Методическая копилка

Юдина Татьяна Егоровна

Предварительный просмотр:

                    Консультация для воспитателей    

                                  Экология и дошкольник.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени - им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова - это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними - только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:

  • мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;
  • медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
  • подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
  • частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
  • использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;
  • осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
  • частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, по этому воспитатель, прежде всего сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте двух - трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с программой «Юный эколог» является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

Важное место в технологии занимает игра — несложна сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им. Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.

Успех в экологическом воспитании 3-4-летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними - тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами 
би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой 
(в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.

Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам.

Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

  • разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;
  • ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;
  • участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;
  • проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
  • совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
  • рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
  • проведение экологических занятий один раз в две недели;
  • проведение экологических досугов.



Предварительный просмотр:

                                                        Семинар – практикум для воспитателей

                                                     Тема:  Секреты успешной работы  с родителями».

                                             Повестка

1. Ознакомление педагогов с нормативно — правовыми документами аргументирующими взаимодействие семьи и ДОУ.

 2. Традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей.

3. Практическая часть

 

 Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи: Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.  Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

                                                                 Теоретическая часть

 Воспитатель (психолог):  Наш семинар-практикум посвящен вопросу:  Повышение инициативности родителей (законных представителей) в рамках единого образовательного пространства «детский сад – семья» с учётом потребностей семьи и поддержки её образовательных инициатив через использование активных форм взаимодействия. 

Одна из актуальных проблем человечества — воспитание детей. Сегодня проблема воспитания обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами.  Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество так, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Человек ощущает связь с семьей на протяжении всей своей жизни. Прямая функция семьи как социального института — обучение ребенка: социальному опыту, который накопило человечество; культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Кризис современных семей выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание, образование детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка — все это отрицательно влияет на стабильность

молодой семьи и полноценное становление личности ребенка, усиливает эмоциональную напряженность в семье, негативно сказывается на развитии детей. И самая большая опасность — в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, толерантности, патриотизме. В воспитании сегодняшнего малыша — будущего гражданина — должны быть заинтересованы и родители, и ДОУ. Родители должны стремиться вырастить, хорошо воспитать малыша, педагоги — помочь в этом родителям.

                           Правовой основой взаимодействия ДОУ с родителями являются следующие документы:

  • Декларация прав ребенка — это первый международный документ, в котором родители призываются к признанию и соблюдению прав детей на образование, физическое, умственное, нравственное и духовное развитие в условиях свободы и достоинства;
  • Конвенция о правах ребенка — признает за каждым ребенком юридическое право на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества; увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие, защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
  • Конституция РФ, п. 4, ст. 43 — право ребенка-дошкольника на образование гарантируется государством;
  • Семейный кодекс РФ, ст. 63: в нем оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей; подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка. В нем указано, что обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей;
  • Закон «Об образовании», ст. 18: целиком посвящена образованию детей дошкольного возраста. В ней указано, что родители являются первыми педагогами ребенка-дошкольника и именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности;
  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», где изложены основные гарантии прав ребенка.

 

Воспитатель: Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами.

Перед нами стоит задача — как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» — это вечная «головная боль» педагогов.

В связи с этим перед нами стоит важная задача — сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса.

                                  Нетрадиционные формы работы с семьей ( рассуждения педагогов)

Только в тесном контакте может возникнуть формула:

 ДЕТСКИЙ САД + СЕМЬЯ + ДЕТИ = СОТРУДНИЧЕСТВО (рассуждения педагогов)

 Сотрудничество педагогов и семьи — это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

 

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.  Работа по взаимодействию семьями воспитанников в детском саду проходит ежегодно.  Чтобы укрепить сотрудничество нашего детского сада и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей. Все мы только выиграем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

                                                 

                                                          Практическая часть.

Для проведения практической части нашего семинара нам нужно разбиться на три команды.  1команда – дети, 2 команда – родители, 3 команда – педагоги. Наш семинар- практикум будет состоять из следующих заданий: разминка для команд;  мозговой штурм;  аукцион идей; составление синквейнов.  И начнем мы нашу игру с разминки.    

                                                               1. Разминка

Вопросы для первой команды.

              Дети

Вопросы для второй команды.

               Родители

Вопросы для третьей команды

           Педагоги

1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка  дошкольника  (семье).

1.В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)

1.Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности у педагогов? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)

2. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию,  внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками).

2. Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности).

2. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», и т.д.)

3. Кто имеет право принимать участие в управлении образовательной организацией, родители или педагоги? (родители и педагоги)

3.Кто обязан развивать у обучающихся детей   самостоятельность, инициативу, творческие способности? (педагоги)

3.Родители или педагоги обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья? (педагоги)

4. Родители или педагоги обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации? (родители и педагоги)

4.Кто обязан заложить основы физического нравственного и интеллектуального развития личности ребенка? (родители)

4. Родители или педагоги обязаны уважать честь и достоинство обучающихся детей? (родители и педагоги)

                                                2.Мозговой штурм.

Воспитатель: Часто доводится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей.
Ну, что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьей? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?
Для того, чтобы раскрыть эти понятия каждая команда в течение 5 минут обсудит по 1 понятию

(1 команда – взаимодействие),

(2 – сотрудничество),

(3 – содружество),

  по истечении времени представители группы выступят перед нами. (Выступления педагогов).

Вопрос  для первой команды.

                 

                    Дети

Вопрос  для второй команды.    

                                           Родители

 

Вопрос  для третьей команды

                  Педагоги

«Взаимодействие» — совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем.

 «Сотрудничество» — это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия.

«Содружество» — объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов.

Вопрос к педагогам:  «Возможна ли взаимная дружба без общения, а, следовательно, и без взаимодействия?» (Конечно же нет) Так как содружество предполагает открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ и семьи. Таким образом, мы понимаем, что детский сад и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

                                                                   3.   «Аукцион идей»

Каждая команда делится опытом работы по вовлечению родителей в жизнь ДОУ.    (Время на подготовку 3 минуты).

Условно общение с родителями мы делим на определенные блоки:

—  педагогическое просвещение родителей;

—  включение родителей в деятельность группы, детского сада;

—   изучение семей воспитанников;     Задания для команд: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в каждом блоке.

Задание для первой команды.    

                 Дети                      

Блок  Педагогическое просвещение родителей

Задание для второй команды

             

             Родители

Блок  Включение родителей в деятельность ДОУ

Задание для третьей команды

         

                Педагоги

Блок  Изучение семей воспитанников

Задачи: Повышение педагогической грамотности родителей

Задачи: Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ.

Задачи:  Оказание своевременной индивидуальной помощи семьям по тому или иному вопросу воспитания

Формы работы: (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации, конференции, работа творческих групп по интересам, открытые занятия).  

Формы работы:  (круглые столы, дискуссии, конкурсы, выставки, беседы,  соревнования, выпуск газеты, викторины, работа кружков, концерты, совместные мероприятия).

Формы работы: (диалог, анкетирование, социалогический  опрос, род. почта, психолого – педагогическое просвещение родителей, подбор педагогической и художественной литературы, совместная деятельность родителей и детей)..

                                         4.   Составление синквейнов.

 Воспитатель: В заключение  нашего семинара-практикума предлагаю каждой команде составить синквейн по теме нашего семинара.

В переводе с французского «синквейн» — «пять строк» — стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово — существительное это и есть тема синквейна. На второй строчке — два прилагательных, раскрывающих данную тему. На третьей — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого человек характеризует тему в целом, выказывает свое отношение к ней.

Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим педагогом фраза в контексте с темой. Пятая строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает к ней личное отношение.

Использовать такое упражнение можно в работе над любым направлением воспитательно-образовательного процесса.

