена фасоли, емкость с водой, тряпочки.

Сроки: 1 неделя.

Опыт:

-Взять три тряпочки, смочить водой и поместить в них семена.. разложить тряпочки с семенами на три блюдца.

-Первое блюдце поместить в прохладное место.

-Второе блюдце поместить там, где комнатная температура.

-Третье блюдце поместить в тепло (например, на подоконник, где всегда солнечно). (В холодное время года возле батареи).

-В течение недели фиксировать наблюдения в таблице.

Результат:

В первом блюдце семена только набухли.

Во втором блюдце семена проклюнулись.

В третьем блюдце из семян появились ростки и с листочками.

Вывод:

Растение растет лучше там, где больше тепла. Соответственно поливать цветы лучше водой, температура которой не должна быть низкой.

        Эксперимент 5 « Почему растения растут?» или « Будет ли жить растение без воды?»

Цель: Выявить, является ли вода необходимым условием для роста растения.

Материалы: две плошки с землей, одна плошка без земли. Три растения ( Мы взяли с участка – бархатцы). Емкость с водой ,предметы ухода за растением (стеки, тряпочки , лейка).

Сроки: 2 недели.

Перед опытом воспитатель задает детям вопрос: Как мы можем помочь этим растениям, чтобы они продолжали расти и радовать нас?

Ответы детей обсуждаются и выдвигаются предположения:

-Растению нужна земля. Поэтому его нужно посадить в землю.

-Растение питается водой. Поэтому его надо поливать.

-За растением нужно ухаживать. Поэтому надо рыхлить землю, собирать опавшие листочки, протирать пыль с листочков.

Чтобы растение продолжало расти его нужно посадить в землю, поливать водой и ухаживать. Проверим.

Опыт:

-Одно растение посадить в плошку с землей. Поставить на окошке слева. В течение двух недель своевременно поливать и ухаживать за растением.

-Второе растение посадить в плошку с землей. Поставить на окошке справа. Но в течение двух недель только рыхлить землю, но не поливать.

-Третье растение поставить в третью плошку без земли. Поставить на окошке в центре. В течение двух недель не поливать и не ухаживать. Все изменения можно зафиксировать в таблице.

Результат:

Первое растение зеленое, оно растет, появились новые листочки.

Второе растение завяло.

Третье растение завяло.

Вывод:

Для первого растения созданы необходимые для роста условия: посадить в землю, поливать и ухаживать. Второе и третье лишили воды, и как следствие они завяли. Вывод: вода – главное условие роста растения.

Занимательные опыты

Как вытолкнуть воду?

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Куда делась вода?

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.

Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

Откуда берётся вода?

Цель: Познакомить с процессом конденсации.

Материал: Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.

Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

Вода течет вверх.

Материал: Пластиковые стаканчики с водой, обрезанная пластиковая бутылка, бечевка, фломастеры, ножницы, бумажная салфетка.

Цель: Показать наглядно как твердые тела( в том числе растения) впитывают жидкость.

  1. Вырезаем из салфетки полоску.
  2. Наносим фломастерами разноцветные точки с один ряд.
  3. На бечевке также наносим на расстоянии друг от друга несколько отметок фломастерами разных цветов.
  4. Наливаем в стаканы воду.
  5. Опускаем полоску из бумажной салфетки в первый стакан так, чтобы она немного касалась поверхности воды.
  6. Бечевку помещаем во второй стакан с водой таким же образом, как и салфетку.

Вода в форме... чего?

Можно взять пластиковый стаканчик, прозрачный пакет, хирургическую перчатку. И везде вода - одинаковая, но такая разная.

Где больше?

Для детей постарше можно устроить эксперименты с объемом. Вот один из опытов Пиаже: берем две емкости - один узкий высокий стакан, а второй низкий и широкий. Наливаем одинаковое количество воды и спрашиваем у детей, в каком стакане больше? До определенного возраста дети отвечают, что воды больше в высоком стакане - ведь это ВИДНО!

Фокус с водой «Дырявый пакет»

Материалы: полиэтиленовый пакет, цветные карандаши и вода.

