Селиверстова Татьяна Николаевна


Селиверстова Татьяна Николаевна

ЭФФЕКТИВНОЕ ОСВОЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Т.Н. Селиверстова, МБДОУ «ЦРР Д/С №138»

городского округа город Воронеж 

Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности. Наиболее подробно овладение навыками и умениями в рисовании описано в исследованиях Е.И. Игнатьева [1], где дана характеристика начальных форм изобразительной деятельности, начиная с преддошкольного возраста, с описанием первых штрихов ребенка. Е.И. Игнатьев считает, что изобразительной деятельности детей предшествует довольно продолжительный подготовительный период, в течение которого происходит знакомство ребенка с изобразительным материалом, с основными его свойствами. Приобретаются необходимые умения использования материалов для рисования. Замечено, что дети, не имевшие долгое время в своем распоряжении материалов для рисования, затем в течение долгого времени не проявляли интереса к изодеятельности [2].

«Важнейшим побудителем к рисованию является пример взрослых», - говорит Е.И. Игнатьев. Ребенок подражает движениям рук взрослого. Первые штрихи его прерывисты, линии коротенькие, аритмические. Бумага во многих местах может быть процарапана, тогда, как в других, карандаш еле коснулся ее поверхности. Карандаш ребенок зажимает в кулаке или между фалангами второго и третьего пальцев. Ко второму году у ребенка появляется возможность регуляции двигательных актов. Деятельность двигательного анализатора быстро совершенствуется, прогрессивно усиливается двигательный контроль коры. Черканье развивает необходимые нервно-мышечные механизмы, развивает соответствующие группы мышц и механизм произвольного управления ими. Закладываются первые элементы зрительно-двигательной координации, которые затем будут иметь решающее значение.

К 2-м годам ребенок способен проводить прямые и закругленные линии. Движения его более уверенные, не прорывающие бумагу.

Относительно дошкольного возраста, Е.И. Игнатьев указывает, что в начале усвоения новых движений совершается под контролем зрения, с образованием двигательных навыков, контроль за движением осуществляется с помощью мышечно-суставных ощущений, от точности которых зависит точность движений. Зрительный контроль никогда не устраняется целиком. Координация пальцев рук еще недостаточна, плохо развит большой палец, в частности его противопоставление другим пальцам. Корковая регуляция движений достигает довольно высокого уровня только к 7 годам. Развитие движений в дошкольном возрасте - важная задача. Развитая рука позволяет более точно передавать контур предметов. Для формирования двигательных навыков Е.И. Игнатьев предлагает специальные упражнения - «рисование в воздухе». Такое упражнение подготавливает руку и глаз к реальному изобразительному движению. Этим приемом пользуются даже художники, когда им надо произвести точное и очень сложное движение. Но эти движения, конечно, не точно имитируют реальные изобразительные движения. Иногда дети не в состоянии повторить эти движения в ином масштабе на листе бумаги. [1]

Большую роль Е.И. Игнатьев отводит такому приему, как показ способов и приемов изображения. Н.П. Сакулина также считала, что «…воспитатель должен показывать рисуя. Дети следят глазами за движением руки и за возникшей в результате этого движения линией, формой и образом предмета» [3]. Исследования показали, что ребенок не одинаково легко усваивает изображение линий, имеющих разное положение на листе бумаги - ему легче даются вертикальные; где он хочет ровно провести горизонтальную линию, там он резко поворачивает лист на 90 градусов и проводит ее как вертикальную, еще труднее для него наклонные (скат крыши домика).

Постепенно ребенок приобретает навык в управлении движениями своей руки. Это наглядно проявляется при заштриховывании ребенком контурных фигур без выхода за их очертания. Е.И. Игнатьев пишет о том, что к 5-6 годам ребенок овладевает в основном легкими свободными движениями карандаша. Но как только перед ребенком возникает новая более сложная задача, возникают и новые трудности зрительно-двигательной координации. Усвоенный ранее изобразительный навык перестает удовлетворять ребенка. Е.И. Игнатьев обращает внимание на то, что пока сложное действие хорошо не закреплено, ребенок не восприимчив к усвоению новых действий, которые базируются на этих, еще не закрепленных систем. Воспитатель должен всегда помнить об этом, чтобы не вести работу «впустую» [2].

Анализ психологической литературы показал, что детям доступно усвоение художественных техник. Развитие восприятия и формообразующих движений осуществляется в процессе обучения изобразительной деятельности. В следующем параграфе рассматривается проблема обучения детей графике в педагогических исследованиях.

Литература

1.             Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: «Учпедгиз», 1961.

2.             Игнатьев Е.И. Влияние воспитание предмета на изображение по представлению. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.

3.             Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлуговой. - М.: «Педагогика», 1980.

 




Селиверстова Т.Н., 2016

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов