Проекты

Проскурина Евгения Николаевна

Проект "Синичкин день"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sinichkin_den.docx165.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - «Детский сад №217»

(МБДОУ ЦРР - «Детский сад №217»)



для детей подготовительной группы


                                                                                      Воспитатели группы «Теремок»:

Проскурина Е.Н.

2020 г

Актуальность

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам;

- ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям:

- формирование экологических знаний

- экологически правильного отношения к природным объектам.

Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходима практическая деятельность по сохранению природной среды.

Успех в реализации данного проекта невозможен без помощи и поддержки со стороны родителей. Необходимо их убедить в значении подобной операции для формирования экологически грамотного поведения детей. Осознание того факта, что маленькие дети спасают чьи-то жизни и помогают природе получить «бесплатных» помощников, спасающих леса, сады и огороды от вредителей, вселяет гордость в их души. Поддержать собственного ребенка в желании помочь птицам – обязанность каждого родителя.

Только получив опыт практической личностно-значимой природоохранной деятельности, дети начинают приобретать крупицы экологического сознания. Если подобная работа будет сопровождать ребёнка от дошкольного образования, пройдёт через школьный возраст и профессиональное образование, мы получим экологически грамотного человека. Наряду с высокими профессиональными компетентностями он будет обладать экологической культурой, которая предполагает не только наличие знаний об экологических проблемах, но и готовности принимать активное практическое участие в разрешении этих проблем. Средством для достижения такого результата является практическая природоохранная деятельность.

пользу человеку необходимо о них позаботиться в зимнее время.

Новизна

Проект «Синичкин день» разработан специально для приобщения детей дошкольного возраста и их родителей к всероссийской эколого-культурной акции «Покормите птиц», проводимой Союзом охраны птиц России, которая ежегодно стартует 12 ноября (в день «Зиновия-синичника» по русскому земледельческому календарю).

Вид проекта: познавательно-продуктивный, творческий.

Сроки реализации: краткосрочный.

Форма реализации: групповой.

C:\Users\Полина\Desktop\18-6.jpgУчастники: дошкольники 6-7лет, воспитатели, родители.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие,  познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним. Приобщение детей и их родителей к природоохранной операции по организации подкормки зимующих птиц; воспитание заботливого отношения и интереса к зимующим птицам; развитие внимания детей, умения соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.

Задачи:

познавательное развитие.

- формировать у детей представления о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках, условиях проживания зимой;

- развивать наблюдательность, внимание, любознательность;

- воспитывать интерес к птицам, желание помогать им в зимнее время.

социально – коммуникативное развитие:

- развивать инициативность;

-обогащать способы сотрудничества каждого ребёнка, опираясь на интеграцию разных  видов деятельности;

- учить проявлять инициативу в общении, стремление к получению новых знаний;

-формировать безопасное поведение и бережное отношение к природе;

-учить проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться

  впечатлениями.

речевое развитие:

- продолжать расширять и пополнять у детей словарный запас;

- развивать речь, используя малые формы фольклорного жанра;

- учить подбирать слова, обозначающие названия в уменьшительно ласкательной форме;

- умение вступать в разговор, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения.

художественно –  эстетическое развитие:

-упражнять в создании коллективной аппликации; учить рисовать синичку, используя нетрадиционные материалы (салфетки).

физическое развитие:

- формировать положительную мотивацию к самовыражению в движении

и образном перевоплощении; развивать двигательное творчество детей.

Предполагаемый результат

  • Расширить кругозор детей о зимующих птицах.
  • Пополнить развивающую  предметно – пространственную  среду: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
  • У детей формировать любознательность, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки. 
  • Привлечь родителей к активному  участию  в реализации проекта.

Описание

Работа с детьми строится в направлении личностно - ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

В использованных видах ОД содержался познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС, в сочетании с практическими заданиями необходимыми для развития навыков ребенка.

Введение игры в беседах, совместной деятельности позволили сохранить специфику дошкольного возраста. Надо, чтобы уже с раннего детства ребенок учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно счастлив.

Проект может быть использован в работе с детьми по экологическому воспитанию, а также развитию практических навыков у дошкольников.

Постановка проблемы: что же это за праздник такой и что за птица, в честь которой праздник называют?

Как помочь выжить птицам в холодное время года?

  • Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно.
  • С Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.

Зима трудный период в жизни птиц. Им в это время необходима наша помощь. 

Ресурсы необходимые при реализации проекта

  • Уголок природы.
  • Методический инструментарий.
  • Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека)

Материалы:

  • иллюстрации с изображением зимующих птиц; картинок с видами синиц;
  • загадки о зимующих птицах;
  • аудиозапись «Звуки леса»;
  • изготовленные семьями  кормушки;
  • материалы для  рисования, конструирования из бумаги.

Этапы реализации проекта:

1 этап- подготовительный:

Обдумывание идеи проекта, сбор информации,  подготовка оборудования и материала для реализации идеи.

Подборка методической и художественной литературы по теме

  • «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  • Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  • Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе

группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

Художественная литература для детей

Е.Евсеева: «Синица синица», Н.Лучинина «Синичкин день»,  С.Михалков «Птичья столовая», А.Яшин «Покормите птиц зимой», В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?», Н. Калинина «Про птиц», З. Александрова «Новая столовая», Л. Татьяничева «Снегири», Г. Скребицкий «Синица и соловей», чтение произведения В.Бианки «Синичкин календарь»

Разработка мероприятий по теме проекта.

Подборка дидактических и словесных игр.

Подборка демонстрационного материала.

2 этап – основной.

Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.

Формы и методы реализации проекта с детьми

Социально- коммуникативное развитие:

  • Беседа «Такие разные синицы»
  • НОД  «Синичкин день»
  • Обсуждение проблемных ситуаций: «Почему синички и воробьи зимой поселяются рядом с человеком?» и «Чем питаются птицы зимой?»
  • Настольно-печатные игры: «Собери картинку», «Найди такую же»
  • Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса (голоса птиц)»

Познавательное развитие:

  • Рассматривание альбома  «Такие разные синицы»
  • Рассматривание альбома «Как зимой помочь птицам»
  • Отгадывание загадок о зимующих птицах
  • Дидактическая игра «Угадай по описанию», дидактическая игра «Собери картинку»,  «Найди по описанию».
  • Викторина о птицах
  • Презентация «Синичкин день»

Речевое развитие: 

  • Разучивание заклички «Синиченька – невеличенька»
  • чтение произведений о зимующих птицах.

Художественно- эстетическое развитие:

  • Конструирование из бумажных кругов «Птички – невелички»
  • Пластилинография «Синичка»
  • Раскрашивание птиц

Физическое развитие:

  • Игра - имитация движений птиц                                                           Пальчиковые игры «Зимующие птицы»
  • Подвижные игры:  «Совушка», «Птицы и кошка», «Совушка - Сова», «Гуси – лебеди»,  «Зимующие птицы», «Перелёт птиц»,  «Птички в гнёздышках».

Работа с родителям:

  • Папка - передвижка «История возникновения праздника «Синичкин день», папка-ширма: «Синичкин день»
  • Акция выходного дня  «Каждой пичужке  своя кормушка».
  • Рекомендации для родителей
  • Мастер-класс «Мастерская синички»

 3 этап - заключительный - представляется результат выполнения проекта:

  • оформление выставки «Птичка - синичка»
  • фотоотчет по теме.

 

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта;  

Собран и систематизирован весь материал по теме проекта;

В ходе проекта дети многое узнали о синичках, выяснили, чем питаются эти птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнали, какие кормушки для них можно изготовить в домашних условиях из доступных материалов.

Дети стали более раскрепощены и самостоятельны.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Заключение

 Мы  считаем, что  выбранная  тема проекта  очень важна. Работа над ней дает хорошие результаты,  требует небольших финансовых вложений, а сам проект дает возможность целенаправленно, систематически работать над данной темой.

В своей работе мы ориентировались не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становлении его мотивационной сферы ведь именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Добиться реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Таким образом, на основе проделанной работы с детьми можно подвести итог. У ребят сформировались элементарные представления о роли птиц в природе и жизни человека, сформировалось экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период, дети научились распознавать птиц по характерным признакам

Родители приняли активное участие в реализации проекта: сделали и повесили дома кормушки, вместе с детьми подкармливают птиц.