Митрянина Наталья Юрьевна

Митрянина Наталья Юрьевна

«Советы родителям по соблюдению Правил дорожного движения»
Ежегодно на дорогах и улицах городов совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают и сотни получают ранения и травмы. Чем раньше начнешь готовить ребенка к самостоятельной жизни, тем более развитого, жизнеспособного человека получишь. В возрасте трех-пяти лет у детей с родителями налаживается устойчивая обратная связь. Ребенок начинает не просто впитывать огромный поток информации, но уже и проявлять адекватную реакцию, соотносить свои действия и поступки с общепринятыми в семье, в группе детского сада и т.д. в это время закладываются основы социальной адаптации, ребенок усваивает то, что почти до совершеннолетия будет определять его интересы, привычки, жизненную позицию. Уникальность этого возраста в том, что малыши – величайшие консерваторы. Начинать изучать ПДД и основы безопасности дорожного движения надо как можно раньше. Формирование у детей особых навыков транспортного наблюдения и транспортных движений лучше всего происходит в семье, но до семьи достучаться – ой, как не просто. Детский сад –много уделяет внимания ПДД, Остается лишь, чтобы родители сами были готовы к этому.

Наш детский сад «Золотой петушок» особое внимание уделяет совместной работе по обеспечению безопасности дорожного движения педагогов и родителей. Воспитатели, проводят с родителями (на собрании или в частных беседах) в необходимости оградить детей от несчастных случаев, с помощью некоторых семей отобрали вопросы, игры, занятия, викторины, самые простые для восприятия детьми, и самые важные, прежде всего – подводящие к умению наблюдать, замечать, видеть и предвидеть скрытую опасность. Для родителей были подготовлены памятки, листовки (« Обучаем ребенка безопасному поведению на дороге» и др.), организовали конкурсы рисунков. В нашем саду маленькие пешеходы с помощью сказок по ПДД, викторин, занятий, игротек закрепляют основы правил дорожного движения.
Мы стараемся сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!
Любое правило, изложенное скучно, неинтересно, назидательно, с трудом воспринимается ребенком. Поэтому не только в детском саду, но и дома родителям с малышами лучше играть, вместе с ними разучивать веселые стишки, читать им сказки, где заложены мысли, правила, поучения, которые необходимо внушить ребенку. Некоторые игры – родителям на заметку.
Уроки Светофорыча.
«Светофор»
Поиграйте на досуге с ребенком в игру «Светофор», наверни-ка вы, у себя дома найдете несколько маленьких машинок. Нарисуйте на белом листе дорогу перекресток. Вырежьте красные, желтые, и зеленые круги, фигурки детей.
Один из играющих устанавливает определенные цвета светофора (наложением красных, желтых или зеленых кругов), машин и фигурки детей, идущих в разных направлениях. Второй проводит через перекресток машины (по проезжей части) или фигурки детей (по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения. Затем игроки меняются ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами светофора и положением машин и пешеходов. Тот из игроков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок (набирает меньшее число штрафных очков), считается победителем. Ваш ребенок будет, вам благодарен и заодно закрепите правила перехода (переезда) перекрестка, регулируемого светофором.
«Правила поведения»
Рассмотрите картинки, иллюстрации в книгах на которых изображены люди в различных ситуациях. Предложите ребенку рассмотреть их. Рассмотрев эти картинки, ребенок выбирает любую и рассказывает, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступать. Обсудите различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научите необходимым мерам предосторожности.
«Разрезные знаки»
Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.
«Подбери знак»
Учите детей сравнивать дорожные знаки по значению; развивать у детей наблюдательность. Карточки, дорожные знаки различного значения и вида.
Пред ребенком лежит карточка, (кафе, дорога медицинский пункт, заправочная станция, и т.д.) ребенку необходимо подобрать знаки, соответствующие, затем необходимо объяснить значение знаков на карточке.

