РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

Дерябина Мария Николаевна

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Материал создает основу математической грамотности, необходимой как тем, кто будет решать задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет основой профессиональной деятельности. Полученные знания могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности, для участия в различных олимпиадах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_kaleydoskop.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Математический калейдоскоп»

для 6 «А»,6 «Б» классов


 

составила

учитель математики

Дерябина Мария Николаевна

 

Пояснительная записка

Программа учебного курса «Математический калейдоскоп» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Материал создает основу математической грамотности, необходимой как тем, кто будет решать задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет основой профессиональной деятельности. Полученные знания могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности, для участия в различных олимпиадах.

Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими важнейшими вопросами математики, расширит представление о математике как науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, усилит интерес к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.

 Данная программа позволяет развивать стремление у учащихся самостоятельно работать, совершенствует навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу. Так же способствует развитию интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.


 
Новизной данной программы является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Цель и задачи программы:

Цель: развивать математический образ мышления.


Задачи: углублять и расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

расширять математические знания в области многозначных чисел;

содействовать умелому использованию символики;
учить грамотно  применять математическую терминологию;уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.


         Занятия проводятся 1 раз в неделю.  Всего – 34часа.

 

 

Общая характеристика программы

Программа содержит материал занимательного характера, одновременно дополняющий и расширяющий программу общеобразовательной школы по математике.

Большое внимание в программе  уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой. А так же выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ.

Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения. 

Предполагаемые результаты

Реализация программы способствует достижению следующих результатов:

познавательные УУД (владение базовым понятийным аппаратом, владение символьным языком математики, владение навыками устных и письменных вычислений, владение навыками упрощения выражений)

личностные УУД (умение точно излагать свои мысли, умения самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения, умение работать самостоятельно и в коллективе)

коммуникативные УУД ( планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, уметь разрешать конфликты, управление поведением партнера- контроль , коррекция , оценка действий партнера)

регулятивные УУД (учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия)

 

Тематическое планирование

 

п/п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Задачи, решаемые с конца

1

1

 

2

Числа-великаны и числа-малютки

1

1

 

3

Запись цифр и чисел у других народов

1

1

 

4-5

Занимательные задачи на проценты

2

1

1

6

Математические ребусы

1

0,5

0,5

7-8

Геометрические задачи со спичками

2

0,5

1,5

9-10

Задачи на разрезания и перекраивания фигур

2

 

2

11

Математическая олимпиада

1

 

1

12-13

Простейшие графы

2

2

 

14-15

Упражнения на быстрый счет

2

2

 

16-17

Задачи на взвешивания

2

0,5

1,5

18-20

Логические задачи

3

 

3

21-22

Принцип Дирихле

2

 

2

23

Математическая олимпиада

1

 

1

24-25

Задачи на переливания

2

1

1

26-27

Геометрия в пространстве

2

1

1

28-29

Логический квадрат

2

 

2

30-32

Проекты

3

1

2

33-34

Решения олимпиадных задач

2

1

1


 

Учебно-методическое обеспечение и материально - техническое обеспечение образовательного процесса

 

Литература:

Копцева Т.Д. Путешествие в страну Геометрию. 5 класс. Рабочая программа: учебно-метод. Комплект/ - Волгоград: Учитель, 2016.

Летняя математическая школа: теория, задания, математические бои, олимпиады, опыт организации. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.О. Иванова. – Ростов – на – Дону:Легион, 2013.

Фарков А.В. Математические олимпиады . Методика подготовки. 5-8 классы. /- М.: ВАКО, 2016.

Фарков А.В. Обучаемость учащихся математике: проблемы диагностики. 5-11 классы. – М. ВАКО, 2015.

Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия,. 5-6 класс. Учебник. — 15-е изд., стер. — М. : Дрофа, 2013.

Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 2009.

Тонких, А.П. Логические игры и задачи на уроках математики./ Л.Ф.Тихомирова– Ярославль, Академия развития, 2010.

Я иду на урок математики. 5 класс: Книга для учителя./ – М.: Издательство «первое сентября», 2011