Учителям

Хлыбова Оксана Геннадьевна

Методическая копилка

он-лайн тесты для текущего контроля

https://docs.google.com/forms/d/1sOdGmeB3WgTIPWdaM... (Кавказская война. Крымская война)

https://docs.google.com/forms/d/1DSJuYrQ3f-HpWWhdv... (Россия при Петре I)

https://docs.google.com/forms/d/1bxiomB-9gONhHa4cy... (Дворцовые перевороты)

https://docs.google.com/forms/d/1EZAeIYONCbtO9vmuz... (Отечественная война 1812 года)

https://docs.google.com/forms/d/1VEHcjTLHBTtNARkJi... (Социальные нормы)

 

конспекты учебных занятий

Урок истории в 5 классе О.Г.Хлыбовой.mp4 (603372966)

промежуточная аттестация обучающихся

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обобщения и систематизации знаний

«Древняя Греция»

Цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания по истории Древней Греции.

Задачи:

  1. формирование углубленного представления учащихся о древнегреческом полисе;
  2. усвоение ценностей древних греков и их значение для наших дней;
  3. осознание вклада эллинов в развитие культуры народов мира.

Оборудование: карта “Древняя Греция”, атласы, иллюстрации из истории Древней Греции.

Форма урока: игра.

ХОД УРОКА

Слово учителя: От Древней Греции нас отделяют тысячи лет, но история сохранила для нас  много интересного и поучительного. И сегодня на уроке предлагаю вам  вспомнить все, что вы узнали о жизни древних греков.  А поможет нам в этом игра. Она состоит из трех туров.

1 ТУР. (5 минут).

Задание 1. Работа по карте. К доске вызывается один учащийся, остальные работают по атласам.

Вопросы:

1) В какой части света находится Древняя Греция?

2) На каком полуострове?

3) На какие части делится Древняя Греция?

4) Какие моря омывают?

Задание 2. Вопросы задаются классу.

1) Сравните природные условия  Древней Греции и восточных стран? Выделите сходства и различия:

Природные условия Древней Греции и стран Востока

сходства

различия

2 ТУР - АУКЦИОН (25 минут).

Для проведения аукциона учитель заранее назначает помощника. Он помогает готовить иллюстрации (лоты) по истории Древней Греции: “Народное собрание”, “Древнегреческий театр”, “Алфавит”, “Олимпийские игры”, “Саламинское сражение”, “Долговой камень”, “Статуя Зевса” и т. д.

Учащиеся дома делают карточки.

Фамилия

 

Полный ответ

 

Неполный ответ

 

Хорошее дополнение

 

Дополнение

 

Карточки таких же цветов, как в таблице, должны быть на столе учителя.

Условия аукциона: Помощник поднимает лот, учитель спрашивает: что это? или кто это? Тот, кто поднимает первым руку, начинает рассказывать, что ему известно. Если отвечающий рассказал не всё, учитель спрашивает: кто знает больше? Ответы должны быть краткими и содержательными. И только после того, когда все знания учащихся будут выявлены, помощник говорит: “Лот продан!” Учитель называет фамилии участвующих в “покупке” лота и поднимает поочередно цветные карточки. Учащиеся в своих карточках делают пометки в соответствии с цветом, который указал учитель. После этого переходят к другому лоту. Нельзя: подсказывать, перебивать. Нарушивший условия получает замечание, за повторное нарушение удаляется с аукциона. Когда все лоты будут проданы, двое учащихся собирают карточки, подсчитывают значки и вносят данные в ведомость:

Фамилия

Полный ответ

Неполный ответ

Хорошее дополнение

Дополнение

 

 

 

 

 

Пока заполняется ведомость, с классом проводится беседа.

3 ТУР-БЕСЕДА. (10 минут). Какие качества древние греки ценили в людях?

Задание 1.

Ученикам даются подсказки. Ответы учитель записывает на доске.

Подсказка 1.

Почему в Древней Греции существовало много разновозрастных общеобразовательных школ? Что ценили древние греки?

Учитель записывает на доске: ум, образованность, мудрость.

Подсказка 2.

Также в Древней Греции было много спортивных школ. Что ценилось в Элладе? Вторая запись: мужество, храбрость, сила.

Подсказка 3.

Зачитывается отрывок из документа: “Бедность ни для кого не является позором, но позорно, если человек сам не стремится избавиться от бедности трудом. “Что ценили древние греки? Запись на доске: трудолюбие.

Подсказка 4.

Древние греки за пределами свей страны никогда не забывали родного языка, культуру. О чем это говорит? Что ценили древние греки? Четвертая запись на доске: патриотизм, любовь к Родине.

Ценятся ли эти качества в наши дни? Почему? Учитель должен подчеркнуть важность этих ценностей во все времена, и подвести учащихся к понятию – общечеловеческие, вечные ценности.

Задание 2.

Какими достижениями древних греков мы пользуемся в наши дни?

Дети называют театр, алфавит, олимпийские игры. Важно, чтобы дети поняли, что этими достижениями пользуются многие народы мира и что вклад древних греков в мировую культуру очень велик.

Подводятся итоги 3 туров, выставляются оценки (оценка- “3” не ставится) .



Предварительный просмотр:

 ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО          ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

        

  1. Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Хлыбова Оксана Геннадьевна

Район

г.о. город Шахунья

Место работы

 МБОУ Сявская СОШ г. Шахунья

Должность

учитель

  1. Общая информация

Тема урока

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Тип урока

Изучения и первичного закрепления знаний

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Начать формирование у обучающихся представления о Греции как особой цивилизации Средиземноморья.

Задачи: образовательные

проанализировать природные особенности Аттики; охарактеризовать основные занятия населения; дать оценку положения знати и демоса в афинском полисе; убедить детей значимости данного урока для последующих тем.

Развивающие

продолжить развитие умений и навыков работы с исторической картой, терминами и документальным источником; содействовать развитию мыслительных процессов (сопоставление, анализ, выявление причинно-следственных связей) путём организации индивидуальной, групповой и парной работы.

Воспитательные

продолжать прививать чувство сопереживания к судьбам простого народа через эмоциональное воздействие; способствовать развитию коммуникативности, взаимоуважения и культуры общения, умений оценивать работу одноклассников через различные виды работ учащихся.

Необходимое оборудование

Настенная карта «Древняя Греция V в. до н.э.»