Налить воды в пакет примерно до половины пакета. И можно продырявливать пакет с водой. Вода не будет вытекать.

Опыт с яйцом и соленой водой.

3969622-b02ec07ba7126636

Материал: 3 поллитровые банки, два  яйца, соль, вода.

Опыт.

Возьмите 3 банки: две поллитровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода плотнее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться как подвешенное посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Картотека экспериментов с воздухом

Опыт-наблюдение 1 «Почему появляется ветер»

Задачи:

- познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности  с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно - следственные связи.

Оборудование        

Полоски бумаги

Методические приемы.

Предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно.

Вывод: если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится « ветрище», а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, получится

« ветерок». Ветер - это движение воздуха.

Опыт-наблюдение 2 «Вертушка»

ЦельВыявить, что воздух обладает упругостью.

 Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материал:        

 Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага, ножницы, палочки, гвоздики.

Ход опыта:

Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки).

Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции.

Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.

Опыт-наблюдение 3 «Реактивный шарик»

Цель:

Выявить, что воздух обладает упругостью.

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материал:

Воздушные шары.

Ход опыта:

Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета.

 Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону.

Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Эксперимент «Парашют»

Цель:

Выявить, что воздух обладает упругостью.

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Оборудование:

Парашют, игрушечные человечки, емкость с песком.

Ход опыта:

Дети рассматривают парашют, проверяют его в действии. Взрослый предлагает детям опустить игрушечного человечка на парашюте и без него.

Дети опускают со стула человечка на пол, а затем — в песок, обращая внимание на вмятину в песке после спуска человечка. Делают вывод о силе удара в обоих случаях. Выясняют, почему с парашютом снижение медленнее,

а удар слабее (воздушное давление сдерживает падение); что надо сделать, чтобы парашют снижался медленнее (надо увеличить купол парашюта).

Вывод:  при увеличении купола сопротивление воздуха парашюту будет большим падение — более медленным; при уменьшении купола сопротивление воздуха парашюту будет меньшим, а падение более быстрым.

Занимательные опыты с воздухом

  1. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

      Цель:   Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.

      Оборудование:

1.     Пустая стеклянная банка 1,0 литр.

2.     Бумажные салфетки – 2 штуки.

3.     Маленький кусочек пластилина.

4.     Кастрюля с водой.

      Опыт:  Попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку. Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем.

      Вывод:   Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.

2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.

      Оборудование:        

1.     Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.

2.     Мелкие игрушки.

      Опыт: Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.

      Вывод:   Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.

3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

      Цель: Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

      Оборудование:

1.     Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2.     Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3.     Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

      Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги  и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.

      Вывод:   Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

 

4. Воздух может перемещаться.

      Цель:  Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.

      Оборудование:

1.     Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).

2.     Сдутый воздушный шарик.

3.     Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.

      Опыт: Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.

       Вывод:  Воздух может перемещаться.

5. «Кораблик под водой»

Оборудование:  Тазик с водой банка литровая  кораблик из пенопласта с парусом.

Цель: показать, что в пустой банке есть воздух. Он не дает воде полностью заполнить банку.

Опыт: Опустить на воду кораблик, накрываем его банкой. Опускаем стакан под воду, кораблик под водой, но плавает под стаканом.

Вывод: воздух есть даже в пустом стакане.

6. «Есть ли воздух в почве».

Цель. Определить , есть ли воздух в почве?

Оборудование, земля, вода, емкость.

Опыт.

В емкость с землей налить воду. В течение некоторого времени на поверхности воды будут появляться пузырьки.

Вывод: Пузырьки -это воздух. В почве есть воздух.

 

Для изготовления вертушки понадобится:

Вертушка своими руками

  • ножницы
  • цветная бумага
  • карандаш
  • палочка
  • булавка с головкой

Процесс изготовления вертушки:

Вертушка своими руками

1. Возьмите листа цветной бумаги и вырежьте квадрат. Оптимальный размер стороны 20 см. Прочертите 2 диагонали и найдите центр квадрата. Отступите по 1 см. от центра по линиям в сторону каждого из углов, поставьте отметку.

 

Вертушка своими руками
 

2. Разрежьте квадрат по 4 линиям до отметок.

 

Вертушка своими руками
 

3. Булавкой с головкой прокалываем дырочку по центру и в левом углу каждой из получившихся частей. Вам нужно, чтобы вертушка свободно вращалась– для этого сделайте отверстие чуть пошире иглы.

 

Вертушка своими руками
 

4. Проделайте все эти действия с другим листом цветной бумаги, а затем сложите два квадрата вместе. 

 

Вертушка своими руками

5. Загните каждую из получившихся частей левым углом к центру так, чтобы дырочка в углу детали совпала с дырочкой в центре. 

 

Вертушка своими руками
 

6. Закрепите полечившуюся вертушку гвоздиком. Прикрепите к деревянной палочке. 

Картотека экспериментов с огнём

Эксперимент 1 «Солнце лучик дарит в руки» или «зажигаем огонь с помощью         лупы»

Цель:  Показать, что с помощью увеличительного стекла можно разжечь огонь.

Условия: Безопасное место, соблюдение правил безопасности.

Материалы и оборудование:

лупа (чем больше, тем лучше – например, лупу диаметром 80 мм);

     бумага; 

     сухие листья, кора и прочий горючий материал;

     солнцезащитные очки (желательно).

Ход эксперимента:

Попробуйте подержать лупу над листком бумаги на расстоянии 20-30 см, направив ее так, чтобы лучи солнца собрались в узкий пучок. Через несколько секунд на этом месте на бумаге появиться коричневое пятнышко, пойдет дымок и запахнет горелым. Мы зажгли его! Дайте и детям прожечь дырочку.

!!! ОБЯЗАТЕЛЬНО предупредив перед этим, что лупу нельзя направлять на кожу - можно получить сильный ожог.

Точно так же как бумагу можно поджигать сухие листочки, травинки, сухую кору, тряпочки, деревяшки. Поэкспериментируйте с разными материалами и вы заметите, что трава тлеет, а, например, полиэтилен не горит, а плавится.

А может вам удастся развести лупой настоящий костер? Это дело для взрослых детей или даже для их пап и мам. Тут надо терпение и осторожность. Соберите горкой на листе бумаги сухую труху: мелкие кусочки коры, опилки, табак от сигарет тоже подойдет. И подожгите эту кучку лупой. Когда пойдет дымок, надо осторожно раздувая тлеющую труху высыпать ее в предварительно скомканный лист бумаги и продолжить раздувать. Лучше, если это делать в консервной банке - создается тяга. При достаточной сноровке вам удастся получить настоящее пламя.

Вывод: огонь можно зажечь при помощи лупы.

Эксперимент 2  «Сильнее ветер – больше пламя»

Цель:

Наглядно продемонстрировать зависимость размера пламени от силы ветра.

Материалы и оборудование:

Бумага, спички,  металлический небольшой тазик, крышка (диаметр тазика).

Условие: Безопасное место, соблюдение правил безопасности.
Ход Эксперимента:

1 часть. На безопасном месте, в тазик положить (небольшое количество) скомканную бумагу, сухую траву. Зажечь. Далее  направить поток воздуха на огонь (Дуть или с помощью веера). Обратить внимание детей, что чем сильнее поток воздуха, тем больше разгорается пламя.

2 часть.

Взять крышку и накрыть тазик полностью. Что произойдет? Огонь очень быстро начнет погасать.

3 часть.

Взять небольшой кусочек скомканной бумаги и поджечь. Сильно  дунуть на него очень сильно. В результате он потухнет.

Вывод:

1.Чем сильнее сила направленного воздуха (ветра), тем быстрее и сильнее разгорается огонь.

2.Отсутствие ветра снижает скорость распространения огня.

3. Сильный и резкий поток воздуха потушит небольшое пламя.

        Наблюдение «Что останется после огня?»