                                           Пример синквейна на тему любви.
1. Любовь.
2. Сказочная, фантастическая.
3. Приходит, окрыляет, убегает.
4. Удержать ее умеют единицы.
5. Мечта.

                                                                                Примеры

Задание для первой команды.

Синквейн  на тему: «Дети»

Задание для второй команды

 Синквейн на тему: «Родители»

Задание для третьей команды

Синквейн на тему: « Педагоги»

Прекрасные, озорные

Заботливый, квалифицированный

Умные, добрые

Играют, шалят, радуют

Развивает, воспитывает, учит

Заботятся, учат, любят

Цветы нашей жизни

Первый педагог для ребенка

Несут ответственность за своих чад

Радость

Вторая мама

Главные

 Воспитатель: Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для анализа, синтеза и обобщения информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с определенными педагогическими целями. Кроме того, данный прием педагоги могут использовать во время проведения мероприятий для родителей с целью обобщения преподнесенной им информации. По синквейнам,  составленными  родителями, воспитатель может определить, точно ли и в полном ли объеме доведена до них необходимая информация, усвоены ли слушателями важные, ключевые понятия.

Таким образом, грамотное использование приемов педагогического общения позволит воспитателям и родителям избежать возникновения сложных ситуаций и объединить усилия в их важном и общем деле — воспитании и развитии детей.  Наш семинар-практикум подошел к концу. Всем спасибо за участие!

 

 



Предварительный просмотр:

Семинар – брифинг

«Организация летней оздоровительной работы в детском саду»

Цель: совершенствовать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах по оздоровлению детей в летний период,  повысить профессиональное мастерство педагогов.

Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать, прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.

Лето — благоприятное время для сохранения и укрепления здоровья детей,

создания условий для их полноценного всестороннего, психического и

физического развития.

 

Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Поэтому, в нашем детском саду педагоги стараются всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбил удивительный, прекрасный мир растений и животных

Итак, целью нашей работы являются:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей. Полное удовлетворение потребностей растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении, т. е. обеспечение всестороннего развития ребенка.

Коллектив детского сада ставит перед собой следующие задачи:

  • Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
  • Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.
  • Осуществлять педагогическое и социальное просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
  • Организовать жизнь детей в детском саду таким образом, чтобы они провели его с радостью и удовольствием, получили заряд бодрости.

Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движений в природных условиях – все это даёт ребёнку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.

В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей – риск перегрева, солнечного ожога, общей расслабленности в жаркие дни, утомления от излишней беготни, неблагоприятного воздействия воды при неумеренном пользовании ею.

В летний период режим дня максимально насыщается деятельностью на открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе – всё это позволяет детям приобретать новый двигательный опыт.

Итак, основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является общее оздоровление и укрепление детского организма. Добиться этого возможно только благодаря совместным усилиям педагогического, медицинского и обслуживающего персонала, его своевременной подготовке к летнему оздоровительному сезону.

Летом необходимо проводить больше досугов, развлечений, особенно интересны детям «неожиданные» праздники: «Праздник веселых мячей», «Праздник мыльных пузырей», «День любимой игрушки», «Бал шляп», «Коса – девичья краса», «Праздник веселого ветерка», «Фестиваль народных игр» и др. Такие праздники не требуют долгой подготовки, но неизменно вызывают большой интерес детей.

