Родителям особых детей

Больнова Ольга Геннадьевна

Мы рады приветствовать Вас в нашей школе.

Как вы полагаете, может ли один и тот же ребенок быть одновременно самостоятельным и несамосто­ятельным, тихим, послушным и резко нарушающим правила поведения?  

Ребенок может быть разным, особенным. Нам важно иметь возможность видеть це­лостную картину поведения ребенка и на ее основа­нии выработать общую схему взаимодействия с ним.  

Перед нами встает задача не потерять нить дове­рия, понять ребенка. Для этого надо увидеть его раз­ным. Хотелось бы, чтобы в связи с этим наше вза­имодействие стало более активным, чтобы чаще ини­циатива исходила от заинтересованных родителей, даже если отсутствуют какие-либо острые, тревожа­щие проявления.  

 

Социальный ролик родителей особенных детей https://www.youtube.com/watch?v=ZgZOBhD_mCE

Скачать:


Предварительный просмотр:

В семью пришло горе…

Взрослому (родителю, учителю, опекуну) необходимо владеть следующей информацией:

  1. У ребенка есть горе! Иногда родитель так поглощен своим горем, что не замечает горя ребенка или недооценивает его.

2. Горе ребенка имеет протяженность во времени.

Потеря одного из родителей не может быть преодолена ребенком за короткий срок.

3. Ребенку нужно рассказать о смерти немедленно.

Обычно это должен сделать другой родитель (близкий человек, которому ребенок доверяет).

4. Детское горе отличается от взрослого. Взрослый человек, потерявший супруга, лишается партнера, спутника, друга и любимого. Ребенок теряет защитника, учителя, воспитателя, образец для подражания. Поэтому он будет реагировать иначе.

5. Ребенку нужен второй родитель (близкий человек) как образец для подражания.

 Хотя переживание потери близкого человека неодинаково у родителя и ребенка, родитель (близкий человек) может быть полезным примером в том, как он переносит эту смерть. Желательно открыто выражать свои мысли и чувства.

6. Ребенок не может взять на себя тяжесть горя родителя.

Хотя ребенок должен видеть горе другого родителя, он не может как-то помочь перенести это горе

или быть какой-либо заменой умершему.

7. У маленьких детей чаще всего существуют три основных вопроса. Взрослый должен их услышать и ответить на них:

Не был ли я причиной этой смерти?

Случится ли это когда-либо со мной?

Кто теперь будет заботиться обо мне?

Необходимо быть откровенным с ребенком. Для этого найдите спокойное, знакомое ребенку место, где вы сможете поговорить с ним. Честно расскажите ему, как умер его отец (или как умерла его мать).

Если родитель (близкий человек) умер внезапно (в результате несчастного случая, сердечного приступа, убийства или самоубийства), также постарайтесь найти спокойное или знакомое ребенку место, чтобы рассказать о том, что случилось. Все бывают в состоянии шока в такой ситуации, но все равно ребенок должен знать о происшедших событиях.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Что не твоё - впрок не пойдет».

Совсем недавно ко мне на консультацию обратилась мама одной из обучающейся нашей школы. Она заметила, что ее дочь приносит домой предметы, которые она ей не покупала. Наводя порядок в комнате, мама находила обертки от Хуббы-Бубы, Марса, жевачек… Поговорив с членами своей семьи, мама определила, что никто дочь не угощал.

Серьезно поговорили с ней вместе с отцом. Спокойно, без ругани. Девочка призналась, что стащил на кассе в супермаркете. С разных сторон объясняли последствия такого шага. Видно было, что все понимает. Мама надеялась, что ей будет достаточно этого опыта.  Хуббу-Буббу (равно как и прочие подобные жевачки и сладости) родители ей сами практически никогда не покупали. А Мамбы, Чупсы, чипсы, сухарики ни сами не употребляли, ни ему не предлагали. Фрукты, соки - всегда, пожалуйста. Конфеты - умеренно, но хорошие можно.

Позавчера отец обнаружил у него Мамбу. История повторилась. Строго-строго опять с ней поговорили. Прекрасно понимает, что поступила плохо. Возможно, что кто-то её угостил, ей понравилось, захотелось еще. Зная нашу позицию относительно подобной продукции, просить не стал, опять стащила.

Что делать?

Давайте вместе разбираться.

Психологический портрет «воришки»

Исследования психолога Э.Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что часто кража - это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.

М. Кравцова подтверждает, что в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждебность между родителями.

Если составлять психологический портрет ворующего ребенка, то, прежде всего, обращает на себя внимание его доброжелательность по отношению к окружающим и его открытость. Как правило, это неуверенные в себе, уязвимые дети, которым необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких.

Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Ребенок может с помощью кражи добиваться к себе внимания со стороны родителей. Пусть это внимание будет и негативное. Главное, что это внимание ребенок получит.

М.Кравцова отмечает, что эти дети производили впечатление несамостоятельных, инфантильных.

Часто воришек отличает недостаточное развитие воли. Некоторые дети понимают, что совершают нечто предосудительное, некоторые дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь о последствиях. Они берут понравившиеся им ручки, угощаются без спроса чужими конфетами. Совершая "кражи", дети не ставят себя на место "жертвы", не представляют себе ее чувства, в отличие от ребенка, мстящего кражей своим "обидчикам".

Поговорим более подробно о причинах детского воровства. От понимания причины в каждом конкретном случае будут зависеть рекомендации родителям и советы по дальнейшей профилактике этих ситуаций.

Подумаем, какими мотивами действует ученик?

Мотивы воровства могут быть самыми разными и важно понять причины.

Каковы же причины детского воровства?

М. Кравцова условно выделяет три основные причины детского воровства:

1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.

«За свое вступайся, а за чужое не хватайся!» -  русская пословица


2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.

«Даже страдая от жажды, не пей тайком из чужого источника».   японская пословица


3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

«Подлецу все к лицу».  русская пословица

Опишем более подробно и конкретно наиболее частые причины детского воровства.

1. Одну из причин мы уже описали – неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви, желание привлечь к себе внимание. Возможно, родители слишком сосредоточены на своих делах, возможно, есть неблагополучие в супружеских отношениях, возможно, родился младший братик (сестренка) и ему (ей) предназначается теперь большая часть родительской любви. Ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным, ему кажется, что родители уделяют ему меньше внимания, или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Воровство, в данном случае, средство обратить на себя внимание родителей, крик о помощи. Бывает так, что не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам.

Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии.

Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают. В таких случаях рекомендуется игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию. Родителям необходимо побольше общаться с ребенком, обязательно одобрять  его действия (если есть пусть даже небольшой повод). Необходимо у ребенка выработать чувство собственной значимости, признания, принятия  в семье и понимания, дать понять, что лучше делать одобряемые родителями и обществом поступки, чем негативные.

2. Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством психологического неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами). Если ребенку не хватает родительского внимания, ему не хватает признания, ощущения чувства значимости в своей семье, он может пытаться искать это в группах сверстников. Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка. Например, ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. Так могут поступать старшие дошкольники и младшие школьники. В подростковом возрасте могут иметь место "кражи престижа", кражи "на спор" из-за желания утвердится в группе.

Искать глобально решение данной проблемы следует в отношениях родителей с ребенком.

Необходимо работать с причиной - а причина здесь в низкой самооценке, в несформированности навыков общения. Так же стоит обсудить тему "дружба", поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и пр. - всё это нужно объяснять своему ребёнку, а если понадобиться, то проиграть с ним соответствующие ситуации. Стоит также объяснить, что таким способом завоевать авторитет у группы сверстников вряд ли удастся, для этого есть другие, более достойные способы. Можно, например, устроить детский праздник (вечеринку, совместную поездку на пикник), пригласить друзей ребенка. При этом важно подчеркивать перед друзьями значимость ребенка, оказывать ему уважение, показывать, как с ребенком считаются.

Важно выявлять у ребенка способности и таланты - это очень поднимает самооценку у самого ребенка и в глазах его сверстников.

3. Ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались, его обижали.  Он украл, чтобы отомстить обидчику. "Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил" - рассуждает ребёнок. В этом случае важно помочь выработать ребенку правильную позицию и поведение в таких ситуациях. То есть ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется так же как в предыдущем случае с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.

