Педагогам в помощь

Кравец Екатерина Владимировна

Уважаемые коллеги! На этой странице Вы сможете найти материалы по работе с детьми, испытывающие трудности в обучении и воспитании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

Во время уроков целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы;

Занятия для него должны строиться по четко распланированному стереотипному распорядку;

● Во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной «разрядки», занятия физическим трудом, спортивные упражнения;

Предоставить ребенку возможность  обращения за помощью к учителю в случаях затруднений;

Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде

последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей,

внося необходимые коррективы.

Выбор места за партой для гиперактивного ученика – в центре класса напротив доски;

Поощрять хорошее поведение гиперактивного ребенка;

Игнорировать вызывающие поступки ребенка;

 

 



Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов по эффективной работе с детьми с умственной отсталостью и задержкой психического развития

 Для включения ребенка с умственной отсталостью или задержкой психического развития в групповую деятельность опирайтесь на его сильные стороны, наблюдайте за тем, что он делает и постарайтесь создать групповую деятельность вокруг того, что он делает. Ребенка при этом можете сделать ведущим;

 Сообщив инструкцию для всего класса, еще раз повторите ее вместе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Если понадобится, разбейте каждое задание на мелкие операции и проговорите их. Убедить, что все дети поняли, что именно им нужно сделать. Для этой цели используйте уточняющие вопросы;

 После того как задание выполнено попросите ребенка с ОВЗ вспомнить и проговорить задание;

 Если ребенку пока тяжело выполнять общее задание, то давайте ему индивидуальное задание, которое будет немного легче, но похожее на групповое;

 На начальных этапах работы уделяйте больше внимания ребенку с интеллектуальными нарушениями при объяснении и выполнении заданий;

 Давайте четкие и короткие инструкции;

 Используйте в работе как можно больше наглядности;

 Используйте детей с ЗПР или УО в качестве своих помощников и помощников другим детям;

 На уроках ИЗО и технологии большое внимания уделяйте следующим видам деятельности: срисовывание с образца; работа с трафаретами; обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контору; раскрашивание и штриховка; аппликации методом отрыва и вырезания; работа с крупами;

 На физминутках делаем со всеми детьми пальчиковую гимнастику и упражнения на активизацию работы обоих полушарий. Например, упражнение «Перекрёстные движения». Описание: под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны. Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний;

 Также на физминутках и переменах можете использовать групповые игры с мячом («Назови, что бывает красным?», «Что мы делаем на каникулах?», «Что мы делаем в школе?», «Что летает?» и. т. д.)

 По возможности старайтесь развивать у детей с ОВЗ когнитивные процессы. Для этой цели могут быть использованы различные групповые игры. Например, «Волшебный мешочек», «Лото», «Геометрическое лото», «Кто лишний?», «У кого ряд длиннее?», «Что изменилось?», «Собираем из треугольников различные фигуры».

 Помните, что ребенку с УО или ЗПР очень сложно выполнять большой объем заданий в быстром темпе. Таким детям необходим щадящий режим обучения. Если ребенок что-то недоделал не вещайте на него ярлык лодыря;



Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов по эффективной работе с детьми с расстройством аутистического спектра

 

 Строго придерживаться определенного режима обучения ребенка;

Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка);

 Необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком — тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат;

 Повсеместно использовать тактильный и зрительный контакт, но не настаивайте на нем в случае отказа. Не оставляйте свои попытки;

Помнить, что одна из главных задача учителя — вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную учебную деятельность.

Помнить, что аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована. Так, дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить;

Для помощи детям в осмыслении их деятельности, используйте в обучении ребенка схемы. Так, в помещении, где находится аутичный ребенок, можно разместить пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Или же делать такого рода схемы на каждое занятие с ребенком. В начале каждого урока необходимо четко проговаривать план урока для всех учащихся;

Поскольку аутичные дети, как правило, любят заниматься коллекционированием, то можно привлекать таких детей к созданию и сортировке гербариев, коллекций камней, учебных карточек, ракушек, фотографий и т. д.;

Хорошо бы разместить в классе несколько зеркал на уровне глаз ребенка. Это нужно для того, чтобы помочь ребенку осознать свое тело.

Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется;

Если ребенок работает в прописях или в тетрадях, можно указывать в них стрелками направление движения руки;

Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить “непонятливому” учителю и другим детям, как выполнять то или иное задание;

Учитель в случае, если аутичному ребенку понадобится физическая помощь в организации действия, должен в буквальном смысле “работать” руками ребенка, писать или рисовать вместе с ним, держа один карандаш;

Поскольку аутичным детям трудно осваивать любой новый вид деятельности, а они всегда стремятся выполнить все хорошо, то на первых этапах работы надо подбирать такие задания, с которыми они обязательно справятся;

Следует помнить, что аутичные дети быстро истощаются. Поэтому учителю необходимо чаще менять виды деятельности и заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны;

Чтобы отвлечь аутичных детей от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения во время физминуток на уроке. Вообще постарайтесь делать с такими детьми как можно больше упражнений на развитие мелкой и общей моторики;

Также хорошо бы сделать в классе уголок «уединения» (небольшое замкнутое пространство) для аутичного ребенка, которой он может посетить в любое время;

Хорошо бы сделать в классе «мокрую среду» для ребенка;

Важно заранее решить проблему с питанием ребенка;

Постарайтесь не повышать голос и не стучать по парте для привлечения внимания учеников. Громкие звуки могут сильно пугать аутичных детей;

Помнить, что аутичные дети могут достигнуть успеха. Посмотрите, например, фильм «Тэмпл Грандин» – автобиографический фильм про женщину, которая, несмотря на аутизм, стала известным ученым.