Уголок родителей

Клюшникова Наталья Михайловна

Предварительный просмотр:

Дети «группы риска»

К категории учащихся "группы риска" относятся дети с нарушениями в аффективной сфере; педагогически запущенные дети; дети с задержкой психического развития; с проблемами в развитии; с психопатоподобным поведением и т. д. В литературе по дефектологии и психологии к данной категории иногда относят и леворуких детей, а также детей с эмоциональными нарушениями.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности резко выделяются на фоне сверстников своим поведением: чрезмерной активностью, излишней подвижностью, суетливостью, невозможностью надолго сосредоточить внимание на чем-либо.

Специалисты утверждают, что гиперактивность - это лишь одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Главная же проблема - неразвитость механизмов внимания и тормозящего контроля.

Синдром дефицита внимания считается одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения у детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков фиксируется чаще.

Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко сменяется инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.

Основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными - слабой успеваемостью и затруднениями в общении с другими людьми.

Низкая успеваемость обусловлена особенностями поведения гиперактивных детей, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, т. к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса ее выполнения. Навыки чтения и письма у них значительно хуже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, допущенными из-за невнимательности, невыполнения указаний учителя.

Гиперактивные дети не могут долго играть со сверстниками, являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения.

Чтобы помочь гиперактивным детям преодолеть проблемы, нужно прежде всего выяснить причины наблюдаемых нарушений поведения.

Работа с такими обучающимися должна проводиться комплексно, с привлечением специалистов разных профилей, родителей и учителей. Необходимо убедиться, что такой ребенок находится под наблюдением врача, поскольку важное место в преодолении синдрома дефицита внимания занимает медикаментозная терапия.

Для организации занятий с гиперактивными детьми специалист может использовать коррекционно-развивающие программы на увеличение объема внимания, на распределение, переключение внимания, на усиление его концентрации и устойчивости.

Педагог должен объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния зависит не только от лечения, но также от доброго, спокойного и последовательного отношения к ребенку.

Относительно дальнейшего развития таких детей нет однозначных прогнозов. У многих серьезные проблемы могут сохраняться и в подростковом возрасте.

Как работать с гиперактивными детьми

  • Работу с гиперактивным ребенком следует строить индивидуально, при этом основное внимание уделить проблеме отвлекаемости и слабой организации деятельности;
  • по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его за хорошее поведение;
  • во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса;
  • предоставлять ребенку возможность всегда обращаться за помощью к учителю в случае затруднений;
  • учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
  • научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;
  • задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;
  • на определенный отрезок времени давать только одно задание;
  • дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы, внося необходимые коррективы;
  • во время учебного дня предусматривать возможность для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Левшами являются около 10% людей, и количество их увеличивается.

Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую

необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Асимметрия рук обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У левшей отмечается менее четкая специализация в их работе.

Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно-пространственных заданий.

До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Детей приучали писать правой рукой, тем самым провоцируя неврозы и невротические состояния. В последние годы школа отказалась от этой практики.

Очень важно определить направление "рукости"ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу. Это необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких при переходе к систематическому школьному обучению. Вопрос о переучивании леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка.

Особенности организации познавательной сферы леворукого ребенка могут иметь следующие проявления:

  • сниженная способность зрительно-двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк;
  • недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, "зеркальность" письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки;
  • поэлементная работа с материалом, раскладывание по "полочкам";
  • слабость внимания, трудности переключения и концентрации;
  • речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.

Важная особенность леворуких детей - их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и высокая утомляемость.

Выраженная эмоциональность леворуких существенно осложняет адаптацию к школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно.

Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:

  • зрительно-моторной координации;
  • точности пространственного восприятия;
  • зрительной памяти;
  • наглядно-образного мышления;
  • способности к целостной переработке информации;
  • моторики;
  • фонематического слуха;
  • речи.

При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.

Для леворуких детей рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое письмо. Леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен; требовать от него безотрывного письма -противопоказано. Такого ученика в классе рекомендуется сажать у окна, слева за партой: так ребенок не помешает соседу, а его рабочее место будет достаточно освещено.

Следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с определенными нарушениями и отклонениями в развитии конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные проблемы в учебе.

Развитие эмоционально-волевой сферы - один из важнейших компонентов готовности к школе. Педагоги часто не знают, как вести себя с чрезмерно упрямыми, обидчивыми, плаксивыми, тревожными школьниками.

Условно можно выделить три основные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

1. Агрессивные дети. В жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, поэтому обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

2. Эмоционально расторможенные дети. Такие дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то так экспрессивно, что заводят весь класс; если страдают - их плач и стоны слишком громкие и вызывающие.

3. Слишком застенчивые, тревожные дети. Они стесняются явно выражать эмоции, а свои проблемы переживают тихо, боясь обратить на себя внимание.

Учителю, который работает с детьми, имеющими трудности в развитии эмоциональной сферы, на диагностическом этапе необходимо определить особенности семейного воспитания, отношение окружающих к ребенку, уровень его самооценки, психологический климат в классе. На этом этапе используются такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учащимися.

Обстановка в семье очень влияет на эмоциональную сферу детей. Однако порой эмоциональный стресс провоцируют педагоги, сами того не осознавая. Они требуют такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых детей являются непосильными. Игнорирование учителем индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка может быть причиной негативных психических состояний учащегося, школьных фобий, когда ребенок боится идти в школу, отвечать у доски.

Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное - внимание. Их родителям нужно рекомендовать организацию режима дня.

Родителям и педагогам можно предложить следующие рекомендации - как работать с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения.

