МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Василевский Владимир Александрович

На этой странице представлен материал и краткое описание моей педагогической деятельности, наблюдения из опыта работы

ЧТО ТАКОЕ ОБЖ?

Я УЧУ ДЕТЕЙ "СОХРАНЯТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ".

РАЗМЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С ВЫСОТЫ ПРОЖИТЫХ ЛЕТ

Главная задача научить   понимать   каждого  ученика:  дисциплина во всех сферах жизни, правильный образ жизни:  без вредных привычек   сохранит самое дорогое, что есть у человека - ЖИЗНЬ

« Обучение через всю жизнь»

«Жизнь прожить – не поле перейти», - гласит известный афоризм. «Старая присказка», - подумают многие. «Истина в последней инстанции», - возразят школьные учителя. Ещё вчера обучение в школе осуществлялось в нормативной стратегии, сегодня это уже стратегия развивающего обучения, а завтра… Завтра, вернее уже сегодня, мы должны выпустить в жизнь личность, умеющую существовать в постоянно изменяющихся условиях, готовую к профессиональной деятельности в конкурентной среде, личность компетентную. Может быть, поэтому каждый преподаватель - будь то физик, биолог, математик, филолог - уверен, что именно его предмет является в школьной практике главным, поскольку не только готовит ученика к будущей взрослой жизни, но и позволяет сформировать в ученике все те компетенции, которые нашли отражение в новых ФГОСах. К сожалению, порой мне приходится слышать, что «Основы безопасности жизнедеятельности» - дисциплина несерьезная, проходная по отношению к русскому языку, математике или английскому. Позвольте не согласиться. Если философские и духовно-нравственные искания героев становятся предметом разговора на уроках предметов гуманитарного цикла, рациональное начало доминирует в точных науках, на уроках химии и биологии ребят учат «зрить в корень», то закрепить полученные знания на практике помогают уроки основ безопасности жизнедеятельности.

Мой опыт работы учителем ОБЖ подтверждает, что в нынешней системе образования, пожалуй, нет такого сложного и до конца ещё не освоенного предмета, каким является курс ОБЖ. Жизнь доказывает, что в дальнейшем, после окончания школы, знание некоторых предметов может и не пригодиться, а вот знания, полученные на уроках ОБЖ, применяет на практике каждый. Конечный результат изучения моего предмета не сводится к получению высокого балла на ЕГЭ. Моя задача – выпустить ребенка в жизнь с определенным багажом знаний: как вести себя в той или иной чрезвычайной ситуации, как выжить самому и помочь другим. Ведь любой человек в какой-то момент может оказаться в таком положении, и тогда от грамотных действий может зависеть не только собственное благополучие, но жизнь и здоровье близких людей. Таким образом, повышение практической направленности образования – одно из направлений моей деятельности.

На данном этапе работы считаю необходимым акцентировать внимание на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ. «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик», - утверждал Л.Н.Толстой. Трудно не согласиться с мнением классика: в современной школе качество преподавания курса ОБЖ зависит не только от профессиональной подготовки учителя, но и умения организовать внеурочную деятельность учащихся, умения налаживать социальное партнерство.

В последние годы актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой области, но управлять природными явлениями, противостоять стихиям в полной мере оно пока не может. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Очевидно, что в таких условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в ситуациях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение опасности. Действительно, ХХI век - это время природных и техногенных катастроф: взрывы атомных электростанций, смерчи, наводнения, пожары, землетрясения…Зачастую, анализируя произошедшее, люди осознают, что им не хватило знаний и навыков, чтобы последствия той или иной катастрофы не были так печальны. Именно поэтому возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.

Исходя из современных требований, основными целями курса «Основы безопасности жизнедеятельности» являются:

  • формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств,
  • обеспечение психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям,
  • воспитание бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите.

Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие. Поэтому одной из главных задач общеобразовательной школы является передача учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности. Такое обучение осуществляется в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Одной из главных задач курса является воспитание «личности безопасного типа», хорошо знакомой с различными видами экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Изучение курса позволяет учащимся получить систематизированное представление об опасностях, о прогнозировании и поведении в чрезвычайных и опасных ситуациях, оценить влияние последствий этих ситуаций на жизнь и здоровье людей и выработать алгоритмы безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Проводя занятия по ОБЖ, я постоянно задумываюсь над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь». Поэтому в своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ. На протяжении многих лет эти проблемы требовали рассмотрения, изучения и творческого поиска путей их положительного разрешения.

Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, необходимо использовать различные педагогические технологии. В своей педагогической деятельности я опираюсь на основные направления государственной политики России в области образования в соответствии с законом РФ «Об Образовании», с государственными стандартами изучения основ безопасности жизнедеятельности, с нормативными документами управления образования, с уставом школы.

Объектом исследования является процесс обучения, а предметом - формы его организации.

Для себя я определил цель: изучить особенности использования технологий, способствующих активизации деятельности учащихся в процессе обучения ОБЖ. Предполагаю, что, если в своей деятельности учитель применяет технологии, способствующие активизации деятельности учащихся, то процесс обучения должен стать более результативным, а значит, повысится заинтересованность и качество знаний учащихся.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

-изучить и проанализировать литературу по педагогическим технологиям;

- рассмотреть технологии, способствующие активизации учебной деятельности учащихся на уроке;

- дать оценку эффективности применения данных технологий в процессе обучения.

Оптимальной технологией для реализации поставленных задач является, на мой взгляд, технология социального проектирования, в основу которой положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который полу­чается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Именно поэтому в своей практике стараюсь сделать оптимальный выбор форм, методов и средств обучения в зависимости от содержания материала, подготовленности и интересов учащихся, оптимально сочетаю традиционные и инновационные образовательные технологии. Считаю, что внедрение инновационных технологий, оказывающих эффективное влияние на воспитание, развитие, социальную адаптацию, защиту прав и законных интересов учащихся школы, является важным в педагогической деятельности современного учителя.