Митрянина Наталья Юрьевна

Конспект открытого занятия к педсовету в подготовительной группе по рисованию «Путешествие в страну Рисовандию»
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
для подготовительной группы
Образовательные области: творчество
Разделы: рисование
Тема:«Путешествие в страну Рисовандию»
Цель: приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать в них фантазию,творчество, воображение; закрепить с детьми нетрадиционные способы рисования: рисования пластмассовыми вилками, монотипией, кляксографией, рисование «тычком» и рисование мятой бумагой; содействовать развитию творческих способностей детей воспитывать художественное восприятие детьми произведений искусства;содействовать развитию мелкой моторики рук; воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности.
Материал: плакат с изображением страны Рисовандии, альбомные листы, пластиковые вилки, коктельные трубочки, листочки мятой бумаги , «тычки», краски
Ход занятия.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Релаксация: «Солнышко»
Солнце ласково смеётся,
В круг зовет своих друзей!
Мы друг другу улыбнемся,
Станем мы еще добрей!
Дети давайте улыбнемся солнышку
и нашим гостям и поздороваемся с ними.
- Какое настроение у вас стало?
Целеполагание: сообщение цели и темы занятия.
1. Вступительная беседа.
Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в волшебную страну Рисовандию.
 Что это за страна? Давайте узнаем?
С помощью волшебного шарика мы с вами отправимся в путешествие.
Я воздушный шар держу,
Стать волшебником хочу.
И отправлюсь я в полет.
В ту страну, где чудо ждет.
Крепко за ниточку шарик держи!
В страну Рисовандия с нами лети!
Воспитатель:Вот мы с вами прилетели! Как здесь красиво!
В этой стране живут сказочные волшебники; по улицам разгуливают девочки-кисточки,
а вот побежал быстрый мальчик-карандаш, бегают непоседы краски, гордо вышагивают листы бумаги.
Словарная работа: нетрадиционный, Рисовандия.
Воспитатель:Они приглашают нас в гости.
 Ребята! Как вы думаете, чем дети в этой стране любят заниматься?
 Почему?
Воспитатель: Правильно. Ребята, а ведь мы с вами тоже любим рисовать.
Воспитатель:
Жители волшебной страны Рисовандии подготовили для нас небольшую выставку картин.
2. Рассматривание картин.
 Что изображено на этих картинах?
 Какие виды живописи вы знаете?
Д / игра: « Раздели картины »
Воспитатель:
А теперь послушайте задание. Надо разделить эти репродукции повидам живописи:
портрет отложить отдельно,
натюрморт отдельно,
пейзажи – так же отдельно.
После этого прочесть стихи о своих картинах.
Чтение стихов М. Яснова « О картинах».
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу
Или груши, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это… (натюрморт)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется … (портрет)
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется…(пейзаж)
Воспитатель:
 В стране Рисовандии есть чудесная поляна. И вот чудо! На поляне уже настоящее лето (показывает на поляну на доске), а у нас еще весна.
 Нравится вам этот летний пейзаж?
 Давайте попробуем нарисовать такую же красивую поляну.
Воспитатель:
 Скажите обычно мы с вами, чем рисуем?
 Вот досада! В стране Рисовандия не рисуют кисточками и карандашами. Как быть? Может, попробуем нарисовать деревья, цветы и бабочек без кисточек и карандашей? А чем можно рисовать?
3. Показ приемов рисования
Монотипия – это сложенный лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, наносим кисточкой несколько ярких цветных пятен. Потом быстро складываем лист по тому же сгибу и хорошенько проглаживаем его ладошкой. Открываем и смотрим: что же получилось?
Кляксография– рисование соломкой, коктельной трубочкой.Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем.
Мятой бумагой.Смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок.
Вилками.Пальчиками. Ватными палочками.
Нитью.Одну, две, нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, а верхний лист придерживайте рукой.
Физ.минутка.
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
Вспомнить правило работы с красками.
- Что нам понадобится для выполнения работы?
4. Самостоятельная работа детей.
Индивидуальная помощь, тем детям, которые затрудняются.
Напомнить о правильных приемах.
Пока наши работы подсыхают мы послушаем стихотворение
А. Шлыгина «Разноцветный шар земной».
Если б в поле расцветали
Только белые цветы,
Любоваться бы устали
Ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцветали
Только желтые цветы,
Мы б с тобой скучать бы стали
От подобной красоты!
Хорошо, что есть ромашки,
Розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки,
Незабудки и жарки!
У ромашки белый цвет,
У гвоздики красный
Цвет зеленый у листвы
Это так прекрасно!
Выставка детских работ.
Анализ выполненных работ.
- Кто хочет рассказать о своей работе?
- Чем тебе понравилась эта работа?
- Что вызывало затруднение, при рисовании?
- Какой способ вам понравился больше всего?
Какой замечательный пейзаж у нас получился, вы молодцы. Наше удивительное путешествие по стране Рисовандиизаканчивается, и нам пора возвращаться в группу.
Итог занятия.
 Ребята, а скажите, что мы с вами сегодня делали на занятии?
 Где мы с вами побывали? В какой стране?
 Скажите чем мы сегодня занимались?
На память об этом путешествии возьмите частичку лета- бабочку.
 Кому понравилось занятие –возьми красный цветок,
 Кому не совсем- синий,
 А кому не понравилось- зелёный.
Я бы хотела закончить наше занятие этим стихотворением:
И в шесть и десять лет, и в пять
Все дети любят рисовать
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует:
Цветы, рисунки, лес и сказки
Все нарисуют, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
И мир в семье и на земле!
Мне тоже очень понравилось, я рада была встретиться с вами, хочу вас поблагодарить за совместную работу.
Ожидаемый результат:
Знать:нетрадиционные способы рисования.
Иметь: представление о том, как рисовать пластмассовыми вилками, с помощью коктельной трубочкой, мятой бумагой, тычком.
Уметь:рисовать пейзаж нетрадиционным способом.

Митрянина Наталья Юрьевна

Конспект занятия «Пять ключей» в старшей группе.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».
Цель: формировать математические, конструктивные способности, коммуникативные навыки,
расширять активный словарь детей.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания о частях суток;
- закреплять умение различать и называть времена года;
- закреплять в памяти названия зимних месяцев;
- совершенствовать общую моторику (выполнять движения по схематическому изображению и
быстро переключаться с одного движения на другое);
- продолжать развивать конструктивные навыки (собирать паззлы с героями мультфильмов);
- закреплять знания о цифрах от 1 до 5;
- закреплять знание о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;
- закреплять цвета (розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, светло-зелёный);
Развивающие:
- развивать внимание и память;
- развивать логическое мышление (продолжать учить отгадывать загадки описательного
характера).
Речевые:
- продолжать расширять словарь за счёт имён существительных (повадки, дупло, берлога, логово, нора); имён прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, пушистый, голодный и др.); глаголов (прятаться, охотиться, и т.д.);
- закреплять в речи относительные прилагательные (резиновый, пластмассовый, стеклянный, бумажная и т.д.);
- закреплять умение правильно пользоваться обобщающими понятиями (классификация).
Воспитательные:
- воспитывать у детей симпатию, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.
Демонстрационный материал:
Сундучок, пять ключей разного цвета, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой, ребристая дорожка (мостик), дорожка «Цветочная поляна», голубая ткань (озеро), пять рыбок разного цвета с цифрами от 1 до 5, телефон.
Раздаточный материал:
Альбомные листы по количеству детей, набор геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), паззлы с героями мультфильмов.
Методические приёмы:
Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, подвижная игра «Зайка беленький сидит», конструктивная деятельность, эксперимент с водой в баночке, анализ, показ картинок к заданиям с помощью ИКТ, подведение итогов.
Секретный эксперимент с водой. Чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки густую гуашь. После того, как вы встряхнёте или поболтаете закрытую баночку, в ней появится цветная вода.
Ход НОД:
Дети заходят в зал и встают полукругом лицом к гостям.
Воспитатель. Ребята, посмотрите сегодня к нам пришло много гостей. Скажите, а вы, любите
когда к вам приходят гости?
Дети. Да.
Воспитатель. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети. Здравствуйте.
Воспитатель. Но это ещё не все гости. Сейчас к нам придёт гость из знакомой вам сказки и зовут этого гостя – Доктор Айболит.
Айболит. Ребята, помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель. А что случилось?
Айболит. Представляете, мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал. В Африке заболели все зверята. Я взял волшебную воду и уже, было собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня волшебную воду! Они закрыли её в сундук, а ключ бросили в глубокое озеро.
Воспитатель. Как мы можем помочь? Что нужно делать?
Айболит. Вам предстоит выполнить пять заданий. За каждое правильно выполненное задание вы от рыбки получите ключ. Если наберёте пять ключей, то сможете открыть ларец с волшебной водой. Я бы и сам с вами отправился в путь, но меня ждут другие больные зверята.
Воспитатель. Поможем, ребята? Надо отправляться в путь. Но сначала мы проверим, сможете ли вы помочь Айболиту. Я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Части суток». Я буду читать предложение, а вы постарайтесь его закончить.
Игра «Части суток» («Закончи предложение»)
- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)
- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)
- Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)
- Сколько частей в сутках? (4). Назовите их. Скажите, а когда начинается наше путешествие, в какое время суток?
- А какое сейчас время года? (Весна) Назовите весенние месяцы (март, апрель и май – их не забывай).
Воспитатель. Молодцы! Доктор Айболит, может, и ты хочешь проверить детей? Задай им какой
нибудь вопрос.
Игра «В какое время года?»
Айболит.
- В какое время года все купаются и загорают?
- В какое время года птички улетают на юг?
- В какое время года расцветают подснежники?
- В какое время года играют в снежки?
- В какое время года тает снег?
- В какое время года с деревьев опадают листья?
- В какое время года появляются проталины?
Айболит. Молодцы! Я думаю, что вы справитесь и достанете все ключи.
Айболит уходит.
Воспитатель. Тогда отправляемся в путь к озеру. Идём по дорожке, а теперь по мостику.
Посмотрите, в озере плавают рыбки. Чтобы узнать, какое задание первое, а какое второе и т.д., нам нужно рыбок расположить по порядку. (Каждый ребёнок раскладывает в обруче рыбок с цифрами от
1 до 5). Найдите рыбку с цифрой 1. Сейчас вы сядете на стульчики и мы посмотримкакое задание приготовила нам эта рыбка.
- Молодцы! Вот первая рыбка и задание 1.
1 ЗАДАНИЕ - Игра «Скажи одним словом» (обобщение) с мячом.
- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты).
- Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель).
- Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные).
- Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья).
- Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки).
- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь).
- Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые).
- Самолёт, вертолёт, ракета – … (воздушный транспорт).
Игра «Из чего сделаны предметы?»
- Мяч из резины – … резиновый.
- Мяч из пластмассы – … пластмассовый.
- Стакан из стекла – … стеклянный.
- Матрёшка из дерева – … деревянная.
- Утка из резины – … резиновая.
- Игрушка из меха – … меховая.
- Поделка из бумаги – … бумажная.
- Гвоздь из железа – … железный.
Воспитатель. Молодцы! Вот от рыбки ключик за правильные ответы. Найдите рыбку с цифрой 2. Молодцы.
Задание 2.
Дети садятся полукругом возле ширмы.
2 ЗАДАНИЕ - Игра «Описываем животное».
Воспитатель. Если отгадаете животное, то оно появится на экране.
- У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется под кустом (заяц).
- Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков (ёж).
- Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу и ищет мёд и малину (медведь).
- Она рыжая и хитрая. У неё пушистый хвост. Живёт в норе. Ловит мышей и зайцев (лиса).
- Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живёт в логове (волк).
- Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живёт в дупле. Грызёт шишки и орешки (белка).
Воспитатель. Ребята, а как называются эти животные? Правильно, дикие животные. За правильные ответы рыбка даёт нам второй ключ. А где третья рыбка? (Дети находят рыбку с цифрой 3).
Задание 3. Она предлагает нам просто отдохнуть.
3 ЗАДАНИЕ – Подвижная игра «Зайка беленький сидит».
Воспитатель. Молодцы! От рыбки получаем ещё один ключ. Следующее задание 4. (Садятся за столы).
4 ЗАДАНИЕ - Игра «Что где находится?»
Детям предлагается расположить на альбомном листе геометрические фигуры.
Воспитатель.
В середине – кружок.
В правом верхнем углу – квадрат.
В левом нижнем углу – овал.
В правом нижнем углу – треугольник.
В левом верхнем углу – прямоугольник.
Воспитатель. Хорошо. Все правильно сделали? Рыбка даёт нам четвёртый ключ. И посмотрим последнее задание. Осталась одна рыбка. Какая цифра? Правильно, 5.
5 ЗАДАНИЕ – Собери героев знакомых мультфильмов с помощью паззл.
Дети собирают паззлы и называют мультфильм.
Воспитатель. Молодцы! Рыбка даёт нам ещё один ключ. Итак, сколько у нас ключей? (Пять). Пора звонить доктору Айболиту.
Звонят доктору. Заходит Айболит.
Айболит. У вас 5 ключей. Сейчас вам предстоит подобрать ключ к ларцу, открыть его и достать волшебную воду.
Дети с воспитателем подбирают ключ. Открывают и достают волшебную воду. (Она прозрачная).
Воспитатель. По-моему, это обыкновенная вода.
Айболит. А вот и нет! Смотрите. (Айболит накрывает банку тканью, болтает, получается цветная вода.) Самая настоящая волшебная вода!
Спасибо за помощь! Скорее отправляюсь в Африку лечить зверей. А вам от меня сюрприз в ларце, чтобы вы не болели. До свидания.

Воспитатель и дети находят в ларце витамины.

Воспитатель и дети. Спасибо. До свидания!

Митрянина Наталья Юрьевна

«Роль воспитателя в создании комфортной обстановки в группе»

Воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Хороший воспитатель всегда знает, как увлечь и занять малыша, помочь ему справиться с нелегким расставанием с родителями. Дети очень тонко чувствуют, когда педагог искренне интересуется их проблемами. Таких воспитателей ребята очень любят и всегда вспоминают о них с теплотой и нежностью, даже покинув стены детсада.

Успешное развитие личности ребёнка - дошкольника, повышение эффективности учебных и воспитательных задач, благоприятное, эмоциональное становление во многом определяется тем, насколько велика будет роль воспитателя с детьми и подразумевает выполнение им в своей деятельности функций:

Воспитатель изучает индивидуальность ребёнка, анализирует характер развивающейся личности
Воспитатель способствует овладению детьми культурой общения, поведения, содействует успешной социальной адаптации детей
Влияет на общение в группе сверстников
Климов Е.А. в своей книге отметил «развитие личности ребёнка это «нелепый «цветок», требующий систематического профессионального «ухода». Ребёнок нуждается в поддержке, которая будет направлена на то, чтобы помочь ему окрепнуть и обрести способность к социальной адаптации в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями. Важным способом оказания поддержки ребёнка - является искренне самовыражение воспитателя, т. к. даже самый маленький ребёнок чувствует отношение к себе, как бы тщательно оно не скрывалось. Поддержка должна оказываться вопросительным, соучастным или ласковым взглядом «глаза в глаза», доброжелательным жестом, улыбкой «открытой», легким тактильным прикосновением, чтобы расположить ребёнка к себе и эффективно воздействовать на него - необходимо открытое, искреннее поведение, выражение откровенной симпатии, солидарности. Каковы же качественные понятия воспитателя - педагога?

Это:

терпимый
внимательный вежливый
помогающий
одобряющий
сотрудничающий
добросердечный
открытый
активно слушающий
Благодаря такому поведению воспитателя дети будут чувствовать себя внутренне раскованными и свободными, что оказывает положительное влияние на развития их чувства достоинства, смелости, уверенности в себе.

Задача воспитателя не только в создании положительной эмоциональной атмосферы, но и в преодолении эмоциональных трудностей. В своей работе воспитатель может использовать различные психогимнастические игры, коррекционно-развивающие упражнения, творческие, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, различные этюды. Например, в утреннее время хорошо провести такие игры, как «Подари теплоту и доброту», или начинать каждый день с «Круга друзей» во время которого можно поинтересоваться как дети провели вечер, что интересного узнали, поделиться с ними радостной новостью.

Использование в работе современных игр, которые учат детей самовыражению, помогает воспитателю понять каждого ребенка . Это такие игры, как «Комплементы», «Фантазии», «Архитекторы», «Дизайнеры». Эти игры влияют на общую атмосферу в коллективе.

Для формирования комфортного психоэмоционального состояния ребёнка воспитателям рекомендую опираться в своей работе на следующие приемы:

Создание обстановки доверительности - воспитатель
подчёркивает свою уверенность в успехе каждого ребёнка, создаёт благоприятную атмосферу общения и

взаимодействия, предугадывает трудности и возможные способы преодоления.

Акцентуирует внимание на личности в общении, на индивидуальных возможностях каждого ребёнка в обучении и воспитании, поэтому, приветствуются любые вопросы обсуждения.
Творческое сотрудничество - педагог отождествляет себя с детьми, развивает стремление фантазировать и сочинять, организует совместную деятельность с целью эффективного взаимодействия, сплочения в коллективе.
Подчёркивает успехи ребёнка, выделяет их, хвалит его.
Обстановка дружелюбия, воспитатель должен быть настроен дружелюбно, эмоционально приветливо должен уметь слушать детей. Отделяя эмоциональные реакции от фактов.
Активизирует речь детей путём одобрения,.
Перефразирования, повторения.