С малышами можно разыгрывать сценки, где  игрушки решают подобные задачи. Этот вид воровства характерен для старших дошкольников и младших школьников.

4. Ребенок не может понять, какие вещи его, а какие чужие. Такое непонимание характерно для малыша, когда ему 2-4 года. Нужно объяснять ему это в каждой конкретной ситуации, чтобы малыш знал границы своего и чужого (в том числе членов его семьи). Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

Важно, чтобы у ребенка была своя кроватка, свой уголок, свои игрушки. Когда нет понятия - «мое», трудно постичь понятие – «чужое».

Бывает, что эти понятия не сформировано и в более старшем возрасте, что может говорить о внутрисемейных проблемах.

5. Ребенку может настолько нравится какая-либо игрушка, и он настолько хочет владеть ею, что даже не осознает, что украл ее.

Такое может случаться, когда потребности ребенка  часто родителями игнорируются. В таком случае родителям стоит обратить внимание  на те потребности, которые у ребенка не удовлетворяются. Важно, чтобы устойчивое постоянное желание ребенка чего-либо  хотя бы частично удовлетворялось, а не вызывало сильное напряжение или тревожность.  Исключения составляют сиюминутные желания, в которых потребности у ребенка действительно нет. Это встречается у дошкольников.

У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство с такой мотивацией часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что это воровство, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "Хочу" совершает кражу. Основная рекомендация в данном случае следующая: никогда не делать за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Еще полезно предлагать ребенку самому ставить цели и выполнять их. Начинать с краткосрочных целей: куда пойдем? что сегодня сделаешь? И не менять его программу, позволить ребёнку её реализовать. Это важное качество: умение самому поставить себе цель и выполнить ее.

6. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову. Стоит ему это объяснить.

7. Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение.

Возможно, кто-то в семье приносит что-то домой с работы и  рассказывает об этом.

Возможно, родители дома обсуждают других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом высказывают свою зависть или говорят, что с таких людей нужно брать пример.  Не стоит допускать, чтобы ребенок присутствовал при таких разговорах.

8. Вымогательство со стороны более старших детей.

В этом случае родители должны защитить своего ребенка, пресекая любые попытки запугивания, шантажа. Важно объяснить ребенку, что он может в таких случаях обратиться к родителям, учителям за помощью.

9. Клептомания. Это болезнь, встречающаяся очень редко, особенно среди детей. В этом случае ребенка надо показать психоневрологу или психиатру.

Ошибки в воспитании, провоцирующие детское воровство

К основным ошибкам в воспитании, способных провоцировать детское воровство можно отнести следующие:

  • отсутствие последовательности в воспитании: в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали;
  • несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);
  • "двойная мораль" - действия родителей расходятся с делом (например, родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит". Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа);
  • ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью "я самый лучший", он не научается считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка";
  • тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. Одни дети при этом занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

 

Какие советы можно дать родителям, если имел место факт воровства?

В первую очередь нужно подробно выяснить ситуацию. Многое будет зависеть от возраста ребенка и обстоятельств этого события, от причин воровства и мотивации ребенка.

Если ребенок принес в дом чужую игрушку, это не всегда воровство. Дети часто меняются игрушками, и денежная стоимость игрушки для них не имеет значения.

Если это чья-то игрушка, то важно выяснить нюансы отношений между ребенком и хозяином игрушки. Что стоит за этим проступком - желание привлечь к себе внимание и подружиться или, наоборот, пренебрежение к другому ребенку, который, возможно, занимает позицию отверженного в группе, или желание отомстить. Важно, как обнаружился факт воровства – случайно или ребенок сам об этом сказал.

Стоит обратить внимание, как он сам относится к своему поступку – ему стыдно, он раскаивается, или считает, что все произошедшее - в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть резкой и определенной: ребенок должен почувствовать, что такое поведение неприемлемо и осуждаемо. Важно выразить уверенность в том, что, конечно, это больше не повторится.

Если ребенок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку, сосредоточиться не на том, чтобы вызвать у него чувство вины, а обрисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и выработать стратегию возврата вещи без излишних унижений.

Есть некоторые общие правила, подходящие для всех возрастов и всех случаев воровства.

Не устраивать истерик и скандалов, не считать, что с ребенком произошло непоправимое. Силовая кара – самая соблазнительная и самая неэффективная, поскольку не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет ее. Она не способствует доверию между родителями и ребенком и может способствовать тому, что в следующий раз ребенок будет лучше прятать украденное. Дав волю своему негодованию, можно испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

Важно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить, откуда игрушка или вещь, как он далее хотел украденным распорядиться. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи.  Так можно понять мотивацию ребенка.

Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.

Нельзя обвинять ребенка, если вина его не доказана.

Нельзя называть ребенка вором и пр., т.е. вешать на него "ярлыки", предсказывая ему криминальное будущее.

Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (но не личности), с конкретным осуждением такого поведения.

Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.

Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: "В нашей семье такого отродясь не водилось", или "Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей".

Не требовать от ребенка клятвы о том, что это была  первая и последняя кража.

Нельзя обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.

Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях.

По возможности, организовать возврат украденной вещи, лучше без свидетелей. Если таким образом вернуть невозможно, сделать вид, что ребенок нашел ее и вернуть владельцу. Разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.

Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались. Можно ограничить всю семью в чем-то значимом – например, месяц не едим сладкого, не ходим в кино и пр., пока не наберется украденная сумма.

Важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.

Обсуждая случившиеся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.

Важно понять истинные причины воровства и работать с ними.

Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим только закрепится данный поступок в сознании ребёнка.

Профилактика детского воровства.

Полное взаимное доверие между родителями и ребенком является лучшей профилактикой детского воровства. В семье, где родители не лгут, дети отвечают им тем же, а воровство встречается редко.

Бывает, что у ребенка нет своей личной территории, своих личных вещей, которыми он может полностью распоряжаться по своему усмотрению. У него не формируется понятие «свое – чужое». Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.
Активность ребенка хорошо бы направить "в мирное русло": нужно выяснить, что на самом деле интересует ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным.

Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: "Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой", и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.
Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье — за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью.
Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно.

Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребенку карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе, это должны быть личные карманные деньги, выдаваемые регулярно, которые ребенок может потратить по своему усмотрению. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. По мере взросления сумма должна расти.

 

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ВОРОВСТВА



Ребенок может совершить воровство спонтанно или заранее его продумывать и подготавливать. Родители могут предполагать о склонности ребенка или не знать о ней. Каждый из этих случаев требует особых способов предупреждения. Но существуют такие меры профилактики, которые эффективны вне зависимости от конкретного случая.

С целью предупреждения детского воровства, родителям следует:

  • исключать ситуации, когда ребенок остается один рядом с понравившейся ему чужой вещью;
  • научить ребенка выражать просьбу поиграть с чужой вещью или посмотреть ее;
  • спокойно отвечать на вопросы ребенка о воровстве, предположения о том, что произойдет, если он возьмет чужую вещь;
  • скрывать свою постоянную тревогу относительно того, что ребенок может совершить воровство, не транслировать ребенку свою тревогу, не «наказывать заранее»;
  • за высказывание ребенком желания взять чужую вещь не наказывать, а четко объяснять ему нежелательность такого поступка и его последствия;
  • если ребенок «тянется» к чужой вещи, необходимо четко запретить ему это, и оказать эмоциональную поддержку: запрет оказывается для ребенка неприятной ситуацией, поэтому необходимо посочувствовать ему и научить справляться со своим разочарованием;
  • осуществлять некоторую «вещественную компенсацию» лишения ребенка чужой вещи. Сделать это целесообразно не в самой ситуации запрета брать чужое. А позже, когда ребенок успокоится, чтобы это не явилось «покупкой» послушания и основой для формирования у ребенка навыка добиваться своего угрозой украсть чужое;
  • в доступной пониманию ребенка форме, реагировать на любые его стремления взять что-то, не принадлежащее ему: случайно найденное на улице, в транспорте и пр. Если ребенок захочет оставить у себя найденную вещь, аргументируя тем, что «это никому не нужно», объяснить, что, во-первых, если это понадобилось ему, то, следовательно, может понадобиться и кому-то другому. Во-вторых, если вещь найдена на улице, то она кем-то потеряна, и ее надо либо возвратить, либо оставить там же, чтобы хозяин мог, возвратившись, найти ее. Если на это ребенок возразит, что в таком случае ее возьмет кто-то другой, а не хозяин, то необходимо объяснить ребенку, что в таком случае не он, а другой человек поступит нечестно. Подобные действия ребенка являются «предворовством». Они не всегда привлекают внимание родителей и могут перерасти в настоящее воровство;

предотвратить или устранить чувство «заброшенности» и одиночества у ребенка. Это чувство связано с переживанием обиды и желанием отомстить и компенсировать себе недостаток любви и внимания других.

Можно помочь подростку найти возможность самому зарабатывать деньги.

Вот об этом стоит поговорить с родителем, обратившимся по поводу воровства своего ребенка. Эта информация может помочь родителю правильно выстроить свое поведение относительно ребенка, совершившего кражу и предотвратить подобную ситуацию в будущем.

В заключении можно сказать, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о психологическом неблагополучии ребёнка - это крик о помощи!

 Не только тот вор, кто крадет, а и тот, кто лестницу подает.  русская пословица

 За свое вступайся, а за чужое не хватайся!  русская пословица

 Что не твое - впрок не пойдет.  грузинская пословица

 Подлецу все к лицу.  русская пословица

 Умел взять - умей и отдать.   русская пословица

 Что с возу упало, то пропало.   русская пословица

 Лучше свое отдать, нежели чужое взять.  русская пословица

 На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай!    русская пословица

 Чужим богат не будешь. Чужое добро не впрок.  русская пословица

 Найти - не украсть.   хаусская пословица

Чужого не желай, а своего не теряй!  русская пословица

Чужого не хватай, своего не бросай! русская пословица

 От трудов праведных не нажить палат каменных.   русская пословица

Даже страдая от жажды, не пей тайком из чужого источника.   японская пословица

Не коси глаз на чужой квас.  русская пословица

В мире такой уговор: кто похитил, тот и вор.   русская пословица

Знает кошка, чье мясо съела.   русская пословица

 

Алтынного вора вешают, а полтинного - чествуют.  русская пословица

Не садись на чужого коня - среди грязи сойдешь.   даргинская пословица

 

Вору потакать - что самому воровать.   русская пословица

Сколько вору ни воровать, а расплаты не миновать.   русская пословица

Не считай щедрым дарящего чужое.   туркменская пословица

 Легко добыто, легко и прожито.  русская пословица

 Чужое взять - свое потерять.   русская пословица

 На воре шапка горит.  русская пословица

 Чужая одежда - только до вечера.  ассирийская пословица

 Краденый поросенок в ушах визжит.  русская пословица



Предварительный просмотр:

ЗАНЕТИЕ для родителей и детей

 «Я+ТЫ=МЫ ОДНА СЕМЬЯ»

Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Занятие проводится с родителями совместно с детьми, на котором могут общаться друг с другом в игровой ситуации.

Цель:

Создание условий для взаимодействия и сотрудничества детей  и родителей.

Задачи:

Расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребёнка;

Активизация коммуникабельности  в семье;

Повышение интереса родителей к внутреннему миру ребёнка.

Участники: группа родителей, 8-10 пар мама (папа) – ребёнок.

Оборудование: бумага ф. А4, карандаши (фломастеры) для каждой пары участников.

Ход занятия:

  1. Приветствие «Здравствуйте» (5мин)

Цель: знакомство, облегчение запоминания имён.

Ваши дети учатся в этом классе уже … год. А знаете ли вы как зовут родителей одноклассников вашего ребёнка? Давайте познакомимся.

По кругу каждый участник передаёт новогоднюю игрушку «Шар» и приветствует всех со словами «Здравствуйте, я…(называет своё имя)

  1. Разогрев «Встаньте те, у кого (кто)…» (2 мин)

Цель: разминка, создание положительного настроя.

Участникам предлагается хлопнуть в ладоши, если описание подходит:

Синие глаза;

Вместе читаете книжки;

Помогаете мыть посуду;

Имеете общее увлечение;

Любит вместе путешествовать и т.д.

Вместе приготавливаете обед;

Украшаете вместе дом к праздникам

И: Мы познакомились  с Вами поближе, узнали много интересного о вашей семье. И я надеюсь, что ваш класс еще долго будет вместе.

