Внеурочная деятельность

Татьяна Владимировна Кочнева

Предварительный просмотр:

  Реализация программ внеурочной деятельности

       Реализация программ внеурочной деятельности  осуществляется через систему работы  предметных кружков. Мной реализуются программы таких предметных кружков как: «Полезные привычки» для формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, для развития навыков социальной и личностной компетентности. Так как у   детей низкая мотивация к чтению, при работе с текстом испытывают затруднения, чтение чаще всего неосознанное. Исходя из этих проблем был выбран спецкурс  по внеклассному  чтению «В мире книг». В классе на протяжении трех лет проходит конкурс по внеклассному чтению, по номинациям: «Лучший читатель», «Самый активный читатель», «Звезда чтения», что способствует повышению качества чтения, расширяет кругозор детей, повышает интерес к чтению. (итоги подводятся по полугодиям). Итоговый урок проводится в форме викторины. Активно принимают участие в школьном конкурсе чтецов «Росинка»,  который организуют и проводят учителя русского языка школы .

Конкурс чтецов  «Росинка»

Год

ФИО

Класс

Место

2011-2012

Скворцов Кирилл

1

1 место

Бычков Володя

1

3место

2012-2013

Скворцов Кирилл

2

Лауреаты конкурса

Дюжикова Аксинья

2

Кийикбоева Алина

2

В связи с переходом на  ФГОС НОО большое внимание уделяю  организации внеурочной деятельности. В учебном плане реализуются  следующие  направления  организации внеурочной деятельности:

- Спортивно-оздоровительное

-Духовно-нравственное

бщеинтеллектуальное

-Общекультурное

-социальное

Дети активно проявляют себя и показывают результаты в различных направлениях:

2011-2012 год

Дюжикова А. –победитель школьного фото-конкурса «Мы и природа» в номинации «Ловись рыбка»

Бычков К., Бычков В., Дюжикова А., Волыжев в.,Павлов К. ,Скворцов К. -участники выставки декоративно-прикладного творчества «Таланты III тысячелетия»

Лебедева М.- участие в школьном конкурсе рисунков «Есть в осени первоначальной»

2012-2013год

Скворцов К., Кийикбоева А.- участие в школьном конкурсе рисунков «Любимый пейзаж»

 Бычков В. Участник фестиваля детского творчества (Приложение 4.)

Дюжикова А. – лауреат районного фестиваля детского творчества в номинации «Фольклор»

Также ребята посещают школьные кружки:

- Дзюдо (Скворцов Кирилл,  Дюжикова Аксинья)- участие в спортивных соревнованиях по «Дзюдо», п. Усть-Уда)

-Дюжикова Аксинья, Нечаев Володя – 3 место в составе команды школы в районных соревнованиях «Президентские состязания», в возрастной группе 2000-2003гг.р.

-  Вокальный  - Дюжикова А. - 3 место  в фестивале детского творчества

- Танцевальный.



Предварительный просмотр:

Участие классного коллектива  в   школьных и районных мероприятиях.

  Ребята 2 класса – самые активные участники школьных и районных мероприятий.           Вот перечень некоторых мероприятий, в которых участвуют ученики за последние три года:

- участники фестиваля детского творчества;

- участие в школьном туристическом слёте;

Большое внимание  уделяется организации и участию в  различных акциях  и мероприятиях, связанных с улучшением жизни села и. участие в таких акциях, как  

- Операция  «Школьный двор».

- Акция « Покормите птиц»

-Акция «День добрых дел»

   

      В классном коллективе присутствует атмосфера дружбы и взаимопонимания, создан благоприятный психологический климат, что позволяет быть успешным каждому ученику.  На протяжении последних лет у обучающихся отсутствуют пропуски без уважительной причины.

Каждый ребенок участвует в жизни класса, отвечает  за определенный сектор организации воспитательной и учебной деятельности. Это:

-Учебный сектор : Дюжикова Аксинья, Кийикбоева Алина

-Культмассовый сектор: Медыченко Рита,  Скворцов Кирилл, Бычков Володя

-Трудовой сектор: Павлов Кирилл, Чувашов Слава,

Спортивный сектор: Нечаев Володя, Бычков Коля, Волыжев Ваня

Взаимодействие с родителями:  

В классе создан родительский комитет. Родители активно участвуют в жизни класса, школы. Посещаемость школьных и классных родительских собраний 100%.

Также принимают активное участие в проведении внеклассных мероприятий.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Таблица 1

Учебный план (годовой)

Предметные области и учебные предметы, классы

1

2

3

4

Общее кол-во

часов

  1. Обязательная часть

1.1  Учебные  предметы, курсы

Филология

Русский  язык

165

170

170

Литературное чтение

132

136

102

Английский  язык

68

68

Математика и информатика

Математика, ИКТ

132

170

170

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

66

68

68

Искусство и культура

Изобразительное искусство

33

34

34

Музыка

33

34

34

Духовно-нравственная  

культура народов России

Технология

Технология

33

34

34

Физическая  культура

Физическая культура

66

102

102

Ритмика

Итого по разделу 1

660

816

782

1.2. Образовательные  межпредметные модули

Стартовый  образовательный  модуль

Текущие  образовательные

модули

Итоговый образовательный  модуль

Итого  по разделу 1.2

  1. Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Эл.курс «Тропинка к своему я»

16,5

Эл.курс «Мы мастерим мир»

16,5

Эл.курс «Полезные привычки»

17

17

Эл.курс «Азбука здоровья»

17

Эл.курс «Я познаю себя»

17

Спецкурс «Развитие творческих способностей»

34

Спецкурс «Хочу все знать»

34

Итого по разделу 2.

33

68

68

Максимально допустимая аудиторная нагрузка  учащихся

(часов  в неделю)

21

26

26

   Приложение 2.

Таблица 2

План внеурочной деятельности образовательного учреждения

(ступень начального общего образования)

Направления

внеурочной деятельности

Объем внеурочной деятельности

(часов в год (неделю) по годам обучения)

Всего

часов

в год

(в неделю)

1

2

3

4

Спортивно-оздоровительное

81/2,45

102/3

85/2,5

268/7,95

Духовно-нравственное

54/1,64

61/1,79

78/2,29

193/5,72

Общеинтеллектуальное

38/1,15

52/1,53

54/1,59

144/4,27

Общекультурное

70,5/2,14

68/2

68/2

206,5/6,14

Социальное

36,5/1,11

39/1,15

39/1,15

114,5/3,41

Итого

280/8,48

322/9,47

324/9,53

926/27,48

Таблица 3

План внеурочной деятельности образовательного учреждения

(ступень начального общего образования)

Направления

внеурочной деятельности

Формы

организации

Объем внеурочной

деятельности

(часов в год (неделю)

по годам обучения)

Всего

часов

в неделю

1

2

3

4

Спортивно-оздоровительное

1.Кружок

Хореография

15/0,45

34/1

34/1

2,4

2.эл.курс «Полезные привычки»

17/1

17/1

2

3.Школьные спортивные соревнования

33/1

34/1

34/1

3

4. эл. курс «Азбука здоровья»

17/1

1

Духовно-нравственное

1.эл.курс «Я познаю себя»

17/1

1

2.Этические беседы

9/0,27

12/0,35

12/0,35

0,97

3.

Тематические классные часы

33/1

34/1

34/1

3

4.Экскурсии

12

15

15

Общеинтеллектуальное

1. спецкурс «Хочу все знать»

34/1

1

2.Олимпиады, НПК

5/0,15

18/0,53

20/0,59

1,27

3.спецкурс «Развитие творческих способностей»

34/1

1

Общекультурное

1.эл.курс «Мы мастерим мир»

17/0,52

0,52

2.Вокальный

33/1

34/1

34/1

3

3.

Инсценировкик праздникам, смотры детского творчества.

21/0,64

34/1

34/1

2,64

Социальное

1.эл.курс «Тропинка к своему я»

17/0,52

0,52

2.Трудовые десанты

5

5

5

3.

Развивающие занятия с обучающими

15/0,15

34/1

34/1

2,15

Итого

280

322

324

926/27,48



Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка  

Рабочая программа «внеклассное чтение»  составлена на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования по литературному чтению.

Цели и задачи

Содержание, задачи, формы работы выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на  развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

Цель программы  организация самостоятельного чтения младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения

2. Задачи курса

  • совершенствование навыка чтения учащихся;
  • развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
  • знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
  • формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
  • формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
  • формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
  • выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся

3. Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.

4. Методы обучения:-(по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

- по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

       -по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный)

5. Технология обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.

6. Результаты обучения, формы проверки и оценки результатов обучения.

(Формы промежуточного, итогового контроля, в том числе презентации, защита сообщений, творческих, проектных, исследовательских работ);

7.Тематическое содержание курса

В содержании реализуемой программы по внеклассному чтению выделяются два основных раздела:

-круг чтения

-работа с детской книгой

Местокурса«внеклассное чтение»в учебном плане

Во 2 классе-1 раз в неделю (34 часа)

8. Содержание изучаемого курса

Требования ФГОС  по  формированию универсальных учебных действий по работе с книгой

Библиографическая культура является важной составляющей литературного развития согласно требованиям ФГОС. В примерной основной образовательной программе в разделе «Литературное чтение» перечислены планируемые результаты обучения базового и повышенного уровней, в которые включены умения работать с книгой: «2.3.2. Круг детского чтения.

Выпускник научится:

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);

  •  осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
  • работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках

Выпускникполучитвозможностьнаучиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическимкаталогом;
  • работать с детскойпериодикой

Календарно-тематическое планирование уроков внеклассного чтения 3 класс (1час в неделю.Всего 34 часа)

дата

Название разделов, тем уроков

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Виды практических работ

Формы контроля, измерители ЗУН

1

Знакомство с русскими народными сказками. Литературные сказки.

1

УИПЗЗ

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

На основе названия текста определять его содержание.

Читать текст самостоятельно.

Сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием.

Назватьгероевпроизведения

текущий

2

Русские народные сказки

«Василиса прекрасная»

1

УЗЗВУ

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителяРассказывать по рисунку о событиях, изображённых на рисунке.

Соотносить книги и рисунки, книги и текст

текущий

3

Беседа по сказке П.Ершова «Конек-горбунок»

1

УЗЗВУ

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Рассматривать портрет А.С. Пушкина.

Рассматривать выставку книг — сказок А.С. Пушкина; выбиратьиз представленных на выставке книгах знакомые.

Определить название сказки на основе иллюстрации.

Читать самостоятельно отрывок из сказки.

Определить, из какой книги прочитанный отрывок.

Выбрать, какую книгу со сказками читать и почему читать именно эту книгу

фронтальный

4

Страна сказок А.С. Пушкина «сказка о царе Салтане»

1

УЗЗВУ

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителяРассматривать выставку книг ,выбирать из представленных на выставке книг знакомые.

беседа

5

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

1

УЗЗВУ

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

 Воспринимать на слух художественное произведение

пересказывать текст подробно, выборочно;

-характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое

фронтальный

6

Викторина по сказкам А.С.Пушкина

1

УЗЗВУ

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки

Сравнивать стихотворения разныхЧитать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

поэтов на одну и ту же тему

индивидуальный

7

Г. Х .Андерсен «Дикие лебеди»

1

УЗЗВУ

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителяАнализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.  

. Воспринимать на слух художественное произведение

Читать произведение с выражением.

Сравнивать художественный и научно-популярный текст.

Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).

Называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах.

Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.  

Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

фронтальный

8

Г.Х. Андерсен «Снежна королева»

1

УЗЗВУ

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.

Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.

Определять настроение автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Придумывать свои заголовки.

Находить слова, которые отражают характер героя.

Передавать при чтении настроение стихотворения.

Читать по ролям, отражая характер героя произведения.

фронтальный

9

Братья Гримм «Бременские музыканты»

1

УЗЗВУ

фронтальный

10

Шарль Перро «Золушка»

1

УЗЗВУ

фронтальный

11

«Самая древняя сказка мира»

Три сказки страны пирамид.

1

УЗЗВУ

12

«Мифы и легенды стран мира»

1

УЗЗВУ

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

Сравнивать стихотворения разных поэтов

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

поэтов на одну и ту же тему

фронтальный

13

«Детство и творчество английского писателя Р.Киплинга . О знаменитой «Книге джунглей»

1

УЗЗВУ

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой;

создавать собственный журнал устно, описывать его оформление;

-придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним;

-рисовать иллюстрации

фронтальный

14

Л.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

1

УЗЗВУ

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой

фронтальный

15

Джонни Родари «Приключения Чиполлино»

1

УЗЗВУ

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

сравнивать ритмический рисунок  и юмористические тексты  на одну и ту же тему

 наблюдать за жизнью слов в тексте

фронтальный

16

Все-все-все Алана Милна

1

УЗЗВУ

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

Читать рассказы, стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.

Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.

Определять настроение автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Придумывать свои заголовки.

Находить слова, которые отражают характер героя.

Передавать при чтении настроение стихотворения.

Читать по ролям, отражая характер героя произведения.

фронтальный

фронтальный

17

Творчество Э. Успенского

1

УЗЗВУ

18

Творчество Г. Остера

1

УЗЗВУ

фронтальный

19

Рассказы В. Драгунского

1

УЗЗВУ

фронтальный

20

Сказки разных народов

1

УЗЗВУ

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран;

сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия;

-объяснять значение незнакомых слов;

-определять героев произведений;

фронтальный

21

Зарубежный фольклор

1

УЗЗВУ

фронтальный

22

Богатырские сказки

1

УЗЗВУ

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.  

. Воспринимать на слух художественное произведение

Читать произведение с выражением.

Сравнивать художественный и научно-популярный текст

Читать, отражая характер героя произведения

Находить слова, которые отражают характер героя

фронтальный

23

Твои защитники

1

УЗЗВУ

фронтальный

24

Стихи о весне

1

УЗЗВУ

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителяСравнивать стихотворения разных Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

поэтов на одну и ту же тему

фронтальный

25

Мама- главное слово

1

УЗЗВУ

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.  

. Воспринимать на слух художественное произведение

Читать произведение с выражением.

Читать, отражая характер героя произведения

Находить слова, которые отражают характер героя

фронтальный

26

«Мир вокруг нас»

М.Пришвин «Золотой луг»

В Чаплина «Медвежонок»

Н. Сладков

«Весенняя баня»

1

УЗЗВУ

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя инсценировать литературные сказки зарубежных писателей;

-находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках;  

-пересказывать подробно сказку, называть волшебные события и предметы в сказке;

фронтальный

27

« Отчего я пишу про лес»

Виталий Бианки-жизнь и творчество.

УЗЗВУ

фронтальный

28

«Сказочные повести и веселые истории» Э.Успенский «Все Простоквашино» (главы по выбору)

1

УЗЗВУ

фронтальный

29

Комиксы

1

УЗЗВУ

фронтальный

30

Страна детства

Е. Пермяк «Первая рыбка»

В.Драгунский «Он живой и светится»

1

УЗЗВУ

фронтальный

31

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

1

УЗЗВУ

фронтальный

32

Обобщающий урок по литературным сказкам.

1

УЗЗВУ

фронтальный

33

Сочинение «Моя любимая книга.

1

УЗЗВУ

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

 Находить слова, которые отражают характер героя

фронтальный

34

Обобщающий урок. Читательская конференция.

1

УЗЗВУ

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством  учителя

фронтальный

11. Учебно-методическое обеспечение

- ФГОС Программа  «Литературное чтение»  «Гармония» 2011 год

-планируемые результаты начального общего образования ФГОС 2011г

- -Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей  Внеклассное чтение во 3 классе 1983г.

12. Оснащение учебного процесса

Экранно-звуковые средства обучения, ЭОР,:

СD,DVD-диски,видеофильмы, диафильмы, компьютерные презентации



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа составлена на основе авторской программы. Авторы:  Гречаная Т. Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л. С., Романова О. Л. «Полезные привычки», Москва, 2000 г.

      В соответствии с программой кружка  «Полезные привычки» на кружок отводится 17ч во 2 классе.

       Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предполагаемый курс занятий «Полезные привычки» нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Цель:

  • овладение учащимися знаниями, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ;
  • способствовать развитию навыков социальной и личностной компетентности.

Задачи курса:

  • Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способность увеличению знаний  учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
  • Учить детей лучше понимать самих себя и критически  относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
  • Учить детей эффективно общаться.
  • Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

            Количество часов: 17часов.

Программа курса «Полезные привычки» включает следующие разделы:

- Я неповторимый человек

-Культура моей страны и я

-Чувства

-Решение и здоровье

-Пассивное курение: учусь делать свой выбор.

            Ожидаемые результаты:

  • Полученные знания позволят детям понять, почему им  нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни.
  • Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, эффективному общению, овладеют навыкам сопротивлению давлению.
  • У детей сформируется отрицательное отношение к употреблению табака и алкоголя.

                                             

Планирование кружка

«Полезные привычки»

2 класс

(17 ч)

Дата

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Виды практических работ

Формы контроля, измерители ЗУН

1

Я неповторимый человек

1

УИПЗЗ

почему  нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни.

.

Фронтальный

индивидуальный

2

Я неповторимый человек

1

беседа

Фронтальный

индивидуальный

3

Культура  моей страны и Я

1

беседа

Фронтальный

индивидуальный

4

Культура моей страны

1

беседа

Фронтальный

индивидуальный

5

Чувства

1

УИПЗЗ

Фронтальный

индивидуальный

6

Чувства

1

беседа

Фронтальный

индивидуальный

7

О нем говорят чувства

1

беседа

Фронтальный

индивидуальный

8

О нем говорят чувства

1

беседа

Дети учатся управлять своим поведением в различных ситуациях, эффективному общению, овладеют навыкам сопротивлению давлению.

У детей формируется отрицательное отношение к употреблению табака и алкоголя.

Фронтальный

индивидуальный

9

Множество решений

1

УИПЗЗ

Фронтальный

индивидуальный

10

Множество решений

1

беседа

Фронтальный

индивидуальный

11

Словарь

1

беседа

Фронтальный

индивидуальный

12

Словарь

1

беседа

Фронтальный

индивидуальный

13

Словарь

1

УИПЗЗ

Фронтальный

индивидуальный

14

Нужные и ненужные тебе лекарства

1

беседа

Фронтальный

индивидуальный

15

Нужные и ненужные тебе лекарства

1

беседа

Фронтальный

индивидуальный

16

Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор

1

беседа

Фронтальный

индивидуальный

17

Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор

1

комбинированный

Фронтальный

индивидуальный

11.Учебно-методическое  обеспечение

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

  1. Пособие для педагогов «Полезные привычки»
  2. Рабочая тетрадь «Полезные привычки»
  3. Полезные расчеты «Полезные привычки»
  4. Материалы для родителей

12.Оснащение учебного процесса

4)  оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, )

13.Список полезных сайтов

     

     

     



Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

           Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Веселая грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Веселой грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

II. Цель и задачи курса.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

3. Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.

4. Методы обучения: -(по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

- по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

       -по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный)

5. Технология обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.

6. Результаты обучения, формы проверки и оценки результатов обучения.

(Формы промежуточного, итогового контроля, в том числе презентации, защита сообщений, творческих, проектных, исследовательских работ);

-способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачеты, проверочные работы, тестовый контроль, практические работы;

     - средства проверки и оценки результатов обучения: ключи к тестам, зачетные вопросы, разноуровневые задания, практические работы.

7.Тематическое содержание курса

Наименование темы (раздела)

Всего уроков

В т.ч.

уроки

Практ. Раб.

Контр.раб

1

Как возникла письменность

2

Меня зовут Фонема

17ч

3

Слово

14ч

4

Итого:

34ч

34

2-й класс «Веселая грамматика»

Тематическое планирование      (34 часа)

дата

Название разделов, тем уроков

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Виды практических работ

Формы контроля, измерители ЗУН

Как возникла письменность? 3ч

1

Как обходились без письма?

1

УИПЗЗ

-изучить о возникновении письма

Фронтальный,текущий

2

Древние письмена.

1

УЗЗВУ

Фронтальный,текущий

3

Как возникла наша письменность?

1

УЗЗВУ

Фронтальный,текущий

Меня зовут  фонема? 17ч

4-5

Меня зовут Фонема.

2

УИПЗЗ

– пользоваться учебником, находить информацию;

– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, части речи, предложение;

 

Фронтальный,текущий

6-8

Для всех ли фонем есть буквы?

3

УЗЗВУ

Фронтальный,текущий

9

«Ошибкоопасные» места

1

УЗЗВУ

Фронтальный,текущий

10

Тайны фонемы

1

УИПЗЗ

Фронтальный,текущий

11-12

Опасные согласные

2

УЗЗВУ

Фронтальный,текущий

13

На сцене гласные

1

УЗЗВУ

Фронтальный,текущий

14

«Фонемы повелевают буквами»

1

УИПЗЗ

Фронтальный,текущий

15

Когда ь пишется, а когда не пишется?

1

УЗЗВУ

– различать произношение и написание слов;

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

– выделять в звучащей речи

Фронтальный,текущий

16

Ваши старые знакомые

1

УЗЗВУ

Фронтальный,текущий

17-18

Правила о непроизносимых согласных

2

УЗЗВУ

Фронтальный,текущий

19-20

Волшебное средство – «самоинструкция»

2

УЗЗВУ

Фронтальный,текущий

Слово 14ч

21

Строительная работа морфем

1

УИПЗЗ

термины «однокоренные слова», «корень»;

– алгоритм выделения корня в слове.

-термины «словообразование» и «словоизменение».

-изученные орфографические правила.

Фронтальный,текущий

22-23

Где же хранятся слова?

2

УЗЗВУ

Фронтальный,текущий

24-25

Поговорим о всех приставках сразу

2

УЗЗВУ

Фронтальный,текущий

26-27

Слова – «родственники»

2

УИПЗЗ

Фронтальный,текущий

28-30

Кто командует корнями?

3

УЗЗВУ

Фронтальный,текущий

31-32

«Не лезьте за словом в карман!»

2

УЗЗВУ

Фронтальный,текущий

33

«Пересаженные» корни

1

УИПЗЗ

Фронтальный,текущий

34

Итоговое занятие

1

УОСЗ

Фронтальный,текущий

                                                                                     Итого 34 часа

11.Учебно-методическое  обеспечение

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

УЧЕБНИКИ: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. В  2 ч. Смоленск «Ассоциация XXI век»,

1. Книга «Занимательная грамматика»

2.Мали Л.Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка». Книга для учителя.                2 класс. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2010

12.Оснащение учебного процесса

Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Русский язык» в частности.

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);

2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);

3)   Кузьменко Н. С. Наглядные пособия по русскому языку к учебнику Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». 2 класс.

4)  оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.)

13.Список полезных сайтов