Цель: Продемонстрировать, что происходит с разными предметами (бумага, дерево, стекло, полиэтилен( кусочек пакетика),  пластмасса(пуговица), гвоздь) в результате горения.

Материалы и оборудование:

Металлический тазик, бумага, спички, сухие щепки, кусочек стекла, гвоздь, кусочек полиэтиленового пакета, пуговица, пинцет.

Условие: безопасное место, соблюдение правил безопасности.

Ход эксперимента:

В металлический таз положить небольшое количество скомканной бумаги. Поджечь. И поочередно добавлять и наблюдать, что происходит: бумага - сгорает, щепки - горят, кусочек стекла - не изменяется; гвоздь - не изменяется; кусочек полиэтиленового пакета – расплавился;  пуговица - начинает плавиться.

Вывод: После горения  бумаги и дерева остается пепел, пластмасса и полиэтилен - расплавлены, стекло не горит, железо – не горит

Картотека экспериментов с землей

Опыт - наблюдение 1

 

Сколько слоев почвы у оврага? Что содержится в слое почвы

Оборудование: лопатка.

Подготовка: сделать срез лопатой, чтобы были видны все слои почвы.

Сколько слоев почвы у оврага? Какие? (Снизу камни, потом песок с глиной и верхний плодородный слой почвы.)

Полить водой.

  • Как вода проникает через слои почвы? (Плодородный слой  почвы легко пропускает воду, глина с песком — плохо, так как  в глине нет воздуха.)
  • Какая растительность преобладает в овраге? (Цветы и Кривы.)

Опыт-наблюдение  2: 

Цель: рассмотреть верхний плодородный слой почвы.

Что содержится в данном слое почвы? (Перегнившие остатки растений, их корни, останки животных.)

Ребята, чтобы овраги не увеличивались, люди нашли способ укреплять почву. Для этого нужно по склону оврага посадить деревья. Корни у них длинные, проникают далеко в глубь и помогают удерживать почву от вымывания дождевыми потоками. А глинистая часть почвы благоприятна для корней деревьев, так как удерживает дольше влагу, и дерево может напиться.

Опыт-наблюдение 3

Как изменяется состояние почвы в зависимости от погодных условий.

Цель:

 Выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

Задача:

 способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность

Ход:

 В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), светло-коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее)

Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

Опыт наблюдение 4

Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить»

Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая). Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная). А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить).

В группе  эксперимент 1

«Могут ли животные жить в земле?»

Цель:

-Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (Воздух, вода, органические остатки).

-Выяснить, что нужно животным для жизни (воздух для дыхания, влага), есть ли в почве воздух, влага, питание.

Оборудование:

-Почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало; ёмкость с водой.

Ход:

Дети  выполняют следующие действия: погружают почву в воду (наблюдают выделение пузырьков воздуха); нагревают почву в тарелке над спиртовкой, держа над почвой охлаждённое стекло (на нём появляются капельки воды); нагревают почву (по запаху выясняют наличие органических остатков).

Вывод:  животные могут жить в земле, потому что в ней есть воздух для дыхания, питание и влага.

Эксперимент 2  Посадка лука.

Оборудование:

Прозрачная емкость  для рассады (3 шт.), земля, головки репчатого лука, вода комнатной температуры, палочки для рыхления.

Сроки:  2 недели.

Условия: 1.свет, вода, тепло.

                 2.вод, тепло, нет света.

                 3.Свет, вода, но холодное место.

Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, развивать наблюдательность, умения замечать изменения в росте растения, его корневой системе, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся. Учить сравнивать причину и следствия.

Правильно строить свои суждения и выводы, закрепить умение отражать наблюдение в рисунке. В дневнике наблюдений.

Ход: В течение двух недель поливать и ухаживать.

Через 1 неделю зарисовка в дневнике наблюдений

Через 2 недели- итоговая зарисовка в дневнике наблюдений.

Вывод: Разный уход влечет разный результат. От правильного ухода зависит количество и качество урожая.

Провести эксперимент с комнатными цветами, один из цветов лишить влаги. Понаблюдать.