Примерная тематика:

1. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми

  • Вариативность утренних гимнастик на данный период
  • Организация подвижных игр
  • Проведение праздников и досугов
  • Игры для похода или прогулки в лес
  • Игры на воде

2. Мир природы

  • Календарь сезонных наблюдений, явлений (насекомыми, рыбами растениями, птицами и т.д.)
  • Природа края, в котором мы живём
  • Организация работы в цветнике и огороде
  • Тайны природы, лекарственные и ядовитые растения
  • Требования к проведению экскурсий
  • Профилактическая работа по предупреждению отравлений ядовитыми растениями

2. Игра

  • Требования к содержанию и размещению игрового оборудования на летних площадках
  • Организация разных видов игр в летний период

3. Художественно-изобразительная деятельность

  • Нетрадиционные приёмы в изобразительной деятельности
  • Развитие детского творчества

4. Летние праздники и досуги

  • Знакомим детей с русскими народными праздниками
  • Основные требования в организации праздника
  • Тематика и подбор материала праздников и досугов к проведению

активного отдыха в летний период

5. Основы безопасности жизнедеятельности детей

  • Инструктажи
  • Изучаем правила пожарной безопасности
  • Организация работы «Внимание дорога»

6. Краеведение

  • Проведение экскурсий к памятным местам
  • Тематика конкурсов детского творчества

7. Организация работы с родителями

  • Какие темы групповых бесед и консультаций для родителей можно рекомендовать
  • Какие формы с родителями можно использовать в летний период (дни открытых дверей, встречи с интересными людьми, живущими рядом, совместная трудовая деятельность)

Проделанная работа по тематике, а это раскрытие теоретических и практических подходов окажет помощь всем педагогам детских садов в их многообразной работе.

Таким образом, системное и последовательное планирование и организация работы в летний период помогает использовать это время во благо детей, расширить их кругозор, развить любознательность, воспитать бережное отношение к природе, укрепить их физическое и психическое здоровье.

План работы на лето в детском саду (тематические рекомендации)

 

Главные мероприятия июня

 

  • Вечера развлечений для детей «Травушка-муравушка», «Вот оно какое – наше лето!».
  • Консультации для воспитателей «Труд дошкольников на огороде и в цветнике».
  • Семинар-практикум для педагогов «Варианты создания оборудования своими руками для игр с ветром, песком, водой».
  • Организация исследовательской и экспериментальной работы на огороде.

 

Главные мероприятия июня

 

  • Большой летний праздник «Лето красное – для здоровья средство прекрасное».
  • Оздоровительное развлечение для детей «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
  • Консультации для воспитателей «Экологическое воспитание детей в детском саду летом»
  • Конкурс рисунка на асфальте «Сбережем родную природу»

 

Главные мероприятия августа            

 

  • Спортивные развлечения «Физкульт – ура!».
  • Вечера развлечений для детей «Люблю я русские березы», «Как жалко с летом расставаться».
  • Обмен опытом между педагогами через взаимопосещения занятий (тематики предоставляются на выбор).
  • Производственное собрание по теме подведения итогов летней оздоровительной работы.

 

Проводя планирование на лето в детском саду, важно помнить о главном: в деле физического и психологического оздоровления воспитанников – самое важное – это искренняя любовь и забота о них воспитателей.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемы коллеги!

Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст — период интенсивного сенсорного развития. Ребенок познает мир через органы чувств, овладевает способами манипуляции с предметами. Сенсорика — основа возникновения познавательных психических процессов и речи. Чтобы развивать систему чувств ребенка, не требуются специальные условия, можно создать игры по сенсорике для детей 2-3 лет своими руками.

Игры с прищепками

Прищепки — доступный материал для развития мелкой моторики. Чтобы прицепить или отцепить прищепку, ребенок задействует пальцы рук, отрабатывает захватывающие движения. Дети до 2 лет используют для захвата всю кисть, а игры с прищепками помогут скоординировать точную работу пальчиков. Благодаря цветовой гамме прищепок, можно изучать цвета и формировать математические представления.

 

Следующая игра «Накорми птическ»

Цель игры: накормить разноцветных птенцов "зернышками" такого же цвета. Игра предназначена для знакомства и закрепления основных цветов. В роли птенчиков могут быть использованы " пластиковые бутылки, оформленные цветной самоклеящейся бумагой и аппликацией, а " зернышками" могут послужить крышки от бутылок, а в нашем случае- фишки от мозаики.


Предварительный просмотр: