Вебинары, семинары, конференции, обобщение, публикации.

Ромащёва Ольга Львовна

«Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время»

 

       «Творчество –

это человеческая потребность».

 

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса  неполноценности. Р. Ассаджиоли считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом её самораскрытия. Развитие творчества происходит под влиянием социальной среды, биологической природы человека, которая также влияет на процесс развития личности. И еще одним существенным фактором развития личности выступает воспитание. Без специально организованного и целенаправленного обучения и воспитания не смогут, например, развиться задатки. Для их превращения в способности необходимы соответствующим образом организованное обучение. В отличие от обучения и воспитания влияние среды носит больше стихийный и неорганизованный характер и само по себе влияние среды не может обеспечить решение задач, связанных с формированием личности и ее подготовкой к жизни, а особенно профессиональной деятельности.

          Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность".

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности.
Развитие творческой личности на более высоком уровне продолжается в средних и старших классах. В этих классах значительно расширяется диапазон ознакомление учащихся с различными видами и жанрами искусства, обогащается опыт сравнения и оценочных мнений об их художественно-эстетических достоинствах, что естественно, укрепляет их потребности и мотивы в приобщении к искусству.

Главная особенность творческой личности - это потребность в творчестве, которая становиться жизненной необходимостью.

Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

         Для изучения интересов и увлечений учащихся проводятся разнообразные педагогические диагностики:  метод наблюдения, беседу, опрос, анкетирование, графически-рисуночные тесты, мини-сочинения.

На протяжении обучения ребенка школе осуществляются диагностики, позволяющие проследить за качественными изменениями:

  • уровня воспитанности;
  • самооценки ученика;
  • уровня самостоятельности;
  • характера межличностных отношений;
  • особенности личности ученика;

Проанализировав научно-методическую литературу по проблеме, можно  считать, что одним из важных факторов развития творческих способностей выступает воспитание и самовоспитание. Самовоспитание помогает учащемуся справиться с собственной ленью, побороть дурные привычки, относиться к себе и своему творчеству критично, что в большей степени обуславливает уровень профессионализма в той или иной творческой деятельности, т.е. критично относясь к своей деятельности человек, видит, где ему стоит «поднажать», а где и «попустить», или выбрать другой путь для своей творческой деятельности.

Взаимодействие педагога с учащимся  по организации  процесса самовоспитания представляют собой собственно воспитательное воздействие.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в психике ребёнка процессы, научить его осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.

     Развитие творчества должно быть приведено в определенную систему, где внеучебная деятельность играет не меньшую роль, чем учебная.

    Для того чтобы развить творческие способности у учащегося, в нашей школе предусмотрена различная внеурочная деятельность, содержание которой группируется по следующим направлениям деятельности:

  • общественная;
  • художественно-эстетическая;
  • спортивно-оздоровительная;
  • духовно-нравственная и др.

      Ставится цель - обнаружить способности и задатки, и, уже исходя, из них формировать свою неповторимую творческую личность, дойти до каждого учащегося, предоставить каждому возможность проявить себя в одной из сфер дополнительного образования.

      В средних и старших ступенях развития самостоятельности и творчества учащихся продолжается в различных структурах. Формы деятельности учащихся разнообразны: кружки и секции, работы исследовательского характера, смотры, конкурсы и т.д. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива. Необходимо активно привлекать родителей для  участия в творческих делах. Выбирая любую форму деятельности, учащиеся остаются все время в среде, которая представляет для них опыт творчества, преодоления, достижения, самоутверждения и развития творческих способностей, которые были заложены с рождения.

С воспитательными технологиями сегодня связываются реальные возможности построения системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию развития. Это следующие технологии:

- информационные;

- игровые;

- технология уровневой дифференциации;

- технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой);

-технология коллективного творческого воспитания (по Иванову).

       Для привлечения учащегося к той или иной внеурочной деятельности применяются следующие репродуктивные методы:

1. Метод стимулирования,

2. Метод соревнования,

3. Метод поощрения.

Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
А творческий учитель тот, кто:
- участвует в экспериментальной работе школы; 
- участвует в творческих и профессиональных конкурсах; 
- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения; 
- уважает личность ученика; 
- педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления.

 

 Таким образом, важно определить темп и найти педагогические возможности творческого

развития ребенка. Важно работать с ребенком в той степени трудности, которую

он выбирает сам, и с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку

поднимать, чтобы иметь возможность роста.  А это зависит от каждодневного

труда учителя, такта и душевной щедрости.

 

Литература:

1. А.А. Потебня «Речь и понимание». М., 2015 г.

