эссе «Воспитание - великое дело, им решается участь человека»

Дерезина Татьяна Сергеевна

Нашла мамины старые бумаги. Просматриваю с интересом, моя мама – заслуженный учитель, много лет проработавшая в школе. Я тоже учитель. Правда, пока с небольшим стажем. Но с большой уверенностью в правильности своего выбора.

Листаю пожелтевшие листочки тетрадок, исписанные маминой рукой. Конспекты уроков, методические приёмы, календарное планирование… На одном из листков красными чернилами записаны слова: «Воспитание – великое дело, им решается участь человека. В.Г.Белинский»

Что так поразило маму в этой фразе? Что побудило выписать? Конечно, я спрошу у неё. Позже. Сейчас хочется поразмышлять над высказыванием самой.

Да, конечно, воспитание – великое дело, с этим не поспоришь. Как гласит народная мудрость, что посеешь, то и пожнёшь. Но решает ли воспитание участь, судьбу человека?

Вспоминаю лица своих учеников, которых не только учу биологии, но и воспитываю. Вот Вова. Очень умный и начитанный мальчик. А в семье проблемы. Поэтому Вова  в последнее время грубит учителям, вызывающе ведёт себя на уроках. Надо воспитывать. Оставляю после уроков, разговариваем. Очень хочется, чтобы не испортил мальчик свою дальнейшую «участь» мелкими выходками.

Маша – красавица. Знает об этом и пользуется: мило улыбаясь, в очередной раз говорит, что забыла тетрадь с  домашним  заданием. Тоже надо оставить на личную беседу, объяснить, что знания необходимы при любой внешности.

Что же получается? Я каждый раз пытаюсь влиять на «участь», иначе говоря, судьбу своих учеников? Становится страшно от такой огромной ответственности. Но ведь выбирая профессию педагога, я понимала, что передо мной трудная задача. Это только в детстве легко: рассадил игрушки по комнате и ставь им оценки в нарисованный журнал. А в жизни часто учебный предмет уходит на второй план. Перед тобой не просто ученик такого-то класса, это человек, со своими интересами, страхами, характером, наконец! Невозможно только рассказать о фотосинтезе и дать домашнее задание. Уже с первого урока учитель, если он учитель по призванию, а не по обязанности, проникается чувствами и эмоциями детей. Хочет им помочь не только как педагог, но и как взрослый человек, за плечами которого больше жизненного  опыта. Рассказать, подсказать, направить. А это и есть воспитание. Это и есть главная задача любого учителя, как мне кажется.

…Пока я размышляла, вернулась из школы мама, увидела меня в окружении старых тетрадок.

- О чём задумалась, дочка?

Показываю фразу В.Г.Белинского, которую когда-то выписала мама и которая заставила размышлять меня. Мама понимающе улыбается и берёт другую тетрадь, листает и показывает мне.

«Во всяком человеке -  Человек с большой буквы, иногда его трудно извлечь, иногда невозможно, но попробовать нужно всегда. О.М. Куваев».

Какая замечательная фраза! Спасибо, мамочка! Обязательно пробовать! Искать, ошибаться, верить и … воспитывать!