Речь должна иметь поддерживающий характер: понятность, образность, упорядоченность изложения, выделение главного, с эмоциональной окраской.
Должна присутствовать стимуляция: интерес, прямое
обращение, сравнение, вопросы удивления.

Самопомощь - давать возможность действовать самому, уметь совершать выбор
Ребёнок должен многое увидеть, услышать, проходить свой путь, «сражаясь» со своими страхами, учиться преодолевать проблемы, понимать себя и других.

Роль воспитателя - педагога в формировании комфортного психоэмоционального состояния ребёнка заключается в сохранении и укреплении психического и психологического здоровья. А создание нравственно-психологической атмосферы комфорта предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям.

Митрянина Наталья Юрьевна

Мнемотехника как средство формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста
Что же нужно знать нам, взрослым, о привитии ребенку культурно-гигиенических навыков? Дошкольный возраст – это лучший период для закрепления на всю жизнь привычки к чистоте и гигиене. Дошкольник может усвоить все гигиенические навыки, понять их важность, привыкнуть выполнять их правильно и быстро. Если эти навыки не закрепить в раннем возрасте, то в дальнейшем будет много хлопот.

Самое главное для приобретения гигиенических навыков – это пример родителей. Если взрослые делают физические упражнения, а затем принимают душ, то ребенок будет делать так же. Дети должны привыкнуть к тому, что по вечерам ежедневно нужно умываться и чистить зубы. Ребенок должен уметь самостоятельно пользоваться носовым платком, который хранится у него в определенном месте. Но взрослые должны помнить, что нельзя ругать ребенка за утерянный носовой платок.

Развивающее и воспитательное воздействие педагогов и родителей на малышей должны быть общим, постоянными и последовательными. Важен наглядный пример и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Ежесекундное общение с детьми должно строиться только на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие чувства – взаимоуважение и взаимопонимание, жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве все навыки, в том числе и культурно-гигиенические, приносят человеку большую пользу в течение всей его жизни. Культурно-гигиенические навыки – значимая часть культуры поведения.

Для формирования и закрепления культурно-гигиенических навыков я решила в умывальной комнате группы оформить уголок мнемотехники, где «Мышка-мать учит глупого мышонка премудростям гигиены».(см. Приложение)

Поставленные мною задачи:

Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения , использования средств технологии.
Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз.

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой.

МНЕМОТЕХНИКА - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Примеры мнемотехники

Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

Следующие примеры мнемотехники – рассказы по мнемотаблицам.
АКТУАЛЬНОСТЬ

Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкиеих жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций ( использование мнемодорожек и мнемотаблиц)

На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;
Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности,
Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
Аксиологический - образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект - субъектное взаимодействие с детьми.
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОТЛИЧАЕТСЯ:

Интегративностью - образовательная деятельность реализуется в нескольких областях - «речевое развитие», «познавательное развитие».
Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат;
Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;
Здоровьесбережением - проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника.
Универсальностью - может использоваться педагогами других групп и детских садов.

Мнемотехника по праву считается «инновационной» технологией. Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

А любая инновация, используемая в педагогической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию педагогического процесса , а лишь локально модифицирует её методическую составляющую. Планирую и дальше использовать в работе с детьми моей группы технологии мнемотехники, и способствовать выполнению поставленных задач.

Приложение

Перед едой мой руки с мылом!

Мышка плохо лапки мыла

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась –

И на лапках грязь осталась.

Полотенце – в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот –

Может заболеть живот.

Так что, дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо тёплою водой

Руки мыть перед едой!

После еды полощи рот!

Заболел у мышки зуб

Нету настроенья

Не играет, не поёт

И не ест варенья.

Мама ей напоминала

Ротик нужно полоскать

Но малышка забывала

И, покушав шла в кровать.

Ты запомни, мой дружок,

Если скушал пирожок,

Должен без напоминанья

Брать стаканчик с полосканьем.

Вытирай руки насухо!

Намочила мышка лапки,

Капельки стряхнула,

На салфетку глянула

И хвостиком махнула.

К лапкам мокреньким прилипли

Ниточки, пылинки,

Опасные микробы, разные соринки.

Мышка лапки оглядела,

Горестно вздохнула,

Снова с мылом вымыла,

Салфеткой промокнула.

Вот урок для вас, ребятки.

Вы не забывайте!

Ручки белые свои сухо вытирайте!

Добавить запись

Защита от спам-роботов