Консультации для родителей

Озеркевич Татьяна Валериевна

Консультация для родителей

«Малочисленные народы проживающие в Красноярском  крае. Нганасаны»

 

Нганасаны (самоназв.: ня, тавгийцы) - коренной народ севера Красноярского края. Живут в центральной части полуострова Таймыр. По переписи населения 2010 г. их общая численность в стране - 862 чел., в Красноярском крае - 807 человек.

Этногенез

Нганасаны - потомки древнейшего населения Таймыра - охотников на дикого оленя эпохи неолита. Говорили на неизвестном языке.

Традиционные знания

До сер. XX в. нганасаны вели кочевой образ жизни. Основное традиционное занятие - охота на дикого северного оленя, песцов, зайцев и птиц (куропаток, гусей, уток). Осенью животных добывали поколками у сезонных переправ. Зимой оленей загоняли в сети или в загороди. Практиковалась индивидуальная охота с оленем-манщиком, с собакой, с маскировочным щитом и т.д.

Оленеводство носило сугубо транспортный характер. Существовали различные типы нарт: легкие для весны, женские теплые, грузовые (несколько видов). С переходом к 1960-м гг. к оседлости и увеличением популяции дикого оленя домашнее оленеводство к 1990-м гг. практически исчезло.

К настоящему времени большинство нганасан перешли к нетрадиционным занятиям в стационарных поселках. Для малой части сохраняется промысловое значение охоты (дикий олень, пушнина) и частично - рыболовство.

Традиционное жилище

Стойбища нгагасан организованы как и у других тундровых оленеводов. Они состояли из трех-четырех конических чумов (от 3 до 9 м в поперечнике). В зимнее время использовали голомо - пирамидальное жилище, стены и крыша которого изготавливались из плах и досок, а сверху обкладывались дерном. С 1930-х гг. в качестве жилья начали применять заимствованный у долган балок - прямоугольный возок на полозьях, покрытый оленьими шкурами или брезентом. Пол изготавливался из досок, в стенах небольшие окна. Отапливается балок железной печкой. С сер. XX в. все больше нганасан стало селиться в поселках и жить в домах, построенных по типовым проектам. Чумы сохранились лишь в нескольких семьях.

Национальные одежда и кухня

Одежда нганасан изготовлялась из оленьих шкур и украшалась аппликацией из меха разного цвета. Мужская одежда состояла из глухой малицы белого цвета. В мороз поверх нее носили капюшон. Женская одежда - распашная парка  и радужный комбинезон  с нашитыми на груди металлическими бляхами. Вместо капюшона надевали белую шапку-капор с опушкой из черного собачьего меха. Одежду украшали аппликацией и геометрическими орнаментами. По ним определялся социальный статус носителя.

Камусная обувь нганасан отличалась тем, что не имела выема в подъеме. Мужчины носили пояса, к которым привязывали голенища обуви, нож в ножнах, огниво, футляр для трубки, кисет. Весной для защиты глаз от слепящего света носили снеговые очки. И женщины, и мужчины заплетали волосы, смазанные оленьим жиром, в две косы. В них вплетали металлические подвески. В настоящее время национальную одежду предпочитают носить около четверти нганасан.

Основу национальной кухни составляли блюда из оленины, рыбы, водоплавающей птицы. Наиболее распространены вяленое мясо и рыба, которые заготавливались впрок. Довольно рано заимствовали от русских чай, табак, а также муку, из которой изготовляли лепешки. Лепешки из муки с икрой считались лакомством. Сегодня национальные блюда по-прежнему составляют основу питания нганасан, хотя и покупные продукты распространились довольно широко.

Религия и праздники

Среди верующих нганасан встречаются как православные христиане, так и приверженцы традиционного культа. Состояние религии нганасан вплоть до современности можно оценить как синкретическое. Наряду с такими персонажами, как Земля, Солнце, Огонь, Вода и др., появляется лёса нго - русский бог, Миколка-бог (Святой Николай), иконы ассоциируются с изображениями своих духов-покровителей.

После крещения нганасаны не отказывались от традиционной мировоззренческой системы (анимизм, промысловый культ, шаманизм).

С традиционными верованиями были связаны и древние национальные праздники. После окончания полярной ночи под руководством шамана проводился праздник «чистого чума» (малуся) или прохождения через каменные ворота (фалафуту). Во время летнего солнцестояния проводился праздник Аныодялы (Большой день) с играми и состязаниями. И сегодня этот праздник ежегодно отмечают в п. Волочанка.

Народное творчество

Фольклор нганасан разнообразен. Это, прежде всего, музыкально-повествовательные эпические сказания о подвигах богатырей, исполнение которых растягивалось на несколько вечеров. Распространены также сказки, короткие рассказы («вести»), мифы, загадки, частушки, заклинания. Разнообразно песенное творчество. Нганасаны могли импровизировать, сочинять песни на ходу. И сегодня пользуются популярностью хоровод старинного нганасанского медвежьего танца, «настольные» национальные игры нганасан «Лани», «Перетягивание мизинцем», «Перетягивание через голову» и др.

Декоративное искусство представлено резьбой по мамонтовой кости, инкрустацией и штамповкой по металлу, окраской кожи и узорным шитьем оленьим волосом.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nganasaki.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Малочисленные народы проживающие в Красноярском  крае. Нганасаны»

C:\Users\Админ\Desktop\images.jpgC:\Users\Админ\Desktop\Без названия.jpg

Нганасаны (самоназв.: ня, тавгийцы) - коренной народ севера Красноярского края. Живут в центральной части полуострова Таймыр. По переписи населения 2010 г. их общая численность в стране - 862 чел., в Красноярском крае - 807 человек.

Этногенез

Нганасаны - потомки древнейшего населения Таймыра - охотников на дикого оленя эпохи неолита. Говорили на неизвестном языке.

Традиционные знания

До сер. XX в. нганасаны вели кочевой образ жизни. Основное традиционное занятие - охота на дикого северного оленя, песцов, зайцев и птиц (куропаток, гусей, уток). Осенью животных добывали поколками у сезонных переправ. Зимой оленей загоняли в сети или в загороди. Практиковалась индивидуальная охота с оленем-манщиком, с собакой, с маскировочным щитом и т.д.

Оленеводство носило сугубо транспортный характер. Существовали различные типы нарт: легкие для весны, женские теплые, грузовые (несколько видов). С переходом к 1960-м гг. к оседлости и увеличением популяции дикого оленя домашнее оленеводство к 1990-м гг. практически исчезло.

К настоящему времени большинство нганасан перешли к нетрадиционным занятиям в стационарных поселках. Для малой части сохраняется промысловое значение охоты (дикий олень, пушнина) и частично - рыболовство.

Традиционное жилище

Стойбища нгагасан организованы как и у других тундровых оленеводов. Они состояли из трех-четырех конических чумов (от 3 до 9 м в поперечнике). В зимнее время использовали голомо - пирамидальное жилище, стены и крыша которого изготавливались из плах и досок, а сверху обкладывались дерном. С 1930-х гг. в качестве жилья начали применять заимствованный у долган балок - прямоугольный возок на полозьях, покрытый оленьими шкурами или брезентом. Пол изготавливался из досок, в стенах небольшие окна. Отапливается балок железной печкой. С сер. XX в. все больше нганасан стало селиться в поселках и жить в домах, построенных по типовым проектам. Чумы сохранились лишь в нескольких семьях.

Национальные одежда и кухня

Одежда нганасан изготовлялась из оленьих шкур и украшалась аппликацией из меха разного цвета. Мужская одежда состояла из глухой малицы белого цвета. В мороз поверх нее носили капюшон. Женская одежда - распашная парка  и радужный комбинезон  с нашитыми на груди металлическими бляхами. Вместо капюшона надевали белую шапку-капор с опушкой из черного собачьего меха. Одежду украшали аппликацией и геометрическими орнаментами. По ним определялся социальный статус носителя.

Камусная обувь нганасан отличалась тем, что не имела выема в подъеме. Мужчины носили пояса, к которым привязывали голенища обуви, нож в ножнах, огниво, футляр для трубки, кисет. Весной для защиты глаз от слепящего света носили снеговые очки. И женщины, и мужчины заплетали волосы, смазанные оленьим жиром, в две косы. В них вплетали металлические подвески. В настоящее время национальную одежду предпочитают носить около четверти нганасан.

Основу национальной кухни составляли блюда из оленины, рыбы, водоплавающей птицы. Наиболее распространены вяленое мясо и рыба, которые заготавливались впрок. Довольно рано заимствовали от русских чай, табак, а также муку, из которой изготовляли лепешки. Лепешки из муки с икрой считались лакомством. Сегодня национальные блюда по-прежнему составляют основу питания нганасан, хотя и покупные продукты распространились довольно широко.

Религия и праздники

Среди верующих нганасан встречаются как православные христиане, так и приверженцы традиционного культа. Состояние религии нганасан вплоть до современности можно оценить как синкретическое. Наряду с такими персонажами, как Земля, Солнце, Огонь, Вода и др., появляется лёса нго - русский бог, Миколка-бог (Святой Николай), иконы ассоциируются с изображениями своих духов-покровителей.

После крещения нганасаны не отказывались от традиционной мировоззренческой системы (анимизм, промысловый культ, шаманизм).

С традиционными верованиями были связаны и древние национальные праздники. После окончания полярной ночи под руководством шамана проводился праздник «чистого чума» (малуся) или прохождения через каменные ворота (фалафуту). Во время летнего солнцестояния проводился праздник Аныодялы (Большой день) с играми и состязаниями. И сегодня этот праздник ежегодно отмечают в п. Волочанка.

Народное творчество

Фольклор нганасан разнообразен. Это, прежде всего, музыкально-повествовательные эпические сказания о подвигах богатырей, исполнение которых растягивалось на несколько вечеров. Распространены также сказки, короткие рассказы («вести»), мифы, загадки, частушки, заклинания. Разнообразно песенное творчество. Нганасаны могли импровизировать, сочинять песни на ходу. И сегодня пользуются популярностью хоровод старинного нганасанского медвежьего танца, «настольные» национальные игры нганасан «Лани», «Перетягивание мизинцем», «Перетягивание через голову» и др.

Декоративное искусство представлено резьбой по мамонтовой кости, инкрустацией и штамповкой по металлу, окраской кожи и узорным шитьем оленьим волосом.