Рекомендации по работе с детьми с эмоциональными нарушениями

1. Нельзя учить детей подавлять эмоции, надо их научить правильно направлять, проявлять свои чувства.

2. Эмоции рождаются в процессе взаимодействия с окружающим миром. Необходимо научить ребенка адекватным формам реагирования на те или иные ситуации или явления внешней среды.

3. Не надо ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Невозможно избежать негатива в повседневной жизни, и искусственное создание "тепличных условий" лишь на короткий период снимает проблему, а через некоторое время она проявится более остро. Нужно учитывать не просто модальность эмоций (отрицательные или положительные), а, прежде всего, их интенсивность.

4. Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы он не переживал того, что переживает. Как правило, бурные аффективные реакции - это результат длительного сдерживания эмоций.

Заявленная нами проблема - дети "группы риска"- особенно актуальна для возраста от 10 до 14-15 лет. Особое внимание к душевному здоровью подростков, а также своевременное выявление и профилактика различных отклонений необходимы по трем причинам.

Во-первых, морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний. Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В-третьих, естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно.

Остановимся на категориях "трудных" подростков, вызывающих наибольшее беспокойство родителей и педагогов.

Во-первых, это подростки с проявлениями психической неустойчивости.

Термин "психическая неустойчивость" многозначен. Подростки с ее проявлениями характеризуются как "безвольные", "повышенно внушаемые", "с неустойчивым настроением".

Этих детей отличает отсутствие чувства долга, неспособность тормозить свои желания, подчиняться требованиям школьной дисциплины. Они быстро теряют интерес к занятиям и постоянно нуждаются в стимуляции извне (поощрение, напоминание, перемена видов деятельности). Мало способные к волевому усилию, при затруднениях в учебе они нередко уходят с уроков, катаются на городском транспорте, играют в футбол. Побеги из школы и дома являются одной из основных форм защитной реакции, хотя в значительной мере служат для удовлетворения инфантильных потребностей.

Результаты клинико-психологического исследования показывают, что нарушения поведения у подростков с психической неустойчивостью связаны с аномалией развития по типу эмоционально-волевой, личностной незрелости. Имеет место и негрубая недостаточность интеллектуальной сферы.

Психолого-педагогическая коррекция может быть успешной лишь при так называемой поддерживающей медикаментозной терапии, уменьшающей симптомы церебрастении, вегетативной дистонии.

При рано сформированной и стойкой микросоциальной и педагогической запущенности не следует начинать психолого-педагогическую коррекцию с попыток ликвидации неуспеваемости, это может привести к еще большему протесту. Более актуальны пути, направленные на формирование личностных качеств - правильной самооценки, чувства ответственности и долга, целенаправленной деятельности.

Еще одна категория детей, вызывающих беспокойство педагогов и родителей, - подростки с преобладанием явлений аффективной возбудимости.

Главное проявление аффективной возбудимости - аффективные разряды, направленные на сверстников и взрослых. Склонность к разрешению конфликтов путем агрессии делает такого подростка опасным для окружающих. Данные педагогических характеристик и психологических исследований указывают на педагогическую запущенность таких подростков, недостаточную сформированность у них общих знаний и представлений, отставание в речевом развитии, выраженное отрицательное отношение к учебе, установку на физический труд. Все это относится к социальным факторам. К биологическим факторам, способствующим аффективной возбудимости, относится ускоренный половой метаморфоз с бурным физическим ростом. В генезе аффективной возбудимости определенное место принадлежит легкой органической недостаточности нервной системы. Декомпенсация поведения по типу аффективной возбудимости является как бы "болезнью роста".

Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. В этом процессе важно взаимодействие врача-психоневролога, дефектолога, психолога, логопеда, социального педагога.

Основные направления деятельности психолога: оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми; формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умений ставить цели и владеть собой. В своей работе психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся, проективные методы (например, рисунок "Семья", незаконченные предложения). Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя, так и воспитателя, учителя.

Различные диагностические приемы, такие как "Портрет моей семьи", "Несуществующее животное" и другие, помогают школьному психологу выявить, прежде всего, причины дезадаптивного поведения ребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов.

Практический психолог должен применять в работе с такими детьми различные тренинги и аутотренинги.

У детей"группы риска"наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, поэтому работа дефектолога будет заключаться в развитии у них внимания, памяти, мышления, восприятия и ориентировки в пространстве. Он должен использовать в своей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие у детей образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля.

Задачи логопеда: обследование состояния речи детей, работа по исправлению звукопроизношения, развитие словарного запаса, устранение оптической дисграфии и дислексии, восполнение пробелов в знаниях русского языка.

Социальный педагог должен изучать совместно с практическим психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка.

Социальному педагогу важно знать информацию о материальных и жилищных условиях подопечных, систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь педагогам найти правильные пути выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям. Важный компонент деятельности социального педагога - своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений. Также социальный педагог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности.

Выделим несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с детьми "группы риска".

Во-первых, ответственность педагога в решении этой проблемы особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

Во-вторых, необходима особая осторожность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. При этом следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно-житейскую лексику. Необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

В-третьих, следует обращать внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Цель социально-педагогической работы школы - решение проблем, преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания благоприятной социальной среды.

Классный руководитель:

  • дает информацию о проведенной им работе;
  • выясняет причины конфликтов;
  • проводит индивидуальные беседы;
  • проводит беседы с родителями;
  • организует совместную работу в цепочке: "учитель - ученик - родители".

Задача классного руководителя - добиться положительного результата через вовлечение учащегося в самоуправление, КТД. Он беседует с подростком, посещает семью, посещает уроки (особенно те, на которых возникают проблемы), беседует с учениками класса, учителями, систематизирует полученные сведения. После диагностики проводит коррекционные мероприятия, помогает ребенку осознать его неконструктивное поведение, ищет пути решения проблемы.

Положение об учете неблагополучных семей

1. Общие положения

Целью учета является определение семей, нуждающихся в оказании педагогической помощи.

2. Порядок учета

2.1. Учету подлежат семьи, в которых:

  • ребенку не обеспечено полноценное воспитание и обучение, нет должного контроля его развития и действий;
  • создана обстановка, отрицательно влияющая на морально-психологическое состояние ребенка и его обучение;
  • имеют место затяжные конфликты между членами семьи, в которые втянут ребенок;
  • члены семьи злоупотребляют алкоголем, наркотиками, ведут антиобщественный образ жизни.

2.2. Решение о постановке на учет выносится Советом по профилактике.

2.3. До принятия решения о постановке на учет классные руководители проводят подготовительную работу: посещают семью, беседуют с родителями (или лицами, их замещающими), выясняют все аспекты возникших проблем, составляют психолого-педагогическую характеристику учащихся в форме индивидуальной социально-проблемной карты.

2.4. Совет по профилактике, рассмотрев представленные документы (проблемную карту, акт обследования, объяснительные записки и другие необходимые документы), принимает решение о постановке на учет и планирует основные направления работы с семьей.

2.5. Решение о снятии с учета принимается в случае устойчивой тенденции к улучшению или полного решения проблемы, которая стала причиной постановки на учет.

2.6. Решение о снятии с учета принимается Советом по профилактике.

3. Содержание работы с семьями, поставленными на учет

3.1. Классный руководитель совместно с социальным педагогом каждую четверть планируют и осуществляют профилактическую работу с семьями, поставленными на учет.

3.2. Классный руководитель планирует и контролирует занятость учащихся из семей, поставленных на учет, во второй половине дня, во время каникул; контролирует посещаемость уроков, текущую и итоговую успеваемость учащихся.

3.3. О проведенных мероприятиях классный руководитель один раз в четверть информирует Совет по профилактике и фиксирует их в социально-проблемной карте.

3.4. Обо всех негативных и позитивных изменениях в поведении учащихся из неблагополучных семей, поставленных на школьный профилактический учет, а также о наиболее значимых их проступках классный руководитель оперативно информирует заместителя директора по воспитательной работе.

Алгоритм действий в отношении учащихся, пропускающих занятия по неуважительной причине

Направление деятельности

Ответственные лица

1.Сбор информации об учащихся, отсутствующих в школе. Внесение записи в общешкольную тетрадь контроля посещаемости

Учителя-предметники (после 1-го урока), социальный педагог

2. Установление причины неявки ученика на занятия:

  • беседа с одноклассниками;
  • разговор с родителями, посещение семьи

Классный руководитель

3. Индивидуальная работа с ребенком по выявлению проблем в организации его жизнедеятельности:

  • беседа;
  • тестирование;
  • классификация проблем;
  • рекомендации классному руководителю, самому учащемуся и его родителям

Психолог

4. Организация деятельности по решению проблем ребенка:

  • установление доверительных отношений с родителями, ознакомление их с уставом школы, заключение договора между родителями и образовательным учреждением;
  • индивидуальная работа с учащимися (вовлечение во внеучебную деятельность, систему дополнительного образования);
  • постановка на внутришкольный учет, совместная деятельность с общественными организациями (родительский комитет, совет школы, совет профилактики, КДН и др.)

Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, педагоги дополнительного образования

Социальный педагог, классный руководитель

5. Отслеживание результатов работы:

  • ведение документации (списки учащихся, индивидуальные карточки, социальный паспорт семьи, общешкольная тетрадь контроля посещаемости и др.);
  • разработка локальных актов (правила поведения учащихся и др.);
  • отчет ответственных лиц о проделанной работе и полученных результатах

Согласно функциональным обязанностям:

  • классный руководитель;
  • заместитель директора по воспитательной работе;
  • социальный педагог

6. Система материального и морального стимулирования деятельности педагогических кадров

Директор образовательного учреждения

7. Изучение, обобщение, трансляция результативного опыта воспитательной и профилактической работы

Заместитель директора по воспитательной работе

8. Корректировка деятельности по результатам итогов диагностики

Администрация образовательного учреждения

Алгоритм действий заместителя директора по воспитательной работе по исполнению Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

1. Изучить нормативно-правовые документы, опыт организационно-педагогической деятельности и использования в практике профилактической работы. Проанализировать действующие профилактические программы и привести их в соответствие с нормативами.

2. Выяснить у инспектора по делам несовершеннолетних, стоят ли на учете в ПДН учащиеся школы, и получить на руки документы, ставшие основанием для постановки на учет.

3. Направить социального педагога (классного руководителя) на заседание районной комиссии по делам несовершеннолетних, на судебные процессы и получить выписку из решения о привлечении к ответственности подростков.

4. Осуществлять контроль и руководство деятельностью классных воспитателей по организации профилактической работы с несовершеннолетними:

  • через проверку планов, классных журналов и соответствующей документации;
  • отчеты социального педагога, классных воспитателей о психологическом климате в семьях учащихся, о проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за детьми, о причинах, негативно влияющих на поведение учащихся, успеваемость и посещение школы (отчеты заслушиваются на совещаниях при директоре и на педсоветах, согласно плану и по мере необходимости, с приглашением участкового инспектора, инспектора ПДН, секретаря КДН).

5. Обучать классных руководителей на МО классных руководителей и проводить их индивидуальное консультирование по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

6. Проконтролировать оформление в школьной библиотеке тематической выставки литературы для детей, родителей, классных руководителей.

7. Обращаться в иные инстанции за помощью и содействием в работе с отдельными семьями и учащимися в том случае, если вопросы выходят за рамки компетенции школы.

8. Составлять координационный план деятельности (ежегодно).

9. Создать в ОУ Совет по профилактике (по необходимости).

10. По материалам, представленным социальным педагогом и классным руководителем, подготовить проект приказа о постановке семей и учащихся на школьный учет, об организации индивидуальной профилактической работы с ними, утвердить критерии постановки на школьный учет.

11. Оказывать практическую помощь классному воспитателю в привлечении детей, стоящих на учете, к внеурочной деятельности, особенно в летний период.

12. Поощрять педагогов за результативность профилактической работы с несовершеннолетними.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей «О здоровье- всерьёз»

Фамилия, имя ребёнка, класс________________________________________

1.Что беспокоит вас в состоянии здоровья ребёнка?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

2.Кому из врачей – специалистов вы хотели бы задать вопросы?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________        

3.Какие виды закаливания вы проводите с ребёнком в семье и считаете наиболее полезным?_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

4.Сколько времени проводит ребёнок на свежем воздухе в будни, в выходные?

___________________________________________________________________________________

5.Какие профилактические мероприятия проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией гриппа________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

6.Какие витамины принимает ваш ребёнок? ____________________________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Какими средствами народной медицины вы пользуетесь во время болезни вашего ребёнка?_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Соблюдает ли ваш ребёнок режим дня?______________________________________________

  1. Ваши предложения по сохранности здоровья  Вашего ребёнка в школе

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Анкета для родителей «О здоровье- всерьёз»

Фамилия, имя ребёнка, класс________________________________________

1.Что беспокоит вас в состоянии здоровья ребёнка?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

2.Кому из врачей – специалистов вы хотели бы задать вопросы?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________        

3.Какие виды закаливания вы проводите с ребёнком в семье и считаете наиболее полезным?_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

4.Сколько времени проводит ребёнок на свежем воздухе в будни, в выходные?

___________________________________________________________________________________

5.Какие профилактические мероприятия проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией гриппа________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

6.Какие витамины принимает ваш ребёнок? ____________________________________________

__________________________________________________________________________________

7.Какими средствами народной медицины вы пользуетесь во время болезни вашего ребёнка?_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

8.Соблюдает ли ваш ребёнок режим дня?______________________________________________

9.Ваши предложения по сохранности здоровья  Вашего ребёнка в школе

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ.
 

1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:
- бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т.п.;
- эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т.п.;
- культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, кассетами; используйте магнитофон для учебных занятии, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т.п.
2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т.п.
3. Регулярно знакомьте с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.
4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели, обогащайте их.
5. Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.
6. Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите сделать его полезным и содержательным, принимайте участие в его проведении.
7. Не сравнивайте своего ребенка и его успехи с другими, лучше сравнить его с самим собой — это более обнадеживает.
8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются даже по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.
9. Пытаясь объяснить разные способы решения задачи, не отказывайтесь от своего решения. Это стимулирует активность школьника.
10. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность даже по отдельным результатам.
11. Помните, что по научно обоснованным нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5—6-х классов должны работать до 2,5 часов, 7—8 — до 3, 8—9-х классов — до 4 часов. Сравните, насколько близки данные нормы к количеству часов, которые затрачивает Ваш ребенок на домашнюю работу. Помогайте придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.
12. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых.



Предварительный просмотр:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ УСПЕВАЕТ?
 

Неуспеваемость — недостаточное усвоение знаний, умений и навыков, отставание в учении. Звания неуспевающих отрывочны, бессистемны. Приобретая устойчивый характер, неуспеваемость приводит к второгодничеству, которое плохо сказывается на дальнейшем развитии ребенка и приносит ущерб государству. Иногда неуспевающих детей считают неспособными к учению. В действительности все нормальные дети имеют полную возможность успешно учиться. Отставание в учении является результатом неправильного воспитания. Неуспеваемость возникает тогда, когда ребенок оказался неподготовленным к школе, или когда у него не пробужден достаточный интерес к учению, или когда в семье не созданы условия для нормальных занятий. Подготовка к школе не сводится к тому, что ребенок обеспечен формой, книгами и учебными принадлежностями. Ребенок должен прийти в школу с достаточным запасом впечатлений и знаний об окружающей жизни. Эти впечатления и знания накапливаются с самого раннего детства, когда родители являются единственными воспитателями. Их беседы с детьми, обстоятельные ответы на тысячи "почему", чтение доступных пониманию ребенка книжек, объяснение разнообразных явлений в природе и быту, рассказы о производстве, о труде людей — все это открывает перед детьми мир, развивает пытливость, стремление знать. И в дальнейшем, когда в воспитание уже включаются дошкольные учреждения, огромная роль остается за родителями, и от них в значительной мере зависит, будут ли их дети успевать в учении. Но как бы ни был развит и любознателен ребенок, учение в школе требует усилий. Необходимы умение и навык трудиться. Без этих качеств школьник не может быть внимательным на уроках, прилежным и усидчивым. В том, что эти качества не воспитаны, часто коренится источник детской лени. С малых лет, задолго до школы, ребенок должен быть приучен к труду, к выполнению определенных обязанностей, к организованности и ответственности. Воспитание трудолюбия, организованности и деловитости возможно только в том случае, если создан здоровый режим, обеспечен четкий порядок в делах ребенка, если взрослые уважают его занятия.

Все эти требования полностью сохраняют свое значение тогда, когда ребенок становится школьником. В известной мере родители учатся вместе с ним. Они вникают в содержание школьных занятий, с интересом относятся к рассказу ребенка о событиях школьного дня, знакомятся с выполнением домашних заданий, поддерживают связь со школой. С особым вниманием следует отнестись к условиям труда школьника. Ему необходимо рабочее место — уголок для занятий, занятия должны протекать в спокойной обстановке (бывает же так, что взрослые ведут шумный разговор, когда ребенок готовит уроки). Огромное значение имеет правильный режим дня, при котором отводится достаточно времени для занятий, отдыха, игр, спорта, чтения, выполнения различных обязанностей по дому и т. д. Во всем этом разнообразии дел главное место должно принадлежать учению. Такова профилактика неуспеваемости. Если родители относятся с должным вниманием к развитию познавательных интересов ребенка, к воспитанию его воли и трудолюбия, создают нормальные условия для занятий, он будет успевать в учении. Если же эта профилактика не соблюдена и ребенок не успевает, необходимо без промедления выяснить конкретную причину. Причиной может быть недостаточная подготовка. В этом случае очень важно ликвидировать пробелы в знаниях, как только они появились, организовать с помощью учителей и товарищей дополнительные занятия, усилить внимание к общему развитию. Часто неуспевающими становятся из-за лени, отсутствия интереса к учению. Преодолевая лень ребенка, надо меньше всего надеяться на угрозы и наказания и помнить, что палка — плохой помощник. Необходимо создать трудовую обстановку в семье, привлекать ребенка к работам, требующим приложения знаний (в саду, в ученической бригаде, в быту), контролировать выполнение домашних заданий.

Даже небольшие положительные сдвиги в учении надо поощрять, а при неудачах не допускать оскорбительного отношения: "Усы уже растут, а простую задачу решить не можешь", "На танцы бегаешь, а географию выучить не можешь" и т. п. Причиной плохой успеваемости может быть одностороннее увлечение какой-нибудь отраслью знаний, непонимание того, что изучать нужно все предметы: "Зачем мне учить математику, если я буду музыкантом?" Или: "Физика, математика, химия — это дело, а без знания истории я проживу". Задача, родителей — разъяснять ребенку, что все учебные предметы связаны между собой, что только все вместе они готовят к жизни и дальнейшему образованию. Иногда дети плохо учатся потому, что их перегружают различными обязанностями по дому. Мешает учиться и неустроенность жизни в семье. Иногда у ребенка нет четкого и правильного режима дня или он увлечен различными внешкольными занятиями, которые мешают ему учиться. Устранение этих причин полностью зависит от родителей.



Предварительный просмотр:

НУЖНЫ ЛИ РЕБЕНКУ КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ?
 

Карманные деньги — деньги, выдаваемые родителями ребенку на его мелкие расходы. Пока в нашем обществе существуют денежные отношения, необходимо и детей приучать к разумной трате денег. Дети приобретают такой опыт, делая покупки и расходуя карманные деньги. Уже 9-10-летним детям дают деньги на завтраки, тетради, карандаши и другие учебные принадлежности, на посещение катка, театра, кино и т. д. Ребенок сам планирует свои расходы и решает, что важнее купить, а от каких покупок следует воздержаться. Родители помогают ему в этом, избегая, однако, мелочной опеки, А. С. Макаренко пишет: "...надо так давать детям деньги, чтобы они могли тратить куда хочу — юридически, а на самом деле, чтобы на каждом шагу тормозили свое желание. Только при таких условиях карманные деньги принесут свою пользу". Не следует давать детям деньги сверх надобности. Лишние деньги в неопытных руках мешают воспитанию скромности, бережливости и других положительных качеств. В некоторых семьях родители разрешают детям иметь копилки. Опыт показывает, что копилка развивает у детей дух накопительствах; стремясь ее наполнить, ребенок начинает соображать, каким путем можно их заработать, мыслит. И, самое главное, начинает задумываться о выгодном использовании этих денег. Не следует считать каждую копейку, израсходованную ребенком. Он должен знать, что к нему относятся с доверием, что в разумном и возможном отказа ему не будет. Постоянные ограничения развивают в ребенке повышенный интерес к деньгам, доверие этот интерес гасит. Самое главное — ребенок должен понимать, что деньги добываются трудом, и знать им цену. Доходчив и поучителен для детей пример старших. Если дети видят, что деньги, заработанные отцом и матерью, тратятся на нужды всей семьи, что каждый в семье думает не столько о себе, сколько о других, что расходы производятся продуманно, целесообразно, у них вырабатывается торможение, о котором говорит А. С. Макаренко, и развиваются хорошие черты характера.



Предварительный просмотр:

КАК БОРОТЬСЯ С ДЕТСКИМ КУРЕНИЕМ?
 

Курение — очень вредная привычка. Выделяемый при курении никотин и другие яды отравляют организм, разрушают нервную систему, нарушают нормальное кровообращение, затрудняют дыхание, ослабляют память, снижают умственную и общую работоспособность. Тяжко сказывается курение на растущем детском организме, системы и органы которого еще недостаточно окрепли. Особенно неустойчивой является нервная система. На нее в первую очередь действует никотин. Ребенок делается раздражительным, рассеянным, забывчивым, жалуется на головные боли, плохо спит. Никотин оказывает отрицательное влияние и на пищеварение. У детей пропадает аппетит, появляется боль в желудке, может образоваться язва. Родители далеко не всегда понимают, что курение приносит гораздо больший вред, чем многие болезни, которым подвергается ребенок. Курение — это зло, и трудно перечислить все пагубные его последствия. В конце концов каждый курящий расплачивается за свою привычку здоровьем. Такие болезни, например, как туберкулез, рак легких, различные сердечные заболевания, бывают у курящих людей во много раз чаще, чем у некурящих. Виновниками того, что дети начинают курить, в большинстве случаев являются сами родители. Если отец курит, то и сын ему подражает, следует примеру старших.

