проект "знакомство детей с профессиями детского сада" младший возраст

Трапезникова Ольга Викторовна

проект "знакомство с профессиями детского сада" на год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «использование различных

технологий по ранней профориентации».

Срок реализации: сентябрь-май 2020-2021г.

Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители.

Возраст детей: младшая группа.

д/с 26 «сказка» группа 18


Актуальность

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор  дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект .

Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.



Задачи по формированию элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых:

- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;

- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.

1. Технология проектной деятельности. Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр, подвижных игр, пальчиковых, дидактических,игр малой подвижности, хороводных игр.  Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

3. Технология интегрированного обучения. Является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.

4. Информационно-коммуникационные технологии.

В современных условиях развитие человека невозможно без электронного оснащения. В дошкольномучреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.

Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить:

• мультимедийные презентации;

• виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников).

Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.

5 интерактивная технология « кейс-технология». Это современно образовательная технология.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений по той или иной теме. В основе такой технологии лежит системно-деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности. Эффективно использовать данный метод для профориентационной работы с дошкольниками.

Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации:

- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,

- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,

- разовьется чувство уважения к людям разных профессий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители

Реализация проекта

I этап (организационный): разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала,  экскурсий, пополнение кейса-игры

II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей.

Формы и методы работы с дошкольниками:

-Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;

-рассказы воспитателей и родителей;

-непосредственно образовательная деятельность;

-игры, праздники и развлечения;

-самостоятельная художественно

– творческая деятельность.

Алгоритм ознакомления с профессией.

  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда
  • Форменная одежда
  • Орудия труда
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Результат труда
  • Польза труда для общества

III этап (итоговый): лэпбук оформить:  «Все работы хороши»

 Тематический план

Месяц

Тема

Цели

Форма ознакомления с профессиями

Материал и оборудование

Сентябрь

«Профессии в детском саду»

Цель: обогащение знаний и представлений детей о профессиях работников детских учреждений.

Форма проведения: экскурсия по детскому саду, беседа, презентация «Профессии в детском саду» моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад». Основные понятия: воспитатель, мед.сестра, прачка, повар, помощник воспитателя, забота, любовь к детям.

Мультимедийное оборудование, презентация Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: в кабинете медсестры, на прачке, на кухне

октябрь

«Врач» «Медицинская сестра»

Цель: обогащение знаний и представлений детей о профессиях врача, медсестры. Задачи: познакомить с обязанностями и трудовыми действиями представителей этих профессий, сформировать понимание значимости данной профессии для общества

Форма проведения: беседа, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет педиатра,  Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». Основные понятия: врач, больной,

Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинете у врача»,

пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод. Игра: «Аптека» Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики.

Атрибуты для сюжетноролевой игры «Аптека»

ноябрь

«воспитатель»

Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности воспитателя.

Форма проведения: презентация, подготовленная воспитанником «Моя мама - воспитатель». Основные понятия: занятия, праздники, развлечения

Мультимедийно е оборудование, презентация. Рассматривание книжных иллюстраций, фотографий, плакатов.

декабрь

«Повар»

Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности повара

Форма проведения: экскурсия на кухню. Основные понятия: варит, печет, жарит. Кухонная техника и посуда.

Атрибуты для сюжетноролевой игры «Кухня»

Январь

«Дворник»

Цель: Знакомство с профессиональной деятельностью дворника.

Форма проведения: беседа, наблюдения. Основные понятия: дворник, метла, грабли, тележка,

Атрибуты для моделирования сюжетно ролевой игры. Лопатки, метла, совок, корзина.

Февраль

Учительлогопед

Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности учителялогопеда.

Форма проведения: беседа, экскурсия Основные понятия: учитель, логопед, кабинет, логопедические занятия, звуки, буквы, слова, предложения, скороговорки, логоритмика, консультация

Предметные картинки.

Март

«Инструктор по физической культуре»

Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности инструктора по физической культуре

Форма проведения: экскурсии, беседы. основные понятия: физкультура, выносливый, спортивные игры, бассейн, общеразвивающие упражнения, самокат, жизнерадостный

Мультимедийно е оборудование, презентация.

Апрель

"Все профессии нужны, все профессии важны"

Цель: закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.

Форма проведения: игровая программа

Музыка Л.Деревягина «Кем быть»,  мультимедийное оборудование,  игра «Кто здесь был и что забыл»

Май

«В мире профессий»

Цель: формирование уважительного отношения к труду Задачи: расширять у воспитанников представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности.

Форма проведения: НОД. Основные понятия: названия профессий, труд

Операционные карты с последовательн остью деятельности, атрибуты для деятельности  овощевода, продавца, библиотекаря, парикмахера, повара, мультимедийное оборудование.

Знакомство с профессией повар

срок  реализации месяц (декабрь)

День недели

технологии

алгоритм знакомство с профессией

Формы и методы работы с детьми

Понедельник , вторник

П, и, и-к, ин

Название профессии

Просмотр картинок, экскурсия, беседы воспитателя, чтение «повар» Овчинникова Т.С., «папа повар» Сергей Карпеев, «мама повар» Галина Турчинина, мультимедия, (смотреть кейс-игра )

Среда, четверг

П, и, и-к, ин

Место работы

Просмотр разных кухон на ноутбуке (домашнюю, ресторанную), д/и «поставь на свое место» , беседа «что видели на экскурсии», (смотреть кейс –игра)

Пятница, понедельник

П, пр, и-к, ин

Материал для труда

Проекты родители и дети «что нужно повару» , д/и (смотреть кейс-игра) «принеси что попрошу», лото « овощи фрукты», чтение «однажды хозяйка с базара пришла», пальчиковые игры из серии «овощи»

Вторник, среда

П, и, и-к, ин

Форменная одежда

Показ мод, д/и одень бумажную куклу, разукрашивание одежды (красками)

Четверг ,пятница

П, и, и-к, ин

Орудия труда

Просмотр картинок, д/и «назови посуду»,. «покажи что назову», лото «посуда», с/р «сходим в магазин, купим посуду», «накроем на стол», чтение «федорино горе», разукрашивание стаканов ттычками ( смотреть кейс-игра)

Понедельник, вторник

П, и, и-к, ин

Трудовые действия

д/и «что делает повар не скажу а покажу» (моет, режет, мешает..), с/р «напоим куклу», «сварим кашу»,( смотреть кейс-игра)

Среда,  четверг

П, и, и-к, ин

Личностные качества

Беседа о качествах повара, пальчиковые игры: «сорока белобока», «мы капусту режем», «мы делили апельсин», хороводная игра «каравай»,смотреть кейс- игра

Пятница, понедельник

П, и, и-к, ин

Результат труда

д/и валеология( смотреть кейс –игра) «назови и покажи», «какое варенье», «разложи по корзинам», лото «веселый повар»

Вторник, среда

П, и, и-к, ин

Польза труда

д/и «полезные продукты», пальчиковая игра «мальчик-пальчик в лес ходил», смотреть кейс-игра

Четверг, пятница

П, и, и-к, ин

Приготовление салата с детьми , чаепитие, слушание песен про повара, еду  (буренка Даша)

Обозначения

П- педагогическая технология

И- интегрированная технология

И-к – иновационно- комуникативная технология

Ин- итерактивная технология

Мультимедия:  мульт. Тельямо и Тула, Руби и Йо-Йо, повар, однажды хозяйка с базара пришла, буренка Даша