Система оценивания образовательных достижений

   Новые подходы в образовании ведут за собой новые результаты, а новые результаты требуют новых форм оценки. В ходе освоения образовательной программы в рамках ФГОС остро стоит необходимость в системе оценки достижения планируемых результатов. Целью системы оценки является текущий, промежуточный и итоговый мониторинг сформированности предметных и метапредметных и личностных результатов на определенном этапе обучения. Система оценки направлена на решение задачи оптимизации развития обучающихся.

    Система оценивания строится на следующих принципах:  

  • Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.  
  • Оценивание может быть только критериальным. Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться совместно.
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его  личные качества.  
  • Оценивать можно только то, чему учат.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.

    В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования.

    В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:

  • предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
  • метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
  • личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.)

Методы и формы оценивания:  

  • Тестирование. Метод исследования уровня знаний, умений, навыков.  
  • Устный опрос. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке  знаний.  
  • Контрольные срезы. Это эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей.  
  • Устные и письменные зачеты. Носят чаще всего индивидуальный характер. Так как при таком подходе ученик полнее раскрывает свои способности.  
  • Итоговая оценка по предметам.
  •  Государственная (итоговая) аттестация.