Проект «Создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ»

Трапезина Елена Константиновна

Актуальность проекта

     Созданию адекватной предметной среды в дошкольной образовательной организации всегда уделялось достойное место, поскольку она является важнейшим условием хорошего  самочувствия и развития дошкольников. В связи с  принятием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования появились новые приоритеты и ориентиры в создании предметной среды.  Были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.

     Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

     В  нашем детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.

Исходя из этого, я разработала  проект «Организация развивающей предметно - пространственной среды в условиях ФГОС ДО»

Цель проекта: Проектирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО.

Задачи проекта:

-изучить новые подходы в организации развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

-повысить знания компетентности педагогов в разработке развивающей  предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО.

-организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;

-создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

-содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 г. - декабрь 2017.г

Ожидаемые результаты реализации проекта

Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС.

В соответствии с ФГОС предметная среда должна обеспечить:

-максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ОО;

-наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

-охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию способностей их развития;

-возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых4

-двигательную активность детей, а также возможность  для уединения.

 

Нормативно-правовая база проекта

Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26

Устав ДОУ

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

        

Сроки реализации проекта

Мероприятия

Подготовительный этап: сентябрь 2015 - январь 2016г

 

сентябрь

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

 

сентябрь

 Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.

 

октябрь

Мониторинг образовательных потребностей и анализ профессиональных затруднений педагогического коллектива по вопросам РППС согласно ФГОС ДО.

ноябрь

Сбор информации и подготовка аналитических материалов по результатам мониторинга оценки стартовых условий

ноябрь

Разработка рекомендаций по созданию РППС согласно ФГОС ДО.

декабрь

 Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.

декабрь

 Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды

Реализационный этап  январь 2016 г. – сентябрь 2017г.

«Организационно – методическое сопровождение»

январь

 

Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение организации РППС согласно ФГОС ДО.

Февраль

Проведение педагогического  совета «Предметно-развивающая среда, как основа развития детей дошкольного возраста».

Январь-август

Сопровождение молодых специалистов по вопросам РППС согласно ФГОС ДО

Март

Изучение и внедрение в практику новых подходов к организации РППС, обеспечивающих полноценное развитие воспитанников согласно ФГОС ДО.

Январь-август

 Консультации на темы:

«Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению»

«Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС)

 «Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»

«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»

«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в группах ДОУ».

Март

Организация выставки методической литературы и пособий по созданию РППС.

Апрель

Деловая игра с педагогами  «Знатоки предметно-пространственной среды в ДОО»

Март-май

Создание РППС, согласно образовательных областей ФГОС ДО (центров): - речевое развитие, - познавательное развитие, - физическое развитие, - социально- коммуникативное развитие, - художественно – эстетическое развитие.

Май

Разработка перечня игрового материала каждой образовательной области

Июнь

Анкетирование педагогов: изучение их отношения к необходимости изменений, в построении развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с ФГОС

Июль

 Приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий

Сентябрь

Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды.

 

Сентябрь

Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии ФГОС»

 

Заключительный этап  октябрь 2017 г. – декабрь 2017 г.

Октябрь

 

Смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

 

Ноябрь

Создание и представление  презентаций

Декабрь

Определение перспектив развития дошкольного учреждения по вопросам РППС согласно ФГОС ДО.

  

     Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

     Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

     Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т.к. группа детского сада  для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня.

   На сегодняшний день можно говорить о позитивных факторах:

Педагогический коллектив быстро адаптировался к новым ситуациям, проявил гибкость, находил решения сложных вопросов, используя разные источники информации: текстовые, электронные, интернет – ресурсы.

 В групповых помещения создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможность для организации различных видов игр с детьми, а также для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией.

 Созданная РППС в дошкольном учреждении способствует реализации личностно – ориентированного подхода, который предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей ребенка, построение с ним партнерских отношений, диалога.

 РППС стала вариативной – в групповом помещении в наличии различные пространства, разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей и возможность самовыражения каждого ребенка.

 Исходя от интересов и запросов воспитанников игровой материал периодически сменяемый – появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Каждое групповое помещение имеет индивидуальный стиль  по расположению мебели, игрового материала, эстетическому оформлению и цветовой гамме.

 РППС создает условия для сотрудничества и сотворчества педагогов и воспитанников, их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов среды.

     Педагогический коллектив ДОО не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации РППС продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

 

Список литературы:

1.В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993

2.В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. - М., 1989

3. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

4.ФГОС ДО.

5.ДО Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26

6.Журнал «Старший воспитатель» №8, 2014 г.

7.Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста./О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Морич.-М.: Федеральный институт развития образования, 2014.-96 с.