Личный вклад педагогического работника

Маслакова Алексеевна Анастасия

Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ   МЛАДШИХ   ШКОЛЬНИКОВ

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ.

(программа разработана для педагогов, классных руководителей и родителей)

1

Полное название программы

Программа работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Вместе весело шагать»

2

Цель программы

Гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание личности, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.

3

Направления

деятельности

Духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, здоровьесберегающее, культурное, эстетическое, гуманистическое

4

Краткое содержание программы

Программа содержит:  мероприятия, реализующие  Программу; ожидаемые результаты и условия реализации.

5

Автор  программы

Учитель начальных классов Маслакова А.А.

6

Адрес

 МАОУ СОШ №31 г. Южно-Сахалинск

7

Место реализации

МАОУ СОШ №31 г. Южно-Сахалинск

8

Количество, возраст обучающихся

с 6,5 лет до 11,5 лет

9

Сроки реализации программы

30.09.2018г.- 25.05.2022 г.

Тематическое планирование

Название мероприятия

Кол. часов

1

Классные часы

15

2

Встречи с «интересными» людьми

6

3

Экскурсии (тематические, в музеи , на природу)

6

4

Спортивные соревнования

6

5

Конкурсы поделок

3

6

Родительские собрания

Общешкольные  родительские собрания

4

2

7

Консультации психолога, логопеда, социального педагога

По запросам родителей

8

Акции, КТД

8

9

Конкурс рисунков , выставки

9

10

Конкурсы стихотворений ,сочинений

6

11

Анкетирование

4

12

Тематические праздники

10

13

Проекты ученические ( индив., групповые)

8

    «Самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений  жизни источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утвердить своё духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, пред которой были бы бессильны  все соблазны и искушения современного сатанизма»» И.А.Ильин «О семье и воспитании» из труда «Путь духовного обновления».Картинка 19 из 1772

Пояснительная записка

    Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
  На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность

   Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». (Ш.А.Амонашвили. )
   Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Программа «Вместе весело шагать
» предусматривает  воспитание Благородного человека, Гражданина России.  Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные возможности  учащихся, несущие им

и нам счастье и радость жизни.
   Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном

в общей системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
   Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности

ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
   Проектирование  мною  программы  «Вместе весело шагать» в начальной школе вызвано необходимостью создания условий для гармоничного духовного развития личности учащихся, привития основополагающих принципов нравственности.      Осмыслив свою работу как классного руководителя, я привела  в систему разрозненные мероприятия по духовно- нравственному воспитанию, четко определив задачи каждого, прежде чем приступить к планированию воспитательной деятельности с 1  по 4 класс.              Программа «Вместе весело шагать»  -  это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и  новых  решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

  Содержание программы направлено на духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников. Этот возраст является наиболее благоприятным для формирования личности на основе общекультурных и духовных ценностей. Духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой.

Цель: 

  1. Создание условий для развития личности, для вхождения её

в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

  1. Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
  2. Гармоничное духовно-нравственное  развитие личности школьника и привитие ему основополагающих    жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.

 Задачи:

  • Сплочение и развитие классного коллектива, создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды развития жизнедеятельности каждого школьника; выявление потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов классного коллектива.
  • Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции,    сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
  • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
  • Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
  • Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
  • Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
  • Развитие форм ученического самоуправления.

Принципы Программы

  1. Принцип природосообразности.
  2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
  3. Принцип сотрудничества.
  4. Деятельностный подход.
  5. Личностно-ориентированный подход.
  6. Возрастной подход.

 Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Обучающиеся должны иметь представления  :
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
- о том, как беречь и поддерживать красоту;
- как проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
- верить в свои силы, иметь  желание самоотверженного служения на благо Родины; стремиться к добру и неприятию зла.

Способы проверки ожидаемых результатов:

- педагогическое наблюдение, тестирование;

- выполнение творческих, проектных  заданий

- анкетирование родителей и детей.

 Формы подведения итогов воспитательной программы:

- открытые мероприятия;

- выставки творческих работ воспитанников;

-участие в конкурсах;

- создание фотоальбомов и фотогазет;

- создание презентаций и видеофильмов;

- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;

- викторины, кроссворды, игры;

- инсценировки;

- итоговые концерты для родителей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Содержание   программы  духовно-нравственного воспитания «Вместе весело шагать» представлено  в виде проекта. Проект  включает в себя направления:

  • « Я и мои увлечения»
  • «Я  и мое Отечество»
  • « Я и окружающий мир»
  • « Я и мое здоровье»

   Вся воспитательная работа построена на основе сотрудничества, сотворчества, совместной работы школы, семьи, Центра детского творчества, детских образовательных учреждений, музеев, театров, городской детской библиотеки,  библиотеки прогимназии, общественных организаций.    

 

 (Отличительной особенностью…)Программа предусматривает совместную деятельность школы и дошкольных групп прогимназии «Сезам», т.к.большинство  воспитанников детского сада переходят в школу и адаптационный период легче проходит у детей, посещавщих «Сезам». Поэтому работа между группой и классом способствует лучшей подготовке детей к обучению в школе, созданию благоприятного психологического настроя у будущих первоклассников.