  1. Информационный блок.

Полноценное общение с родителями очень важно для развития детей. Но, многие родители только теоретически знают и осознают, в чём заключается правильное воспитание детей, но на практике испытывают трудности.

Ни для кого не секрет, что дети учатся многому именно в семье: любить или ненавидеть, помогать или бездельничать, ухаживать или наказывать, общаться или оставаться одиноким.

Личным примером и совместными делами мы воспитываем наших детей.

Мозговой штурм:  какие занятия можно делать вместе с детьми?

  • Чтение. Диалогическое чтение.
  • Традиции, ритуалы, рутины.
  • Прогулки с совместными играми.
  • Культпоходы.
  • Сюжетно-ролевые и настольные игры.
  • Музыка и танцы, игры и юмор.

Мы очень многое объясняем детям, говорим, воспитываем. И, порой, нам кажется, что они нас не понимают, не слышат, специально игнорируют. Бывает у Вас эти мысли?

А на сколько вы умеете слышать ваших детей?

Давайте проведем эксперимент-игру с использованием совместной работы.

Родителю и ребёнку нужно нарисовать любую картинку, например, снеговика. Все представляют, как он выглядит? У каждого будет лист бумаги и фломастер. Но одно важное условие. Мы родителям завяжем глаза. Вам нужно будет рисовать, слушая инструкции ребёнка. Все понятно?

Совместная деятельность.

Обсуждение. Кто хочет, может показать, что получилось. Как вам рисовалось? Что было трудным? Что заметили необычного?

И.

Каждый ребенок (как и каждый взрослый) сталкивается с определенными трудностями. И каждый ребенок нуждается в поддержке значимых взрослых, прежде всего – родителей.

Когда Вы верите в ребенка, Вы не только словами, но и всем своим поведением, отношением, сообщаете ему, что верите в его силы и способности.

1.     Вы  понимаете и безусловно принимаете ребенка таким, какой он есть.

2.     Вы сосредоточены на сильных сторонах ребенка, на его способностях, на его преимуществах. Вы видите прежде всего хорошее, а не плохое.

3.     Вы помогаете ему развиваться (становиться лучше по сравнению с «вчера»). Вы помогаете ребенку решать его затруднения, будучи уверенными в том, что у него это получится.

4.     Вы позволяете ребенку развиваться в его собственном темпе, обеспечив при этом лучшие условия для этого развития.

5.     Вы сравниваете его «с ним вчерашним», а не с окружающими, Вы цените его достижения.

6.     Вы наставляете ребенка, но таким образом, чтобы Ваши наставления были поняты и приняты.

7.     Вы без упреков поддерживаете ребенка  при неудачах, Вы проявляете уважительность и понимание. Вы можете негативно оценивать поступки, но всегда безоговорочно уважаете и принимаете личность ребенка.

Когда Вы верите в ребенка, Вы словно сообщаете ему, что он – ценен и важен сам по себе, что он ценен больше, чем все «проблемы», связанные с ним.

Для того, чтобы верить в ребенка, иногда достаточно простого осознания. Осознания того, что ребенок на самом деле  - самая большая ценность для Вас, что он уникален, что он прекрасен от рождения, что у него все получится.

Ритуал прощания. 

 а) Психогимнастическое упражнение «Подарок».

Участники по очереди дарят подарки своему соседу слева, но делают это невербально, без слов. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил.

 б) Участники тренинга прощаются друг с другом фразой «Желаю вам всего хорошего» (или другой, с похожим смыслом).

Шерринг

Цель: подведение итогов встречи, обобщение собственных представлений.

Что уносите с собой? Что понравилась? Что было непонятно?

Говорят, что у каждого родителя –
своя правда…
Но ведь это неправда!
Просто каждый родитель хочет,
чтобы его ребенок был счастлив,
А мы по роду профессии к этому причастны.

А правда у нас – общая,
и правда наша – хорошая,
Она в том, чтобы смеялись, росли
И развивались  дети,
И чтобы были за них спокойны
Все родители на свете.

Это очень просто.
Это очень здорово!
Нужно только смотреть нам
Не столько
друг на друга,
Сколько
в одну сторону!