Дидактическое обеспечение

Карта атласа «История Древнего мира. 5 класс» - М., «Дрофа», 2012.

Раздаточный материал:

Фрагмент контурной карты; таблицы для заполнения; учебный текст; задания к учебному тексту и рабочей таблице; листы накопления баллов; наборы карточек

  1. Планируемые результаты  урока
  • личностные
  • Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

  • предметные
  • Научиться формировать целостное представление об историческом развитии греков; применять понятийный аппарат для оценивания фактов и источников о Древней Греции, их анализа, сопоставления, обобщённой характеристики, оценки, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого.

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий.
  • Выделять существенную информацию из текстов разных видов; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
  • Определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Текущий контроль: решение познавательных задач; работа с таблицей и контурной картой; самооценка; синквейн

  1. Литература и Интернет-ресурсы

Основная

А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. всеобщая история. История древнего мира. 5 класс:учебник для ОУ – М., «Просвещение», 2015.

Рабочая программа. Всеобщая история к УМК А.А.Вигасина и др. 5 кл./сост.Е.Сорокина – М., «ВАКО», 2016.

Дополнительная

Е.Н.Сорокина. Поурочные разработки по всеобщей истории. 5 класс – М., «ВАКО», 2015.

ААвдеев. Античный мир.//Я иду на урок истории. Книга для учителя. – М., «Первое сентября», 2000.

Человек в мире мифов, образов и деяний. Часть 1. – Человек в древнем мире/сост. В.М.Строгецкий – Н.Н., 1993.

Интернет-ресурсы

ЭОРы


  1. План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
  1. Этап урока
  1. Время
  1. Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
  1. Деятельность обучающихся с указанием форм организации
  1. Используемые методики и технологии (на разных этапах урока)

1. Организационный

30′′

Приветствие, организация внимания.

2. Вводно-мотивационный

2′

-Как называется страна, которую сейчас изучаем?

- Какие гос-ва и страны успели изучить к сегодняшнему уроку?

- Для чего их изучаем?

Провожу параллель с современностью.

Объясняю, как будет оцениваться работа на уроке.

Опираясь на карту и полученные знания, формулируют ответы.

Фронтальная беседа

3. Актуализация знаний

4′

Даны копии контурной карты (для слабых учеников-основные зоны выделены разными цветами) и задания к ней.

Обратная связь.

Выполняют задания на контурной карте. Взаимопроверка по настенной карте. Количество баллов выставляют в оценочную таблицу.

Историческая география

4. Изучение нового материала

5′

6-7′

2′

4′

4′

4′

4′

- Были ли затруднения при выполнении задания?

Формулируем тему урока и план изучения.

Организую групповую работу (4 гр. по 4 чел.

и

2 гр. исследователей по 2 чел. – наиб. подготовленные ученики)

Объясняю правила самопроверки по предложенному образцу, критерии баллов на доске: всё совпало — 5 баллов, совпала часть ответов — 3 балла, нет совпадений — 0 баллов.

Обратная связь.

  • С каким из изученных гос-в можно сравнить Грецию? Почему?
  • Как влияли природные условия на занятия населения?
  • Найдите в атласах местоположение Аттики и покажите на настенной карте.

  • Что произрастало в избытке, а чего не хватало в Аттике?
  • - Почему крестьянин горевал по загубленным маслинам гораздо больше, чем, например, по вытоптанному полю пшеницы?

  • Верно ли: богатый, значит, знатный?
  • -Предположите, в чьих интересах управляли архонты.

  • В чём главные причины разорения греков?

  • К чему в итоге это могло привести?

- А вот состоялись или нет такие реформы, узнаем на следующем уроке.

- Да. Аттику не изучали.

Планирование деятельности.

Опираясь на ранее полученные знания, формулируют общие вопросы для изучения

  1. Природные особенности (местоположение, климат, поверхность)
  2. Население и его занятия
  3.  Управление
  4. Почему разорялись земледельцы в Аттике?

Оформляют записи в тетради.

Работают с текстом документа, заполняют «свою» колонку в таблице, обмениваясь полученной информацией, заполняют еще 3 оставшиеся колонки.

  1. Имея на столе карту в атласе, тексты документов, набор продуктов (оливки, виноград, хлеб), делают вывод о значимости каждого продукта для жителей Аттики.
  2. Используя текст параграфа в учебнике и набор карточек, составляют схемы «Население Аттики» и «Управление Афинским полисом»

Проверяют правильность выполнения (в конвертах — образцы заполнения).

Выставляют полученные баллы.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Работают с картой.

Отчёт 1-й пары исследователей.

Отчёт 2-й пары исследователей (фиксируют на доске в виде опорной схемы).

Весь класс  оформляет соответствующую колонку таблицы.

Читая текст пункта параграфа, отвечают на вопрос.

Расставляют в правильной последовательности предложенные карточки:

Долговое рабство

Плохой участок земли

Примитивные орудия труда

Долговой камень

Неурожай

Делают выводы о необходимости перемен.

Смысловое чтение, поиск информации и понимание прочитанного; организация и регулирование своей учебной деятельности. Готовность к сотрудничеству.

Фронтальная беседа. Работа с картой.

Выдвигать версии, строить логически обоснованные суждения.

 Анализировать исторический источник, делать на его основе выводы, подтверждать фактами, аргументами.

Уметь представлять информацию в разных формах

Учатся аргументировано оценивать чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

3′

Возвращаемся к задачам нашего урока: что нового узнали? Как поработали, какие качества в себе развивали? На что обратить внимание при выполнении домашнего задания?

Используя ключевые слова, делаем выводы по уроку.

Составляют в рабочих тетрадях синквейн:

жители Аттики

занимались разорялись подчинялись

были недовольны правителями и законами

нужны перемены

6. Подведение итогов урока

2′

Объясняю принцип выставления оценок.

Обратная связь.

Мне понравились ответы ребят ...

Суммируют баллы и выставляют оценки в дневники.

7. Организация изучения домашнего задания

3′

  1. Прочитать § 29. ответить на вопросы к нему;
  2. повторить записи в тетради;
  3. составить свой проект перемен в Афинском полисе (наиболее подготовленные ученики);
  4. записать рассказ от имени земледельца Афинского полиса.

Записывают  домашнее задание.

Дифференцированный подход

Приложение.

Отметить цифрами на карте: 1. Ионическое море  2. Эгейское море    3. Северную Грецию    4. Среднюю Грецию    

5. Пелопоннес    6. гору Олимп    7. Аттику

 

1. Таблица для заполнения: ОБЛАСТЬ АТТИКА

Природные условия

Занятия жителей

(4-й уч.)

Население (схема)

Управление (схема)

Местоположение

Главный город

(1-й уч.)

Климат

(2-й уч.)

Поверхность

Полезные ископаемые

(3-й уч.)

Задания группам:

1) Прочитать текст;

2) Заполнить «свою» колонку в таблице (номер участника группы соответствует номеру колонки);

3) Слушая ответы других участников группы, заполнить 4 колонки таблицы.

2. Таблица для самопроверки: ОБЛАСТЬ АТТИКА

Природные условия

Занятия жителей

(4-й уч.)

Население (схема)

Управление (схема)

Местоположение

Главный город

(1-й уч.)

Климат

(2-й уч.)

Поверхность

Полезные ископаемые

(3-й уч.)

Средняя Греция;

Город Афины

Жаркий, сухой

Горы; в Южной части – равнины; мрамор, серебро. глина

Рыболовство, судоходство, земледелие, торговля, ремесло: строительство, обработка металла, гончарное дело.

5 баллов – совпали все ответы

3 балла – совпала часть ответов

1 балл – не совпал ни один ответ (ученик пытался …)

3. А. Авдеев. Античный мир. Учебные тексты// Я иду на урок истории.

Природные условия Греции во многом походят на те, что характерны для некоторых стран Востока. Однако есть и заметные различия.

Среднегодовая температура здесь + 17. Дождей летом выпадает мало. Многие реки пересыхают. Так что греки очень ценили влагу и, прощаясь, желали друг другу «доброго пути и свежей воды».

Жизнь Эллады связана с Эгейским морем.

Греция самой природой разделена на 3 части – северную. Среднюю и Южную Грецию, каждая из которых состоит из мелких областей.

Северная Греция делится на Эпир и Фессалию, там впервые поселились греки.

Поверхность Средней Греции сильно изрезана горами. Они богаты полезными ископаемыми: мрамором, необходимым для строительства, серебром и медью, хорошей глиной. Там, в Средней Греции, есть полуостров – Аттика. Когда-то здесь было много лесов. Теперь уже полностью уничтоженных. В южной части этой области есть равнины с мягкой почвой, пригодной для земледелия, но их очень мало.

Малое плодородие земель и жаркий, сухой климат определили сильное развитие ремёсел и торговли.

В Южной Греции – Пелопоннесе – расположены области Лаконика, Мессения и Элида. Дубравы, реки, холмистые низменности – вот особенность Пелопоннеса.

Главными же городами являлись: Фтия в Фессалии, Афины в Аттике, Спарта в Лаконике.

4. Задания группам исследователей:

I. Используя карту в атласе и тексты документов, сделайте выводы о ценности хлеба, оливок и винограда  для жителей Аттики.

Подготовьте сообщение по плану: - в достатке или нет произрастали;

                                                            - с какой целью использовались.

Афины были очень древним государством и расположились в Аттике, в Средней Греции. Название города, как гласит легенда, возникло из-за спора богов – Афины и Посейдона – чьим именем назвать новый город. Боги решили, что город будет носить имя того из споривших, кто произведёт более полезное для людей. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу и вызвал из неё источник пресной воды. Афина же произвела оливковое дерево. (Человек в мире мифов, образов и деяний. Часть 1. – Человек в древнем мире/сост. В.М.Строгецкий. с. 128)

Ранее всего греки освоили плодородные области Южной Италии. Здесь в гавани часто стояли греческие корабли. Рабы сгружали на берег шерстяные ткани, изящную мебель, расписную керамическую посуду. Пустые корабли они загружали хлебом и везли его в города Греции, где своего хлеба не хватало. (Там же, с. 120)

Главные продукты питания греков – это, во-первых, зерновые: пшеница (для хлеба) и ячмень (для каши). Вторым элементом были оливки (маслины) – в пищу шли как плоды, так и выжимавшееся из них масло. В-третьих, следует упомянуть виноград.

Греки были ценителями вина, но оно употреблялось разбавленным водой как лёгкий тонизирующий напиток, особенно приятный в жаркое время дня. (ААвдеев. Античный мир.//Я иду на урок истории. Книга для учителя. – М., «Первое сентября», 2000, с. 151)

Оливковые деревья небольшие, ствол искривлённый, листья серебристые. Живёт дерево 250 лет и более, а плоды даёт только на 16-18-й год. Оливки употребляли в пищу в каждом доме; из них выдавливали прекрасное растительное масло. Лучшие сорта его шли в пищу, худшие – для освещения. Оливковым маслом смазывали ожоги и раны, оно входило в состав лекарств.

II. Прочитать п. 3 § 29;

     Из предложенных слов составьте схемы «Категории населения» и «Управление»

     Перенесите схемы на доску.

9 архонтов

демос

простой народ

свободные

(земледельцы, ремесленники, торговцы)

рабы

правители

ареопаг

Совет знати

знать

5.

Лист накопления баллов

Фамилия, имя

Карта

Работа с таблицей

Ответы на вопросы

Итог

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»



Предварительный просмотр:

Тема урока в 6 классе: «Куликовская битва и ее историческое значение».

Цели урока:

Образовательная - продолжить формирование представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики князя Дмитрия; выявить причины победы русских войск на Куликовом поле, значимость победы;

Воспитательная - воспитание патриотизма на примере мужества и стойкости участников Куликовской битвы, ставшей началом освобождения Руси от ордынского ига.

Развивающая - развитие умений и навыков работы с историческими источниками и картой, формирование интереса к самостоятельной поисковой деятельности, излагать собственную точку зрения.

Тип – комбинированный.

Оборудование – компьютер, мультимедиапроектор, компьютерная презентация, отрывки из документов “Сказание о Мамаевом побоище”, раздаточный материал, учебник.

1.Организационный момент (1 мин.)

2. Повторение изученного материала (актуализация знаний, умений, навыков)(7 минут). А теперь давайте представим себе Русь XIV века и окунемся в исторические события того времени.

1. Организация ролевой игры: Двое учащихся, стоя у карты, рассказывают о борьбе княжеств от имени их князей. По окончании игры ответы оцениваются учителем.