Задачи:

  • готовить воспитанников к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др );
  • развитие инициативности, любознательности, произвольности,
  • способствовать желанию и умению учиться, развивать способность к  самообразованию;
  • создавать условия для проявления инициативности, самостоятельности, творческого самовыражения, навыков сотрудничества в разных видах деятельности:
  • развивать  компетентность в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включать детей в различные формы сотрудничества ( со взрослыми и детьми разного возраста).
  •  Формы работы: методическая помощь педагогам, участие школьников в утренниках для группы, совместные мероприятия, взаимопосещения группы и класса, совместное строительство снежного городка, украшение веранды,  участие школьников в мастерских для дошкольников, чтение школьниками в сон час, приглашение на урок дошкольников.

Работа с родителями учащихся

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Цикл классных часов на тему «Моя семья» (1-4 классы):

«Карта Памяти или откуда начинается мой род»,

 «История создания семьи моих родителей»,

«Моя семья в фотографиях и воспоминаниях»,

«Памятные даты моей семьи»,

 «О тех, кого мы вспоминаем с грустью…», «Традиции нашей семьи», «С любовью  о моих родных» и т.д.

в течение года

Беседы, викторины, игры, презентации проектов и т.д.

 Классный руководитель, воспитатели ГПД

Семейные праздники (1-4 классы):

в течение года

2 раза

Совместные праздники с родителями

фотоотчёт

Классный руководитель, воспитатели ГПД

«Папа, мама, я - спортивная семья»            (1-4 классы)

в течение года

соревнования

Учитель физкультуры, Кл. руководитель,

Последний звонок ( 1-4-е классы)

 и выпускной вечер в начальной школе (4-е классы)

май - июнь

праздничная программа

Администрация , педагог-организатор,классный руководитель, воспитатели ГПД учитель музыки,

Тематические родительские собрания по классам, организация лектория для родителей по духовно-нравственному воспитанию  (1-4 классы)

По плану

Собрание, круглый стол, практикум и т.д.

Классный руководитель, воспитатели ГПД

Общешкольное родительское собрание (1-4 классы)

  • «Нравственное воспитание младшего школьника»,
  • «Психология семейных отношений и их влияние на становление личности ребенка»,

2 раза в год

Собрание

фотоотчёт

Администрация прогимназии

Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время (1-4 классы)

в течение года

Классный руководитель, воспитатели ГПД

Распространение лучшего опыта семейного воспитания на сайте прогимназии

в течение года

Статьи

видеофильм

Администрация , информ. центр школы

Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек, противоправного поведения несовершеннолетних

в течение года

беседы

Кл. руководитель, воспитатели ГПД, психолог, социальный педагог

Наглядная агитация для семьи и родителей  (выставки, классные

 уголки для родителей, доска объявлений, размещение информации, благодарностей родителям на сайте прогимназии

в течение года

выставки,

доска объявлений, размещение информации на сайте

Администрация , информ. центр школы, кл. руководители, воспитатели ГПД

Классные уголки: выставки детских рисунков, сочинений, творческих работ, информация для родителей.

в течение года

Детские работы, статьи, объявления

кл. руководители, воспитатели ГПД

Консультации школьного психолога, логопеда, врача, директора  школы и учителей по актуальным вопросам семейного воспитания  (по запросам)

в течение года

Школьный психолог, логопед, медсестра, директор  школы , кл. руководитель

Я и мое Отечество

Название мероприятия

Сроки

Формы работы

Участники образовательного процесса

1

 Будем знакомы!

Формирование  классного коллектива родителей и детей.

сентябрь,

октябрь

Тестирование, анкетирование, опрос, творческие работы,    педагогические  наблюдения, беседы.

Создание страницы класса в сети «Дневник. ру».

Создание актива родителей и детей

дети, учителя, родители, психолог,

2

Цикл классных часов по теме

«Я – гражданин и патриот» ( с 1-4 кл.):

«Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины», «Москва – столица великой страны»

Символы Тюменской области, Сургута, Сургутского района

Школьная и классная символика

В течение года

Классный час

Классный руководитель,

Воспитатель ГПД, музейные специалисты, библиотекарь

3

Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» ( с 1-4 классы)

В течение года

Классный час

Классный руководитель,

Воспитатель ГПД,

библиотекарь

4

Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна» (1-4 классы)

В течение года

Классный час

Классный руководитель,

Воспитатель ГПД, библиотекарь

        5

Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса, старшим поколением «Дети войны» (1-4 классы).

В течение года

Встречи, беседы, выставки и т.д.

фотоотчёт

Классный руководитель,

Воспитатель ГПД, библиотекарь, родители

6

Экскурсии в краеведческий музей и музеи г. Сургута (1-4 классы).

В течение года

экскурсии

Классный руководитель,

Воспитатель ГПД

7

День учителя

«Золотое сердце учителя» (1-4 классы)

«Моя любимая учительница» (1-2 классы)

«Мой учитель лучше всех»

октябрь

Комплекс мероприятий:

праздничная программа,

конкурс рисунков,

конкурс творческих

проектов (индивид.),

выставка сочинений «Мой любимый педагог»

Классный руководитель,

Воспитатель ГПД

8

«Мой дом, мой город. Мой любимый уголок» (3-4 классы)

ноябрь

Фотовыставка

Конкурс рисунков

Классный руководитель,

Воспитатель ГПД, педагоги Центра детского творчества, библиотекарь

9

Посвящение в гимназисты   учеников 1-х классов.

октябрь

ритуал посвящения

фотоотчёт

Классный руководитель,

Воспитатель ГПД, педагог -организатор

10

День народного единства (1-4)

ноябрь

Комплекс

мероприятий: игры, беседы, встречи

Классный руководитель,

Воспитатель ГПД

11

Марафон ко Дню Матери. «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя «МАТЬ!»»,

ноябрь

Комплекс мероприятий:

концертная

программа

выставка рисунков

конкурс стихов и сочинений

Администрация, учитель музыки, учитель ИЗО, воспитатели, учителя, педагог-организатор

12

 «День Рождения Сезама только раз

 в году»

 Акция «Подарок школе своими руками»

КТД «Школа – наш дом, будь хозяином в нём»

 февраль

концертная программа

КТД « Строим своими руками» постройки снежных городков

Классный руководитель,

Воспитатель ГПД,

Совместная деятельность с дошкольными группами

13

« Аты–баты, шли солдаты» (4 классы)

февраль

смотр строя и песни

Классный руководитель,

Воспитатель ГПД, учитель

физической культуры

14

День космонавтики «Россия в освоении космоса» (1-4 классы):

«Человек поднялся в небо» (1-4 классы)

«Через тернии к звёздам» (1-4 классы)

12 апреля

Комплекс

мероприятий:

кл. часы, презентации проектов

выставка рисунков

Классный руководитель,

Воспитатель ГПД,

15

День Победы «День Победы – праздник всей страны» (1-4 классы):

«Живи, цвети, мой город » (1-2 классы)

 «Память, которой не будет конца» (3-4 классы)

«Мои родные защитники Родины» (3-4 классы)

«Страницы великой Победы»

май

Комплекс

мероприятий:

конкурс детского рисунка на асфальте

конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.)

фотовыставка

книжная выставка

экскурсия в краеведческий музей

Классный руководитель,

Воспитатель ГПД, музейные специалисты,

библиотекарь

 

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям,  старшему поколению;
  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной  коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Я  и мое здоровье

1

Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» (1-4 классы)

в течение

 года

беседы, викторины, встречи

классные руководители,  воспитатели ГПД, медицинский работник

2

Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле – здоровый дух» (1-4 классы):

«Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Я расту, я развиваюсь» и т.д.

в течение года

беседы, викторины, встречи

классные руководители, воспитатели ГПД, медицинский работник

3

Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности «Умей всем страхам в лицо рассмеяться» (1-4 классы)

в течение года

беседы, викторины, игры

классные руководители, воспитатели ГПД, психолог школы

4

Цикл классных часов по ПДД (1-4 классы):

«Мы и дорога», «Азбука безопасности», «Красный, жёлтый, зелёный» и т.д.

в течение года

20-минутные беседы, викторины, игры, встречи с сотрудниками ГАИ

классные руководители, воспитатели ГПД, сотрудники ГАИ

5

Анкетирование учащихся:

«Вредные привычки и мы», «Мой режим дня», «ЗОЖ»(1-4 классы)

в течение года

анкетирование

психолог, классные руководители , воспитатели ГПД

6

Осенний школьный мини-марафон (1-4 классы)

Общешкольный поход

ежегодно в сентябре

кросс

экскурсия в осенний лес

Администрация, учитель физкультуры, классные руководители

7

«Мама, папа, я – спортивная семья» (1-4 классы):

  • 1-е классы
  • 2-е классы
  • 3-е классы
  • 4-е классы

октябрь

декабрь

март

май

 спортивные соревнования

Администрация, учитель физкультуры,

классные руководители

8

Профилактические акции

«Внимание, дети!»

 

«Ударим юмором по вредным привычкам» (3-4 классы)

Встречи с мед.работниками (1-4 классы)

Презентация индивидуальных  и групповых проектов «В здоровом теле –

здоровый дух».

сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

январь

Комплекс мероприятий: встречи с сотрудниками ГАИ, выставка рисунков,  КТД -изготовление книжек-малышек для групп детского сада

Комплекс мероприятий:

конкурс рисунков и плакатов

беседы

газета, стенд

индивидуальные и групповые творческие  проекты

фотоотчёт

Учитель, воспитатели ГПД,

Сотрудники ГАИ,

дошкольники

учитель ИЗО

классные руководители, мед. работник

зам.директора по ВР,

классный руководитель, воспитатель ГПД, дошкольники групп

9

«Весне – физкульт-ура!»

март

спортивная эстафета

Администрация, учитель физкультуры,

классные руководители

10

Дни здоровья

Сентябрь

Май

Комплекс мероприятий

Администрация, учитель физкультуры,

классные руководители

11

Конкурс СМИ «Дети Сургута за здоровый образ жизни»

февраль

Рисунки, стихи, сочинения, проекты

 Ученики,

классные руководители, воспитатели ГПД, родители

12

Городские соревнования «Спартианские игры»

апрель

спортивная эстафета

Ученики,

классные руководители,  учитель физкультуры,

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического,  нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения на здоровье человека.

Я и окружающий мир

1

«Законы коллектива» (1-4 классы), распределение поручений в классе

сентябрь

классный час

кл. руководитель Воспитатель ГПД,

2

Цикл классных часов по правовой грамотности «Наши права и обязанности»:

«Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Ваши права, дети», «Имею право» и т.д.

в течение года

классный час

Кл. руководитель ,инспектор по охране прав детства, социальный педагог, воспитатели ГПД

3

Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» (1-4 классы):

«Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» и т.д.

в течение года

классный час

Кл. руководитель , , воспитатели ГПД, приглашение родителей

4

Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты» (1-4 классы):

«Если добрый ты», «Без друзей меня чуть-чуть», «Чем сердиться -  лучше помириться»,  «Чужой беды не бывает» и т.д.

в течение года

классный час

кл.руководитель Воспитатель ГПД,

5

Цикл классных часов, посвященных воспитанию обучающихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или как жить в ладу с собой и миром»

в течение года

классный час

Кл. руководитель социальный педагог, воспитатели ГПД, представители религиозных структур

6

День пожилого человека (1-4 классы),встреча с пожилыми людьми

«С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет» и т.д.

Октябрь

В течение года

концертная

программа

проекты

Администрация

Кл. руководитель,

учитель музыки, воспитатели ГПД

7

День Конституции и День права:

Игры «Закон и ответственность» «Имею право» и т.д.

Встречи с работниками УВД и прокуратуры

декабрь

Комплекс

мероприятий: игры, беседы, встречи

Администрация ОУ,  кл.руководитель,учитель музыки,

8

«Рождество Христово» (1-4 классы)

январь

Конкурс детского рисунка

кл.руководитель Учитель ИЗО, воспитатели

9

Праздник «Масленица » (1-4 классы)

февраль-март

концертно-развлекательная программа

кл.руководитель,воспитатель ГПД, учитель музыки

10

Святая Пасха (1-4 классы):

конкурс «Пасхального яйца»

выставка рисунков

беседы

апрель

комплекс мероприятий : конкурс «Пасхального яйца»

выставка рисунков

беседы

кл.руководитель,воспитатель ГПД, учитель музыки, учитель ИЗО

11

День семьи (1-4 классы)

«Ценности трех поколений»

«Я и мои родные» (3-4 классы)

«Фотографии из семейного альбома», «Забота о родителях – дело совести каждого», «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи)

май

Цикл мероприятий:

классный час с родителями

конкурс проектов

проекты

видеофильм

кл.руководитель, воспитатели  ГПД

12

«Последний звонок» (4-е классы)

май

театральное представление

кл. руководитель Администрация , учитель музыки, воспитатели ГПД

13

Изучение уровня воспитанности обучающихся, их нравственных приоритетов, развития классных коллективов (2-4классы)

в течение года

анкетирование, диагностика

Педагог-психолог, социальный педагог , кл.

руководитель

Предполагаемый результат:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и своего образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Я и мои увлечения

1

«Мир профессий» (1-4 классы)

в течение года

Экскурсии на предприятия города

кл. руководитель воспитатель ГПД, социальный педагог,родители

2

Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши» (1-4 классы)

в течение года

Беседы, проекты ученические

кл.руководитель, воспитатель ГПД, учитель музыки

3

 Конкурс поделок из природного материала.  (1-4 классы)

сентябрь

Конкурс-выставка творческих работ

Учитель ИЗО, кл. руководитель, воспитатель ГПД,

4

Осенний бал.

октябрь

Конкурс на лучший  дизайн осеннего  костюма

кл.руководитель, воспитатель ГПД, учитель музыки

5

Книжкина больница «Библиотеке – нашу помощь» (2-4 классы)

в течение года

трудовая акция

КТД

Библиотекарь, кл.руководитель, воспитатель ГПД

6

Оформление кабинета и школы - к праздникам  и мероприятиям (1-4 классы)

в течение года

трудовая акция, КТД

кл.руководитель, воспитатель ГПД, родители

7

Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек (1-4 классы)

в течение года

трудовая акция, КТД, индивидуальные  творческие проекты

кл.руководитель,воспитатель ГПД, педагоги доп.образования

8

«Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера» (1-4 классы)

февраль - март

выставка работ

кл.руководитель, воспитатель ГПД,

9

Театральная весна

март

инсценирование театральные постановки

кл.руководитель, воспитатель ГПД,

10

«Прекрасный мир моих увлечений» (1-4 классы)

в течение года

Презентация увлечений и хобби

кл.руководитель, воспитатель ГПД, учитель музыки

11

Ко Дню Земли: конкурс поделок из бросового материала

апрель

Творческие проекты, индивидуальные работы

кл.руководитель, воспитатель ГПД, педагоги доп.образования, родители

12

«Самый чистый класс »

в течение года

Генеральная уборка класса

кл.руководитель, воспитатель ГПД,

13

«Готовимся к встрече пернатых друзей » (1-4 классы и их родители)

март-май

Изготовление скворечников,

Изготовление кормушек для птиц

Экскурсия в лес

кл.руководитель

воспитатель

ГПД, родители

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;   мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности

     Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств  - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

 Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи  установили,  что  именно младший  школьный  возраст  характеризуется  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Это  позволяет  своевременно  заложить  нравственный  фундамент  развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности  в  младшем  школьном  возрасте,  является  формирование  гуманистического  отношения  и  взаимоотношения  детей,  опора  на  чувства,  эмоциональную  отзывчивость.

Педагогический  смысл  работы  по  нравственному  становлению  личности  младшего  школьника  состоит  в  том,  чтобы  помогать  ему  продвигаться  от  элементарных  навыков  поведения  к  более  высокому  уровню,  гдетребуется  самостоятельность  принятия  решения  и  нравственный  выбор.Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств  школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Список использованной литературы

 1.   Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

2.   Артюхова  И.  С.  Ценности  и  воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80

3.   Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. – 534с.

4.   Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988- 354с.

5.   Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68

6.   Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

7.   Бондаревская  Е.  В.  Нравственное  воспитание  учащихся  в  условиях  реализации  школьной  реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.

8.   Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий  - М.: Просвещение,1977.- 376с.

 

                                 



Предварительный просмотр:

 

  Внеклассное мероприятие,

 посвящённое Великой Отечественной войне

 «Поклонимся Великим тем годам»

  в 4 классе

     

Подготовила:

Маслакова А.А.

 учитель начальных классов

 МАОУ СОШ № 31

г. Южно-Сахалинск  

п.р. Ново-Александровск

2019год

«Поклонимся Великим тем годам»

 Цель: воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины, воспитать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества, память о тех, кто защищал Родину и тем, кто пережил эту войну.

Задачи: расширить исторический кругозор, укрепить уважительное отношение к традициям народа.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Ход мероприятия

Ведущий. Сегодня мы будем говорить об историческом прошлом нашей Родины, о тех страницах Великой Отечественной Войны, которые не вправе забывать. Это победа наших дедов и прадедов. Мы, наше поколение должны сберечь память о тех, кто отдал жизнь, защищая нашу Родину, заботиться о живущих рядом с нами людях, переживших войну.

Казалось, было холодно цветам,

и от росы они поблекли.                        

Зарю, что шла по травам и кустам,

обшарили немецкие бинокли.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной.

Всего каких-то пять минут осталось?

Звучит музыка. Музыка обрывается. Звуки падающих бомб. Голос Левитана, сообщающий о заявлении Советского правительства о нападении Германии. Звучит первый куплет песни «Священная война».

     1     Что случилось, скажи мне, ветер

Что за боль у тебя в глазах?                  

Разве солнце не так уж светит,

Или вянут травы в садах?

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

      2    Солнечным ранним утром в июне,                    

В час, когда пробуждалась страна.

Прозвучало впервые для юных  

Это страшное слово – война.

 Война-жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова.
 
Ведущий.  На рассвете 22 июня 1941 года, тысячи фашистских орудий открыли огонь по нашим пограничным заставам, железным дорогам, городам. Стремительно пересекали границы, сотни самолетов с фашистской свастикой - знаком в виде креста с загнутыми концами. Началась война, которая длилась 1418 дней

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,                            

наши мальчики головы подняли-

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

      Ведущий. Начиная с 22 июня 1941 года, народы нашей страны в течение четырёх лет слушали страшную музыку войны (звучит запись со звуками стрельбы, разрывов снарядов и т. д.).    

СЦЕНКА. Презентация

На сцене мама  с девочкой. Мама собирает чемодан, девочка стоит рядом. Затем они спешно уходят. Звук поезда. Мама и Ада сидя.

Ада: Мама, я забыла свою куклу.

Мама :Не расстраивайся, Ада. Приедем на место, соберем денег и купим тете новую куклу.

Ада: Мама а сколько стоит танк? Я не хочу куклу, лучше я куплю танк и пошлю его папе на фронт.

Мама: Танк стоит дорого, дочка. Не хватит наших с тобой денег.

Ада: А если все девочки и мальчики отдадут свои деньги из копилок, на них можно будет купить танк?

Мама: Ну, если все- то можно.

Дети уходят со сцены.

Идет показ презентации « МАЛЮТКА» (фото танков).

На сцену выходит ведущий.

Ведущий: И вскоре в редакцию газеты « Омская правда» принесли конверт, в котором оказались деньги и письмо

Ученица « Я, Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычёвка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой»

Ведущий: Письмо было опубликовано в газете, и в редакцию посыпались конверты, написанные неровным детским почерком. Деньги поступали ежедневно- рубли, даже мелочь, что была в ребячьих копилках. Каждый из них расстался не просто с деньгами, а с мечтой о желанной игрушке.
На детские деньги был выпущен лёгкий танк Т-60.

Ведущий: Осенью 1943 войска освободили город Ады и она вернулась домой. Отец девочки погиб в бою. Не суждено было сбыться мечте Ады о том, чтобы воевал на МАЛЮТКЕ. В хронике Сталинградской битвы есть кадры, запечатлевшие сдачу в плен генерала-фельдмаршала Паулюса. Среди растянувшихся танковых колонн, стоит легкий Т-60 с надписью МАЛЮТКА.

Ученик. В нашем тылу тоже шла битва – рабочая битва: женщины, старики, дети, все кто не мог уйти на фронт, трудились на заводах, выпускали танки, самолеты, снаряды.

По 12 – 15 часов стояли люди у станков, это был их трудовой фронт, их трудовой подвиг. Они трудились, верили в победу и ждали с войны своих мужей, сыновей, отцов, братьев.

Трудно было всем, и дети не были исключением, потому что на войне детей не бывает. И те, что попали на войну, должны были расстаться с детством.

Послушайте обращение к советским ребятам Аркадия Гайдара

  Несмотря на трудности военного периода, дети очень ответственно относились к учебе. Учеба в школе во время войны начиналась с октября месяца. В сентябре школьники работали, убирали урожай в подсобном хозяйстве завода. Зимой по пояс в снегу заготавливали дрова в лесу для школы, писали письма на фронт, помогали раненым, собирали фронтовикам посылочки.

Условия были крайне тяжелыми: не хватало оборудования и учебных пособий, письменных принадлежностей, топлива. Из-за нехватки помещений большинство школ работало в две, а то и в три смены. Летом школьников, кому исполнилось 16 лет, - вместо летних каникул, направляли  в лагеря военных, где их военному делу: изучали оружие, рыли окопы, несли караульную службу, ползали по-пластунски.

Ведущий. На фронте воевали все: и мужчины, и женщины с автоматами в руках били фашистов, совершали диверсии в тылу врага, бомбили вражеские войска с неба. И конечно им помогали дети. Маленькие герои большой войны.

Почти каждый мальчишка мечтал попасть на фронт, чтобы оказать свою помощь.

                              Рассказ танкиста

1.    Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,                                      

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

2.    Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами - не труд,                                        

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит - не выглянуть из башен, -

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

3.    Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

- Товарищ командир, товарищ командир!                              

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

- Да где же, где?.. - А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

4.   Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка - мины, пули свищут,                                    

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.                                            

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

5.   Я вытер пот. Душила гарь и копоть:                                              

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -

И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить

Ведущий А сколько наград получили юные герои, за свои подвиги? До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришёл час – они показали, каким  огромным может стать маленькое детское сердце когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Тысячи детей и подростков совершили в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена маленьких разведчиков и подпольщиков, которые бесстрашно боролись  с врагами Родины и совершили  героические поступки в борьбе с фашистами, проявили  лучшие черты характера:  мужество, героизм, отвагу, находчивость.

Под  показ видео «ПИОНЕРЫ ГЕРОИ» дети говорят:

Валя Котик                      
    Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
   Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.   
   
Марат Казей                           
   За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения.   Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
   За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.


   
Зина Портнова                      
Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива.
   Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
   
   
Леня Голиков                         
   Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
   Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
   Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
   2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
   
   
Володя Дубинин    

Вместе со взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты захватчики вели борьбу с отрядом каменоломен и замуровывали выходы из неё. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами. Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин.

Надя Богданова

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...  Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Презентация под песню «Пионеры-герои»

Сценка «Пионеры-герои»

Это было в мае, на рассвете.
Настал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.

Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

И, погладив ласковой ладонью,
Он ее на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!

… И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.

Песня «Дети и война»

Ведущий. Во время войны часто устраивали небольшие концерты для солдат на фронте, раненых в госпиталях.

Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки                            
Не прожить без прибаутки.

Импровизированный концерт:  Танец для солдат « Катюша».

Ведущий. Вера в победу, сила духа помогали людям жить. Эту битву выиграли не только доблестные войны, но и трудившиеся в тылу, непокорённые блокадники Ленинграда, художники, музыканты, поэты - они противостояли Злу, поддерживали веру в победу, силу духа нашего народа.

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,          

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Прошла война, прошли года
Но боль взывает к людям
Давайте люди никогда
Об этом не забудем!

   Выступление Левитана «Вечная слава»

Показ военных фотографии.
• Начинает звучать
 песня из к/ф «Офицеры» («… от героев былых времен не осталось порой имен, те, кто приняли смертный бой стали просто землей и травой…»)
• На фоне песни произносятся слова:
Но мы помним всех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны,

Кто был на ней, но не дожил до дня сегодняшнего,

Кто победил, что бы мы все сейчас жили спокойно!
• Продолжает звучать песня, под неё все участники постановки поднимают вверх и держат до окончания песни фронтовые фотографии своих родственников или известных героев войны.

Источники:

  1. «Пионеры-герои»  http://www.molodguard.ru/heroes1.htm 
  2. Стихи о войне http://www.9maya.ru/page,1,23,649-stixi-o-vojne.html 
  3. «Рассказ танкиста» Твардовский А. Издательство «Детская литература», 1986 год
  4. «Это было в мае на рассвете» Рублёв http://stihi-russkih-poetov.ru/poems/georgiy-rublyov-pamyatnik 
  5. «Павшим» Щипачёв С. http://stihi-russkih-poetov.ru/tags/pamyat 
  6. Военные  песни  «Катюша», «Священная война» http://music.yandex.ru/#!/track/4195207/album/219622 
  7. Песня «Дети и война» http://vozmimp3.com/?string=%E4%E5%F2%E8+%E8+%E2%EE%E9%ED%E0 
  8. Обращение Аркадия Гайдара к советским ребятам http://www.kuncevo-online.ru/gazetn_news_o_gaidare.php 
  9. Выступления Левитана http://sc148.ucoz.ru/publ/rech_levitana_o_nachale_vojny_i_dr/1-1-0-69 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час «В гостях у Мойдодыра» 2 класс Маслакова А.А учитель начальных классов МАОУ СОШ №31 г.Южно-Сахалинск

Слайд 2

Мойдодыр

Слайд 11

Можно грызть зубами грецкие орехи. Надо полоскать зубы после еды. Надо чистить зубы 2 раза в день. Не ходи к зубному врачу. Надо есть много конфет

Слайд 13

Намочите руки водой. Возьмите мыло. Намыливайте руки с обеих сторон. Намыливайте руки между пальцами. Полощите руки чистой водой.

Слайд 18

Замок Мойдодыра

Слайд 19

Итог Я узнал… Мне было интересно…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Маслакова Анастасия Алексеевна, у читель начальных классов 2020 Найди гласные

Слайд 2

Б Я Э Ш О Й Ё Л З А

Слайд 3

Д О У К Ы Й Ы М З И

Слайд 4

О Ё Е А Я У Ю Ы И Найди гласные, которые могут обозначать два звука

Слайд 5

Д Я Ё К Ю Й Е М З И Найди гласные, которые обозначают мягкость согласного звука



Предварительный просмотр:

«Взаимодействие школы и семьи в развитии читательской культуры ребенка

(из опыта работы родительского клуба «Лад»)»

Выполнила:   Маслакова Анастасия Алексеевна

 учитель начальных классов.

                                                                Южно-Сахалинск 2021г.

                                                                        Введение

Тот, кому недоступно искусство чтения,-

не воспитанный человек, нравственный невежда.

Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой.

Но нельзя быть счастливым, не умея читать.

Василий Александрович Сухомлинский.

В начальной школе ученик – маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Как важен этот первый шаг! Проводниками для детей становимся мы- взрослые, родители и учителя.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности. Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению.

Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве школы и семьи.

Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и его основа- привычка ребёнка читать. Дети перенимают то отношение к чтению и книге, какое есть у его родителей:

Семья - это начало детского чтения.

Читают родители - читает и ребенок.

В ФГОС также одним из требований является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом. Чтобы решить данную проблему необходимо, чтобы каждый учитель использовал различные приёмы для достижения эффективного результата. Одним из путей развития читательской грамотности является обучение смысловому чтению, которое способствует формированию личности грамотного читателя, приобретению им жизненного и социального опыта.

Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Три составляющих -  школа, семья, библиотека - создают окружение, формирующее Человека Читающего, Человека XXI века.

На методическом объединении учителей начальных классов и педагога-психолога, мы обсудили проблему чтения, отношение учащихся  к книгам. Мы пришли к выводу, что нам необходимо сформировать родительский клуб. Где он может стать не только местом помощи и консультирования, но и площадкой, где мамы, папы и ребёнок будут получать полезную информацию для качественного обучения и формирования личности ребёнка и семьи в целом.

Школа поставила задачи:

- организовать сотрудничество “ученик-родитель-библиотекарь”;

- возродить традиции семейных чтений;

- повысить культуру чтения в семье;

- приобщить учеников к регулярному чтению детской литературы и посещения библиотеки.

Выполнение поставленных задач реализуются через такие формы и методы, как:

- проведение тематических родительских собраний;

- анкетирование родителей( с целью промежуточного анализа деятельности читательского клуба «Лад»)

- взаимодействие со школьной библиотекой;

- ведение читательских дневников (родителей и учащихся).

- участие детей и родителей в школьных литературных мероприятиях(викторины, квесты).

Практикум.

Начальным этапом создания родительского клуба было проведение родительских собраний в начальной школе.

Тема: «Отношение родителей к чтению детей»

Целью первого этапа стало выявление социально-педагогических проблем в семьях.

Положительное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка.

 Для этого использовались следующие методы:

  1. Наблюдение  
  2. Анкетирование
  3. Беседы.

Данное исследование позволило нам понять проблему  – утрачивание традиций семейного чтения, кризис детского чтения.

Задачи:

  1. Изучить читательскую ситуацию в семье.
  2. Узнать, как поддерживаются традиции семейного чтения.
  3. Узнать на каком уровне культура чтения в семье.

Вопросы анкетирования:

  1. Нравится ли моему ребенку читать? Да,нет
  2. Заставляю ли я своего ребенка читать? Да,нет
  3. Любите ли вы сами читать? Да,нет
  4. Читаете ли вы своему ребенку? Да,нет

Всего участвовало в анкетировании 95 родителей учащихся 1-4 классов.

По мнению родителей, нравится читать-30 человек, не нравится читать- 65 человек.

Большая часть родителей заставляет читать своих детей. Ответили положительно- 73 человека, не заставляют- 22 человека.

Многие родители любят сами читать.

Родители первоклассников ответили, что все читают своим детям, а родители 3,4 классов дали ответ, что не читают, так как их ребенок уже сам умеет читать.

Выводы по результатам анкетирования:

В основном отмечалось положительное отношение родителей к чтению, родители обращают внимание на такую важную сферу развития ребенка, как формирование читательских компетенций. Родительская общественность нуждается в методической и педагогической поддержке со стороны учителей-предметников и классных руководителей.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, существующие в практике формы и методы взаимодействия школы с родителями, мы все-таки убедились, что наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями является родительский клуб.

Основные направления деятельности клуба «Лад»:

  • Духовно-нравственное развитие личности ребенка;
  • Формирование основ читательской самостоятельности;
  • Воспитание умения «талантливо читать»;
  • Развитие познания и творчества;

Цель работы клуба:

  • Создание информационно-педагогической среды, мотивации чтения школьников в семье.

Задачи клуба:

  • Организовать сотрудничество «ученик-родитель-библиотека»;
  • Возродить традиции семейных чтений;
  • Повысить культуры чтения в семье;
  • Приобщить учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.

Для достижения поставленных целей был создан совет клуба, состоящий из 5 человек: руководитель клуба (координатор и организатор работы), педагог-психолог (выявляет нуждающиеся в помощи семьи, разрабатывает на дифференцированной основе способы взаимодействия с семьям обучающихся), родители- 3 человека, наиболее активные и заинтересованные участники встреч (оказывают помощь педагогам в проведении заседаний, в оформлении материалов работы клуба).

  В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно поучительная форма общения, клуб строит отношения  семьями на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется с родителями.

Клуб «Лад» проводит школьно-семейные встречи за круглым столом в школьной библиотеке, внеклассные мероприятия с привлечением родителей, открытые классные часы для учащихся начальной школы, школьные мероприятия в рамках внеурочной деятельности.

Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, разнообразными формами работы над произведением, творческие методы заинтересованности ребенка при работе с текстом, новыми именами, которые на слуху у детей, но не известны их родителям.

Виды и формы работы совместно с родителями.

За время работы нашего клуба «Лад», были использованы разнообразные формы работы с семьей, проведены различные мероприятия для родителей и совместно с родителями.

Предлагаем вашему вниманию одно мероприятие читательского клуба «Лад».

Тема: «Литературные формы работы с текстом в рамках учебного и семейного чтения»

Цель мероприятия:

  1. Формирование и развитие у учащихся навыков и умений работы с текстами различных типов и жанров.
  2. Возрождение традиций семейного чтения
  3. Приобщение детей и родителей к чтению как средству межличностного общения.

Задачи:

  • Развивать логическое мышление, творческое воображение, речевую культуру на основе самостоятельной поисковой, творческой деятельности.

Участники мероприятия: родители, дети, педагог-психолог, учителя начальных классов 2 и 4 классов.

  Место проведения мероприятия-школьная библиотека.

План мероприятия:

Вступительное слово председателя клуба «Лад» ( приветствие, цель и задачи данного мероприятия)

Выступление педагога- психолога с темой «О пользе семейного чтения»

Выступление о формах литературного чтения школе и семье учителя начальных классов.

 Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение.

Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой.

Большую роль в повышении читательского интереса играют внеурочные занятия по внеклассному чтению.

Внеклассное чтение в начальной школе является обязательной частью подготовки детей к самостоятельному чтению.

Цель внеклассного чтения - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтением учащихся доступной им по содержанию разнообразной литературы.

С одной стороны, это свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество. С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному и думающему читателю.

Поскольку уроки внеклассного чтения призваны развивать школьников, воспитывать в них активность, то структура уроков чрезвычайно разнообразна, не подчиняется какой-либо схеме. Каждый урок - творчество учителя и учащихся, и чем большего разнообразия, чем большей живости и гибкости удается добиться на этих уроках, тем больше успехов достигает учитель со своим классом.

Формы внеклассной работы по литературному чтению в начальной школе различны.

Большой интерес у детей вызывают литературные игры.

Литературная игра – это форма литературного образования, основанная на развертывании (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности.

Они несут в себе соревновательный элемент, помогают сплочению коллектива, так как проводятся в форме командных соревнований. В них могут принимать активное участие не только все дети из класса, но и их родители, что создает атмосферу праздника.

Соревновательная литературная игра может быть проведена и в виде викторины – формы интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов.

Викторина – один из видов работы, активизирующий познавательную деятельность учащихся, развивающий память, внимание, наблюдательность, приносящий радость.

Викторины составляются как по одному произведению, так и по творчеству писателя или общей тематике.

Читательская конференция.

Читательская конференция помогает достичь в работе учителя следующих целей:

1.Привлечь внимание учащихся к вдумчивому чтению текста;

2.Научить их самостоятельному рассуждению;

3.Пробудить фантазию учащихся, развить творческое воображение;

4.Дать навыки работы с литературой разного типа;

5.Развить умения устной и письменной речи;

6.Углубить знания по определённой теме;

7.Способствовать развитию исследовательских способностей учащихся.

Этапы подготовки к читательской конференции

1.Определение темы конференции;

2.Согласование сроков проведения конференции с педагогами, гостями, родителями, участниками;

3.Определение круга вопросов;

4.Определение проблематики творчества писателя, поэта;

5.Просмотр фрагментов кинофильмов, видеоматериалов, спектаклей, имеющих отношение к теме конференции;

6.Организация встреч с людьми, имеющими отношение к конференции; 7.Поиск дополнительной информации;

8.Репетиции с участниками;

9.После конференции - рефлексия 

Формы проведения читательских конференций

  1. Турнир литературных героев.
  2. Театр театральных миниатюр.
  3. Литературный ринг.
  4. Гостиная писателя.
  5. Литературный праздник.

    Деление на группы( присутствующие делятся на группы по цвету программок, которые они получили при входе). см. Презентацию.

1 группа- Инсценировка сказок, произведений известных писателей.

2 группа- Пантомима

3 группа- Работа с пиктограммой.

4 группа- Продолжение басни…

В каждой секции участники не только могли познакомиться с теоретическим аспектом, но и поучаствовать в практической части.

Рефлексия эмоционального состояния «Поле слов»

Родители по завершении заседания родительского клуба «Лад» поделились своими эмоциональными переживаниями. Из 40 предложенных слов необходимо было выбрать 5, отражающих эмоциональное состояние родителей:

1. Открытие – 83%

2. Удовольствие – 75%

3. Спокойствие – 58%

4. Удовлетворение – 50%

5. Продолжение. Понимание. Радость – 42%

 Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.

Заключение

Таким образом, кропотливая и творческая работа библиотекаря, учителя, родителей обязательно приносит свои плоды - укрепляет контакт детской библиотеки со школой и семьей, положительно сказывается на читательской активности и культуре детей. Сотрудничество школы, родителей с библиотекой демонстрирует не только пользу от чтения книги, но и заставляет посмотреть на массовую библиотеку как на организатора интересного и полезного досуга, место неформального общения, центр консультирования по вопросам детской литературы, педагогики детского чтения. Проведенное анкетирование с родителями и детьми, позволило сделать нам убедиться, что мы на правильном педагогическом и методическом пути. Показатели анкетирования выросли на 20-30%. Это говорит о том, что поставленные цели и задачи литературного клуба «Лад» реализованы.

Благодаря деятельности клуба появилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интереса к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками.


Предварительный просмотр: