1.2. Поддержка социально-значимых инициатив воспитанников в сфере свободного времени
Понятие социальная инициатива позволяет формировать такие ценности, как коллективизм и взаимную требовательность, взаимовыручку и милосердие, доброту и ответственность, доверие и активность. И в этом смысле - социально- значимая инициатива всегда будет связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. А кто как ни подростки являются той социальной группой, которая имеет желание и способна активно включаться в реализацию социальных инициатив. Это объясняется тем, что подростковый возраст характеризуется активностью, системой мотивов, отношений, направленностью интересов, потребностями в становлении социальных ценностей. Именно готовность приносить пользу людям, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание подростка как гражданина.
Чаще развитие и поддержка социально-значимой деятельности реализуется в рамках молодёжных организаций, но вместе с тем она не безынициативно в образовательных учреждениях разного типа при осуществлении воспитательного процесса.
Ведущая идея такого процесса состоит в том, что в центре нее находится личность воспитанника, готовая включиться и привнести свой индивидуальный вклад в развитие общества. При этом содержание такого процесса необходимо наполнить ценностями духовной культуры, нравственностью, обеспечивая интеллектуальное, этическое, гражданское воспитание, культивируя в детской среде здоровый образ жизни и формируя у личности готовность к самостоятельной профессиональной и семейной жизни путем вовлечения в социально- значимую деятельность.
В данном контексте большое значение отводится профессиональным и личностным качествам педагогических работников, осуществляющих процесс воспитания в образовательном учреждении, так как именно они обеспечивают необходимые условия для духовно-нравственного становления личности воспитанников, его самореализации. Такими условиями может быть наличие:
- атмосфера партнерских, дружеских отношений между подростками и взрослыми в процессе социально-инициативной деятельности;
- "ситуации успеха" подростков в процессе реализации социальных инициатив;
- высокий уровень готовности подростковой группы к совместному осуществлению общественно значимых преобразований, проявляющейся в устойчивой потребности, высоком уровне организованности и сплоченности;
- активная жизненная позиция педагогов, осуществляющих вместе с детьми социально- инициативную деятельность;
В настоящее время в Ученическом самоуправлении «ШУС» накоплен позитивный опыт реализации социальных инициатив по различным направлениям досуга, здорового образа жизни, патриотического, гражданского, духовного, художественно- эстетического и социального воспитания несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ.
Одним из ярких примеров по включению подростков в социально - значимую деятельность является работа в сфере художественно - эстетической направленности, в частности вовлечение подростков во внеурочную деятельность.
Через вовлечение воспитанников в внеурочную деятельность, которая характеризуется синтезом искусств (музыка, изобразительное искусство, литература и хореография), происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Воспитанник, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социально-значимой деятельности, участвуя в концертах и творческих выставках, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации. Приобретенный социальный опыт в показательных мероприятиях (концерты, конкурсы, театральные постановки) художественно- эстетического направления активизирует стремление подростков участвовать в коллективно-творческих делах. Сопутствующими стимулами при этом выступают "ситуации успеха" подростков, радость индивидуального и совместного творческого труда, стремление к воплощению своего и общего социально- значимого идеала в реальности.
В условиях творческого процесса, каждый воспитанник имеет возможность пройти путь от простого любопытства и случайного интереса до общественной ценностной потребности в социально-значимой деятельности. Это позволяет в полной мере осуществлять социализации и индивидуализации воспитания, как подростковой группы в целом, так и в частности каждого воспитанника к совместному и индивидуальному осуществлению общественно значимых преобразований.
Таким образом, организуя процесс воспитания в учреждении любого типа, не последнее место следует отводить поддержке и развитию социально- значимой деятельности подростков, учитывая их интересы и потребности. При этом необходимо создавать определенные условия для участия подростков в реализации социальных инициатив различной направленности, используя при этом как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы работы, и тогда вполне можно рассчитывать на повышение качества воспитания, социализации и творческого развития самой личности.
Итогом работы в сфере поддержки и развития социально-значимых инициатив посредством внеурочной творческой деятельности в школе стали подготовленные и проведенные коллективно-творческие мероприятия:
1. Кадетский бал
2. Салют Победы
3. Ученик Года
4. Семеро отважных
5. Один день в армии
6. Зарница
7. Дангына и Тажы
8. День влюбленных
9. Майские праздники
10. Профилактика употребления ПАВ
11. Профилактика краж сотовых телефонов
12. ЗОЖ - мой выбор
13. Республиканский Слет ДОО
14. Родительский бал
