Эссе "Я - учитель"

Абдирова Зурия Максутовна

Эссе – «Я – учитель»

 

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,

 что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

В.О. Ключевский.

 

         На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т.е. найти свое призвание. Говорят, что педагогом нужно родиться. Не буду противоречить прописным истинам. Мне кажется – это именно моя история…

         Еще в школе я зарекомендовала себя явным лидером: хорошо училась, активно принимала участие во всех внеклассных мероприятиях. Наш классный руководитель доверял мне составлять сценарии по своему усмотрению, в результате – наш класс всегда занимал лидирующие позиции в школе. И уже тогда, мои учителя пророчили мне педагогическое поприще…

         Я училась в обычной сельской школе, в которой работали замечательные педагоги. Многие из них помогли мне в становлении меня как учителя. Многие стали для меня примером профессионального мастерства. Я с огромной благодарностью вспоминаю те уроки доброты, которые я получила в детстве и юности.

         И вот – мой последний звонок! С трепетом мы слушаем наставления нашего классного руководителя, и в память мою отчетливо врезалась одна фраза: «Я надеюсь, что кто-то из вас вернется в родную школу и встанет со мной за один учительский стол!». Тогда я загадала, чтобы это непременно была я! Так и вышло…

         Я закончила Астраханский государственный педагогический университет по специальности – учитель истории, вышла замуж за односельчанина и пришла работать в родную школу. Это судьба? Да!

         Но слова «учитель» и «сельский учитель» абсолютно разные. Да, принцип работы один – учить, давать знания, наставлять и развивать, но смысл совсем другой. Сельский учитель несет на своих плечах больше ответственности. В селе ты как на ладони. Жизнь твоя просканирована со всех сторон. Ты не имеешь права на ошибки, твой образ жизни должен быть примером – Ты Учитель!

         Ты идешь в школу, а со всех сторон слышится: «Доброе утро!», «Здравствуйте!», приветливый кивок головы, вон кто-то машет рукой издалека. В селе мы живем одной большой дружной семьей. Наши дома по соседству, мы знаем нужды и проблемы друг друга, мы от души радуемся успехам односельчан, мы всем миром бросаемся на помощь, мы скорбим и смеемся вместе. Как трудно вести урок и насколько тактичным нужно быть, зная, что Руслан не спал полночи, так как его отец сильно пьет, а у Дарины оба родителя работают в городе, приезжают поздно. Ей нужно забрать из детского сада младших братьев, купить хлеб, сварить ужин и накормить ребятишек. Когда думать об уроках? Учитель должен сделать все, чтобы ученица помнила не только о своих домашних заботах, но и готовилась к предстоящим экзаменам.

         А  с родителями своих учеников ты видишься каждый день – обязательно остановишься, поговоришь. Для них, ты должен быть другом и наставником, человеком, с которым можно обсудить свои семейные проблемы и получить необходимую поддержку. Родитель должен желать общения с учителем, должен доверять учителю и быть уверенным в нем.

         Да, я мечтала стать хорошим учителем, и потому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный. Из чего состоит моя жизнь ? Уроки, планы, кружки, внеклассные мероприятия, конкурсы, работа с родителями, самообразование, методическая работа, педсоветы, совещания, конференции, семинары, обмен опытом, проверка тетрадей и только потом семья, общение с друзьями. Бывают дни, когда, кажется, что всё делаешь не так, как надо, чувствуешь усталость, хочется всё бросить и…  Но звенит звонок, ты входишь в класс, видишь несколько пар сияющих глаз, которые смотрят на тебя, надеются, ожидают какого-то от тебя чуда, и ты ….забываешь обо всём, тонешь в этих лучиках света, тепла, надежды и любви. Какой он---настоящий учитель? Я думаю, что у каждого будет свой ответ на этот вопрос. Но я знаю одно: настоящий тот, кто просто ЛЮБИТ детей! Любит детей разных: умных, странных, ,,трудных”, независимых, озорных, непоседливых, талантливых, непредсказуемых,…..ВСЕХ!

         Я преподаю историю и обществознание во всех классах – с 5 по 11. Они такие разные! Как научиться любить своих (таких разных!) учеников?

Любить всех?! Но любовь - чувство избирательное. Любить всех невозможно!

         Да! Невозможно! Но в нашей профессии Любовь - это Вера. Любить своих учеников - это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них на что-то способен. Это трудно… Я верю, в учеников и принимаю их веру. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель, - результату.

         Размышляя над этой проблемой, пожалуй, соглашусь со словами: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников - и ты проживешь вечность!» «Урок окончен», — говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. Ведь, я – учитель!

         Ни одна профессия в мире не даёт столько разнообразных возможностей для саморазвития. Разве это не счастье — быть учителем?

         Учитель — артист. Моя роль длится не час и не два, а многие долгие годы. Тем более, что преподаваемые мной предметы подразумевают наличие сценических талантов. Попробуйте погрузить пятиклашек в прекрасный и фантастический мир древнегреческой мифологии, не обладая артистизмом…

             Учитель — врач. Врач, который лечит не тело, а душу. Сколько я выслушала душевных излияний от своих подростков, о боли, которую не поведать маме…И как приятно слышать слова благодарности от них же, но уже повзрослевших выпускников!

         Учитель — классный руководитель – это отдельная профессия!  Ребята растут, можно сказать не по дням, а по часам. В классе происходят события, меняются его настроения, увлечения. Это ежедневно проживать жизнь 20 ребят, и каждый раз, входя в класс, встречаясь с ребятами после уроков, вне школы,  сталкиваться с чем-то новым.

         Быть учителем – это понимать, что современный ребёнок живёт в современном информационном мире, поэтому сегодня недостаточно знать свой предмет, методику его преподавания. Необходимо владеть инновационными технологиями, эффективно использовать в образовательном процессе цифровые и электронные ресурсы. Сегодняшние дети воспитаны на компьютерах, смартфонах, планшетах, электронных книгах… Порой кажется, что дети знают больше нас и заставляют идти вперёд, постоянно совершенствоваться: изучать компьютерные программы, использовать всевозможные электронные и цифровые образовательные ресурсы на уроке и вне урока, управлять проектной и исследовательской деятельностью школьников.

         На своих уроках я стараюсь поддерживать интерес учащихся к изучению истории и обществознания. Стараюсь привить интерес к мировой, русской и родной культуре. Читая и обсуждая исторические события и явления, я учу анализировать, сравнить их, найти причины, указать последствия, находить большой смысл. Именно такой подход, на мой взгляд, способствует становлению творческой личности, стремящейся к знаниям.

         Общение с детьми приносит мне удовлетворение. Любая фальшь будет ими замечена и способна разочаровать. Быть честной и искренней – вот  мой принцип. Именно поэтому я люблю свою профессию.

         Люблю не просто чему-то учить, а учиться вместе с детьми, учиться у детей – они знают намного больше о современных технических новинках. Мое педагогическое кредо – Мы учим до тех пор, пока учимся сами.      Люблю, когда они подходят  ко мне на перемене или после уроков: сначала, чтобы задать свои вопросы, потом – чтобы обсудить свои проблемы, иногда просто поболтать ни о чем. Ведь, если меня посвящают в различные тайны, значит я «дотянула» до определенной ступени доверия, когда со мной советуются и принимают мои советы. Для меня это очень многое значит.

         В заключении, хочется задать вопрос «Что для учителя главное в его работе?». А главное, наверное, когда твои ученики говорят тебе, что мы благодарны вам, что вы привили нам любовь к истории, научили нас мыслить, понимать суть происходящих событий, уважать и не нарушать законы, ценить свободу, быть терпимыми. Я горжусь, что трое из моих выпускников выбрали профессию учителя истории, аргументируя это тем, что хотят так же интересно преподавать этот предмет! А мы знаем, что самые строгие критики – это дети. И тогда ты понимаешь, что цель, которую ты ставила вначале, достигла своего результата. И этот результат – итог твоего многолетнего труда над самим собой!

         Когда у меня выдается свободная минута и посещает вдохновение, я пишу стихи. Они конечно неказисты и шедевром их не назовешь, но эти строки идут из глубины души. И закончить свое сочинение, мне хотелось бы одним из своих стихотворений, которое я написала в 2014 году. На мой взгляд, оно подходит по тематике, не судите строго…

 

                    В дни юности вешней, судьбу выбирая,

                   Гадая из сотен дорог, средь тысяч профессий -

                   Престижных и нужных,

                   Я выбрала  ту – педагог?

 

                  Иду я по школе, навстречу – коллеги,

                  Все в жалобах, наперебой:

                   «Опять отличились твои непоседы,

                  Девятый твой класс озорной!

 

                  Не учат уроки, шумят и дерутся,

                  Паясничают и дерзят!»

                   В какой бы мне омут сейчас окунуться,

                  В какой бы край света сбежать!

 

                   Но в праздники, снова летят sms –ки,

                   Звонки, поздравленья в стихах,

                  Цветы на столе, их счастливые глазки…

                  Куда же уйду я от них.

 

                  А вечером снова – конспекты и планы,

                  Продумать бы мне классный час,

                  И чтоб на собрании были все мамы,

                  За конкурс – хвалили бы нас…

 

                  И вновь понимаю, что времени нет

                  На собственную семью…

                  Себе обещаю, что в это уж лето

                  Я точно из школы уйду.

 

                  И как то с подругой своею Мариной

                  Неспешно с работы я шла.

                  И встретила бабушку у магазина,

                  Одного своего сорванца:

 

                  «Ой, здравствуйте, как вы, Максутовна, живы?

                  Ну как мой внучок озорной?

                  Ох, дай Вам Бог много терпенья и силы

                  Справляться с ватагой такой!»

                  Я ей улыбаюсь, хвалю её внука,

                  Глаза заблестели, слезясь.

                  И тут, мне тихонько сказала подруга:

                  «Завидую тебе я Зурия.

 

                  Ведь мы до сих пор все – Наташки, Маринки…

                  С тобой же – бабули на Вы,

                  И в памяти многих девчонок, мальчишек,

                  Я знаю, останешься ты!»

 

                  И делаю вывод, что в юности вешней,

                  Все же правильно выбрала я,

                  Из тысяч таких же престижных и нужных

                  Профессию эту – не зря!!!