В семьях, где родители не курят, и дети, как правило, не курят. В ряде случаев ребята начинают курить из желания казаться взрослыми. С большой тревогой относятся родители к болезням детей, с такой же тревогой они должны отнестись к стыдливым попыткам детей начать курить. Не допустить возникновения у детей этой вредной привычки, преодолеть первые признаки ее появления — должно быть заботой родителей. Если интерес к курению появился у ребенка как подражание родителям, то ради здоровья детей, не говоря уже о своем собственном здоровье, следует перестать курить. В этом случае разговор с детьми о вреде курения будет убедительным. Не просто запретить, а на собственном примере убедить ребенка в том, что курение не признак силы, а признак слабости, что сильная воля проявляется в умении преодолевать дурные привычки. И в заключение приведем пример, как педагогический такт родителя оказал влияние на юного курильщика. Мальчики-семиклассники, школьные приятели сидели на крыльце дома и курили отцовские сигареты. Зная, что дома никого нет, они, бравируя, позировали друг перед другом, "наслаждались" густым дымом. И так увлеклись, что не заметили возвращения с работы отца.

Когда он их поймал на горячем, делать было нечего, оставалось только сдаваться с поличным. Но стыд поборол рассудок, и они сорвались с места и убежали куда глаза глядели. Один из друзей почти до поздней ночи перебирал в голове всякие варианты отговорок и объяснений, все никак не решался идти домой. Друг все успокаивал его и подбадривал, что, мол, ничего страшного в их поступке нет. Первый же был уверен, что наказание неотвратимо. Но когда же он все-таки пришел домой, отец, как ни в чем не бывало, разговаривал с ним на темы, совсем не связанные с курением. Мальчику было очень стыдно перед отцом, но он тоже не подавал виду, хотя внутри его .горел костер переживаний. "Лучше бы отец выругал, или даже наказал", —- думал он, но никаких наказаний не последовало. Тогда мальчик дал себе слово, что больше никогда в жизни курить не будет. И это слово он сдержал.

 



Предварительный просмотр:

КАК ВЕСТИ РАЗГОВОРЫ ПРИ ДЕТЯХ?
 

Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь» — обращался А. С. Макаренко к родителям, — все это имеет для ребенка большое значение". Разговоры при детях оставляют в их сознании, пожалуй, более глубокий след, чем специальные воспитательные беседы. Если отец или мать в чем-то наставляют ребенка — ему необходимо от чего-то отказаться, что-то в своем поведении пересмотреть, сделать волевое усилие. У него часто возникает известная настороженность. Но если при ребенке идет посторонний разговор, его содержание усваивается легко и просто, само собой. Родителям кажется, что ребенок занят чем-то своим, не обращает внимания на их разговор. На самом деле он слушает, думает, запоминает. Пока он мал, слова и мысли родителей принимаются им безоговорочно, становятся его собственными словами и мыслями. В дальнейшем у него появляется критическое чувство, и, прислушиваясь к родителям, он соглашается или осуждает. Таким образом, своими разговорами при детях, не подозревая этого, родители выставляют себя напоказ. В каком свете они себя покажут, чем наполнены их мысли, как звучат их слова — все это повлияет на ребенка, а у подростка, склонного к размышлениям о жизни, вызовет одобрение или разочарование. Но и хорошие по своему содержанию разговоры не всегда уместны при детях. Не все, что касается родителей, касается и детей. Не все, что доступно родителям, доступно детям. Родители часто обсуждают вопросы, связанные с отношениями между юношами и девушками, говорят о положительных и отрицательных явлениях — это вполне естественно. Но у детей, не подготовленных к пониманию этих вопросов, может возникнуть к ним нездоровый интерес. Отец и мать разговаривают о проявлениях мещанства, нерадивого отношения своих сослуживцев или знакомых к порученному делу, выражают свои гражданские чувства. Но дети, не обладая достаточным опытом, могут составить себе неправильное представление о людях. Взрослым, и, прежде всего, родителям, следует проявлять осмотрительность, задумываться над тем, что следует и что не следует говорить при детях.



Предварительный просмотр:

КАК ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА?
 

Каждый человек испытывает удовлетворение и гордость, если его усилия отмечаются по достоинству, М. Горький говорил: "Похвалить человека очень полезно. Это поднимает его уважение к себе, это способствует развитию в нем доверия к своим творческим силам". Поощрение много значит в жизни ребенка. Слова одобрения, похвала родителей, утверждают его в правильности поведения, вселяют уверенность в своих силах.

Подросток нуждается в оценке своего труда, в признании общественной значимости сделанного им, в одобрении его взглядов и убеждений. Детей поощряют за полезный навык, проявление хорошей инициативы, добрые дела. У школьника отмечают успехи в учении и прилежание. Не следует, однако, захваливать ребенка. Частые похвалы и награды обесцениваются в его глазах, он привыкает к ним, теряет к ним интерес. Постоянное подчеркивание успехов сына или дочери, восхищение их способностями, особенно в присутствии гостей и знакомых, приводят к тому, что дети становятся нескромными, рассматривают выполнение своих обычных обязанностей как особое событие, привыкают делать все напоказ, ради похвалы. Поощрение должно быть заслуженным, отмечающим не случайный успех, а серьезное достижение, потребовавшее значительных усилий.

Как поощрять (лаской, похвалой, подарком, участием в экскурсии и т. д.), зависит от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей.

 



Предварительный просмотр:

МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ УГРОЗЫ В ВОСПИТАНИИ?
 

Довольно часто родители добиваются послушания детей с помощью угроз и запугиваний. Ребенок не хочет есть — ему угрожают стариком с мешком. Ребенок не хочет спать — устрашают Бабой Ягой. Родители стремятся достичь одной цели) а достигают противоположной. Обед под страхом попасть в мешок злого деда —плохой обед. Бабой Ягой не взвеять крепкого сна. Некоторые родители запугивают своих детей-первоклассников, когда те еще плохо считают, пишут. Но в тетради появляется еще больше клякс и ошибок. Средством угрозы и запугивания становится иногда даже такое высокое чувство, как любовь человека к труду. Подростку, который по тем или иным причинам плохо учится, угрожают: "Заберу из школы, пойдешь на завод работать!". Нередко пугалом для детей становятся сами родители. Мать, которая не может справиться с ребенком, говорит: "Погоди, придет отец, он тебе покажет". Правильное воспитание и угроза — вещи прямо противоположные. Правильное воспитание развивает все стороны личности ребенка, делает активным и сознательным его поведение. Угроза и запугивание подавляют сознание, делают детей безвольными и запуганными, приглушают душевные силы ребенка, вырабатывают привычку действовать из-под палки. Угрозе не место в воспитании. Родители должны добиваться своих целей разумной требовательностью, убеждением и доброжелательным отношением к детям.



Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребенок.

 Рекомендации по воспитанию гиперактивных детей.

Если вы увидите ребенка, способного подолгу сидеть или лежать без дела, то, наверняка,  встревожитесь: здоров ли он? Ведь дети, как правило, очень подвижны, активны — такова их природа!

Активный ребенок - это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой.

Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит - и все это почти одновременно. Только став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки: "Какой же ты хороший, когда спишь!" Но если это так естественно, почему неврологи в один голос называют гиперактивность патологией и норовят прописать непоседе успокоительные? Оказывается, есть большая разница между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью.

Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с синдромом гиперактивности. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным - это не значит, что он гиперактивен.

Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом - это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.

У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают "разгуливаться" в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход своей энергии, вовсе не признак гиперактивности.

Шумный ребенок - баловник или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, полный сил и энергии - это радость для родителей, а не повод для беспокойства. Итак, что характеризует активного малыша:

  1. Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры, но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и пазл или конструктор собрать.
  2. Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
  3. Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение.
  4. Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.
  5. Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.

Подвижность и активность естесственна для ребенка, и вовсе не следует ее ограничивать. Но как быть с подвижностью чрезмерной? И, главное, что считать чрезмерным?

Конечно, норму здесь определить нелегко: многое зависит от индивидуальных особенностей организма, от характера, темперамента ребенка. И все же есть дети, которых врачи называют гиперактивными.

Первые проявления можно обнаружить уже на первом году жизни. Такие дети слишком чувствительны к различным раздражителям (свет, звуки, действия мамы и т.д.). Ребенка невозможно уложить спать, а если он спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства и плохой аппетит. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии - не редкость. Они буквально не знают ни минуты покоя... Если не бегают, не суетятся сами, то в движении их руки, которые постоянно что-нибудь вертят, расстегивают; в движении голова, то и дело поворачивающаяся туда и сюда; в движении даже рот, ребенок то жует, то язык высунет, то  прикусит его. Чрезмерная подвижность—не единственная их особенность.

Помимо избыточной двигательной активности, гиперактивность характеризуется еще и беспокойством, посторонними движениями: ребенок ерзает на стуле во время выполнения заданий, требующих усидчивости, не может удержать неподвижными руки и ноги. Малыш находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. Для таких малышей характерна также двигательная неловкость и неуклюжесть,навязчивые движения, частые смены настроения.

Гиперактивным деткам  обычно присуща импульсивность в поведении,  причем проявляется она как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении школьных заданий и выражается в том, что ребенок действует, не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, не выслушивая их до конца. Он может без разрешения вставать со своего места в классе, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом людей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к травматизации, так как могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков . Гипеактивный ребенок часто провоцирует конфликты. Он не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход любые подручные средства: палки, камни. Может  выбежать на проезжую часть дороги и т.д. При этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. Однако все это он делает импульсивно, без специального умысла. 

Также гиперактивным детям сложно концентрировать и удерживать внимание, что является одной из причин плохого выполнения заданий на уроках в школе. По наблюдениям учителей, такие дети способны сохранять внимание не более нескольких минут. Они склонны постоянно забывать то, что им нужно сделать, терять свои вещи, необходимые в школе и дома. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему необходимо действовать без посторонней помощи.

Однако показатели внимания таких детей также подвержены существенным колебаниям. Родители часто сообщают о том, что дети могут удерживать внимание до нескольких часов во время занятий и игр, с которыми им удается успешно справляться. Это связано  с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием от этой деятельности. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями.
Наряду с трудностями концентрации внимания им свойственна выраженная 
отвлекаемость. Нарушения внимания проявляются в трудностях его удерживания (ребенок не собран, не может самостоятельно довести выполнение задания до конца, в случае неудачи возникает агрессия), в снижении избирательности внимания (неспособен надолго сосредоточиться на каком-то одном деле), выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое.

Проблемы детей с гиперактивностью , как правило, значительно усиливаются при поступлении в школу. Требования к обучению в школе таковы, что ребенок не в состоянии их выполнить в полной мере. Его поведение не соответствует возрастной норме, поэтому в школе ему не удается достичь результатов, соответствующих его способностям. При этом большинство таких детей имеют хороший уровень интеллектуального развития, о чем свидетельствуют результаты специальных исследований. Тем не менее во время уроков им сложно справиться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы.

У них также постоянно возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе со сверстниками, педагогами, родителями, братьями и сестрами. В школе они более разговорчивы, нежели их одноклассники, и более склонны к началу общения. Во время разговора быстро и много говорят, глотают слова, перебивают, не дослушивают. Задают миллион вопросов, но редко выслушивают ответы на них.

Гиперактивный ребенок болтлив, создает много шума и, вроде бы, очень общителен. Но невнимательность во время игр и других занятий в сочетании с отвлекаемостью, импульсивностью и часто возникающим желанием заняться чем-то другим приводит к тому, что гиперактивный ребенок оказывается не слишком хорошим партнером по общению и игре. Такой ребенок отличается импульсивностью, непредсказуемостью и колебаниями настроения. В результате он не может долго играть, успешно общаться и устанавливать дружеские отношения со сверстниками. В коллективе он служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь берет чужие вещи, мешает окружающим. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым в коллективе. Сталкиваясь с подобным отношением, он часто сознательно выбирает для себя роль классного шута, надеясь наладить отношения со сверстниками. Но общаться с ним обычно готовы лишь дети, более младшего возраста или сверстники, имеющие аналогичные поведенческие проблемы. Большинству таких детей свойственны  низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, задиристость, агрессивность. 
Таким образом, в школьный период у детей с гиперактивностью на первый план выступают трудности в учебе и поведении. 
Наряду с этим у гиперактивных малышей обнаруживаются частые перепады настроения, проявления тревожности, различные страхи, негативизм и даже какая-то «недетская» гневливость.

У гиперактивных деток имеется минимальная дисфункция головного мозга, вследствие чего характерные поведенческие отклонения нередко сочетаются у них с плохой координацией движений, эмоциональной неустойчивостью и дефектами речи.
Поведение гиперактивных детей характеризуется инфантильностью, агрессивностью, вспыльчивостью, задиристостью, излишним упрямством в отстаивании собственных интересов, что нередко приводит к конфликтным ситуациям.

Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребенок обычно не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения.

Симптомы гиперактивности у детей почти всегда появляются в дошкольном возрасте, обычно в 4 года. Пик развития синдрома наступает в 6- 7 лет.  Несмотря на это, средний возраст при обращении к врачу -  7-10 лет: это связано с тем, что в этот период учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходящее нарушение поведения и внимания может быть реакцией, например, на ссору или развод родителей. По статистике у мальчиков гиперактивность диагностируется в 4 раза чаще, чем у девочек. 
Более чем у половины гиперактивных детей этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к вредным привычкам, асоциальным действиям и с трудом адаптируются к коллективу. В половине случаев симптомы переходят и в зрелый возраст.

Причины:

Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте.

Точно установлена связь между гиперактивностью ребенка и неблагоприятно протекавшей беременностью, например, токсикозами, стрессами, инфекциями и т.д. Не лучшим образом на организм ребенка влияет также, если мать во время беременности принимала лекарства, снотворные, гормоны,  если ей не хватало витаминов. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.

В развитии гиперактивности имеют место и  наследственные факторы. Подробно расспрашивая бабушек и дедушек, можно узнать, что родители их внуков были также сверхвозбудимы и беспокойны. 

Часто причиной повышенной возбудимости могут быть дефекты воспитания — либо чрезмерная требовательность и строгость, либо, наоборот, излишняя опека. Бывает, что ребенка балуют, потакают ему во всем, а потом, убедившись в непригодности таких методов, сразу круто меняют свое отношение к нему. Малыш в недоумении: почему раньше было можно, а теперь нельзя? И это вызывает у него болезненную реакцию.

Или нередки случаи, когда мама запрещает что-то, а папа или бабушка разрешает, а в результате - ребенок не может понять, что правильно и можно, а что нет! Подобные просчеты домашней педагогики тяжело отражаются на каждом ребенке, а если они наслаиваются на повышенную чувствительность нервной системы — тем более.

Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.  Также не исключено, что недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости.

Также учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными!

Что нужно делать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными. Крайне важна обстановка  в семье: добрые доверительные взаимоотношения ребенка с родителями и другими родственниками, избегание конфликтных ситуаций способствуют гармоничному развитию ребенка. 

РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Малыш не виноват, что он такой "живчик", у него просто еще не дозрела система самоконтроля. Поэтому бесполезно его ругать, наказывать, ставить в угол,  устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой.
  2. Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.
  3. В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
  4. Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  5. Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).
  6. В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответсвовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.
  7. "Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать. Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него - просто панацея.
  8. Приучайте малыша также к пассивным играм. Мы можем читать, а еще рисовать, лепить. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию.
  9. Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
  10. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться  правильного питания, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Еще одно золотое правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!
  11. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. На примере относительно простых дел постарайтесь научить его  правильно распределять силы, а также  планировать и доводить до конца начатые дела. Важно развить у малыша чувство ответственности за собственные поступки.
  12. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя», говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  13. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
  14. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером, избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  15. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  16. И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.

И все, спросите вы, а как же патологии и отклонения, которыми вас запугали в кабинете невролога? Риск есть, но успокоительными проблему не решить. Ведь что делают лекарства? Они подавляют активность ребенка, как бы тормозят его, но причина-то остается.

Психотерапия и обучение помогают детям и их семьям освоить методы, способствующие уменьшению и контролированию симптомов, связанных с этим заболеванием. На сеансах психотерапии дети учатся таким социальным навыкам, как умение ждать своего хода, просить помощи или делиться игрушками. Дети также учатся контролировать такие эмоции как злость, гнев и становятся более организованными. Семейная терапия или обучение родителей помогает семье приобрести навыки воспитания, способствующие развитию у ребенка правильного поведения.

Гиперактивность - это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на нее рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход. Увы, может и не пройти. И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, и удержать его под заботливым маминым крылом потом вряд ли удастся.