Педагогические затруднения, возникающие у воспитателей ДОУ.

Педагогические трудности воспитателей в детском саду. Способы их преодоления. Готовность к воспитательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_gotovnosti_pedagoga_k_vospitatelnoy_rabote.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические затруднения в работе с детьми ДОУ и способы их преодоления.

Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, их педагогической культуры, от знания закономерностей, принципов и методов воспитания. Можно выделить следующие трудности:

  1. Трудности при постановке и решении педагогических задач, выражающиеся в следующем:

    - учитель не умеет сбалансировать обучающие задачи с развивающими и воспитывающими, допуская упущение воспитательных задач;

    - учитель видит каждую педагогическую задачу отдельно, как не связанную с другими;

    - не видит отсроченного результата решения педагогических задач, вследствие чего плохо планирует учебно-воспитательный процесс.
2. Трудности в организации педагогических воздействий, выражающиеся в следующем:

    - неумение изучать ученика, попытки ограничиваться рассмотрением отдельных психических функций;

    - неумение видеть ученика как целостную личность, находящуюся в процессе становления и развития;

    - реагирование учителя на отдельные поступки учащихся без стремления найти их причину.
3. Трудности учителя в самоконтроле своего труда, выражающиеся в следующем:

    - недостаточная полнота и системность психологических знаний,

    - недостаточная рефлексия и низкая критичность по отношению к себе, когда учитель не видит в самом себе причин,

    - не умеет связать пробелы в воспитании и обучении учащихся с недостатками своей собственной работы.

4. Многие учителя слабо владеют организацией воспитательного процесса:

    - не проявляют инициативу,

    - не знают возрастных и индивидуальных особенностей детей, мероприятия проводят шаблонно;

    - в воспитательной работе предпочтение отдается массовым формам работы, отдельным направлениям и эпизодическим мероприятиям в ущерб комплексному подходу.


Для воспитательной педагогической деятельности свойственны следующие затруднения и недостатки:

  - учитель больше внимания обращает на внешнюю сторону поведения и дисциплину, а не на мотивы поступков;

- стремится навязать способы поведения в готовом виде;

- оценивает отдельные поступки ребенка вне контекста его общего поведения.


Педагоги часто не осознают затруднений в педагогической деятельности. Об этом с уверенностью можно говорить, имея в виду деятельность по проектированию учебного процесса, а также - установлению коммуникаций в педагогическом процессе. Реализация новых концептуальных подходов к воспитанию возможна при условии существенного повышения уровня педагогической культуры, профессионализма и личной ответственности педагога.

Готовность к воспитательной работе это:

  • система знаний, умений и навыков по воспитанию школьников;
  • мотивационно-ценностное отношение к воспитательной работе;
  • постоянное самосовершенствование необходимых личностных качеств и воспитательных умений;
  • способность самостоятельно строить методику воспитательной работы с учащимися, используя новые технологии воспитания;
  • импровизация в сфере воспитания, самореализация на основе внутренней профессиональной мотивации;
  • рефлексия своего личностного и профессионального поведения.

Исходя из этого, в качестве основных направлений профессионального совершенствования педагогов определим:

  • систематическое изучение каждого воспитанника на всех этапах его жизни, сознание необходимости постоянного обращения к современному комплексу знаний о человеке, составляющему основу понимания ребенка как существа многомерного, многопланового, универсального;
  • формирование готовности педагога воспринимать ребенка как самоценность как носителя социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющую свое личностное "Я";
  • формирование постоянной потребности в научном осмыслении педагогической реальности, что требует поиска нетрадиционных воспитательных технологий, готовности принять на себя ответственность за педагогическое новаторство, стремление к новизне;
  • овладение знанием российских и международных нормативно-правовых актов по правам детей, постановлений и решений по вопросам воспитания;
  • владение мастерством психологического воздействия, умением организовывать коллектив воспитанников, интересную жизнедеятельность детей.

Говоря о готовности к воспитательной деятельности, выделим основные умения педагога:
1. Прогностические умения.
В эту группу входят умения выделять и точно формулировать конкретные воспитательные задачи в повседневной педагогической деятельности; осуществлять текущее и перспективное планирование воспитательной работы; прогнозировать оптимальные пути развития и воспитания;
2.Организаторские умения предполагают умения осуществлять педагогическое руководство воспитательной деятельностью; организовывать деятельность детей, направленную на выполнение поставленных задач; организовывать воспитательный процесс в целом, владеть новыми технологиями воспитания; включать в активную деятельность всех детей, поощрять их творчество и инициативу;
3.Коммуникативные умения включают в себя умения общаться с детьми, находить общий язык с отдельными учащимися; устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, развивать положительное восприятие любого ребенка.
4. Умения осуществлять творческую деятельность складываются из умений по-своему трансформировать воспитательные идеи и решения; обосновывать решения; формулировать проблемы и генерировать идеи; владеть методикой организации воспитательных дел; владеть
5.Умения осуществлять индивидуальный подход. результатов через ведение диагностической карты учащегося.
6.Умения исследовательской деятельности. Это есть умения анализировать воспитательные ситуации.
Способы преодоления педагогических трудностей:

  • развитие интереса к воспитательной деятельности, мотивационно-ценностного и эмоционального отношения;
  • формирование профессиональной установки на овладение комплексом воспитательных умений и навыков;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование таких профессионально-значимых качеств как: высокая гражданская активность и социальная ответственность; любовь к детям; духовная культура; желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; способность к эмпатии; способность к рефлексии; креативность - способность к творчеству; эмоциональная уравновешенность; уверенность в себе; умение создавать позитивные подкрепления для самовоспитания учащихся.