статья

Глущук Ирина Константиновна

использование логических блоков Дьенеша для развития речи дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Cтатья: «Развитие речи дошкольников с использованием дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»

 

В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное в школе. Чистая, правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития.

С каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи, поэтому своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является актуальной задачей   на сегодняшний день.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий,  которые обеспечивают развитие речи дошкольников. Я выбрала для себя дидактический материал «Логические блоки Дьенеша», разработанные венгерским психологом Золтаном Дьенешем, которые сохранили  и синтезировали элементы познавательного, речевого и игрового общения.

Основная цель использования дидактического материала – научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам, научить отличать и объединять объекты, делать их классификацию. И в то же время игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат ребенка не только думать, следить за координацией движений, но и способствуют развитию речи.

Начать работу в этом направлении мне помог разнообразный опыт коллег, представленный широко в сети Интернета, там же нашла идеи для разработки модифицированных игр, методов и приёмов по речевому развитию.

Создала предметно развивающую среду с центром «Играем с блоками». Во время родительского собрания познакомила родителей с технологией, при помощи мастер – класса  по работе с «Логическими блоками Дьенеша»..

 Составила картотеку игр с учетом возраста детей, в которой каждая игра, повторяясь, усложняется.

Технология игр проходит несколько этапов. В младшей группе – это знакомство и обследование блоков. Дети складывали из элементов Дьенеша разные фигурки: дорожки, башенки, домики, елочки, стул, стол и т. д. В процессе манипуляций с блоками дети объясняли свои действия, называли составляющие части, описывали используемые фигуры по цвету, форме и размеру.

         С детьми 4-5, 5-6 лет на игровом этапе - накладывая блоки на цветное изображение, рассказывали, как получилось то, или иное объемное изображение.

 Старшие дошкольники, сравнивая блоки, и оперируя такими словами как «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру и толщине учились образовывать новую речевую структуру (Этап «Сравнение»).

Следующий этап – «Поисковый». Дети учились находить блоки в соответствие со словесным заданием по одному, двум, трем или всем четырем признакам. Далее были введены карточки-символы (этап «Знакомство с символами»), позволяющие кодировать и декодировать информацию. Я объясняла детям, что угадать блоки нам помогут карточки. Это карточки с обозначением цвета: кляксы красная, синяя, желтая; с обозначением формы: силуэты фигур круг, квадрат, треугольник и прямоугольник; с обозначением размера: большая фигура – домик с окошком, маленькая фигура – домик без окошка; с обозначением толщины: толстая фигура обозначается толстым человечком, а тонкая – худым. Дети «читали» карточки, проговаривая  каждое свойство и находили соответствующий блок.

На этапе «Отрицание» в подготовительной группе, когда дети уже усвоили коды фигур, игры с блоками значительно усложнились – вводила значок отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «небольшой» и т. д.

Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», побуждают детей интересоваться смыслом слов (антонимов).

В заключении хочется отметить, что дети научились группировать предметы по признакам их соотнесенности, развилось понимание обобщающего значения слов (круги, квадраты и т.д.), расширилось понимание значения простых предлогов и активизировалось их использование в речи (в, на, под и т.д.). При формировании представлений о множестве дети правильно изменяют имена существительные по числам (прямоугольник – прямоугольники и т.д.), согласовывают по родам, числам и падежам имена существительные с именами числительными (один треугольник, два треугольника и т.д.) и именами прилагательными (красный круг).

В результате проведенной мною работы можно отметить более активное включение в диалог детей, испытывающих проблемы в общении. У детей с проблемами речевого развития заметны улучшения в звуковой культуре и грамматическом строе речи.

В ходе проделанной работы убедилась, что системное и разнообразное применение дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» действительно помогает улучшить уровень развития всех компонентов устной речи воспитанников. Но работа с детьми продолжается.