Работа с родителями

Щеникова Татьяна Ивановна

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Теремок»




План работы с родителями

в разновозрастной группе раннего возраста










Выполнила

воспитатель:
Щеникова Т.И.


Пояснительная записка.


                Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка. Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнерских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.

Актуальность.

       С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.

И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.

       Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь – «Социум».

        В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило не приносит положительных результатов.

         В результате этого, встал вопрос о создании условий о взаимодействии с родителями, которые являются не только заказчиками, но и активными партнерами.

Цель: формировать сотрудничество между семьей и педагогами ДОУ, создать  необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания детей.

Задачи:

1.Установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы.

2.Приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащение предметно – развивающей среды;

3.Объединять усилия для развития и воспитания детей;

4.Привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;

5.Распространять педагогические знания среди родителей;

Перспективный план взаимодействия с родителями

Месяцы

Название мероприятия

Сентябрь

1.Сбор сведений о семье, оформление социального паспорта семей.

2. Родительское собрание на тему: «Адаптационный период».

3. Анкетирование родителей на тему: «Что вы знаете о дидактических играх?» с целью выявления знаний родителей о дидактических играх, их значении в развитии ребёнка.

4. Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста»

5. Оформление наглядной информации  для родителей

 «Возрастные особенности детей 1,5- 2, 2-3 лет»,

6. Семейный конкурс «Лучший осенний букет».

Октябрь

1. Консультация «Дидактические игры –что это такое  ?»
2
Папка-передвижка «Одежда ребёнка в группе и на прогулке».
3. Памятка для родителей «Как сделать прогулку ребёнка интересной и содержательной», «Подвижные игры на прогулке».

4.Консультация «Оздоровление детей в домашних условиях»».
5. Индивидуальные беседы на тему: «Формирование навыков одевания и самостоятельной еды»
6.Конкурс лучшей семейной фотографии «Маленький огородник».
7. Совместное оформление композиции в приёмной «Самый необычный (полезный или красивый) овощ или фрукт с вашего огорода»

Ноябрь

1. Консультации: «Активный отдых в выходные дни», «Профилактика простудных заболеваний», «Двигательная активность – неотъемлемая часть жизни ребёнка в детском саду и дома».

2.Индивидуальные беседы с родителями о необходимости       

проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.

3. Консультация «Методы и приемы руководства детским конструированием в домашних условиях».

4. Консультация «Обучайте ребёнка соблюдению правил безопасности рядом с животным».

5.Праздник, посвященный Дню матери.

6. Изготовление подарков для мам.

7.Фотовыставка «Мама я тебя люблю».

Декабрь

1.Совместное творчество по созданию атрибутов к новогодним праздникам. Участие в новогодних утренниках.
2.Участие в групповой выставке «Новогодняя игрушка своими руками – 2021»
3. Участие в предложенных конкурсах ДОУ к новогодним праздникам. Тема «Мульт герой на елке»

4. Материал в уголок здоровья: «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания».
5.Консультация «Сохраняйте и укрепляйте здоровье детей».

6. Памятка для родителей: «Безопасность при проведении новогодних развлечений для детей»
7.Папка –передвижка: «Прогулка с детьми в зимний период»
8. Групповое родительское собрание: «Дидактическая  игра  как средство воспитания и развития дошкольника».

Январь

1. Презентация в уголке для любознательных родителей «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет».

2.В уголок для родителей поместить информационный материал:

«Здоровье детей в наших руках».
3.Консультация для родителей «Кризис трёх лет, как его преодолеть»,

4. Совместное проведение недели зимних игр и забав.

5. Привлечение родителей к оформлению прогулочных участков снежными скульптурами.

6.Конкурс среди родителей на изготовление лучшего костюма или атрибутов к сказке «Теремок».

Февраль

1.Консультация «Капризы и упрямство».

2. Памятка «Учить цвета легко и просто».

3.Информационный материал «Как научить ребенка наблюдать за изменениями в природе?»

4. Индивидуальные беседы с папами на тему: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».

5. Папка - передвижка «Отец как воспитатель».
6. Индивидуальные беседы: «Если ребенок дерется »
7.Выпуск стенгазеты с фотографиями: «Мой папа самый лучший».

8. Индивидуальные консультации «Ребёнок у экрана».

Март

1.Оформление родительских уголков перед предстоящим праздником.

2.Советы для родителей: «Формирование КГН».
3. Праздник
«8 Марта – мамин праздник».

4. Консультация «Поиграй со мной, мама» (дид. игры дома).

5.Консультация «Как помочь ребенку заговорить?».
6. Консультация для родителей «Детский травматизм и его профилактика».
7. Выставка образцов рукоделия бабушек и мам детей «Умелые, золотые, добрые руки».

Апрель

1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».

2.  Выставка для родителей детской художественной литературы о животных «Что почитать детям о животных».

3. Консультация «Как приучить ребенка к порядку»

4. Информационный материал: «Чем занять малыша весной на прогулке»

5. Акция добрых дел по благоустройству территории.

6. Рекомендации для родителей: «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома»
7. Участие в конкурсе ДОУ «Сделаем скворечник своими руками».

Май

1. Родительское собрание: «Чему научились наши дети за год»

2. Отчёт «Как мы играли и чему научились  в детском саду»
3. Видео – презентация: «Вот так мы жили в детском саду»
4. Привлечение родителей к благоустройству территории.
5.Памятки для родителей «Профилактика дизентерии, отравлений и кишечных инфекций».
6. Консультации «Одевайте детей по погоде».
7. Индивидуальные консультации «Летний отдых: чем кормить и чем занять ребёнка».



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей дошкольников

 «Пальчиковые игры и упражнения»

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей снизился? Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс.
       Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребенка, тем лучше развита его речь. Такая же связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Кроме того, известно, что у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Эта память включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем. Все мы пользуемся в своей жизни разными жестами, которые часто заменяют нам слова, придают им дополнительные оттенки, а иногда меняют смысл сказанного. Поэтому я хочу остановиться на пальчиковых играх.
        Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребенка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Суть фольклорных текстов – действие. Действие персонажей, движение событий создают единственную, удивительную движущуюся стихию жизни.
И еще несколько советов:
- включайте пальчиковые игры в ежедневные занятия с малышами. При этом не забывайте, что жесты и движения нужно обязательно сопровождать стихотворными словами;
- перед проведением пальчиковых игр убедитесь в том, что у ребенка ручки теплые (предложите похлопать ручками, потереть ладошками или согреть теплой водой под краном);
- тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь на народную мелодию;
- не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 разных игр, новые вводите постепенно, исключая по одной из хорошо знакомых (но через время возвращайтесь к ней).
В нашей группе детей раннего возраста работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук мы начинаем с самого утра во время проведения утренней гимнастики, а также физминуток, в свободное время утром и после сна – по 2-3 минуты. В нашей группе есть ширма «Учим с нами». Предлагаем разучить некоторые пальчиковые игры вместе с нами и включать их в ежедневные занятия с детьми.
Пальчиковые игры.
Цель:развитие мелкой моторики, умения воспроизводить движения в соответствии с текстом, активизация словаря, создание положительных эмоций.
«Дай ладошечку»
Дай ладошечку,
(ребенок подает ладоши, взрослый гладит их)
Моя крошечка,
Я поглажу тебя
По ладошечке.
На ладошечку
(взрослый подает ладоши, ребенок гладит их)
Моя крошечка,
Ты погладь меня
По ладошечке.
"Наши ручки"
Где же наши ручки,
(вытянуть ручки вперед, поворачивая кисти вверх и наружу) 
Где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки?
(спрятать ручки за спину)
Нету наших ручек.
Вот, вот наши ручки,
Вот наши ручки.
(показать ручки) 
Пляшут, пляшут наши ручки,
(различные вращательные движения руками) 
Пляшут наши ручки.
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
(поочередно сгибать пальцы на руке, начиная с большого пальца) 
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!
(показать ладошку 
«Сорока-сорока»
Сорока-сорока,
(указательным пальцев правой ладони водим по левой ладони)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
(сгибать поочередно каждый палец кроме мизинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
(постучать по мизинцу левой руки) 
«Ты дров не рубил,
Воды не носил,
Каши не варил.
Ничего не получил».
«Ладушки»
- Ладушки, ладушки,
(хлопаем в ладоши, проговаривая слова) 
- Где жили?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Простоквашку.
Кашку поели –
Шу-у полетели.
(машем руками как крыльями) 
На головку сели,
(положить ладони на голову) 
Сели, посидели,
Вновь улетели,
(снова машем руками) 
Да-а-а.
(сложили ручки на колени) 

«Ладушки - ладошки»
(Все движения выполняем по тексту)
Ладушки-ладошки,
Хлопали в ладоши,
Хлопали немножко,
Да-а-а.
Кулачки сложили,
Кулачками били:
Туки-туки-туки-тук,
Да-а-а.
«Нос, нос, голова…»
Нос, нос,
(погладить нос указательным пальцем) Голова, (обхватить голову руками и покачать головой)
Уши, щеки, рот,
(погладить уши, щеки, дотронуться пальцем до рта) 
Глаза.
(похлопать глазами)
Плечи, плечи,
(поднимать и опускать плечи)
Шея,
(погладить руками шею)
Грудь!
(постучать ладошками по груди) 
Не забыть бы
(погрозить указательным пальцем)
Что-нибудь!
Ручки хлоп-хлоп-хлоп,
(похлопать в ладоши)
Ножки топ-топ-топ.
(потопать ногами)
Раз сюда,
(отвести одну руку в сторону, помахать) 
Два сюда,
(потом другую руку,помахать) 
Это нет,
(покачать головой из стороны в сторону)
А это да!
(покачать головой вперед)
«Капусту солим»
Мы капусту рубим-рубим,
(стучим указательными пальцами друг о друга)
Мы морковку трем-трем,
(трем сжатыми кулаками друг о друга)
Мы капусту солим-солим,
(перебираем пальцами, будто "солим"
Мы капусту жмем-жмем.
(сгибаем-разгибаем пальцы рук)
"Эй, братец,Федя!"
(Одна рука малыша сжата в кулачок, на другой руке сжаты все пальцы,кроме указательного.
Указательным пальцем поочередно стучать по каждому пальцу другой руки, разгибая их со словами)
Эй,братец,Федя,
Разбуди соседей:
Вставай Большак,
Вставай Указка,
Вставай Середка,
Вставай Сиротка,
Вставай Митрошка,
Привет ладошкам!
(Помахать ладошками) 
"Раз цветочек, два цветочек"
Раз цветочек, два цветочек,
(крутим то левой, то правой кистью рук)
Ежики, ежики.
(встряхнули обе кисти рук)
Наковали, наковали
(стучим кулачками друг о друга)
Ножницы, ножницы!
(машем руками, перекрещивая их)
Бег на месте, бег на месте,
(стучим ладошками по коленкам)
Зайчики, зайчики.
(ставим указательные пальцы рук над головой)
Ну-ка дружно, ну-ка вместе:
(хлопаем в ладоши)
-Девочки и мальчики!
"Мы делили апельсин"
Мы делили апельсин,
(сложить из ладошек шар"
Много нас, а он один:
(развести руки в стороны)
Эта долька для ежа,
(попеременно загибать пальцы)
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят.
Эта долька для бобра,
А для волка кожура.
Он сердит на нас, беда!
(обхватить голову руками и покачать)
В домик спрячемся,сюда!
(прикрыть лицо руками)
"Ладушки"
(выполнять все движения по тексту потешки)
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
"Бабушка"
Ладушки, ладушки.
(хлопаем в ладоши)
-Где жили?
-У бабушки!
А ладони бабушки
(вытянули руки вперед и показали ладони)
Все в морщины собраны,
А ладони бабушки
(погладим ладошки"
Добрые, предобрые.
Все работали годами
(постучать кулачками друг о друга)
Добрые ладони,
Пахнут щами, пирогами
(понюхали ладошки)
Добрые ладони.
По кудрям тебя погладят
(погладили голову руками)
Добрые ладони,
И с любой печалью сладят
(дуем на ладошки)
Добрые ладони.
"Построим дом"
Молотком стучу, стучу.
(стучать кулачками друг о друга)
Сто гвоздей заколочу.
Будем строить дом, дом,
(ставить кулачки друг на друга попеременно)
Будем жить в нем, в нем.
(соединить пальчики, сделав из них "крышу"