4.3 Продуктивное использование новых образовательных технологий

Павлов Александр Иванович

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Информационные технологии образовательной программы

«Разработайте рекомендации для молодого педагога по использованию информационных технологий при реализации образовательной (рабочей) программы (на примере конкретного предмета, дисциплины, курса). Укажите, какие нормативно-правовые документы вы использовали при разработке рекомендаций»

Выполнил:

Павлов А.И.,

преподаватель

БУ «Мегионский

политехнический колледж»

Пояснительная записка

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов, методологической основой которых является системно-деятельностный подход, влечет за собой необходимость применения новых технологий, методов и форм при преподавании дисциплин, в том числе использование информационных технологий.

Информационные технологии, как один из компонентов целостной системы обучения, облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой обучающийся будет активным и равноправным участником образовательной деятельности. Целью этих технологий является усиление интеллектуальных возможностей обучающихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения.

В данных методических рекомендациях представлена технология проектирования образовательной среды, особенности образовательной среды профессиональной образовательной организации БУ «Мегионский политехнический колледж» и ее связь с образовательным пространством обучающихся. Методические рекомендации по использованию информационных технологий при реализации образовательной программы учебной дисциплины «Физическая культура» будут способствовать повышению результативности в обучении и развитию учебной мотивации обучающихся на уроках физической культуры, помогут молодому преподавателю донести в доступной форме обучающимся материал, так как содержат различные методы, приемы обучения и рекомендации.

  1. Использование информационных технологий

при реализации образовательной (рабочей) программы

Информационная технология – это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления, а цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

- повышение эффективности и качества процесса обучения;

- повышение активности познавательной деятельности;

- углубление межпредметных связей;

- увеличение объема и оптимизация поиска информации;

- развитие различных видов мышления, развитие коммуникативных способностей;

- эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

- формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется недостаточное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволит эффективно решить эту проблему.

Задача преподавателя – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Подготовка и проведение занятий с компьютерной поддержкой требуют от него много времени и терпения, но зато приносят большое удовлетворение и обучающимся, и преподавателю. Таким образом, основной целью использования информационных технологий является повышение эффективности занятий. А для успешного освоения программы учебной дисциплины необходимо создать информационно-образовательную среду, которая предоставит обучающимся свободный доступ к информационному обеспечению (электронные учебники, методические пособия, справочники, энциклопедии и др.), необходимым разделам курсов по смежным областям знания; практикумам; проектам.

Информационные технологии используются в обучении на следующих этапах:

при изучении нового материала;

на этапе закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

при повторении и актуализации материала;

на этапе промежуточного и итогового контроля достигнутых результатов обучения;

при подготовке докладов, рефератов по заданным темам с использованием информационных технологий;

при освоении физических упражнений различной направленности: занятия дополнительными видами спорта, подготовка к выполнению нормативов (ГТО).

Основу рабочей программы составляет содержание, соответствующее требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения образовательной программы, формирования у обучающихся необходимых компетенций.

Изучение учебной дисциплины «Физическая культура» направлено на использование физкультурно-оздоровительной деятельности для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, на понимание роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека, на знание основ ведения здорового образа жизни. Кроме того, занятия физической культурой способствуют умениям организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Содержание программы предусматривает развитие у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, акцентирует внимание на формировании навыков самостоятельной работы с информацией. Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся Мегионского политехнического колледжа успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности.

  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Физическая культура»

(группа Р-17 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», 1 курс)

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

1

2

3

Раздел 1.

Легкая атлетика

Практическая часть

54

Спринтерский бег 20,30,60,100 м. Прыжок в длину. Прыжок в высоту. Кросс 500 м. Бег по пересеченной местности 1000 м. Кросс 1000,2000,3000 м. Метание гранаты. Метание м/мяча. Эстафетный бег. Челночный бег

Самостоятельная работа:

Кроссовая подготовка. Бег по пересеченной местности. Комплексы упражнений.

Освоение физических упражнений различной направленности: занятия дополнительными видами спорта, подготовка к выполнению нормативов (ГТО). Участие в спортивных соревнованиях и спортивных мероприятиях.

Подготовка докладов, рефератов, проектов по заданным темам с использованием информационных технологий

36

2

Раздел 2.

Гимнастика

Практическая часть

20

Висы и упоры. Подъемы, спады, обороты. Стойки. Акробатические упражнения

Самостоятельная работа:

Подтягивание на перекладине. Отжимание. Комплексы упражнений.

Освоение физических упражнений различной направленности: занятия дополнительными видами спорта, подготовка к выполнению нормативов (ГТО). Участие в спортивных соревнованиях и спортивных мероприятиях.

Подготовка докладов, рефератов, проектов по заданным темам с использованием информационных технологий

34

2

Раздел 3.

Спортивные игры

Практическая часть

Волейбол. Баскетбол. Отработка и совершенствование технических элементов игры

68

Самостоятельная работа:

Совершенствование технической подготовки в спортивных играх (по выбору). Комплексы упражнений.

Освоение физических упражнений различной направленности: занятия дополнительными видами спорта, подготовка к выполнению нормативов (ГТО). Участие в спортивных соревнованиях и спортивных мероприятиях

54

Подготовка докладов, рефератов, проектов по заданным темам с использованием информационных технологий

3

Раздел 4.

Лыжная подготовка

Практическая часть

26

Прохождение дистанции 1 км, 2 км, 3 км, 5 км. Попеременный двухшажный ход. Одновременные ходы. Подъемы. Спуски. Торможения с горки. Эстафета

Самостоятельная работа:

Прохождение дистанции 1 км, 2 км, 3 км, 5 км. Комплексы упражнений.

