Кружковая работа

Шилкина Елена Анатольевна
  • Программа кружка "Зеленый огонек"
  • Программа кружка "Светофорик"
  • Программа кружка "Шахмеатный мир"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план кружка «Светофорик»

в подготовительной к школе группе

Пояснительная записка

          Самое дорогое у человека – это жизнь.  А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем всё новое и неизведанное для него.

     Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

     В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.

Актуальность программы

Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на дорогах являются одной из причин дорожно - транспортных происшествий. Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению являются и дети.  Поэтому обеспечение безопасности на дорогах становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

   Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки  правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека.

    Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.

     В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое  значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.

Цель программы

    Цель программы  изучения правил дорожного движения, и поведения на     улице является:

- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;

- развитие психофизиологических качеств ребенка;

- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Основные задачи:

- Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта, знаками, правилами дорожного движения.

- Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.

 - Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.

Ожидаемые результаты:

- Овладение базовыми правилами поведения на дороге; культурой поведения в процессе общения с дорогой;

- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

-  Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;

- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

 

Сентябрь ( 4 часа)

Время

Тема

Цели

1 неделя

Кто есть кто на дороге

 Расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила.

2 неделя

Как появились правила дорожного движения

Познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять.

3 неделя

Как рождаются опасные ситуации на дороге

Учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице, дороге и стараться её избегать.

4 неделя

Как устроен светофор

 Познакомить детей с историей появления светофора, объяснить почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры.

Октябрь ( 4 часа)

1неделя

Знай и выполняй правила уличного движения

Расширять у детей представления о безопасном поведении на улицах города; закреплять знания детей о правилах дорожного движения и о назначении дорожных знаков.

2неделя

Безопасный перекрёсток

Дополнить представления детей о движении машин на перекрестке; закрепить знания детей об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом светофором перекрестке; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехстороннего светофора.

3неделя

Транспорт нашего города (часть 1)

Расширять знания о том, какой бывает транспорт (пассажирский транспорт, легковые, грузовые машины, машины специального назначения (скорая, пожарная машина, патрульная машина, экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетономешалка и другие)); закрепить знания о видах общественного транспорта.  

4неделя

Транспорт нашего города (часть 2)

Расширять представления детей о правилах поведения в общественном транспорте; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилами поведения в нем.

Ноябрь ( 4 часа)

1неделя

Моя дорожная грамота.

(1)

Расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания дошкольников о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить с детьми информационно-указательные и запрещающие дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».

2неделя

Моя дорожная грамота.

(2)

Расширять знания детей о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и др.

3неделя

Моя дорожная грамота.

(3)

Продолжать учить детей различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки; закрепить назначение знаков сервиса.

4неделя

О чем говорят дорожные знаки.

        

Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге; расширять у детей представления о назначении дорожных знаков; знакомить с новыми дорожными знаками.

Декабрь ( 4 часа)

1неделя

Дорога до школы

Дать представление детям о безопасном пути от дома к школе; учить использовать знания правил дорожного движения при передвижении без взрослого; развивать у детей ориентировку в окружающем и умение наблюдать за движением машин по проезжей части  и во дворе.

2неделя

Опасный перекрёсток

(1)

Расширять представления детей о движении транспорта на перекрёстке; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью  светофора на перекрестке.

3неделя

Опасный перекрёсток

(2)

Закреплять знания детей об особенностях движения транспорта на перекрестке; дать представление о том, как переходить улицу на перекрестке, где нет пешеходного светофора.

4неделя

Зачем нужны правила дорожного движения?

Активизировать познавательный интерес детей  к ПДД.  Продолжать знакомить со всеми видами дорожных знаков. Воспитывать желание узнать новое. Беседа-диалог : вопросы к детям поискового характера (зачем нужны правила дорожного движения?)

Февраль ( 4 часа)

1неделя

Игра-викторина «Знаки  на дорогах»

Определить, как дети усвоили правила безопасности движения; закрепить знания о сигналах светофора; воспитывать у детей внимательность, сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения; быть взаимовежливыми между собой и окружающими.

2неделя

Игровой тренинг

Развивать находчивость, воображение, фантазию, двигательную активность. Воспитывать доброжелательность, желание неукоснительно соблюдать ПДД.

3неделя

Выступление агитбригады перед малышами

Создать положительный настрой, воспитывать грамотных участников дорожного движения. Развивать осознание ответственности перед младшими детьми.

4неделя

Мы пассажиры

Расширять знания детей о пассажирском транспорте; продолжать знакомить с правилами поведения при ожидании транспорта, в транспорте, правилах входа и выхода в легковой транспорт.

Март( 4 часа)

1неделя

Правостороннее, одностороннее, двухстороннее движение транспорта.

Знакомить детей с разными видами движения на дороге. Показать и дать попробовать детям на практике  используя  автогородок на территории детского сада побыть в роли водителей и пешеходов.

2неделя

Опасные ситуации на дороге.

Учить детей предвидеть опасность возникающую на улице и стараться её избегать.

3неделя

Путешествие на автобусе

Уточнить знания  детей о правилах поведения в общественном транспорте. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

4неделя

Сказка быль да в ней намек, добрым молодцам урок!

На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций.

Апрель( 4 часа)

1неделя

Ребёнок на улицах города

Закреплять умения детей ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях; воспитывать культуру поведения на улице, взаимоуважение в игре; упражнять внимание и память.

2неделя

Беседа « Если ты потерялся в городе»

Учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации.

3неделя

Занятие-развлечение  «Дорожная Азбука»

Обобщить знания детей правил дорожного движения, правил поведения на улице, полученных на занятиях через эмоциональное восприятие;
довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения; развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление; воспитывать грамотного пешехода.

4неделя

Опасные шалости

Закреплять знания детей о безопасном поведении в транспорте, на улице, на дороге.

Май( 4 часа)

1 неделя

Устройство проезжей части

Продолжать формировать представление об основных элементах улицы (тротуар, проезжая часть, «зебра», осевая линия,  «островок безопасности»), правилах поведения.

2 неделя

Светофор

Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения; формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах и сохранения их здоровья.

3 неделя

Правила дорожные помни всегда!

Выработать у детей с помощью игровых заданий способность к быстрому реагированию и принятию правильных решений в дорожных ситуациях; воспитывать ответственность за последствия своих действий на дороге.

4 неделя

Знатоки дорожной азбуки (мероприятие с родителями)

Продолжать формировать культуру поведения в условиях дорожного движения; стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения; закрепление умений детей правильно и безопасно вести себе на улицах, общественных местах и дорогах города; приобщение родителей к обучению и развитию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

Перспективный план кружка «Светофорик»

в подготовительной к школе группе

Пояснительная записка

          Самое дорогое у человека – это жизнь.  А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем всё новое и неизведанное для него.

     Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

     В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.

Актуальность программы

Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на дорогах являются одной из причин дорожно - транспортных происшествий. Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению являются и дети.  Поэтому обеспечение безопасности на дорогах становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

   Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки  правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека.

    Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.

     В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое  значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.

Цель программы

    Цель программы  изучения правил дорожного движения, и поведения на     улице является:

- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;

- развитие психофизиологических качеств ребенка;

- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Основные задачи:

- Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта, знаками, правилами дорожного движения.

- Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.

 - Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.

Ожидаемые результаты:

- Овладение базовыми правилами поведения на дороге; культурой поведения в процессе общения с дорогой;

- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

-  Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;

- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

 

Сентябрь ( 4 часа)

Время

Тема

Цели

1 неделя

Кто есть кто на дороге

 Расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила.

2 неделя

Как появились правила дорожного движения

Познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять.

3 неделя

Как рождаются опасные ситуации на дороге

Учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице, дороге и стараться её избегать.

4 неделя

Как устроен светофор

 Познакомить детей с историей появления светофора, объяснить почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры.

Октябрь ( 4 часа)

1неделя

Знай и выполняй правила уличного движения

Расширять у детей представления о безопасном поведении на улицах города; закреплять знания детей о правилах дорожного движения и о назначении дорожных знаков.

2неделя

Безопасный перекрёсток

Дополнить представления детей о движении машин на перекрестке; закрепить знания детей об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом светофором перекрестке; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехстороннего светофора.

3неделя

Транспорт нашего города (часть 1)

Расширять знания о том, какой бывает транспорт (пассажирский транспорт, легковые, грузовые машины, машины специального назначения (скорая, пожарная машина, патрульная машина, экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетономешалка и другие)); закрепить знания о видах общественного транспорта.  

4неделя

Транспорт нашего города (часть 2)

Расширять представления детей о правилах поведения в общественном транспорте; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилами поведения в нем.

Ноябрь ( 4 часа)

1неделя

Моя дорожная грамота.

(1)

Расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания дошкольников о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить с детьми информационно-указательные и запрещающие дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».

2неделя

Моя дорожная грамота.

(2)

Расширять знания детей о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и др.

3неделя

Моя дорожная грамота.

(3)

Продолжать учить детей различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки; закрепить назначение знаков сервиса.

4неделя

О чем говорят дорожные знаки.

        

Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге; расширять у детей представления о назначении дорожных знаков; знакомить с новыми дорожными знаками.

Декабрь ( 4 часа)

1неделя

Дорога до школы

Дать представление детям о безопасном пути от дома к школе; учить использовать знания правил дорожного движения при передвижении без взрослого; развивать у детей ориентировку в окружающем и умение наблюдать за движением машин по проезжей части  и во дворе.

2неделя

Опасный перекрёсток

(1)

Расширять представления детей о движении транспорта на перекрёстке; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью  светофора на перекрестке.

3неделя

Опасный перекрёсток

(2)

Закреплять знания детей об особенностях движения транспорта на перекрестке; дать представление о том, как переходить улицу на перекрестке, где нет пешеходного светофора.

4неделя

Зачем нужны правила дорожного движения?

Активизировать познавательный интерес детей  к ПДД.  Продолжать знакомить со всеми видами дорожных знаков. Воспитывать желание узнать новое. Беседа-диалог : вопросы к детям поискового характера (зачем нужны правила дорожного движения?)

Февраль ( 4 часа)

1неделя

Игра-викторина «Знаки  на дорогах»

Определить, как дети усвоили правила безопасности движения; закрепить знания о сигналах светофора; воспитывать у детей внимательность, сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения; быть взаимовежливыми между собой и окружающими.

2неделя

Игровой тренинг

Развивать находчивость, воображение, фантазию, двигательную активность. Воспитывать доброжелательность, желание неукоснительно соблюдать ПДД.

3неделя

Выступление агитбригады перед малышами

Создать положительный настрой, воспитывать грамотных участников дорожного движения. Развивать осознание ответственности перед младшими детьми.

4неделя

Мы пассажиры

Расширять знания детей о пассажирском транспорте; продолжать знакомить с правилами поведения при ожидании транспорта, в транспорте, правилах входа и выхода в легковой транспорт.

Март( 4 часа)

1неделя

Правостороннее, одностороннее, двухстороннее движение транспорта.

Знакомить детей с разными видами движения на дороге. Показать и дать попробовать детям на практике  используя  автогородок на территории детского сада побыть в роли водителей и пешеходов.

2неделя

Опасные ситуации на дороге.

Учить детей предвидеть опасность возникающую на улице и стараться её избегать.

3неделя

Путешествие на автобусе

Уточнить знания  детей о правилах поведения в общественном транспорте. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

4неделя

Сказка быль да в ней намек, добрым молодцам урок!

На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций.

Апрель( 4 часа)

1неделя

Ребёнок на улицах города

Закреплять умения детей ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях; воспитывать культуру поведения на улице, взаимоуважение в игре; упражнять внимание и память.

2неделя

Беседа « Если ты потерялся в городе»

Учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации.

3неделя

Занятие-развлечение  «Дорожная Азбука»

Обобщить знания детей правил дорожного движения, правил поведения на улице, полученных на занятиях через эмоциональное восприятие;
довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения; развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление; воспитывать грамотного пешехода.

4неделя

Опасные шалости

Закреплять знания детей о безопасном поведении в транспорте, на улице, на дороге.

Май( 4 часа)

1 неделя

Устройство проезжей части

Продолжать формировать представление об основных элементах улицы (тротуар, проезжая часть, «зебра», осевая линия,  «островок безопасности»), правилах поведения.

2 неделя

Светофор

Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения; формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах и сохранения их здоровья.

3 неделя

Правила дорожные помни всегда!

Выработать у детей с помощью игровых заданий способность к быстрому реагированию и принятию правильных решений в дорожных ситуациях; воспитывать ответственность за последствия своих действий на дороге.

4 неделя

Знатоки дорожной азбуки (мероприятие с родителями)

Продолжать формировать культуру поведения в условиях дорожного движения; стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения; закрепление умений детей правильно и безопасно вести себе на улицах, общественных местах и дорогах города; приобщение родителей к обучению и развитию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

Перспективный план кружка «Светофорик»

в подготовительной к школе группе

Пояснительная записка

          Самое дорогое у человека – это жизнь.  А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем всё новое и неизведанное для него.

     Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

     В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.

Актуальность программы

Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на дорогах являются одной из причин дорожно - транспортных происшествий. Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению являются и дети.  Поэтому обеспечение безопасности на дорогах становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

   Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки  правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека.

    Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.

     В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое  значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.

Цель программы

    Цель программы  изучения правил дорожного движения, и поведения на     улице является:

- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;

- развитие психофизиологических качеств ребенка;

- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Основные задачи:

- Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта, знаками, правилами дорожного движения.

- Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.

 - Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.

Ожидаемые результаты:

- Овладение базовыми правилами поведения на дороге; культурой поведения в процессе общения с дорогой;

- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

-  Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;

- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

 

Сентябрь ( 4 часа)

Время

Тема

Цели

1 неделя

Кто есть кто на дороге

 Расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила.

2 неделя

Как появились правила дорожного движения

Познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять.

3 неделя

Как рождаются опасные ситуации на дороге

Учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице, дороге и стараться её избегать.

4 неделя

Как устроен светофор

 Познакомить детей с историей появления светофора, объяснить почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры.

Октябрь ( 4 часа)

1неделя

Знай и выполняй правила уличного движения

Расширять у детей представления о безопасном поведении на улицах города; закреплять знания детей о правилах дорожного движения и о назначении дорожных знаков.

2неделя

Безопасный перекрёсток

Дополнить представления детей о движении машин на перекрестке; закрепить знания детей об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом светофором перекрестке; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехстороннего светофора.

3неделя

Транспорт нашего города (часть 1)

Расширять знания о том, какой бывает транспорт (пассажирский транспорт, легковые, грузовые машины, машины специального назначения (скорая, пожарная машина, патрульная машина, экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетономешалка и другие)); закрепить знания о видах общественного транспорта.  

4неделя

Транспорт нашего города (часть 2)

Расширять представления детей о правилах поведения в общественном транспорте; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилами поведения в нем.

Ноябрь ( 4 часа)

1неделя

Моя дорожная грамота.

(1)

Расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания дошкольников о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить с детьми информационно-указательные и запрещающие дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».

2неделя

Моя дорожная грамота.

(2)

Расширять знания детей о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и др.

3неделя

Моя дорожная грамота.

(3)

Продолжать учить детей различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки; закрепить назначение знаков сервиса.

4неделя

О чем говорят дорожные знаки.

        

Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге; расширять у детей представления о назначении дорожных знаков; знакомить с новыми дорожными знаками.

Декабрь ( 4 часа)

1неделя

Дорога до школы

Дать представление детям о безопасном пути от дома к школе; учить использовать знания правил дорожного движения при передвижении без взрослого; развивать у детей ориентировку в окружающем и умение наблюдать за движением машин по проезжей части  и во дворе.

2неделя

Опасный перекрёсток

(1)

Расширять представления детей о движении транспорта на перекрёстке; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью  светофора на перекрестке.

3неделя

Опасный перекрёсток

(2)

Закреплять знания детей об особенностях движения транспорта на перекрестке; дать представление о том, как переходить улицу на перекрестке, где нет пешеходного светофора.

4неделя

Зачем нужны правила дорожного движения?

Активизировать познавательный интерес детей  к ПДД.  Продолжать знакомить со всеми видами дорожных знаков. Воспитывать желание узнать новое. Беседа-диалог : вопросы к детям поискового характера (зачем нужны правила дорожного движения?)

Февраль ( 4 часа)

1неделя

Игра-викторина «Знаки  на дорогах»

Определить, как дети усвоили правила безопасности движения; закрепить знания о сигналах светофора; воспитывать у детей внимательность, сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения; быть взаимовежливыми между собой и окружающими.

2неделя

Игровой тренинг

Развивать находчивость, воображение, фантазию, двигательную активность. Воспитывать доброжелательность, желание неукоснительно соблюдать ПДД.

3неделя

Выступление агитбригады перед малышами

Создать положительный настрой, воспитывать грамотных участников дорожного движения. Развивать осознание ответственности перед младшими детьми.

4неделя

Мы пассажиры

Расширять знания детей о пассажирском транспорте; продолжать знакомить с правилами поведения при ожидании транспорта, в транспорте, правилах входа и выхода в легковой транспорт.

Март( 4 часа)

1неделя

Правостороннее, одностороннее, двухстороннее движение транспорта.

Знакомить детей с разными видами движения на дороге. Показать и дать попробовать детям на практике  используя  автогородок на территории детского сада побыть в роли водителей и пешеходов.

2неделя

Опасные ситуации на дороге.

Учить детей предвидеть опасность возникающую на улице и стараться её избегать.

3неделя

Путешествие на автобусе

Уточнить знания  детей о правилах поведения в общественном транспорте. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

4неделя

Сказка быль да в ней намек, добрым молодцам урок!

На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций.

Апрель( 4 часа)

1неделя

Ребёнок на улицах города

Закреплять умения детей ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях; воспитывать культуру поведения на улице, взаимоуважение в игре; упражнять внимание и память.

2неделя

Беседа « Если ты потерялся в городе»

Учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации.

3неделя

Занятие-развлечение  «Дорожная Азбука»

Обобщить знания детей правил дорожного движения, правил поведения на улице, полученных на занятиях через эмоциональное восприятие;
довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения; развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление; воспитывать грамотного пешехода.

4неделя

Опасные шалости

Закреплять знания детей о безопасном поведении в транспорте, на улице, на дороге.

Май( 4 часа)

1 неделя

Устройство проезжей части

Продолжать формировать представление об основных элементах улицы (тротуар, проезжая часть, «зебра», осевая линия,  «островок безопасности»), правилах поведения.

2 неделя

Светофор

Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения; формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах и сохранения их здоровья.

3 неделя

Правила дорожные помни всегда!

Выработать у детей с помощью игровых заданий способность к быстрому реагированию и принятию правильных решений в дорожных ситуациях; воспитывать ответственность за последствия своих действий на дороге.

4 неделя

Знатоки дорожной азбуки (мероприятие с родителями)

Продолжать формировать культуру поведения в условиях дорожного движения; стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения; закрепление умений детей правильно и безопасно вести себе на улицах, общественных местах и дорогах города; приобщение родителей к обучению и развитию у детей навыков безопасного поведения на дороге.



Предварительный просмотр:

                         Пояснительная   записка

          Самое дорогое у человека- это жизнь. А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все новое и неизведанное для него.

           Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению.они написаны «взрослым»  языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых- доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержание.

Актуальность программы

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, растущие пробки на дорогах являются одной из причин дорожно- транспортных происшествий. Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности на дорогах становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

         Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребность человека.

         Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно- транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная  и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.

             Цель программы: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения; привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте; соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.

Задачи:

  • воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
  • воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения;
  • развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно- транспортной ситуации;
  • формировать личностный и социально- значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
  • обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания;
  • формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения ( ПДД ).

Ожидаемый результат:

  • овладение базовыми правилами поведения на дороге; культурой поведения в процессе общения с дорогой;
  • формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге:
  • привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
  • формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
  • развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Учебный план

Наименование

   День недели

Количество

занятий в неделю

Количество

занятий в месяц

Количество занятий в год

Кружок «Зеленый

огонек»

      Среда

             1

        от 3 до 5

         33

                                     Тематический план

п/п

Тема  занятий

                 Цель  занятия

Планируемая

дата

реализации

Фактическая

дата

реализации

1.

«Кто есть кто на дороге»

Познакомить детей с понятием «участник дорожного движения»

05.10.2016

2.

«Как появились правила дорожного движения»

Познакомить детей с историей правил дорожного движения.

12.10.2016

3.

«Как рождаются опасные ситуации на дороге»

Учить детей предвидеть опасность на дороге.

19.10.2016

4.

«Как устроен светофор»

Познакомить детей с историей появления светофора.

26.10 2016

5.

«Безопасная улица»

Расширить                                               представления о безопасном поведении на улицах города.

02.11.2016

6.

«Безопасный перекресток»

Закрепить знания детей об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом светофором перекрестке.

09.11.2016

7.

«Транспорт нашего города»

Расширить знания детей о городском транспорте; о видах общественного транспорта.

16.11.2016

8.

«Моя дорожная грамота» (1)

Расширить знания детей о правилах пешеходов на проезжей части и на тротуаре.

23.11.2016

9.

«Моя дорожная грамота» (2)

Познакомить детей с информационно- указательными знаками.

30.11.2016

10.

«Моя дорожная грамота» (3)

Познакомить детей с назначением запрещающих и предупреждающих  знаков.

07.12.2016

11.

«О чем говорят дорожные знаки»

Продолжить работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного поведения на дороге.

14.12.2016

12.

«Опасный перекресток»

Продолжить знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью светофора.

21.12.2016

13.

«Зачем нужны правила дорожного движения»

Активизировать познавательный интерес детей к ПДД.

28.12.2016

14.

Игра- викторина

«Знаки на дорогах»

Выявить у детей знание о правилах безопасности дорожного движения.

11.01.2017

15.

Игровой тренинг

Развивать у детей находчивость, воображение, двигательную активность.

18.01.2017

16.

Выступление перед малышами «Школа безопасности для лесных жителей»

Воспитывать грамотных участников дорожного движения.

25.01.2017

17.

« Мы- пассажиры»

Познакомить детей с правилами поведения в пассажирском транспорте.

01.02.2017

18.

«Путешествие    на

автобусе»

Уточнить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте.

08.02.2017

19.

«Опасные ситуации на дороге»

Учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице.

15.02.2017

20.

«Сказка-быль, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Закрепить правила поведения на улице на примере сказочных героев.

22.02.2017

21.

«Пост ГИБДД в моем городе»

Дать детям представления о назначении поста на дороге.

01.03.2017

22.

«Ребенок на улицах города»

Закрепить умение детей ориентироваться на дороге.

15.03.2017

23.

Беседа «Кто самый грамотный пешеход»

Закрепить правила дорожного движения.

22.03.2017

24.

Беседа «Если ты потерялся в городе».

Учить детей правильно оценивать обстановку.

29.03.2017

25.

Развлечение «Дорожная

азбука»

Обобщить знания детей о правилах дорожного движения, поведения на улице, полученные на занятиях.

05.04.2017

26.

«Опасные шалости»

Закрепить знания детей о безопасном поведении в транспорте, на улице, на дороге.

12.04.2017

27.

«По дороге мы шагаем»

Продолжать формировать представление об основных элементах улицы  (тротуар,

проезжая часть, «зебра» )

19.04.2017

28.

«Светофорик – мой дружок»

Закрепить знания о назначении светофора.

26.04.2017

29.

«Правила дорожные помни   всегда»

Учить детей нести ответственность за последствия своих действий на дороге.

03.05.2017

30.

«Путешествие в страну «Светофория»

Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте

10.05.2017

31.

Досуг «Воспитанный пешеход»

Закрепить правила дорожного движения.

17.05.2017

32.

Викторина «Что? Где? Когда?»

Закрепить практические навыки поведения на улице пешехода и водителя.

24.05.2017

33.

«Знатоки дорожной азбуки»

(с родителями)

Приобщить родителей к обучению и развитию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

31.05.2017

Список детей:

1.Абдулхалакова  Рамина

2.Гекман  Саша

3.Гизатуллин  Арслан

4.Есаулков  Илья

5.Кадиев  Динислам

6.Калинин  Даниил

7.Никульшин  Алеша

8.Папанин  Влад

9.Прилуцкая  Ангелина

10.Пухерев  Ваня

11.Тарасова Соня

12.Черкасов  Игорь

Методическое   обеспечение

  1. Уголок «Дорожного движения»  ( настольный )
  2. Центр «Светофорик»
  3. Наглядный материал:

- транспорт различного функционального назначения;

- дидактические игры по ПДД;

- плакаты, иллюстрации, сюжетные картины, отражающие дорожные

  ситуации;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Транспорт»;

- дорожные знаки.

4. Библиотечка «Школа светофорных наук».

Список литературы:

1.Поддубная Л.Б. «Правила дорожного движения»

                              Волгоград, 2007г.

2. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников»

                              Москва, 2011г.

3. Елжова Н.В. «ПДД в детском саду»

                              Ростов-на-Дону, 2011г

4. Баринов Е.В. «Улица, транспорт, дорога»

                             Ростов-на Дону, 2014г.

5.Шарыгина Т.А. «Беседа о правилах дорожного движения»

                               Москва, 2009г.

6.Шарыгина Т.А. «Беседа об основах безопасности с детьми 5-7 лет»

                                 Москва, 2008г.

7.Старцова О.Ю. «Школа дорожных наук»

                                 Москва, 2008г.



Предварительный просмотр:


Автор разработки:

Шишкина Юлия Александровна

срок реализации: 1 год


Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру, -

Сказал ребятам Петя.

- Где бы ни был я, везде

В нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать –

Игры названье угадать!

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю.

Шахматы в детском садике положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.

Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.

Работа кружка рассчитана на детей старших и подготовительных групп (5-7) и проводится 1 раз в неделю по 25-30 минут. . Группа сформирована по желанию детей, а так же с учетом анкетировниия родителей. Кружок проводится в групповой кабинете, где оформлен мини-музей «Шахматный мир».

Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.

В наше время очень актуально обучение игре в шахматы с самого раннего возраста, так как помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

В основу педагогической разработки положен замысел развития креативного мышления у детей, что является  новизной в педагогическом процессе.

Методологические положения носят неоднозначный характер.Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Обоснование проблемы:

- Дети мало знают о шахматах как об игре;

- Нет знаний о правилах игры в шахматы.

Не владеют навыками самостоятельной игры в шахматы.

- Дети плохо ориентируются на плоскости.

Недостаточно развиты умения применять полученные знания на практике.

Основные направления программы:

Формирование элементарных математических представлений;

Интеллектуальное развитие.

Цель : расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы.

Задачи:

Расширять кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;

Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание.

Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам.

Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам.

Режим и структура занятий.

Дети не только учат фигуры и шахматную доску, но и играют в дидактические игры, слушают сказки и рассказы, учавствуют в шахматных турнирах.

Чтобы дети не уставали, на занятиях происходит смена учебной деятельности (чтение, прослушивание музыки, пальчиковые игры, и т.д.).


Формы и режим занятий.

Формы организации деятельности детей:

- групповая;

- парная.

Методы   работы .

  • Игры, конструирование , аппликация.
  • Беседы, работа с наглядным материалом.
  • Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • турниры.

Объем и реализация рабочей программы

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Реализация программы  «Шахматы в детском саду» требует наличия кабинета

        Оборудование кабинета:

дидактические игры для обучения игре в шахматы;

наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;

настольные шахматы;

шахматные столы;

шахматные часы;

обучающие видеоуроки по шахматам;

стимуляторы игр;

уголок «Шахматы» в старшей и подготовительной группах;

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в год: в мае.

Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы.

Ожидаемые результаты после первого года обучения:

 Воспитанники  должны:

иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

различать и называть шахматные фигуры;

правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;

иметь представление об элементарных правилах игры;

играть малым числом фигур;

иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

владеть основными шахматными терминами;

правильно применять элементарные правила игры;

иметь представление о некоторых тактических приемах играть в парах.

Конечные результаты: Дети, прошедшие полный курс обучения по программе «Шахматы», помимо развития навыков шахматной игры, делают значительный шаг в развитии личностных качеств: - умение проявлять настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах; - способны проявлять самостоятельность

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы .

организация турнира.

открытый урок в детском саду:

– в группе,

– в детском саду.

• Участие в конкурсах детского сада.

 Занятия проводятся  четыре раза в месяц, октября по  май (одно занятие в неделю).Продолжительность занятий - 30 минут. 

Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Программа  разработана для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста,  каждое  занятие обеспечивается применением  доступных заданий по каждой теме.  

Новизна и практическая значимость программы:

Материал систематизирован и представлен через занятия с показом наглядного материала, рассматривание и чтение книг о шахматах, дидактические игры, экскурсии на шахматный турнир, показ презентаций «Короли шахматного мира», «Семья и шахматы»

Содержание образования программы:

Формировать представления о шахматах как об игре. Познакомить с названием шахматных фигур и расположением их на шахматной доске. Отрабатывать умения самостоятельно расставлять фигуры на шахматной доске. Познакомить с историей шахматных турниров, королями шахматного мира. Обучить правилам игровых действий с каждой шахматной фигурой. Учить самостоятельно выполнять игровые шахматные ходы. Разыгрывать короткие шахматные партии с частью фигур. Использовать знание в шахматных турнирах, викторинах и КВН. Создать условия для развития самостоятельной игровой деятельности. Использовать полученные знания, умения и навыки в самостоятельной игре с полным набором шахматных фигур.4

Педагогические принципы программы: 1. Доступность, т.е. адаптация материала для восприятия и понимания ребенка-дошкольника. 2. Системность и последовательность, предполагает изучение тем в строгой последовательности через различные виды деятельности. 3. Принцип развивающего обучения - развитие умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения на этапе собственных открытий. 4. Наглядность, предполагает подачу нового материала с использованием схем, иллюстраций, слайдов и видеоматериалов

Распределение программного материала

Занятие 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Чтение и инсценировка дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки "Котята-хвастунишки".

Занятие 2. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".

Занятие 3. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина "Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика, 1991. – с. 132–135) или дидактической сказки "Лена, Оля и Баба Яга" (читается и инсценируется фрагмент сказки; с. 3–14). Дидактическое задание "Диагональ".

Занятие 4. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая",

Занятие 5. НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

Занятие 6. ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Занятие 7. ЛАДЬЯ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".

Занятие 8. СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Легкая и тяжелая фигура.

Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Занятие 9. СЛОН. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности".

Занятие 10. ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 11. ФЕРЗЬ, Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат".

Занятие 12. ФЕРЗЬ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".

Занятие 13. ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 14. КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Занятие 15. КОНЬ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".

Занятие 16. КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 17. ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".

Занятие 18. ПЕШКА. Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 19. ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 20. КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля). Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга".

Занятие 21. КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".

Занятие 22. ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".

Занятие 23. ШАХ. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".

Занятие 24. MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".

Занятие 25. MAT. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".

Занятие 26. MAT. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

Занятие 27. НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

Занятие 28. РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".

Занятие 29. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода"

Занятие 30. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Занятие 31. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

3анятия 32, 33. Повторение программного материала, игра в шахматы с компьютером, праздник «В Королевстве шахматных фигур»

К концу учебного года дети должны знать:

Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.

Тематическое планирование

Чтение        и        инсценировка

дидактической сказки «Удивительные
приключения шахматной доски».
Знакомство с шахматной доской. Белые
и черные поля. Чередование белых и
черных полей на шахматной доске.
Шахматная доска и шахматные поля
квадратные. Чтение и инсценировка
дидактической        сказки        «Котята-

 хвастунишки».

2

Шахматная доска

Расположение   доски  между партнерами      

 Горизонтальная      линия. Количество      полей      в      горизонтали. Количество    горизонталей    на    доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали.   Количество   вертикалей   на  доске.   Чередование   белых и   черных полей    в    горизонтали    и вертикали. Дидактические       задания и игры

«Горизонталь». «Вертикаль».

3

Шахматная доска

Диагональ.  Отличие    диагонали    от горизонтали   и   вертикали.   Количество полей   в   диагонали    Большая   белая   и большая   черная   диагонали.   Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г Сухина «Приключения в Шахматной стране» (М: Педагогика, 1991.— С. 132—135) или дидактической
сказки «Лена,  Оля и Баба Яга» (читается
и инсценируется фрагмент сказки; с. 3- 
14).        Дидактическое        задание    «Диагональ».

4

Шахматные фигуры

Белые и черные.  Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура». «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая».

5

Начальное положение

Расстановка фигур перед шахматной
партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.        Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

6

Ладья

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых».     «Один     в     поле     воин». «Кратчайший путь»

7

Ладья

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Зашита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной,  две ладьи  против двух). «Ограничение подвижности».

8

Слон

Место слона в начальном положении. Ход    слона,    взятие.    Белопольные    и чернопольные   слоны.   Разноцветные   и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура  Дидактические задания  «Лабиринт».      «Перехитри      часовых». «Один    в    поле    воин»,    «Кратчайший путь».

9

Слон

Дидактические игры:  «Захват контрольного поля»,    

 «Защита     контрольного поля»,   «Игра   на уничтожение»   (слон  против слона, два слона против одного, два слона против двух). «Ограничение подвижности».

10

Ладья против слона

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых». «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». «Зашита». «Выиграй
фигуру». Термин «стоять  под  боем»  Дидактически игры «Захват контрольного         поля», «Защита контрольного        поля».        «Игра       на  уничтожение» (ладья против слона,  две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

 11

Ферзь

Место ферзя в начальном положении.
Ход ферзя, взятие. Ферзь — тяжелая
фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр        диафильма

«Волшебные      шахматные      фигуры. Третий шаг в мир шахмат».

12

Ферзь

Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного
поля», «Игра на уничтожение» (ферзь
против        ферзя),        «Ограничение подвижности».

13

Ферзь против ладьи  и слона

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».
Дидактические        игры        «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности»

14

Конь

Место  коня  в  начальном положении. Ход коня, взятие. Конь — легкая фигура.  Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

15

Конь

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня
против двух),        «Ограничение подвижности».

16

Конь  против ферзя,                                  ладьи, слона

Дидактические задания:  «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру»- Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

17

Пешка

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».

18

 Пешка

Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения),  «Ограничение подвижности».

19

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на
уничтожение» (пешка против ферзя,
пешка против ладьи, пешка против
слона, пешка против коня, сложные
положения), «Ограничение подвижности».

20

Король

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга».

21

Король против других фигур

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры
«Захват контрольного поля», «Защита
контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король
против пешки), «Ограничение подвижности».

22

Шах

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

 23

Шах

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах».

 24

Мат

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

25

Мат

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход».

26

Мат

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

27

Ничья, пат.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

28

Рокировка

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

29

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

30

Шахматная партия

Самые общие       рекомендации   о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми      фигурами      из      начального положения.

31

Шахматная партия

Демонстрация коротких партий. Игра всеми  фигурами      из      начального положения

32- 33

Повторение программного материала

Проведение шахматного праздника «В королевстве шахматных фигур»

Диагностические задания по оценке уровня освоения детьми 5-6 лет шахматной игры.

Задание № 1 (Знания. История шахматной игры). Инструкция: Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще в древности. Назови, каких чемпионов мира по шахматам ты знаешь?

Критерии оценки:

Высокий - рассказывает об истории шахмат, высказывает свое эмоциональное отношение к игре. Называет 2-3 чемпиона мира по шахматам.

Низкий - отвечает односложно, дополняет рассказ педагога. Называет 1 чемпиона мира по шахматам. Задание № 2. (Знания. Правильное расположение шахматной доски). Инструкция: Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску для кукол. Критерии оценки: Высокий - правильно выполняет задание. Низкий - выполняет задание не правильно.

Задание № 3. (Знания. Название шахматных фигур). Инструкция: Давай поиграем в игру «Школа». Это твои ученики, как их зовут?

Критерии оценки:

Высокий - правильно выполняет задание.

Средний - выполняет задание, допуская 1-2 ошибки.

Низкий - выполняет задание не правильно.

Задание № 4. (Расположение шахматных фигур и пешек на шахматной доске). Инструкция: Посади своих учеников каждого на свое место.

Критерии оценки:

Высокий - правильно выполняет задание.

Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-2 ошибки.

Низкий - выполняет задание не правильно.

Задание № 5. (Знания. Действия с шахматными фигурами и пешкой). Инструкция 1: Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем). Инструкция 2: Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).

Критерии оценки:16

Высокий - правильно выполняет задание

Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-3 ошибки.

Низкий - выполняет задание не правильно

Уровни освоения программы:

Высокий уровень - ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. Делает правильные ходы, направленные на то, чтобы напасть на фигуру противника, ограничить ее подвижность, вывести из - под удара.

Средний уровень - ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. В игре допускает ошибки, некоторые фигуры остаются незадействованными.

Низкий уровень - ребенок не может вести игру

Условные обозначения:

Высокий уровень-3 балла

средний уровень-2 балла

низкий уровень - 1 балл

Критерии оценки итогового уровня:

Высокий уровень- 2,5- 3 балла

средний уровень- 1,5-2,4 балла

низкий уровень - 1-1,4 балла

Литература:

Гришин В., «Малыши играют в шахматы» Г 85 Просвещение, 1991.- 158с.:

Гришин В. «Шахматная азбука» М. Издательство "Физкультура и спорт". 1972. 59, [1] с., с цв. рис. в тексте. Тираж 200 000 экз. 29,1 х 21,9. В издат. илл. обл.

Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Издательство: Феникс (2004 г.) 320 стр.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Издательства: АСТАстрель (2008 г.) 287 стр.

Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992








Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад № 203»



Программа интеллектуального развития дошкольников

«Юный шахматист»

Автор : Шишкина Юлия Александровна, воспитатель



Г. Пермь, 2016