ЕГЭ по биологии

Анисимова Ирина Николаевна

Предлаю материалы для подготовки к ЕГЭ

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ВИРУСЫ

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. Организмы, которые не имеют клеточного строения, называют

  1. простейшими        3) вирусами
  2. бактериями        4) грибами

А2. Вирусы являются

  1. хищниками                         3) внешними паразитами
  2. всеядными                         4) внутриклеточными паразитами

A3. Вирусы

  1. свободноживущие организмы
  2. ведут симбиотический образ жизни
  3. проявляют свойства живых организмов только в живых клетках хозяев
  4. это хищники

А4. Неклеточные формы жизни изучает наука

  1. ихтиология        3) зоология
  2. вирусология        4) ботаника

А5. Вирусным заболеванием не является

  1. туберкулёз        3) гепатит
  2. грипп        4) бешенство

А6. В состав вируса входит (ят)

  1. ядро                                3)  рибосомы
  2. нуклеиновая кислота                 4) клеточная стенка

Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. К вирусным заболеваниям относятся

  1. ангина                                 4) оспа
  2. краснуха                         5) холера
  3. чума                                 6) герпес

В2. К сложноорганизованным относятся вирусы

  1. табачной мозаики                 4) герпеса
  2. гриппа                         5) ВИЧ
  3. ангины                         6) холеры

ПРОКАРИОТЫ

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. В клетках бактерий

  1. одно ядро        3) два ядра
  2. нет ядра        4) ядро с ядрышком

А2. Возбудителями холеры являются

  1. кокки        3) бациллы
  2. стафилококки        4)вибрионы

A3. В корнях бобовых растений могут поселяться бактерии

  1. паразитические        3) клубеньковые
  2. серобактерии        4) нитробактерии

А4. Настоящие бактерии размножаются

  1. спорами                            3) делением клетки надвое
  2. спорами и половым путем      4) только половым путем

А5. В некоторых странах Восточной Азии в пищу используют

  1. нитробактерии        3) цианобактерии
  2. серобактерии        4) клубеньковые бактерии

А6. Человек использует бактерии для получения

1) спирта        3) простокваши

2) ферментов        4) всё перечисленное верно

А7. Возбудителями туберкулёза являются

  1. кокки        3) бациллы
  2. спириллы        4) стафилококки

А8. Самыми древними бактериями считаются

  1. оксифотобактерии        3) цианобактерии
  2. архебактерии        4) клубеньковые бактерии

А9. Почему бактерии относят к организмам прокариотам?

1) состоят из одной клетки                3) не имеют оформленного ядра

2) имеют мелкие размеры                        4) являются гетеротрофными

А10. Организмы, которым для нормальной жизнедеятельности необходимо наличие кислорода в среде обитания, называют

        1)аэробами                                3) гетеротрофами

        2) анаэробами                                4) автотрофами

А11. К какой группе по типу питания относят почвенных бактерий гниения?                1)хемотрофов                        3) фототрофов

        2) сапротрофов                        4) симбионтов        

Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Для бактериальной клетки характерно наличие

  1. цитоплазматической мембраны                4) рибосом
  2. ядра                                                              5) клеточной стенки
  3. митохондрий                                              6) пластид

В2. Особенности, характерные для лишайников,

1)представляют самостоятельную группу организмов

2) занимают промежуточное положение между царствами растений и животных

3) чувствительны к загрязнению окружающей среды

4) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы

5) состоят из сросшихся с корнями растений гифов

6) состоят из одинаковых клеток

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В3. Установите соответствие между         подцарствами бактерий и их представителями.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ                                 ПОДЦАРСТВА

А) клубеньковые бактерии                                                      1) Настоящие бактерии

Б) метанобразующие бактерии          2) Архебактерии

В) анабена                   3) Оксифотобактерии

А

Б

В

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В4. Определите систематическое положение галобактерий, расположив таксоны в правильной последовательности, начиная с царства.

А) Прокариоты                    Б) Архебактерии           В) Галобактерии

ГРИБЫ

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. К низшим грибам относятся

  1. базидиомикоты        3) аскомикоты
  2. зигомикоты        4) несовершенные грибы

А2. Дрожжи относятся к грибам отдела

  1. Аскомикота        3) Базидиомикота
  2. Зигомикота        4) Хитридиомикота

А3. Науку о грибах называют

  1. биологией        3) ботаникой
  2. микологией        4) зоологией

А4. В клетках грибов

  1. ядра отсутствуют
  2. содержится от одного до нескольких ядер
  3. содержится только по одному ядру
  4. одни виды имеют ядра, другие — нет

А5. Совокупность ножки и шляпки у грибов называют

  1. мицелием        3) растением
  2. гифой        4) плодовым телом

А6. Подберезовик, белый гриб относятся к грибам

  1. паразитам                         3) сапрофитам
  2. симбионтам                         4) ко всем перечисленным группам

А7. Лишайник — комплексный организм, состоящий из

  1. гриба и водоросли        3) водоросли и мха
  2. гриба и мха        4) мха и бактерий

А8. Наиболее сложно устроено слоевище у лишайников

  1. накипных        3) листовых
  2. кустистых        4) всех перечисленных

А9. Гриб в составе лишайника

      1) создает органические вещества из неорганических

      2) поглощает воду и минеральные соли

      3) расщепляет органические вещества до минеральных

      4) осуществляет связь лишайника с окружающей средой

А10. Почему грибы, собранные возле автомобильной трассы, опасно употреблять в пищу?

          1) в них мало питательных веществ

          2) они очень медленно растут и невкусные

          3) в них накапливается много вредных, токсичных веществ

          4) в них накапливается много нитратов

А11. Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями?

1)использование солнечной энергии при фотосинтезе

        2) неограниченный рост в течение всей жизни

        3) синтез органических веществ из неорганических                

              4) выделение кислорода в атмосферу

А12. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе

        1)сапротрофов                        3) автотрофов

        2) паразитов                        4) симбионтов

А13. Что представляет собой микориза?

        1)грибокорень

        2) корневую систему растения

        3) грибницу, распространившуюся в почве

        4) нити гриба, образующие плодовое тело

А14. Чем отличается спора гриба от споры бактерии?                        

1)представлена только одной клеткой

        2) выполняет функцию размножения

        3) разносится ветром на большое расстояние

        4) служит приспособлением к неблагоприятным условиям

Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Признаки, сближающие грибы с животными

  1. наличие хитина в клеточной оболочке
  2. запасание гликогена
  3. наличие клетчатки в клеточной оболочке
  4. образование мочевины
  5. непрерывный рост мицелия
  6. наличие рибосом в клетках

В2. Лишайником является

  1. кладония
  2. кукушкин лён
  3. исландский мох
  4. цетрария
  5. сфагнум
  6. улотрикс

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В3. Установите соответствие между отделами грибов и их представителями.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ                                                 ОТДЕЛЫ

А) сморчок                                                        1) Аскомикота

Б) рыжик                                                         2) Базидиомикота

В) маслёнок                                                         3) Оомикота

Г) дрожжи

Д) фитофтора

Е) спорынья

А

Б

В

Г

Д

Е

        

В4. Установите соответствие между типами слоевища лишайников и их характеристикой.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                         ТИПЫ СЛОЕВИЩ

А) имеют форму столбиков или лент                                1)  листовые

Б) похожи на кору дерева                                         2) кустистые

В) имеют форму пластинок                                         3) накипные

А

Б

В

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В5. Определите систематическое положение рыжика, расположив таксоны в правильной последовательности, начиная с вида.

А) Грибы

Б) Базидиомикота

В) Рыжик



Предварительный просмотр:

Задания ЕГЭ по царству животных.

Часть 1.

А1. Какую функцию выполняет клетка внутреннего слоя тела гидры, изображённая на рисунке?

1. выделяет в пищеварительную полость

    пищеварительный сок

2. образует промежуточные клетки

3. формирует половые клетки

4. поглощает и переваривает частицы пищи

А2. Тело насекомых состоит из отделов

1. головы и груди                        3. головы и брюшка

2. головы, груди  и брюшка                4. головогруди и брюшка

А3. У всех млекопитающих, в отличие от пресмыкающихся конечности

1. состоят из трех отделов                3. расположены под телом

2. имеют пять пальцев                        4. имеют три пальца

А4. К типу членистоногие относятся

1. осьминог                                3. майский жук

2. кольчатый червь – нереида                4. пресноводная гидра

А5. Почкованием могут размножаться представители типа

1.  плоские черви                        3. кишечнополостные

2. круглые черви                        4. моллюски 

А6. К хордовым относятся

1. моллюски                                3. рыбы

2. ракообразные                                4. паукообразные

А7. Мантию, раковину и незамкнутую кровеносную систему имеют представители типа

1. членистоногих                         3. кишечнополостных

2. круглых червей                        4. моллюсков

А8. Сердце рыб

1. однокамерное                         3. трехкамерное

2. двухкамерное                                4. четырехкамерное

А9. Сходство клеток животных и растений проявляется в том, что они имеют

1. клеточную стенку из клетчатки                3. запасающий углевод – гликоген

2. хлоропласты, хромопласты, лейкопласты        4. ядро и цитоплазму

А10. Круглые черви являются более прогрессивными животными по сравнению с плоскими червями, так как имеют

1. двухстороннюю симметрию                        3. кровеносную системы

2. развитые членистые конечности                4. вытянутое тело

А11. У рыб

1. нет кровеносной системы                3. два круга кровообращения

2. один круг кровообращения                4. три круга кровообращения

А12. Животные с вытянутым цилиндрическим заостеррным с обоих концов телом, не разделенным на членики, относятся к типу

1. круглых червей                                3. кольчестых червей

2. плоских червей                                4. моллюсков

А13. В процессе эволюции животного мира Земли появлению земноводных предшествовали

1. плезиозавры                                        3. ихтиозавры

2. кистеперый рыбы                                4. зверозубые ящеры

А14. Двусторонне-симметричное тело, расчлененное на отделы, хитиновый покров и хорошо развитые конечности имеют представители типа

1. кольчатых червей                                3. членистоногих

2. плоских червей                                4. моллюски

А15. У рептилий

1. нет кровеносной системы                3. два круга кровообращения

2. один круг кровообращения                4. три круга кровообращения

А16. Возбудителями малярии являются

1. инфузории                                3. споровики

2. амебы                                4. жгутиковые

А17. У всех хордовых имеется центральная нервная система в виде

1. брюшной нервной цепочки                 3. нервных узлов

2. полой трубки                                4. двух нервных стволов

А18. Партеногенез характерен для

1. дафнии                                 3. речного рака

2. гидры                                 4. лягушки

А19. К хордовым не относятся

1. земноводные                                 3. Пресмыкающиеся

2. паукообразные                         4. Ланцетники

А20. Заражение человека свиным цепнем происходит при употреблении

1. некипяченой воды                         3. плохо проваренной рыбы

2. немытых овощей                         4. плохо прожаренного мяса

А21. К классу млекопитающих относятся все животные из группы

1. жираф, крокодил, белка                 3. кит, тюлень, дельфин

2. бегемот, пингвин, еж                         4. носорог, олень, черепаха

А22. У млекопитающих в отличие от рептилий есть

1. когти                                 3. зубы

2. наружное ухо                         4. легочные мешки

А23. Кровеносная система имеется у

1. аскариды                                 3. печеночного сосальщика

2. пиявки                                 4. инфузории

А24. Трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке характерно для

1. амфибий                                 3. рептилий

2. птиц                                         4. млекопитающих

А25. Среди хордовых грудная клетка отсутствует у

1. птиц                                         3. млекопитающих

2. земноводных                                 4. пресмыкающихся

А26. К какому типу относят животное, изображённое на рисунке?

1. Моллюски                                

2. Кишечнополостные                        

3. Хордовые                4. Кольчатые черви

А27. Теплокровных позвоночных животных с хорошо развитым килем на

грудине, костями, наполненными воздухом, относят к классу

1. пресмыкающихся                                3. птиц

2. земноводных                                        4. млекопитающих

А28. Ископаемой переходной формой считают

1. мамонта                                        3. динозавра

2. саблезубого тигра                                4. Археоптерикса

А29. Простейшие животные – эукариоты, так как их клетки

1. содержат ДНК, замкнутую в кольцо

2. имеют оболочку из клетчатки

3. содержат сократительные вакуоли

4. имеют оформленное ядро

А30. Какую функцию выполняют органы

тела улитки, обозначенные на

рисунке вопросительным знаком?

1. захват пищи

2. восприятие цвета предметов

3. осязание и обоняние

4. выделение слизи, способствующей передвижению

А31. В теле головастика на ранних этапах развития отсутствует (-ют)

1. тpёхкамеpное сердце                                3. жабры

2. боковая линия                                4. Кишечник

А32. Сухая кожа с роговыми чешуями или щитками покрывает тело

1. земноводных                                        3. хрящевых рыб

2. пресмыкающихся                                4. костных рыб

А33. Какая часть тела речного рака

обозначена на рисунке вопроси-

тельным знаком?

1. грудь

2. хвост

3. брюшко

4. плавники

А34. Рыбы определяют направление и скорость движения воды, расстояние до

подводных предметов, глубину погружения с помощью органов

1. обоняния                                        3. осязания

2. зрения и слуха                                4. боковой линии

А35. Какую функцию выполняет у речного рака система органов, обозначенная

на рисунке вопросительным знаком?

1. транспорт кислорода и углекислого газа

2. выделение жидких продуктов обмена веществ

3. накопление питательных веществ

4. перетирание и химическая обработка пищи

Часть 2.

В1. К классу земноводных относятся (3)

1. крокодилы                                4. тритоны

2. лягушки                                5. жабы

3. морские черепахи                        6. болотные черепахи

В2. Установите последовательность этапов развития бабочки

А. рост и накопление питательных веществ гусеницей

Б. переживание холодов

В. Откладывание яиц на листья капусты

Г. Выход гусениц из яиц

Д. выход имаго – взрослых особей

Е. образование неподвижных куколок

В3. Установите последовательность этапов развития печеночного сосальщика, начиная с яйца.

А. внедрение личинок в организм моллюска

Б. выход их яйца личинок с ресничками

В. Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота

Г. Миграция личинок в печень и желчные протоки основного хозяина

Д. выход оплодотворенных яиц в кишечник крупного рогатого скота, а затем в окружающую среду

Е. инцистирование личинок

В4. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого характерен этот признак

                        Признак                                 Класс

А. тонкая влажная кожа проницаема для газов                1. Земноводные

Б. кожа сухая, без желез, покрыта чешуями                2. Пресмыкающиеся

В. размножение и развитие происходит на суше

Г. развитие непрямое

Д. грудная клетка без ребер

Е. яйца с большим запасом питательных веществ

В5. Установите последовательность этапов в цикле развития человеческой аскариды, начиная с яйца.

А. выход личинок из яйца

Б. попадание яиц в организм человека с пищей

В. продвижение личинок по дыхательным путям к глотке

Г. внедрение личинок в стенку кишечника и попадание в кровь

Д. попадание оплодотворенных яиц из кишечника человека в почву

Е. развитие половозрелой аскариды в тонком кишечнике

В6. Установите соответствие между признаком и царством живых организмов.

                Признак                                 Царство

А. не способны к передвижению                                1. Животные

Б. тело состоит из переплетающихся                        2. Грибы

    нитей – гиф

В. Отсутствие клеточной стенки

Г. активно передвигаются

Д. наличие хитина в клеточной стенке

Е. имеют ограниченный рост

В7. Установите соответствие между группами животных и особенностями их строения.

                Особенности строения                        Группы животных

А. клыки отсутствуют                                        1. Растительноядные

Б. желудок имеет несколько отделов                        2. Хищники

В. кишечник во много раз длиннее тела

Г. клыки хорошо развиты

Д. желудок однокамерный

Е. слепая кишка короткая или редуцированна        

В8. Установите последовательность появления в процессе эволюции основных групп животных на Земле.

А. жгутиковые                                                Г. кольчатые черви

Б. членистоногие                                         Д. плоские черви

В. Кишечнополостные

В9. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого характерен этот признак.

                Признак                                 Класс

А. жаберные крышки отсутствуют                        1. Костные рыбы

Б. есть жаберные крышки                                2. Хрящевые рыбы

В. Зубы являются видоизменением чешуи

Г. характерно внутреннее оплодотворение

    и разные типы живорождения

Д. зубы и чешуя имеют разное строение

Е. оплодотворение внешнее

В10. Какие признаки характерны для земноводных? (3)

1. ороговевающие покровы тела

2. холоднокровность

3. четырехкамерное сердце

4. трехкамерное сердце

5. теплокровность

6. кожное дыхание.

Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

В11. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Белянка-капустница в классификации животных, начиная с наименьшей группы

А. Класс Насекомые                                Г. Царство Животные

Б. Семейство Белянки                                Д. Отряд Чешуекрылые

В. Тип Членистоногие

В12. Установите геохронологическую последовательность возникновения групп живых организмов на Земле

А. плоские черви                                 Г. простейшие

Б. бактерии                                        Д. земноводные

В. Птицы                                         Е. кишечнополостные

Часть 3.

С1. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Центральная нервная система хордовых имеет вид шара. 2. Центральная нервная система располагается на брюшной стороне, под хордой. 3. Состоит из головного и спинного мозга. 4. Кровеносная система хордовых незамкнута. 5. Сердце у хордовых находится на брюшной стороне тела под пищеварительным каналом.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Тело рыбы состоит из головы, груди и брюшка. 2. На границах этих отделов находятся жаберные крышки и анальное отверстие. 3. Хвост оканчивается спинным плавником. 4. У рыб имеются непарные грудные и брюшные плавники. 5. У рыб имеются парные плавники – хвостовой, спинной, анальный.

С3. Известно, что моллюсков человек использует в пищу, благодаря им получает жемчуг,  моллюски являются важными звеньями в пищевых цепях. А какой вред могут приносить моллюски человеку?

С4. Зачем человек разводит в специальных лабораториях небольших насекомых из отряда перепончатокрылых – яйцеедов и наездников?

С5. Какое значение имеют пчелы в природе и жизни человека?

С6. Какие структуры клетки зелёной эвглены

обозначены на рисунках цифрами 1, 2 и 3? Какие

признаки доказывают промежуточное положение

зелёной эвглены между растениями и животными?

С7. Какие приспособления во внешнем строении развиты у водо-

плавающих птиц, кормящихся на мелководьях? Приведите не

 менее 4-х особенностей. Ответ поясните.

С8. Чем отличается строение костных рыб от хрящевых? При-

ведите не менее 4-х отличий.

С9. Какие средства защиты позволяют животным избежать уни-

чтожения при непосредственном контакте с хищниками?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: