Развитие связной речи у дошкольников.

Бектимирова Галия Хасановна

Развитие связной речи у детей 6-7 лет с ОНР с использованием пособия "Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР" (авторы Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании. Однако у многих детей 6-7 лет отмечается специфическое своеобразие связной речи: затруднения передачи логической последовательности, «застревания» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по несколько раз. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети используют короткие, малоинформативные предложения. Затруднено участие в коллективном разговоре, недостаточно сформированы умения задавать вопросы и отвечать на них, аргументируя ответы.

Дети часто не могут: последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении; употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, серии картин с фабульным развитием действия (фабула-основа, «ядро» повествования).

 В пособии «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР», авторы Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова для составления рассказов предлагаются сюжетные картинки, серии картинок с фабульным развитием действия, стимульные картинки, выполняющие функции мнемотаблиц, картинно-графические планы рассказов. В пособии даны картинки для формирования навыка подбора родственных слов и словообразования.

Составление рассказа и его пересказ целесообразно проводить в несколько этапов:

  1. Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно графические планы (13, 16)
  1. Предложить детям рассмотреть картинку.
  2. Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответы с использованием схемы каждого предложения.
  3. Попросить детей послушать получившийся рассказ, который педагог излагает четко по схеме, привлекая к этому внимание детей.

Помнить, что каждому слову соответствует определенный символ!

  1. Попросить детей придумать название рассказа.
  2. Предложить пересказать получившийся рассказ.
  1. Пересказ рассказа с использованием картинно-графических планов (30).
  1. Предложить детям послушать текст, привлекая внимание к каждой схеме предложения, к каждому его символу.
  2. Задать вопросы к каждому предложению и формировать ответы с использованием схемы данного предложения.
  3. Дать детям еще раз послушать рассказ, который педагог излагает четко по схеме.
  4. Попросить детей придумать название рассказа.
  5. Предложить детям пересказать весь рассказ.

  1. Пересказ рассказа цепной структуры (27).
  1. Прочитать текст, привлекая внимание детей к каждой схеме предложения, к каждому его символу.
  2. Предложить детям еще раз послушать рассказ, который педагог излагает четко по схеме.
  3. Попросить детей придумать название рассказа.
  4. Предложить пересказать рассказ.

  1. Составление рассказа по серии картинок с фабульным развитием действия (18, 44, 54).
  1. Предложить детям рассмотреть картинки и расположить их в нужной последовательности.
  2. Задать вопросы к каждой картинке серии, добиваясь ответов развернутыми полными предложениями.
  3. Попросить детей послушать получившийся рассказ и придумать название.
  4. Предложить детям пересказать рассказ.
  1. Рассказы по сюжетным картинкам без опоры на схему (21, 40).
  1. Предложить детям рассмотреть картинку.
  2. Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа, добиваясь ответов развернутыми полными предложениями.
  3. Попросить детей послушать получившийся рассказ и придумать название.
  4. Предложить детям пересказать рассказ.
  1. Рассказы по сюжетным и стимульным картинкам (51, 72, 87).
  1. Предложить детям рассмотреть сюжетную картинку.
  2. Прочитать текст рассказа.
  3. Предложить разложить стимульные картинки в соответствии с текстом.
  4. Попросить детей придумать название рассказа и обосновать его.
  5. Пересказать получившийся рассказ.
  1. Пересказ прочитанного рассказа (91).
  1. Прочитать текст.
  2. Рассмотреть картинку.
  3. Ответить на вопросы.
  4. Пересказать рассказ.
  1. Родственные слова (61).
  1. Предложить детям рассмотреть картинки, назвать их и найти, чем похожи все эти слова (какое слово их объединяет).
  2. Ответить на вопрос, как называются эти слова.
  1. Словообразование (66).
  1. Предложить детям рассмотреть картинки.
  2. Ответить на вопросы.
  3. Попросить придумать предложения с этими словами.