2. Организация тестирования: 6 человек выполняют тесты (Во время выполнения 1 и 3 заданий)

3. Вопрос ученику: Рассказать о внутренней политике Ивана Калиты и определить ее значение для развития Московского княжества.

4. Работа в парах:  Соотнеси даты и события

1223г.                                   Нашествие монголо-татар на Русь

1237г.                                   Битва на реке Калке

15 июля 1240г.                    Ледовое побоище

5 апреля 1242г.                    Невская битва

1380г.                                    

Фронтальная  работа (проверка).

3 . Постановка проблемы урока.

- С каким событием можно соотнести эту дату?

- В  этот год произошло  очень важное   для  России  событие.

                  Это Куликовская битва.

Целеполагание.

- На какие вопросы истории нам предстоит ответить?

- На уроке мы ответим на следующие вопросы:

- С  кем  была  эта  битва?

- Почему   она  произошла?

- Где   она   была?

- Как  происходил    ход   битвы?

- Кто победил в этой битве?

Итак, тема нашего урока «Куликовская битва» Обратите внимание, она сформулирована не полностью, к концу урока вы должны будете самостоятельно сформулировать тему в соответствии с вашими эмоциями, впечатлениями.

Цель: Сегодня мы раскроем величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско, выявим причины победы в Куликовской битве и ее значение.

Задача: В ходе урока мы выясним, что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве? (выделить причины победы русского войска).

В процессе работы подумайте над вопросом:

- По словам русского историка В. О. Ключевского «Московское государство родилось на Куликовом поле». Как вы понимаете эти слова? 

План урока.

  1. Дмитрий Донской. Подготовка к сражению.
  2. Куликовская битва.
  3. Причины и историческое значение победы русских войск.

  1. Изучение нового материала. Дмитрий Донской. Прием «Я знаю» Ученики называют то, что знают о Дмитрии Донском: «Я знаю, что …»

 После смерти Ивана II в 1359г., оставившего  малолетнего сына Дмитрия, ярлык на великой княжение Владимирское удалось получить суздальскому князю Дмитрию Константиновичу, но скоро (в 1362г.) стараниями московского боярства и митрополита Алексея ярлык на великое княжение был приобретен (за хорошее вознаграждение) для московского князя Дмитрия Ивановича. Достигнув совершеннолетия, Дмитрий начал вести энергичную и смелую политику. Он продолжал расширять пределы своего княжества, включив в состав своих владений Углич, Галич и Белоозеро и приобретя ряд новых городов с их округами… Он вел успешную борьбу со своими соперниками, великими князьями тверскими и рязанскими, которые заключили союз с опасным противником Москвы великими князем Литовским Ольгердом… Но главной целью политики Дмитрия было объединение Руси.

Давайте запишем в тетрадь годы правление Дмитрия Донского 1359-1389г.

Со времён похода хана Батыя на Русь зависимость её от Золотой Орды ослабла.

Прочитайте части предложений из первого столбика  и найдите их продолжение во втором.

1.В первые десятилетия после похода  хана  Батыя  на  Русь…

…русские уже сами собирали дань со своих земель.

2.Со  времён  Ивана  Калиты…

…стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду.

3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича…

…дань собирали монгольские баскаки.

    -  

 Князья к хану ездили редко, дань выплачивали нерегулярно.

Дмитрий Иванович, не обращал   внимания на  требования  хана,  не хотел ему платить той  дани, которую платили прежде московские князья.

          Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве... На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. А ваш князь стал неуважительно относится к завоевателям монголо-татрам.

Подчеркнув нужное слово, укажите, какое чувство у вас возникает:

      а)        боязнь, страх, испуг, ужас;

     б)        гордость;

      в)        удивление, недоумение;

      г)        радость.

-Предположите, как  отреагировали   татары на эту дерзость   московского князя? (Мнения детей)

       - Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

Получив сведения о движении врага на Москву, Дмитрий решил не допустить его в пределы Московской земли и разбить на территории Рязанского княжества. Русская рать, возглавляемая Дмитрием, встретилась с войсками Бегича на берегах реки Вожи, где и произошло кровопролитное сражение. Поражение монголо-татар было полное. “Это было первое правильное сражение, выигранное русскими” (К.Маркс). Эта битва продемонстрировала возросшую мощь Руси. (мультипликация)

Назревало решающее сражение между Русью и Ордой. Как готовились, и какие цели ставили перед собой обе стороны, станет ясно из документа, с которым вам предстоит поработать и учебника на стр. 149 – 150.

Вопросы для

сравнения

Орда

Москва

1.Цели

2.Союзники

3.Войско

- Найдите общее в подготовке Москвы и Орды.

Большую роль в поднятии национального самосознания сыграла православная церковь. По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троицкий монастырь и получил благословение отца Сергия Радонежского на борьбу с захватчиками. Сергий пользовался всеобщим уважением. Его молитвам приписывали большую силу; за ним признавали дар пророчества. Сергий не только ободрил Дмитрия, но и предсказал ему победу. Предсказание, сделавшись известным, сильно возбудило в войске отвагу и надежду на победу.

В ополчение было направлено много монахов монастыря, среди них выделялись богатыри Пересвет и Ослябя. Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.

- Объясните, в чем состоит христианский подвиг преподобного Сергия Радонежского.  Церковь всегда стремилась к единству русских земель, народа, видя могущество государства только в единстве, благословил на битву.

ФИЗМИНУТКА

2. Куликовская битва (сообщение учащегося).

8 дней русские не покидали поля, хоронили погибших.  Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар -  150 тыс. человек.

? Известно ли вам такое выражение: «Как Мамай прошел»? Как выдумаете, что оно означает?

– Подумайте, благодаря чему была одержана победа?

1. Полководческое искусство Дмитрия Донского

2.Патриотизм русских воинов

3. Объединение части русских княжеств.

3. Значение Куликовской битвы.

Прием «Архивариус». Работа в группах: определение значения Куликовской битвы с разных позиций.

Делим учеников на 3 группы.

Попробуйте определить значение Куликовской битвы:

1) с позиции ордынцев,

2) с позиции Дмитрия Донского  

3) с позиции русского народа.

Неизгладима в памяти народной победа русских войск на Куликовом поле. Но эта победа не привела, как ожидалось, к ликвидации ига Орды. Дмитрию Донскому вскоре пришлось признать себя вассалом Тохтамыша и продолжать платить дань.

Так каково же тогда значение Куликовской битвы? (учащиеся определяют самостоятельно) (отвечают)

1. Битва имела огромное политическое и психологическое значение:

- еще более подняла значение Москвы как центра объединения русских земель.

- вернула народу веру в свои силы, сплотила его для дальнейшей борьбы.

  1. впервые русские войска одержали победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды.
  2. разгром татар означал серьезное ослабление поработителей Руси.

Вернемся к проблемному вопросу, как вы понимаете слова Карамзина о том, что Московское государство родилось на Куликовом поле:

1.Битва подорвала могущество Золотой Орды и ускорило ее распад

2.Поднялся авторитет Московского княжества как собирателя русских земель

3.Победа способствовала росту и объединению русского государства.

4. Победой в Куликовской битве Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а ее князья – защитников земли Русской.

4. Первичное закрепление нового материала

  -А теперь давайте проверим,  как вы запомнили  рассмотренное  нами  сегодня событие.

            1.Работа с кроссвордом

Итак, подведем итог.

Победа русских в Куликовской битве всколыхнула национальное самосознание народа, дала надежду на избавление от ненавистного ордынского ига. Это была первая серьезная победа над татарами, показавшая мощь объединенных русских сил. Москва при этом, выступила подлинным лидером объединения и освобождения Руси. Московский князь вошел в историю под именем Дмитрия Донского.

Куликовская битва явилась именно одним из тех событий, которые вселяют в нас чувство глубокого уважения к нашим предкам, чувство гордости за совершенный ими патриотический подвиг, память о котором живет на протяжении веков...

Рефлексия. В результате урока «Куликовская битва»

МНЕ ОТКРЫЛИСЬ:

Три самых важных имени:

Три самых важных события:

Три самых важных чувства:

Три самых важных качества:

д/з параграф 27

Подготовить мини-сообщение о Дмитрии Донском.

Нарисовать схему Куликовской битвы.



Предварительный просмотр:

Итоговая работа по курсу «История России», 8 класс

1. Какое из перечисленных событий произошло в период регенства царевны Софьи?

1) Семилетняя война                                           2) Северная война

3) Вечный мир с Речью Посполитой                 4) Прутский поход

2. В каком году была обнародована Жалованная грамота дворянству?

1) 1722 г.       2) 1762 г.         3) 1775 г.            4) 1785 г.

3. Как назывались сформированные в первой четверти XVIII века центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления?

  1. ассамблеи                            2) приказы

3) коллегии                                4) министерства

4. Прочитайте отрывок из письма правительницы России и укажите имя этой правительницы.

«Теперь граница наша по Бугу и по Кубани. Херсон построен. Крым – область империи и знатный флот в Севастополе. Корпуса войск в Тавриде, армии знатные уже на самой границе, и они посильнее, чем нежели были армии оборонительная и наступательная в предыдущую войну. Я ведаю, что весьма желательно было, чтоб мира еще два года протянуть можно было, дабы крепости Херсонская и Севастопольская поспеть могли, такожды и армия, и флот приходить могли в то состояние, в котором желалось их видеть…»

1) Екатерина I                                  2) Анна Леопольдовна

3) Елизавета Петровна                    4) Екатерина II

5. Установите соответствие между правителями России и событиями (фактами), относящимися к их правлению: к каждому элементу первого столбца подбери соответствующий элемент из второго столбца. Обрати внимание, что во втором столбце есть один лишний элемент. Запишите цифры под соответствующими буквами в таблицу.

правитель:

событие:

А) Павел I

1) Жалованная грамота городам

Б) Елизавета Петровна

2)Швейцарский поход А.В. Суворова

В) Петр I

3) Азовские походы

Г) Анна Иоанновна

4) ограничение службы дворян 25 годами

5)участие России в Семилетней войне

А

Б

В

Г

6. Установите соответствие между темами из перечня и иллюстрациями. Запишите номера изображений под соответствующими буквами в таблицу.

Перечень тем:

А) Государственные реформы в 1762-1796 гг.

Б) Русско-турецкие войны

В) Восстание Е. Пугачева

Г) Правление Павла I

Изображения:

         

А

Б

В

Г

7. Прочитайте текст и выполните задания.

Перед вами четыре предложения. Два из них являются теоретическими положениями, которые требуется аргументировать. Другие два содержат факты, которые могут послужить аргументами для теоретических положений.

Подбери для каждого теоретического положения соответствующий факт.

Ответ запиши в таблицу.

1) Именно в XVIII произошло самое крупное в истории России крестьянское восстание под предводительством Е. Пугачёва.

2) Были приняты такие документы как, "Манифест о вольности дворянской", а позже и "Жалованная грамота дворянству"

3) В период дворцовых переворотов царская власть вынуждена была укреплять позиции своей главной опоры - дворянства.

4) В XVIII своего расцвета (апофеоза) достигло крепостное право, сделавшее положение крепостных крестьян ещё более тяжёлым.

положение

факт

положение

факт

8.Рассмотрите карту и выполните задания 8-9. Используйте в отве-тах информацию текста, а также знания из курса истории.

Какое событие истории России XVIII века нашло отражение

на данной схеме? Назовите его.

Ответ: ___________________________________________

9. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на

схеме, являются верными?

Выбери два суждения из пяти предложенных, выпиши цифры, которыми они обозначены.

1) Событие, изображенное на схеме, происходило в период с 1773 по 1775 гг.

2) Участником событий, изображенных на схеме, был Кондратий Булавин.

3) Цифрой «3» на схеме обозначено место пленения предводителя вооруженных отрядов, действия которых обозначены черными стрелками.

4) У города, обозначенного на схеме цифрой «2», войска, действия которых обозначены чёрными стрелками, одержали победу.

5) В составе войск, действия которых обозначены на схеме

черными стрелками, были только казаки и помещичьи

крестьяне.

Ответ: _____________________

Прочитайте текст и выполните задания 10 и 11. Используйте в

ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

«В этот сравнительно короткий 37-летний период пять раз при

помощи оружия происходила смена правителей на троне. Начало этой эпохе положила смерть Петра I, а завершилась она

воцарением Екатерины II. Политика российских правителей в этот период была порой непоследовательной и поэтому

малорезультативной. Последовательность внутренней политики сохранилась лишь в одном – в расширении прав и привилегий дво-рянства.

После переворота, приведшего к власти Екатерину I, и создания Верховного тайного совета усилилось влияние верхов дворянства на государственное управление. При Анне Иоанновне срок обяза-тельной службы дворян был ограничен 25 годами. Был отменён указ о единонаследии. При _____________дворянство было освобождено от наказаний розгами и кнутом. Помещики получили право без суда ссылать своих крепостных крестьян в Сибирь».

10. Укажите название эпохи в истории России, о которой идёт речь в отрывке. Назовите монарха, имя которого пропущено в отрывке.

Ответ:

______________________________________________________

11. Опираясь на текст, ответьте на вопросы: как автор оценивает внутреннюю политику российских правителей в этот период? Какое направление в их деятельности автор считает ключевым?

12. Прочитайте список имён исторических деятелей, терминов, названий, дат

1) Екатерина II;

2) «Золотой век российского дворянства»;

3) «Жалованная грамота дворянству»»;

4) 1785 г.

Опираясь на знание истории, напишите небольшое сочинение

(3-4 предложения). Чтобы получить максимальный балл, постарайтесь использовать все элементы из представленного

списка. Вы можете использовать предложенные слова в любой

последовательности.

Помните, что составленный текст должен соответствовать

исторической действительности.



Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКАЦИЯ

письменной работы по истории

на межпредметной основе для 8 класса в рамках

промежуточной аттестации на 2019-2020 учебный год

1. Назначение работы - оценить уровень успешности  достижения планируемых результатов, оценить уровень освоении УУД (универсальных учебных действий) обучающихся 8 класса по освоению образовательной  программы учебных предметов «История России» и «Всеобщая история».

2. Документы, определяющие содержание КИМ.

Содержание диагностической работы определяется на основе следующих  документов:

- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

-  основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Хмелевицкой СОШ;

- рабочими программами по учебным предметам «История России» и «Всеобщая история».

- УМК:

  • Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVIII век. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015        
  • Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500 – 1800. М.: Просвещение,2017.

3. Задачи:

3.1. Определить уровень метапредметных результатов:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- умение понимать и использовать учебные средства наглядности (иллюстративный материал, карты) для  интерпретации, аргументации.

3.2. Определить уровень предметных результатов:

- развитие умений работать с учебным  текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли, логические обоснования;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;

- умения изучать и систематизировать информацию  различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

4.  Структура и содержание КИМ

Работа состоит из 12 заданий.

Ответом к каждому из заданий 1-4 является цифра, задания 5-9 предполагают краткий ответ. Задания 8-9 предполагают работу с картой. Задания 10-11 - работу с текстом. Задание 12 пред-полагает развёрнутый ответ.

Распределение заданий диагностической работы по основным содержательным разделам

учебного предмета ИСТОРИЯ представлено в таблице.

Содержательные разделы

Кол-во заданий

(№ задания)

Максимальный

балл

1

С кратким ответом в виде буквы, цифры, слова

 4 (1,2,3,4)

4

2

С кратким ответом в виде последовательности цифр

6 (5,6,7,8,9,10,11)

13

3

С развернутым ответом

1 (12

5

Итого

12

22

Обозначение заданий в работе и бланке ответов:

Уровни сложности задания: Б - базовый, П - повышенный, В – высокий.

Тип задания: с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа, последовательности цифр или слова (словосочетания) и сразвернутым ответом.

Зада-

ния

Проверяемое

содержание

Проверяемые виды

деятельности

Уровень

сложности задания

Примерное

время

выполнения

задания (мин.)

Макс.

балл за

задание

1

Всеобщая история

XVIII в.

знание исторических фактов, исторических событий.

Б

1-2

1

2

История России

1682-1762 гг.,

Всеобщая история

XVIII в.

определение последовательности

важнейших дат отечествен-ной и всеобщей истории

Б

1-2

1

3

Всеобщая история

XVIII в.

знание основных терминов отечественной и всеобщей истории

Б

1-2

1

4

История России

1682-1762 гг.,

Всеобщая история

XVIII в.

умение анализировать информацию из

исторического источника

Б

1-2

1

5

История России

1682-1762 гг.

систематизация фактов,

понятий, дат (установление

соответствия)

П

2-3

2

6

История России

1682-1762 гг.,

Всеобщая история

XVIII в.

знание основных фактов истории культуры России и умение использовать их через установление соответствия.

П

3-4

2

7

Всеобщая история

XVIII в.

умение систематизировать историческую информацию со множественным выбором

П

3-4

2

8

История России 1682 - 1762

работа с исторической картой

Б

2-3

1

9

История России

1682-1762 гг.

умение работать с исторической картой: показать на карте места значительных исторических событий, объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории, группировать исторические явления и события по заданному признаку.

П

3-4

2

10

История России

1682-1762 гг.

анализ исторического

текста

П

3-4

2

11

История России

1682-1762 гг.

анализ исторического

текста  (поиск информации

в тексте)

П

3-4

2

12

История России

1682-1762 гг.

составление текста по

опорным словам

(историческое сочинение)

В

7-8

5

Всего заданий – 12, из них по уровню сложности: Б – 5 , П – 6, В – 1.

Максимальный первичный балл – 22 .

В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующихзаданий.

К заданиям базового уровня сложности относятся те здания, гдеучащимся 8 класса предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию.

К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность учащегося является попреимуществу репродуктивной.

К высокому уровню сложности относится задание, где учащиеся выполняют частично-поисковые действия, используя приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях, или создают новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию.

5. Система оценивания предметных результатов и метапредметных УУД, диагностической работы в целом.

Полный комплект заданий содержит три блока УУД, согласованных с общеучебными умениями:

Познавательные

  • владение умениями работать с учебной информацией(систематизировать, анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы, конспектировать) –1-5 задания;
  • сравнивать и классифицировать информацию по заданным критериям – 7 задание;
  • понимать информацию, представленную в виде схемы, исторической карты, иллюстраций  – 6, 8 задания;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме исторического сочинения – 11 задание.

Регулятивные

  • умение отличать верное высказывание от неверного – 9 задание;

Читательская грамотность (смысловое чтение) (информационно-коммуникативные, как адекватное восприятие текста и способность передавать его содержание в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания) – 10 задание.

