Ложкари в детском саду

Васильева Дина Владимировна

Деревянные ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов.Игра на ложках вносит разнообразие в музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

 

Первоначально в основу перспективного плана работы с ансамблем «Русские ложкари» были положены упражнения Петуховой Т.А. на развитие музыкально-слуховых способностей, разраб Рытова, а также авторские разработки. Некоторые приёмы игры на ложках мы сами придумали с детьми и дали им свои названия. Позже, практическое применение в нашей работе по обучению дошкольников игре на деревянных ложках получили программы И. Каплуновой «Ладушки» на развитие и формирование метроритмического чувства и Т.Э. Тютюнниковой «Весёлая шарманка». Игровая форма занятий оказалась очень привлекательной для детей, и показала высокие результаты. Изменилась структура занятия. Если в начале нашей деятельности занятие было разбито на три части: 1) попевка, 2) обучение игре на ложках, 3) подвижная игра, то теперь, изучив технологию Тютюнниковой и других педагогов, мы стали экспериментировать на занятиях и пришли к выводу, что занятие должно состоять из четырёх-шести видов деятельности. Каждое занятие может начаться с любой части, будь-то: попевка, пальчиковая игра, слушание, музыкально-ритмическое движение, звучащие жесты, игра на ложках. Всё зависит от детей, с каким настроением они пришли на занятие, и какая цель поставлена на занятии. Но игровая деятельность должна присутствовать на каждом занятии. Эффективным является использование пальчиковых игр и звучащих жестов, что успокаивает и настраивает детей на рабочий лад. В процессе своей работы мы учитывали психологические и индивидуальные способности каждого ребёнка, его физические возможности, состояние здоровья. Во время работы было выявлено, что дети могут играть не более 5-7 минут, а затем необходимо сменить вид деятельности, при этом занятие должно быть не более 15-20 минут. Работая над техникой игры, музыкальному руководителю пришлось научиться держать ложку в левой руке, т.к. зеркальное отображение детям более понятно. Играть на ложках стали не сразу.