Эссе учителя родного языка и литературы.

Баир Чечек Уйнук-ооловна. Аттестация 2023 год.

Эссе учителя родного языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_bair.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

                               Эссе    «Мои методические находки»

Автор: учитель родного языка и литературы Баир Ч.У. МБОУ СОШ с. Торгалыг

     Мудреца спросили однажды, как он приобрел такое   множество знаний. «Постоянно спрашивая о том,  чего я не знал», - ответил он.

     Эта притча ярко показывает суть учительской профессии: учитель должен учиться всю жизнь, ибо до тех пор, как сказал К.Ушинский, учитель до тех пор учитель, пока он учится. Образованный человек  отличается от необразованного тем, что продолжает считать свое образование незаконченным. 

      Я учусь быть учителем с тех пор, как в 1998 году поступила в Кызыльское педагогическое училище, отделение начальных классов. А может быть, это началось, когда я семилетним ребенком   с  племянницей  Оюмой   играли в  школу, как всегда я была учительницей. Каждое утро положила   разные книги в сумку и ушла  учить сестру через улицу.  Помню  как я ей объясняла цвета радуги, а она то ли нарочно, то ли правда не знала, ответила неправильно. А я её ругала, как на уроках моего первого  учителя  Зои Донгаковны Байкарова Она, привила мне стремление познавать все больше и больше. Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. В 2011 году я заочно окончила Тывинский государственный университет по специальности «Учитель родного языка и литературы».

       Моя педагогическая деятельность как учителя родного языка и литературы направлена на формирование личности, любящей свой родной язык и литературу, традиции и обычаи своего народа, а также знающей  и уважающей язык и культуру других народов и обогащение словарного запаса, развитие связной речи на уроках родного языка и литературы. Активизация словарного запаса, развитие устной и письменной речи учащихся – одна из главных задач уроков родного языка. Основная идея этой методики – предоставление каждому ребенку на уроках наиболее полных возможностей для развития устной и письменной речи, последовательного и логического изложения своих мыслей.

Но как достичь этой цели?  Какими методами и приемами методики преподавания учить детей?  Хватит ли только одного воспитания на традициях своего народа?   Ребенок, воспитанный только по народной педагогике своего народа и не знающий язык и культуру других народов сможет ли чувствовать себя комфортно в другом культурном обществе?

   Проанализировав вышеуказанные вопросы, сделала следующий вывод:

1.      С  хорошим знанием своего родного языка, литературы и культуры своего народа ученик приобретет лучшие качества этнической культуры своего народа, но не может реализовать свои возможности в другом культурном сообществе.

Как учитель родного языка и литературы я с болью наблюдаю, что наш родной язык, язык доброго и мудрого народа, так и не стал языком практического пользования, как на бытовом, так и на государственном уровне.                                              Чтобы тувинский язык стал поистине востребован в первую очередь самими тувинцами, затем представителями других народов, проживающими в Туве, очень много должны  сделать мы – учителя тувинского языка и литературы.

      Моя методическая тема по самообразованию – обогащение словарного запаса, развитие связной речи на уроках родного языка и литературы. Активизация словарного запаса, развитие устной и письменной речи учащихся – одна из главных задач уроков родного языка. Основная идея этой методики – предоставление каждому ребенку на уроках наиболее полных возможностей для развития устной и письменной речи, последовательного и логического изложения своих мыслей. Элементами являются выполнение разнообразных заданий по развитию речи, тематический учет знаний.

       Как научить детей грамотно писать, свободно и красиво выразить свои мысли на родном языке? Применение игровых форм, нетрадиционных форм обучения, открытие нового на каждом уроке, контроль за знаниями, умениями, навыками учащихся – вот обязательные условия успешной работы. Каждый урок родного языка представляет собой одну из лесенок длиной лестницы по формированию языковой компетенции.  Урок по развитию речи должен представлять собой тематическое, логическое, эмоциональное единство. В процессе активизации каждой усваиваемой на уроке дозы лексики, учащиеся овладевают навыками составления связной речи. Методика предполагает охват на уроке связной речевой деятельности всех детей и каждого в отдельности.

Основные этапы:

1.    Перспективно-опережающий  подход в обучении.

2.     Формирование  стилистических навыков, чувство слова, логики выразительности повествования.

3.     Все виды деятельности учителя и ученика на уроке нацелены в конечном счете на развитие речи ребенка.

         Лысенкова Софья Николаевна- учитель начальных классов Москвы, Народный учитель СССР, решила неразрешимую задачу одновременного обучения детей с разными развития без дополнительных занятий, без каких бы то ни было «выравниваний», без помощи родителей.  

          Ее основными концептуальными положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).  

           Перспективная (последующая после  изучаемой)  тема дается на каждом уроке малыми дозами (5—7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами.

      С помощью комментированного управления: средний и слабый тянутся за сильным учеником; развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления; ученик ставится в положение учителя, управляюшего  классом.

      Используя инновационную образовательную технологию,  создаются условия для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приёмы (дедукция,  индукция,  анализ, синтез, сравнение и т. д.). Также в ходе реализации программ идёт профессиональный рост самого учителя.

      В процессе внедрения образовательной технологии перспективно-опережающего обучения  предполагается изучить трудности в морфологии и синтаксиса родного языка, литературный анализ стихотворения.

    Опыт имеет большую значимость. Дает полные возможности для развития личности, воспитать средствами словесности, сотворчество учителя и ученика. Имеются условия реализации данного опыта. Через традиционные, не традиционные уроки, уроки по народной педагогике. Достаточно дополнительная литература к урокам развития речи, наглядные пособия, материалы межпредметных связей (русский язык, литература, история Тувы, география Тувы).

      В своих уроках я активизирую словарный запас учащихся новыми словами (исконно тувинскими, заимствованными). Каждый урок начинается с словарной минуты, стараюсь дать хотя бы минимум дозы лексики (2-3 слова). Анализ текста, работа по тексту – основные виды моей работы по развитию речи, начиная с 5 класса. С 5 класса дети должны усвоить такие понятия как стили речи, виды речи. Начиная с простого они должны перейти в следующих классах на более усложненные анализы текста. В процессе работы с текстом дети пополняют словарный запас новыми словами, употребляют в речи синонимы, омонимы, антонимы. Здесь уже заложен фундамент для усвоения большой дозы лексики.

      На уроках родной литературы большое внимание уделяю на чувства слова, логики изложения, выразительности повествования. Здесь опять таки работа со словом, составление глубокой мысли, формирование ритмически организованной речи. Это можно достичь если на каждом уроке обратить внимание на речевую деятельность ученика, открыть ему доступ на развитие речи, в конечном счете это дает возможность на пробуждение их творческих возможностей. 

      В 6 «а», «б» классах при развитии речи можно опираться на личный опыт учащихся, дать такие темы сочинений, в основе которых лежит личное сопереживание, увиденное, услышанное. Например, «Интересное событие», «Мой любимый герой», «Однажды…», «Путевые заметки», «Самый близкий друг». Работа по картине – основное направление в развитии речи. Здесь дети основной упор делают на знание языковых средств (сравнение, метафоры, эпитеты) и употребляют в составлении связной тематической речи.

       Уроки литературы в 10 — 11 классах. Что это такое? Какими они должны быть? Они, уроки в 10 - 11 классах, должны быть творческими, рассчитанными на самостоятельное добывание знаний. Знание текста плюс работа мозга. Как бывает интересно работать с учениками, прочитавшими произведение! Можно дискутировать, высказывать свою точку зрения на поступки героев. Можно обойтись без учебника. Но это редкость. На уроке должна вестись работа над словом. Нужно учить высказываться, владеть монологической речью.  В старших классах подбор лексики умножается при изучении произведений, большое внимание уделяем на определение историзмов, архаизмов, терминов, диалектизмов.  Дети должны уметь делать языковый анализ текста. В этом случае работа со словом тоже имеет доминирующее место.

      При написании сочинений, изложений ведется не только устное развитие речи, а параллельно идет развитие письменной речи. Научить навыков правильного составления предложений, диалогов, прямой речи, употребление вводных слов, обращений, монологической речи.

       Работа по развитию речи не должна вестись не только на уроках а можно во внеклассных мероприятиях.  Это дает большой багаж знаний, обогащение словарного запаса все новыми словами.

       Для того, чтобы на деле реализовать  свою мысль мною разработана образовательная программа кружка «». Проводится 1 час в неделю, с целью развития устной речи. Читали стихотворения тувинских писателей, на I  полугодие, а на  II  полугодие - на УНТ.

       Результативность работы видна в экзаменационных работах учащихся, у них уже сработаны навыки  написания сочинений, изложений.

      Много работ проделана учащимися по развитию речи, раскладушки тематические, рефераты по лексике, по литературе на разные темы. В дальнейшем планируем собрать предметы-утвари  национального обихода в быту, материалы из журналов, газет.  По моему мнению, проделано и достигнуто немало. Сделаны различные зоны, игры. Проводимые мною дидактические игры на занятиях, развлечениях дают положительный результат. У моих детей развита связная речь, дети начали свободно выражать свои мысли и с удовольствием сами играют с дидактическими материалами.

        Система разработок по инновационной деятельности дает успешные  результаты. Работы для учителя-словесника - непочатый край. Так было всегда, и так должно быть.

        Вся ваша жизнь - это школа и дом. Сегодня, оглядываясь в свою педагогическую деятельность, с  удовлетворением могу назвать себя счастливой. Да было все: и удачи, и неудачи. Но не жалею, что выбрала себе такую дорогу в жизни.

       Хочется закончить свое эссе замечательными словами доктора педагогических наук, профессора, основоположника этнопедагогики Геннадия Никандровича Волкова «…Человек должен воспитываться как представитель своего народа, своей культуры, но нельзя замыкаться только в своей культуре, развитие происходит только в интеграции культур, на основе общечеловеческих отношений».