Учитывая специфику выполнения работы – письменная работа обучающегося по заданиям – коммуникативные действия проверяются только косвенным образом, через работу с текстом, информационным источником.

Система оценивания заданий 1 – 12.

За каждый правильный ответ учащийся получает от 1 до 5 баллов. За верное

выполнение заданий 1 – 4, 8 итоговой  работы учащийся получает по 1

баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль

баллов. Остальные задания (при отсутствии ошибок) оцениваются 2 баллами.

Максимальный балл: 11 баллов.

Базовый уровень сформированности УУД – 4-7 баллов.

Повышенный уровень сформированности УУД – 8-11  баллов.

Шкала перевода баллов в отметку

Первичные баллы (предметные результаты

0-6

7-13

14-18

19-22

Результаты сформированности УУД

0-3

4-5

6-8

9-11

Общий результат

0-10

11-18

19-26

27-33

Отметка по шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

6. Продолжительность диагностической работы.

На выполнение диагностической работы - 45 минут.

Дополнительные материалы и оборудование:

- черновик



Предварительный просмотр:

Годовая промежуточная аттестация по обществознанию

10 класс

Вариант 1

  1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

СФЕРЫ

УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)

Экономическая

Заводы, фирмы, банки, рынки и др.

Классы, страты, слои, семья, здравоохранение

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

  1) наблюдение                    

  2) эксперимент

  3) метод познания              

  4) анкетирование

  5) интервьюирование

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 1) прогресс                          

 2) структура

 3) эволюция                      

 4) реформа

 5) спад                                

 6) стратификация

4. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) развитие высоких технологий

Б) ускорение развития промышленности

В) выдвижение на первый план сферы услуг

Г) доминирование религиозных ценностей

Д) общинный уклад, коллективизм

1) традиционное (аграрное)

2) индустриальное

3) информационное (постиндустриальное)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам

5. Выберите верные суждения о процессе глобализации.

1) Понятие «глобализация» обозначает процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

2) Глобализация сопровождается ростом уровня жизни во всех регионах мира, непосредственно вовлечённых в этот процесс.

3) Важнейшими проводниками глобализации являются транснациональные корпорации.

4) Процесс глобализации сопровождается ослаблением этнических, религиозных и культурных противоречий в большинстве регионов мира.

5) Одним из проявлений глобализации является вестернизация.

6. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам

ПРОЯВЛЕНИЯ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 А) постепенное истощение запасов нефти и металлов

 Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей)

 В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки

 Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран

 Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств

1) угроза мирового терроризма  

2) угроза экологического кризиса  

3) проблема «Север — Юг»

 

7. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способность к совместной преобразовательной деятельности

2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе

 

8. Какие две позиции из перечня иллюстрируют проявление естественных потребностей человека? Запишите их номера.

1) Генрих - известный бизнесмен, решил организовать собственную политическую партию.

2) Владимир и Александр преодолели сложный туристический маршрут и остановились на привал отдохнуть.

3) Марина решила принять участие в конкурсе красоты.

4) После каникул школьники, встретившись, не могли наговориться.

5) Анна замерзла на улице и, придя домой, сразу попросила горячего чаю.

9.  Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рациональное познание присуще только человеку.

2) Одной из форм рационального познания является представление.

3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.

4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине.

5) Исходным элементом рационального познания является понятие.

 

10. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Области (сферы) духовной культур

ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Религия  

Проявление мировоззренческих установок,  переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное  

  …

Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире  

 

11. Мировоззрение человека включает в себя два уровня: обыденно-практический и научно-теоретический. Что относится к обыденно-практическому уровню?

1) постижение специфики сознания человека

2) осмысление сущности природных процессов

3) восприятие и оценка бытовых отношений

4) изучение закономерностей развития общества

12. Установите соответствие между продуктами культуры и её формой.

ПРОДУКТЫ КУЛЬТУРЫ           

ФОРМЫ

A) мультсериал, собравший рекордную аудиторию на телеканале       

Б) выставка старинных костюмов в краеведческом музее

B) пение песен и вождение хороводов на Масленицу                

 Г) творение художника-абстракциониста, выставленное в городском музее

Д) коммерчески прибыльный фильм-боевик со сложными спецэффектами

Е) поэтический вечер в помещении городской библиотеки

1) народная

2) массовая

3) элитарная  

                                                  

13. В стране Z проводится реформа, целью которой является модернизация образования. Какие дополнительные факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на информатизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение количества учебных предметов, относящихся к общественным дисциплинам

2) приоритетное внимание к интересам и склонностям личности обучающегося

3) создание условий для расширения возможностей людей переезжать из страны в страну для получения образования

4) реализация программы использования технологий онлайн-уроков для организации обучения учащихся, находящихся на длительном лечении

5) финансирование из государственного бюджета создания в сети Интернет единой системы, позволяющей учащимся самостоятельно проверить и оценить свой уровень знаний

6) обеспечение школ современным компьютерным оборудованием для совершенствования образовательного процесса

14. Право, в отличие от других социальных норм

1) исполняется всеми гражданами

2) является воплощением идеала справедливости

3) охраняется силой государства

4) поддерживается общественным мнением

15. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

1) нормативно-правовой акт                          2) источник (форма) права

3) судебный прецедент                                   4) естественное право

5) правовой обычай


16. Найдите в приведенном ниже списке юридические факты, которые являются действиями. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) играя в мяч, школьники разбили оконное стекло;

2) по достижении четырнадцатилетия подросток имеет право на получение паспорта

3) в день рождения внука бабушка подарила ему акцию Газпрома;

4) супруги К. купили загородный дом в кредит

5) в результате урагана в офисе были разбиты все стекла

17. Установите соответствие между конкретными примерами и типом правонарушений, который они иллюстрируют.

ПРИМЕРЫ  

ПРАВОНАРУШЕНИЯ

A) Гражданка проехала перекрёсток на запрещающий сигнал светофора.

 Б) Гражданин был уличен в подделке документов.

B) Экологическая организация провела несанкционированный митинг.

Г) Работник без уважительной причины не выходил на работу в течение трёх дней.

Д) Организация несвоевременно осуществила поставку партии товара для своих партнёров.

Е) Туристическая компания от казалась компенсировать своему клиенту заселение в номер, не соответствующий оплаченной им категории.

1) административное

2) уголовное

3) дисциплинарное

4) гражданское    

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

18. Мария и Кирилл решили вступить в брак. Для заключения брака в РФ необходимо

1) наличие у жениха и невесты постоянного источника доходов, наличие у жениха и невесты профессионального образования

2) достижение женихом и невестой брачного возраста, добровольное согласие жениха и невесты

3) наличие у жениха и невесты постоянного источника доходов, владение русским языком

4) проживание жениха или невесты отдельно от родителей, наличие у жениха и невесты профессионального образования

 

19. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 «Важнейшим видом духовного производства является ________(А). Наряду с наукой искусство — один из способов ________(Б) человеком мира. Создавая художественные ________(В), экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей ________(Г). В масштабах общества искусство представляет собой ________(Д) творческой деятельности всех поколений. Это одна из форм художественной деятельности и часть духовной ________(Е) как человека, так и всего человечества».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

1) культура                          2) группа                         3) действительность

4) искусство                        5) общество                    6) результат

7) познание                          8) образ                           9) система

 

Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Годовая промежуточная аттестация по обществознанию

10 класс

Вариант 2

  1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Экономические отношения

Отношения, возникающие и воспроизводимые в процессе материального производства

    … отношения

Отношения, возникающие в обществе и отражающие отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти

 

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

 1) ощущение                                

 2) представление

 3) суждение                                

 4) восприятие

 5) форма познания

  

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  1) реформа                        

  2) эволюция

  3) революция                    

  4) застой

  5) скачок                            

  6) спад


4. Установите соответствие между социальными фактами и историческими типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ

А) аграрно-сырьевой тип хозяйства

 Б) появление массовой культуры

В) развитие глобальных компьютерных сетей

Г) создание конвейера

Д) ведущая роль науки в производстве

1) информационное

2) индустриальное

3) традиционное

 

5. Выберите верные суждения о процессе глобализации.

1) Глобализация предполагает усиление связей и взаимозависимостей людей, народов и государств.

2) Глобализация проявляется исключительно в экономической сфере.

3) Двойственное отношение общества к глобализации вызвано противоречивостью её последствий.

4) В результате глобализации разрыв в уровнях экономического развития стран Запада и "третьего мира" только усиливается.

5) Глобализация сопровождается ростом уровня жизни во всех регионах мира, непосредственно вовлечённых в этот процесс.

 

 6. Установите соответствие между видами глобальных проблем и их конкретными проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЕ

ВИД ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ

А) Масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые.

Б) Глобальное изменение климата.

В) Высокий уровень концентрации массовой бедности и нищеты в странах Тропической Африки.

Г) Сокращение биоразнообразия Земли.

Д) Ограниченность природных запасов углеводородного сырья.

1) экологические проблемы

  2) проблема «Север-Юг»  

3) энергетическая проблема

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

7. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически.

1) возрастные и половые различия

2) темперамент

3) особенности нервной системы

4) самооценка

5) опыт

6) особенности мировоззрения


8. Какие две позиции из перечня иллюстрируют проявление социальных  потребностей человека? Запишите их номера.

1) Генрих - известный бизнесмен, решил организовать собственную политическую партию.

2) Владимир и Александр преодолели сложный туристический маршрут и остановились на привал отдохнуть.

3) Марина решила принять участие в конкурсе красоты.

4) Трехлетний Павлик после прогулки проспал три часа.

5) Анна замерзла на улице и, придя домой, сразу попросила горячего чаю.

9. Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Чувственное познание присуще всем живым существам.

2) Одной из форм чувственного познания является восприятие.

3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.

4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.

5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение.

 

10. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Области (сферы) духовной культур

ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Религия  

Проявление мировоззренческих  установок,  переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное  

  …

Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире  

11. Мировоззрение человека включает в себя два уровня: обыденно-практический и научно-теоретический. Что относится к обыденно-практическому уровню?

1) постижение специфики сознания человека

2) осмысление сущности природных процессов

3) восприятие и оценка бытовых отношений

4) изучение закономерностей развития общества

12. Установите соответствие между характерными чертами и типами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

A) анонимность произведений

Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей

B) коммерциализация духовной деятельности Г) приоритетное развитие развлекательных жанров

Д) сложность содержания

1) народная

2) массовая

3) элитарная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

13. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение количества учебных предметов

2) сокращение времени изучения естественных наук

3) ориентация на интересы и склонности ученика

4) применение технологий, сберегающих здоровье

5) уделение особого внимания нравственному воспитанию

6) компьютеризация образовательного процесса

 14. Правовые нормы, в отличие от других видов социальных норм,

1) распространяются только на граждан государства

2) являются регулятором поведения людей

3) передаются в устной форме

4) устанавливаются государством

 

15. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

1) судебный прецедент

2) обычное право

3) источники права

4) нормативно-правовой акт

5) международные правовые акты

 

16. Найдите в приведенном ниже списке юридические факты, которые являются событиями. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гражданка М. отравилась купленным в магазине кефиром

2) по достижении четырнадцатилетия подросток имеет право на получение паспорта

3) в результате скоропостижной смерти господин X . не смог вернуть долг

4) супруги К. купили загородный дом в кредит

5) в результате урагана в офисе были разбиты все стекла

 

17. Установите соответствие между проступками и видами юридической ответственности.

ПРОСТУПОК

ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

А) невыполнение условий договора займа

Б) опоздание на работу

В) прогул

Г) публичное оскорбление

Д) безбилетный проезд

1) гражданско-правовая

 2) дисциплинарная    

3) административная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

 

18. Какая ситуация регулируется нормами семейного права?

1) гражданину К. было отказано в заключении брака с несовершеннолетней гражданкой Л.

2) гражданин М. заключил с гражданкой Н. договор о покупке квартиры

3) гражданка О. отказалась от участия в краже компьютера

4) гражданин П. не оплатил проезд в автобусе

 

19. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

 «Главная функция морали — регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования __________(А) в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда __________(Б) уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную __________(В) от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.

Конечно, по мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции __________(Г): правовой, административный, технический и пр. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, __________(Д) и т.д. А во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение __________(Е) соответствующих норм и принципов его поведения в обществе.»

 

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

1) карательные органы         

2) общественные отношения           

3) свобода человека

4) поведение людей               

5) индивид                                           

6) социальные нормы

7) представления о добре    

8) естественно-природные регуляторы

9) эстетика