Методические разработки

Климатова Нина Анатольевна

Конспект млюывпдлважрдадап ссылк 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование как один из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников

Климатова Нина Анатольевна, воспитатель СП «Петушок» МДОУ «Детский сад Стрежевой»

Одним из важных направлений в работе с дошкольниками, является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Большую роль в развитии у детей дошкольного возраста познавательного интереса к окружающему миру и природе играет познавательно-исследовательская деятельность.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.

Формирование естественнонаучных представлений, является особенно актуальным, так как данный вид деятельности закладывают у детей дошкольного возраста основу миропонимания. Наша задача, педагогов ДОО, научить детей самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, а значит способствовать формированию у него предпосылок естественно-научной грамотности. 

Особенностью опытно–экспериментальной деятельности является то, что данная деятельность способствует овладению представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с объектами и со средой обитания. Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Опытно –экспериментальная деятельность детей способствует обогащению памяти ребенка, активизации его мыслительных процессов, в силу постоянной необходимости совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. В результате данной деятельности у детей возникает необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что в совокупности способствует развитию речи детей. Результатом становится как знакомство детей с новыми фактами, так и формирование умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Как говорится в китайской пословице «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

В целях формирования естественно-научных представлений детей старшего дошкольного возраста, нами составлена рабочая программа «Опыты и эксперименты», данная программа составлена на основании парциальных программ Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и О.В. Дыбиной «Ребенок в мире поиска». Программа «Опыты и эксперименты» способствует наиболее широко изучать окружающий мир, через опыт личных ощущений, действий, переживаний, экспериментирования с предметами и явлениями окружающего мира, делать на основании этого выводы, рассуждать.

Программа включает 6 тематических блоков опытно-экспериментальной деятельности. В результате проведенных экспериментов у детей формируются следующие выводы:

Опыты с воздухом 

D:\Опыты\20221122_162829.jpg

  • В стакане есть воздух, он не пускает туда воду;
  • Воздух прозрачный, невидимый, но его можно почувствовать, обмахивая лицо;
  • Чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет;
  • Воздух легче воды; чем сильнее дуть, тем больше волны;
  • Ветер — это движение воздуха;
  • Воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

Опыты с водой

  • Руки станут чище, если помыть их водой;
  • Вода легко окрашивается в любой цвет;
  • В прозрачной воде предметы хорошо видны, в непрозрачной – невидны;
  • Вода растворяет различные вещества, загрязненную воду можно отфильтровать;
  • Не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны;
  • Вода испаряется, а частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда;
  • Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду;
  • Вода превращается в лёд, когда очень холодно;
  • Лёд превращается в воду, когда тепло;
  • Рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.

Опыты с песком

  • песок – сыпучий материал;
  • мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет;
  • когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются;
  • глина более плотная, чем песок, поэтому вода медленно просачивается сквозь нее;
  • изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

Солнце, свет, тепло

  • тень появляется при наличии света и предмета;
  • очертание предмета и тени схожи;
  • чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем тень светлее;
  • тень появляется, когда есть источник света, тень – это темное пятно;
  • световые лучи не могут пройти сквозь предмет;
  • от самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько источников света;
  • лучи света встречают преграду - дерево, поэтому от дерева тень;
  • в тени прохладнее, чем на солнце; солнце нагревает предметы.

Мир растений

  • Растениям нужен солнечный свет для роста, сохранения зеленой окраски, так как солнечный свет накапливает хлорофилл, который дает зеленую окраску растениям и для образования питания;
  • Вода необходима растениям, без нее они погибают;
  • Растение, которое растет на свету, выглядит здоровым, красивым.

Свойства магнита 

  • Металлические предметы при разжимании не падают, а другие предметы падают;
  • Магнит твёрдый, тяжёлый, холодный;
  • Разноокрашенные концы магнита притягиваются, а одинаково окрашенные отталкиваются;
  • Магнит притягивает только железные предметы;
  • Магнит действует сквозь воду и стекло, может действовать на металлические предметы сквозь дерево;
  • Скрепки намагнитились и на некоторое время сами стали магнитами.

В результате проделанной работы мы убедилась, что познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментирования, положительно влияет на развитие познавательного интереса к окружающему миру и природе, также способствовала на: повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, осуществлять эксперимент, делать выводы); речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, умение правильно строить свои ответы, задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания); личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умение сотрудничать с другими); знания детей о живой и неживой природе.

Список литературы

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.ТЦ Сфера, 2019. - 192 с.
  2. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений[Текст]. - М., ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
  3. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
  4. Мартынова, Е.А., Сучкова, И.М. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. [Текст] /Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова.- Волгоград, 2011г. – 333 с.
  5. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л.Н. Прохорова. -М.; 2010 г. – 64 с.
  6. Экспериментальная деятельность детей 4–6 лет [Текст] / авт-сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград : Учитель, 2020. - 129 с.