2. А.А. Потебня «Слово и его свойства». М., 2014 г.

3. А.А. Потебня «Теоретическая поэтика». М., 2016 г.

4. А.Я. Пономарёв «Фазы творческого процесса». М., 2012 г.

5. Л.А. Александрова Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2013.- № 5. – С.53-56.

6. Л.А. Ашевская Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2014. - № 6. – С. 21-25.

7. Л.З. Красновский Подготовка к сочинениям на основе театральных впечатлений. // Русский язык в школе. – 2015. - № 4. – С. 28-32.

8. М.Р. Львов «Словарь - справочник по методике русского языка». М., 1997 г.

9. Н.К. Винокурова Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 2013. - № 4. – С. 18-37.

10. Т.М. Жукова Развитие человека есть развитие его способностей. // Одаренный ребенок.- 2012.- № 1.- С. 46-51.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_ped_opyta.docx93.65 КБ
Файл statya.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

 

Обобщение педагогического опыта

учителя начальных классов

Ромащёвой Ольги Львовны

по теме:


"Взаимодействие

игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"










2022

СОДЕРЖАНИЕ

I .Описание опыта.

1.Обоснование выбора темы. Цель, задачи…………………………….2

2. Актуальность опыта. ………………………………………………….3

3. Ведущая педагогическая идея …………………………….................3

4. Обзор научно-методической литературы по теме..............................3

II. Технология опыта

1. Результаты первичной диагностики универсальных учебных действий обучающихся............................................................................................17

2.Отчет о работе по теме. Результаты и достижения...........................19

3. Адресная направленность опыта…………………………………....24

III. Заключение…………………………………………………………25

IV. Список литературы……………………………………………….26

V. Приложение…………………………………………………………28

Приложение №1 – Виды игровой деятельности……………………...28

Приложение №2 – Разработка урока………….....................................30





I.Описание опыта.

1.Обоснование выбора темы. Цель, задачи.

Как известно, наиболее сильным мотивирующим фактором в организации учебного процесса являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование игр. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Содержание дидактической игры помогает осуществить учебные задачи, которые учитель ставит на уроке. Игра помогает не только освоить, но и систематизировать знания и умения младших школьников. Эффективность обучения обусловлена в данном случае взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Игра активирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе ребятам говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В игре школьник развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

Целью самообразования выступало изучение возможностей организации взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников как средства формирования у них универсальных учебных действий.

Задачи:

1.Проанализировать опыт эффективности взаимодействия игровой и учебной деятельности.

2. Выявить значение игровой деятельности в развитии младших школьников.

3. Диагностировать уровень развития творческого мышления в процессе игровой деятельности.

4. Обобщение, разработка методов и приемов организации взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников как средства формирования универсальных учебных действий.

2. Актуальность данной темы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта). На практике необходимо применяя игровые технологии, научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности. 

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущая идея моего опыта - развитие у младших школьников на уроках и во внеклассных занятиях: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий через игровую деятельность. Согласно данной педагогической идее, учебный процесс должен строиться на комбинировании личностно - ориентированного, развивающего и деятельностного подходов с использованием игровых форм работы.

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:

- требования ФГОС НОО;

-теоретические основы психологического развития младших школьников;

- изучение методической литературы и опыта коллег;

- апробирование инновационных педагогических технологий;

- курсы повышения квалификации.

4. Обзор научно-методической литературы по теме

«В соответствии с внедрением в систему образования ФГОС НОО на сегодняшний день российская школа переживает глобальные преобразования, основной целью которой стала не просто  репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться. Современное образование ориентировано на развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу: включение ее в социальную активность, обеспечение возможностей эффективного самообразования за пределами образовательных систем». [13]

Начальная ступень образования является одним из важных периодов общего образования, в ходе которой, младшим школьникам предстоит освоить умение учиться, а также освоить учебный материал по основным учебным предметам.

В ФГОС НОО сказано о том, что основная задача, которая стоит теперь перед учителем заключается в формировании у младших школьников учебной мотивации, а также развитие у них универсальных учебных действий.   Формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий и мотивации к учению предполагает организацию учебно-познавательной деятельности.

Исследованием проблем организации учебно-познавательной деятельности занимались такие авторы как Ю.К. Бабанский, Б.И. Коротяев, И.В. Первин, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, И.Ф. Харламов и др. В педагогической литературе учебно-познавательная деятельность рассматривается как процесс организации деятельности по обогащению знаний, формированию умений и навыков, форм поведения у учеников.

