1.2. Поддержка социально-значимых инициатив воспитанников в сфере свободного времени

Салчак Алдынай Шулууевна

Понятие социальная инициатива  позволяет формировать такие ценности, как коллективизм и взаимную требовательность,  взаимовыручку и милосердие, доброту и  ответственность, доверие и активность. И в этом смысле - социально- значимая инициатива всегда будет связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. А кто как ни подростки являются той социальной группой, которая имеет желание и способна активно включаться в реализацию социальных инициатив. Это объясняется тем, что подростковый возраст характеризуется активностью, системой мотивов, отношений, направленностью интересов, потребностями в становлении социальных ценностей. Именно готовность приносить пользу  людям, выбор и направленность инициативы определяет  ценностное самосознание подростка как гражданина.

         Чаще развитие и поддержка социально-значимой деятельности реализуется в рамках молодёжных организаций, но вместе с тем она  не безынициативно в  образовательных учреждениях разного типа при осуществлении воспитательного процесса.

         Ведущая идея такого процесса состоит в том, что в центре нее находится личность воспитанника, готовая включиться и привнести  свой индивидуальный вклад в развитие общества. При этом содержание такого процесса необходимо наполнить ценностями духовной культуры, нравственностью, обеспечивая интеллектуальное, этическое, гражданское воспитание, культивируя в детской среде здоровый образ жизни и формируя у личности готовность к самостоятельной профессиональной и семейной жизни путем вовлечения в социально- значимую деятельность.

         В данном контексте большое значение отводится профессиональным и личностным качествам педагогических работников, осуществляющих процесс воспитания в образовательном учреждении, так как именно они обеспечивают необходимые условия для  духовно-нравственного становления личности воспитанников, его самореализации. Такими условиями может быть наличие:

- атмосфера партнерских, дружеских отношений между подростками и взрослыми в процессе социально-инициативной        деятельности;
-  "ситуации успеха" подростков в процессе реализации социальных инициатив;
- высокий уровень готовности подростковой группы к совместному осуществлению общественно значимых преобразований, проявляющейся  в устойчивой потребности, высоком уровне организованности и сплоченности;

- активная жизненная позиция  педагогов, осуществляющих вместе с детьми социально- инициативную деятельность;

        В настоящее время в Ученическом самоуправлении «ШУС» накоплен позитивный опыт реализации социальных инициатив по различным направлениям досуга, здорового образа жизни, патриотического, гражданского, духовного, художественно- эстетического и социального воспитания несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ.

        Одним из ярких примеров по включению подростков в социально - значимую деятельность является работа в сфере  художественно - эстетической направленности, в частности вовлечение подростков во внеурочную  деятельность.

      Через вовлечение воспитанников в внеурочную деятельность, которая характеризуется синтезом искусств (музыка, изобразительное искусство, литература и хореография),   происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний.   Воспитанник, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социально-значимой деятельности, участвуя в концертах и творческих выставках,  стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации. Приобретенный социальный опыт в показательных мероприятиях (концерты, конкурсы, театральные постановки)  художественно- эстетического направления активизирует стремление подростков участвовать в коллективно-творческих делах. Сопутствующими  стимулами при этом выступают "ситуации успеха" подростков,  радость индивидуального и совместного творческого  труда, стремление к воплощению своего и общего социально- значимого идеала в реальности.

        В условиях   творческого  процесса,  каждый воспитанник имеет возможность пройти путь от простого любопытства и случайного интереса до общественной ценностной потребности в социально-значимой деятельности. Это позволяет в полной мере осуществлять социализации и индивидуализации воспитания, как подростковой группы в целом, так и в частности каждого воспитанника к совместному и индивидуальному осуществлению общественно значимых преобразований.

        Таким образом, организуя процесс воспитания в учреждении любого типа, не последнее место следует отводить поддержке и развитию  социально- значимой деятельности подростков, учитывая  их интересы и потребности. При этом необходимо создавать определенные условия для участия подростков в реализации социальных инициатив различной направленности, используя при этом как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы работы,  и тогда вполне можно рассчитывать на повышение качества воспитания,  социализации и творческого развития самой личности.

        Итогом работы в сфере поддержки и развития социально-значимых инициатив посредством внеурочной творческой  деятельности в школе стали подготовленные и проведенные коллективно-творческие мероприятия:

1. Кадетский бал

2. Салют Победы

3. Ученик Года

4. Семеро отважных

5. Один день в армии

6. Зарница

7. Дангына и Тажы

8. День влюбленных

9. Майские праздники

10. Профилактика употребления ПАВ

11. Профилактика краж сотовых телефонов

12. ЗОЖ - мой выбор

13. Республиканский Слет ДОО

14. Родительский бал