Конкурс "Учитель года - 2019"

Кузина Татьяна Михайловна

На данной странице размещены материалы к муниципальному конкурсу "Учитель года - 2019"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Кузина Татьяна Михайловна,

                                       МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Если спросить современного ученика, любит ли он урок мокшанского языка, он чаще всего ответит «нет». Почему так часто урок, который тщательно готовит учитель, не вызывает отклика в сердцах учеников? Почему традиционные виды работы, методы и приемы обучения мокшанскому языку сегодня не обладают прежним эффектом? Может быть, потому, что автором урока является исключительно учитель? А ученик? В данном случае он лишь объект воздействия учителя. Возникает следующий вопрос: Как вызвать интерес к предмету, сделать ученика активным соавтором урока? Мой ответ - в  активизации творческого потенциала ученика. И опять вопрос — каким образом достичь этого? Мой ответ — использовать технологию проблемного диалога, что способствует развитию важных качеств человека: ответственности, осознанности, активности, самостоятельности, креативности.

        Именно «Использование проблемно-диалогической технологии на уроках мокшанского языка» и является моей методической проблемой.

        Актуальность применения данной технологии обусловлена современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, целью которого является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, учет индивидуальных особенностей, сохранение физического и психического здоровья. 

Теоретическая база проблемного обучения опирается на научно-методологические исследования отечественных педагогов и психологов: М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера. Авторы концепции проблемного обучения А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов. Раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего рассматривается в трудах П.Я.Гальперина «Методы обучения и умственное развитие ребенка»,  Т.В.Кудрявцева  «Психология творческого мышления»,  А.М.Матюшкина  «Проблемные ситуации в мышлении и обучении», М.И.Махмутова  «Проблемное обучение» и др.  

   Представленный опыт является результатом практик, реализуемых в моей школе в сотрудничестве с педагогами, поисков ответов на вопросы, которые возникают в процессе внедрения ФГОС и собственных размышлений.

Какова модель опыта? Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа. Проблемно-диалогическая технология отвечает на вопрос: «Как учить?» на уроках открытия знаний, обеспечивает творческое усвоение знаний обучающимися в процессе специально выстроенного диалога.

На проблемном уроке изучения нового материала разрабатываю  следующие этапы: первый этап - это постановка учебной проблемы, второй – это поиск решения. Отсюда вытекает - выражение решения и реализация продукта.

В чем же отличие традиционного урока от урока проблемного? При традиционном обучении учитель излагает теоретические положения в готовом виде, а при проблемном обучении он подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.

       Считаю, что проблемно-диалогический урок – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, так как  обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности, речь и активность.

     Методы постановки проблемы включают в себя побуждающий от проблемной ситуации диалог,  подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приемом.

     На уроках использую приемы создания проблемной ситуации, предъявляя ученикам противоречивые факты,  мнения: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?»; сталкиваю мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал:  «Вопрос был один? А мнений сколько?"; выявляю житейское представление учащихся

вопросом или практическим заданием «на ошибку»; предъявляю научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью. Данный приём осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?»; даю практическое задание, не сходное с предыдущими: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?»

Посредством диалога, на мой взгляд, достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично. Практическая значимость проблемно-диалогической технологии заключается в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

       Таким образом, использование проблемно-диалогической технологии на уроках не только способствует повышению эффективности современного урока, достижению высоких предметных результатов, но и дает возможность активизировать  познавательную деятельность обучающихся. А также сформировать метапредметные, предметные и личностные результаты, индивидуализировать процесс обучения, реализовать Федеральный государственный образовательный стандарт.

    На протяжении последних трех лет отмечается улучшение качества сформированности познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

      Мои воспитанники принимают участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах.

год

Мероприятие

ФИ участника, результат

2015 г.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

Султанова Анастасия, победитель

2015 г.

Республиканский этап Всероссийской олимпиады школьников

Султанова Анастасия, участие

2016 г.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

Чернова Вероника, призер

Орехова Анастасия, призер

2017 г.

Школьная научно-практическая конференция  «Шаг в будущее»

Кузин Дмитрий, исследовательская работа по теме «Национальная кухня»

2018

Школьная научно-практическая конференция  «Шаг в будущее»

Абрамова Дарья, «Повседневные и праздничные головные уборы мокшанок»

2018 г.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников олимпиада школьников

Орехова Анастасия, призер

     Опытом своей работы делюсь с учителями мокшанского языка района: выступаю на курсах, семинарах, даю открытые уроки и мероприятия. Активно делюсь своим опытом на заседаниях методического объединения, на педагогических советах.

Год

Место выступления

Мероприятие

2016 г.

МБОУ «СОШ №9»

I муниципальный форум «Национальная радуга»

2018 г.

МБОУ «СОШ №9»

VI Научно-практическая конференция с республиканским участием «Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона»

2018 г.

ГБОУ  ДПО (ПК) С «МРИО» г. Саранск

 Научно-практическая конференции «Этнокультурное наследие народа как фактор духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения»

       Разработки уроков, внеклассных мероприятий, опыт работы публикую на своей странице в сети Интернет и на сайте школы.

Дата

Место

Тема занятия

Название мероприятия

2015 г.

МБОУ «СОШ №7»

«По страницам мордовских сказок»

Неделя мокшанского языка

2016 г.

МБОУ «СОШ №7»

«Знакомство с журналом «Якстерь Тяштеня»

Неделя мокшанского языка

2018 г.

МБОУ «СОШ №7»

«Од кизось»

Cеминар учителей мокшанского языка Рузаевского муниципального района «Формирование метапредметных компетенция обучающихся на уроках мокшанского языка и во внеурочной деятельности»

2018 г.

ГБОУ  ДПО (ПК) С «МРИО» г. Саранск

«Создание мордовской куклы-оберега»

Мастер-класс

  

     Исходя из опыта работы, пришла к выводу, что проблемно-диалогическая технология расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников; повышает интерес к предмету; ведет к активизации познавательной деятельности обучающихся.

       



Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «Я - учитель»

                                                                                                Кузина Татьяна Михайловна

                                                                    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»

                                                                  Чем дальше в будущее входим,

                                                                  Тем больше прошлым дорожим,

                                                                  И в старом красоту находим,

                                                                  Хоть новому принадлежим.

                                                                                              Вадим Шафнер

      Я – учитель! Учитель мокшанского языка!  Уже со школьной скамьи  эта  профессия  привлекала меня.  Любимые  учителя, которые открыли мне тайны прекрасного, являлись примером  для подражания. Это  учитель начальных классов Наумова Л.А., учитель русского языка и литературы   Зуботыкина В.В., учитель английского языка Давыдова Н.И.  С  детства у меня проявлялся интерес к изучению языков, поэтому по окончании  школы я поступила в Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева на филологический факультет.

    Студенческие годы – самое прекрасное время, столько нового, интересного! Часто вспоминаю свою первую педагогическую практику, волнительный трепет первых уроков. Голова кружилась от счастья. Я не мыслила себе другого пути – только школа! Но времена были непростые, и мне пришлось оставить профессию…

      Поэт Максимилиан Александрович  Волошин писал, что  «каждый рождается дважды», второй раз, когда «сердце горит и трепещет». Думаю,  я тоже пережила второе рождение, когда пришла работать в свою родную  школу. Труд мне радостен,  поэтому считаю себя самым счастливым человеком на свете.  Когда я вхожу в класс и начинаю урок, пристально всматриваюсь в глаза детей. Какие  они  разные!  Со своими мыслями, идеями. Я просто обязана помочь ребятам раскрыться, проявить себя.  Понимаю, что от меня зависит будущее каждого ребенка. Искреннее внимание, мудрые советы учителей действительно необходимы. Я благодарна своему учителю Давыдовой Нине Ивановне за то, что она повлияла на мой жизненный выбор, помогла поверить в свои силы.

   Мое педагогическое кредо можно выразить словами: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Считаю, что  язык - не только предмет для изучения, это неповторимый мир,   живая душа народа, его радость,  память, сокровище.

     Жителям нашей Республики близок и дорог мордовский язык. Его красота, мелодичность и выразительность завораживает даже тех, кто не являются носителями  языка. Общение на мокшанском языке невольно  переносит меня в  детство.

     Вспоминаю долгие разговоры с отцом, колыбельные песни матери, необычайно интересные сказки бабушки. Особо увлекало меня  чтение произведений мордовских поэтов и писателей: З.Ф. Дорофеева, Г. И. Ельмеева, А. Д. Куторкина, М. И. Брыжинского. И я постепенно начинала понимать, что мокшанский язык - это целый мир, который необходимо постигать, вновь и вновь открывать для себя и других.

     В настоящее время интерес к изучению языков становится осознанной необходимостью для молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни.  Я уверена, что  изучение любого языка помогает воспитывать в детях навыки речевого общения, толерантность.  Ведь погружаясь в другую языковую среду, они учатся смотреть на мир глазами людей, живущих в иных культурных  условиях.  

     Я считаю, что очень важно  обращение к прошлому, национальным корням в обучении и воспитании детей. Мне очень близка позиция  академика Г.Н. Волкова: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».

    Убеждена, как учитель  мокшанского языка, я должна  воспитать в школьниках бережное  отношение к языку, к традициям и обычаям мордовского народа. Моя задача -  формирование человека духовного, нравственного, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим малой Родины. Обращение к прошлому, к народной культуре делает нашу жизнь осознанной,  яркой.  Моя работа создает своеобразный мостик, соединяющий прошлое  и будущее:

                                    Чем дальше в будущее входим,

                                    Тем больше прошлым дорожим,

                                    И в старом красоту находим,

                                    Хоть новому принадлежим.

     Я верю в то, что смогу воспитать в детях любовь к своему родному краю.

    Мой педагогический стаж пока не велик. Но мне хотелось бы, чтобы у меня все получилось.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кузина Татьяна Михайловна, учитель мокшанского языка МБОУ «СОШ№7» Рузаевского муниципального района Муниципальный конкурс «Учитель года – 2019» Конкурсное задание Методический семинар

Слайд 2

Где начинается сознание, там начинается и… диалог М. М. Бахтин Использование проблемно-диалогической технологии обучения на уроках мокшанского языка

Слайд 3

1 Почему тщательно подготовленный урок не вызвал интереса в учениках? Актуальность и перспективность 2 Почему традиционные виды работы, методы и приемы обучения мокшанскому языку не обладают прежним эффектом? 3 3 Каким должен быть урок мокшанского языка по ФГОС? 4 4 Как вовлечь ребят во внеурочную деятельность?

Слайд 4

Теоретической базой опыта явились работы Исследования отечественных педагогов и психологов: М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера. 1 Методы обучения и умственное развитие ребенка», П.Я.Гальперина. 2 «Проблемные ситуации в мышлении и обучении», А.М.Матюшкина 3 «Проблемное обучение» М.И. Махмутова . 4 Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. Мельникова Е.Л. 5 Технология проблемного обучения: методы, формы, средства обучения. Мельникова Е.Л. 6 Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система – качественное образование для всех. Сб. материалов. Мельникова Е.Л. 7

Слайд 5

ОПЫТ 1 4 2 3 5 ФГОС, Профессиональный стандарт педагога Участие в конкурсах , фестивалях, научно-практических конференциях Систематизация необходимой документации Оформление документации, прогнозирование дальнейшей инновационной деятельности Проведение мастер-классов, открытых уроков, семинаров, работа в творческих группах педагогов по внедрению ФГОС Как сформировался опыт

Слайд 6

Какова модель опыта? Осуществление деятельностного подхода Через диалог на КАЖДОМ этапе урока Для активизации творческого и мыслительного потенциала ученика

Слайд 7

Проблемный урок имеет чёткую структуру 1 2 3 4 постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока поиск решения - открытие субъективно нового знания на уроке; выражение решения – выражение нового знания в доступной форме; реализация продукта – представление продукта учителю или классу.

Слайд 8

?

Слайд 9

Что меняет проблемно-диалогическая технология на уроке? стиль отношений «учитель-ученик», «ученик-ученик»; психологическую атмосферу на уроке; ученик становится соавтором урока; позицию учителя на уроке; мотивацию к учению; интерес к предмету.

Слайд 10

Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом Подводящий к теме диалог Проблема

Слайд 11

«с удивлением» Приём 1 . Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. «с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено . Приемы создания проблемной ситуации

Слайд 12

Что меняется в обучающихся? Школьник : развивает творческие способности; не боится осваивать новые способы действия; задает вопросы, исследуя деятельность другого; интересуется учебной и проектной деятельностью.

Слайд 13

1 2 3 Познавательные *извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. Регулятивные *умение решать проблемы Коммуникативные *умение вести диалог Метапредметные универсальные учебные действия Предметные качественные знания Личностные становление характера, мотивов, ценностей Каких метапредметных и личностных результатов позволяет достичь проблемный диалог?

Слайд 14

Какова результативность опыта?

Слайд 15

Мои воспитанники принимают участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах . год Мероприятие ФИ участника, результат 2015 г. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников Султанова Анастасия, победитель 2015 г. Республиканский этап Всероссийской олимпиады школьников Султанова Анастасия, участие 2016 г. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников Чернова Вероника, призер Орехова Анастасия, призер 2017 г. Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» Кузин Дмитрий, исследовательская работа по теме «Национальная кухня» 2018 г. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников олимпиада школьников Орехова Анастасия, призер

Слайд 16

Опытом своей работы делюсь с учителями мокшанского языка района: выступаю на курсах, семинарах, даю открытые уроки и мероприятия. Активно делюсь опытом на заседаниях методического объединения, на педагогических советах. Год Место выступления Мероприятие 2016 г. МБОУ «СОШ №9» I муниципальный форум «Национальная радуга» 2018 г. МБОУ «СОШ №9» VI Научно-практическая конференция с республиканским участием «Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона» 2018 г. ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» г. Саранск Научно-практическая конференции «Этнокультурное наследие народа как фактор духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения»

Слайд 17

Открытые уроки и мастер-классы Дата Место Тема занятия Название мероприятия 2015 г. МБОУ «СОШ №7» «По страницам мордовских сказок » Неделя мокшанского языка 2016 г. МБОУ «СОШ №7» «Знакомство с журналом « Якстерь Тяштеня » Неделя мокшанского языка 2018 г. МБОУ «СОШ №7» «Од кизось » C еминар учителей мокшанского языка Рузаевского муниципального района «Формирование метапредметных компетенция обучающихся на уроках мокшанского языка и во внеурочной деятельности» 2018 г. ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» г. Саранск «Создание мордовской куклы-оберега» Мастер-класс Материалы публикую на странице в сети Интернет https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-kuzina

Слайд 19

… Диалог – это не просто «разговор двоих», это иное мышление, качественно иные отношения.