Освоение физических упражнений различной направленности: занятия дополнительными видами спорта, подготовка к выполнению нормативов (ГТО)

Участие в спортивных соревнованиях и спортивных мероприятиях.

Подготовка докладов, рефератов, проектов по заданным темам с использованием информационных технологий

34

3

Итого:

336

III. Использование информационных технологий в обучении

В профессиональных образовательных организациях структура каждой дисциплины разнообразна, но общий принцип один – задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача преподавателя заключается в выборе таких методов обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся в полной мере проявить свою активность, творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Специфика урока физической культуры не позволяет использовать информационно-коммуникативные технологии в том объеме, в котором они используются на других уроках, так как основное направление обучения предмету – двигательная активность. Но реалии современной жизни таковы, что преподаватель и обучающийся должны не просто уметь пользоваться компьютером, а органично вписывать работу с ним в урок, процесс подготовки к нему, либо во внеурочное мероприятие.

Ниже прилагаются методические рекомендации для молодого преподавателя по использованию информационных технологий при реализации образовательной рабочей программы.

Первоначально одной из форм использования информационных технологий для преподавателя физической культуры – это составление электронных текстовых документов:

- календарно – тематическое планирование;

- годовое планирование учебного процесса и тренировочных занятий;

- планы работ по семестрам и поурочное планирование;

- все виды текстовых документов: заявки, отчеты, положения о соревнованиях, протоколы соревнований, объявления, поздравления, печатание грамот и др.

Следующая форма при работе – работа с таблицами в программе MS Office Excel, которая даёт возможность использования электронных таблиц и работу с ними при проведении соревнований различного уровня с большим количеством участников, быстрое подведение итогов соревнований и т.д.

Подготовка проектов по заданным темам с использованием информационных технологий позволяет решать сразу несколько задач: развитие личностных компетентностей обучающихся; интегрированность процесса обучения; экономия времени на самом уроке.

Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности с использованием информационных технологий в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при получении высшего образования. Проекты на уроках физической культуры - это проекты по исследованию влияний физической культуры на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных дисциплин. У обучающихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Как правило, презентации выполняются на хорошем уровне, обучающиеся ищут материал в Интернете, у них повышается интерес к дисциплине, расширяется кругозор.

Применение электронных презентаций позволяет эффективно изучать большой объём теоретического материала, их целью могут быть:

- актуализация знаний;

- сопровождение объяснения преподавателем нового материала;

- первичное закрепление знаний;

- обобщение и систематизация знаний.

Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья обучающихся. На уроках физической культуры показ презентаций позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол и т.д.). Преподаватель, работая с презентацией, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания материала в группе. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится обучающимся.

Результатами использования презентаций на уроках физкультуры являются:

- абсолютная доступность при любой физической подготовленности;

- заинтересованность обучающихся в изучении техники приемов игры волейбол и баскетбол, других видов спорта (Приложение 2).

Другой формой использования является применение тестирующих программ. Использование компьютерных тестов на теоретических уроках физической культуры даёт возможность:

- осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения;

- вносить обоснованные изменения в учебный процесс;

- достоверно оценивать качество обучения и управлять им.

Компьютерные тесты могут содержать неограниченное количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования. Тесты используются на любом этапе обучения. Использование тестов при подготовке к олимпиадам по физической культуре позволяет объективно оценить теоретические знания обучающихся. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью информационных компьютерных технологий предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить у обучающихся знание и незнание материала. Использование компьютерных тестов на теоретических уроках физической культуры дает возможность:

- осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения;

- вносить обоснованные изменения в процесс преподавания;

- достоверно оценивать качество обучения и управлять им.

Другой из важных форм работы современного преподавателя является создание и использование личного интернет-сайта. Сайт может быть важнейшим инструментом организации учебно-познавательной деятельности обучающихся вне урока. Главное назначение сайта – помочь им через тематические странички сайта получить дополнительные материалы к урокам, зачётам. Использование интернет-сайта преподавателя помогает формировать информационную компетенцию обучающихся, повышает эффективность обучения, сайт экономит время и средства на подготовку к уроку, позволяет использовать материалы сайта для домашних заданий и работы на уроках, для подготовки к экзамену по предмету. Сайт для современного преподавателя – это своего рода одно из условий его профессионального роста, презентация своего педагогического опыта большой аудитории коллег.

Использование информационных технологий как современных педагогических технологий позволяют преподавателю достичь в ходе проведения уроков физической культуры максимальных результатов в решении таких задач, как:

- интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий (повышение эффективности и качества процесса обучения; повышение активности познавательной деятельности; увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации);

- развитие личности обучаемого, подготовка к комфортной жизни в условиях информационного общества (развитие коммуникативных способностей; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность);

- работа на выполнение социального заказа общества (подготовка информационно грамотной личности; осуществление профориентационной работы в области физической культуры).

Таким образом, при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование информационных технологий, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, расширять общий кругозор.

Компьютерные технологии отличаются направленностью на личность обучающегося. В их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности обучающегося. Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: обучающегося и преподавателя. Преподаватель не только учит, воспитывает, но и стимулирует обучающегося к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.

Заключение

Использование информационных технологий помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей обучающихся, их уровня обученности. Информационные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают возможность для творчества. От того, насколько легко и быстро преподаватель и обучающиеся могут получить доступ к огромным объемам информации в самых различных условиях, в значительной степени зависит успех образования. И, таким образом, главная задача каждого преподавателя - не только дать обучающемуся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству, воспитывая таким образом активно мыслящую личность.

Нормативно-правовые документы

по использованию информационных технологий

При реализации образовательной (рабочей) программы следует руководствоваться следующими документами:

Федеральный закон от года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ N Пр-212);

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (в области образования);

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ N Пр-212);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: