Открытый урок "Город вчера, сегодня, завтра" 7 - й класс

Селичева Татьяна Владимировна

"Город вчера, сегодня, завтра. Развитие архитектуры и дизайна". 7-й класс

Цели:

  • Образовательная – познакомить учащихся с современными архитектурными стилями.
  • Воспитательная - способствовать эстетическому воспитанию, формированию у учащихся вкуса.
  • Развивающая - развивать воображение, творческие способности, формировать навыки по созданию фотоколлажа.

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Виды деятельности учащихся:

  • осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве;
  • выполнять в материале разнохарактерные практические творческие работы.

Материалы и оборудование:

  • Материалы: бумага формата А3, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, подборка иллюстрации для фотоколлажа.
  • Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация PowerPoint по теме “Город сегодня и завтра”

Организация класса: класс предварительно разбит на группы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Организация рабочей обстановки в классе. Объявление темы, целей, задач урока.

УЧИТЕЛЬ:  -Внимание на экран.

Дети смотрят отрывок из кинофильма «Старик Хоттабыч».

УЧИТЕЛЬ:  -Если продолжить фантазию про Вольку с Хоттабычем и представить нас летящими высоко над землей, то, взглянув вниз, мы тоже увидим пересечения линий, квадратов, пятен. Потому что сверху наш дом и школа будут выглядеть как прямоугольники, расположенные среди пятен деревьев и очертаний улиц и тротуаров. Однако никуда не поднимаясь, а взглянув вокруг на окружающие нас здания, мы убедимся, что у нашего города есть свое «лицо».

- ребята, как вы думаете, что значит «лицо города»? (дети отвечают)

 

-Действительно, на земле нет городов, которые были бы похожи один на другой. У каждого города свое лицо, один город чем то отличается от другого. «Лицо города» - это его архитектура. Язык архитектуры – это язык геометрических объемов, пространств, ритма; масштабность. Конечно, мы чаще видим простой вид архитектурной формы. Но встречаются постройки, имеющие более сложную композицию. Сам город непрерывно меняется, растёт, вчера он был другим, сегодня мы видим  что то новое, и завтра город снова изменится.

- Ребята, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (дети отвечают)

- Правильно, тема нашего урока: «Город вчера, сегодня и завтра» Откройте ваши тетради запишите тему урока.

Запись темы на доске

II. Изучение нового материала.

Во время объяснения нового материала идет демонстрация презентации “Город вчера сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры”.

УЧИТЕЛЬ:  Архитектура современности – это во многом отрицание канонов прошлого. Невозможно “одеть” современные здания, предназначенные для новых целей, в архитектурные формы прошлого. Бессмысленно строить планетарий или бассейн в форме дворянского особняка или акрополя.

В XX веке на смену принципам симметрии в архитектуре пришли принципы асимметрии и динамического равновесия. Главный принцип архитектуры XX века: принцип компоновки зданий изнутри-наружу.  Назначение и функция определяют форму и планировку здания.

Именно назначение здания – стадиона, театра, школы, определяют его пространственное решение и форму ( слайд 4). Современные архитекторы обращаются к инновационным технологиям. Для возведения форм используют новейшие достижения в компьютерной и строительной технологии. Архитектура нашего времени свободна в выборе идей и форм, она не подчиняется какому-либо определенному стилю. Все стили являются равноправными.

Современные архитекторы используют самые различные стили: постмодернизм, модернизм, конструктивизм, “техно”, хай-тек и т.д. Кроме того, эти стили комбинируют, иногда весьма смелым образом. Конструктивизм характеризуется строгостью, геометризмом, простотой форм и монолитностью внешнего облика. ( слайд 5).

 

 

УЧИТЕЛЬ:  -Вы посмотрели на архитектурные стили разных городов, у каждого из них разное назначение. Перечислите их. (дети отвечают, учитель записывает на доске (техно, хай-тек, конструктивизм, авангард) запишите название стилей в тетрадь.

Мы живем с вами в городе Саранске.

-В начале урока я говорила о таком понятии, как лицо города. Как вы думаете, у нашего города есть свое «лицо»?  

Слайд Саранска Демонстрация слайдов о Саранске.

При помощи прилагательных, давайте охарактеризуем наш город. (дети отвечают) Учитель пишет прилагательные на доске, которые называют дети.

Как вы видите: «лицо» нашего города многогранно.

III. Домашнее задание.

УЧИТЕЛЬ:  Домашним заданием на этот урок было: найти интересные сведения о нашем городе Саранске, архитектуре города и провести небольшую исследовательскую работу.

Выступления детей.

Ученик 1: Начать свою работу я хочу с высказывания известного мордовского живописца и графика Валентина Попкова. «Человек устроен, воспринимать мир богатым, разнообразным, он стремится к красоте. Наслаждается пластикой природы, ее сложность не утомляет, но радует и удивляет. Так должно быть и в архитектуре…» А ведь именно с этого начинается любовь к месту рождения или проживания. Человек незаметно для себя, подсознательно впитывает красоту вокруг, и природную, и архитектурную. Более 366 лет прошло с тех пор, как был основан город Саранск. За это время из небольшой крепости на сторожевой черте он вырос в современный красивый город – столицу республики Мордовия. Наш город невелик, территория его – 71,5 кв. км, население – 320 тыс. чел. Большинство жителей – русские, мордва, татары. Но дело совсем не в величине и количестве. Дело в том, что для многих жителей наш город любимый и самый красивый. Презентация о городе

УЧИТЕЛЬ:  Ребята, как вы считаете, является ли Саранск красивым городом?

Ученик 2: Проведенное в нашем классе анкетирование показало, что большинство учащихся (85 %) считают наш Саранск красивым городом. Результаты анкетирования представлены в таблице 1. Таблица на слайде

Таблица 1.

ДА

НЕТ

И ДА, И НЕТ

17

2

1

85%

10 %

5 %

Ученик 2:  Красоту архитектуры можно выразить с помощью математики. Об этом я узнал из книги А.В. Волошинова «Математика и искусство» Взаимосвязь архитектуры и математики можно заметить в следующих свойствах, объединяющих два эти понятия:

Симметрия;

Асимметрия, диссимметрия;

Золотое сечение.

Симметрия – это соразмерность, неизменность, соответствие. Архитектурные произведения, созданные человеком, в большей своей части симметричны. Симметрия воспринимается человеком как проявление закономерности, а значит внутреннего порядка. Внешне это воспринимается как красота и эстетичность. Например, Московский Государственный университет, Главное адмиралтейство, Эйфелева  башня и многие другие. Слайды

 Асимметрия — явление, широко распространенное в живой природе. Для того, чтобы сделать сооружение более красивым, придать ему необычную форму, сделать ни на что непохожий объект, архитекторы используют принципы асимметрии.

Золотое сечение

УЧИТЕЛЬ:  Всё правильно ребята! Архитектура и математика, являясь соответствующими проявлениями человеческой культуры, на протяжении веков активно влияли друг на друга. Они давали друг другу новые идеи и стимулы, совместно ставили и решали задачи. Ребята, сейчас вы прослушали выступления ваших одноклассников, как вы считаете какие науки можно смело увидеть в этих докладах? Математику, правильно, географию, историю.

IV. Постановка художественной задачи (работа в группах по 4-5 человек) :

Сегодня я  предлагаю вам выполнить творческое задание буклет города Саранска в технике коллаж. Вам необходимо про помощи листа бумаги формата А3, подготовленных иллюстраций, ножниц и клея выполнить визитную карточку нашего города. Одной группе достанется тема Саранск в настоящем, другой Саранск в прошлом и третьей группе – наш город в будущем.

-Затем вы представите свою работу. Каждая группа будет работать по своему направлению. Смело экспериментируйте! Время на работу……

Во время практической работы учитель делает целевые обходы, осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы.

Звучит музыка.

СИНКВЕЙН

Организует рефлексию:

-у меня получилось,

-я сделал.

-я хотел сделать.

V. Подведение итогов урока.

Давайте вспомним, что нового вы узнали на этом уроке: (дети отвечают)

- Что в переводе означает современный стиль хай-тек? (высокие технологии)

Выходят к доске с готовыми работами, три человека от группы. Рассказывают и крепят магнитами на доску. Учитель оценивает каждую работу групп.

УЧИТЕЛЬ:  Молодцы ребята, с поставленной задачей справились. А вот как вы считаете, в каком буклете мы можем заглянуть в прошлое нашего города? А в каком мы проявляем фантазию, строим далеко идущие планы о нашем городе?

И в завершении хочется сказать - «Архитектура не заканчивается, она лишь непрерывно изменяется» В. Гропиус

Литература.

  1. А.С.Питерских. Г.Е.Гуров. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского. – 3-е изд. - М. : Просвещение, 2010. – 175 с.
  2. О.М.Гусева. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 8 класс – М.; ВАКО, 2012. – 128 с.
  3. Г.Е.Гуров, А.С.Питерских. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: метод пособие. /Г.Е.Гуров, А.С.Питерских; под ред. Б.М.Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 111 с.
  4. http://streetfront.ru/styles/page/8/;
  5. 5 http://www.sitenz.com/