Статья в журнале "Башкы"

Статья в журнале "Башкы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bashky.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Методика. Опыт. Концепции

Урок географии на городском конкурсе «Учитель года-2007»

Ирина КОРОБЕЙНИКОВА,

учитель географии высшей категории

________________лицея №15, «Учитель года-2007» г. Кызыла

Цель урока: путем исследования определить административный состав, плотность населения, выявить особенности экономико-географического положения (ЭГП), изучить отрасли специализации и факторы размещения.

Цель урока: путем исследования определить административный состав, плотность населения, выявить особенности экономико-географического положения (ЭГП), изучить отрасли специализации и факторы размещения.

Оборудование: настенные карты — административно-территориальная, физическая, учебники, статистические материалы, атласы и тетради, мультимедиапроектор.

Оформление доски: цитата М.В. Ломоносова, таблица «Природные ресурсы», план урока, карта месторождений угля, коллекция материалов «Что можно производить из угля».

Ход урока

1.        Вступительное слово учителя. Сегодня на
уроке мы познакомимся с Восточной Сибирью.
Первый русский ученый в XVIII веке описал строение
земли, объяснил происхождение многих полезных
ископаемых, опубликовал руководство по металлургии и впервые в России ввел понятие экономической
географии. Имя этого ученого — М.В.Ломоносов.

Вы все, конечно, помните его слова: «Могущество России прирастать будет Сибирью...».

В ходе урока нам предстоит доказать или опровергнуть слова М.В.Ломоносова.

2.        Для исследовательской работы нам необходимы карты атласа, учебники, статистические материалы, рабочие тетради для фиксирования результатов.

Все необходимое у нас есть. Приступаем к работе.

Задание 1. Административный состав. Пользуясь атласом, определите административный состав Восточной Сибири.


•        Назовите республику, площадь которой 170
тыс.км
2, население 310 тыс. человек, основная
нация, 82% — коренное население. (Тува.)

•        Самый большой край на территории Восточной
Сибири? (Красноярский.)

         • На территории, какой республики находится самое глубокое озеро мира? (Бурятии, Байкал.)

         • Столица республики Хакасия? (Абакан.)

  • В составе, какой области находится Агинский автономный округ. (Читинской.)
  • На территории этой области берет начало река Ангара. (На территории Иркутской обл.)

Записи в тетради:

В составе Восточной Сибири один край, две области, три республики и два автономных округа.

Задание 2.   Население. Пользуясь таблицами со статистическими данными, определим численный состав  Восточной Сибири  и вычислим среднюю плотность населения по формуле:

        Население

Ср .плотность   =        

Площадь  _ тер.

        8816 ,5

Ср .плотность     -  -------------  =  2,1

4122 ,5

-         А теперь выясним, насколько равномерно
население размещено по территории.

  • Юг — от 10 до 25 человек на км2. Центральная часть и Север — менее 1 человека на км2.
  • Каковы причины столь низкой плотности населения?

- Это объясняется суровыми условиями: большая
часть территории занята горами и плоскогорьем, суровые
климатические условия — арктический, умеренный, резко
континентальный типы климатов, распространение
мерзлотных почв на большой территории, что создает
трудности для освоения Восточной Сибири.

38        Башкы № 3, 2007 год


Задание 3. Особенности ЭГП. Запишем в тетради две колонки: «Выгодные» и «Невыгодные» условия для развития экономики.

Вывод: ЭГП Восточной Сибири нельзя оценить однозначно:

  • Богатая ресурсная база.
  • Малая освоенность территории.
  • Удаленность, от научных баз.
  • Удаленность от экономически развитого
    центра.

Больше «минусов», чем «плюсов». Это осложняет и экономически затрудняет освоение этого района.

Задание 4. Заполнить таблицы, находящиеся у вас на столах («Природные ресурсы», «Отрасль специализации», «Факторы размещения и центры»), пользуясь учебником, стр. 372, табл. № 2.

Сверяем с выводом на экране. Какой подход может быть применен при освоении природных ресурсов?

  • Постепенный.
  • Сплошной.
  • Очаговый.

Задание 5. Физкультминутка.

Задание 6. Территориально-промышленные комплексы (ТПК). Пользуясь учебниками (стр. 322 рис. 86), определите специализацию Саянского и Норильского ТПК.

Территориально производственные комплек-


сы, по определению ученого экономиста Н.Н. Колосовского, — это взаимосвязанное сочетание предприятий с учетом расселения на общей территории района, которое может дать экономию средств как в одном районе, так и в масштабах страны.

Саянский ТПК включает в состав республики Тыва и Хакасия. Специализируется:

  • на добыче угля;
  • гидроэнергетических ресурсах;
  • лесозаготовках.

Норильский ТПК включает в состав север Красноярского края, города Норильск, Игарку. Специализация:

> гидроэнергетические ресурсы;

>        водные ресурсы (речные порты);

>        добыча руд цветных металлов (никель,
кобальт, медь).

Вывод. Хорошо развита добывающая промышленность, но испытывают нехватку трудовых ресурсов и транспорта. Здесь находится 45 % угольных запасов Восточной Сибири. Из угля можно производить более 150 наименований товаров.

За время исследования мы выполнили намеченный план, в ходе которого выяснили, будет ли прирастать могущество России Сибирью. Наш ответ: «Да».

Оценки за урок.

Домашнее задание: Заполнить колонку № 4 в таблице «Природные ресурсы».

         

       

Башкы  №  3, 2007  год        39