Инновационная-экспериментальная деятельность

Сампилова Дарима Донитовна

Инновационная деятельность

В понятие инновационной деятельности входит освоение нового содержания образования, новых педагогических технологий; проектирование и применение наиболее эффективных учебно - воспитательных систем.

Наш детский сад является инновационной площадкой по внедрению Парциальной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Являемся базовой опорой, сетевой площадкой БРИОП.

Парциальная образовательная программа «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»

Экономика страны нуждается в совершенствовании, что кажется невозможным без высококвалифицированных кадров в инженерном производстве и промышленности. Для выполнения этой важной задачи необходима подготовка специалистов, способных осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие технологии, внедрять их в производство, а также специалистов ориентированных на интеллектуальный труд.

Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с дошкольного возраста. По данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 8 лет, в большинстве случае не свяжет свою будущую профессию с техникой.

С этой целью создана программа «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».

Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» (авторы: к.п.н. Волосовец Т.В. (РАО), к.п.н. Карпова Ю.В. (СИПКРО), ТимофееваТ.В. (ДОО); рецензент – директор ФИРО, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Асмолов А.Г.) является уникальным методическим продуктом и разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, г. Москва). 

Название программы тоже не случайно. Это своего рода эволюция видов конструкторов: игровой набор «Дары Фребеля» - конструкторы - роботехника. 

Цель программы: Разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи программы:

  • В условиях реализации ФГОС ДО организовать в образовательном пространстве ДОО в предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению);
  • Формировать основы технической грамотности воспитанников;
  • Развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
  • Обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
  • Оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.

Принципы реализации программы:

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; Построение процесса образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе и содержания своего образования. Становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Сотрудничество окольной организации с семьей;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Возрастная адекватность дошкольного образования ( соответствие условий, требований, Учет этнокультурной ситуации развития детей.

По этой программе мы осваиваем такие конструкторы как Полидрон «Гигант», Полидрон «Юнион», магнитный конструктор, конструктор «Тико», строим с различными видами конструкторов мельницу, дома, робота-помощника и другие объекты с использованием конструкторов.

Обучающие функции робототехники состоят в том, что дошкольник занимаясь робототехникой, приобретает современные политехнические представления и умения, овладевает предпосылками технических и технологических компетенций.

Подготовка детей к изучению технических наук-это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.

1. ТИКО конструкторы

Такая инновационная разработка как конструкторы ТИКО идеально подходят для развития и обучения детей. Развивается моторика, мышление, речь, пространственное восприятие. ТИКО «Грамматика» развивает фонематическое восприятие, способность к звуковому анализу и синтезу. ТИКО «Математика» развивает навыки счета, умение составлять и решать простейшие задачи, логическое мышление. ТИКО конструкторы  способствуют развитию конструктивных навыков.

Новизна в разработке интересных заданий для детей, подготовка детей к овладению навыками чтения, счета. Возможность создавать объемные фигуры, конструкции любой сложности.

2. "Дары Фребеля"

Игровой набор «Дары Фребеля» (14 даров) является уникальным для использования в работе с детьми и открывает новые возможности в процессе реализации основной образовательной программы. При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения, творчество. 

Новизна в том, что игровой набор состоит из постепенно усложняющихся пособий, называемых дарами. Дает понятие симметрии, целого и частей. Развивает навыки конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений.

3. Лего-конструирование и образовательная робототехника

Актуальность внедрения легоконструирования и роботехники значима в свете внедрения ФГОС ДОУ, так как:

  • является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;
  • позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.;
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Лего–конструирование и образовательная робототехника – это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания и физике, механике, технологии, математике и ИКТ.

 

В своей работе применяю следующие инновационные технологии:

Технология «Бусоград»

Данную методику разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, почетный работник общего образования РФ. Автор системы работы с детьми по театрализованной деятельности и руководитель театральной студии «Кукляндия» (Санкт-Петербург). Разработала систему игр и творческих упражнений с бусами для дошкольников.

Цель данной технологии:  развивать речевые  и творческие способности с помощью инновационной методики.

Задачи:

  • Обогащение и активизирование словаря ребенка;
  • Создание релаксирующего эффекта;
  • Развитие речевого дыхания;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Формирование навыков пространственной ориентировки;
  • Совершенствование сенсорных эталонов;
  • Развитие психических процессов (мышление, внимание, память);
  • Развитие творчества (воображение, фантазия и др.);
  • Развитие индивидуальных качеств ребенка (умение работать в коллективе, быть самостоятельными в выборе решений, быть сдержанными, доброжелательными и т. д.)

В методической разработке М. И. Родиной, указывается, что, благодаря применению в работе с детьми техники «Бусоград», дети «быстрее начинают чисто и выразительно говорить».

Кроме того технология открывает для каждого творческие горизонты: можно попробовать придумать свои игры, оригинальные упражнения, изобразить при помощи бус фантастические картины, сочинить и показать удивительные истории. В этом, наверное, и есть особая магическая сила Бусинки — каждый, кто к ней притронется, тоже станет добрым Волшебником!

   

«Ёлочка-красавица»

   

«Цветы для мамы»

«Моя ракета»

ПРИЛОЖЕНИЕ (смотреть ниже)

Проект кружковой работы "Бусоград"

Конспект НОД "Путешествие в Бусоград"

Картотека волшебных игр Феи Бусинки 

 

Игровые технологии:

1. Развивающие игры Воскобовича, «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича.                   

Цель технологии игр Воскобовича: построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей.

Особенности: многофункциональность развивающих игр, вариативность игровых заданий, наличие конструктивных элементов, сказочная огранка, образность и универсальность.

Новизна технологии игр Воскобовича заключается в повышении образовательного потенциала предметно-развивающей среды ДОО и повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

2. Блоки Дьеныша

Блоки Дьеныша - это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления.

Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию, умение кодировать и декодировать информацию. На своих занятиях и в свободной деятельности мы с удовольствием используем, играем этим пособием.

ПРИЛОЖЕНИЕ (смотреть ниже)

Семинар-практикум «Использование блоков Дьёнеша в ФЭМП у детей  дошкольного возраста»

Технология  «Ситуация месяца»

Это возможность проявить инициативу, показать и представить то, чему дети  научились в течении месяца, пообщаться с детьми разного возраста. Каждый месяц с детьми прорабатывается новая тема – это «Ситуация месяца», например: «В гости к Осени», «Театр и мы» "Мы жители земного шара-Бразилия"и т.п.

Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности.  

Технология «Ситуации месяца» предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью получения значимых образцов социального поведения.

Задачи педагогической технологии «Ситуация месяца»:

  • воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
  • учить детей ориентироваться в пространстве и времени;
  • воспитывать дружеские отношения, уважительное отношение к окружающим, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
  • формировать умение проявлять инициативу;
  • формировать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.

«Ситуации месяца» способствует расширению кругозора детей, обогащению представлений по изучаемым темам. Для решения образовательных задач по ситуациям месяца педагоги организуют экскурсии, целевые прогулки, т. е. дети станут чаще и с пользой выходить за пределы детского сада.

При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы, по которой работает детский сад.

Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. По завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать чему научились, пообщаться с детьми разного возраста.

Воспитателю в «ситуации» отводится роль организатора. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. 

Что же дает детям такое длительное проживание? Повторяя программный материал в течение «Ситуации месяца» в разных вариантах, его усваивают практически все дети.  Данная технология предполагает, прежде всего, создание проблемной, значимой, интересной ситуации и обсуждение ее в рефлексивной манере каждым ребенком, безусловно, с последующим обобщение взрослого.

Затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность:

  • понять, чего он пока не знает, не умеет;
  • научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи;
  • приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни;
  • развить положительную самооценку;
  • научиться правильно формулировать причины различных затруднений;
  • сформировать чувство ответственности за свои поступки.

В результате у детей формируются следующие установки:

  • «Ошибаться – не страшно»
  • «Каждый имеет право на ошибку»
  • «Трудности помогают мне стать сильнее, умнее»
  • «Я имею право чего-то не знать, не уметь» 
  • «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»
  • «В затруднении содержится возможность» 
  • «Я могу!»
  • «Я сумею!»
  • «Я хороший, умный, сильный!»
  • «Я заслуживаю уважения!»
  • «Меня принимают и любят таким, какой я есть»

Данная технология способствует интеграции образовательных областей в педагогическом процессе. Позволяет создавать коллективные проекты, связанные с «Ситуацией месяца». Дают возможность проявлять всему коллективу ДОУ инициативу и творчество.

Ситуация месяца «Мы жители земного шара - Бразилия»         Ситуация месяца «Космос. Я часть Вселенной

                                        

 

           Ситуация месяца «Тайны Белого месяца»                                    Ситуация месяца «Зимняя забава»

                               

 

                Ситуация месяца «Театр и мы»

      

Технология "Клубный час"

Педагогическая технология «Клубный час»  заключается в том, что дети самостоятельно  в течении одного часа самостоятельно передвигаются  по всему зданию (или участку) детского сада , соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.

Основной  целью  «Клубного часа» является:

  • развитие свободной самостоятельной детской деятельности через формирование активного познавательного интереса детей к окружающему миру и творчеству.

Основные задачи «Клубного часа»:

  • развитие детской самостоятельности и инициативности;
  • формирование положительных взаимоотношений в среде сверстников в процессе совместного взаимодействия;
  • освоение старшими дошкольниками универсальных умений (постановка цели или принятие от взрослого обдумывание пути к её достижению, осуществление своего замысла, оценивание полученного результата с позиции цели);
  • развитие продуктивного детско-взрослого сотрудничества;
  • формирование навыков публичного выступления в процессе презентации результатов своей творческой деятельности;
  • способствовать приобретению собственного жизненного опыта, переживаний необходимых для самоопределения и саморегуляции.

Подготовительная работа проведения «Клубного часа»:

  • Родители, на собрании, заранее предупреждаются о том, что в Учреждении будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Их информируют о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность.
  • Педагоги (возможно совместно с родителями, социальными партнерами) заранее планируют мероприятия, определяют вид, тему, форму проведения «Клубного часа».
  • К самостоятельному проведению «Клубного часа» могут привлекаться воспитанники подготовительных групп.
  • Родителям, социальным партнерам предоставляется возможность, самим проводить «мастер- классы» в течение «Клубного часа».

Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют следующие моменты:

1. Тематику «Клубных часов», перспективный тематический план на полугодие. Это необходимо, так как «Клубный час» может проводится в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведении досуга.

Виды «Клубного часа»:

  • Свободный «Клубный час» - дети свободно перемещаются по своей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.
  • Тематический «Клубный час», включенный в ситуацию месяца.
  • Деятельностный, в основу которого положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности.
  • «Клубный час» может проводиться как альтернативная форма образовательной деятельности
  • Творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют свою деятельность на «Клубном часе» для всех детей.

2. Периодичность и длительность «Клубного часа». Мероприятия, как правило,  проходят один раз в неделю в начале и два-три раза в неделю в последующем. Продолжительность 1 час.

3. Правила поведения во время «Клубного часа» (разрабатываются детьми совместно со взрослыми):

  • говори «здравствуйте», когда входишь в другую группу, и «до свидания», когда уходишь
  • помни, что в детском саду встречи в клубе проводятся в помещениях, обозначенных специальным символом-эмблемой клуба
  •  при необходимости проси поддержку взрослых или детей
  •  не отнимай игрушки у других детей, если они взяли их первыми
  •  реши для себя: индивидуально или совместно с другими детьми ты будешь заниматься интересным для тебя делом в клубе
  •  выбирай удобный для себя способ передвижения по детскому саду (индивидуально, в паре, в малой группе)
  •  расскажи в своей группе и дома о том, чем ты занимался в клубе
  •  говори спокойно
  •  ходи спокойно
  •  передвигайся по лестнице, держась за перила
  •  возвращайся в группу по сигналу звонка
  •  если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал
  •  возвращайся в группу по сигналу колокольчика;
  •  если у тебя отобрали два красных кружка, то ты пропускаешь следующий «Клубный час».

4. Организационные моменты «Клубного часа». Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного часа», закрываются входные двери в сад. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, рассказываю, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей.

В Центре развития, спортивном зале, музыкальном зале, групповых помещениях выставляют игровое оборудование для самостоятельной деятельности детей. По окончании «Клубного часа» ответственный проходит по всем этажам (группам), например, с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы.

5.   Порядок начала программы «Клубного часа». Педагоги определяют, сколько групп и какие будут участвовать в первом мероприятии, как подготовить детей к первому  «Клубному часу». С детьми проводится предварительная работа:

  • обсуждают «для чего проводится «Клубный час», «что они будут делать во время этого мероприятия» и «кто хотел бы на него пойти»;
  • выдаётся план – карта для ориентирования по детскому саду;
  • устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил;
  • после завершения «Клубного часа» все дети – участники, каждый в своей группе, с воспитателем садятся в круг для обсуждения – рефлексия. Обсуждаются такие вопросы: Где ребенок был? Что ему запомнилось? Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему? Планировал ли он перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему? Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.

После проведения каждого «Клубного часа» на методической планерке воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями о том:

  • что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей?
  • как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей)?
  • соблюдали дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты?
  • какие задачи необходимо решать на предстоящем «Клубном часе»?

               Клубный час «Сагаалган»                              Клубный час «Безопасность на дороге»

              

            Клубный час «День Победы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здоровье-сберегающие технологии:

  • Дыхательная гимнастика
  • Пальчикова гимнастика Савельева Е.В.
  • Релаксация Беркова Н.В.
  • Физкультминутки Н.В. Нищева
  • Различные виды массажа (самомассажа),
  • Пальчиковая гимнастика с элементами «Су-Джок" терапии.

Проектные технологии

(Технология «Метод проектов» Д. Дьюи, У. Кильпатрик,  С. Шацкий)

Развитие творческой личности, которое определяется задачами исследовательской деятельности. Развивается самостоятельность, познавательная активность, ребенок получает новые знания в процессе поиска, исследования. Учится получать результат.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация города Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 97 «Земляничка» комбинированного вида г. Улан-Удэ

РБ 670042 г. Улан-Удэ, ул. Мокрова, 19Б тел. 45-06-16, 45-18-26

эл. почта: 97zemlaynichka@mail.ru

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

Детский сад № 97 «Земляничка»

___________ Ширипнимбуева О.Н.

__________________ 2018 г.


Проект

Кружковой работы

«БУСОГРАД или ВОЛШЕБНЫЕ ИГРЫ

ФЕИ БУСИНКИ»

 (старшая группа)




Составитель проекта:

Воспитатель Сампилова Д.Д.

г. Улан-Удэ 2018 г.

Тип проекта: развивающий, творческий.

По продолжительности: долгосрочный.

По характеру контактов: внутригрупповой.

По количеству участников: групповой, фронтальный.

Актуальность проекта:

Проект кружковой работы «Бусоград» для детей старшего возраста. С учётом требований современного мира развитие творческих способностей должно стать одним из важных звеньев современного образования. Но, для того чтобы увести детей от стереотипного мышления необходимо разбудить фантазию, воображение ребёнка. Неоценимое значение для развития творчества дошкольника имеет сказка, которую ребенок может создать при помощи бус, т.к. она по своей сути наиболее близка ребёнку. В ходе рисования каждый ребенок может проявить свою выдумку и фантазию, будет захвачен удивительным процессом творения: сочинением сказочных историй. Они расширяют представления ребёнка об окружающем мире, вызывают позитивные эмоции и желание придумать продолжение сказки. Все сказки отличаются индивидуальностью и творческим подходом в изображении. При этом остальные дети не только смотрят и слушают, но и являются активными участниками выполняя, предложенные задания. Это хорошо поддерживает положительный эмоциональный настрой и речевую активность детей. Благодаря применению в работе с детьми техники «Бусоград» дети «быстрее начинают чисто и выразительно говорить».

Реализация содержания осуществляется как в непрерывной непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной, самостоятельной деятельности, и индивидуальной работе с детьми.

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, воспитатели.

Цель проекта: формирование коммуникативных качеств личности, интеллектуально-творческого развития детей.

Задачи:

  • развитие речевых и коммуникативных навыков;
  • развитие мелкой моторики;
  • формирование личностных качеств - внимание, терпение, эмпатия и др.;
  • формирование навыков пространственной ориентировки;
  • развитие психических процессов (мышление, внимание, память);
  • развивается творчество (воображение, фантазия и др.);
  • развиваются индивидуальные качества ребенка (умение работать в коллективе, быть самостоятельными в выборе решений, быть сдержанными, доброжелательными и т. д.)

Предполагаемый результат:

  1. Повышение уровня сформированности:
  • коммуникативных навыков детей;
  • компетентности педагогов и родителей в вопросах развития коммуникативных навыков детей.
  1. Дети знают и умеют:
  • использовать свои знания и впечатления в интеллектуальной и художественно-творческой деятельности;
  • желание и умение работать в детском и взрослом коллективе;

Форма реализации проекта:

  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Познавательно-игровая образовательная деятельность;
  • Продуктивная деятельность.

Продукт проектной деятельности:

  • Картотека конструктов НОД;
  • Коллаж из бус «На нашей весенней полянке» (совместная работа);
  • Разработка буклета: «Осенние фантазии из бус» или «Папа, мама, я – творческая семья» (совместно с детьми и родителями).

Презентация проекта:

  • Оформление выставки «Необычное волшебство бус»;
  • Создание фото, видео материалов по результатам работы по проекту;
  • Творческий отчет на конец учебного года;
  • Представление материалов на педсовете.

Оценка результатов проекта:

  • Индивидуальный и творческий подход при работе с детьми;
  • У детей формируется стойкий интерес к сочинение сказочных историй;
  • Активное участие детей в инсценировке сказок и составлении рассказов

Тематическое планирование

Месяц

Цикл занятий

Дидактический материал

1.

Сентябрь

«Фея Бусинка в гостях»

Д/упражнение с бусами

  • «Завитушки»;
  • «Капельки»;
  • «Узоры».

2.

Октябрь

«Бусоград- дивный сад»

Д/упражнение с бусами

  • «Яблочный пирог»;
  • «Пирожное»;
  • «Торт».

3.

Ноябрь

«Осенний калейдоскоп»

Д/упражнение с бусами

  • «Дары осени»;
  • «Чудеса на грядке»;
  • «С какого дерева листочек?».

4.

Декабрь

«Путешествие во времени»

Д/упражнение с бусами

  • «Солнечные часы»;
  • «Машина времени»;
  • «Новогодний маскарад».

5.

Январь

«Зимние истории»

Д/упражнение с бусами

  • «Новогодняя игрушка»;
  • «Ёлка»;
  • «Зимний город».

6.

Февраль

«Современные города»

Д/упражнение с бусами

  • «Достать до неба»;
  • «Многоэтажный дом»;
  • «Строим город».

7.

Март

«Вестники весны»

Д/упражнение с бусами

  • «Птицы»;
  • «Насекомые»;
  • «Птичий остров»;
  • «Скворечник».

8.

Апрель

«Свободны, как птицы»

Д/упражнение с бусами

  • «Полярное сияние»;
  • «Собака-космонавт»;
  • «Ракета мечты».

9.

Май

«Цветочные чудеса»

Д/упражнение с бусами

  • Фонтан «Одуванчик»;
  • «Создай свой цветник»;
  • «Волшебный цветок».

ВОЛШЕБНЫЕ ИГРЫ С ФЕЕЙ БУСИНКОЙ

«Завитушки»

Кончики указательного, большого и среднего пальцев взяться за край бусинки и покрутить.

«Завитушки» завиваем,

Пальчиками помогаем.

Получается кружок.

Молодчина ты, дружок!

«Капельки»

Положить на стол «завитушку». Плавно соединить кончики обрезка из бус.

Все время завиваются

И в капли превращаются.

«Узоры»

Положить на стол «завитушку». Кончиками указательного, большого и среднего пальцев плавно покрутить по очереди каждый конец.

«Завитушку» завиваем,

Пальчиками помогаем.

Чтоб узорчик получить,

Можно сильно не крутить!

«Пирожное»

Пальцами одной руки взять бусы и медленно сложить их в середину браслета и украсить.

Мы «пирожные» спечем,

Сладким «кремом» их зальем.

«Яблочный пирог»

Тесто мы месили ,

Пирожок лепили.

Шлёп, шлёп,шлёп,шлёп,

Будет яблочный пирог.

«Торт»

Тесто ручками помнем, (бусы в кучу соберем)

Сладкий тортик испечем.

Сеpединку смажем джемом, (украшаем)

А верхушку — сладким кpемом

И кокосовою кpошкой

Мы присыплем торт немножко

А потом заваpим чай —

В гости друга пpиглашай!

«Дары осени»

Солнце, солнце, веселей, посвети, ещё погрей!

Дождик, дождик, не мешай

Собирать нам урожай: Груши, яблоки в садах,

Помидоры на полях.

Свёклу, редьку и картошку.

И, конечно же, морковку.

Чтоб когда придет зима,

Были полны закрома.

«С какого дерева листочек?»

Разбросала осень листья,

Разукрасила их кистью.

Мы в осенний парк пойдем,

В букеты листья соберем.

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.

«Солнечные часы»

Ходят часики тик-так,

Они не ленятся, не спят.

Все бегут, бегут, бегут.

Никуда не убегут.

«Птицы»

А вот и птички летят,

Посеклиться хотят,

Погуляем, полетаем

И друг друга повидаем.

Птички в домик захотели –

Полетели, полетели.

«Цветочки»

Можно «цветочек»

Как ранеьше сложить,

Только в серёдку

Браслет положить.

«Жучок»

У нас - браслет и бусики,

А у «жучка» есть усики!

«Бабочки»

Бабочки-красавицы

На лугу порхают.

Им цветочки нравятся,

Нектар их собирают.

Использованная литература:

1. М. И. Родина, "Бусоград", "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург", 2014г.

2. М. И. Родина, А. И. Буренина, "Кукляндия", "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург", 2008г.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию

в старшей группе «Путешествие в Бусоград»

Цель: формирование и развитие моторных умений детей через бусографию.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать навыки пространственной ориентировки;
  • Обогатить и активизировать словарь детей (признаки весны)
  • Познакомить с русским и бурятским головными уборами (кокошник, малгай)

Развивающие:

  • Формировать тактильные ощущения;
  • Развивать психические процессы (мышление, внимание, память);
  • Развитие творчества.

Воспитательные:

  • Воспитывать терпение,
  • Вызывать у детей желание создать картинки весны

Возрастная группа: 5-6 лет;

Форма организации: групповая

Учебно–методический комплект: методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей 2–7 лет Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки. – СПб.: под редакцией М.И. Родиной и РЖ «Музыкальная палитра», 2014.

Материалы к занятию: бусы средней величины и разного цвета, короткие нити бус, браслеты, счётные палочки, картонные бабочки на палочках, костюм для Феи (накидка и шляпа с бусиной), сундучок, мешочек под атрибуты, цветущий комнатный цветок.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Предварительный этап (психологический настрой на предстоящую деятельность, создание атмосферы заинтересованности и психологического комфорта)

1 часть. Вводная часть. Знакомство с бусами.  

Воспитатель: - Здравствуйте дети. Сегодня я проведу для вас необычное путешествие. Отгадаете мою загадку:

Надели шарики на нити.
Красиво очень, посмотрите!
Блестят на солнце краше
Они на шее нашей…

Дети: Бусы!

 (Демонстрирую свои бусы)

Воспитатель: Правильно. Бусы ребята – это женское шейное украшение. Для чего они предназначены?

Дети: Для красоты.

 Воспитатель: Бусы бывают разные по длине, цвету, форме. Состоят они  из отдельных бусинок, собранных на нить. А как вы думаете, из чего  они могут быть сделаны? (ответы детей)

А из чего бы вы сделали бусы? (Мотивация детей)

Воспитатель: Внимание на экран: (презентация с бусами из разного материала) 

Демонстрация бус на руке.

Воспитатель: А здесь ребята изображены женские национальные костюмы: русский народный костюм и бурятский народный костюм.

Бусы не только  надеваются на шею, но и  украшают головной убор. В русском национальном костюме это кокошник (демонстрация), а в бурятском женском национальном костюме головной убор называется малгай. (Демонстрация)

Показ натурального кокошника и бурятской шапочки.

Воспитатель:

А могут ли быть бусы полезными?

Да, бусы бывают полезными.

Например: если одеть на себя бусы из чеснока, то можно защитить себя от вирусов. А буддийские монахи перебирают бусины пальцами для того, чтобы  лучше думалось. Можно  изготовить бусы из различных ягод, а затем их заварить. Получится ароматический сбор. Еще можно изготовить музыкальные бусы из пуговиц.  

2 часть. Практическая.

Воспитатель:

Я приглашаю вас пройти на нашу поляну и  сесть вокруг неё, кому как удобно. Сегодня у нас бусы не простые, а живые.

Бусы, бусы покажитесь,

Красотою поделитесь.

Давайте познакомимся с бусами поближе: пощупаем, потрём между ладошками, послушаем, как бусинки переговариваются между собой, увидим , какие они разные.

А давайте поиграем бусами.

Игры-забавы с бусами (часики, качели)

Воспитатель: Ребята, вот вы узнали, что бусы можно носить как украшение, ими можно играть, шуметь, а вы знаете, что бусами можно рисовать? (ответ детей) Но делать это надо очень осторожно, ведь бусы очень хрупкие и могут порваться, поломаться!

Но прежде чем начнём рисовать, отгадайте загадку

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла ...
                                                           (Весна.)

А какие признаки весны вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: первый признак весны – это конечно же пригревающее солнце. (Коллективная работа)  Ребята, мы с вами будем рисовать двумя пальчиками: указательным и большим.  Покажите мне их. (Показ детей.)

Ребята,  в центре поляны я  делаю круг из жёлтых бус, а вы сделайте  разноцветные лучи из своих.

Воспитатель:

Пригрело солнышко, растаял снег, появились лужи, круглые и неровные. (Делаем дорожку, указательными пальцами приподнять края  и середину бус)

Воспитатель:  вот и птицы вернулись с юга.  (делаем дорожку из бус, оттягиваем середину книзу, поправляем крылышки.

Воспитатель:  Проснулись бабочки. Расправляют свои нежные крылышки и порхают над поляной. (Делаем бант, затем указательными пальцами делаем небольшие углубления в середине крылышек.)

Воспитатель: А на полях уже тянутся к солнцу первые весенние цветы         (делаем круг, и указательными пальцами притягиваем  стороны круга к середине) Ребята, вам нравится наша цветочная поляна? (да!)

Воспитатель:  Пусть бусы отдохнут, а мы с вами поиграем.  Физминутка

На траве-травинке -

Поднимают вверх ладошки тыльной стороной от себя, шевеля пальцами

Бусинки-росинки,

Сжимают и разжимают прямые пальцы

Солнцем озарённые,

Скрещивают руки перед грудью, ладонями от себя. Поднимают руки вверх, разводят в стороны.

Красные, зелёные,

Жёлтые и синие -

Хлопки  в разные стороны на каждое слово

До чего ж красивые!..

Складывают руки на груди, вытягивают  вперед, разводят в стороны.

Воспитатель:  А сейчас о бусах я расскажу небольшую историю.

Жили-были бусы в маленькой шкатулочке (бусы спрятаны в ладонях). Но однажды бусинки выпрыгнули и рассыпались. И  получились интересные картинки, только нужно повнимательней их рассмотреть, чтобы понять, что за рисунок получился. Давайте сначала, вы, разгадаете рисунок, который нарисуют мои бусы  (я бросаю бусы, дети разгадывают). Затем дети проделывают то же самое, вместе рассматриваем получившиеся изображения.

После, я предлагаю детям расположиться на поляне и самостоятельно «нарисовать»  бусами  «Весеннюю картину».

3 часть. Заключительная.

Воспитатель:

Бусы, вы нам помогали,

Вы красиво рисовали,

А теперь назад сложитесь

И тихонько спать ложитесь.

Воспитатель:

А теперь, пока наши бусы спят, а мы тихонько сядем на свои места. Давайте поговорим, что интересного и нового вы узнали о бусах.  

  1. Из чего бывают бусы?
  2. А где их используют?
  3. Как называются национальные головные уборы у русских и бурят?
  4. Какие приметы весны мы помним?
  5. Вам понравилось?
  6. А что больше понравилось?

Теперь вы умеете рисовать бусами и можете научить этому своих родителей, друзей и знакомых.

Если вам станет грустно или скучно, возьмите в руки бусы, думайте, фантазируйте, рисуйте!

Спасибо за работу. Мне очень понравилось  ваше воображение, вы прекрасные художники и фантазеры.

До свидания!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: