Работа с родителями.

Привалова Маргарита Алексеевна

Предварительный просмотр:

Виды и характеристика рисков и угроз, распространяемых с использованием сети Интернет.

Широкое распространение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека оказывает существенное влияние на его социальную адаптацию. Современную жизнь человека в обществе практически невозможно представить без Интернета. Интернет становится все более значимым фактором социализации и социальной адаптации детей и подростков. Наряду с представляющимися возможностями использования интернета как инструмента социализации, благодаря которому раздвигаются границы познания, возрастают возможности удовлетворения потребностей, расширяются рамки общения и взаимодействия, многократно возрастают риски негативного влияния на психологическое самочувствие, эмоциональное благополучие, здоровье и даже жизнь ребенка. Риски, с которыми сталкивается пользователь интернета, многообразны. Их несет на себе разнообразная информация, размещаемая в Сети. Как указывают исследователи «само понятие риска является субъектно-отнесенным: риск связан с ситуацией, в которой возможен неблагополучный исход, с ситуацией опасности; но исход зависит от выбора и действий человека». В ряду актуальных для сегодняшней интернет - среды рисков, связанных с использованием интернета детьми и подростками, специалисты выделяют следующие:
- Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.
- Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других. Примерами таких рисков могут быть: незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др. Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенджеры (ICQ, Google talk, Skype и др.), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.д.
- Электронные (кибер-) риски — это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д.
- Потребительские риски – злоупотребление в интернете правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные поделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибер-мошенничества, и др.
- Интернет-зависимость, навязчивое желание войти в интернет и невозможность выйти из интернета, патологическая, непреодолима тяга к интернету, «оказывающая пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности».
В последнее время все большую тревогу вызывает распространение рисков, связанных с вовлечением несовершеннолетних в опасные группы и сообщества. Это, прежде всего, так называемые «группы смерти», которые вовлекают детей и подростков в выполнение опасных заданий, приводящих в конечном итоге к суициду. Это так же экстремистские группы, внушающие несовершеннолетним идеи о несправедливости мироустройства и их особом предназначении в «улучшении мира», посредством его «очищения от недостойных» и вовлекающие в незаконную экстремистскую деятельность. Это и группы, предлагающие несовершеннолетним «работу», заключающуюся в незаконной деятельности (прежде всего, в распространении наркотических и других запрещенных веществ, литературы и т.п.). Создаваемые злоумышленниками группы вовлекают детей и подростков, действуют через социальные сети, мессенджеры, объединяя в себе и другие риски пользователей: вовлекая в коммуникацию, игру и т.п., что определяет их особую опасность. Действие этих рисков очень трудно контролировать, т.к. закрытые группы возникают в сети с другими названиями, а вместо заблокированных страниц создаются новые. Создатели таких групп используют ухищренные способы распространения информации о себе, используя «хештеги».
Каждый из этих видов рисков способен принести непоправимый ущерб эмоциональному благополучию и психологическому здоровью ребенка, поэтому требует тщательного анализа и нивелирования. В психологической литературе наиболее представлены исследования интернет-аддикций, факторов и причин, влияющих на их распространение, подходы к коррекции. Относительно недавно появились исследования, посвященные другим интернет-рискам, в частности, анализу представлений детей и подростков, их родителей и педагогов об интернет-рисках, их осведомленности об интернет-опасностях и угрозах, об интернет-безопасности, предлагающие типологию интернет – рисков и угроз, анализ особенностей восприятия интернет-рисков пользователями, характера их воздействия, факторов и причин их распространения.



Предварительный просмотр:

Интернет-зависимость. Рекомендации для родителей  по предупреждению Интернет-зависимости.

Сегодня Всемирная паутина настолько тесно вплетена в человеческую жизнь, что становится все трудней сказать, где заканчивается реальный мир и начинается виртуальный. С помощью Интернета можно делать все больше и больше различных действий. Но чрезмерное увлечение интернетом может привести к формированию болезненного пристрастия – зависимости. Как следствие – серьезные проблемы с учебой, работой, в отношениях с близкими людьми, вплоть до разрушения связей с родными и окружающим миром. Особую тревогу вызывает тот факт, что зависимости чаще всего подвергаются дети в подростковом возрасте.
То, что дети проводят в Интернете слишком много времени, огорчает большинство родителей. Сначала взрослые приветствовали появление Сети, полагая, что она – безграничный источник новых знаний. Вскоре выяснилось, что подростки не столько пользуются Интернетом для выполнения домашних заданий или поиска полезной информации, сколько общаются в чатах и играют в онлайн игры. Поддержание в жизни детей разумного равновесия между развлечениями и другими занятиями всегда было испытанием для родителей; Интернет сделал это еще более трудной задачей. Общение в Интернете и интерактивные игры могут настолько затягивать детей, что они часто теряют ощущение времени, появляется интернет-зависимость. Необходимо обращать внимание на психологические особенности ребенка. Социально дезадаптированные дети имеют повышенную вероятность к приобретению Интернет-зависимости. Причина в том, что Интернет позволяет оставаться анонимным, не бояться осуждения (если что-то сделал неправильно, всегда можно поменять имя и начать все заново), предоставляет гораздо более широкий выбор возможностей к общению, чем реальный мир. В Интернете ребенку гораздо легче выстроить свой виртуальный мир, пребывание в котором ему будет комфортным. Поэтому, если у ребенка что-то не получается в реальном мире, он будет стремиться к пребыванию там, где ему комфортно. С другой стороны, Интернет может помочь застенчивому ребенку стать более общительным, найти ту среду общения, которая более полно соответствует его уровню развития, и в результате повысить его самооценку. Если ваш ребенок в жизни замкнут, застенчив или склонен к унынию, необходимо внимательно следить за его отношением к Интернету, с тем чтобы предотвратить его превращение из средства раскрытия личности ребенка в плохо контролируемую страсть.
Интернет-зависимость – навязчивое желание войти в Интернет, находясь офлайн и неспособность выйти из Интернета, будучи онлайн. (Гриффит В., 1996). По своим проявлениям она схожа с уже известными формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков), но относится к типу нехимических зависимостей, то есть не приводящих непосредственно к разрушению организма. По своим симптомам Интернет-зависимость ближе к зависимости от азартных игр; для этого состояния характерны следующие признаки: потеря ощущения времени, невозможность остановиться, отрыв от реальности, эйфория при нахождении за компьютером, досада и раздражение при невозможности выйти в Интернет.
В случае Интернет-зависимости выделяют следующие типы онлайн активности:
- навязчивый веб-серфинг – бесконечные путешествия по всемирной паутине, поиск информации,
- пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, вебфорумах, избыточность знакомых и друзей в сети),
- игровая зависимость – навязчивое увлечение компьютерными играми по сети,
- навязчивое желание потратить деньги – игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в Интернет-магазинах или постоянное участие в интернет-аукционах,
- пристрастие к просмотру фильмов через Интернет.
При необходимости у родителей должна быть возможность для обращения к школьному психологу. Школьный психолог должен быть знаком с проблемами Интернет-зависимости и может дать необходимые рекомендации родителям.
Рекомендации родителям по предупреждению Интернет-зависимости.
1.Необходимо оценить, сколько времени ребенок проводит в сети, не пренебрегает ли он из-за работы за компьютером своими домашними обязанностями, выполнением уроков, сном, полноценным питанием, прогулками.
2. Нужно поговорить с ребенком о том, чем он занимается в Интернете.
Социальные сети создают иллюзию полной занятости – чем больше ребенок общается, тем больше у него друзей, тем больший объем информации ему нужно охватить – ответить на все сообщения, проследить за всеми событиями, показать себя. Необходимо выяснить, поддерживается ли интерес ребенка реальными увлечениями, или же он просто старается ничего не пропустить и следит за обновлениями ради самого процесса. Нужно постараться узнать, насколько важно для ребенка общение в сети и не заменяет ли оно реальное общение с друзьями.
3. Нужно понаблюдать за сменой настроения и поведения ребенка после выхода из Интернета. Возможно проявление таких психических симптомов как подавленность, раздражительность, беспокойство, нежелание общаться. Из числа физических симптомов можно выделить: головные боли, боли в спине, расстройства сна, снижение физической активности, потеря аппетита и другие.
4. Необходимо поговорить со школьным психологом и классным руководителем о поведении ребенка, его успеваемости и отношениях с другими учениками. Настораживающими факторами являются замкнутость, скрытность, нежелание идти на контакт. Нужно узнать, нет ли у ребенка навязчивого стремления выйти в Интернет с помощью телефона или иных мобильных устройств во время урока.
Если были обнаружены возможные симптомы Интернет-зависимости у ребенка, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
1. Налаживание контакта с ребенком. Необходимо узнать, что ему интересно, что его беспокоит и т.д.
2. Не запрещать ребенку пользоваться Интернетом, но постараться установить регламент пользования (количество времени, которые ребенок может проводить онлайн, запрет на сеть до выполнения домашних уроков и пр.). Для этого можно использовать специальные программы родительского контроля, ограничивающие время в сети.
3. Нужно ограничить возможность доступа к Интернету только личным компьютером или компьютером, находящимся в общей комнате – это позволит легче контролировать деятельность ребенка в сети. Необходимо следить за тем, какие сайты посещает ребенок.
4. Нужно попросить ребенка в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в Интернете. Это поможет наглядно увидеть и осознать проблему, а также избавиться от некоторых навязчивых действий – например, от бездумного обновления странички в ожидании новых сообщений.
5. Необходимо предложить ребенку заняться чем-то вместе, постараться найти увлечение, перенести кибердеятельность в реальную жизнь. Например, для многих компьютерных игр существуют аналогичные настольные игры, в которые можно играть всей семьей или с друзьями – при этом общаясь друг с другом «вживую». Важно, чтобы у ребенка были не связанные с Интернетом увлечения, которым он мог бы посвящать свое свободное время.
6. Дети с Интернет-зависимостью субъективно ощущают невозможность обходиться без сети. Нужно постараться тактично поговорить об этом с ребенком. При случае обсудите с ним ситуацию, когда в силу каких-то причин он был вынужден обходиться без Интернета. Важно, чтобы ребенок понял – ничего не произойдет, если он на некоторое время «выпадет» из жизни Интернет-сообщества.



Предварительный просмотр:

Коммуникационные риски или риски общения в сети Интернет. Рекомендации для родителей по предотвращению коммуникационных рисков.

Коммуникационные риски связаны с общением и межличностными отношениями интернет-пользователей. Интернет - это не только средство массовой информации и всемирный справочник, но и среда для общения. В интернете существует много инструментов, позволяющих организовать места для общения – социальные сети, блоги, чаты, форумы, гостевые книги, списки рассылки и пр. Примерами коммуникационных рисков могут быть: знакомства в сети и встречи с интернет-знакомыми, интернет-хулиганство: преследование, запугивание и оскорбления (кибербуллинг), незаконные контакты, и др. С коммуникационными рисками можно столкнуться при общении в мобильных сервисах, чатах, онлайн-мессенджерах (ICQ, Skype, MSN и др.), социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах, блогах и т.д. Интернет-хулиганство, киберпреследование, киберзапугивание (кибербуллинг) – это явления не только виртуальной, но и реальной жизни. Английское слово буллинг (bullying, от bully – драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, унижение, травлю, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Буллинг, осуществляемый в виртуальной среде с помощью интернета и мобильного телефона, называют кибербуллингом. Кибербуллинг, преследование с использованием цифровых технологий, сильнее всего действует на детей и подростков.
Кибербуллинг не менее опасен, чем реальные издевательства. Если террор может закончиться, когда жертва вернется домой или пожалуется старшим, то кибербуллинг продолжается все время и от него невозможно спрятаться. В отличие от реальной травли, для кибер-буллинга не нужно быть здоровяком, достаточно компьютера, времени и желания кого-то терроризировать. Распространение кибербуллинга, во многом, отражает проблемы морали в обществе, где к человеку не относятся, как к ценности, личности и игнорируют его проблемы и переживания, отвечают цинизмом. По данным, полученным в исследовании «Дети России онлайн», в среднем по РФ 23% детей, которые пользуются интернетом, являются жертвой буллинга онлайн или офлайн. Если сравнить виртуальность и реальность, то российские дети подвергаются буллингу в интернете так же часто, как и в реальной жизни. Оскорбления в чатах, на форумах, в блогах и в комментариях к ним, поддельные страницы или видеоролики, на которых над кем-то издеваются или даже избивают уже давно стали привычной частью Рунета – каждый десятый ребенок 9-16 лет становился жертвой кибербуллинга. Основной площадкой для кибербуллинга в последнее время являются социальные сети. В них можно оскорблять человека не только с помощью сообщений – нередки случаи, когда страницу жертвы взламывают (или создают поддельную на ее имя), где размещают лживый и унизительный контент. Особенно остро переживают кибербуллинг дети 9-10 лет: 52% детей 20 этого возраста, ставшие жертвой подобной ситуации, в первую очередь девочки, указали, что были этим сильно или очень сильно расстроены. Кроме того, нередко и сами школьники выступают агрессорами. В России 25% детей признались, что за последний год обижали или оскорбляли других людей в реальной жизни или в интернете. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга в два раза больше, чем в среднем по европейским странам.
Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребенком личной информации о себе и своей семье. Анонимность и приватность в сети - давно иллюзия. Каждое слово, каждая выложенная фотография, каждое действие в сети могут быть использованы против человека. "То, что попало в интернет, останется там навсегда, - напоминает Касперский (один из основателей, ведущий разработчик и крупнейший акционер ЗАО «Лаборатория Касперского»). - Завтра наши дети могут сильно пожалеть о своем поведении и оставленных следах в соцсетях. Это может негативно отразиться на их карьере, социальном статусе и вообще представляет собой благодатную почву для шантажа в будущем. Не говоря о том, что опубликованная информация может задеть и нас, родителей". Также юный пользователь рискует подвергнуться оскорблениям, запугиванию и домогательствам. Особенно опасным может стать – установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи (груминг), вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Такие знакомства чаще всего происходят в чате, на форуме или в социальной сети. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник, чаще всего представляясь сверстником, входит в доверие к ребенку, а затем пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и др.) и договориться о встрече. Иногда такие люди выманивают у детей информацию, которой потом могут шантажировать ребенка, например, просят прислать личные фотографии или провоцируют на непристойные действия перед веб-камерой.
Рекомендации для родителей по предотвращению интернетхулиганства, кибербуллинга.
1. Нужно объяснить детям, что при общении в интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова – читать грубости так же неприятно, как и слышать.
2. Нужно научить детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором, и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем. Лучший способ испортить хулигану его выходку – отвечать ему полным игнорированием.
3. Необходимо обратить внимание на психологические особенности вашего ребенка.