Также учебно-познавательную деятельность определяют как совокупность определенных действий по овладению научными знаниями и способами их добывания.

Как познавательные действия в их совокупности трактует учебно-познавательную деятельность Т.И. Шамова. И.Б. Первин говорит о том, что учебно-познавательная деятельность – это, в первую очередь, систематическое овладение знаниями, умениями и навыками. Как вид социальной деятельности, заключающийся в сотрудничестве ученика и учителя с целью развития познавательной и социальной сфер ученика рассматривает учебно-познавательную деятельность Г.И. Щукина [11].

Итак, можно заключить, что учебно-познавательная деятельность рассматривается различными авторами с позиций взаимопроникновения учебной и познавательной деятельности, их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Л.Б. Ительсон указывает на две формы учебно-познавательной деятельности:

- внешняя – заключается в перцептивной деятельности, манипулировании предметами, символической деятельности с целью получения новых знаний об изучаемом предмете, явлении;

- внутренняя – заключается в умственных действиях (анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция, классификация и сериация, кодирование и перекодирование).

Основной характерной чертой учебно-познавательной деятельности является то, что она требует научения знаниям, умениям и мышлению.

В структуре учебно-познавательной деятельности выделяют следующие компоненты:

- сосредоточение внимания учащегося на учебной ситуации;

- ориентировка его в деятельности;

- постановка цели деятельности;

- выполнение учебных действий;

- контроль и корректировка учебных действий;

- оценка полученных результатов [6].

Как вид деятельности воспроизводящего характера трактует учебно-познавательную деятельность В.В. Давыдов. Автор отмечает, что данный вид деятельности является основным в период младшего школьного возраста. В.В. Давыдов объясняет это тем, что именно данная деятельность выступает основой для развития познавательной сферы детей данного возраста, а также их личностного развития в целом. Теоретические знания он определяет в качестве содержания учебно-познавательной деятельности [10].

Уже начиная с первого класса младшие школьники включаются в учебно-познавательную деятельность. В младший школьный период учителя, организуя учебно-познавательную деятельность, следят за тем, чтобы она была направлена на решение задач развивающего и воспитывающего обучения. При этом, в ходе учебно-познавательной деятельности на начальной ступени обучения важно:

- привить младшим школьникам потребности и навыки самостоятельного пополнения знаний;

- развитие умений и навыков логических рассуждений;

- развитие познавательных способностей учеников начальных классов и умений использования всех источников познания; формирование мировоззрения младших школьников [4].

Поскольку учебно-познавательная деятельность является одним из видов человеческой деятельности, то ее структура также состоит из трех основных компонентов:

- мотивационно - ориентированный;

- операционный;

- контрольно-оценочный.

Анализ педагогической литературы показывает, что в ходе учебно-познавательной деятельности на начальной ступени обучения предполагается овладение учениками:

- системами знаний и оперирование ими;

- системами обобщенных и частных приемов учебной работы;

- системой целеполагания и мотивами в процессе овладения знаниями и приемами;

- системой обобщенных приемов управления своей учебной деятельностью.

Младший школьник, осуществляя учебно-познавательную деятельность учится:

- принимать цель;

- производить отбор средств по ее достижению;

- обдумывать и выполнять действия по ее достижению;

- выполнять контроль своих действий;

- оценивать результат своей деятельности [8].

Итак, перед учителями стоит важная задача организовать такие условия, чтобы учебно-познавательная деятельность младших школьников осуществлялась полноценно, и, способствовала развитию всех сфер у младших школьников.

Учебно-познавательная деятельность изначально не является ведущей у младших школьников. Младший школьный возраст является периодом, когда в процессе развития осуществляется переход от игровой деятельности к деятельности учебной. Данный переход обеспечивается преемственностью содержаний этих двух видов деятельности. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, и она также позволяет удовлетворять основные потребности ребёнка в познании и обеспечивает процесс его развития. В учебной деятельности также осуществляется процесс познания, но он имеет иную форму. В жизнедеятельности младших школьников игра продолжает влиять на их развитие, поскольку через игру они реализуют свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности.

Исходя из данной особенности, становится необходимым включать в образовательную среду младших школьников средства, побуждающие их к игровой деятельности, через которые они также будут решать обучающие задачи. Для включения младшего школьника в учебный процесс целесообразно использовать игровую деятельность во взаимосвязи с учебно-познавательной деятельностью [1]. Возможности игровой деятельности в процессе развития младших школьников изучали такие исследователи как Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.

Игровая деятельность, по мнению Д.Б. Эльконина, характеризуется как особенное отношение к действительности. Данное особое отношение заключается в:

- создании мнимых ситуаций;

- переносе свойств одних предметов на другие [14].

Как один из видов деятельности, направленный на воссоздание и усвоение ребенком общественного опыта, норм и правил поведения рассматривает игровую деятельность Л.С. Выготский.

Как вид деятельности, игра имеет свою структуру, в которой выделяют:

- целеполагание;

- планирование;

- действия по реализации цели;

- анализ результатов [2].

Как отмечает Г.К. Селевко, на начальной ступени образования игровая деятельность в процессе учебно-познавательной деятельности используется:

-  в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-  как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

-  в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

-  как технологии внеклассной работы [15].

Деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации приобретает эмоциональную окрашенность благодаря занимательности игровой деятельности. Положительные эмоции от игровой деятельности в ходе учебно-познавательной деятельности способствуют развитию знаний умений, навыков учеников, более успешному усвоению учебного материала. Другой положительной стороной игровой деятельности в младшем школьный период является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Место и роль игровой деятельности в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Так, по характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические и др. Для того, чтобы у ребёнка сформировалась учебная деятельность, необходимо чтобы переход от игры к учебному познанию осуществлялся плавно, именно поэтому, особенно в первом классе начальной школы, учителем используется очень много различных игр, игровых приёмов на уроках для того чтобы активизировать детей, поддерживать их интерес, стимулировать процесс самостоятельной познавательной деятельности. Учебно-познавательная деятельность представляет собой овладение содержанием учебных предметов необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. В учебно- познавательной деятельности важной составляющей является наличие познавательной активности и познавательного интереса, который способствует тому, что ребёнок, прилагая определённые волевые усилия, преодолевая недостаточную устойчивость внимания, недостаточное развитие регуляторных функций, постепенно стремится к освоению разнообразных умений и навыков. Достижение единства и взаимосвязи учебно-познавательной и игровой деятельности является достаточно сложным процессом и не заключается только в том, чтобы использовать
разные виды игр на уроках. В работах ряда исследователей указывается, что для того чтобы игра служила средством самопознания, важно не то, во что играть, а важно, как играть [9].

То есть содержание игры и её условия должны обеспечивать и стимуляцию познавательного интереса и познавательной активности, и способствовать формированию определённых умений и навыков. В условиях федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования плавный переход к учебно-познавательной деятельности и её развитие на основе игровой деятельности является одной из актуальных задач, поскольку это обеспечивает гармоничное развитие ребёнка. Если происходит значительное ограничение игровой деятельности, то формирование учебной деятельности усложняется, поскольку оно происходит путём научения и при этом самостоятельная активность ребёнка в деятельности ограничена. Для того, чтобы предупредить эти моменты, целесообразно уделять большое внимание игровой деятельности в процессе обучения младших школьников. Для этого большое значение имеет и знание учителем тех видов игр, которые актуальны для детей младшего школьного возраста и возможности их применения. В младшем школьном возрасте, как мы уже говорили выше, игра не утрачивает своё значение, но характер игровой деятельности значительно изменяется. Возрастает значение игры с достижением известного результата, сюда относятся спортивные игры, интеллектуальные игры. В младшем школьном возрасте изменяется соотношение между игровой и учебно-познавательной деятельностью, игра начинает подчиняться учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте выделяют три больших класса игр – это игры, возникающие по инициативе ребёнка; игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющие их с образовательной и воспитательной целью; игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, народные игры, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших   детей. Каждый из перечисленных классов игр представлен различными видами и подвидами.

В состав первого класса входят: игра-экспериментирование, сюжетные игры – сюжетно-образовательные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные. Этот класс игр наиболее продуктивен для развития интеллектуальной инициативности, творчества детей, которое проявляется в постановке себе и другим играющим новых игровых задач для возникновения новых мотивов и видов деятельности.

Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и др.), а также игры-забавы, игры-развлечения и интеллектуальные игры. Все эти игры могут быть и самостоятельными, но иногда они не являются таковыми, так как за самостоятельностью в них стоит знание правил, а не исходная инициатива ребёнка в постановке игровой задачи. Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно – они формируют культуру игры. Способствуют усвоению социальных норм и правил и, что особенно важно наряду с другими видами деятельности, являются основой для развития самостоятельной игры.

Так, например, в играх-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас слов, развивается речь, активизируется внимание детей, воспитываются нравственные качества.

Также в процессе изучения младшими школьниками нового материала и закрепления уже изученного целесообразно использовать игровые ситуации. Их выбор зависит от целей конкретного урока. Использование игровых ситуаций в процессе урока способствует активизации познавательного интереса младших школьников, а также формирует умение решать проблемные ситуации.

Использование деловой игры будет способствовать обогащению знаний учеников, формированию умения мыслить продуктивно, развитию стремления к поиску новых идей. Главным условие использования деловой игры на уроке является учет уровня знаний и возрастных особенностей учеников при ее выборе и организации.

Большая доля игр в младшем школьном возрасте принадлежит играм дидактическим. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей, они направлены на решение конкретных задач в обучении и воспитании, а также служат для общего воспитания и развития. Дидактические игры способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Таким образом, создаются условия для проявления у младших школьников самостоятельности, мыслительной активности, чувства удовлетворенности, успеха. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло [5].

Применение дидактических игр как средства обучения младших школьников, обусловлено рядом причин:

  1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте ещё не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
  2. Освоение учебной деятельности, включение в неё идёт медленно.
  3. Имеются возрастные особенности, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания.
  4. Дидактическая игра характеризуется определённой структурой, которая обязательно учитывается при её проведении [7].

Эти и другие виды игр имеют важное значение для решения поставленных учителем воспитательных и развивающих задач и способствуют развитию младшего школьника.

Итак, при условии систематического использования игровой деятельности на разных этапах усвоения учебного материала, уровень активности младших школьников в учебно-познавательной деятельности будет возрастать, что также будет способствовать повышению качества усвоения ими знаний, умений и навыков.

При использовании игровой деятельности в рамках учебно-познавательной в начальной школе необходимо соблюдать ряд педагогических условий: - соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; - доступность для учащихся данного возраста; - умеренность в использовании игр на уроках. Кроме того, в рамках определенной темы можно выделить такие виды уроков: · ролевые игры на уроке (инсценирование); · игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок - КВН); · игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); · использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); · различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между обучающимися разных классов одной параллели. Таким образом, в начальной школе происходит смена деятельности от игровой к учебной. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективности организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игровая деятельность преобладает на уроках в начальных классах и формируют познавательный интерес к уроку. Игра делает элементы урока эмоционально насыщенными. Вносит позитивный настрой, стройность мыслей при решении логической задачи.

II. Технология опыта

  1. Результаты первичной диагностики универсальных учебных

действий обучающихся.

Для оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся мною использовались критерии оценки, содержащиеся в индивидуальном листе достижений и включающем в себя все виды универсальных учебных действий: познавательные, коммуникативные, личностные. Анализ изученной литературы и свой собственный опыт позволили мне разработать систему оптимальных приемов формирования универсальных учебных действий у младших школьников через игровую деятельность на уроках в начальных классах.

Для получения результатов было проведено наблюдение за формированием личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 3«Б " в начале года и в конце года. Наблюдение проводилось в период с 1 сентября 2021 по 1 сентября 2022 г. (Диаграмма №1 – 3 «Б» класс в начале года); (Диаграмма №2 – 3 «Б» класс в конце года).

У 3 «Б» класса к четвёртому классу:

1.Высокий уровень формирования личностных УУД увеличился на 14%.

2. Средний уровень формирования регулятивных УУД увеличился на 4%.

3.Средний уровень формирования познавательных УУД увеличился на 4%.

4.Высокий уровень формирования коммуникативных УУД увеличился на 3%.

2. Адресная направленность опыта.

Данный опыт предлагается учителям начальных классов.



III. Заключение.

На основании собственного опыта включения игры в процесс обучения в начальной школе, могу отметить, что целенаправленное формирование универсальных учебных действий с использованием игровых технологий создаёт условия для развития у детей способности к самостоятельной продуктивной деятельности.

Формирование универсальных учебных действий младших школьников будет успешным, если учитель знает:

  • важность формирования универсальных учебных действий школьников;
  • сущность и виды универсальных умений;
  • педагогические приемы и способы их формирования.

И, если учитель умеет:

  • отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД;
  • использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД.

IV. Список литературы

1. Букатов, В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для учителя / В.М. Бутаков. - М.: Издательство «Первое сентября», 2000.- 224с.

2. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. -1966.- №6. – С. 12-14.

3. Девяткин, Г.В. Проектирование учебных технологий игр / Г.В. Девяткин // Ж. Шк.технологий. - 1998. - №4. – С.121-125.

4. Казанская, Н.Г., Назарова, Т.С. Дидактика (начальные классы) / Н.Г. казанская, Т.С. Назарова.- М., Просвещение. 1978.- 224 с.

5. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие / Е.В. Карпова. - Ярославль, «Академия развития», 1997г. – 128 с.

6. Коган, Г.В. Значение формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов младших курсов в педагогическом вузе / Г.В. Коган // Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции. - Мурманск: МГЛУ, 2003. - Т. 2. - С. 75-76.

7. Козлова, О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О.А. Козлова // «Начальная школа». - № 11. – 2004. – С. 14-16.

8. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии: Начальная школа / В.С. Кукушкин. - Ростов н/Д, 2004. - 384 с.

9. Пидкасистый, П.И., Хайдаров, Ж.С. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 1996. – 212 с.

10. Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

11. Савченко, О.Я. Дидактика начальной школы. Учебник для студентов педагогических факультетов / О.Я. Савченко. - Киев.: Абрис, 1997. - 416 с.

12. Самоукина, Н.В. Организационно-обучаюшие игры в образовании / Н.В. Самоукина. - М.: Народное образование, 1996. – 179 с.

13.Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М.: Просвещение, 2011. - 31с.

14. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М, 1989. – 389 с.


V. Приложение

Приложение №1 – Виды игровой деятельности.

В начальной школе используются многие виды игровой деятельности (виды игр), приведу некоторые примеры из своей практики.

Игры по форме деятельности:

  • индивидуальные (игровое компьютерное упражнение «Открой дверь по коду»-код –ответ примера)
  • парные
  • групповые («Кто быстрей?» - в круг сидящих за столом ребят, с примерно одинаковым темпераментом, кладется карточка с примером таблицы умножения. Кто первый скажет ответ, тот забирает карточку себе. Выигрывает участник, набравший более всех карточек)
  • общеклассные («Экология или промышленность?» Урок –дискуссия, класс заранее делится на две группы, которые получают задание: подготовить материалы по плану»

По образовательным задачам

  • игры, изучающие новый материал (Игра «Три шкатулки»: распределить слова –карточки по видам орфограмм. Таким образом, выделена группа слов на новую орфограмму. Находим общую закономерность, формулируем макет нового правила)
  • игры, формирующие умения и навыки («Покупка задач»: учитель-заказчик «дает материал»-карточку с задачей, ученик, решив её, подходит к учителю, говорит номер задачи и ответ с пояснением. Если правильно, то учитель «покупает» её- ставит отметку на рабочий лист, ситуация повторяется, пока не кончится время.
  • обобщающего характера, повторения и контроля знаний

По типам:

  • познавательные, ролевые (игра «Научная лаборатория»- берем слово, понятие, предмет и собираем информацию с разных точек зрения)
  • деловые (Игра «Презентация профессий»)
  • комплексные (Игра «Экспресс-собеседование»: класс делится на 2 группы: принимающие резюме и выступающие. Резюме- это, в нашем случае, стихотворение наизусть, правило, информация по теме. Свободно передвигаясь по классу, дети, объединяясь в пары, принимают резюме, ставят оценку в форму. Цель: набрать как можно больше оценок, выбрать самого подготовленного для собеседования.

По форме проведения:

  • игры – аукционы (Обобщаем сведения по теме: Имя существительное, часть речи –раз…, обозначает предмет – раз.., кто больше?)
  • защиты (защита проекта, исследования)
  • путешествие по станциям, пресс – конференции, игры – исследования.

Электронно-тестовые и компьютерные игры в обучении (в классе интерактивная доска с Приложением готовых ресурсов и шаблонов для изготовления своих образовательных электронных ресурсов (Игра «Магический кристалл»: словарное слово с пропуском орфограммы, объясняем, перетаскиваем слово через кристалл, где оно становится видимым)

Приложение №2 – Разработка урока

Разработка урока русского языка в 1 классе

по теме: «Отработка умений располагать слова и буквы по алфавиту»

Учитель начальных классов:

Ромащёва О.Л.

Тип урока: урок - игра "Поле Чудес"

Цели урока:

Образовательная – закрепить имеющиеся знания об алфавите ; формирование умения распределять буквы и слова по алфавиту; создать условия для установления алфавитного порядка слов при списывании, повторения изученных правил.

Развивающая – развитие устной и объяснительной речи учащихся; умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать вслух; развитие познавательного интереса.

Воспитательная – создание условий для коммуникативных умений, воспитание умения действовать в создавшейся ситуации. Воспитание любви к истории.

Тип урока: закрепление.

Технология: деятельностного метода:

- развитие критического мышления через чтение и письмо

- информационно-коммуникативные технологии.

Оборудование - презентация, учебник русского языка, тетрадь на печатной основе, тест, шарики с буквами,»черный ящик с личиками», толковый словарь; рулетка.


Межпредметные связи: окружающий мир, математика.

Этапы урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формирование УУД

1.Самоопределение.Мотивация

к учебно-познавательной деятельности.

2.Постановка целей урока.

Послушайте загадку и

скажите тему нашего урока.

Тридцать три сестрички

Ростом невелички,

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет

Какова же цель нашей учебной

деятельности?


3.Закрепление.

А проведем наш урок в форме игры «Поле Чудес». Звучит музыка начало игры. На доске зашифровано слово, выполнив задание узнаем кем же приходились друг другу Кирилл и Мефодий? Крутим рулетку.


1.Задание.Игра «Я –слово, вы цифру».Я называю слово, а вы определяете номер буквы с которой начинается слово.

Зонт

Пила

труба

мост

ябеда

лед

волчок

Открываю слово (братья).

Сведения: Братья Кирилл и Мефодий создали первую славянскую азбуку, которой мы сейчас пользуемся.24 мая отмечается праздник славянской письменности и культуры.

Что за буква между т и я? Почему он называется так?


2.Задание.Крутим рулетку Выполнив задание, узнаем что

Читали наши бабушки и прадедушки.

«Выполняем упр.105 в учебнике.

Открываю слово нравоучение. Что же такое нравоучение?

Где нужно посмотреть, в каком словаре? Вика, найди это слово и скажешь что же оно обозначает?

А я в это время читаю сведения:









Вика, готова? Прочитай нам что значит слово нравоучение.


Ребята, какие слова обозначают два звука?

Запишем звуковую схему слов. У доски… остальные у себя в тетради.

3.Задание. Крутим рулетку дальше. «Отдохни-ка».Включаю физминутку.



4.Задание.Крутим рулетку. Узнаем ,что за слово зашифровано, выполнив задание «Мини-конкурс знатоки русского алфавита».Работаем по группам. Каждая группа

Придумывает свои вопросы по теме «Алфавит» другой группе.

Открываю слово первопечатник. Ребята, кто может сказать

Что означает слово это?

Сведения:

Первый русский букварь написал и напечатал Иван Фёдоров в 1574 году. Ивана Фёдорова называют первопечатником. В Москве есть памятник Ивану Фёдорову. Он напечатал много книг, но главная для нас – букварь. Интересно, что Фёдоров никак не назвал свой букварь, поэтому иногда его книгу называли Азбукой или Грамматикой. Конечно, книга Фёдорова отличается от нынешних букварей и азбук, но все они строятся так же: от простого к сложному, от буквы к слову, от слова к предложению, от предложения к рассказу.

Заканчивался букварь молитвами и поучениями, как следует себя вести: «Чада (то есть дети), послушайте (слушайтесь) своих родителей, это есть первая заповедь. Благо будет вам и долголетния будете на земле.»

В. Крупин

  1. Работа со стихотворением.

– Прочитайте стихотворение, записанное на доске.

Вслух читает хорошо читающий ученик.

Знать алфавит - большое дело:

Писать, читать будешь умело.

На уроке не скучай-

Заданья делать успевай. (СЛАЙД 1)

Алфавит. Т.к. не первый урок, мы будем отрабатывать умения

располагать буквы и слова по алфавиту.(СЛАЙД 2)

Отрабатывать навыки в расположении букв и слов по алфавиту.

(СЛАЙД 3 Поле Чудес)

Выходит ученик и крутит рулетку. Читает задание сам. Игра

«Я- слово ,вы цифру»

7

15

18

12

33

11

3

Ученики читают: братья

(СЛАЙД 4)

Разделительный мягкий знак. Т.к разделяет гласную от согласной.

Выходит ученик и крутит рулетку. Затем читает задание. «Выполняем упр.105 в учебнике»

Читаем слово нравоучение.

В толковом словаре.

(СЛАЙД 5)

Значения слов: амбар, жница.

Читает :поучение, внушение нравственных правил.

Еда, елка.

( йэда) .(йолка)

Выходит ученик крутит рулетку, читает «Отдохни-ка»

Совещаются, составляют вопросы.

первопечатник

(СЛАЙД6)

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

формируем умение представлять информацию в виде схемы;

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение

оформлять свои мысли в устной форме;

формируем умение работать в группе

Личностные УУД:

формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

гражданско-патриотическое воспитание;

воспитание трудолюбия, способности к познанию;

воспитание здорового образа жизни;

экологическое воспитание;

эстетическое воспитание.

5.Задание. Крутим рулетку. Игра «Буквы заблудились».

Узнаем что за слово зашифровано.Приспособление для печатания.

На доске шарики с буквами.

Подул сильный ветер и буквы заблудились, расставим их по местам.

Ж е и з й к л

Н м о п с р т

Открываю слово станок

6. Тесты. Тестовые задания.стр.6 №1,2.

7. Задание «Приз».Черный ящик, читаю загадки. Узнаем что там лежит.(«личики» лежат)

- Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья – хрипловатая.


- Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный.


- Дерево, про которое говорят «русская красавица»

Дети записывают слова в тетрадь и проговаривают орфограммы.


8.Рефлексия.

– Что нового узнали?

– Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?

- А теперь нарисуйте на лицах, какое у вас настроение.

(с черного ящика)

Ученик выходит крутит рулетку. Читает название игры.

Выходят ученики и расставляют порядок букв. Е ж з й к л. Записывают в тетради.

М н о п р с т . Записывают в тетради.

(СЛАЙД 7)








Ворона
















Арбуз




берёза



арбуз берёза ворона





ответы детей


18



Предварительный просмотр:

Организация рефлексивного осмысления результатов современного урока в соответствии с требованиями ФГОС

начального образования.

Рефлексия – это способность осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, направленность на саморазвитие.

Одна из основных проблем, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в учебный процесс, состоит в том, что ученики не всегда испытывают потребность в осознании своего развития, не обнаруживают причин своих проблем или результатов, затрудняются сказать, что именно происходит в их деятельности. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо с младшего школьного возраста. Задача учителя – создать такие условия для ученика, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты и скорректировать свой образовательный путь.

          Одна из задач рефлексии – выяснить, что же происходило на уроке. Действительно ли это то, что было задумано, или то, что считает тот или иной участник урока. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, обдуманного и понятого каждым. Цель рефлексии – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы со способами и методами, применяемыми другими учениками.

Существует множество форм образовательной рефлексии: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение изменений, происходящих с учеником. В качестве опоры для рефлексии можно предложить задания, объединенные в рамках рефлексивного дневника. Это письменные фиксации своих целей, успехов, трудностей, рисунки, отражающие эмоциональное состояние школьника. Систематическое использование такого дневника в процессе обучения позволяет перевести рефлексивный процесс в постоянно осуществляемое действие.

          Для организации рефлексивного осмысления результатов урока, я использую некоторые приемы рефлексии:

Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения:  В конце урока школьникам предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. Варианты: «На уроке я понял, узнал, разобрался ...», «На уроке меня порадовало …», «Особенно мне понравилось …», «Сегодня мне удалось …», «Было интересно …», «Было трудно …», «Я понял, что …», «Теперь я могу …», «Я научился …»

Рефлексия «Благодарю …» В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и объяснить, в чем оно проявилось. Завершающим является благодарственное слово учителя. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Рефлексия «А напоследок я скажу» Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса: Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо? Что не оправдалось и почему? Какие наши перспективы?

Рефлексия «Ассоциация» Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две. Первую, которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор. Любые комментарии со стороны других одноклассников исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итог урока.

Рефлексия «Плюс – минус – интересно». Школьникам предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, информация, которая оказалась ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «интересно» ученики вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и то, что еще хотелось бы узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Рефлексия «Синквейн» В конце урока детям предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это строфа из пяти строк. Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие. Третья строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы. Четвертая строка – короткое предложение раскрывающее суть темы или отношение к ней. Пятая строка – синоним ключевого слова (существительное).

          Таким образом, рефлексия для педагога – это мощный инструмент психолого-педагогических исследований, средство, актуализирующее собственное личностное развитие. Большинство личностно-ориентированных технологий обучения направлены на развитие универсальных способностей учащихся. От выпускников современной школы требуется умение решать ряд актуальных проблем, вызванных динамикой развития нашего общества.

 Для того чтобы быть успешным во взрослой жизни, они должны быть готовы брать ответственность на себя, делать выбор из ряда предложенных вариантов, самостоятельно планировать свою деятельность. Мало кто из учеников может задать вопросы аудитории или учителю о возникших трудностях в усвоении нового материала или его интересных моментах. Все это свидетельствует о том, что рефлексия в обучении не может проводиться спонтанно. Она требует систематичности на всех этапах работы, а также регулярности и методической последовательности.

Литература

1.Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. Учебно-методическое пособие. – СПб: Каро, 2008.

2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. – Ростов на Дону: ТЦ «Учитель», 2002.

Каталевич Галина Анатольевна