Самообразование

Шакирова Лейсан Талгатовна

Тема. Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ»

                                 Программа

                                           профессионального самообразования

                                                 учителя начальных классов

                                    Шакировой Лейсан Талгатовны

                                                        на 2011-2015 год

                             Тема самообразования:

       « Развитие критического мышления на уроках литературного чтения

                                            и русского языка».

Цель самообразования:

  • Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования   методов обучения и воспитания;
  • Углубление знаний по технологии развития критического мышления через литературное чтение и русский язык;
  • Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
  • Повышение общекультурного уровня педагога.

Задачи:  

•        обеспечение оперативного владения достижениями современной педагогической науки, инновационной практики, развитие творческой инициативы учащихся;

•        использование технологии критического мышления  в разработке уроков русского языка и литературы;

•        подготовка поурочных разработок по русскому языку и литературному чтению, предполагающих проведение нетрадиционных уроков с использованием технологии критического мышления.

Предполагаемый результат:

  • применение технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения;
  • внедрение новой педагогической технологии в свою деятельность и распространение опыта среди других педагогов;
  • разработка нового механизма управления качеством образования.

Содержание: 

Тема

Сроки

Результат

1

Изучение методической,

педагогической и предметной литературы.

апрель 2011 – ноябрь 2012 г.

Накопление теоретического материала.

2

Урок по обучению грамоте «Буква М,м. Именины Мухи-Цокотухи» на районном семинаре по теме: «Современные педагогические технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо»

декабрь 2012

Знакомство с опытом коллег, работающих по  технологии критического мышления.

3

Посещение семинаров, конференций, проблемных курсов, уроков коллег по технологии критического мышления.

февраль 2013 – декабрь 2013 г.

Накопление опыта, получение сертификатов

4

Разработка уроков русского языка и литературы по технологии критического мышления

Январь-декабрь 2014 г.

Открытые уроки русского языка и литературы с приглашением коллег и администрации

5

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами с целью оказания помощи

Январь 2015 г.-май 2015

Распространение опыта работы по технологии критического мышления

6

Урок русского языка по теме «Состав слова» на республиканском семинаре для Школ Превосходства по направлению «Кооперативное обучение».

«Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы».

Март 2015 г.

Открытый урок

Можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

Развитие критического мышления с помощью информационных технологий.

Развитие навыков письменной речи c помощью технологии «критического мышления».

Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы.

        

Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Говоря иначе, эта технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.

Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения и русского языка, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе

Вот несколько приемов развития критического мышления:

чтение — суммирование в парах;

синквейны;

чтение с остановками;

прием «Верите ли вы, что…»;

мозговой штурм;

таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

работа с вопросниками;

написание творческих работ;

создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;

логическая цепочка;

уголки;

кластер.

Прием «Чтение — суммирование в парах»

Можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять во 2 -4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении главы «Крутим барабан времени» (литературное чтение, 4 класс) класс делится на две группы и каждой даются разные произведения из этой главы: рассказы Л. Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька», которые рассказывают о жизни их сверстников конца XIX — начало XX веков. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали об истории России, чем дополнило представление детей каждое из произведений.

Прием «синквейн»

В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.

Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.

Описание действия. Читать, пересказывать, учить.

Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.

Слово — синоним. Фантазия, выдумка.

Интересный прием — «чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.    

Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Еще один творческий прием — «Верите ли вы, что…»

Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

Другой прием — «Работа с вопросником»

Этот прием можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Прием «Знаю, узнал, хочу узнать»

К этому приему можно обращаться как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Прием «Мозговой штурм»

Этот прием позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Прием «Уголки»

Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Прием «Написание творческих работ»

Прием хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,  все с удовольствием делают эту работу.

Прием критического мышления «Создание викторины»

К этому приему обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины по литературному чтению, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего — «знатока», а потом весь класс задает «знатокам» вопросы.

«Логическая цепочка»

После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Кластер («гроздь»)

Суть этого приема критического мышления в рамках литературного чтения — выделение смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

«Грозди» — графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.

Выделяем центр — это тема, от нее отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот прием с моделью солнечной системы.Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Советы по работе с «гроздьями»:

Оцените текст, с которыми будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?

Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.

Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.

Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче.

Применение данных приемов критического мышления на уроках чтения  в начальной школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.

Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

Информационные источники.

http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-304

http://74214s002.edusite.ru/p68aa1.html

http://www.openclass.ru/node/138345

http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html

http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm



Предварительный просмотр:

МБОУ «Шеморданский лицей

 Сабинского муниципального

   района РТ»

Индивидуальный план повышения

профессионального уровня

учителя начальных классов

Шакировой Лейсан Талгатовны

на межаттестационный период

с 2015 по 2020 годы.

Работа над темой начата в сентябре 2015 года.

Работу над темой  предполагается закончить в 2020 году.

Этапы проработки материала:

     На первом и втором этапе (2015-2017 учебный год) была определена исходная позиция будущей темы самообразования. Для этого, с одной стороны, необходимо было изучить труды отечественных и зарубежных авторов по педагогике и  психологии, раскрывающие основные теоретические вопросы. С другой стороны, цели будущей самообразовательной работы обсудить с учителями школы. В результате был обозначен круг  психолого-педагогической, методической литературы, послужившей основой для определения сущности структуры здоровьесберегающих технологий  в рамках преподавания предметов в школе.

На третьем этапе (2017-2018 учебный год) будут разработаны педагогические условия влияния здоровьесберегающих технологий на работоспособность и утомляемость учащихся, организация и проведение различных форм уроков и внеклассных мероприятий, соответствующих требованиям здоровьесбережения.

Заключительный этап (2018-2020 учебный год) будет посвящен анализу, обобщению и интерпретации результатов эксперимента, оформлению материалов самообразования.

Использование на уроках здоровьесберегающих   технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния  учащихся.

Цель:  внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения.

Задачи:

    - изучить литературу о здоровьесберегающих технологиях;

      - посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

      - проводить самоанализ и самооценку собственных уроков;

      -обучить жизненно важным навыкам;

      - формировать у школьников навыков ответственного поведения;

      - воспитать здоровый образ жизни. 

         Для решения этих задач я, например, в своей работе использую здоровьесберегающие технологии: стимулирующие (создание ситуации успеха);  профилактические,  компенсаторнонейтрализующие (физминутки).  

Перечень вопросов по самообразованию:

     - сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» и условия успешного внедрения здоровьесберегающих технологий;

     - СанПины;

     - методы и приёмы здоровьесберагающих технологий;

    - комплексный подход к внедрению здоровьесберегающих технологий .

Предполагаемый результат:

Овладение здоровьесберегающими технологиями на уровне образовательного процесса.

Повышение качества обучения через повышение качества урока.

Форма отчета по проделанной работе: сообщение на заседании МО учителей  

 Форма самообразования: индивидуальная.

Здоровьесберегающие технологии-

- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции школьного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья.

Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".

Здоровье человека — тема актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Серьезную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья школьников. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.

Таким образом, необходимо серьезно заниматься формированием культуры здоровья именно в детском возрасте, так как, по мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы:

1. Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период.

2. В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности

3. Школьный период в развитии наиболее синзетивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

                 Этапы работы

Вид деятельности

Диагностический

2015-2016

1. Анализ профессиональных затруднений.

2. Определение целей и задач темы.

3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.

4.Курсы повышения  квалификации учителей.

5.Изучение методической, педагогической и психологической  литературы.

Прогностический

2016-2017

1. Выступление с отчетом по итогам реализации практического этапа на МО учителей  предметников школы.

2.  Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме.

3. Систематизация  материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

4.Корректировка работы.

Практический

2017-2019

1.Открытые уроки на школьном, районном и республиканском  уровне.

2.Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3. Посещение семинаров.

4.Самоанализ и самооценка своих уроков.

Обобщающий

2019-2020

1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.

2.Открытые уроки на школьном  и районном уровне.

3. Выступление на заседании МО учителей  начальных классов по теме самообразование.

4.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

6.Оформление результатов работы.

Литература, изучаемая по теме:

        Бычкова Т.И. Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук / Бычкова Т.И.; Камс.гос.политезн.ин-т.-Чебоксары,2005.-18с.

        Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

        Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей  стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.

        Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.

            Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья//Дошкольное  воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.

           Здоровье и образование: из опыта работы учреждений образования  Нижегородской области/ Министерство образования и науки  Нижегородской области. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный   центр,2000. - 214с.

          Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.

 

         Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55.

         Концепция модернизации российского образования до 2010 года.

         Лобанова Е.А. Здровьесберегающие технологии на уроке музыки // Образование в современной школе.-2005.-№9.-С.44-57.

         Лукьянова В.С., Остапенко А.А., Гузенко В.В. Сохранение и восстановление здоровья учащихся в условиях педагогического  лицея // Школьные технологии.-2004.-№1.-С.76-84.