Признаки того, что ребенок подвергается кибербуллингу, различны, но есть несколько общих моментов: признаки эмоционального дистресса на протяжении и после использования интернета, прекращение общения с друзьями, избегание школы или школьных компаний, нестабильные оценки и отыгрывание злости в домашней обстановке, перемены в настроении, поведении, сне и аппетите не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются с взрослыми, нежели со сверстниками, склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве.
4. Если есть информация, что кто-то из друзей или знакомых ребенка подвергается буллингу или кибербуллингу, то сообщите об этом классному руководителю или школьному психологу – необходимо принять меры по защите ребенка.
5. Нужно объяснить детям, что личная информация, которую они выкладывают в интернете (домашний адрес, номер мобильного или домашнего телефона, адрес электронной почты, личные фотографии) может быть использована агрессорами против них.
6. Необходимо помочь ребенку найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички. Большинство социальных сетей и сервисов электронной почты имеют в настройках опцию "заблокировать пользователя" или "занести в черный список".
7. Нужно поддерживать доверительные отношения с вашим ребенком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнет поступать агрессия или угрозы.
Необходимо понаблюдать за его настроением вовремя и после общения с кем-либо в интернете.
8. Необходимо убедиться, что оскорбления (буллинг) из сети не перешли в реальную жизнь. Если поступающие угрозы являются достаточно серьезными, касаются жизни или здоровья ребенка, а также членов семьи, то есть право на защиту со стороны правоохранительных органов, а действия обидчиков могут попадать под статьи действия уголовного и административного кодексов о правонарушениях.
Как помочь ребенку, если он уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой:
1. Нужно установить положительный эмоциональный контакт с ребенком, постараться расположить его к разговору о том, что произошло. Необходимо рассказать о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен доверять родителям и понимать, что родители хотят разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.
2. Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.), нужно постараться его успокоить и вместе разобраться в ситуации. Выяснить, что привело к данному результату – непосредственно действия самого ребенка, недостаточность контроля или незнание ребенком правил безопасного поведения в интернете.
3. Если ситуация связана с насилием в интернете в отношении ребенка, то необходимо узнать информацию об обидчике, историю их взаимоотношений, выяснить, существует ли договоренность о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, узнать о том, что известно обидчику о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. п.). Нужно объяснить и обсудить, какой опасности может подвергнуться ребенок при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей.
4. Необходимо собрать наиболее полную информацию о происшествии – как со слов ребенка, так и с помощью технических средств. Нужно зайти на страницы сайта, где был ребенок, посмотреть список его друзей, прочесть сообщения.
При необходимости надо скопировать и сохранить эту информацию – в дальнейшем это может пригодиться для обращения в правоохранительные органы.
5. В случае, если нет четкой уверенности в оценке того, насколько серьезно произошедшее с ребенком, или ребенок недостаточно откровенен и не готов идти на контакт, нужно обратиться к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др.), где дадут рекомендации и подскажут, куда и в какой форме обратиться по данной проблеме.
Рекомендации по предупреждению встречи с незнакомцами:
1. Необходимо поддерживать доверительные отношения с ребенком, чтобы всегда быть в курсе, с кем ребенок общается в сети. Нужно обращать внимание, кого ребенок добавляет к себе «в друзья», с кем предпочитает общаться в сети – с ровесниками или людьми старше себя.
2. Нужно объяснить ребенку, что нельзя разглашать в интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т. д.), а также пересылать виртуальным знакомым свои фотографии или видео.
3. Необходимо разъяснить ребенку, что нельзя ставить на аватарку или размещать в сети фотографии, по которым можно судить о материальном благополучии семьи, а также нельзя ставить на аватарку фотографии других людей без их разрешения.
4. Нужно объяснить ребенку, что при общении на ресурсах, требующих регистрации (в чатах, на форумах, через сервисы мгновенного обмена сообщениями, в онлайн-играх), лучше не использовать реальное имя. Помогите ребенку выбрать ник, не содержащий никакой личной информации.
5. Необходимо объяснить ребенку опасность встречи с незнакомыми людьми из интернета. В сети человек может представиться кем угодно, поэтому на реальную встречу с интернет-другом надо обязательно ходить в сопровождении взрослых.
6. Детский познавательный интерес к теме сексуальных отношений между мужчиной и женщиной может активно эксплуатироваться злоумышленниками в интернете. Нужно постараться поговорить с ребенком на эту тему. Необходимо объяснить ему, что нормальные отношения между людьми связаны с доверием, ответственностью и заботой, но в интернете тема любви часто представляется в неправильной, вульгарной форме. Важно, чтобы ребенок был вовлечен в любимое дело, увлекался занятиями, соответствующими его возрасту, которым он может посвящать свободное время.